Реферат по предмету "Культура и искусство"


Жизнь и творчество Сергея Бондарчука

Контрольнаяработа
По теме: Жизньи творчество Сергея Бондарчука.
Выполнил :
Шатохин ВладимирСергеевич
Орёл 2009

Содержание
Введение
Глава1. Развитиесоветского кино
1.1В погоне за Красным «Октябрем»(1918-1930)
1.2В звуковых сетях «соцреализма»(1931-1940)
1.3«Сороковые, роковые…» (1941-1949)
1.4От «малокартинья» — к «кинооттепели»(1950-1968)
1.5«В тихом киноомуте…» (1969-1984)
1.6В угаре киноперестройки… (1985-1991)
Глава2. Жизнь и творчество Сергея Бондарчука
2.1Детство
2.2Началотворческого пути Сергея Бондарчука
Заключение

Введение
Сто лет назад родилоськино – подлинное чудо, сотворённое человеческим гением. Родилось примерноодновременно с самолётом и автомобилем, с радио и электрической лампой, симмунологией и рефлексологией, с теорией относительности и атомной физикой, смногими другими великими открытиями. Да и рождение кино стало возможнымблагодаря научным и техническим изобретениям.
Но ведь кино — искусство.
А новых искусств запоследние два тысячелетия существования культуры не появлялось. Существующиеискусства изменялись, развивались, обогащались, вырабатывали новые виды, жанры,приёмы но оставались традиционными издавна известными человеку.
С незапамятных времёнчеловек считал искусство чудом. Он верил что пением и бряцаньем струн можноприручить диких животных. Что нарисовав зверя или врага, можно его победить. Чтословом можно разрушить или построить, подчинить и освободить, убить и оживить. Иразве это не так ?
Разве не чудо, звуки, краски,слова, соединяясь между собой, вдруг становятся событиями и людьми, вызывают унас то радость, то отчаяние, то страх, то смех, то печаль? И разве не чудо, чтособытия и люди, существовавшие давно или не существовавшие никогда, вдругстановятся видны на экране как через волшебное окно? С незапамятных временчеловек выражал свои чувства посредством слов, звуков, красок, движений.
О виденном, слышанном, пережитомон пытался рассказать другим людям, и рассказать так ярко правдиво, внушительно,что люди смогли бы увидеть, услышать и пережить тоже, что испытал он. Из этогостремления человека к общению, передаче опыта, познанию окружающей жизни ирождалось искусство-умение изображать жизнь в живых и умение передавать своичувства другим. История не знает, когда возникли пение и танец, когда раздалисьпервые ритмические удары – что стали повторяться, заучиваться, передаваться изуст в уста.
Вначале многиесомневались: искусство ли кино? Может быть, просто новое техническое средстводля фиксации и распространения произведений старых, традиционных, вечныхискусств? Нетысячелетия, а считанные годы потребовались ему, чтобы прекратитьвсе споры и занять почётное место рядом с литературой в семье других искусств.
Новое искусство вошло вкаждый дом, каждую семью, сознание каждого человека. Оно завладело умами исердцами. Что же принесло оно человечеству? Дало ли оно человеку новое знание, можетбыть, это отрава, зло, дурман? Или всё-таки радостное, доброе, мудрое чудо?

