Европейскаякультура эпохи Возрождения
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общественно-экономические предпосылки,духовные истоки и характерные черты культуры Возрождения
2. Развитие итальянской культуры эпохиВозрождения в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения
3. Северный Ренессанс
Список использованных источников
1.Общественно-экономические предпосылки, духовные истоки и характерные чертыкультуры Возрождения
Возрождениестало переходом от средневекового культурного типа к новоевропейскому.Хронологические границы эпохи в разных странах имеют свои смещения. Вначалеисторические сдвиги в экономической и общественно-политической жизни привелиуже в XIII–XIV вв. к появлению характерных черт Возрождения в Италии, впоследующие два столетия – в Нидерландах, Франции, Германии, Англии и другихстранах Западной Европы, которые принято считать очагами Северного Ренессанса.Процессы Возрождения в двух обозначенных культурных центрах продолжались до концаXVI в. Специфические виды ренессансной культуры сложились в среднеевропейскихстранах, в том числе в Речи Посполитой и Великом Княжестве Литовском.
Экономическиеи социально-политические предпосылки итальянского Возрождения. В Италииренессансная культура возникла в городах-государствах. Их расцвет обеспечивалсяэкономическими факторами: торговлей и ремесленным производством, в которомдостойное место занимал человек, самостоятельно организующий свой труд и досуг.Новая цивилизационная данность создавала условия для невиданного ранеепроявления творческих способностей индивидов, которые совершенствовались впроцессе созидающей деятельности. Происходило формирование нового,нетрадиционного типа личности, для которой характерны творческая активность,неустанные усилия, направленные на развитие интеллектуальных способностей иобогащение духовного мира, интерес к своему Я. Новая организация труда,рациональная, зависящая от скрупулезного учета и планирования своих действий,создавала предпосылки для пересмотра взгляда на способ божественноговмешательства в материальный мир. Тенденция к секуляризации, нараставшая вкультуре Возрождения, не приводила к отрицанию Бога, но допускала передачу рядадемиургических функций от Создателя человеку-творцу.
Развитиенового типа культуры стимулировали итальянские городские коммуны, основанные напринципе самоуправления и выборной власти. Они не признавали «естественногоправа» сеньора, заменяя его сознательным социально-политическим соглашениемравноправных горожан. Равноправие не затрагивало социальные различия, апредполагало равенство возможностей и не только не возбраняло, но дажетребовало от личностей проявлять индивидуальную инициативу, самостоятельнуюактивность, предприимчивость, направленную на увеличение богатства.
Духовныеистоки культуры Возрождения надо искать, конечно же, в античности, но ирелигиозный, интеллектуальный, художественный опыт средневековья не былполностью отброшен. Известно, что итальянские гуманисты восставали противумозрительной средневековой схоластики и доктринерской теологии. Однако неследует также забывать о том, что христианство и церковь продолжали игратьзначительную роль в обществе. По-разному складывались отношения между деятелямиВозрождения и церковью; сотрудничество порой сменялось открытымпротивостоянием. Развивая светские элементы культуры, они не отказывались откатегорий возвышенного и одухотворенного. Наоборот, именно устремленность квозвышенному задавала тон творчеству литераторов и художников Ренессанса.Возрождение не было атеистической эпохой, но оно впервые обнажилопротивоположность между религией и наукой, преобразило само религиозноемировоззрение.
Важнейшейпредпосылкой развития ренессансных представлений явилось стремление к научномупознанию природы, идейное обоснование которого можно найти в доктрине двойнойистины: «истины веры», источником которой может быть только религиозноеоткровение, и «истины знания», опирающейся на опытно-экспериментальноеисследование и теоретическое обобщение.
Полученноеопытным путем знание было еще не вполне системно организованным, а скореевыражало стремление человека разносторонне исследовать природу, чтобы подчинитьее своим интересам. В представлениях о мироустройстве произошли достаточносерьезные изменения. В ренессансном мировоззрении утверждалась идеяконцентрации всего сущего в человеке, ему отводилось промежуточное положениемежду миром земным и миром небесным. Движущими силами, пронизывающими всемировое устройство, были признаны силы любви, симпатии и антипатии. Вфилософских представлениях той эпохи особое место занимала идея единствамакрокосмоса (Вселенной) и микрокосмоса (человека). Языку зарождавшейся науки,нацеленному на постижение универсума, были свойственны метафоричность и особаясмыслообразность, а синтетическое мышление еще не освободилось от магическихпрактик, алхимии, нумерологии и т.п.
Отказываясьот средневековой системы ценностей, деятели культуры Возрождения видели своюзадачу в возвращении к античным идеалам. Назревшая необходимость впреобразовании системы ценностей определила интерес к древности. Античность,взятая в небывалом по своему масштабу измерении, вообще выступала идеалом,универсальным образцом для подражания, неисчерпаемым источником и вернымориентиром для создания новых форм как в литературном языке (древняя латынь),так и в драматургии, скульптуре, архитектуре и т.п. Античные идеи не простососедствовали с нарождающимися интеллектуальными движениями, но и тесновзаимодействовали с ними, в результате чего зарождалось новое видение мира.Возрожденная античность была своего рода зеркалом, отражающим те идеи и образы,посредством которых эпоха Возрождения распознавала саму себя, выявляласобственное своеобразие на фоне традиционных христианских представлений.
Экономическиеи социально-культурные процессы, составлявшие содержание новой эпохи, высокиеидеалы и интеллектуальное наследие античности были мировоззренческипереосмыслены итальянскими гуманистами. Основополагающей ценностью явилсячеловек как свободная, деятельная, творческая Индивидуальность. Антропоцентризм– доминанта культуры Возрождения. Изучение природы имело значение только всвязи с центральным местом, занимаемым в ней человеком. Однако с отходом отсредневекового теоцентризма ренессансный Человек был поставлен переднеобходимостью автономного самоопределения, что вначале осознавалось какпроблема, а в Позднем Возрождении – и как трагедия одинокой личности.
Важнозаметить, что человек в эпоху Возрождения не просто помещал себя в центрмироздания, он приписывал себе бесконечное могущество, фактически присваивалбожественные функции. В земном самоутверждении человека угадывается смыслвозрожденческого титанизма. Полагая собственное видение мира единственнымоснованием истины, человек Возрождения освобождался от абсолютного приоритетатеологизированных норм и ценностей.
