Реферат по предмету "Культура и искусство"


Европейская культура эпохи Нового времени

Европейская культура эпохи Новоговремени

Содержание
1. Характерные особенности культуры эпохи Нового времени
2. Научные и технические достижения культуры эпохи Новоговремени
3. Культура Просвещения
4. Художественные стили эпохи Нового времени
Список использованных источников
 

1. Характерныеособенности культуры эпохи Нового времени
Европейская культура эпохиНового времени охватывает XVII-XVIII вв. Для этой эпохи были характернывсе большее распространение капиталистических отношений при сохраненииэлементов феодализма, ожесточенная борьба западных государств за господство намировом рынке и широкомасштабная колонизация ими огромных территорий наконтинентах Африки, Азии и Америки. Становление цивилизации нового типасопровождалось утверждением растущего общественного класса – буржуазии,завершением формирования европейских наций и централизованных монархическихгосударств. Происходило разложение феодальной формации. Это была эпохабуржуазных революций, повлиявших на изменение мировоззренческих установоккультуры. Заявил о своих правах индивидуализм, развернулосьпредпринимательство. Складывались новая научная картина мира, методологияопытно-экспериментальных исследований и система ценностей практичного человека.
Эпоха Нового времениотмечена интенсивным развитием культуры, ростом и дифференциацией наук.Благодаря бурному развитию естествознания и техническому прогрессу во второйполовине XVIII в. произошел промышленный переворот, завершивший переход отмануфактурного производства к фабрично-заводскому, которое в ранний периодосновывалось на частичной механизации производственных процессов. Первоначальноенакопление капитала сопровождалось в крупных западноевропейских странахмассовой пролетаризацией и эксплуатацией трудовых социальных слоев.
Главной характеристикойцивилизации и культуры Нового времени стал рационализм. В экономике онпроявился в характерном для предпринимателя-буржуа строгом расчете, планомерноми трезвом стремлении к поставленной цели, калькулированном использованиикапитала и производственных ресурсов, продуманной организации труда; в политике– в подчинении гражданского общества и государственно-правовых институтовпринципам целесообразного функционирования. Сквозь призму теории общественногодоговора общество виделось именно как целесообразно организованный механизм. Вфилософии и науке центральное место отводилось рациональным методам,обеспечивающим объективное познание мира. На первый план выдвинулись требованиядоказательного знания, логически непротиворечивой теории. Мир уже не казалсячудесным и загадочным, все его части воспринимались устроенными по естественнымнеизменным законам. В обыденной жизни здравый смысл возобладал над догматизмоми мистицизмом.
В культуре Нового временипоявился новый нетрадиционный тип личности, для которой были характерныавтономность и стремление к свободе. Человек Нового времени не удовлетворялсяизначально данным, а целеустремленно выстраивал свое Я и свой предметный мир.При этом он все увереннее опирался на константные мотивы поведения, все болееосвобождался от предрассудков и безотчетных действий, стремился управлятьсобой.
Однако, будучи в идеалесвободным самовластным творцом, движимым разумом, человек Нового времени ужебольше не ощущал себя центром Вселенной. Миропредставление, порожденное смелымиастрономическими идеями и теориями Коперника, Бруно и Галилея, наталкивало намысль, что Земля – всего лишь один из множества миров, а в бесконечномкосмическом пространстве вообще нет центра. И далее следовал вывод о том, чточеловек – только частица мироздания. Превращение Бога в некое «вместилище» мираи в трансцендентную силу, приведшую универсум в движение, но непосредственно невмешивающуюся в природные и социальные процессы (точка зрения И. Ньютона), хотяи вело к утверждению представлений об автономии и свободе, но одновременноусиливало ощущение одиночества и незащищенности человека в мире («Мысли» Б.Паскаля), непрочности земного бытия, обреченности действовать на свой страх ириск в одиночку и во всем полагаться только на себя. В культуре наметилсяинтерес к постижению внутреннего мира человека, проявившийся главным образом вхудожественном творчестве.
Индивидуалистическоевидение мира привело к фаустовскому одностороннему пониманию свободы западнымчеловеком как расширения собственного присутствия в мире. Экспансионизмпроявился в необузданном желании господствовать над природой, в колониальнойполитике и религиозной миссионерской деятельности, культурном гегемонизме,однополярном западноцентризме.
