Древнехристианское искусство катакомб
Древниепамятники христианского искусства и иконографии находятся в катакомбах илиподземельях, вырытых древними христианами для погребения мертвых и отправлениябогослужения во время гонений. Таких катакомб найдено много и в разных местах. Лучшедругих исследованы римские катакомбы.
Хотя христианствов Римской империи и было гонимо, но у христиан была некоторая возможностьсобираться в катакомбах, т.к. римское законодательство допускало свободноесуществование погребальных ассоциаций, какого бы вероисповедания они недержались. Христиане пользовались правом собраний в местах погребений своих соратникови даже могли иметь свои алтари для отправления их культов.
Римскиекатакомбы занимают огромное пространство и находятся, как правило, загородскими стенами. Наиболее известны из них катакомбы Каллиста и Севастиана наАппиевой дороге, Св. Агнии и Острианские на Номентанской дороге, Прискиллы на НовойСоляной дороге, и катакомбы Домитиллы неподалеку от катакомб Каллиста.
Врасположении катакомб различаются коридоры и отдельные помещения. Приняторазличать три вида этих помещний: малые – кубикулы, средние – крипты ибольшие– капеллы. Коридоры катакомб чаще всего узкие, но в катакомбахДомитиллы они в некоторых местах очень широкие.
Главноесодержание катакомбных галерей составляют древнехристианские гробницы в видениш, расположенных в стенах. Это, т.н. локулы. Некоторые из нихпредназначались для одного лица, а другие для нескольких вместе. Эти ниширасполагались по высоте коридора в один, два или три ряда, а в некоторыхкатакомбах и в 10 рядов. В нишу помещалось тело умершего, а вместе с теломпомещались и некоторые предметы семейной или общественной жизни – платье,оружие, монеты драгоценности, рукоделье, сосуды, богослужебная и домашняяутварь и прочее.
Отверстиелокулы снаружи закладывалось каменною плитой, края обмазывались цементом, а вцемент вставлялись монеты и даже т.н. фиалы (сосуды с вином или бальзамом). Наплите полагалась надпись, в которой означалось время погребения, имя умершего,количество прожитых лет, месяцев, дней и даже часов. Здесь же высекались символы,как условные знаки различения могилы умершего и его вероисповедания, напримермонограмма имени Иисуса Христа, рыба, пальмовая ветка, птичка с масличнойветкою в клюве и т.п. Эти символические знаки и точные хронологические указаниядают ключ к истории памятников катакомб и их научной классификации.
Архитектура древнейших катакомбных христианских храмов являет собой четкий,законченный тип церкви, разделенный на три части, с алтарем, отделеннымпреградой от остального храма. Для подземных храмов характерны арки и сводчатыепотолки.
Древнейшиепамятникиизобразительного искусства восходят к первым векамхристианства и найдены также в катакомбах. Искусство катакомб есть прежде всегоискусство вероучительное. Потолки и стены в них были украшены орнаментальнымиросписями, заимствованными из убранства жилых домов того времени, сюжетамиВетхого и Нового Завета, различными символами. Основным принципом этогоискусства является образное выражение учения Церкви через изображениеконкретных событий Священной Истории.
Священныеизображения на первых порах были немногочисленны по следующим причинам:
— условияжизни, в которые были поставлены первые христиане, не располагали к широкомутворчеству,
— первыехристиане должны были опасаться широкого распространения священных изображенийиз определенной предосторожности — священное изображение могло послужитьпредметом соблазна,
— большуюсложность представляло определение во всех подробностях идеи христианства и,тем более, создание соответствующей художественной формы.
Вся совокупностьдошедших до нас памятников древнехристианской иконографии и искусства можетбыть сведена к следующим главным группам:
1 –фресковая живопись,
2 — скульптура,
3 — стеклянные сосуды с золотыми фигурами,
4 — мозаика.
