Оглавление
Введение
1. Живопись:традиции и новации
2.Идеологические факторы в развитии живописи
3. Новые имена ипроизведения
Заключение
Литература
Введение
Музыка, живопись, литература и прочие искусства инепосредственно связанные с ними области эстетической активности человека всоветский период, подверглись давлению иррационализма. Это видно особенно ярков области живописи. Большинство художников советского времени, принадлежащихразличным школам живописи, отошли от изображения мира (людей, животных,природы) таким, каким мы его видим. Этот мир предстает на живописных полотнахдеформированным, иногда вовсе неузнаваемым, ибо художники руководствуются большесвоим воображением, чем зрительным восприятием окружающих нас явлений (согласноисследованиям Е. Гродзинского, П. Сорокина и др.). Очевидно, что этот далекоидущий отход от реализма отнюдь не пустой каприз. Художники старались сказатьмассам людей, осматривающих их картины, статуи, графические композиции: мирвовсе не таков, каким вы его видите; он в своей сути бессмысленный, абсурдный,является таким, каким мы показываем вам в своих художественных образах.Достаточно упомянуть такие направления живописи XX в., как кубизм,экспрессионизм, сюрреализм, ташизм, авангардизм и др. Однако и в этот хаотичныйпериод создавались полотна, которые вошли в сокровищницу белорусскогоизобразительного искусства
Анализируя литературу посвященную нашей теме, нельзя неотметить влияние времени на оценку живописи. В литературе советского времениизобразительное искусство превозносили до небес, а авторы учебников выпускапоследних 5 – и лет все больше критикуют, но не самих живописцев, а насаждениеидеологии в творчество художников. Интересно, а какую оценку живописи наших современниковсоставители учебников и пособий дадут лет через 70?
1. Живопись: традиции и новации
Последнее предоктябрьское десятилетие было отмеченоисканиями в модернистском искусстве. На смену символизму пришел акмеизм. Акмеисты,в отличие от символической туманности, провозгласили культ реального земногобытия, «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь».
Одновременно с акмеизмом в 1910–1912 гг. возникфутуризм. Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания.
Эти процессы коснулись не только живописи, но и всейкультуры в целом. Появляются новые объединения: «Голубая роза»(1907), «Бубновый валет» (1911), «Ослиный хвост» (1912).Творчество художников, участвовавших в этих группах (П.В. Кузнецов, М.С.Сарьян, С.Ю. Судейкин, Н.С. Гончарова, М.Ф. Ларионов и др.), очень разных посвоей художественной манере, несло в себе в той или иной степени чертымодернистского искусства, близость к реализму и символизму, экспериментаторствов области цвета и формы.
К 1913 г. относится возникновение русского авангарда,сыгравшего огромную роль в развитии мировой живописи. В искусстве авангарданашли выражение творческие искания крупных мастеров, талантливых художников (К.Малевич, К. Петров-Водкин, Р. Фальк, М. Шагал, П. Филонов и др.). Они, каждыйпо-своему, искали в окружающей среде не конкретные реалии и свидетельствасоциальной ситуации, а воплощение идеи мирового устройства. Художественнаямысль приобщалась к новым научным открытиям. В искусстве авангарда воплощалосьсмелое экспериментаторство, раздвинувшее рамки традиционного пониманияживописи.
Послеоктябрьские годы характеризовались поиском новых направлений визобразительном искусстве. Своеобразной лабораторией, где разрабатывалисьтеоретические, творческие и педагогические исследования, явился Витебск. Тут вянваре 1918 года начала действовать народная художественная школа, котораяпотом вошла в историю мирового искусства. Ее организатором, а с февраля 1919года и директором, был Марк Шагал. В связи с отсутствием педагогов он выступилс обращением к «художникам революционерам» из других городов приехать на работув Витебск. Скоро на витебской земле очутилась плеяда талантливых художников,представителей разных течений: Л.М. Лисицкий, В.В. Ермолаева. В ноябре 1919года в Витебск приезжает Казимир Малевич, основатель новой художественноготечения – супрематизма. В его основе лежало новое представление об объеме иплоскости, покое и движении, новые взаимосвязи между предметами и окружающейсредой. Это была и новая и оригинальная концепция художественного творчества.Ее представляла загадочная картина «Черный квадрат». Космос в Космосе – такможно обозначить эту картину. К. Малевич создал объединение художников –«УНОВИС». Эта аббревиатура, по мнению организаторов, обозначала обновление (отслова «уновись»). Его члены считали, что когда «революция для того пришла чтобразрушить старый свет и построить новый», то этот новый свет должен исправлятьновые формы. И художники по рецепту своего учителя стали создавать безликостьразнообразных комбинаций из геометрических фигур. Уновисты разработали такойязык искусства, который открыл путь к промышленному дизайну, художественномуконструированию. Идеи витебских авангардистов выявили, в дальнейшем, находки идостижения мировой архитектуры и дизайна, книжной и промышленной графики, хотяв этом новом деле также не обошлось без перегибов.