Еще одна важнаяособенность новоевропейской культуры и цивилизации – практицизм. Он преобладали в экономической стратегии, основывавшейся на стремлении приумножитьимущество, получить наибольшую прибыль от своего капитала, и в научном знании,которое все больше ориентировалось на практический результат. Само поведение ижизнеустроение имущих классов все более проникалось духом утилитаризма. Практицизмв сочетании с индивидуализмом лег в основу буржуазного мировоззрения и образажизни.
2. Научные итехнические достижения культуры эпохи Нового
времени
культурарационализм творчество европейский просвещение
В эпоху Нового времениформировались мировоззренческие установки, идеалы и нормы науки, ориентирующиена решение практических задач. Ведущую роль в развитии науки XVII-XVIII вв.играли механика, астрономия, математика. В этих отраслях знания были созданыфундаментальные теории. Экспериментальное естествознание стало лидером научногопрогресса во всех крупных европейских странах. Только в Германии лидерствовначале сохранялось за гуманитарными науками. Особый вклад в становление новойсистемы знания внесли Галилее Галилей (1564-1642) и Исаак Ньютон (1643-1727).Создав оригинальные образцы классической механики, они заложили основыфизической науки, которая в то время базировалась соответственно намеханистической картине мира. Через призму данной картины мира объекты природыи общественные явления рассматривались по аналогии с механическими системами.
Важным методом наукиНового времени стал эксперимент, который проверял результаты теоретическогоисследования.
Важной особенностью наукиНового времени явилось разрушение средневекового представления об иерархическиупорядоченном конечном космосе, качественно дифференцированном по степениприближенности к Богу. Перед человеком открылась бесконечная, управляемаяодними и теми же законами Вселенная, в которой все пребывало в постоянномдвижении. Благодаря этому из объяснения мира постепенно вытеснялись мистическиепредставления о предустановленной гармонии, божественной цели, чуде. Все в миреобъяснялось сочетанием естественных причин и следствий. В новой научной картинемира обнаружилось стремление преодолеть границы повседневного чувственногоопыта (при создании идеализированных объектов научной теории). Оставалась впрошлом геоцентрическая система, забывалась Аристотелева физика. Новая наукаоткрывала законы, лежащие за пределами элементарной очевидности.
Открытия в естествознаниизавоевывали все большую популярность среди образованной части населения. Так, вАнглии середины XVII в. в салонах «джентльмены и леди считали хорошим тономговорить о воздушных насосах и телескопах, о химии и магнетизме» (Р.Ю. Виппер).
Характерно, что при новойсистеме знания математика рассматривалась как образец для построения любойнауки. Был создан математический метод, продуктивность которого подкрепляласьестественнонаучным экспериментом.
Математика XVII-XVIII вв.повлияла на развитие новых отраслей науки, базирующихся на принципе движения.Большая заслуга математиков того времени – создание методов исследованияпеременных величин (Декарт). С их помощью изменяющаяся природная реальностьбыла описана в формализованных понятиях и законах. Алгебраический метод вгеометрии, учение о бесконечно малых величинах, теория интегральных идифференциальных исчислений (Лейбниц, Ньютон, братья Бернулли, Д. Аламбер),теория вероятностей (Паскаль, Ферма) заложили основы современной математическойнауки, которая упрочила свои связи с физикой, естествознанием в целом, началапроникать в сферу гуманитарного знания.
Математические методыстали использоваться в решении практических задач. Паскаль изобрел счетнуюсуммирующую Машину для облегчения труда финансовых работников. Теориявероятностей применялась в вопросах страхования. С помощью математики пыталисьотрегулировать социальные отношения.
На основе новыхмировоззренческих принципов формировались предметное поле и методы исследованиятаких наук, как химия и биология. Роберт, Бойль сформулировал научноеопределение химического элемента, ввел в химию экспериментальный метод, положилначало химическому анализу. Антуан Лавуазье активно применял математические(количественные) методы в химии, стал одним из основателей термохимии. ВрачУильям Гарвей считается отцом современной физиологии и эмбриологии, он создалучение о кровообращении. Декарт ввел понятие рефлекса. Карл Линней разработалклассификацию видов растительного и животного мира, Жан Батист Ламарк создалпервое учение об их эволюции (трансформизм).
Ученые-теоретики внедрялив сферу практического производства новый стиль научно-инженерного мышления иоперациональной деятельности; формировалось техническое отношение кэкспериментальной работе.