Глава 1. Развитие советскогокино
1.1В погоне за Красным «Октябрем»(1918-1930)
Но все когда-нибудь кончается. Октябрьский переворот1917-го послужил многим известным российским кинематографистам эффектным трамплиномна Запад. Так что первый «совдеповский» фильм «Уплотнение» (1918), поставленныйзаурядным конъюнктурщиком А. Пантелеевым, вышел не ахти каким художественным. Даи время братоубийственной гражданской войны, право, было не лучшим для развитиякинематографа. Но уже через каких-нибудь пять лет охваченная революционнымпорывом и мечтой о мировой диктатуре пролетариата творческая молодежь поразилапланету новизной киноязыка. Так на смену «серебряному веку» российского кино пришелсоветский киноавангард 20-х. Идеологическая цензура Кремля в те времена ещемало интересовалась формой художественного «текста». Именно это и позволилогению Сергея Эйзенштейна отважно экспериментировать с «монтажом аттракционов» вего знаменитых фильмах «БроненосецПотемкин» (1925) и «Октябрь» (1927). Их очевидная политическаяангажированность не помешала широкой известности на Западе. Откройте любую зарубежнуюкнигу по истории мирового кино – и вы наверняка обнаружите специальную главу, посвященнуюкинематографу Сергея Эйзенштейна иего знаменитых современников – Льва Кулешова («По закону»), Всеволода Пудовкина(«Мать», «Конец Санкт-Петербурга»), Александра Довженко («Звенигора», «Земля»),«ФЭКСов» (эту питерскую киногруппу возглавляли Григорий Козинцев и ЛеонидТрауберг, авторы «Шинели» и «СВД»), Дзиги Вертова («Человек с киноаппаратом»).
Конечно, рядом с «эффектом Кулешова» и «монтажоматтракционов» существовало и вполне коммерческое, зрелищно-развлекательное киноЯкова Протазанова («Закройщик из Торжка», «Процесс о трех миллионах», «Праздниксвятого Йоргена») и Константина Эггерта («Медвежья свадьба»). Но лидерствоСергея Эйзенштейна с его метафорическими «Броненосцем» и «Октябрем» уже тогдане вызывало никакого сомнения.
 
1.2В звуковых сетях«соцреализма» (1931-1940)
Приход звука в российском кино («Путевка в жизнь» Николая Экка, 1931)почти совпал с ликвидацией последних островков творческой свободы и торжествомтак называемого «социалистического реализма». Сталинский тоталитарный режимспешил поставить на контроль практически каждую «единицу» тогдашнего кинопроизводства.Так что ничуть не удивительно, что вернувшийся из зарубежной поездки Эйзенштейнтак и не мог добиться выпуска на экран своей картины «Бежин луг» (в итоге фильмбыл уничтожен). Да и другие лидеры 20-х (Д. Вертов, Л. Кулешов, В. Пудовкин) напрактике ощутили железную хватку кремлевскойцензуры. Фаворитами 30-х стали режиссеры, сумевшие не толькоосвоить новые выразительные возможности звука, но и создать идеологическуюмифологию Великой Революции, перевернувшей мировое устройство. БратьямВасильевым («Чапаев»),Михаилу Ромму («Ленин в Октябре»,«Ленин в 18-м году») и Фридриху Эрмлеру («Великий гражданин») удалось войти вобойму обласканных властями кинематографистов, сумевших приспособить свойталант к жестким требованиям эпохи «обострения классовой борьбы» и массовыхрепрессий.
Но надо отдать должное Сталину – он понимал, чтокинорепертуар не может состоять из одних только «идеологических хитов». Недавнийученик и ассистент С. Эйзенштейна Григорий Александров («Веселые ребята», «Цирк»,«Волга-Волга») стал официальным «королем комедии» 30-х. А его жена ЛюбовьОрлова – главной звездой экрана.