Новые идеи использовались при преподавании в художественной школе,которая в феврале 1922 года была реорганизована в Витебскийхудожественно-практический институт. В стороне от новых направлений осталасьтолько академическая мастерская Юдаля Пэна.
В первой половине 1922 года УНОВИС был закрыт. В мае 1922 года совершилсяпервый и последний выпуск высшего художественного учебного заведения вВитебске: из 10 человек – 8 были членами «УНОВИСа». Большинство выпускников,вместе с частью студентов младших курсов летом 1922 года поехали в Петроград.Покинули Витебск и многие известные художники, в том числе и К.С. Малевич, В.В.Ермолаева и др.
В изобразительном искусстве социалистический реализм, продолжаетгуманистические традиции искусства предыдущих эпох. В получении новогосоциалистического сознания, выражает историческую перспективу развитияпрогрессивного искусства. Идейно-эстетические принципы этого методаформировались в острой борьбе против декадентства, формализма, футуризма, натуралистичногопримитивизма и др. направлений. Становление нового творческого методанепосредственно связано с пафосом утверждения новой жизни в условияхсоциалистического общества, романтической предвзятости в отражении героикиреволюционной борьбы, событий гражданской войны, строительстванационалистического хозяйства.
В произведениях 1920-1930 –х годов живописцев Я. Дроздовича, В.Кудревича, М. Станюты, М. Филипповича и др. проявляются традиции белорусского народногоискусства.
Самобытностью, обращению к этнографии и фольклору выделяется деятельностьМ. Филипповича, который работал в технике масляной живописи и акварели. Онсоздал картины «На Купалье» (1921 г.) «Весенний праздник» (1922 г.), «Старый белорус с трубкой» (1925 г.), «Красноармейцы в деревне» (1931 г.), «Бой на Немиге» (1922 г.).
Во всех видах и жанрах искусства 1930-х гг. отражалась новая жизнь,преобразование народного хозяйства: художники обращались к значительнымсобытиям в истории Белоруссии, создавали образы деятелей белорусской культурыпрошлого и настоящего, стремились реальность в ее революционном развитии. Этопроизведения З. Азгура, И. Ахремчика, А. Бембеля. В. Волкова. П. Гавриленко,И. Гембицкого, А. Глебева, Я. Зайцева, Е. Красовского, Я. Крюгера, и др.Творческие связи белорусских художников с художниками других союзных республик,участие во всенародных и международных выставках, работа над актуальнымипроблемами строительства социалистической культуры способствовали обогащениюхудожественного опыта белорусских художников.
В 30-е годы черед талантливых художников начинали творческий путь вЗападной Белоруссии. Многогранностью выделялся талант Язепа Дроздовича. Онпервый в белорусском искусстве начал космическую тему. Им созданы три серии:«Жизнь на Марсе» (1931г.), «Жизнь на Сатурне» (1932 г.), «Жизнь на Луне» (1932 г.).
После войны открылся Белорусский театрально-художественный институт (нынеАкадемия искусства Беларуси), который занимался подготовкой кадров в областиживописи, скульптуры, актерского мастерства.
2. Идеологические факторы в развитии живописи
Обострение внутриполитической борьбы, усиления культа личности Сталина социалистическийреализм оказали свое влияние на изобразительное искусство. Как и в другихжанрах искусства, появились новые приоритеты. Официальная пропаганда требовала показатьтриумф партии гениальность «отца» всех народов. Краевиды разных мест, жизньпростых людей становились ненужными. Со связанными руками художники не моглираскрыть свой талант, свое видение окружающего мира. Шла нивелировка таланта,терялся профессиональный уровень, набирала мощь тенденция денационализацииизобразительного искусства.
Партийное руководство требовало от художников показа жизни с пафосомдинамизма, монументальности прославления высшего руководства. Тех кто стоял встороне от этого, подвергали критике как со стороны партийного руководства, таки со стороны союза художников, которое было избрано на первом съезде художниковв январе 1938 года. Съезд подчеркнул необходимость заниматься вопросамисовременности, создавать тематические произведения.
