Реферат по предмету "Культура и искусство"


Жизнь и творчество С. Эрьзи в контексте диалога культур 20 века

СОДЕРЖАНИЕ/>/>ВВЕДЕНИЕ1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО С.ЭРЬЗИ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГАКУЛЬТУР ХХ ВЕКА1.1 КРАТКИЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК1.2 ФЕНОМЕН ЭРЬЗИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ2. ВЕХИ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ МОРДОВСКОГО СКУЛЬПТОРА2.1 ПРИЗНАНИЕ ТАЛАНТА ЭРЬЗИ (ИТАЛИЯ).ВОЗВРАЩЕНИЕ ВРОССИЮ. СИМВОЛИКО-АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА2.2 СТАНОВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. ВТОРОЕВОЗВРАЩЕНИЕ В МОСКВУ2.3 ОЗНАКОМЛЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСНОВАМИИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ПРОГРАММЫ Б.М. НЕМЕНСКОГОЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
… Я этублагодарность воздаю народу, с кем я кровно связан, которому всем лучшим яобязан...
И. Бехер
Творчествоталантливого скульптора Степана Дмитриевича Нефедова, раскрывая одну изярчайших страниц искусства, принадлежит к подлинно народным ценностям нашейкультуры. Мордвин по национальности, он широко известен под именем Эрьзя[1].Этот псевдоним он взял в честь своего малочисленного народа как дань большойлюбви к нему, заложившему в нем основу художественного мастерства. В своемтворчестве Эрьзя опирался на лучшие образцы русского и мирового искусства,оставаясь при этом сыном своего народа, неуловимыми нитями связанным с роднойземлей, ее природой, с ее вековыми традициями в области народного творчества.
Поэтому,следуя принципу культурного развития учащихся, ознакомление младших школьниковс работами С. Эрьзи является необходимым элементом содержания программы подисциплине «Изобразительное искусство» в курсе начальной общеобразовательнойшколы.
Темефеномена Эрьзи в мировой культуре посвящено множество научных работ и монографийизвестных ученых, таких как Кончин Е., Баранова М.Н., Дорфман Н.А., Блинов В.А., Воронина Н., Клюева И.и др.
Актуальностьданной проблемы в современной общественно культурной действительности иобусловила выбор темы настоящей курсовой работы. Цель работы: рассмотреть жизньи творчество С.Эрьзи в контексте диалога культур 20 века.
Поставленнаяцель курсовой работы обусловливает решение следующих задач:
1.    Привести краткийбиографический очерк жизни и деятельности С. Эрьзи;
2.    Исследовать феномен Эрьзи вмировой культуре;
3.    Рассмотреть вехи творческогопути мордовского скульптора;
4.    Охарактеризовать возможностиознакомления младших школьников с произведениями С. Эрьзи на урокахизобразительного искусства.
Объектисследования — жизнь и творчество С. Эрьзи.
Предметисследования — творчество С. Эрьзи как важнейший аспект культуры мордовскогонарода.
Длярешения поставленных задач используется комплекс методов исследования, средикоторых выделяются следующие: теоретические — анализ, синтез, отбор,классификация, систематизация, изучение методологической литературы;эмпирические: беседы, наблюдения.
Информационнуюоснову работы составили материалы уроков изобразительного искусства вобщеобразовательных школах, специальная литература по исследуемой темеотечественных авторов./>/> 
1.Жизнь и творчествоС.Эрьзи контексте диалога культур ХХ века/>/>1.1 Краткий биографический очерк
СтепанДмитриевич Нефёдов, выдающийся скульптор XX века, известен всему миру подименем Эрьзя. Этот псевдоним он взял в честь маленького талантливогомордовского народа, к которому принадлежал.
С.Д. Эрьзяродился 27 октября (8 ноября) 1876 года в селе Баево Алатырского уездаСимбирской губернии в семье эрзянского крестьянина. Его первыми художественнымивпечатлениями были вышивки матери, резьба по дереву старшего брата и поделкиотца из корневищ и сучьев деревьев, которые он приносил детям из бурлацкихпоходов по Волге.
Художественныеспособности Степана проявились очень рано — замкнутый и необщительный похарактеру, он мог часами рисовать мелом и углем, лепить фигурки людей иживотных из глины. Отец, Дмитрий Иванович, первым заметил природные способностимальчика и отдал его учиться в церковно-приходскую школу села Алтышева, а затемв иконописные мастерские Алатыря и Казани.
Поворотныммоментом в жизни будущего скульптора оказалась встреча с произведениямиМ.Врубеля на Нижегородской выставке в 1896 году. Он впервые всерьез задумался онеобходимости получения профессионального художественного образования.
В 1901году Степан Нефедов при поддержке местного помещика Н.П.Серебрякова поехал вМоскву, где в 1902 году поступил в Московское училище живописи, ваяния изодчества на живописное отделение. Его учителями были такие художники, какИ.А.Касаткин, К.А.Коровин, В.А.Серов, А.Е.Архипов, Л.О.Пастернак. В 1903 годуон перешел в скульптурный класс к Сергею Михайловичу Волнухину. Именно учась наскульптурном отделении, Степан Дмитриевич и начал подписывать свои произведенияпсевдонимом «Эрьзя».
 Судьбабросала Эрьзю в разные концы планеты: он жил в Италии, Франции, дольше всего — в Аргентине. Рожденный в многодетной бедняцкой семье, он начинал иконописцем вАлатыре под Симбирском, потом в Казани. Сильнейшее впечатление, повлиявшее надальнейший выбор пути, произвела на него врубелевская «ПринцессаГреза». Юноша случайно увидел ее на Всероссийской ярмарке в НижнемНовгороде. И тут же сказал хозяину иконописной мастерской: «Поеду в Москвуучиться, больше иконы писать не буду». В 1901 году на деньги, собранныеалатырской интеллигенцией, Эрьзя поехал поступать в Строгановское училище.
Завершивкурс в Училище живописи, ваяния и зодчества у скульптора Сергея Волнухина, в1906 году он отправляется в Италию — пополнять образование. Пережил нужду илишения, но это лишь закалило характер: Эрьзя поклялся добиться признания. Ужев 1909 году он был единственным от России на Всемирной выставке искусств в Венеции,где показал мраморную скульптуру «Последняя ночь осужденного передказнью». Через год Эрьзя «гремел» на Международной выставке вНицце, на Всемирной выставке в Риме. Вскоре он обосновался в Париже, гдеприобрел мастерскую по соседству с Роденом, а в 1913 году с успехом провелпервую персональную выставку.
ВЛатинскую Америку Эрьзя попал с миссией «пропаганды советскогоизоискусства»: в 1926 году Наркомпрос направил его в зарубежнуюкомандировку для показа своих работ. После Парижа, где вновь звучали восторженныеотзывы в прессе, он принял предложение устроить выставку в Монтевидео, но неполучил визы в Уругвай и осел в Аргентине. «Русский маэстро» снискалтам небывалую популярность, много выставлялся, приобрел множество премий ипочетных званий, делал портреты государственных мужей, создавал гигантскиепамятники.
Однаконостальгия звала его на далекую родину. Лишь в 1950 году, после нескольких летожиданий, Эрьзя получил разрешение Сталина и смог возвратиться в СССР. Онпривез с собой десятки работ, которые подарил государству. Но официальнаясоветская критика долго бойкотировала его творчество. Не «помог»скульптору и исполненный им портрет Сталина — его можно видеть в экспозиции вГТГ.
Легендарныйваятель вызвал горячие симпатии московской интеллигенции — люди стекались втесный подвал на Новопесчаной улице, где трудился маэстро.
Скончалсяскульптор-труженик за работой в своей мастерской в декабре 1959 года в Москве,а похоронен в Саранске. После смерти С.Д.Эрьзи его произведения вернулись народину мастера — в Мордовию./>/> 1.2.Феномен Эрьзи в мировой культуре
Мало ктоиз российских скульпторов удостоился в 20-м веке такого широкого признания, какСтепан Нефедов. Москвичи старших поколений помнят очереди, тянувшиеся в 1954году к выставочному залу на Кузнецком мосту: там состоялась первая выставкамастера после возвращения из длительной эмиграции, ставшая последней при егожизни. Вновь работы Эрьзи демонстрировались в Москве лишь в 1976 году, и вновьзрители хлынули к легендарному скульптору.
Всюду,куда забрасывала его судьба, этот мастер сумел оставить о себе прекраснуюпамять в своих творениях, которые невозможно забыть, если суждено хоть разувидеть!
Эрьзя — эпоха. Эрьзя — большой поэт, поющий песнь железу, гипсу, мрамору, такие, какЭрьзя, приходят в мир в сотни лет раз!" — писали о нем.
Под резцомскульптора оживали женские образы, навеянные фантазией и любовью. Чувствовосхищения, которое окружающий мир вызывал у скульптора, он сумел выразить всвоем творчестве. Как же оригинально и неповторимо искусство Степана Эрьзи!Какой же интересной и необычной была сама его жизнь!
Бессмертныепроизведения мордовского гения хранятся сегодня в столице Республики Мордовиягороде Саранске в музее, носящем имя скульптора. Именно там можно не толькоувидеть работы мастера, но и узнать много интересного о его судьбе.