Срединеотъемлемых признаков ренессансной культуры именно гуманизм был признан тойценностью, которая подобно установлениям древнегреческой демократии исредневековому кодексу рыцаря пережила века и стала символом Возрождения.
Необходимоотметить, что сам термин «гуманизм» появился позже, в век Просвещения. В XIX в.окончательно утвердилось его значение и он стал широко использоваться также дляретроспективной характеристики духовных процессов, происходивших в античности ив культуре Возрождения.
Важнымичертами ренессансного гуманизма являлись вера в человеческий разум и отрицаниемонополизма теологии в вопросах познания истины и формирования моральнойоценки. Идеальный человек гуманистов – свободная творческая личность, опирающаясяна свои силы, гармонично сочетающая в себе природное и духовное начала,служащая благу других людей.
Ввозвеличенном до уровня божества человеке в потенции заключен весь мир. Чемполнее и богаче его жизнь, шире духовные стремления, тем всесторонне он развити более широко эрудирован. Таким образом, с гуманизмом связана другая чертамировоззрения ренессансного человека – энциклопедизм.
Энциклопедизм,в свою очередь, сочетался с такой особенностью культуры Возрождения, какединство научной и художественной культур. Еще во времена средневековья наукивходили в систему «семи свободных искусств». Искусство же в ренессансномпонимании этого слова, будучи профессионально-художественной, а не ремесленнойдеятельностью, широко использовало методы точных наук и само претендовало нацелостное познание мира, объединение всех форм творчества.
Особеннобольшое внимание уделялось при этом анатомии, позволявшей проникнуть вовнутреннее строение человека. Математика и геометрия рассматривались какдисциплины, при помощи которых можно постигнуть объективную сущность красоты(вспомним, что и эта идея заимствована из античности, где число служилооснованием мировой гармонии). В средние века считали, что наиболее совершеннымспособом познания являются слух и умозрение. Художники Возрождения самую точнуюинформацию о мире получали благодаря зрению. Леонардо да Винчи говорил, чтотолько натренированный глаз художника может увидеть массу подробностей, скрытыхот умозрительной теории. Он и другие носители интегрального знания повлияли наприумножение форм опытно-экспериментального изучения природных процессов внауке Нового времени.
2.Развитие итальянской культуры эпохи Возрождения в периоды Проторенессанса,Раннего, Высокого и Позднего Возрождения
Возрождение вИталии прошло несколько этапов: Проторенессанс – «дученто» (XIII в.) и«треченто» (XIV в.), Раннее Возрождение – «кватроченто» (три четверти XV в.),Высокое Возрождение – «чинквеченто» (конец XV – первая треть XVI в.), ПозднееВозрождение (последние две трети XVI в.).
В периодПроторенессанса итальянская культура переживала общий подъем. Особую роль вформировании новой системы ценностей играло светское образование, бурноразвивавшееся в городах Италии. Грамотных среди мирян стало значительно больше,появился интерес к зарождавшимся естественным и гуманитарным наукам.
Важноезначение для становления ренессансной культуры на Апеннинском полуострове имелиантичные традиции, заимствованные достижения культур Древней Греции и ДревнегоРима. Образованные социальные слои итальянских городов продолжали использоватьлатынь; простонародный язык (вольгаре) был схож с латинским. Сохранившиесяантичные памятники живо напоминали о славном прошлом этих земель. Поэтому небез основания итальянцы считали себя прямыми потомками древних римлян, ивозрождение античности в дальнейшем послужило своеобразным историческимоправданием национального единения.
Литература.Особое место в литературе Проторенессанса занимает творчество Данте Алигьери(1265–1321) – автора первой в истории западноевропейской литературыавтобиографической повести о любви («Новая жизнь») и написанной нахудожественно переработанном вольгаре (вследствие чего Данте считается одним изсоздателей итальянского литературного языка) бессмертной поэмы «Божественнаякомедия». Избрав сюжетом последней воображаемое собственное путешествие по аду,чистилищу и раю, вместе со своим спутником Вергилием, поэт до неузнаваемостиизменил средневековый жанр странствий, приблизив его к жизни.
Важныеизменения в области литературы и филологии были связаны с органичным включениемантичных литературных традиций в позднехристианскую систему ценностей. Этузадачу Решали первые итальянские гуманисты Петрарка и Боккаччо.
Побудительнымимотивами творчества Франческо Петрарки (1304– 1374) стали интерес к античности,реабилитация языческой литературы. Он считал, что христианская мудростьсделается богаче, если пополнится античными идеями. Занимаясь изучениемлитературы прошлого, Петрарка не только заложил основы ренессансной филологии,но и собрал самую большую по тем временам библиотеку произведений древнихавторов.
Современникоми единомышленником Петрарки был Джованни Боккаччо (1313–1375). В античнойкультуре Боккаччо интересовала, прежде всего, мифология, и в работе «Генеалогияязыческих богов» он проследил происхождение и взаимосвязь различных мифов,внеся свой порядок в древний пантеон богов. В вопросе о системе знания Боккаччона одну ступень с физикой и теологией ставил поэзию, которая, по его мнению,также занимается высшими вопросами. В совершенстве владея греческим языком иклассической латынью, Боккаччо писал произведения в основном на переработанномвольгаре, внося тем самым большой вклад в становление литературногоитальянского языка. Как писатель, Боккаччо был известен своими глубокопсихологическими реалистическими произведениями, среди которых выделяется«Декамерон».
Искусство. Визобразительном искусстве Проторенессанса ведущее место принадлежит творчествуфлорентийского художника Джотто ди Бондоне (1267–1337), положившего началопересмотру средневековой концепции живописи.
Во фрескахДжотто (росписи церкви Сан Франческо в Ассизи и капеллы дель Арена в Падуе)появились глубина пространства, светотеневая моделировка и объемное изображениефигур на плоскости. Его живописные произведения уже не просто отражалиотвлеченные идеи, а являлись приближенными к повседневности рассказами о жизнисвятых, истории Христа и Марии, наполненными искренними человеческимичувствами.