Появилась научнаятехническая литература; в колледжах складывалась система техническогообразования, постепенно вытеснявшая средневековую традицию передачи знания отмастера к ученику. Во второй половине XVIII в. в инженерной практике всеболее активно использовались знания естественных и математических наук. Рядыинженеров росли, и к началу XVIII в. эта профессия была уже достаточнопрестижной, а сам инженер оценивался как работник интеллектуального труда.
В середине XVIII в.началась промышленная революция. К концу столетия самыми обычными объектамиинженерной деятельности были подъемные механизмы, мельницы, часы, прядильные иткацкие станки, прокатные линии и т.п. Складывался облик техногеннойцивилизации, разрасталась инфраструктура фабрик, заводов, индустриальныхгородов.
Технологическоеусложнение производства потребовало применения методов техническогопроектирования. Разрабатывая эти методы, Гаспар Монж создал начертательнуюгеометрию, позволяющую представить любое техническое устройство в видевспомогательной модели и математически точной чертежной схемы.
XVII-XVIII вв.ознаменовались многочисленными техническими изобретениями. Телескоп (Г.Галилей, И. Кеплер) и микроскоп существенно расширили границы человеческогопознания. Маятниковые часы (X. Гюйгенс) позволили надежно и точно измерятьвремя в научном эксперименте, а в судоходстве – определять долготу. Широкораспространившись в быту, они формировали привычку регулировать повседневнуюжизнь, учили пунктуальности. Бой часов напоминал о необратимости времени инеобходимости плодотворно использовать каждую минуту. Изобретение термометра(Г. Галилей) позволило заменить субъективные оценки температуры объективными.Ртутный барометр (Э. Торричелли) обеспечил точную фиксацию атмосферногодавления.
3. Культура Просвещения
Если XVII в. дляевропейской культуры был временем бурного развития естественных наук иформирования нового взгляда на природу, то в XVIII в. объектом изучения сталитакже общество и многочисленные социальные институты. Именно это столетие явилопервые опыты теоретического осмысления человеческой культуры и цивилизации какцелостного явления (Ж.Ж. Руссо, И.Г. Гердер). Поворот интеллектуальнойдеятельности в сторону социальной философии, публицистики, литературы,педагогики был связан с изменившейся исторической ситуацией. Образовавшиеся натерритории Европы монархические государства должны были постоянно заботиться осохранении своего единства, поскольку общество все более дифференцировалось посоциальному положению и по мировоззрению. Монархи, стремившиеся кнеограниченной власти, на деле вынуждены были в неодинаковой мере учитыватьинтересы различных слоев общества. Усиление налогового гнета с целью получениядополнительных средств достигло в XVIII в. опасной величины, что привело кнарастанию социальной напряженности. Не удивительно, что в Европе все большуюпопулярность приобретали идеи свободы и справедливости. Их-то и выразилоширокое культурное движение, получившее позже название Просвещения.
Просветители хотелисделать общим достоянием веру в безграничные возможности разума, науки и впрогресс общества, стремились привить современникам религиозную и этическуютерпимость, освободить их от суеверий и предрассудков. Они пропагандировалигуманизм, критиковали тиранию, призывали отказаться от сословных привилегий,выступали в защиту естественных прав человека. Разум и свобода в самом широкомсмысле – вот стержневые ценности европейского Просвещения.
Развивая концепцию«естественного» человека, просветители рассматривали его как фигуруидеально-нормативную. Они полагали, что люди совершают безнравственные и вообщеневерные действия в силу того, что не знают, как нужно поступать правильно.Отсюда – особый интерес просветителей к проблемам воспитания и желаниепопуляризировать философские и научные знания. Одновременно они обращаливнимание на устойчивые природные и социальные инстинкты человека, которыепредставлялись им, будучи облагороженными, в виде неизменных естественныхкачеств, призванных войти в гармоничное согласование с законами разума.
Итогом века Просвещениястало формирование в европейской культуре гражданско-правового мировоззрения.Гражданское общество осмысливалось как самостоятельная реальность, творимаялюдьми. Приходило осознание того, что общественная жизнь подчиняетсяобъективным законам, которые могут быть выявлены наукой. Предполагалось, чтогражданское общество зиждется на принципах свободы и равенства – естественныхсостояниях человека.