Масштабнаяколлекция произведений Эрьзи — гордость МРМИИ, основанного в Саранске в 1960году. Сын потомственного волжского бурлака из племени эрьзя обессмертилэтническую группу Мордовии, к которой принадлежал и чье название сделал своимартистическим именем. Вернувшись на склоне лет на родину, мастер передал в даргосударству свыше 200 работ. Большинство их хранится в Саранске, около 30-тивошли в собрание Государственного Русского музея. Государственная Третьяковскаягалерея обладает лишь тремя скульптурами Эрьзи.
ТворчествоСтепана Эрьзи — проявление духовного могущества народа, яркое свидетельство егосозидательных возможностей. Малая родина всегда была центром духовногопритяжения, рождала темы и образы, воплощенные в великих творениях мастера.Здесь он приобщался к богатым традициям культуры своего народа, здесь шлостановление первых профессиональных навыков.
В своем докладедоктор философских наук, академик Наталья Воронинаотметила, что с каждым годом появляется все больше материалов о скульпторе.«На первых эрьзинских чтениях присутствовало более 150 ученых со своимвидением Эрьзи-художника и Эрьзи-творца. Но именно сегодня, на рубеже новоготысячелетия Эрьзя начинает открываться нам заново. Появилось много публикаций вАргентине, Испании, Франции, которые помогают по-новому взглянуть на творчествомастера».
В докладе Ирины Клюевой, кандидата философских наук, доцента МГУ им.Огарева, было отмечено, что среди скульпторов ХХ века не найдется другоготакого, произведения которого вдохновляли бы множество поэтов России насоздание замечательных стихов. Для графиков, живописцев и скульпторов имя Эрьзистало символом служения искусству.
Эрьзяотносится к числу тех немногих скульпторов, которые работают без эскизов. Ужеранние его произведения были созданы методом прямой вырубки в мраморе; мягкая,певучая моделировка камня свидетельствовала о высоком профессионализмескульптора.
Чертымонументализма, присущие таланту Эрьзи, наиболее полно проявились в монолитныхгероизированных портретах рабочих-нефтяников Баку (1925-26). Эти произведенияне были похожи на обычные официальные работы. Своей искренностью идоверительностью поэтических интонаций они близки лаконичным, непосредственнымпо мироощущению произведениям народного примитива.
Варгентинский период окончательно сформировался неповторимый образный языкмастера. Без предварительных эскизов он энергично и свободно резал своипроизведения только в квебрахо и альтарробо — твердых, трудных для обработкипородах дерева, отличающихся редким богатством художественных возможностей.Эрьзя, улавливая живое движение формы дерева, подчинял ему свою композицию.Фантазия художника сливалась с естественной красотой природного материала, егофактуры.
Космичностьюмироощущения работы Эрьзи отдаленно напоминают произведения стиля модерн.Некоторые его образы поражают динамизмом, мощью пластического звучания:«Бетховен» (1929), «Л. Н. Толстой» (1930),«Моисей» (1932). В них сказалась влюбленность автора в «ВеликогоМикеланджело».
В 1951 г.скульптор вернулся на родину и привез в Москву все свои любимые работы.Несмотря на почтенный возраст, он продолжал творить, сохраняя стилистикупрежних лет.
/>/>2. Вехи творческого путимордовского скульптора[2]/>/>2.1 Признание таланта Эрьзи (Италия). Возвращение вРоссию. Символико-аллегорический период творчества
В первыхпроизведениях С. Нефедова, представленных на ученических выставках, видностремление художника следовать лучшим образцам русской реалистической школы,точное знание и умелое воспроизведение натуры. В них чувствовалась хорошая,прочная основа и поиски самостоятельных решений. Но тем главным, что вынесЭрьзя из стен училища, было художественное мировоззрение, на которое сильноевлияние оказали демократические тенденции, господствовавшие в училище.
Свидетельтрагических событий революции 1905 года, он не мог не отразить эти жизненныевпечатления в своем творчестве. Поэтому естественным было появление егоскульптуры «Последняя ночь» — этого трагического и вместе с тем полногогероизма образа осужденного перед казнью. Эта работа была создана и Италии,куда в 1906 году молодой художник отправился почти без гроша в кармане запополнением своего художественного образования. Нужда и лишения, встретившиеего па чужбине, не сломили Эрьзю, а еще более закалили его характер, укрепили вжелании во что бы то ни стало добиться признания своего таланта. И вотрождается на свет «Последняя ночь», а затем появляются на художественныхвыставках н Милане, Ницце, Париже и Риме в 1909—1911 гг. такие скульптуры, как«Тюремный священник», «Тоска», «Голова дьячка», «Расстрел», «Философ» и др. Этипроизведения Эрьзи навеяны русской действительностью. Они глубоко психологичны,в них живет мятущийся дух художника, в них отражены его собственные страдания истрадания всего русского парода. О нем заговорила пресса и заговорилавосторженно. Вот что писал о «Последней ночи» в статье «Венецианская выставка»(«Русское слово», 1910 г.) Сергей Мамонтов:
«… СтепанДмитриевич Эрьзя, единственный представитель России на выставке, поддержалчесть родного искусства. Его статуя «Последняя ночь» властно привлекаетвнимание своимтрагизмом и является горячим протестом против смертной казни»[3].
Эрьзяездит по многим городам Италии, живет в Париже, изучает выдающиеся произведениязападноевропейского искусства. Большое влияние па его художественный ростоказало творчество Микеланджело и Родена.
Нынехранящиеся в Мордовском республиканском музее изобразительных искусствскульптуры свидетельствуют о незаурядном даровании скульптора, его способностина редкость убедительно передавать внутренний мир человека, тонко чувствоватьэмоциональные возможности пластики. Анализируя творчество Эрьзи первогозарубежного периода, нужно отметить, что тематика его произведений, поиски вобласти пластического решения образов идут в одном направлении с творческимпроцессом всего передового русского искусства.
Уже вначале творчества у Эрьзи были сильно развито ощущение материала. Он заранеепредставлял себе, как его замысел будет «звучать» в мраморе, дереве илицементе. Это чувство в будущем он разовьет до совершенства. Эрьзя до глубокойстарости отделывал свои произведения сам до последнего штриха.
В первыйзарубежный период Эрьзя создает такие произведения, как «Автопортрет» (1908,цемент), «Христос кричащий» (1910, гипс тонированный), «Марта» (1912, цемент), «Смеющаяся»(1912, цемент). До 1914 года он жил в Милане, Венеции, Флоренции, Риме, Париже,Ницце, экспонируя работы на десяти художественных выставках. В 1913 году вПариже в галерее Жоржа Пети Эрьзя открыл первую профессиональную выставкускульптуры и рисунка. Работы молодого художника показали искушенной европейскойпублике нового мастера, творческая индивидуальность которого была настолькосильна, что его трудно было назвать начинающим. Тонко чувствуя эмоциональныевозможности пластики, Эрьзя передавал её средствами мельчайшие нюансычеловеческих чувств и переживаний. Итальянские и французские газеты сталиназывать его «русским Микеланджело», «русским Роденом».
В эти дниоб Эрьзе заговорила и русская пресса. Его фигура вслед за Горьким и Шаляпинымстановилась символом неисчерпаемых творческих сил народа. Городская Думауездного центра Алатыря, где прошла его юность, решила, что пора и безвестномусимбирскому городку причаститься к всеевропейской славе земляка. Он получилприглашение основать в городе персональный музей. Степан Дмитриевичторжествовал и радовался, сразу же ответил согласием и начал готовиться квозвращению на Родину.
Окрыленныйуспешным выступлением на зарубежных выставках, Эрьзя возвращается в 1914 годуна родину. Однако встреча с царской охранной вернула его к суровойдействительности. Его зарубежные связи с передовыми людьми России —политическими эмигрантами, его принадлежность к инородцам закрыли ему путь кпризнанию на родине, а события первой мировой войны и жесточайшая реакцияпредреволюционных лет резко снизили творческую деятельность скульптора.
После октябрьскойреволюции Степан Эрьзя включился в осуществление плана монументальнойпропаганды, согласно которому все монументы, прославлявшие самодержавие, должныбыть заменены на новые памятники пролетарского государства. В поисках материаладля воплощения своих замыслов Эрьзя в середине 1918 года поехал на Урал вместесо своими учениками — Еленой Мроз и племянником Василием. Они поселились внебольшом поселке Мраморское, неподалеку от Екатеринбурга, где добывался ихудожественно обрабатывался мрамор. После того, как Екатеринбург был освобожденот Колчака, художник перебрался в Екатеринбург.
В связи сэтим в работе будет интересно привести выдержку из публикации ВладимираАлександровича Блинова (1938) — прозаика и поэта, профессора Уральскойархитектурно-художественной академии, председателя Екатеринбургской организацииСоюза писателей России[4]: «….Шипыв розах подстерегали Эрьзю всю жизнь, рассказывать тут можно долго… Чем, кпримеру, закончилось его пребывание у нас, на Урале? Прославленного на всюЕвропу «русского Родена», директора Художественно-промышленной школыЕкатеринбурга просто-напросто вышвырнули на улицу вместе с женой-ученицейЕленой Мроз, а их мастерскую опечатали. И кто это сделал? Пигмеи:администраторы и художники-леваки, руководимые московскими командирами отискусства. А ведь столько им было сделано на Урале, о стольком мечталось...