В периодРаннего Возрождения достаточно ярко стали проявляться особенности ренессанснойсистемы ценностей. XV в. – время свободного экспериментирования в искусстве,теоретических поисков в области этики, эстетики, филологии, педагогики,математики, философии. Мощное развитие получило гуманистическое движение,благодаря которому в Италии сформировалась прослойка светской интеллигенции.Обогащая идеи Петрарки и Боккаччо, новое поколение гуманистов (Джованни Пикоделла Мирандола, Лоренцо Валла, Поджо Браччолини, Марсилио Фичино и др.)внедряло в интеллектуальную среду достижения гуманитарных наук, оттачивалоренессансное мировоззрение, в котором сама религия ставилась на службучеловеку. Происходило дальнейшее развитие музыкального искусства, в которомнарождалась полифония, впоследствии связавшая камерные, простонародные ирелигиозные жанры.
В XV в. вискусстве Италии происходили решительные перемены, связанные с окончательнойпобедой ренессансного мировосприятия. Отличия в экономическом и культурномразвитии отдельных районов Италии обусловили многочисленность художественныхшкол, сформировавшихся в разных культурных центрах. Особой плодотворностьюотличалась творческая деятельность мастеров Флоренции, ярко демонстрировавшаяуниверсальность народившейся культуры.
Архитектура.Интенсивно развиваясь, архитектура обрела неповторимый ренессансный стиль.Наиболее полно выразили себя в зодчестве Брунеллески (купол собора Санта Мариядель Фьоре) и Альберти (Палаццо Ручеллаи).
Обращаясь заопытом к античности, Филиппе Брунеллески (1377–1446) внимательно изучалсохранившиеся древние архитектурные памятники, делал зарисовки. Но,позаимствовав отдельные античные элементы (колонны, фронтоны, карнизы), онсоздал совершенно оригинальный стиль – архитектуру вполне светскую по духу,изящную в своей простоте, гармонически-пропорциональную (Капелла Пацци, Оснедаледельи Инноченти). Глядя на нее, забываешь о тяжести камня, сопротивленииматериала.
По широтезнаний, разнообразию деятельности Леона Баттисту Альберти (1404–1472) можносравнить лишь с Леонардо да Винчи. В трактатах («О статуе», «О живописи»,«Десять книг о зодчестве» и др.), философских и литературных произведенияхАльберти поднимал проблемы красоты и гармонии, их математического измерения.
Искусство.Период Раннего Возрождения отличался бурным развитием пластики, получившей вэто время полную независимость от архитектуры. Скульпторы обратились к реальнойжизни, чувствам конкретного человека, а также к образам античной мифологии,библейским темам и сюжетам. Интенсивно развивался жанр портрета, создавалисьвеличественные конные памятники. Пластика в чем-то опережала и ориентировалаживопись в освоении реалистических изобразительных средств, решительноотказываясь от архаики в приемах, одновременно активно используя античноенаследие. Самым известным скульптором этого периода считается Донателло – творец«Давида», «Святого Георгия», конной статуи кондотьера «Гаттамелата».
ЖивописиРаннего Возрождения присуще математически продуманное построение произведений,разработка законов линейной и воздушной перспективы, композиции, колорита,приемов достоверного изображения человека и животных. Это позволяло убедительнопередавать в произведениях чувственно воспринимаемую картину реального мира.Появилась целая плеяда талантливых художников. Кардинальными изменениямимонументальная живопись обязана Мазаччо, а станковая – Боттичелли.
Мазаччо(1401–1428) создал образы исключительной жизненной силы. Особенно замечательныфрески капеллы Бранкаччи флорентийской Церкви Санта-Мария дель Кармине. Фигурына них отличаются совершенством и материальной мощью телесных форм, а художественныйязык – точностью, необычайной убедительностью изображаемых событий. Мазаччоразработал и широко использовал принципы математически выверенной прямойперспективы, в чем преуспел и другой итальянский художник – Паоло Учелло(«Битва при Сан-Романо»).
ИскусствоСандро Боттичелли (1445–1510) сочетало возвышенную поэтичность и изящество.Самыми известными произведениями художника являются «Рождение Венеры» и«Весна». В них выразились основные черты его живописной манеры: декоративность,лиризм, романтическая приподнятость образов, способность создаватьфантастический пейзаж, придавать воздушность и чудесные очертания женскимфигурам. Гармонично связав фигуры друг с другом, он органично вписал их в щедроорнаментированный фон картин, что вызывало у зрителей ощущение чуда.
Во второйполовине XV в. в культуре утверждались новые предпочтения, связанные сизысканными и изощренными вкусами итальянской аристократии, в моду вошласвоеобразная эстетическая утонченность, призванная обозначить избранность ипривилегированность высшего сословия. В изобразительном искусстве побеждалостремление к декоративности, что выражалось в тяготении к красочным узорам,внимании к деталям, яркому колориту (Беноццо Гоццоли «Шествие волхвов»).
Конец XV –первая треть XVI в. – один из сложных и противоречивых этапов в истории Италии.Это период Высокого Возрождения.
Экономика иполитика. В первой половине XVI в. Италия еще играла значительную роль вторговле со странами Востока. Но из-за войн инвестированиемануфактурно-ремесленного производства, торгового обмена ослабевало, рослаконкуренция с Германией. Отрицательное влияние на итальянскую экономику,державшуюся во многом на торговом капитале, оказало падение Византии. БлагодаряВеликим географическим открытиям (Америки Христофором Колумбом в 1492 г.,морского пути из Европы в Индию Васко да Гама в 1497–1499 гг.) у морских странЕвропы появились новые торговые пути, что положило конец монополии итальянцевна посредничество в торговле с Востоком. В сельском хозяйстве Италии наметиласьтенденция к аграризации. Представители кризисных корпораций стали вкладыватьденьги в покупку земли; происходило перекачивание капитала в аграрный сектор.
В первойполовине XVI в. произошло ослабление политически раздробленной Италия, ставшейареной борьбы Франции и Испании за владение ее территорией. В разобщенных,втянутых в междоусобные войны итальянских городах и областях устанавливалисьблизкие к деспотическим формы правления. Лишь Венеция, где на протяжении всегоВозрождения существовала независимая купеческо-аристократическая республика,вполне сохранила развитые формы городского самоуправления. Культурнымследствием указанного процесса явилась тенденция к унификации и регламентациимоды, художественного быта, проведения праздников и т.п.
Огромное воздействиена духовный климат Италии XVI в. оказала Реформация, а затем наступлениеКонтрреформации. В 1540-е гг. главным орудием католической реакции в Италиистала деятельность ордена иезуитов, влиявшего на культурную жизнь, сферуобразования. Иезуитские школы и коллегия иезуитов в Риме пытались разрушитьгуманистическую систему образования. Возобновили свою страшную работу судыинквизиции (в 1542 г. в Риме был создан трибунал инквизиции). Преследовались нетолько неодобряемые церковью научные изыскания, но даже увлечение магией иалхимией. В кострах инквизиции, развернувшейся уже в период ПозднегоРенессанса, горели люди и книги. Папа Павел VI в 1559 г. впервые опубликовалсписок запрещенных книг.