Существует точка зрения,согласно которой Просвещение как целостное течение утвердилось во Франции.Однако в формировании его идей велика заслуга английских мыслителей ТомасаГоббса и Джона Локка. И это не случайно. Уже в середине XVII в. в Англиибыстрыми темпами развивались капиталистические отношения, значительную рольиграла законодательная власть парламента, имелся опыт соперничестваполитических партий. Страна авантюрного капитализма претендовала на то, чтобыстать очагом литературного творчества, интеллектуальной свободы и либерализма.
Наиболее яркимипредставителями английской литературы того времени являлись Даниэль Дефо иДжонатан Свифт.
В самом знаменитом романеД. Дефо «Робинзон Крузо» утверждается идеал человека активного и практичного,который может добиться успеха в любой жизненной ситуации. В «ПутешествияхГулливера» Дж. Свифта в гротескной сатирической форме предстают все порокисовременного ему общества, человеческий мир изображается «сначала в видемелких, игрушечных отношений у едва заметных с земли пигмеев, а потом в чертахпреувеличенно грубых животных и великанов» (Р.Ю. Виппер).
И все же наиболее полно ипоследовательно идеи Просвещения были воплощены во Франции. Первые французскиепросветители (Вольтер, Монтескье и др.), представляя умеренное направление,выражали интересы образованного дворянства. Они ратовали за сохранение монархии,управляемой просвещенным гуманным государем, отстаивали идеи свободомыслия ирелигиозной толерантности. Просветители второго поколения отражалипреимущественно взгляды буржуазии и потому были более радикально настроены.Идеал просвещенного абсолютизма они связывали с помыслами о конституционноймонархии, выступали за равенство сословий, отстаивали материализм и антитеизм(Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций и др.). Еще большей смелостьюотличалась демократически-натуралистическая позиция Руссо страстного критикакрайнего социального неравенства и вытекающих из него пороков антагонистическойцивилизации.
Жан Жак Руссо (1712-1778)считал, что по своей природе люди равны, а иррациональное неравенство создаетсяв процессе деформированного развития общества. Кроме того, «естественный»человек, согласно Руссо, обладает самыми лучшими нравственными качествами.Достижения наук и искусств, технические новшества и бытовые усовершенствования,будучи употреблены для увеличения предметов роскоши привилегированных сословий,лишь развращают людей. Руссо предлагал вернуться назад к простоте и правдивостиприроды, к религии сердца и чувства. Необычайно важны интеллектуальныепрозрения Руссо как первого антрополога. Он выдвигал идею равенства иравноправного диалога культур.
Своеобразным культурнымитогом эпохи Просвещения стала «Энциклопедия, или Толковый словарь наук,искусств и ремесел», изданная под руководством Дени Дидро (1713-1784) приучастии многих известных деятелей науки и искусства XVIII в. В 17 томах текстаи 11 томах иллюстраций в сжатой и понятной для широкой публики форме былиизложены основные знания, накопленные европейской культурой. «Энциклопедия»реально содействовала изменению мировоззрения образованных людей того времени.Ее написание сопровождалось нападками духовенства, запретами властей,преследованиями авторов статей (прежде всего, самого Дидро), а некоторые из нихвынуждены были бежать из Франции.
В Германии был достигнутвысокий уровень образования, в крупных городах действовали соперничавшие друг сдругом интеллектуальные центры. Свобода понималась немецкими просветителями каквозможность проводить научные исследования и заниматься творчеством,философией, выражая свой внутренний мир. Немецкие просветители, в отличие отфранцузских, не считали религию обманом и заблуждением, а видели в ней важноевоспитательное, моральное начало. Главным явлением литературной жизни Германии1770–80-х гг. было движение «Буря и натиск». Его представитель Иоганн Гердер вработе «Идеи к философии истории человечества» разработал оригинальнуюконцепцию исторического прогресса, подчеркивая его закономерный универсальныйхарактер; молодые Иоганн Гете, Иоганн Шиллер отстаивали идею национальногосвоеобразия искусства, считали, что художественного изображения достойны сильныестрасти и мужественные поступки. Их герои – несгибаемые люди, которыхневозможно лишить свободы мысли и творчества.
4. Художественныестили эпохи Нового времени
Искусство отразило многиепроблемы и ценности бурной эпохи. Переплетение феодальных и капиталистическихотношений, многообразие форм политического правления, борьба Реформации иКонтрреформации, интенсивное развитие наук, открытие новых земель привели кпеременам в мировоззрении людей. Эти факторы поколебали представления обисключительности человека в мире, поставили личность перед проблемойнезащищенности от природных стихий, общественных потрясений и воли рока.Ощущение изменчивости, быстротечности жизни нашло воплощение в соответствующиххудожественных темах и сюжетах. Наиболее рельефно своеобразие европейскойкультуры XVII-XVIII вв. отразилось в художественных стилях барокко,классицизма, рококо, протореализма.