ЗАЧЕМ ОНЕХАЛ НА УРАЛ? Эрьзя шел широкими шагами по лесной дороге. Елена едва поспевалаза ним. Он остановился, вгляделся вдаль, сказал: «Видишь? Видишь ли ты этотсократовский лбище? А ниже — впадины глаз, надбровные дуги?.. Что же тымолчишь? Наконец-то я нашел эту гору!».
Еленавглядывалась в Александровскую сопку, которую они облюбовали с учителем подЗлатоустом. Хорошо, выгодно для обзора возвышалась гора, покрытая корявымисосенками, цепляющимися за камень. Трудно было Елене уследить за фантазиейучителя, а главное непонятно — как же он хотел освоить этот огромный выступ? Сзубилом, молотком-бучардой, с кайлом?.. “Не понимаешь, — резко бросил Эрьзя идаже засмеялся, сжав кулак и как бы отдавая команду. — Взрыв! Взрывами возьмемгору. Расчертим на квадраты и — по команде будем творить. Вместе с саперами и сматушкой-природой!”
Да, нетаков был Эрьзя, профессор скульптуры, уже ошельмованный в Екатеринбургскойхудожественней школе, — не таков он был, чтобы сдаваться. И уже облюбовал наВолге, в Жигулях, утес, на котором мечтал водрузить народного атамана СтенькуРазина. Здесь же, на повороте дороги, между станциями Сыростан и Златоуст, —изваять из горы Мыслителя, Пророка, Освободителя. За тем и ехал на Урал, когдаговорил своему другу, что можно из горы выявить Маркса, или Ленина, илиобобщенный образ вождя за народное счастье… За тем еще ехал, что знал — секатерининских времен славился уральский мрамор. И вправду, оказался не хужекаррарского. Сам выбирал образцы и глыбы-заготовки в карьерах села Мраморское.
А сколькоздесь другого камня, дерева, металла! Чем не место для Академии скульптуры…Если бы не эти ушкуйники, занявшие его мастерскую, если бы не команды товарищаШтернберга из отдела искусств… Ну что же, если даже не удастся пока соорудитьс помощью динамита гору-скульптуру, и без того плодотворно поработал.
СЕМНАДЦАТЬПЛЮС ПЯТЬ. А года-то были какие! Голодуха, лесное захолустье, смерть любимогоплемянника, которого Эрьзя уговорил ехать на Урал. Красные, белые,колчаковцы-гайдовцы, слезы молодой жены… И — одновременно — богатейшиекарьеры нежно-белого мрамора, первые ученики в восстановленной Художественнойшколе, поддержка екатеринбургских властей и замыслы, планы, мечты. И — новыеработы...
— Опятьбабу вырубил, получилось! — потирал руки Эрьзя.
— Ну какты можешь так говорить, какая же это баба, — улыбалась Елена, поздравляяучителя. — Это — ЖЕНЩИНА, назовем ее «Пробуждение».
— Ну тымастер придумывать названия, — соглашался Эрьзя. И стояли в мастерской полнаятомления, ожидающая глубокой любви “Мечта”, и другая женщина, мудровглядывающаяся вдаль и вспоминающая что-то заветное, прошлое («Спокойствие»), итянулось из сонного камня романтическое лицо той, что была названа «Пробуждением»…А дальше, в темном углу, белела «Деревенская Венера». И ревниво отворачиваласьот нее «Ева», русская Ева, мощная, дебелая и одновременно нежная и страстная,как сама Русь...
Не тольколирическая тема звучала в оживленном под резцом камне. Недавно на аукционе в“Литературной газете” была выставлена “Скорбь” — работа эта долго хранилась вчастном собрании. Женщина, сжавшаяся в комок, тяжкое горе согнуло ее. Но как жеона одновременно нежна и женственна, как ждет своего защитника, покровителя,возлюбленного. Только немногим гениальным художникам (писателям, актерам,скульпторам) удается так гармонично соединять лирическое и драматическое,трагедию и эротику. Владельцы запросили за “Скорбь” 60 тысяч рублей, и,кажется, Саранский музей, где собрана богатейшая коллекция скульптур великогомордвина, приобрел скульптуру. Есть основания предполагать, что Степан Дмитриевичвысекал ее в селе Мраморском как надгробие на могилу племянника, талантливогоживописца Василия Нефедова, которого Эрьзя любил, как сына.
Нахранящейся у меня фотографии мастерской скульптора, располагавшейся в зданииХудожественно-промышленной школы (ныне — здание Сельскохозяйственной академиина Вознесенском проспекте), можно рассмотреть и те три женские головы (для себяя называю их Вера, Надежда, Любовь), и фигуру Иисуса Христа, и барельеф «ИоаннКреститель»… Всего же мой список уральских изваяний содержит 23 наименования.Из них — 18 камерного характера, остальные — монументы.
Да, этоособая тема, и это особый вклад С.Д. Эрьзи в культуру столицы Среднего Урала. «Апостолкоммунизма» (Карл Маркс), памятник уральским коммунарам («Женщина на шаре»),памятник парижским коммунарам (в соавторстве), «Великий кузнец мира» (фигуракузнеца напоминает по композиции того, раннего «Осужденного на казнь», но здесьон распрямившийся, гордый, поднявший голову; сохранилось лишь тусклоефотоизображение, сама скульптура погибла). И, наконец, может быть, главноепроизведение Эрьзи на Урале, наделавшее столько шума, вызвавшее восторги инепонимание, прославленное и низверженное (низверженное в буквальном смысле,вначале на землю, а затем, уже в 50-е годы, в городской пруд). Речь идет об“Освобожденном человеке” (памятник Освобожденному труду).
Этот почтишестиметровый мраморный колосс, изображающий величественного, гордого,презревшего насилие Человека, поднялся 1 Мая 1920 года на площади 1905 года(бывшая Кафедральная). Как возник замысел этой скульптуры? Известно, что кЭрьзе наведывались представители белых властей и армии Колчака. Они усиленнопредлагали ему создать памятник погибшему белому воинству. Существует мнение,что он от этого заказа категорически отказался. Может быть, так и было. Но уменя возникают два безответных предположения.
Во-первых,о своем отказе Эрьзя поведал после ухода белочехов и восстановления советскойвласти, пригласившей Эрьзю к сотрудничеству; вторично на эту тему он могговорить после возвращения из эмиграции в сталинские времена.
Можно себепредставить, что повлекло бы за собой признание в сотрудничестве с беляками! Атакие подозрения у бдительных органов имелись. Недаром мне не удавалосьнапечатать повесть об Эрьзе здесь, дома, в Свердловске (она вышла лишь вМордовии); один из читавших ее редакторов по-товарищески сообщил мне, чтофигура Эрьзи — одна из тех, о ком выпускать книги не рекомендовано сверху.
Во-вторых(даже если Эрьзя и вправду отклонил выгодный заказ), сама идея создать образ непокоренногоЧеловека, вставшего над кровавым веком, над палачами и правителями, не могла незахватить его. Его, кто по приезде в Мраморское своими глазами видел, какрыдали бабы на могилах расстрелянных белогвардейцами мужей, дерзнувшихустановить новую народную власть на селе. И как белые таскали за бороду бедногоцерковного батюшку за то, что посмел по православному обычаю отпеть этих самыхказненных мужиков...
Но Эрьзязнал и другое. Вот что писали екатеринбургские “Известия” в середине июля 1918года: “В Кусинском заводе Златоустовского уезда зверски расстрелянбелогвардейцами взятый ими в плен комиссар Иван Михайлович Малышев…Чрезвычайная комиссия расстреляла следующих заложников (т.е. мирных жителей. —В.Б.) и местных белогвардейцев: Первушин, Чистосердов, Мокроносов, Фадеев,Козлов, Воробьев, Чижов, Андреев, Корсаков, Вронских, Седнев, Нагорных, Дылдин1-й, Дылдин 2-й, Соколов, Агапов, Машкин, Панкратов и Зырянов… В случаеповторения белогвардейских расправ Советская власть будет удесятерять (подчеркнутонами. — В.Б.) репрессии против контрреволюционеров”.
Бедные,бедные русские люди!.. Чем провинились эти заводские Первушин, Чистосердов? Ктовы, Дылдин 1-й и Дылдин 2-й, за что Машкина с Панкратовым? Эрьзя не знал этихлюдей, но зло творилось со всех сторон. На его глазах. И конечно, чуткийхудожник не мог не задумать своего эмоционального ответа на эти события. Такимответом и стал «Освобожденный человек». В творческой фантазии скульптораворочались многие образы: узник, освобожденный, философ, вождь, рабочий,крестьянин, мечтатель… Все они должны были войти в сложную многофигурнуюкомпозицию “Свобода”. А Человек был бы ее завершением. И вновь в помощникипризывалась Природа — и выбранная вершина Александровской сопки, видимая всемуУралу, всей стране.
Но «Освобожденный»был установлен на площади. Ведь не хотелось Красному Уралу отставать от Москвы,где монументальная пропаганда широко шагнула на улицы столицы.