Экономическийспад привел к резкой социальной дифференциации, безработице и обезземеливаниюкрестьян. Даже квалифицированные рабочие с трудом могли прокормить себя, нищие,бродяги заполняли улицы городов. Изменившиеся социально-экономические условияналожили отпечаток на культурную жизнь Италии, обусловив противоречивостьценностных ориентаций.
Философия. И все же первая третьXVI в. оказалась периодом наивысшего взлета духовной культуры Возрождения,которая как будто хотела дать достойный ответ на вызов и, возможно,предотвратить углубление цивилизационного кризиса. В это время гуманистическиеи художественные идеалы Ренессанса проникли во все ее сферы, затронулифилософские основания политики, которые подверглись пересмотру, рефлексии.
Общественно-политическаямысль Высокого Возрождения связана с именем флорентийца Макиавелли, являвшегосятакже талантливым историком и писателем, автором стихов и прозы.
«Государь» –наиболее известная работа Никколо Макиавелли (1469– 1527), предлагавшая новыйреалистический подход к политической деятельности, свободный от теологии.Макиавелли первым попытался поставить политику на научную основу,руководствуясь при этом принципом жесткой целесообразности. Считая идеальнойформой правления республику, Макиавелли вместе с тем ратовал за сильноепроцветающее государство, основанное на принципе жесткого единовластия. Онутверждал, что государство вправе применять против своих противников любыесредства, не считаясь с общепринятыми нормами морали, но руководствуясь «общимблагом» подданных и «рационализированной волей» правителя (государя).
Литература итеатр. В эпоху Высокого Возрождения в традициях гуманизма творили Ариосто,Кастильоне, Бембо, развившие ренессансное представление о личности иусовершенствовавшие литературный итальянский язык.
Это былпериод становления светского профессионального театра. Во многих городах Италиипоявились придворные театры, для которых уже в 1480-е гг. строились специальныездания. Параллельно возник жанр театрализованной буффонады.
На сценепрофессиональных театров ставились трагедии, а чаще комедии, написанныепрофессиональными драматургами. Если трагедии в основном продолжали античныетрадиции, то комедийный жанр был связан также с фольклором и средневековымфарсом. Самым ярким проявлением театральной жизни стало возникновение жанранародной комедии дель ар те, восходившего к традиции карнавалов. Здесьлицедействовали буффоны – артисты, кочевавшие из города в город. Уже в 1460-егг. они начали собираться в постоянные труппы и выступать прямо на площади.Спектакли часто строились на импровизации, действие перебивалосьакробатическими номерами и различными трюками. Комедия подкупалажизнерадостностью, меткими остротами, каламбурами, использованием народныхдиалектов, непочтительностью к знати и выпадами против церкви.
Музыка.Музыкальной культуре XVI в. было свойственно жанровое разнообразие. Полифонияпридавала торжественность и строгость мессе и яркие краски светской музыкемадригала. Последний возник еще в XIV в: как разновидность любовной лирики. Страдициями народной песни была связана фрот тола (произведение для четырехголосов).
Архитектура иискусство. Изобразительное искусство и архитектура в период чиквечентоинтенсивно развивались в крупных центрах художественной жизни – Риме,Флоренции, Венеции и др.
В Римеразвернулось грандиозное строительство папской резиденции – Ватикана, крупныхкультовых комплексов, дворцов. Усилия архитекторов были направлены на созданиеобраза величественной столицы католического мира и воплотились в подчеркнутоймонументальности построек. Ярким выражением официального стиля стали сооруженияДонато Браманте, который положил начало строительству собора Святого Петра.
Вершинойискусства Высокого Возрождения является творчество Рафаэля, Леонардо да Винчи,Микеланджело.
Наибольшуюизвестность принесли Рафаэлю Санти (1483–1520) изображения мадонн, воплощавшиеидеал материнства. В них органично соединились сдержанная эмоциональность,загадочность и благородное величие. Представленный на полотнах тип женскойкрасоты – синтез преображенных автором античного идеала и христианской духовности,о чем свидетельствуют «Мадонна Конестабиле», «Мадонна в зелени», «Мадонна сощегленком», «Мадонна дель Грандука» и знаменитая «Сикстинская Мадонна».
ДеятельностьЛеонардо да Винчи (1452–1519), автора «Мадонны в гроте», «Моны Лизы», «Тайнойвечери», была необычайно разносторонней и не ограничивалась только живописью,скульптурой, архитектурой и графикой. До нас дошли его стихи, наброскиопередивших время технических изобретений, заметки по физике, химии, геологии,математике, анатомии, ботанике, ряду других наук, которые не только неотделялись Леонардо от искусства, но рассматривались им как основахудожественного мастерства, которое, по его мнению, должно быть направлено наусовершенствование природы.
Не менеегениальным мастером эпохи Высокого Возрождения был Микеланджело Буонарроти(1475–1564). Как и Леонардо, он удивляет своими разносторонними способностями.Микеланджело обогатил искусство произведениями высочайшего уровня, создалвеличественные по масштабу и духу образы, воплотил наиболее прогрессивные идеисвоей эпохи, определил развитие европейской художественной культуры наперспективу-
Работаяпреимущественно как скульптор, он был также необычайно успешен в живописи(вспомним знаменитую «Сикстинскую капеллу») и архитектуре (украсил куполом соборСвятого Петра). Драматизм его жизни, творческие сомнения и муки, обостренноевосприятие смерти можно ощутить и в философской поэзии. Главная тема творчестваМикеланджело – внутреннее духовное борение, выражающееся в мощном физическомнапряжении человеческого тела. Скульптуры «Давид», «Скованный пленник»,«Пробуждающийся пленник», «Моисей» – яркие тому примеры.