Барокко. Происхождениетермина «барокко» до конца не выяснено. Чаще всего его связывают с итальянскимисловами «причудливый», «странный» или латинским обозначением одной из фигур влогике. Стиль барокко возник и получил наиболее яркое воплощение в Италии, нонаполнял художественную жизнь многих европейских государств XVII – серединыXVIII в., приобретая национальные особенности.
Декоративный стильохватил все сферы искусства, проник в духовную жизнь и мировоззрениеевропейцев. Идея непрерывного движения, заявленная в науке Нового времени,проявилась в динамичности художественных композиций. Барокко характеризуютусловность и аллегоричность создаваемых образов. Расширившиеся знания человекауказывали на безграничность бытия, недостаточность рационалистическогомышления. Желание выйти за границы возможного определило такие черты стиля, какэкспрессия, порыв, драматизм, иллюзорность, интерес к дисгармоничному,фантастическому, гротескному. В барокко получили продолжение идеиКонтрреформации. Сама художественная деятельность, осуществляемая в данномстиле, была поставлена на службу католической церкви.
Архитектура бароккоотражала идею изменяющегося мира. Динамизм достигался здесь через использованиетаких приемов, как разница в масштабах, деление здания или его плоскостивыступами и проемами, текучесть форм, неуловимое слияние сводов с куполами вцерквях, обилие завитков и овалов, изогнутые и прерывистые антаблементы,слияние архитектурного ансамбля с окружающим пейзажем. Важным средствомсоздания ощущения иллюзорности и динамичности мира стали светотеневые эффекты.Ярким образцом архитектурного барокко являются церкви Сан Карло, Сант-Иво, Сант-Аньезе,созданные знаменитым зодчим Франческо Борромини.
Характерной чертой стилябарокко в портретной скульптуре стало стремление понять и выразить, преждевсего, психологическое состояние человека. Его целенаправленная активность ихарактер изображались в неразрывном единстве. Скульпторы барокко питали особоепристрастие к целостным группам, многофигурным композициям, в которыхвпечатление неистовства и бесконечного движения достигалось благодарядинамичным разворотам тел. Скульптуре этого стиля свойственна гармония сокружающим ландшафтом парка или площади (фонтан Четырех рек в Риме Л. Бернини,фонтан Треви в Риме Н. Сальви).
В произведениях ЛоренцоБернини угадывается талант психолога, способного точно передать характер героя(«Давид», композиция «Экстаз святой Терезы», портрет кардинала Боргезе).Бернини был непревзойденным мастером световых эффектов. Он сочетал текучуюпластику с рассеянным светом и цветовым освещением, «чтобы заставить зрителязабыть о материале, отдаться иллюзии изображенной материи, превращению мраморав мягкое обнаженное тело или в кружева, или в облака» (Б.Р. Виппер). Так, в«Экстазе святой Терезы» свет желтого стекла, встроенного в специальную нишу,создавал тревожное мистическое настроение.
Стиль барокко наиболееярко воплотился в архитектуре и скульптуре, но был свойственен и живописи, гдепроявился в различных темах и жанрах, отражавших многообразие мира. Появлялисьхудожники, которые специфическими средствами барокко создавали бытоприземленныерелигиозные сцены. Среди живописцев Италии, стремившихся сочетать нормативыбарокко с приемами реалистического изображения, следует назвать Микеланджело даКараваджо («Призвание апостола Матфея», «Успение Марии»).
Своеобразие искусстваФландрии (нынешняя Бельгия) состояло в том, что оно в большей степениориентировалось на вкусы бюргерства. Фламандские живописцы поэтизировалителесные наслаждения, радости человеческого бытия, наполняли свои произведениянеисчерпаемой жизненной энергией. Образ сильного, уверенного в себе человеканашел воплощение в разнообразных живописных жанрах. Ведущими мастерами барокково Фландрии были Питер Пауль Рубенс и Якоб Йордане.
Классицизм. В культуреЕвропы Нового времени сформировался еще один стиль – классицизм (от лат. classicus – образцовый), составивший определеннуюоппозицию стилю барокко. Его родиной была Франция, пережившая в XVII в.экономический взлет и ставшая могущественной европейской державой.