Чтобы оправдать звание настоящего советского художника, нужно былоприспосабливаться, иначе, нависала угроза лишится жизни. Даже самые талантливыехудожники вынуждены были писать то, о чем говорила официальная пропаганда. Вконце 30-х годов в их полотнах все больше места занимал тематический жанр,посвященный революции, гражданской войне, показав в этих событиях роли «отца» народов.Отображению исторического жанра способствовала подготовка к выставке, котораяпроводилась в дни Декады белорусского искусства в Москве.
На выставке были представлены полотна Я. Зайцева «Выступление КраснойАрмии в Минске в 1920 году», М. Манасзона «Выступление М.И. Калинина передрабочими Минска в 1919 году», и «Встреча советских танкистов в ЗападнойБелоруссии. 1939 г.», Галины Данальской «Польские оккупанты» и др.
В годы «хрущевской оттепели» появляется «суровый стиль», для которогохарактерны широкий мазок, обобщенный лаконичный образ, непривычная скульптурнаяемкость картины. Такое резкое изменение в живописной манере художниковобъяснялось резкой переоценкой ценностей, осуждением культа личности Сталина,пересмотром вульгарных теорий социалистического реализма. Грубая лепка суровыхполотен 60-х годов несет себе большой эмоциональный заряд, его сила убеждаетнас в своей правоте. Это работы Леонида Щемилева «Эстонские рыбаки», АльгердаМалишевского «Полочанка», Мая Данцинга «О Великой Отечественной», пейзажи 60-хгг. В Цвирко. Май Данцинг посвятил много полотен стройке нового городаСолигорска: «Я знаю город будет Солигорск», «Новоселы», «В заводской столовой»и др. много полотен у него о Минске: «Старый и новый Минск», «Мой Минск» и др.
В условиях послевоенного идеологического нажима развивалосьизобразительное искусство. Культ личности Сталина оказывал влияние на поисктемы художника, которая нередко проявлялась конъюнктурными соображениями, аборьба за высокую идейность подменялась значимостью самой темы илиисторического события. Но и таких условиях создавались полотна, которые вошли всокровищницу белорусского изобразительного искусства.
Основной темой многих живописцев в послевоенный период является отображениеподвига народа в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. С первых днейвойны мастера изобразительного искусства посвятили свое творчество показугероического подвига фронтовиков, партизан. Историческую ценность имеютмногочисленные серии фронтовых рисунков, исполненных с натуры. Находясь впартизанских отрядах некоторые художники не бросили кисти. Более 40антифашистских плакатов, 70 рисунков и акварелей (зарисовки боевых операций,портреты партизан) сделал художник Николай Гутнев.
Между боями художник Павел Гавриленко написал картины «Прорыв немецкойобороны» (1943 г.), «Партизаны на Полесье» (1944 г.), «Портрет мальчика-партизана» (1943 г.) и др. Произведения Белорусских художников созданныев военные годы были представлены на выставке организованной в 1944 году вМоскве в залах Государственной Третьяковской галереи. В ней участвовало более30 живописцев, скульпторов, графиков.
Белорусские художники продолжали работать в условиях постоянногоидеологического давления и навешивания ярлыков. Особенных масштабов покушениена свободу творчества достигло в годы борьбы с космополитизмом. Так художникЕвгений Красовский критиковался за то, что в создании картин шел «не отсодержания, а от формальных моментов, от палитры, от получения светотени».Время показало предвзятость критики. Художник оставил потомкам чудесные пейзажибелорусской природы, среди которых выделились «Беловежская пуща» и «Вязынка» (1947 г.), «На Березине» (1954 г.), «Яхты на причале» (1955 г.) и др. Психологическойпроникновенностью, неповторимостью характера, внешнего облика и внутреннегосвета личности выделяются портреты «Партизан Петр Каше» (1946), художника МФилипповича (1946 г.), народного артиста СССР Б. Платонова (1947 г.).
Постоянная критика, идеологический нажим способствовали тому, что длямногих полотен была характерна вымышленная монументальность, надуманностькомпозиции, парадность, официальность. Это касалось, например, большой картины ИсаакаДавидовича и Евгения Тихоновича «Слава великому Сталину» (1956 г.). Многофигурная композиция показывает парад физкультурников Белоруссии на Красной площади в Москве.Картина представляет собой образец парадной живописи, внутренней безличности истандартизации образов советской молодежи.