 

1.3«Сороковые, роковые…»(1941-1949)
Война резко изменила тематический и жанровый спектрроссийского кино. После «пилотных» короткометражек «Боевых сборников» появилисьполнометражные фильмы о войне («Радуга», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Зоя»и др. ), где война уже не представала чередой легких побед над карикатурнослабым противником. Именно в годы войны Сергей Эйзенштейн снимает свойпоследний в жизни шедевр – трагедию «Иван Грозный». Вторая серия этого фильмабыла, как известно, запрещена Сталиным. И не даром – в образе блестящесыгранного Николаем Черкасовым жестокого и полубезумного царя Ивана не так ужтрудно было увидеть намеки на порочность кровавого абсолютизма…
Завоеванная ценой десятков миллионов согражданпобеда над нацизмом вызвала новую киновспышку «культа личности». В фильмахпридворного режиссера Кремля Михаила Чиаурели («Клятва», «Падение Берлина»)Сталин выглядел настоящим божеством, вызывающим экстаз массового поклонениярабоче-колхозной паствы. Между тем, в концу 40-х «кремлевскому горцу» ужетрудно было отслеживать тогдашний кинорепертуар, и он решил действовать поизвестному принципу – лучше меньше, да лучше. Пусть отборные российскиекинематографисты снимут только 12 фильмов в год, но зато – это будут некакие-нибудь проходные середнячки, а настоящие шедевры «соцреализма». Например,эпопеи о Революции и Войне («Незабываемый девятнадцатый», «Сталинградскаябитва»). Или историко-биографические повести о не замеченных в «оппортунизме»ученых («Жуковский», «Пржевальский»), полководцах («Адмирал Нахимов», «АдмиралУшаков») и деятелях искусства (Композитор Глинка», «Белинский»)… Сказано –сделано. К этим образцово-показательным сюжетам, в самом деле, подключились тогдашниелучшие киносилы (М. Ромм, В. Пудовкин и др. ). Резко сузившийся развлекательныйкиноспектр был представлен комедиями Григория Александрова («Весна») и ИванаПырьева («Кубанские казаки»).
 
1.4От«малокартинья» — к «кинооттепели» (1950-1968)
Эпоха малокартинья завершилась вскоре после смертиСталина. «Оттепельная» либерализация кремлевского курса второй половины 50-хвызвала резкое увеличениефильмопроизводства и приток режиссерско-актерских дебютов. Наиболеезаметной фигурой тех лет, бесспорно, стал Григорий Чухрай («Сорок первый», «Балладао солдате», «Чистое небо»). Однако и кинематографисты старшегопоколения не спешили уйти с ковра. «Летятжуравли» — подлинный шедевр режиссера Михаила Калатозова иоператора Сергея Урусевского — заслуженно завоевал «Золотую пальмовую ветвь»Каннского фестиваля. К слову, эту «каннскую высоту» — ни до, ни после – неудалось взять ни одному российскому фильму… Чуть позже тот же дуэт снял еще двазнаменитых фильма с новаторским стилем – «Неотправленное письмо» и «Я – Куба».
Второе дыхание пришло и к Михаилу Ромму. На мойвзгляд, именно в 60-х он поставил свои лучшие фильмы – «Девять дней одногогода» и «Обыкновенный фашизм».
Отказ от парадной помпезности в пользу проблем«простого человека» особенно ярко виден в скромных мелодрамах Марлена Хуциева«Весна на Заречной улице» (совместно в Ф. Миронером) и «Два Федора». Эти фильмыбеспрепятственно вышли в широкий прокат. Зато попытка Хуциева выйти на уровенькритического осмысления современности («Мне20 лет», «Июльский дождь») вызвала резкое противодействиевластей, начавших постепенную «заморозку» кинооттепели. Самой знаменитойжертвой этих цензурных холодов стал легендарный фильм Андрея Тарковского«Андрей Рублев» (1966). В середине 60-х Кремль фактически объявил войнуроссийскому «авторскому кино», не укладывавшемуся в замшелые рамки«соцреализма». Вслед за «Рублевым» (тогда еще картина называлась «Страсти по Андрею») на полкеоказались фильмы Андрея Кончаловского («История Аси Клячиной…»), АлександраАлова и Владимира Наумова («Скверный анекдот»), Андрея Смирнова («Ангел»), ЛарисыШепитько («Родина электричества»),Александра Аскольдова («Комиссар»)…
Вместе с тем «оттепель» позволила выйти на экраны нетолько «артхаусным» фильмам Андрея Тарковского («Иваново детство»), ГлебаПанфилова («В огне брода нет»)и Ларисы Шепитько («Крылья»), но и подарила зрителям удовольствие настоящегоразвлечения в комедиях Леонида Гайдая («Операция«Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»), ЭльдараРязанова («Берегись автомобиля!») и Георгия Данелия («Я шагаю по Москве»). Нельзя неупомянуть и нашумевшие экранизации мировой классики – «оскароносную» «Войну имир» Сергея Бондарчука, «Анну Каренину» Александра Зархи, «Гамлета» ГригорияКозинцева и «Братьев Карамазовых» Ивана Пырьева…
Кинооттепель стала звездным часом для ТатьяныСамойловой, Анастасии Вертинской, Людмилы Савельевой, Вячеслава Тихонова, Олега Стриженова, Алексея Баталова, ИннокентияСмоктуновского, Евгения Урбанского, Олега Ефремова и многих других замечательныхактеров нового поколения. И это притом, что в эти годы еще продолжали игратьБорис Андреев, Алексей Черкасов, Михаил Жаров, Лидия Смирнова, Николай Симонови другие известные артисты 30-х – 40-х годов.