Мог ли «Освобожденныйчеловек» долго простоять в центре нашего города? Нет. И тут несколько причин. «Освобожденный»был воспринят обывателями лишь как голый мужик (прозвище «Ванька-голый» тянетсяза ним по сей день, и что обидно — даже в высказываниях интеллигентов,журналистов, редакторов, так и не увидевших в этом мощном творении «УральскогоДавида»). Другое дело, что постановка фигуры на постамент снесенного памятникацарю-освободителю на фоне Кафедрального собора явилась вызывающим диссонансом вкомпозиции всей площади… Низвержение «Человека» совпало с отъездом Эрьзи заграницу: не указание ли наркомпросовцев и чекистов?…"[5]
Монументальныепроизведения этого периода тяготели в большинстве своем к аллегории, символике,что было характерно для советской скульптуры первых послереволюционных лет.Однако, не всегда современники принимали их. Так огромная фигура обнаженногочеловека, олицетворявшего освобожденный труд, была просто уничтожена, непонятая современниками. Хотя в большинстве своем памятники, созданные мастером,стали украшением Екатеринбурга.
ОдновременноЭрьзя работал и в области станковой скульптуры. В постоянной экспозицииМордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. ЭрьзиУральский период творчества скульптора представлен женскими образами,навеянными как реальной жизнью («Кисель-Загорянская», 1918, мрамор, «Женскаяголова» («Мечта») 1919, мрамор, «Женский портрет» («Спокойствие») 1919,мрамор), так и библейско-мифологическими сюжетами («Ева», 1919, мрамор).
К образуЕвы обращались многие великие мастера прошлого, изображавшие её обычно хрупкой,стройной, «неземной». Эрьзя же в Еве подчеркивает силу физическую: на её плечивозложена огромная миссия — стать прародительницей всего рода человеческого. Вукрупнении форм женского тела сказалось и чисто народное, крестьянскоевоплощение женской красоты. Скульптор трактует этот образ лишенным пессимизма,стремясь всеми художественными средствами придать произведению безмятежность иясный покой. Ленивую грацию и томность придают Еве движение ног и застылостьтела. Статуя монолитна. Она изваяна из большого блока белого крупнозернистогомрамора с большой голубовато-серой прожилкой. В монохромной части мрамора Эрьзявыполняет лицо и тело Евы, а её волосы, ствол дерева, змея — искусителя в сероммраморе. Желтоватый оттенок светлой части мрамора придает ей особую теплоту имягкий лиризм.
В 1921 — 1926годах Эрьзя продолжает свою творческую и общественную деятельность вНовороссийске, Батуми, Баку. Вкладывая много сил в устройство скульптурныхмастерских в этих городах, занимаясь педагогической работой, Эрьзя создаетпамятники и скульптурные портреты исторических деятелей, выдающихсяпредставителей литературы и искусства. Так из-под его резца рождаются портреты классиковгрузинской литературы Ш. Руставели, И. Чавчавадзе, А. Церетели. Стремлениевыразить себя в монументальном искусстве проявилось в проекте памятника «Павшимборцам революции» для Новороссийска, а также в серии скульптур, предназначеннойдля оформления Центрального дома союза горняков Азербайджана. Атлетическиефигуры рабочих-нефтяников, стоящие в свободных позах или изображенные впроцессе производства, явились закономерным продолжением работы над темойосвобожденного труда, начатой скульптором еще на Урале. Однако по сравнению суральским периодом судьба монументальных произведений Эрьзи в Баку болееудачна, ибо они продолжают жить и по сей день, украшая фасад здания по улицеХагапи.
Необходимоотметить, что Эрьзя одним из первых скульпторов Закавказья обратился к образурабочего-нефтяника, прославил в скульптуре человека труда. Своим вдохновеннымтворчеством Эрьзя внес большой вклад в дело становления азербайджанскойскульптуры, оказав значительное влияние на ее дальнейшее развитие.
Труднопереоценить заслугу Эрьзи в его обращении, также одним из первых, к темерусской революции. Одним из лучших произведений Эрьзи 1920-х годов, вошедшим взолотой фонд его творчества, является памятник «Жертвам революции 1905 года»(МРМИИ), исполненный в 1926 году в материале, изобретенном самим скульптором иносящем условное название «железобетон»[6].
Свидетельтрагических событий 1905 года, Эрьзя не мог создавать свой памятник погибшим соспокойствием олимпийца, отсюда этот острый ритм, рваный силуэт с резкимиизгибами тел, ощущение трагизма, подчеркнутое динамичными светотеневымиэффектами.
Памятникбыл задуман как надгробная плита в виде своеобразного горельефа. Композиция егопостроена так, что требует кругового обхода. Тогда в процессе осмотра его совсех сторон полностью раскрываются художественные особенности и содержаниеэтого произведения. Основную идею памятника выражает центральная фигураповерженного рабочего. Огромные тяжело стиснутые кулаки, напряженные мышцысильного тела говорят о титанической борьбе со смертью, оставляя в зрителенадежду на светлое будущее. Прекрасные тела двух молодых женщин и маленькаяфигурка ребенка подчеркивают трагизм события и вызывают чувство протеста противзлодеяний и насилия. Необычные ракурсы фигур, как бы перемешанных в хаосеборьбы и ружейных выстрелов, острая нервная лепка, сама фактура зеленоватого поцвету материала, несущего дополнительную эмоциональную нагрузку, наполняютпроизведение повышенной экспрессией, редкой выразительностью.
Насегодняшний день также известны следующие факты, касающиеся создания работы«Жертвы революции 1905 года»: «…И там, в Гаграх, в Баку, Эрьзя не развглядывался в высокогорный пейзаж, крепко запала в его упрямую голову «уральская»идея творить совместно с природой. Не оставлял и замысел отразить трагедиюбратоубийственной войны. Отметим: окна художественной школы глядели на черныеглазницы Дома Ипатьевых, где всего за несколько дней до приезда Эрьзисовершилось кровавое злодеяние… Горизонтальная композиция из железобетона —молодые, сильные, красивые, мертвые тела… и ребенок — была им названа «Жертвыгражданской войны». Один из мордовских исследователей творчества Эрьзиубедительно предполагает ассоциативную связь между скульптурой и расстрелом вподвале Ипатьевского дома. Хотя, думаю, Эрьзя мыслил более обобщенно, что,впрочем, ничуть не притупило бдительность наших давних цензоров и парткомов —на всех выставках эту работу заставляли именовать не «Жертвы гражданской войны»,а «Жертвы 1905 года»….»[7].
На творчествоСтепана Эрьзи обратил внимание народный комиссар просвещения СССРА.В.Луначарский. В газете «Правда» от 1 мая 1926 года, в статье «Достижениянашего искусства» Луначарский, в частности, писал: «Не могу не сказатьнесколько слов о скульптурной выставке: Она показала мне новое лицо, глубокоменя заинтересовавшее, мало оцененное у нас, но уже имевшего громкое имя заграницей, мастера Эрьзи».[8]/>/>2.2 Становление творческой индивидуальности. Второевозвращение в Москву
Приподдержке А.В.Луначарского в ноябре 1926 года С.Д. Эрьзя с выставкой своихпроизведений отправился в заграничную командировку. Во Франции, в Париже, воДворце работников профсоюза изящных искусств 18 января 1927 года открыласьвыставка произведений скульптора. Парижский критик Андре Верно в статье,озаглавленной «Великолепная карьера Степана Эрьзи, крестьянина, ставшегоскульптором», писал: «Мы сразу были поражены размахом его творчества,такого страстного и прямого, талантом этого скульптора, обладающего огромнымпотенциалом:»
В том же1927 году он экспонирует свои произведения в столице Аргентины Буэнос-Айресе,заслуженно получив высокую оценку аргентинской печати.
Вероятно,творчество скульптора сложилось бы иначе, не открой он для себя в этойэкзотической стране особые породы субтропического дерева: кебрачо, альгарробо иурундай, обладающие удивительной твердостью, плотностью, необыкновеннокрасивыми теплыми оттенками цвета и своеобразной фактурой. В Аргентине этипороды как художественный материал до Эрьзи почти не использовались, а шли восновном на изготовление шпал и выработку дубильных веществ. И вот понадобилсяхудожник, обладающий такой творческой фантазией, таким удивительным видением ичувством материала, как Эрьзя, чтобы с большим мастерством превратитьпричудливые наросты и изгибы этих необыкновенных пород дерева в произведенияискусства. Эрьзя любил дерево с детских лет, когда мальчишкой восхищеннымиглазами следил за работой деревенских резчиков по дереву, украшающих избы идомашнюю утварь искуснейшими узорами. Однако в дальнейшем редко применял егоиз-за недолговечности. Пожалуй, только кавказский орех и дуб удовлетворяли еготребованиям. И вот кебрачо и альгарробо надолго привлекают внимание ваятеля.Вначале охваченный неукротимым желанием творить в этом сказочном материале, апотом и в силу сложившихся политических условий, скульптор на долгие годыостается в Аргентине. Эрьзя не был эмигрантом в общепринятом смысле этогослова. Он всегда оставался советским гражданином, не принимал аргентинскогоподданства и как охранную грамоту хранил свой просроченный советский паспорт.Все эти долгие двадцать с лишним лет он не оставлял надежды вернуться на родинуи вернулся, наконец, но не с пустыми руками, а с замечательной коллекцией своихпроизведений.