Духовное содержаниефресок довольно разнообразно. Наряду с прямыми изображениями впервохристианской Церкви имел особое распространение и играл особую роль языксимволов. Для постороннего наблюдателя, незнакомого с духомхристианства и тайной этой символики, символические знаки не могли бытьпонятными. Стремление древнехристианского искусства говорить символами, нельзяназвать случайным — оно имеет свои исторические причины. Христианство появилосьна Востоке, где образы и символы неразлучны с процессом мышления. ПоэтомуСпаситель и Апостолы, приспособляясь к восточному складу мышления, пользовалисьформой притчей и подобий. Много примеров символики можно видеть и влитературных произведениях церковных писателей первых веков христианства. СамВетхий Завет служит образом и символом Нового Завета.
Длявыражения своего учения первохристианская Церковь привлекает и языческиесимволы, и некоторые сюжеты греко-римской мифологии. Она пользуется формамиантичного искусства, греческого и римского, наполняет их новым содержанием, иот этого нового содержания изменяются и самые эти формы, вырабатываются первыеиконографические типы.
Рассмотримосновные символические изображения в христианских катакомбах:
Якорь – символ христианской надежды, один из наиболее распространенныхдревнехристианских символов. Указание на него находим в Послании к евреям, гдеапостол уподобляет христианскую надежду безопасному и крепкому якорю. Иногдаякорь помещается рядом с другими христианскими символами, например с голубем.
Голубь — символ Святого Духа, такое значение ему придано в евангельскомрассказе о Крещении Иисуса Христа, поэтому и в катакомбах в изображенииКрещения (катакомбы Люцины) Дух Святой является в виде голубя. Иногда голубьслужит символом невинной христианской души. Если голубь изображается с веткой вклюве, то он служит символом мира. Голубь с виноградной кистью может означатьхристианскую душу, вкушающую от небесных благ. Изредка голубь означаетапостола.
Феникс — символ бессмертия. В язычестве он был символом вечности. Вхристианской символике он встречается реже, чем голубь. В христианстве фениксслужил также символом Воскресения.
Павлин – символ бессмертия, так как, по мнению древних, его тело неподвергалось разложению.
Петух – символ Воскресения, потому, что своим пением он пробуждаетлюдей от сна, а пробуждение от сна переносит мысль христианина к СтрашномуСуду. В соединении с изображением апостола Петра петух имеет историческоезначение – он указывает на отречение этого апостола.
Крест – также относится к древнехристианскому символу. Те формы креста,которые мы имеем в употреблении в настоящее время появились в христианстве невдруг. Крест в глазах язычников служил символом позорной казни, и потомупочитание его христианами вызвали насмешки и порицания. Это вынуждало христиан скрыватьсвои догматы под покровом символа. На первых порах христиане не только неизображали нигде распятого Христа, но даже не имели прямого изображения креста.Распространенный в дохристианской древности обычай изображения монограмм подалхристианам мысль о монограмматическом изображении Христа и креста.
/>
Древнейшаяиз таких монограмм представляет буква «Х», означающая, как Христа, так и крест,на котором Он был распят. Эта монограмма появляется ранее 3 в. В 3 в.добавляется в середине буква I — эта монограмма означает, Иисус Христос.
В 3-4 векахпоявляется монограмма в виде соединенных букв «Х» и «Р» — эта монограмманазывается Константиновою, потому что по велению императора (после того как онувидел ее во сне на небе) изображена была на знаменах Константина, а потом и другихимператоров.
/>
Все этимонограммы имели лишь отдаленное сходство с христианским крестом и толькопосвященные могли видеть в этих изображениях действительно форму креста. Древнейшиеизображения распятия в прямом виде появляются не ранее 5-6 веков.
Кхристианским символам относится такжекорабль, который также нередковключает образ Креста. Во многих древних культурах корабль — символчеловеческой жизни, плывущей к неизбежной пристани — смерти.
Но вхристианстве корабль ассоциируется с Церковью. Церковь как корабль, ведомыйХристом, — распространеннейшая метафора.
Лев — символ силы и могущества. Орел – символ юности. Змея –символ зла и, в частности, дьявола. Олень — символ апостола, иликающегося, или святого. Пальма – символ победы. Оливковая ветвь –символ вечного мира. Лилия – символ чистоты. Венок – символпобеды над смертью и дьяволом. Орфей с лирою в руках – редкое изображениеХриста. Как Орфей своей лирой укрощал диких зверей, так Спаситель СвоимБожественным словом привлекал к Себе диких людей.
АЛЛЕГОРИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Здесь ужеизображаются не отдельные простые знаки, а развертываются перед зрителямицельные, иногда сложные сцены. Творчество здесь более обширное, чем в символе иболее определенное в своей идее.
Винограднаялоза – часто встречается в первохристианских росписях. Изображениелозы и ее ветвей указывает на Христа и Его Церковь: «Аз есмь лоза, вы же рождие.Такие изображения имеют целью указать христианам на центральное Таинство Церкви— Евхаристию. Люди или клюющие гроздь птицы представляют христиан, питающихсяТелом и Кровью Христовыми.
Десять дев — (фрески катакомбы Агнии 3 в., катакомбы Кириака) – притча оразумных и неразумных девах.
ДобрыйПастырь – имеет тесную связь с символом агнца иопирается на библейские основания. В книге пророка Иезекииля и в псалмах Давидамир представляется под образом овчарни, управляемой Богом-Пастырем. Значениеэтого символа объясняется легко из евангельской притчи о Добром Пастыре.Пастырь есть Спаситель, поднявший на Свои рамена заблудшую овцу, Искупительрода человеческого.
ИЗОБРАЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКИХ СОБЫТИЙ
Цикл их неочень разнообразен по содержанию – одни и те же сюжеты чередуются обычно, незаменяясь другими. Однообразие здесь заметно и в художественной обработке.Явление это, по мнению некоторых археологов, объясняется тем, что церковь ужеконтролировала деятельность художников и держала их в определенных границах.Может быть, дело и в том, что в это время (3-4 вв.) искусство клонилось купадку. Подражательность и бедность художественных форм всегда служатпоказателем упадка в искусстве. Отсюда и однообразие.
Ной вковчеге – один из важнейших сюжетов. Нойвстречает голубя с веткою в клюве.
Иона – это изображение имело несколько видов: Иону бросают в пастьморского чудища, чудище извергает его на берег, Иона сидит или лежит поддеревом и т.д. Во всех случаях Иона в обнаженном виде. Фигура его составляетредкое явление в древнехристианской живописи. Изображение Ионы может иметь исимволическое значение — к этому толкованию приводят прямые сопоставления Ионысо Спасителем, выраженные в Новом Завете и древнехристианской литературе.
Даниил ворве львином. Даниил — символ Воскресения.
Моисей. Изображения Моисея имеют исторический характер, но несимволический. Его изображают снимающим свои сандалии, чтобы приблизиться кгорящему кусту, проводящим народ израильский сквозь чермное море, изводящимводу из скалы, получающим скрижали от Бога.
К этой жекатегории библейских изображений нужно отнести: изображение трех отроков вогненной печи; Адама и Евы в момент грехопадения; Каина и Авеля, Иова, Самсона,Давида, Илии, возносящегося на небо, Товии, Сусанны, в виде овечки между двумяволками.
Из числановозаветных событий в живописи катакомб встречаются следующие сюжеты:
Поклонениеволхвов – это изображение повторяется до 10 разв катакомбах Домитиллы, Маркеллина и Петра, Фразона, Кириака, Бальбины,Каллиста, Прискиллы и Домитиллы. Они относятся к 3-4 вв.
Есть вкатакомбах неясные изображения Благовещения Пресвятой Богородицы,крещения Иисуса Христа, но одно из самых любимых древнехристианскимихудожниками и прекраснейших изображений –этовоскрешение Лазаря.Этих изображений встречается свыше 20 раз.
ИзображенияБогоматери в катакомбах почти так же многочисленны, как изображенияСпасителя. Но в то время, как Христос часто изображается символически,Богоматерь всегда изображается прямо и непосредственно. Все древние авторысогласны в том, что лицо Богоматери было прекрасным. Оно было, по словамАмвросия Медиоланского, образом возвышенного ума и нравственной чистоты.Древние художники при изображении Богоматери заботились как об изяществе формы,так и о достоинстве выражения. Часто изображается Она в виде Оранты, то есть своздетыми в молитве руками. Такое изображение подчеркивает Ее рольПредстательницы пред Богом за Церковь и за мир, и в таком именно виде иизображается Она на многочисленных найденных в катакомбах донышках богослужебныхсосудов. Иногда рядом с Нею изображаются Апостолы Петр и Павел, иногда Ее мать,святая Анна. Роль Ее особенно подчеркивается в сцене поклонения волхвов,изображавшейся очень часто в первые века христианства.