Классицизм возник наволне цивилизационного подъема французской нации и французского государства. ВXVII в. этот стиль отражал идеалы абсолютизма (всеобъемлющий порядок,рациональная соподчиненность, строгая дисциплина, служение государству). ВXVIII в. он был связан с идеями Просвещения (культ разума, интерес кобщественной жизни, воспитание средствами искусства) и Великой французскойреволюции (тема героизма).
Характерными чертамиклассицизма стали нравственный пафос, утверждение гражданственных идеалов,культ героического, интерес к вечному и неизменному, вера в разумного человека,сознающего свой общественный долг, требование показывать только значительное ивозвышенное. Эстетическим и этическим идеалом данного стиля служила античность.
На основерационалистически истолкованной античной традиции классицизм устанавливал своиканонические правила в архитектуре, скульптуре и живописи: равновесие впостроении композиции, симметричность форм, ясность и четкость изображения,упрощенный декор с элементами героики (скрещенные шпаги, знамена, львиныемаски, грифоны), цельность характера героев, гармония человека и облагороженнойим природы (Версальский и другие регулярные парки). Классицизму были присущимечтательность, идеализация и холодноватая отвлеченность.
Черты классицизма яркопроявились в литературе, где ведущая роль принадлежала этическим коллизиямтипизированных героев. Теоретиком классицизма стал поэт Никола Буало.Выдающимися образцами драматургии признаны трагедии Пьера Корнеля, основанныена конфликте долга и страсти («Сид»), прославлении героической воли («Гораций»,«Цинна»). Критика деспотизма, разоблачение необузданной воли к обладаниювластью, взывание к нравственному очищению характеризуют трагедии Жана Расина(«Британник», «Береника»). Мольер (Жан Батист Поклен) объединил традициинародного театра с достижениями классицизма, создав жанр социально-бытовойкомедии, высмеивающей человеческие пороки, сословные предрассудки иограниченность обывателей («Мещанин во дворянстве», «Тартюф, или Обманщик»,«Скупой»). Основоположниками художественного мировоззрения классицизма,создателями канонов, формальных нормативов данного стиля в живописи явилисьНиколо Пуссен и Клод Лоррен.
Излюбленная тема Н.Пуссена, «холодного философа» и нравственного пророка в искусстве, – античныемифы. Сознательно отказавшись от изображения настоящего, художник тем самымпротивопоставил идеальное героическое прошлое погрязшей в порокахсовременности. В своих произведениях Пуссен воплотил стремление квеличественному спокойствию, благородной сдержанности, гармонии («Аркадскиепастухи», «Танкред и Эрминия»).
Новый всплеск классицизмабыл связан с Великой французской революцией, когда оказался востребованы идеалыгероизма, высокого самопожертвования, служения гражданскому долгу. Эти идеалывоплощал в своих художественных полотнах лидер французского неоклассицизма вживописи Жак Луи Давид («Клятва Горациев», «Смерть Марата»).
Архитектура Франции такжетяготела к классицизму. Этот стиль вырисовывается уже в композицияхреконструированного Лувра и дворцового ансамбля Версаля – в общемконструктивном решении величественных сооружений, строгой регулярнойпланировке. Однако пышный интерьер построенного по указу Людовика XIVВерсальского дворца с зеркалами, резьбой, бюстами, гобеленами, декоративнойживописью выполнен в стиле барокко.
В неоклассическойскульптуре XVIII – начала XIX в. наблюдается обращение к строгим и лаконичнымрешениям, героическим образам, античным идеалам гражданственности, благороднойпростоте и спокойному величию. Ее выдающиеся представители Жан Антуан Гудон(«Вольтер, сидящий в кресле»), Антонио Канова («Амур и Психея», «Полина Боргезев образе Венеры») и Бертель Торвальдсен («Ясон», «Ганимед, кормящий Зевсоваорла») оказали большое влияние на развитие европейской академической скульптурыXIX в.
Рококо. Стиль рококо(франц. rococo) получил развитие во Франции впервой половине XVIII в. Витые формы, часто использовавшиеся в произведенияхданного стиля, ассоциировались с этим творением моря. Искусство рококоотличалось стремлением укрыться в царстве мечты, отгородиться от грубойреальности театральной праздничностью и легкомысленной бездумностью. Однако влучших произведениях, созданных в стиле рококо, за легкомыслием и ирониейугадываются душевная усталость, пресыщенность и отстраненность от жизненныхтревог; в них все еще теплятся медленно угасающие утонченные рафинированные чувства.