 
1.5 «В тихом киноомуте…» (1969-1984)
«Оттепель» оборвалась в августе 1968, раздавленнаягусеницами советских танков, бороздивших пражские мостовые… Кремлевскаякинореакция была довольно жесткой. Накорню душились многие творческие замыслы. Немало незаурядныхкартин оказалось на цензурной полке: сильный фильм о войне «Проверки надорогах» Алексея Германа, фантасмагорическая «Агония» Элема Климова, психологические драмы «Долгиепроводы» Киры Муратовой и «Тема» Глеба Панфилова)… Иные выдающиеся фильмыиезуитски наказывались минимальным тиражом и прокатом («Зеркало» и «Сталкер»Андрея Тарковского, «Парад планет» Вадима Абдрашитова, «Мой друг Иван Лапшин»Алексея Германа). Но вопреки всему сквозь тихий киноомут отшлифованногоцензурой российского кино то и дело прорывались ленты мастеров класса «А». ВасилийШукшин («Печки-лавочки», «Калина красная»), Глеб Панфилов («Начало», «Прошу слова»), НикитаМихалков («Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Несколькодней из жизни И. И. Обломова», «Родня»), Вадим Абдрашитов («Слово для защиты», «Охотана лис»), Илья Авербах («Чужие письма», «Объяснение в любви»), Роман Балаян(«Полеты во сне и наяву», «Поцелуй»), Ролан Быков («Чучело»), Динара Асанова(«Пацаны»), Сергей Соловьев («Спасатель», «Наследница по прямой»), ГеоргийДанелия («Осенний марафон»), Петр Тодоровский («Военно-полевой роман»), АндрейКончаловский («Дядя Ваня», «Сибириада»)… Это далеко не полный список заметныхимен и фильмов той эпохи.
Посещаемость кинозалов в России в ту пору была однойиз самых высоких в мире. Десятки миллионов зрителей смотрели комедии ЛеонидаГайдая («12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию»), Георгия Данелия («Афоня», «Мимино»), Эльдара Рязанова(«Ирония судьбы», «Служебный роман», «Вокзал для двоих»), зрелищные лентыВладимира Мотыля («Белое солнцепустыни») и Александра Митты («Экипаж»). Абсолютнымирекордсменами тех лет стали мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам неверит» (приз «Оскар») и боевик «Пираты ХХ века» Бориса Дурова. А какие былизвезды – Владислав Дворжецкий (1937-1978), Владимир Высоцкий (1938-1980), Олег Даль (1941-1981), АнатолийСолоницын (1934-1982), Юрий Богатырев (1947-1989), Анатолий Папанов (1922-1987),Андрей Миронов (1941-1987), Евгений Леонов (1926-1994), Александр Кайдановский(1946-1995), Николай Еременко (1949-2001)!