Наряду сизображениями прямыми или символическими Спасителя и Божией Матери мы видим вкатакомбах и изображения Апостолов, пророков, мучеников, а также образыАнгелов, одним словом, все разнообразие христианской иконографии.
ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛИТУРГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Это те,которые представляют совершение церковных таинств или указывают на них лишьсимволически. Сюда относится изображение рыбы — это один из наиболеераспространенных символов первых веков.
/>
Принятиюхристианами этого символа, конечно, способствовало то, что рыба играет большуюроль в евангельском повествовании. Сам Спаситель неоднократно пользовалсяобразом рыбы и рыбной ловли. Обращаясь к рыбакам, Он, естественно, употреблял образы, имблизкие и понятные, и, призывая их к апостольскому служению, называл их «ловцамичеловеков» (Мф. 4, 19; Мк. 1, 17). Царствие Божие уподобляется Им сети,полной всякого рода рыбами. С рыбой сравниваются и небесные блага (Мф. 7, 9-11,13, 47-48; Лк. 5, 10). Образы рыбака и рыбы, как символы проповедника иобращенного, вполне понятны.
Но широкоераспространение этого символа в христианстве имело и другое основание, аименно: значение пяти букв, из которых состоит греческое слово рыба — Ichthus.Оно содержит пять букв, которые являются первыми буквами пяти слов, относящихсянепосредственно ко Христу: lesous Christos Theou Uios Sdter, то есть ИисусХристос, Божий Сын, Спаситель. Эти слова выражают веру в Божество Христово иЕго спасительную миссию. Это своего рода древнейшая форма Символа веры, сосредоточеннаяв одном слове. Образ этот можно увидеть повсюду: и в стенных росписях, и насаркофагах, и в надгробных надписях, и на отдельных предметах. Маленьких рыбокиз металла, камня, перламутра или стекла христиане носили на шее подобно тому,как мы носим нательный крест. На этих рыбках встречается слово «спаси» или «даспасешь».
Первое иосновное значение рыбы — это Сам Христос. Чтобы показать, что Церковьосновывается на Христе, изображается корабль, покоящийся на спине рыбы. Христоспосреди христиан изображался в виде большой рыбы, окруженной маленькими.Символика рыбы связана с символикой воды и с таинством Крещения.
Рыба иногда означает и христианина. Болееже всего подчеркивается евхаристическое значение этого символа. В катакомбахЛюцины находится замечательное в этом смысле изображение – оно представляетдвух плавающих рыб, на спинах которых находятся корзины, наполненные хлебами.Рыба – Иисус Христос, хлебы — символ Евхаристии. Всякий раз, как изображаетсятаинство Евхаристии, будь то в виде трапезы, совершения самого таинства или жечистого символа, рядом с хлебом обязательно изображается рыба. Между тем рыбаникогда не употреблялась при совершении таинства Евхаристии. Она лишь указываетна значение хлеба и вина.
Агнец – символ Самого Христа, Его искупительной жертвы. Этот символ былвесьма распространен в христианском искусстве. Агнец есть евхаристическийобраз, и в христианской иконографии он нередко изображается на днелитургических сосудов. Агнцем называется в современной литургической практике ичасть просфоры, освящаемая в Евхаристии. Агнец может изображаться на скале иликамне, из подножия которого бьют струи четырех источников (символыЧетвероевангелия), к которым устремляются другие агнцы — апостолы или, шире,вообще христиане.
К изображениям литургического характера относитсятакжевинограднаялоза. Таким образом, главные евхаристические символы: агнец, хлеб,виноград, предметы, связанные с виноградарским делом, — получили наиболееширокое распространение в живописи катакомб, в эпиграфике; они изображались насвященных сосудах и предметах обихода христиан.