На огромном полотне Натана Воронова «По поручению ленинского ЦК РКП(б)»Минск. 1919 год» (1953 г.) показан общий интерес массы солдат ижелезнодорожников, вызванный приездом Сталина. К нему художник поворачиваетвесь народ, показывает зрителю спины. Судьба народа, его героическая жизнь втяжелых условиях военной разрухи осталась за гранью потуг художника.
Период застоя для белорусской живописи был драматичен, давлениеофициально-бюрократического пресса здесь ощущалось сильней, чем в ряде другихреспублик. Например в соседней Литве, куда нередко устремлялись молодыехудожники. Но искусство оставалось искусством. Путь к преодолению фальшивойриторики, официоза художники находили в обращении к духовным ценностямнародного искусства, в обращении к своему историческому прошлому, образу роднойприроды.
3. Новые имена и произведения
С конца 1950-х – начала 1960 –х годов в изобразительном искусстве заявилао себе большая группа художников. Начинать было тяжело, потому что в это времяпартийные структуры развернули борьбу с абстракционизмом и формализмом «как однойиз форм буржуазной идеологии».
Пожалуй, самым именитым художником военного поколения, который пришел вживопись в конце 50-х и представил на суд общественности свои первые работы,был Михаил Савицкий. Это были полотна «Песня» (1957 г.) и «Честь долга» (1958 г.). В начале 60-х художник начал работать над темой партизанскойборьбы с фашизмом. В результате явился ряд полотен, таких как «Партизаны» (1953 г.), «Витебские Ворота», «Оршанский патрульный», «Патруль. Блокада» (1967 г.), «Наказание смертью» (1968 г.). Особую известность среди его работ получили «Партизанскаямадонна» (1957 г.) и «Партизанская мадонна (Минская)» (1968 г.) это символический образ республики-партизанки с одной стороны, и образ белорусской женщины,несущий идею вечной жизни на земле с другой… Эти произведения подтверждаютгероический смысл человеческого бытия, ставят конкретные проблемы жизни исмерти, ответственности и самопожертвования.
Важное место в творчестве художника занимает тема труда. Раздумьями просудьбу родной земли, труд как основная ценность жизни, пронизаны полотна«Урожай» (1966 г.), «Хлебы» и «Рабочие» (1968 г.), «В поле» (1972 г.), «Рожь» (1975 г.), «Хлеб нового урожая» (1979 г.).
В 1974 – 1980 гг. у Савицкого появляется цикл «Цифры на сердце». Этодокументальные полотна (Савицкий был узником Бухенвальда и Дахау), в которыхпоказаны ужасы фашистских концлагерей («SОS», «побег», «Этерсберг – Голгофа ХХ века», «Отбор» и др.).
Живописную манеру Савицкого отличает монументальность изобразительныхсредств и прочтения образов. Работы художника явились значительным вкладом вразвитие белорусского и мирового изобразительного искусства. М Савицкий лауреатГосударственной премии СССР 1973 г. За цикл «Героическая Беларусь» и настеннуюроспись «Отечественная война 1944 год», Государственной премии БССР 1970 и 1980гг. (картины «Наказание смертью», «Хлебы», «Рабочие», и цикл «Цифры на сердце»). Ему присвоено звание народного художника БССР в 1972 году и народногохудожника СССР в 1978 году.
В 70-х — 80-х гг. мы наблюдаем небывалую, по сравнению с 50-60 – ми гг.,свободу выбора сюжетов, пластичных поисков, колористических возможностей,разнообразие манер письма. Живописный язык каждого художника легко узнаваем.Надолго запоминаются произведения Щемилева, Ващенко, Горячего, Скрипниченко,Товстика, Марочкина.
Демократизация общественной и культурной жизни конца 80-х — начала 90 –хгг. сделала реальностью открытый диалог со зрителем художников, заявивших освоей независимости от традиционной иерархии материальных и духовных ценностей.Одно за одним возникают неформальные объединения «Галiна»,«Форма», «Плюралис», «Квадрат». Экспонируются выставки нетрадиционногоискусства, открываются галереи.
Произведения многих современных художников (Залазного, Задорина, Ксензова,Кузнецова и др.) напоминают об искусстве конца ХIХ –начала ХХ вв. Это как бы цитаты из творчества прославленных мастеров«серебряного века». В противоречивом нашем времени художники снова обращаются каллегориям, символическим образам. На их полотнах страх, боль, растерянностьвоспроизведены в красках, линиях, цвете, словом языком живописи.
Из многообразия современной живописи выделись два имени: Н.И. Счастной, иН. Селещука.