Вопреки превратностям судьбы именно в это времяполюбившаяся зрителям по «оттепельной» комедии «Карнавальная ночь» ЛюдмилаГурченко снова взошла на актерский Олимп («Двадцать дней без войны» А. Германа,«Пять вечеров» Н. Михалкова). А рядом снимались Маргарита Терехова («Зеркало»),Нонна Мордюкова («Трясина»,«Родня»), Елена Соловей («Раба любви»), Инна Чурикова («Начало», «Васса»)…
 
1.6 В угаре киноперестройки… (1985-1991)
Попытка новой либерализации коммунистического режима,поначалу довольно робкая, вызвала постепенное ослабление цензурного гнета. Реабилитированныйпо всем статьям Элем Климов стал безоговорочным лауреатом Московского кинофестиваля1985 года. Его картина называлась «Иди и смотри». Пожалуй, ни до, ни послероссийское кино не знало такой беспощадной степени натурализма в изображениивторой мировой войны…
Именно Климовочень скоро стал во главе перемен в тогдашнем Союзе кинематографистов.Затем его сменил Андрей Смирнов («Белорусский вокзал», «Осень»). Увы, вкинорежиссуру они (во всяком случае – пока) больше не вернулись…
В революционном угаре киноперестройки былинесправедливо «сброшены с корабля современности» столпы официального кино 60-х– 70-х (среди них был, к примеру, СергейБондарчук). А не совсем не кассовая обойма «полочных» фильмовпопала, наконец, в прокат, да еще и массовым тиражом. Затем последовала отменасписка запрещенных для кино тем и жанров. «Маленькая Вера»(1988) Василия Пичула стала первойроссийской картиной с откровенно снятой сексуальной сценой. Но ни эта лента, нискандальная «Интердевочка» Петра Тодоровского уже не смогли повлиять на общуюситуацию снижения посещаемости. Распространение видео, конкуренция со стороныожившего телевидения, интенсивный импорт американских фильмов, и нахлынувший«девятый вал» отечественной «киночернухи» сделали свое дело. Российское кино стало терять даже самых преданныхсвоих зрителей.
Правда, перестройка породила на Западе временнуюмоду на все русское, и российские фильмы стали желанными гостями больших ималых международных фестивалей. При этом часто призы доставалисьрежиссерам-дебютантам, среди которых, на мой взгляд, наиболее заметными были ЛеонидКаневский («Замри-умри-воскресни»), Александр Хван («Доминус»), ВалерийТодоровский («Катафалк», «Любовь») и Павел Лунгин («Такси-блюз»). Наиболеепрестижные международные награды (Берлин, Канн, Вененция) получили работы КирыМуратовой («Астенический синдром»),Глеба Панфилова («Тема», «Мать»), Павла Лунгина («Такси-блюз») и ВиктораАристова («Сатана») и Никиты Михалкова («Урга»).
Совсем иначе выглядели коммерческие результатыроссийского кино рубежа 90-х. Одна из последних лент самого кассовогокомедиографа нашего кино Леонида Гайдая «Частный детектив, или Операция«Кооперация» не привлекла внимания и четверти зрительской аудитории его прежниххитов. А комедии Юрия Мамина («Бакенбарды»), Себастьяна Алакорна («Испанскаяактриса для русского министра»), Валерия Рубинчика («Комедия о Лисистрате»), КонстантинаВоинова («Шапка») имели еще более скромный прокатный успех. Что же касаетсятакой комедии, как «Сэнит Зон», то она запомнилась разве что тем, что в прессевозникло некое подобие скандала по поводу неприличности ее первоначальногоназвания. Ни в художественном, ни в коммерческом плане сей опус никак себя непроявил…
Непрофессионализм «среднестатистического»российского жанрового кинематографа превращал в скучнейшее зрелище гангстерскуюдраму («Динозавры ХХ века»), детектив («Загадка Эндхауза»), мюзикл («Биндюжники король»), мелодраму («Захочу – полюблю», «Поездка в Висбаден», «Яма»), фильмужасов («Семья вурдалаков»), «action» («Фанат»)… Логично, что массоваяаудитория с еще не остывшим энтузиазмом продолжала смотреть крепко сколоченныезаокеанские боевики (преимущественно в видеоварианте).