Средисевероитальянских городов высоким уровнем и своеобразием культуры выделяласьВенеция. Особенности венецианской художественной школы не в последнюю очередьбыли обусловлены природным ландшафтом. В городе, построенном на воде, солнечныеблики, отраженные морем, усиливали краски дня. Влажный воздух создавал марево,в котором контуры предметов расплывались, приобретая некий мистический оттенок.Вместе с тем Венеция была городом торговцев, прагматичный характер которых непозволял венецианским художникам витать в заоблачной выси. Жизнь богатогогорода со множеством веселых карнавалов, шумных пиров, несомненно, откладывалаотпечаток на художественном сознании жителей. У Венеции существовали длительныеи прочные связи с культурой Византии. Но влияние готики, Византии, арабов,античности (оно проступало здесь рельефно как синтез стилей) венецианцы смоглиобратить в собственную оригинальную художественную традицию, которая вдальнейшем сказалась на искусстве Нового времени. Известными представителямивенецианской колористической живописной школы были Джорджоне, Тициан, Веронезе,Тинторетто. Трое из них открывают период Позднего Возрождения.
Джорджоне (1476 или 1477–1510)первым из современников стал создавать работы на мифологические и литературныетемы, писал портреты и пейзажи. Олицетворением одухотворенной красоты является«Спящая Венера». Художник стремился к воплощению единства рационалистического ичувственного в художественных образах, к их психологической выразительности.Слияние человека с одухотворенной природой стало лейтмотивом ряда произведениймастера («Гроза», «Юдифь»),
Тициан (ок. 1476/77 или1489/90–1576) наиболее полно воплотил своеобразные черты венецианской школыживописи. Мировосприятие художника, его знание жизни отличались глубиной имногогранностью. Тициан работал в разных жанрах, выбирая темы в широкомдиапазоне – от лирических («Венера Урбинская») до драматических («Кающаяся Магдалина»),«Он смог отбросить общепринятые правила композиционных построений, препоручиворганизующую роль цвету», – сказал о нем известный искусствовед Э. Гомбрих.
Бунтарскоеискусство Тинторетто (1518–1594) отличают необузданность чувств,ощущение трагичности бытия и одновременно могущества человека. Сын красильщикашелка, он на всю жизнь сохранил демократизм в качестве творческого принципа.Сакральные события художник Представлял в земных образах. Художественнаяпрограмма Тинторетто включала религиозные настроения, достигающие максимальногопсихологического напряжения. В зрелый период он искусно передавалвзволнованность, подчеркнутый динамизм изображаемых событий при помощимногообразных цветовых переходов, вихреобразных мазков и бурной композиции(«Тайная вечеря», «Святой Марк освобождает раба»).
В периодПозднего Возрождения реакцией на обострившиеся социально-экономическиепротиворечия явились уравнительно-коммунистические утопии (наиболее известная –«Город Солнца» Томмазо Кампанеллы). В них проповедовались идеи имущественногоравенства, обязательного для всех физического труда, унифицированногообразования. Их предварила «Утопия» Томаса Мора.
Литературетой поры свойственны трагическое мироощущение, драматизм, динамическоеразвертывание образов. Эти черты отличают новеллы Банделло и Чинтино, созвучныелирической поэзии Микеланджело и Виктории Колонны. Широкое распространениеполучил жанр автобиографии. Вершиной поэзии Позднего Возрождения считаюттворчество Торквато Тассо.
В театреПозднего Возрождения получили дальнейшее развитие жанр пасторали(идеализированное изображение пастушеской любви и жизни на лоне природы) икомедия дель арте.
В серединеXVI в. в европейском искусстве утвердился маньеризм как течение, отразившеекризисные явления в культуре Позднего Возрождения и обозначившее отход отренессансного целостного и гармоничного восприятия мира, в котором человекпонимался как совершенное творение природы. Живописи маньеристов были присущидеформация композиции и фигур, драматические образы, необычайнаявыразительность поз и жестов. Показательны в этом плане картины Понтормо«Положение во гроб», Джулиано Романо «Гибель гигантов», Фьорентино Россо«Снятие с креста», Эль Греко «Лаокоон», «Апостолы Петр и Павел». В дальнейшемподчеркнутая напряженность характеров, динамически неустойчивая композиция,определенного рода манерность и театральность сюжетов нашли свое продолжение встиле барокко.
3.Северный Ренессанс
Расцветкультуры стран Северной Европы в XV–XVI вв. связан с усвоением отдельных идейитальянского Возрождения. Последние, будучи перенесенными на иную национальнуюпочву, в, синтезе с местными традициями способствовали становлению самобытныхевропейских культур. Процесс изживания культурных форм средневековья проходил вСеверной Европе медленнее и труднее, чем в Италии. Видимо, поэтому дляСеверного Возрождения характерно сложное переплетение средневековых иренессансных мировоззрений, стилей.
В культуреСеверного Возрождения детерминирующую роль играл экономический фактор –зарождение капиталистического производства. Новые культурные тенденции отражалиинтересы, бюргерского сословия.
Важнойособенностью Северного Возрождения было усиление роли религии. В XVI в.изменения в духовной культуре ряда европейских стран определялись, преждевсего, Реформацией. Последняя заявила о себе как широкое обновленческоерелигиозное и культурно-цивилизационное движение, ориентированное на разныесоциальные слои. Возникнув в контексте религиозного спора, учение Лютера,доктрины Цвингли и Кальвина стали опорой для национально-освободительной иклассовой борьбы, придали высший религиозный и этический смысл образу жизни имировосприятию зарождавшейся буржуазии. Главная заслуга протестантизма в делеразвития капитализма состояла в том, что он возвел в ранг этического принципадух капиталистического предпринимательства. Высокий статус мирской жизникоренным образом изменил отношение человека к труду, придав ему особуюрелигиозную ценность. Немецкий философ М. Вебер писал, что протестантизм явилсяосвобождением духа капитализма.
В средебюргерства возникла потребность в массовом, конкретном, связанном с практикойзнании. И. Гутенберг в середине XV в. изобрел печатный станок, который сталинструментом просвещения.
Появлениюэпохального изобретения предшествовало изменение сознания людей. Пользу отпоявления печатного станка трудно переоценить. Типографское производство,ориентированное на массовое потребление производимой продукции, быстрораспространилось по Европе. Печатная продукция стала эффективным средствомсвязи, способом воздействия на общественное мнение и формирования новыхсоциокультурных групп на основе репрезентированных и осознанных вкусов иинтересов. Книгопечатание на первых порах способствовало также популяризацииидей Реформации, создало предпосылки для созревания отвлеченных формрационального мышления, теоретического познания.