Нинель Ивановна Счастная – автор многих известных монументальныхпроизведений. Живописным работам художницы свойственна высокая поэзия иглубина. Бытовая картина «В бане» воспринимается как философский взгляд нанеобратимость и круговорот человеческой жизни. Девчушка, девушка, цветущаямолодая женщина, зрелая женщина и сгорбленная старуха – это жизнь в ее вечном инеуловимом движении и обновлении. Композиция и удивительная светящаяся техникаживописи тоже работает на эту идею.
Счастная создала целую галерею портретов выдающихся белорусскихписателей, артистов, художников. Произведения Счастной всегда неоднозначны, имсвойственна символическая многоплановость, метафорическая образность. И приэтом они понятны и доступны зрителю.
Творчество Николая Селещука – яркое и самобытное явление в культуреБеларуси. Его работы находятся в Третьяковской галерее, в музеях Греции,Финляндии, Германии, Канады, Польши, Болгарии, в лучших западно-европейскихколлекциях.
Его талант в живописи раскрылся особенно ярко. Оригинальные, отмеченныеглубоким чувством и своеобразной красотой, картины Селещука волнуют изачаровывают.
Долгое время Селещук был едва ли не единственным в Беларуси«авангардистом», «сюр» и «гиперреалистом» одновременно.
В гиперреализме или фотореализме с удачным сочетанием экспрессивногоромантизма написан «Портрет киноактрисы С. Суховей». Фигура актрисы дана вдвижении, которое подчеркивается стремительными, темпераментно положеннымимазками.
Большое место в творчестве Селещука занимает урбанистическая тема.«Метро» — взгляд в людской сутолоке сумел схватить только несколько лиц.
К сожалению художник погиб в 1996 году, не достигнув своего 50 –летия.
Заключение
В заключение подведем итоги, резюмируем этапы развития советскойживописи.
Для живописцев 1920 — 1930 гг. характерна тематическая картина,стремление по-новому отразить предметность, разработкой темы революции игражданской войны. Опираясь на реалистические традиции искусства второйполовины XIX – нач. XX вв.художники создают полотна в духе, так называемого, социалистического реализма,ведущего направления в советском социалистическом искусстве с 1930 – х г.Социалистический реализм оказали свое влияние на изобразительное искусство. Каки в других жанрах искусства, появились новые приоритеты.
В годы «хрущевской оттепели» появился «суровый стиль»,для которого характерны широкий мазок, обобщенный лаконичный образ, непривычнаяскульптурная емкость картины.
В условиях послевоенного идеологического нажима развивалосьизобразительное искусство. Культ личности Сталина оказывал влияние на поисктемы художника, которая нередко проявлялась конъюнктурными соображениями, аборьба за высокую идейность подменялась значимостью самой темы илиисторического события.
Современные художники напоминают нам об искусстве конца ХIХ – начала ХХ вв. Это как бы цитаты из творчествапрославленных мастеров «серебряного века». Художники снова обращаются каллегориям, символическим образам. На их полотнах страх, боль, растерянностьвоспроизведены в красках, линиях, цвете, словом языком живописи.
Итак, живопись представляла собой сложный и огромный путь. Отличительнымичертами живописи всегда оставались демократизм, высокий гуманизм и подлиннаянародность, несмотря на периоды жестокой правительственной реакции, когдапрогрессивная мысль, передовая культура всячески подавлялись.
Литература
1. ГiсторыяБеларусi: Падручнiк: у 2 ч. ч. 2. Люты 1917 г. — 2004 г. / Я.К. Новiк [iiнш.]/ пад рэд. Я.К. Новiка, Г.С. Марцуля. — 2 выд. — Мн.: Вышэйшая школа — 2006 — 471 с.
2. Ильина Т.В.История искусств. Отечественное искусство: Учебник / Т.В. Ильина — 3-е изд.Перераб. И доп. — М.: Высшая школа, 2005 — 407 с.
3.Культурология: Учеб. пособие. / З.А. Неверова [и др.]/ под научн. редакт. А.С.Неверова. 2-е изд. исправл. — Мн.: Высшая школа, 2005 — 368 с.
4. ПарашнiкаýС.А. Гiстoрыя культуры Беларусi. / С.А. Парашнiкаý. — 2 выд. — Мн.:Беларуская навука, 2004 — 444 с.
5. Чигринов П.Г.Очерки истории Беларуси: Учебн. пособие / П.Г. Чигринов. 2-е изд. перераб. идоп. Мн.: Высшая школа, 2004 — 463 с.