1991-й, как хорошо известно, стал последним годомсуществования Советского Союза и так называемого августовского путча. «Скрытая»инфляция и завораживающая пустота на прилавках магазинов (включая столичные)достигли апогея. Государство все еще продолжало по привычке финансироватьсущественную часть из 213 отечественных фильмов 1991 года, но лишь немногие изних доходили до экранов кинотеатров, заполненных иноземной коммерческойпродукцией. Как грибы после дождя по всей стране продолжали плодиться видеозалы,где зрители, лишенные возможности купить видеомагнитофоны (тогдашнийсупердефицит), с наслаждением впивались в экраны мониторов, демонстрирующихпиратские копии «Терминатора» и «Эмманюэль». Цензура фактически уже не действовала,видеокассеты с порнофильмами лежали на прилавках любого привокзального киоска.
В 1991 году список художественных и фестивальныхудач уже выглядел скромнее, чем во второй половине 80-х. Вялый, анемичный«Армавир» вряд ли можно отнести к творческим вершинам тандемаАбдрашитов-Миндадзе. Далеко не лучшие свои работы представили Эльдар Рязанов(тем не менее, снявший одну из самых зрительских картин года — «Небеса обетованные»),и Сергей Соловьев («Дом под звездным небом»). Меньше стало и интересных дебютов.Окрашенный ностальгической дымкой коллаж Олега Ковалова «Сады скорпиона», сотканныйвокруг давно позабытой шпионской ленты А. Разумного «Случай с ефрейторомКочетковым», кажется в этом не слишком длинном списке наиболее оригинальным. Хотятам есть еще и очаровательная ретро-комедия «Облако-рай» Николая Досталя, ивеселая пародия Аркадия Тигая «Лох — победитель воды», и драматическая притча опостафганском синдроме «Нога» Никиты Тягунова…
Довольно неожиданным для знатоков фильмографииЛеонида Марягина, на протяжении многих лет числившегося во «втором эшелоне»российской режиссуры, стало появление политической драмы «Враг народа — Бухарин»,в отличие от большинства «разоблачух» эпохи перестройки ничуть, на мой взгляд, неустаревшей и сегодня…
Интерес к русской «киноперестройке» со стороныотборщиков Канна, Венеции и Берлина еще не погас, однако российские фильмы всечаще получали призы второстепенных международных фестивалей.
Не принесли никаких существенных кассовых дивидендовни обличительно-разоблачительные ленты о сталинских лагерях («А в России опятьокаянные дни… »), ни боевики, спекулирующие на теме афганской войны и еепоследствий («Афганец», «По прозвищу «Зверь») и терроризме («Взбесившийсяавтобус»), ни псевдоэротические комедии («Болотная street, или Средство противсекса»), ни мелодрамы о проститутках («Высший класс»), ни криминально-бытовая «чернуха»(«Дрянь», «За последней чертой», «Линия смерти», «Нелюдь», «Охота на сутенера»,«Русская рулетка», «Стервятники на дорогах»), ни фантастика («Искушение Б.», «Ядскорпиона»), ни «ужасы» («Пьющие кровь»)… Подавляющее большинство этих такназываемых «фильмов для массовой аудитории» отличала все та же неизбывнаяболезнь российского кино класса «Б» — непрофессионализм (плюс, разумеется, техническаябедность постановки).