НидерландскоеВозрождение. На севере Европы центром Возрождения были Нидерланды, где вбогатых и достаточно автономных торгово-ремесленных городах уже складывалиськапиталистические отношения (первые мануфактуры известны здесь с XIV в.) изарождался новый класс буржуазии, избравший путь субсидиарного капитализма,экономического и социального партнерства, культурной консолидации.
Однакопроцесс формирования ренессансной культуры здесь шел медленнее, чем в Италии.Нидерландское Возрождение явилось, по сути, синтезом модифицированныхсредневековых и ренессансных идей. Оно воплотилось в демократической культуре,впитавшей в себя фольклор. Произведения ее представителей отличали аллегоричность,оттенок фантастики, гротеска и даже сатиры.
Изменения,происходившие в культуре Нидерландов, неравномерно проявились в разных видахискусства. Архитектура и скульптура еще испытывали влияние готических традиций.Наиболее интенсивно развивалась живопись, яркой особенностью которой былоутверждение реализма с помощью удивительно жизнеподобного изображения мужских иженских лиц, фигур, тщательной проработки на полотнах мельчайших деталейкостюма, предметов быта, животных и растений. Нидерландские художники сталиродоначальниками таких жанров, как пейзаж, натюрморт, бытовая живопись. Абратья ван Эйки подарили миру масляную живопись, позволившую более свободно,точно и разносторонне передавать явления окружающего мира, его предметноебогатство, индивидуальные и социальные характеры соотечественников.
НидерландскоеВозрождение в живописи начинается с «Гентского алтаря» братьев Губерта(1370–1426) и Яна (1390–1441) ван Эйков. Ряды картин с изображениями людейздесь объединены общей темой прославления Бога, его творений, размышлениями осудьбе человечества. В передаче перспективы, в изображении тел и анатомическихдеталей они уступают произведениям итальянских художников. Однако нидерландскиемастера выписывали горний и дольний мир с бытовой скрупулезностью, не избегаяживописных подробностей.
После смертибрата Ян ван Эйк продолжал работать, создавая разнообразные произведения. Онизображал мадонн, писал портреты. Его картины отличают точность и правдивость,стремление показать органичное единство человека и окружающего его мира. Впортрете супругов Арнольфини художник достиг вершины в реалистическоммастерстве, обратившись к приемам, свойственным бытовому жанру. Портретируемыев исполнении Ван Эйка стали олицетворением частной жизни, что явилось новациейв портретной живописи. В картине изображаются не просто мужчина и женщина самипо себе, но их внутреннее единство, ощущение тепла семейного очага ибесконечной заботы друг о друге. Даже предметы интерьера здесь не случайны, этознаки семейной укорененности, супружеской верности, которая противостоитоткрытому пространству публичной жизни. Именно в Северном Возрожденииформируется то, что позднее получило название «эстетизация повседневности».
Со второйполовины XV в. очагом художественной жизни стали северные провинцииНидерландов, особенно Голландия. В произведениях художников, работавших здесь,видна связь с народными поверьями, фольклором, стремление объять сферу нетолько прекрасного, изящного, возвышенного, но и мистического, мрачного,низменного. Эти черты воплотились более всего в аллегорически-религиозных,фантастических произведениях Хиеронимуса Босха (1460–1516), символическоеискусство которого открывало в окружающем мире грозное царство зла, отражалопороки погрязших в разврате людей.
В такихкартинах, как «Сад наслаждений», «Воз сена», «Искушение святого Антония» Босхрассказал о греховности жизни людей, выявил привидевшиеся ему неприглядныеявления всеобщего разложения мира. Он «населял свои картины легионами маленькихползающих, страховидных тварей, у которых самым невероятным образом сращенычасти пресмыкающихся, ракообразных, чешуйчатых, панцирных, жаберных и невестькаких существ с добавлением еще растительных и неорганических элементов…Совсем жутко становится, когда у этих монстров замечаешь и человеческие частитела», – отмечает искусствовед Н.А. Дмитриева.
С XVI в. вискусстве Нидерландов усилилось новое течение, решительно порывавшее сосредневековым мировоззрением. В русле этого течения появились замечательныепроизведения Питера Брейгеля Старшего (между 1525 и 1530–1569), прозванного«Мужицким» за любовь к изображению простых крестьян и горожан, их праздников иповседневных занятий на фоне реалистических пейзажей («Крестьянский танец»,«Охотники на снегу»).
Практическилюбой предмет, животное, человек на полотнах Брейгеля имеют некий потаенныйсмысл. Искусство Брейгеля глубоко афористично и метафорично. В нем присутствуюти философские раздумья, и едкая критика негативных социальных явлений. Горечь,ирония, гротеск пронизывают работы художника. Проникновенной заботой о будущемродины и обостренным сознанием людской недальновидности, пассивности, нежеланияпризнать очевидное отмечена последняя картина мастера «Слепые». «Слепые идут заслепым поводырем; страшны их пустые глазницы на бледных запрокинутых лицах, ихощупывающие руки и неверные шаги под гору, прямиком в реку, куда уже свалилсяслепой поводырь и падает идущий вслед за ним, а остальные идут покорно, ещеничего не зная. Но им всем быть там же – и это неизбежно. А пейзаж дышит мироми спокойствием, уютно выглядит даже речка, где суждено захлебнуться беднымслепым», – так комментирует полотно Н.А. Дмитриева.
Возрождение вГермании. В XV–XVI вв. Германия оставалась политически раздробленнымгосударством. Ее экономическими, культурными и научными центрами были города.
К XVI в.разница между «вольными» и имперскими городами фактически стерлась и всекрупные города Германии приобрели достаточно большую автономию откнязей-курфюрстов. В стране развивались элементы капиталистическогопроизводства. Наибольшую роль в экономической жизни играли замкнутые крупныеторгово-финансовые и производственные компании, часто действовавшие в условияхмонополии, а потому препятствовавшие конкуренции. Это сдерживало формированиемногочисленной прослойки предпринимателей и преодоление феодальных отношений вдеревне. Тем не менее, в немецких бюргерских городах зарождался новый типличности, обращенной к реальной земной жизни, здравому смыслу и практическойвыгоде.
В указанныйпериод в Германии развернулась деятельность гуманистов, имевшая рядспецифических отличий от гуманитарных опытов итальянского Возрождения. Длянемецких гуманистов был характерен повышенный интерес к этико-религиозным ицерковно-политическим проблемам. Можно говорить и о значительном влиянии естествознанияна их научные интересы. Особое место в трудах ученых занимали педагогическиеидеи. Наиболее значимой фигурой был Эразм Роттердамский (1469–1536).