Аргентинскийпериод сыграл большую роль в творчестве Эрьзи. Здесь он вырабатывает свойстиль, находит свою тему, создает самобытное искусство, берущее свое начало внародном творчестве мордвы.
В первыхпроизведениях, созданных в Аргентине, таких, как «Фантазия» (1929), «Парижанкав шляпке» (1927), «Иоанн Креститель» (1928), (все—МРМИИ), скульптор как быисследует возможности кебрачо, работая, по его выражению, в соавторстве сприродой. Обрабатывая небольшую часть куска дерева, шлифуя его и тонируямастикой особого состава, Эрьзя выявляет лишь лицо и иногда руки, естественнуюже часть поверхности заставляет органично вплетаться в композицию в виде волос,шляпки или развевающейся одежды. И вот это сочетание необработанного дерева стщательно полированной поверхностью красивых в своей одухотворенности лиц исоздает художественный образ, поражающий нас своей оригинальностью. Однакоследует отметить, что при всем своеобразии и достоинствах первых аргентинскихработ Эрьзи в них чувствуется некоторая подчиненность скульптора материалу,сдерживающая его творческое начало. Но в дальнейшем, лучше изучив и подчинивсебе полюбившееся ему дерево, Эрьзя создает произведения, в которыхотказывается от чисто внешних декоративных эффектов, придавая каждому «завитку»кебрачо нужный смысл, выявляя внутреннюю сущность естества древесины, используяее структуру. Так плавное течение волокон кебрачо играет немаловажную роль в пластическомпостроении «Обнаженной» (1930, МРМИИ), передавая гибкое движение головы и рук,создавая прекрасные формы скульптуры, символизирующей здоровую красоту инравственную чистоту женщины.
Обладаяпрекрасной зрительной памятью и удивительной фантазией, Эрьзя работал безподготовительных этюдов и набросков, почти никогда не делал натурных портретов,во всяком случае, в зрелые годы. большинство из них сделано по памяти иливоображению, часто с отходом от натуры в целях усиления выразительности, но вовсех его работах чувствуется крепкое архитектоническое начало. Эрьзю привлекаютпрежде всего сильные, мужественные характеры, высокий интеллект, несгибаемаяволя людей талантливых, одержимых идеей. В портретах писателей, художников,исторических и политических деятелей он достигает подлинной глубины реализма,точной психологической характеристики. Особенно выразительными являютсяпортреты Бетховена (1929, ГРМ), Л. Толстого (1930, ГРМ), Александра Невского(1931, МРМИИ) и др. Прекрасен своей романтической взволнованностью портретБетховена, в экспрессивной моделировке лица которого Эрьзя сумел передатьодухотворенную стихию движения мысли и гений великого композитора В портретеЛьва Толстого, поражающем смелостью композиционного решения, скульптордостигает художественного совершенства. Если его «Бетховен» еще в какой-тостепени традиционен, то «Толстой» — порождение его собственного мировосприятия,глубоко индивидуального и самобытного. Образ великого писателя необычен, малосовпадает с общим представлением о нем. В нем нет той сосредоточенности исамоуглубленности, которая нам привычна по портретам И. Репина, И. Крамского.Его Толстой — одержимый горением, раздираемый внутренними противоречиямибунтарь. В этом портрете ярко выражены мощь интеллекта, сила творческой мысли,озаряющей лицо гения, его метущаяся душа. «Толстой» Эрьзи — это и философ, иправдоискатель, и пророк.
Высшимвоплощением всех поисков скульптора — пластических инравственно-этических—является его «Моисей» (1932, МРМИИ), принесший Эрьзенаибольший успех. Динамичная композиция, беспокойный ритм пластических масс,остроиндивидуальное решение проработки глаз — все это сообщает скульптуре нетолько повышенную экспрессию, но и создает образ, исполненный глубокогодраматизма, большой патетической силы. «Художник не должен боятьсяпреувеличений, если таким образом он может выразить свою идею более живо», —эти слова Э. Верхарна дают нам возможность лучше понять этотгиперболизированный образ человеческих страстей.
Эрьзя —художник, прежде всего тонкий психолог, передающий в своих произведениях, приполном отсутствии иллюстративности, тончайшие оттенки человеческих чувств. Этотакие образы-символы, как «Мужество» (1932, МРМИИ), «Ужас» (1933, МРМИИ),«Горе» (1933, ГРМ), «Отчаяние» (1936, МРМИИ), «Тоска» (1944, МРМИИ) и др. В«Мужестве» заложены два органично объединенных пластических начала: при внешнейстрогости, собранности скульптура очень динамична. Экспрессия достигаетсяактивностью всех средств выражения, включая фактуру материала, нарочитошероховатую, грубую. Скульптор придает ей видимость и осязаемость металла,чтобы подчеркнуть образ человека непреклонной воли. В годы ВеликойОтечественной войны, находясь далеко от Родины, с чувством особой теплотысоздавал С. Д. Эрьзя национальные образы мордвы.
Вспоминаяученические годы, С. Т. Коненков писал: «Уже в ту пору можно было заметитьстремление Эрьзи к выражению средствами пластического искусства характерныхнациональных черт. Он облекал в плоть скульптурных образов душу своего народа.И это в нем пустило настолько глубокие корни, что он, много лет живя на чужбинев Южной Америке, оставался национальным художником»[9].В различные годы скульптором были созданы такие произведения, как «Эрзянка»(1915), «Голова мордовки» (1917), «Портрет матери» скульптора (1940),«Крестьянин-мордвин» (1943), «Портрет отца» (1944) (все — МРМИИ), проникнутыегорячей любовью к родному мордовскому народу. Разные по характеру и настроению,они полны жизни и человеческой теплоты, народной мудрости, моральной силы идостоинства. В этих работах наиболее остро выразилась кровная связь скульпторас Родиной, тоска по ней.
Сильнейшаяностальгия выражена и в «Автопортрете» С. Эрьзи (1947, МРМИИ). Это интересноепроизведение при всей обобщенности является отражением переживаний скульптора,на долгие годы оторванного от родной земли. Ощущение трагизма, безысходности,внутренних противоречий, свойственное многим произведениям С.Д. Эрьзиаргентинского периода, как в зеркале отразившее всю жизнь скульптора начужбине, исчезает после его возвращения на Родину в 1950 году. Новые образы,новые чувства и настроения занимают творческое воображение Эрьзи.
Его«Казашка» — портрет Шакен Ахметжановой (1955, МРМИИ), «Москвичка» (1953, ГРМ),«Женский портрет» (1957, МРМИИ) и др. отличаются особой просветленностью,внутренней раскрепощенностью, светлым лиризмом. Впервые на лицах его моделейпоявляется улыбка.
Художникбольшого таланта и поразительного трудолюбия, Эрьзя без остатка отдал свою жизньискусству. «Он пропел песнь, достойную своего прекрасного народа. Где бы он нижил, он был верен своему идеалу. Из-под его резца даже под небом далекойАргентины рождались образы, овеянные волжским ветром. «Дум высокое стремленье»никогда не покидало этого мастера»[10]. Этипрочувствованные слова С. Т. Коненкова звучат как гимн в честь большогохудожника.
Напротяжении всей своей жизни Эрьзя в своем творчестве обращался к образаммордовских людей. В его памяти возникали образы как бы запечатленные еще вдетстве, когда он жил на берегу речки Бездны. В различные годы он выполнялтакие проникнутые горячей любовью к родному мордовскому народу произведения,как «Эрзянка» (1915, железобетон), «Голова мордовки» (1917,железобетон), «Портрет матери» (1940, урундай),«Крестьянин-мордвин» (1937, кебрачо), «Портрет отца» (1944,кебрачо). Целую галерею образов земляков, людей своей национальности, создаетон в скульптурных произведениях. Они проникнуты неподдельной любовью автора ксвоим героям, пониманием их национального характера.
По памятив Аргентине выполняет он «Портрет матери» (1940, урундай). Крупнымпланом дает он черты её лица, вглядываясь в которое чувствуешь её сильныйхарактер. Энергичность, динамизм ей придают как бы распростёртые на ветруволосы. Две большие темы творчества Эрьзи — тема материнства и тема Родины, окоторой не переставал думать мастер на чужбине, о которой он тосковал, кудастремилось его сердце, слились в этом произведении воедино. «Россия — мояРодина, Аргентина — родина кебрачо» — писал Степан Эрьзя в одном из писем,адресованных Г.О. Сутееву в Москву из далекой Аргентины. Душа скульпторарвалась на Родину.