Глава2. Жизнь и творчество Сергея Бондарчука
 
2.1 Детство
Сергей Бондарчук родился 25 сентября 1920 года вселе Белозерка Одесской области. Впервые проявить свой нрав Сергею ФедоровичуБондарчуку пришлось сразу после окончания школы. Отец, Федор Петрович, человекочень строгих правил, предложил сыну пойти учиться на инженера. Но Сергейзаявил, что давно принял решение стать артистом. Сын председателя колхоза, потомказапорожских казаков будет «комедиантом»?! Не бывать этому! Однакопосле, наверное, тысячного отказа отец сдался: «Об одном прошу, сынок, — сказал перед отъездом, — будь актером, а не комедиантом!». Сергей пообещал…
2.2Началотворческого пути Сергея Бондарчука
Сынкоммуниста-двадцатипятитысячника, работавшего председателем колхоза, СергейБондарчук учился в училище при Ростовском драматическом театре, затем играл насцене Ейского драматического театра. Участник Великой Отечественной войны. В1948 окончил актерский факультет ВГИКа (мастерская С.А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой).Дебютировал в кино ролью Валько в фильме Герасимова «Молодая гвардия» (1948). В1948-59 работал актером, с 1959 — режиссером киностудии «Мосфильм».
Признание и известностьСергея Бондарчука
Известность пришла кБондарчуку после исполнения им заглавной роли в фильме «Тарас Шевченко» (1951, режиссерИ.А. Савченко, Государственная премия СССР, 1952, приз за лучшую мужскую рольна Международном кинофестивале в Карловых Варах, 1952). Следующей заметнойудачей Бондарчука стала роль доктора Дымова в «Попрыгунье» (1955, по рассказу А.П.Чехова, режиссер С.И. Самсонов), где проявилась лирическая сторона дарованияактера. Романтически яркое исполнение классической трагедийной роли Отелло водноименном фильме С. Ю. Юткевича (1956) принесло Бондарчуку признание нетолько на Родине, но и за рубежом.
Снимаясь много иуспешно преимущественно в главных ролях, Бондарчук все же стремился к режиссуре.Его режиссерским дебютом стал фильм «Судьба человека» (1959, по одноименномурассказу М.А. Шолохова; Ленинская премия, 1960, Большой Золотой призМеждународного кинофестиваля в Москве, 1959 и др. награды). Работа Бондарчука вкачестве постановщика свидетельствовала о его выдающемся режиссерском таланте. Рассказо жизни простого человека, воевавшего, попавшего в плен, потерявшего на войнесемью, но сохранившего достоинство и человеческое тепло, обретал в фильмеэпическое звучание. Сыграв главную роль Андрея Соколова, Бондарчук подчеркнулприверженность актерскому кинематографу, где судьба, характер, душа человекаявляются смысловым центром и основной художественной ценностью.
«Война и мир» СергеяБондарчука
«Война и мир» (1965-67,по одноименному роману Л.Н. Толстого, почетный диплом Международногокинофестиваля в Венеции, 1965, Большой приз Международного кинофестиваля вМоскве, 1965, премия «Оскар» за лучший иностранный фильм года, 1968 и др. награды)стала одной из самых масштабных экранизаций в истории кино. В четырехсерийнойкиноэпопее режиссер старался максимально сохранить сюжетные линии романа и егоперсонажей. По-прежнему делая основную ставку на актеров (сам режиссер исполнилодну из главных ролей Пьера Безухова), Бондарчук зарекомендовал себя и как талантливыйпостановщик батальных сцен. В самой же трактовке толстовского романа длярежиссера главным стало понимание России как всеобщего дома. Сложнейшаякомпозиция построена на идее органической и нерасторжимой связи отдельных людейс ходом истории.
После успешногозарубежного проката «Войны и мир» Бондарчук получил предложение от итальянскогопродюсера Дино Де Лаурентиса поставить фильм «Ватерлоо» (1970), где еще разподтвердил свое умение сочетать тщательную психологическую проработкухарактеров с постановочным размахом батальных сцен.