ЭразмРоттердамский родился в Нидерландах, но большую часть жизни провел в Германии,занимаясь издательской и комментаторской деятельностью. Его самая известнаяработа «Похвала Глупости» впечатляет глубиной мысли, интеллектуальным гротескоми тонкой иронией. Эразм Роттердамский обнаружил парадоксальность идвойственность ряда феноменов культуры: вера, умствование, риторическаярассудительность, доведенные до крайности, оборачиваются назойливыми ханжескимипоучениями, претендующими на роль абсолютных истин и неограниченную власть надумами.
Гуманистическуюлитературу Германии отличает не столько гармония, сколько экспрессия. Оченьвелика в ней роль сатиры. Так, Себастьян Брант (1457–1521) всатирическом произведении «Корабль дураков» изобразил глупцов разных сословий ипрофессий. Произведение включало множество народных пословиц и поговорок исодействовало становлению немецкого литературного языка. Мягким юмором,жизнерадостностью, непосредственностью и наивностью пронизаны стихи крупнейшегонемецкого поэта и драматурга того времени Ганса Сакса (1494–1576). Его басни,песни, шванки и драматические произведения отражают ценностные ориентациибюргерства (благополучие, уют, устойчивый порядок).
Деятельностьнемецких гуманистов, их патриотизм, стремление воспитать у нового поколениягражданские чувства способствовали пробуждению национального самосознания. Этимобъясняется обращение немецких историков-гуманистов (В. Пиркгеймер, К.Пейтингер, И. Авентин, Б. Ренан) не только к античному наследию, но ипреимущественно к языческому прошлому Германии, а также к преданиям осредневековых германских империях Карла Великого и Оттонов (I–III). Осознавсамостоятельную ценность дохристианского и раннехристианского прошлогогерманцев, они способствовали зарождению представлений о национальной истории.
Культурноесвоеобразие Возрождения в Германии нашло художественно-образное отражение вискусстве Альбрехта Дюрера, Ганса Гольбейна Младшего, Лукаса Кранаха Старшего.
В течениесвоей творческой жизни Альбрехт Дюрер (1471–1528) работал в жанре портретнойживописи и в технике гравюры: на дереве (ксилография) и на меди. В творчествехудожника раннего периода выделяется серия гравюр «Апокалипсис» (1498).Страшные сцены гибели знатных грешников, неумолимой божественной кары в егоинтерпретации приобрели злободневный смысл. От гравюр «Четыре всадника» и«Битва архангела Михаила с драконом» исходил грозный пафос, веяло мрачнойэкспрессией. Художник, казалось, призывал человечество проявить решимость иотступить от края пропасти.
ФранцузскоеВозрождение. Формирование французского Возрождения пришлось на XV ст.Завершилась Столетняя война с Англией (1337–1453), образовалось единоемонархическое государство. Зарождавшаяся буржуазия еще не укрепила позиции,зато необычайно сильна для того времени была власть государства. Реформация,несмотря на жестокие религиозные войны, не смогла одержать убедительную победуво Франции, которая осталась католической страной. Эти особенности нашлиотражение в таких специфических чертах французского Возрождения, какпридворно-дворянский характер официальной культуры, с которой уживалисьсвободомыслие, смелые политико-этические идеи, ярко выраженное национальноесамосознание и патриотизм, скептицизм и ирония.
В последнейтрети XV в. французы обратились к античному наследию и достижениям итальянскихгуманистов. Активно развивалась издательская деятельность; образование всебольше освобождалось от диктата церкви; появились публичные библиотеки. Средигуманистов Позднего Возрождения особое место занимает Монтень, создавший жанрфилософского эссе.
В «Опытах»Мишель Монтень (1533–1592) отстаивал идеалы светской нравственности, призывалследовать естественным природным желаниям, если это не задевает интересы другихлюдей, и контролировать свое поведение разумом. Он не только размежевал моральи религию, но и поставил на первый план нравственные принципы автономнойличности. Однако, будучи пессимистом и скептиком, Монтень критически относилсяко многим явлениям современной ему культуры и считал, что современная ему эпохадала не только положительные всходы. Идеи Монтеня позволяют рассматривать егокак мыслителя, глубоко познавшего сильные и слабые стороны человеческой натуры.
Претендовавшаяна роль законодательницы вкусов и модных течений культура Франции XV–XVI вв.создавалась под покровительством монархов. Изящная, утонченная,аристократическая культура стала примерным образцом для многих европейскихкоролевских дворов. Она была воплощением радости, изысканности и красоты жизни,вдохновляла на строительство чудесных дворцов и замков. Двор стал центромпритяжения искусства и литературы. Желанными гостями здесь были ученые и философы.Сами короли – меценаты и знатоки искусства – нередко занималисьсочинительством. Наконец, при дворе на самый высокий пьедестал была возведенаженщина и сформировался идеал нового рыцарства.
Вренессансной французской литературе завоевал признание жанр гротескной сатиры.Самым выдающимся французским литератором Возрождения был Франсуа Рабле, которыйв знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» соединил традиции карнавальнойсмеховой культуры с гуманистическими идеалами и культом телесных удовольствий.Создание французской поэтической школы связано с именем Пьера де Ронсара.
Процессформирования изобразительного искусства французского Ренессанса имел рядособенностей, среди которых – поступательное преодоление готических традиций,подчеркнутое изящество и отрицание драматизма. Жизнеутверждающий пафоспридворной культуры, дворянское гедонистическое мировоззрение отрицалиаскетическую сдержанность средних веков. Среди художников французскогоВозрождения выделяются такие выдающиеся мастера, как Жан Фуке («Богоматерь смладенцем»), Франсуа Клуэ («Диана Пуатье»), Жан Клуэ Младший («ПортретФранциска I»).
Если в XV в.архитектура Франции еще продолжала следовать готическим традициям, то с XVI в.она полностью обрела ренессансные черты. Решалась важная проблема единствапланировки города и архитектурного ансамбля, строились дворцы и замки,зарождалось садово-парковое искусство. Больше других французских зодчихпрославился Пьер Леско. Вместе со скульптором Жаном Гужоном он построил иукрасил в центре Парижа, на берегу Сены дворцовый комплекс – Лувр (которыйпозднее достраивался и реконструировался).