И вдалекой Аргентине, где Эрьзя пробыл почти четверть века, он снова мечтает овеличественном монументе, высеченном из горы. Так и не состоялось. Но в работес деревом-кебрачо он достиг тех высот, которые сделали его великим скульпторомсовременности. А ведь началось все на Урале и ранее, в Москве, когдаотрабатывался прием словно бы незавершенной, полуобработанной поверхностиприродного материала и тщательной шлифовки главных деталей аллегорическихпортретов: «Парагвайка», «Чилийка», «Тоска», «Старик-мордвин», «Спящая»(вариация на темы уральских женских портретов). Там, томясь думой о Родине, онсоздает галерею философских образов Толстого, Бетховена, Сократа, Моисея. Мы незнаем, какой виделась Эрьзе скульптура из горы. Но ее малой моделью можнопредполагать двойной портрет Маркса (корявая, полуобработанная, узловатаяфактура) и Ленина (отшлифованный до прожилок лик мыслителя). Эрьзя отправил этуработу на родину к 30-летию Октябрьской революции. Канула скульптура внеизвестность: сожгли по приказу, уничтожили, как и “Освобожденного человека”.
И вотнастали радостные дни — в сентябре 1950 года скульптор вернулся в Москву. Онпривез с собой не только свои работы, но и материал, из которого создавал своитворения в Аргентине — субтропическое дерево. Когда Эрьзя приехал в СоветскийСоюз, ему было уже за семьдесят, но у него было много замыслов и планов. В последнийпериод творчества он по прежнему напряженно работал.
В 1954году в Москве в Выставочном зале на Кузнецком мосту состоялась персональнаявыставка произведений С.Д. Эрьзи. С большим волнением ожидал художник встречи сновыми советскими зрителями. Но опасения скульптора были напрасными. Выставкаубедительно показала, что советские люди его искусство приняли.
Вот что поэтому поводу пишет В.А.Блинов в монографии «Звезда Эрьзи»: «….Послетриумфального успеха выставки Эрьзи в 1954 году на него обрушилась в журнале «Искусство»критикесса С. Валериус, обвиняя ваятеля в буржуазных вкусах, декадансе,упадничестве. В те годы это было подобно политическому доносу. Для чего, длякого это было сделано? Оказывается, С. Валериус была супругой скульптора Е.Вучетича! Прошли годы. Валериус выпускает объемный труд о современнойскульптуре. Нашлась ли в этой книге хоть страница для Эрьзи? Ни строчки, ниснимка!
А какпытались околохудожественные деятели столкнуть, сделать врагами С. Коненкова иС. Эрьзю. Не вышло. Так они не успокаиваются до сих пор, через сорок лет послесмерти Мастера. В журнале “Наше наследие” читаем статью некой Н. Мирской“Триумф и трагедия” (название без стеснения стянуто у историка Волкогонова).Оказывается, по утверждению Мирской, только портрет “Норвежская женщина” иудался Эрьзе, а все сделанное за границей — полный провал. Прекрасные слайдыработ Эрьзи, иллюстрирующие эту статью, отлично разоблачают искусствоведку…Похоже, тернии в венце Эрьзи больно колют до сих пор…"[11]
Окончательнымпризнанием его таланта Родиной явилось награждение Степана Дмитриевича в 1957году орденом Трудового Красного Знамени.
В завершении проведенного исследования приведемвыдержки из ранее не публиковавшихся документов о жизни и творчестве СтепанаЭрьзи, представленных на выставке 14 ноября 2001 года, посвященной 125-летию содня рождения великого мастера[12].
1. Вначале 1890-х годов будущий скульптор подрабатывал стекольщиком, чтобы спастисьот голода, распространившегося в Поволжье. Они с братом ходили по соседнимдеревням, и крестьяне в качестве платы за услугу кормили подростков. Ремеслу ихобучил афонский монах, художник по мозаике, заехавший в Алатырский уезд.
2. В 1893году 17-летний Степан поступил в ученики к алатырскому живописцу. Но вместозанятий наставник посылал ловить соловьев на продажу. Получив от отца три рубляна дорогу, Степан уехал в Казань учиться живописи, но смог устроиться лишьподмастерьем к столяру. Первым учителем живописи стал для него Петр Ковалинский- хозяин иконописной мастерской. Нефедов помогал ему расписывать церкви Казанскойепархии.
3. Скульптура,обеспечившая ему мировую славу, погибла в 41-м году во время бомбардировкиМосквы. В 1906 году Эрьзя уехал в Италию; спустя три года на всемирной выставкев Венеции композиция «Последняя ночь перед казнью» принесла мастеру первыйбольшой успех. В 1927 году он подарил ее Московскому музею революции.
4. В 1910году Эрьзя перебрался в Париж. После участия в «Осеннем салоне скульпторов» онзаключил договор о сотрудничестве с аргентинским меценатом. За 36 работ мастертак и не получил гонорар; мошенник его обманул, присвоив все скульптуры.
5. Посленачала Первой мировой войны в 1914 году Эрьзя вернулся в Россию. С большимиприключениями пересек вражескую Германию — шел пешком, ночевал в сарае, большесуток ехал на открытой железнодорожной платформе. В Петербурге его арестовалажандармерия по подозрению в шпионаже на немцев. Из тюрьмы его выпустили толькочерез 30 дней.
6. Послеосвобождения Эрьзю мобилизовали в армию. Он четыре года прослужил рентгенологомв челюстном лазарете в Польше. Также изготавливал для раненых протезы носов изкаучука. Один солдат, которому не понравился нос, чуть было не убил мордовскогогения. Зимой на морозе лицо пациента покраснело, а нос остался белым — этопривело раненого в ярость.
7. В 1919году Эрьзя был назначен директором школы искусства в Екатеринбурге. Через тригода Москва прислала группу крайне революционных художников, которые отстранилискульптора от руководства и уничтожили все собрание картин, в том числе егополотна.
8. В 1926году Эрьзя выехал с выставкой скульптур в Париж. Газета французских коммунистов«Юманите» назвала его вторым Роденом. Мастер не вернулся в СССР послекомандировки. Поиски материала — дерева кебрачо и альгарробо — привели его вАргентину, где он прожил 24 года.
9. В 1947году Эрьзя предложил советскому правительству организовать в Москве музей своихскульптур. Через несколько месяцев он получил приказ немедленно выехать вМоскву. По окончании сборов выяснилось, что пароход уже ушел. Советский посолзаверял, что отправка пройдет незамедлительно, но в ожиданиях прошло два года.Кончились деньги, мастер не мог продавать свои работы, поскольку все они былиоформлены в собственность СССР. Хозяин дома в Буэнос-Айресе через суд выселилЭрьзю за неуплату долгов. Мастер уговорил отсрочить «приговор», обещаязаработать денег на новой выставке. Как только он распаковал скульптуры, изМосквы пришло распоряжение немедленно грузиться на пароход для отправки в СССР.
10. Вноябре 1950 года Степан Эрьзя прибыл в Москву и понял, что здесь его никто неждет. В комитете по культуре Совнархоза его работы нашли «не советскими».Признания в Советском Союзе мастер добился лишь спустя четыре года…."
СтепанЭрьзя — наша национальная гордость. Сотрудники Мордовского республиканскогомузея изобразительных искусств, который в последние годы носит имя скульптора,стараются бережно хранить его уникальные произведения и пропагандировать еготворчество.

/>/>2.3Ознакомление младших школьников с основами изобразительного искусства напримере анализа программы Б.М. Неменского
Главное — воспитать с детства вкус, понимание и жажду общения с подлинным искусством,высокую эстетическую взыскательность и самостоятельность суждений. Анализируяпрограмму под руководством Б.М. Неменского, можно смело сказать, что эта книгазнакомит с опытом педагогов, достигших наиболее успешных результатов в освоениипервой ступени программы «Изобразительное искусство и художественныйтруд» для общеобразовательной школы.
Основнымпоказателем педагогической эффективности методики является формированиепознавательного интереса детей к искусству, творческой активности, бережногоотношения к памятникам культуры, понимания роли искусства в жизни общества,т.е. духовное развитие учащихся.
Методикакаждого урока раскрывает особенности организации процесса воспитания,окружающей среды и искусства, руководства практической деятельностью,грамотного решения урока, обусловленного привлечением литературных имузыкальных произведений, характером взаимосвязи воспитания и созидания.
Во многихшколах России выделено 2 часа в неделю на преподавание ИЗО, поэтому учителя посвоему усмотрению могут каждую тему творчески интерпретировать, расширяяколичество знаний в рамках учебно-воспитательных задач, названных в программе,с целью более основательного освоения учащимися художественных знаний, умений инавыков.
1 класс. «Искусствовидеть. Ты и мир вокруг тебя»
Цельуроков ИЗО в 1-м классе — приобщить детей к наблюдению за окружающей действительностью,развивать важнейшие для художественного творчества способности, т.е. умениевидеть жизнь глазами художника.
Практическаядеятельность ребенка направлена отражением, доступным для его возрастахудожественными средствами своего видения окружающего мира. Педагограссказывает детям о том, что вся творческая деятельность художника построенана собственных наблюдениях окружающей жизни.