Широта диапазонакиноактера и режиссера Сергея Бондарчука
Продолжая работать каккиноактер, Бондарчук демонстрировал широту диапазона и добротный традиционализмисполнения. Его наиболее заметными ролями стали Астров в «Дяде Ване» (1971, режиссераА.С. Михалкова-Кончаловского), академик Курчатов в «Выборе цели» (1975, режиссераИ.В. Таланкина), отец Сергий в одноименном фильме также Таланкина (1979), Монтанеллив «Оводе» (1980, режиссера Н.П. Мащенко). С 1971 Бондарчук руководил во ВГИКе актерско-режиссерскоймастерской (профессор с 1974).
Фильм «Они сражались заРодину» (1975, по одноименному роману М.А. Шолохова, Государственная премияРСФСР им. братьев Васильевых, 1977, специальная премия на Международномкинофестивале в Карловых Варах, 1976) был поставлен к 30-летию Победы в ВеликойОтечественной войне. Бондарчук во многом пошел вразрез с принятым в 1970-х гг. помпезно-официознымизображением войны, показав горький и драматический процесс отступлениясоветских войск. В фильме были собраны прекрасные актерские силы — В.М. Шукшин,И.Г. Лапиков, Н.В. Мордюкова и др. Картина также отличалась техническимсовершенством батальных сцен, снятых как бы с точки зрения солдат, находящихсяв окопах под ураганным огнем.
В фильме «Степь» (1978,по одноименной повести А. П. Чехова) Бондарчук реализовал свою давнюю мечту —перенести на экран одно из своих любимых литературных произведений.
Фильм «Красныеколокола» (1982, по книгам американского писателя Д. Рида «Восставшая Мексика»и «10 дней, которые потрясли мир», совместное мексико-итало-советскоепроизводство, Государственная премия СССР, 1984, Главный приз Международногокинофестиваля в Карловых Варах, 1982) не стал большой творческой удачей режиссера,как и «Борис Годунов» (1985, по одноименной драме А. С. Пушкина, совместно сЧехословакией, при участии Западного Берлина и Польши), где Бондарчук такжеисполнил роль царя Бориса.
Последняя работа СергеяБондарчука
Последней работойрежиссера стал фильм «Тихий Дон» (1993, по одноименному роману М.А. Шолохова), поставленныйв Италии. Существуют две версии фильма — телевизионная и общеэкранная. Права наобе картины принадлежат Италии и США.

Заключение
Весь процесс развитиякиноискусства говорит о том, что свойства заложенные в нём с первых шагов, — воспроизводить действительность в присущих ей формах и придавать формыдействительности любой фантазии, любому вымыслу – будут развиваться иусложняться. Жизнь окружает нас невообразимым океаном впечатлений, образов, воздействий.Все они доступны киноискусству. По этому разнообразие фильмов – их тематики, жанров,видов, размеров, назначений -будет расти. Ничего из уже найденного не будетутрачено. Кое-какие жанры, приёмы, темы могут быть временно отложены, забыты, нопотом возродятся в новом качестве, с новой силой.
Можно смело полагать, чтоосновные качества мирового киноискусства укрепятся и возрастут. Кино повыситсвоё воспитательное и познавательное воздействие: идеи свободы, мира, творческоготруда, патриотизма будут всё с большей убедительностью, всё с большемочарованием передаваться зрителям. И не надо открывать воспитательных ипознавательных функций киноискусства от его возможности давать отдых, развлечение,удовольствие. Искусство должно приносить людям радость. И чем выше культура, чембогаче мировоззрение, чем взыскательнее вкусы людей – тем эта радость возвышеннейи чище.
И национальные черты, выработанныенародами в ходе их исторического развития, при помощи фильмов будут взаимнообогащаться, воздействовать друг на друга и становиться интернациональными. Иэто несказанно обогатит и тематику и художественный язык фильмов.
Искусство раскрываетвсё шире прекрасный, многоликий, многозвучный и многокрасочный мир, окружающийнас. Будем же беречь и совершенствовать великое искусство кино, восхищаться ивозвышаться им!


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.