Искусство рококостроилось порой на игривости, насмешке, причуде. Его отличают камерность,интимность, тесная связь с театрализованным бытом. В изобразительном искусствестиль рококо выразился в изогнутых линиях, ажурных, дробных,миниатюризированных формах, прозрачных светлых красках, любовных и эротическихсюжетах, подчеркнутой декоративности и орнаментальности. Все это передавалолирическое, несколько ироничное мировосприятие. Художниками создавались яркиеизображения для украшения интерьеров, сюжетные произведения на бытовые имифологические темы, портреты, пейзажи.
Наиболее глубокоособенности данного стиля выразились в творчестве Антуана Ватто – тонкогопсихолога, способного передать мгновенно схваченные изменчивые эмоции, мастеракрасочных оттенков. В его лучших работах просвечивают печальная ирония,душевная усталость, одиночество («Жиль», «Общество в парке»).
Достижения Ватто былипо-разному восприняты и развиты его современниками. Аристократически-рокайльноенаправление во всем своем блеске представлено изысканной живописью ФрансуаБуше, Жана Оноре Фрагонара.
Своеобразно проявилсяэтот стиль в архитектуре (преимущественно в искусстве интерьера) и связанном сней декоративно-прикладном искусстве. Последнее ориентировалось не только наэстетические критерии, но и на требования аристократической моды. В стилерококо создавались и объекты малой архитектуры – увеселительные легкиесооружения (беседки, павильоны), декоративно-орнаментальные украшения которыхотличались большим разнообразием. Типичным сооружением, выполненным в стилерококо, является отель Субиз, возведенный Жерменом Бофраном в Париже. Онпленяет композиционной асимметричностью в размещении комнат, богатством лепныхукрашений, изощренностью орнаментальных узоров.
Протореализм. Это особоеявление в художественной культуре Нового времени, впитавшее как элементыбарокко (Веласкес, Рембрандт), так и дух раннего романтизма (А. ван Дейк, Д.Рейнольде, Т. Гейнсборо). Обращение к повседневной жизни, быту бюргерства ипростонародья в протореализме, как правило, не приобретало форму социальнойкритики коллизий жизни. Здесь либо быт рассматривался как спокойный, уютныймир, либо через изображение повседневной жизни высвечивались отдельныечеловеческие слабости и недостатки. Раньше, чем в других странах, поворот креалистическому изображению повседневной жизни наметился в Голландии.
Это было связано спобедой буржуазной революции в Нидерландах, становлением здесь ранней формысоциально-партнерского капитализма и отражением в искусстве потребностей бюргерствав обустроенном быте, уютном доме, комфорте, спокойной семейной жизни.Достижения голландских мастеров бытового жанра были настолько значительны, чтов мировом искусстве за ними закрепилось название *малые голландцы» (Адриан ванОстаде, Ян Стен, Герард Терборх, Питер де Хох и др.). В нидерландской живописиобычная жизнь все чаще стала изображаться как самостоятельное явление,выходящее за рамки античного мифа или евангельского сюжета. Голландскиехудожники не героизировали повседневную жизнь, но заставляли задуматься о еесамоценности, иногда – с помощью образно запечатленной нравоучительной притчи.Наиболее известным выразителем бытового жанра Голландии XVII в. является ЯнВермер (Дельфтский).
Своеобразие творческойиндивидуальности Яна Вермера (1632-1675) проявилось в ранней работе «У сводни»,построенной на контрастных цветовых сочетаниях и имевшей подчеркнутонравоучительный смысл. Последующие произведения художника внешне мало чемотличались от жанровых картин его современников. Даже композиционные приемыбыли схожи. Это изображения одной или нескольких фигур в интерьерах – женщин,служанок, кавалеров, занятых повседневными делами. Однако художественноерешение сцен подкупает поэтичностью, гармонией и завершенностью («Бокаллимонада», «Служанка с кувшином молока», «Офицер и смеющаяся девушка»,«Мастерская живописца»). Одной из интереснейших картин Вермера зрелого периодаявляется «Девушка с письмом». Композиция будто насыщена воздухом и светом.Сочетания красных, зеленых, золотистых красок создают впечатление объемностикомнаты, ощущение чистоты и уюта. У Вермера человек неотделим от повседневностимира, которым живописец был поистине увлечен и который находилхудожественно-выразительное воспроизведение в его произведениях.