Работа сдетьми показала, что рисунки должны выполняться на различных форматах листа,т.к. выбранный формат напрямую зависит от художественной техники, в которойвыполняется рисунок. Если для работы с техникой живописи лучше использоватьбольшие листы бумаги, то для рисунков, выполненных в графических техниках(карандаш, тушь, восковые мелки) больше подходят небольшие форматы. Длявыполнения работ в объемной пластике учащиеся применяют такие материалы, какглина, пластилин, пластика, при конструировании и аппликации — бумагу, картон,клей и т.д. Каждая художественная техника в той или иной степени развивает уребенка разные области руки, предплечья и пальцев. Так, например, тонкая работаучит лучшей координации движений, лепка развивает пальцы, а задания,выполняемые в живописной технике, способствуют большей свободе и раскованностивсей руки. Лучшему освоению пространства, объема, глубины способствует работа стакими материалами, как пластилин, глина и бумага (объемное моделирование).Дети этого возраста с большим успехом передают движения в осязаемом объеме,нежели на плоскости листа. Поэтому необходимо чередовать один вид деятельностис другим.
У всехдетей с момента возникновения стремления к разнообразным видам деятельностинеобходимо формировать художественное начало, что является предпосылкойпродуктивного творчества.
Придемонстрации приемов работы с различными художественными материалами педагог,делая на доске или на большом листе бумаги крупные рисунки, не должен придаватьим какой-то характер, т.к. это неизбежно повлечет за собой механический повтор.
Оченьважно демонстрировать учащимся приемы работы с пластичными материалами(пластилин, глина, бумага при моделировании), в которых образ рождаетсянепосредственно на глазах у них. Это учит детей свободному владению различнымиматериалами, оставляя за ними право творческого выбора.
Характерпостроения программы позволяет общаться с другими видами искусства (музыкой,литературой, вызывая при пластическом воплощении в рисунке, скульптуре иконструировании адекватные образы).
Многовнимания в 1-м классе уделяется организации рабочего места, приемам работы скрасками при использовании палитры, и даже таким, казалось бы, второстепенным итехническим моментам, как открывание и закрывание красок, уборка рабочего местаи т.д.
2 класс. «Тыи искусство»
Урокизобразительного искусства во 2-м классе состоит из нескольких этапов. В началеурока параллельно с объяснением новой темы демонстрируются слайды и репродукциихудожественных произведений, учебные таблицы, детские работы и другиематериалы.
В процессевосприятия детьми зрительного ряда педагог организует обсуждение той или инойтемы. Это могут быть диалоги или монологи, во время которых дети высказываютоценочное суждение по поводу увиденного.
Один изведущих моментов урока — выполнение детьми творческого задания.
Заканчиваетсяурок подведением итога, которое по усмотрению учителя может включать либоответы на вопросы, либо демонстрацию результатов творчества детей. Домашнеезадание можно объяснить как в момент изложения новой темы, так и в конце урока.
В 1-йчетверти педагог знакомит школьников с разнообразными живописными, графическимии пластическими материалами. Дети должны научится свободно пользоватьсякрасками.
Во 2-йчетверти педагог в игровой форме знакомит учащихся с «Мастером изображения», «Мастеромукрашения» и «Мастером постройки». Школьники получают отчетливые представленияо природных истоках творчества и о роли в этом творчестве фантазии человека иего воображения.
В 3-йчетверти учащиеся узнают о том, что в каждом художественном произведениичеловек запечатлевает прежде всего свои чувства и мысли, свое отношение кизображаемому. Задания четверти строятся с целью осмысления всей деятельностичеловечества, как выражение отношения художника к различным явлениям жизни.
В 4-йчетверти задания школьников расширяются знакомством с тем, как «говоритискусство». Разнообразные выразительные средства — цвет, линия, объем, ритм — представляются детям как средства художественной выразительности в ИЗО.
Заданияучащихся закрепляются созданием собственных произведений.
3 класс. «Искусствовокруг нас»
Программа3-го класса логически продолжает программу 1-гои 2-го классов. В 3-м классерасширяется круг представлений детей об искусстве и его связи с жизнью.Обучение строится как дальнейший шаг в приобщении детей к окружающей красоте.Если во 2-м классе дети учились наблюдать красоту родной природы, делая первыешаги в представлениях о месте искусства и элементах его языка, то уже в 3-мклассе, опираясь на эти знания, необходимо обращать их внимание не только накрасоту самой природы, но и на красоту парков, садов, созданных рукамичеловека.
Помочьувидеть школьникам деятельность художника в деле, на улице, в театре, в музее,познакомить с ней, дать возможность что-то сделать собственными руками — цельпрограммы 3-го класса.
Тема этогогода продолжает формирование патриотических чувств ребенка (родное село, город,и т.п.) Это ведущая нравственная задача.
В заданияхпедагог должен осуществить дальнейшее освоение ребенком изображения (линия,цвет), конструкции (композиция, моделирование).
В 3-мклассе дети знакомятся с широким кругом проявлений искусства в окружающейжизни, связанных с ДПИ, архитектурой и дизайном. Выполнение задач 3-го классадолжно укрепить заложенный фундамент отношения ребенка к искусству, пониманиетого огромного места, которое занимает искусство в окружающей жизни.
Интерес кискусству, к труду художников, стремление к поиску все новых и новых проявленийискусства в жизни помогут освоению программы 3-го класса.
Учительдолжен помнить о неразрывности воспитательных и образовательных задач предметадля всех уроков начальной школы.
4 класс. «Каждыйнарод – художник»
Основнойзадачей приобщения ребенка к искусству в 4-м классе является формированиепредставления о многообразии художественного творчества в разных странах уразных народов. Знакомство с искусством постепенно выходит за пределыближайшего окружения школьников: в 1-й четверти подводится итог уже накопленнымпредставлениям об искусстве родного народа; во 2-й и в 3-й четвертях учащиесязнакомятся с искусством других народов; в 4-й четверти учитель подводит школьниковк пониманию того, что наряду с многообразием представлений народов о красоте, определеннойразными условиями жизни, существуют и общечеловеческие ценности. В программеподнята важнейшая проблема духовного развития личности. Эта задача — наиболеесложная и требует большого такта от педагога.
Вучебно-воспитательном процессе 4-го класса возрастает роль обсуждения работышкольников: это чрезвычайно активизирует внимание детей и они с готовностью вней участвуют. Полезно обсуждать достоинства и недостатки работ, опираясь наэмоциональную активность детей. Необходимо направлять обсуждение в нужноерусло.
Содержаниепрограммы этого года в учении, ее познавательный характер, определяет теснуюсвязь восприятия произведений и искусства, окружающей действительности, детскихработ и практической художественной действительности.
В 4-мклассе ведущее значение приобретают некоторые проблемы творческого развитиядетей, имеющие как общеразвивающий, так и частный характер, но взаимосвязанныйнастолько, что промахи в одной области незамедлительно скажутся на другой.
/>/>Заключение
Взавершении проведенного исследования автору необходимо сделать рядзаключительных выводов.
СтепанДмитриевич Нефёдов, выдающийся скульптор XX века, известен всему миру подименем Эрьзя. Этот псевдоним он взял в честь маленького талантливогомордовского народа, к которому принадлежал.
Всюду,куда забрасывала его судьба этот мастер сумел оставить о себе прекрасную памятьв своих творениях, которые невозможно забыть, если суждено хоть раз увидеть!
ТворчествоСтепана Эрьзи — проявление духовного могущества народа, яркое свидетельство егосозидательных возможностей. Малая родина всегда была центром духовного притяжения,рождала темы и образы, воплощенные в великих творениях мастера. Здесь онприобщался к богатым традициям культуры своего народа, здесь шло становлениепервых профессиональных навыков.
В первыхпроизведениях С. Нефедова, представленных на ученических выставках, видностремление художника следовать лучшим образцам русской реалистической школы,точное знание и умелое воспроизведение натуры. В них чувствовалась хорошая,прочная основа и поиски самостоятельных решений. Но тем главным, что вынесЭрьзя из стен училища, было художественное мировоззрение, на которое сильноевлияние оказали демократические тенденции, господствовавшие в училище.
Варгентинский период окончательно сформировался неповторимый образный языкмастера. Без предварительных эскизов он энергично и свободно резал своипроизведения только в квебрахо и альтарробо — твердых, трудных для обработкипородах дерева, отличающихся редким богатством художественных возможностей.Эрьзя, улавливая живое движение формы дерева, подчинял ему свою композицию.Фантазия художника сливалась с естественной красотой природного материала, егофактуры.
Космичностьюмироощущения работы Эрьзи отдаленно напоминают произведения стиля модерн.
Бессмертныепроизведения мордовского гения хранятся сегодня в столице Республики Мордовиягороде Саранске в музее, носящем имя скульптора. Именно там можно не толькоувидеть работы мастера, но и узнать много интересного о его судьбе.
Основнойзадачей содержания программы по дисциплине «Изобразительное искусство» в курсеначальной общеобразовательной школы является воспитание с детства вкуса,понимания и жажды общения с подлинным искусством, высокую эстетическуювзыскательность и самостоятельность суждений. Анализируя программу подруководством Б.М. Неменского, можно смело сказать, что эта книга знакомит сопытом педагогов, достигших наиболее успешных результатов в освоении первойступени программы «Изобразительное искусство и художественный труд» дляобщеобразовательной школы.
Основнымпоказателем педагогической эффективности методики является формированиепознавательного интереса детей к искусству, творческой активности, бережногоотношения к памятникам культуры, понимания роли искусства в жизни общества,т.е. духовное развитие учащихся.