Развитиемузыки во Франции было связано как с влиянием зарубежной (итальянской)полифонической школы, так и с утверждением самобытного песенного жанра(шансон), в котором прослеживалась тенденция к подчинению музыки стихам.Становление театрального искусства долгое время сдерживалось средневековымитрадициями мистерий. Однако во второй половине XVI в. появилась французскаякомедия в прозе, трансформировавшая элементы античной драматургии исредневекового фарса. Чуть позже на сцене появились трагедия и балет.
Возрождениев славянских государствах Средней Европы
Славянскиенароды также испытали на себе влияние идей итальянского Ренессанса. Однакочерты Возрождения проступили здесь весьма своеобразно.
Наиболееорганично ренессансная культура привилась в Далмации (современная Хорватия),имевшей давние и тесные культурные связи с Италией. В Далмацию постоянноприезжали известные итальянские гуманисты, а далматинцы учились в итальянскихуниверситетах. Отчетливее всего ренессансные особенности здесь проявились впоэзии и историографии. Поэты творчески использовали в произведениях местныйславянский фольклор и народный язык. Гуманисты Далмации ценились современникамиза высокую эрудицию. Трудно выделить среди них творческую личность мировогомасштаба. Тем не менее до нас дошли имена образованнейшего дипломата Я.Баничевича, естествоиспытателя и теоретика оккультизма Ф. Петришича,инженера-изобретателя Ф. Вранчича. В XVI в. многие далматинские художники былипопулярны даже в Италии. Так, непревзойденным мастером книжной миниатюрысчитался Ю. Клович.
В Чехии идеигуманистов с середины XV в. распространялись сначала в узком кругу гуманитарнойинтеллигенции и затронули в основном литературу. Но спустя век они быливосприняты в среде рядовых горожан и мелких дворян. В культуре долгосохранялось разделение: существовали, с одной стороны, элитарнаялатинизированная гуманистическая традиция, с другой – ее рецепция в болееширокой социальной среде, демократическая и где-то опрощенная. Чешскимгуманистам более всего оказались близки такие черты ренессансногомировосприятия, как высокая ценность знания и образования, национальныйпатриотизм. Для некоторых деятелей чешского Возрождения образованиепредставлялось даже более ценным, чем художественная культура. Антропоцентризмне был в полной мере воспринят чешскими гуманистами. Они считали, что главнымдля человека является служение обществу – будь то в практической или духовнойдеятельности. Чешская педагогика и система среднего образования к концу XVI в.слыла передовой в Европе. Впоследствии широкую известность завоевалапросветительская деятельность выдающегося педагога XVII в. Яна Амоса Коменского(1592–1670).
Народныйгуманизм был тесно связан с идеями Реформации, что определило морализаторскийхарактер чешской литературы. Несмотря на то, что идеи Яна Гуса (1371–1415) –идеолога чешской Реформации – еще несли на себе печать переходногомировоззрения (в них не было места для автономной личности), движение гуситовявлялось демократичным, опиралось на язык и традиции народа. Благодаря гуситамчешский язык одним из первых в Западной Европе стал национальным языкомбогослужения. Однако рост самосознания народа порой сопровождалсянационалистическими уклонами. Последние проявились в изгнании большинстваиностранных преподавателей из Пражского университета и последовавшем крене кпровинциал изации этого очага культуры европейского значения.
В Польшеренессансные идеи и художественные искания были восприняты в XV в. ипереплетались с готическими традициями. Культурным центром стал Краков, очагомаристократического искусства был королевский двор. Распространение гуманизма вэтой стране произошло, прежде всего, в областях естествознания,общественно-политической мысли, историографии, филологии. Вершиной развитияренессансной науки в Польше стала деятельность астронома Николая Коперника –создателя гелиоцентрической теории. Поэтом европейского масштаба стал ЯнКохановсхий. Он писал на латинском и польском языках и внес большой вклад всовершенствование литературного польского языка. Эпоха Возрождения – самаязагадочная в развитии европейской культуры. Она и сегодня привлекаетпристальный интерес исследователей. В эту эпоху возникла творчески мощнаякультура, создатели которой, проявившие себя в сферах искусства, философии,политики, науки, до сих пор вызывают законное восхищение. Их достижениявдохновляли мыслителей, ученых, поэтов, художников последующих эпох. Ренессансизменил культурно-цивилизационный облик Европы.
Из всехкачеств человека возрожденческого типа наиболее ценным считалось творческоеначало. Отсюда – стремление самодостаточной личности проявить себя в разныхобластях и видах человеческой деятельности, всесторонне реализовать своиспособности, для того чтобы осознать свое божественное предназначение,утвердить собственное достоинство, обнаружить добродетель, понимаемую как формудейственного гуманизма. Не случайно эта эпоха сформировала особую программуличностного поведения, которая радикально отличалась от средневековойсословно-иерархической модели. Речь идет о многостороннем воплощении творческойуникальности, неповторимости человека, его титанических возможностей истремлении к безграничному познанию мира. В эпоху Возрождения сложилсяиндивидуально-творческий тип сознания, который получил дальнейшее развитие вискусстве XIX в., названного «золотым». Эпоха Ренессанса утвердила типчеловека, получившего название homo universalis, или человека универсального.
Следует такжезаметить, что эпоха Ренессанса породила динамичную модель социума. Сложился типобщества, которое состояло из сословий, гораздо более мобильных, чем виерархической структуре средневековой цивилизации). В нем значительную рольиграли свободные объединения торговцев, другие корпорации, выполнявшие функциюфинансово-экономической консолидации общества. Рост творческой активности вданную эпоху произошел благодаря ярко выраженной социальной динамике повертикали и по горизонтали, перемещению индивида в пространстве и открытию длясебя мира, неизвестного средневековью. Тем самым был придан мощный импульсразделению труда, ломке прежней системы ценностей.
ЭпохаВозрождения расширила горизонты европейской культуры, предложивидеализированный образ человека – творца с неограниченными возможностями,который в дальнейшем будет служить отправной точкой в новом понимании личностии ее творческого потенциала.
возрождениекультура итальянский
Списокиспользованных источников
1. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник длявузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.
2. Культурология. Учебное пособие Под редакциейА. А. Радугина – М., 2001.
3. Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткийтематический словарь – М.: «Феникс», 2001.
4. Ширшов И.Е. Культурология – теория и историякультуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.