Самым крупнымпредставителем нидерландского протореализма являлся Рембрандт Харменс ван Рейн(1606-1669). В его живописи почти нет ярких цветов, густая сумеречная атмосферакоричневых тонов расцвечивается блеском драпировок. Свет и тени усиливаютдраматическое напряжение. Они не похожи на праздничную светотень барокко, это,скорее, сияние во мраке. Сложность человека с его богатым внутренним миромтревожит воображение. Главной задачей искусства Рембрандт считал нравственноевозвышение личности («Портрет Яна Сикса», «Возвращение блудного сына»).Выдающимся мастером коллективного и индивидуального портрета зарекомендовалсебя современник Рембрандта Франц Хальс (между 1581 и 1585-1666).
Черты протореализма ибарокко соединились в творчестве Антпониса ван Дейка (1599-1641), талант которогопроявился в основном в парадной портретной живописи (портреты Карла I).
В его ярких композиционностройных произведениях объединились высокое профессиональное мастерство,глубина психологического раскрытия личности и безукоризненный вкус художника.Он писал в основном людей высокого социального происхождения: монархов,блестящих аристократов, представителей дворянской элиты. Однако в каждом случаеим двигало стремление раскрыть характер индивида, нюансы его настроений,подчеркнуть грани красоты («Портрет Томаса Уортона»).
Во Франции взглядытретьего сословия (мелких буржуа, мещан) выразил Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779).Чаще всего живописец обращался к бытовому жанру и натюрморту, показывая жизньпростых людей и вещи, которыми они пользовались. Шарден писал незатейливыеинтерьеры, заботливых матерей, хлопочущих по хозяйству, трудолюбивых служанок,тихих детей. В картинах «Прачка», «Молитва перед обедом» скромность итрудолюбие прославляются Шарденом без внешних эффектов и патетики.
В Англии представителемпротореализма в живописи считается Уильям Хогарт (1697-1764), которыйпротивопоставлял положительные качества буржуазии отрицательным чертампаразитарного слоя аристократии («Трудолюбие и праздность»).
В Испании чертыпротореализма отчетливо проявились в творчестве Диего Родригеса де СильваВеласкеса (1599-1660). Первые самостоятельные работы Веласкеса рассказывали ожизни простых людей. Это были незамысловатые сцены, лишенные сложного сюжетногодействия («Завтрак», «Музыканты», «Водонос»). Даже тогда, когда художникобращался к библейским или мифологическим сюжетам, он оставался верен приемамреалистической живописи («Поклонение волхвов», «Вакх»). Уязвляющий гротескпросматривается в картине «Менины» («Придворные»).
Культуру и цивилизациюНового времени очень трудно оценивать однозначно с позиций нынешнего времени.Типологическая характеристика этой культуры и цивилизации сегодня являетсяамбивалентной (двоякой). Так, ключевой принцип рационализма, выдвинутый в туэпоху как исходная мировоззренческая установка в противовес религиозномумистицизму, не стал преградой для негативных процессов вуалируемого насилия надиндивидуальным человеческим Я. Более того, гносеологическая установкарационализма, утверждавшая резкое противопоставление субъекта и объекта (радиметодологического удобства в познании), обусловила возможность сначалаотчуждения человека от природы, а затем – человека от человека и рассмотренияего не в качестве цели, а только как средства, функции, вещи. Передовые идеиПросвещения, провозгласившие разумное устройство общества, свободу инеотъемлемые права личности, в силу своей философской отвлеченности дали пищу илиберальным, и демократическим, и утопическим, и волюнтаристским(революционным) концепциям.
Однако амбивалентныеоценки достижений культуры и цивилизации Нового времени не могут заслонить тотфакт, что ее интеллектуальное и художественное наследие стало отправным пунктомдля последующего развития философии, науки, искусства, утверждениярационалистических мировоззрений и идеологий. Оно заложило основы дальнейшегопрогресса всей европейской культуры.

Список использованныхисточников
1. Ширшов И.Е. Культурология – теорияи история культуры: учебное пособие. / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива, 2010.
2. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебникдля вузов. / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник. – М.: Оникс,2007.
3. Драч Г.В., Матяш Т.П.Культурология. Краткий тематический словарь. – М.: Феникс, 2001.
4. Культурология. Учебное пособие. /Под ред. А.А. Радугина – М., 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.