Методикакаждого урока раскрывает особенности организации процесса воспитания,окружающей среды и искусства, руководства практической деятельностью,грамотного решения урока, обусловленного привлечением литературных имузыкальных произведений, характером взаимосвязи воспитания и созидания.
/>/>Список использованныхисточников
1.   Блинов В.А.Звезда Эрьзи. Материалы конференцииУральской архитектурно-художественной академии, 2001. — С.45-48.
2.   Выставка «русского Родена» открылась в Третьяковке Русскийантиквариат, 2001. — №4. — С.3-9.
3.   Глушнев С. Гений под псевдонимом // ВЕК. — 2001. — № 48, 10—16 декабря,полоса №12.
4.   Дорфман Н.А. Каталог произведений С. Д. Эрьзи. — Саранск, 1969.
5.   Достояние республики.// Мир истории, 2001. — №3. — С.15-18.
6.   Изобразительное искусство Мордовии. /Сост. Н.А.Косинец, Н.И. Шибаков. — Саранск: МКИзд., 1984.
7.   Коненков С.Т. Мой век. — М.: Политиздат, 1971. — 344с.
8.   Кончин Е. Русский Роден Степан Нефедов. //Новый Манеж, 2001.
9.   Луначарский А.В. По выставкам.//«Известия», 1926, 23 мая.
10.  Попков В.А.Альбом. /Сост. Н.В.Холопова. — Саранск: МКИзд., 1988.
11.  СтепанДмитриевич Эрьзя (Нефедов)./Сост.М.Н.Баранова. — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1981. — 272с.
12.  СтепанЭрьзя. -СПб., 1995.
13.  Сутеев Г.Н.Скульптор Эрьзя. — Саранск, 1968. — 202с.
14.  Сычков Ф.В.Воспоминания, переписка. /Сост. М.И.Сурина, Л.А.Букина. — Саранск: МКИзд.,1998.
15.  Чародейрезца //Информационный центр финно-угорских народов. — 2001.
16. Чернавин С. Четыре годаЭрьзя лепил солдатам протезы носов. //Столица С, 2001.
17.  Эрьзя народине. Альбом. /Сост. М.Н.Баранова, В.С. Ионова. — Саранск: МКИзд., 1996./> 
Приложения
Приложение1
3 класс
Тема: «Вмузеях хранятся скульптуры».
Цель:вызвать интерес к памятникам родного края, шедеврам изобразительного искусства.
Задачи:
Образовательные:дать детям представление о том, что в музеях хранятся лучшие произведенияискусства, которые должны принадлежать всем людям.
Развивающие:развивать элементарные навыки работы с пластилином, творческое воображениеучащихся, мелкую моторику руки.
Воспитательные:воспитывать интерес к творчеству великого скульптора родного края С.Д.Эрьзи;воспитывать гордость за своих предков, за их сохранение и развитие художественныхтрадиций.
Зрительныйряд: иллюстрации из книги «Изобразительное искусство Мордовии»,репродукции с интерьерами музеев и музейными экспонатами.
Музыкальныйряд: ансамбль «Ф.С.Б», «Пробуждение » (музыка с моторомсамолета).
Задание:лепка (на основе посещения музея).
Ход урока.
У: Сегодняя вас приглашаю отправиться в путешествие. Путь наш недалек, поэтому сегодня мыбудем путешествовать на самолете. Все занимаем места.
(звучитмузыка мотора самолета)
У: Ребята,мы приближаемся к прекрасному городу. К столице нашей республики. А как онаназывается?
Д:Саранск.
У: Здесьмы посетим Мордовский республиканский музей изобразительных искусств. (показфотографии данного музея)
У: В годстолетия со дня рождения великого скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи вырослоэто уникальное здание. В этом здании размещена большая выставка произведенийзнаменитого скульптора. (показ портрета).
У:С.Д.Эрьзя (настоящая фамилия Нефедов). По национальности он мордвин — Эрьзяродился в 1876 году в селе Баево Ардатовского района. Всю свою жизнь онпосвятил скульптуре. Исключительным талантом и трудолюбием он поднялся квершинам художественного творчества. Эрьзя создал целую галерею скульптур,передающих состояние людей: любовь и страдание, отчаяние и мужество, ужас исдержанность.
Скульпторпоказывал людей различных национальностей: русских, индианок, аргентинок,чилиек и др. В этой галерее и герои своего народа — мордвины и мордовки. (показиллюстраций)
У: Ребята,какой материал применял мастер?
Д: Дерево,камень…
У:Правильно. Ребята, в этом музее собрана самая богатая коллекция произведенийЭрьзи. Трудным был путь мордовского парня к вершинам искусства. Но он преодолелвсе жизненные трудности и стал великим художников своего народа, потому что онобладал не только одним талантом, но и огромной работоспособностью. Посетителиподолгу задерживаются у скульптур, зачарованные искусством великого мастера. Нонаше путешествие подходит к концу, занимайте места. (звучит музыка шума моторасамолета)
У: Итак,мы возвратились в наш уютный светлый класс. Вам понравилось наше путешествие?
Д: Да,очень.
У: А вкаком чудесном месте мы с вами побывали?
Д: В музееизобразительных искусств.
У: Какиеработы вам больше всего запомнились?
Д:«Портрет матери», «Старик мордвин», «Мордвин спапиросой».
У: Ребята,а теперь под впечатлением посещения музея давайте выполним по одной фигуре,больше всего вам запомнившейся.
Самостоятельнаяработа.
Изготовлениеучащимися фигур под мордовские напевы.
Помощьучителя детям.
Итог.
Молодцы,ребята!
У: Атеперь сделаем выставку наших работ, посмотрите, у нас получился настоящиймузей. Урок окончен, отдыхайте.

Приложение2
4 класс.
Тема: «Образчеловека».
Цель:Расширить представление об образе человека.
Задачи:
познакомитьдетей со скульптурой как видом изобразительного искусства на примере творчестваС.Д.Эрьзи;
-      развивать эстетический и художественный вкус;
-      развивать воображение, внимание и фантазию;
-      воспитывать чувство патриотизма, гордость за свой народ, уважениеи восхищение художественным мастерством великого скульптора.
Зрительныйряд: «Старик мордвин», «Голова мордовки», автопортрет,портрет матери.
Музыкальныйряд: мордовские мотивы (плавные)
Задание:лепка с каркасом образа мордовки и мордвина.
Ход урока.
У: Ребята,сегодня мы с вами познакомимся еще с одним видом искусства — скульптурой. Этослово происходит от латинского слова «высекать». Скульптор лепит своипроизведения из глины, высекает из камня (мрамора, гранита, бетона).
(Можнопоказать детям эти природные материалы)
У: Рубитиз дерева, отливает из металла. Работает скульптор такими инструментами, какспика, резец, стамеска.
Вскульптуре, как и в живописи, может изображаться фигура человека во весь рост,может быть выполнен портрет.
У: Ребята,может быть, кто-то знает из вас, что в Мордовии тоже был великий скульптор? Ктознает его имя?.
Д: СтепанЭрьзя.
У: Верно,ребята.
Сегодня мытакже познакомимся с творчеством нашего земляка С.Д.Эрьзи. А теперь обратитевнимание на нашу выставку работ великого мастера.
(на доскевыставка работ Эрьзи. Учитель ведет беседу об изображенном)
У: Ребята,как вы думаете, чем скульптура отличается от живописи и графики?
Д:Произведения живописи и графики изображены на плоскости, их можно рассмотретьтолько с одной стороны, а скульптура объемная, ее можно обойти со всех сторон.
У:Правильно. Когда мы с вами пойдем в музей, то посмотрим скульптуры с разныхсторон. Мы поймем, что каждая новая точка обозрения скульптуры открывает что-тоновое, необычное, неожиданное. А теперь давайте послушаем музыкальноепроизведение.
(звучатмордовские мотивы)
У: Песнякакого народа прозвучала?
Д:Мордовского народа.
У: Верно.Мордовскому народу посвящали не только песни и стихи, но и художники посвящалисвои картины, а скульпторы — скульптуры.
Мы с вамиуже видели работы великого скульптора С.Д.Эрьзи. Он очень много времени уделялизображению простых людей разных народов и времен. (показ иллюстраций)
У: Нонаиболее выразительные произведения посвящены родному народу.
Скажите,изображения кого наиболее часто встречаются в произведениях Эрьзи?
Д: Мужчини женщин.
У:Посмотрите внимательно на изображение лиц мордовки и мордвина и скажите, какиеотличительные черты присутствуют?
Д: Сильновыдаются скулы и подбородок.
У: Как выдумаете, что этим хотел показать скульптор?
Д:Мужество, упрямство мордовского народа.
Практическаяработа.
У: Итак,ребята, я думаю, у вас у каждого сложилось впечатление от работ скульптора.Сейчас мы будем лепить образ человека, а именно мордвина или мордовку (повыбору)
(Учительобъясняет особенности лепки с каркасом)
Самостоятельнаяработа учащихся.
Помощьучителя.
Итогурока.
Молодцы!Вы постарались и с работой справились. Теперь у нас с вами будет своя выставкаскульптур.
Убираемсвои рабочие места.
Урококончен.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.