СКУЛЬПТУРА
Наиболееобширную ветвь искусства древнехристианского периода составляет фресковаяживопись. Скульптура же находила применение в то время не столь широкое. Этоявление обратное тому, что можно наблюдать в греко-римском искусстве — тамскульптура занимала наиболее видное место и преобладала над живописью. То, чтоскульптура в древнехристианском искусстве не заняла подобное место не случайноеявление, оно находит объяснение в исторических условиях, в которых развивалосьискусство древних христиан. Уже то, что пластика в греко-римском искусствеслужила языческому культу и составляла его опору, должно было вызватьпредубеждение против нее со стороны первых христиан. Но есть и внутренниепричины, заключенные в самом характере скульптуры и живописи, по которымхристиане должны были предпочесть живопись скульптуре.
Скульптурапо сути своей подчинена миру материальному и выразить более или менее сложнуюмысль для нее трудно. Скульптура реалистична по своему содержанию. Живопись вменьшей степени подчинена ограничениям со стороны материального мира, она болееспособна к широкому раскрытию идей и вообще имеет более духовный характер. Вот почемухристианство, как религия Духа, вступило в тесный союз с живописью.
Скульптурав виде статуй никогда не находила здесь значительного распространения. И толькорельефные изображения в виде резных и литых икон, крестов, диптихов, складней,окладов дают понять, что православное искусство Востока не порвало окончательновсех связей со скульптурой. Чем дальше отходило христианское искусство отгреко-римского, тем больше ослабевало в нем чувство скульптурной красоты. Но отдревнехристианского периода мы имеем еще немало памятников скульптуры, отчастив виде цельных статуй, отчасти в саркофагах.
Из статуйможно перечислить следующие: статуэтка Доброго пастыря из Латеранского музея вРиме – это высокохудожественное произведение ставится наряду с классическими.Несколько подобных статуэток находятся в Константинополе, Риме и Спарте, чтоподтверждает единство искусства древнехристианского периода как на Западе, таки на Востоке. Затем следует мраморная статуя римского пресвитера Ипполита.Некоторые ученые предполагают, что первоначально эта скульптура изображалаязыческого ритора, а потом была переделана. Такие случаи встречались довольночасто. Еще один образец древней скульптуры представляет статуя апостола Петра,которая находится сейчас в римском соборе Св. Петра. Статуя эта имеетхристианское происхождение, она была сделана в Риме греческим художником.
САРКОФАГИ – это вид обыкновенных гробниц из мрамора, порфира, терракоты идаже металла, продолговатой формы, размерами, немного превышающими размерычеловеческого тела, с рельефными украшениями на лицевой стороне. Внутрисаркофага полагался труп умершего. Этот обычай древние христиане перенялидовольно рано, в первые два столетия. Но это не был широко распространенныйобычай, в саркофагах тогда погребались только богатые и знатные лица.Происходило это по причине сравнительной бедности древних христиан и, к томуже, это было опасно – скульптор должен был делать саркофаг у всех на виду, в товремя как живописец мог работать в катакомбах в относительной безопасности.Поэтому древние христиане мало занимались производством саркофагов. Если быланеобходимость, они покупали саркофаг у язычников и переделывали его по своимпотребностям. Такое положение сохранялось только до 4 века. Признаниехристианства, дало сильный импульс христианскому искусству, в частности, содействовалораспространению обычая хоронить мертвых в саркофагах. Их производство сталогораздо обширнее, и они получили христианский характер. До нас дошло немалопамятников этого периода. Лучшая коллекция хранится в Латеранском музее в Риме.
Для тогочтобы составить понятие о саркофагах и оценить их археологическую важность,необходимо познакомиться с общими приемами их орнаментики и характером техизображений, которые здесь помещались. Наиболее видная часть саркофага – этоего лицевая сторона, которую любили украшать художники. На ней, по всей длине,помещается ряд изображений христианского характера. Нередко поверхность этойстороны разделена на две части при помощи рельефного выступа и тогда тампомещаются два ряда – верхний и нижний. Оба ряда высказывают одну и туже идею,а если художник хотел изобразить несколько независимых сюжетов, то он разделялповерхность при помощи вертикальных колонок, которые соединялись арками.Разделение на группы допускалось и при единстве основной мысли всех изображенийсаркофага.
В серединесаркофага, в верхнем ряду помещался щит, поддерживаемый двумя гениями (мотивочень распространенный в искусстве), на щите полагалась эпитафия, в которой называлосьимя умершего, число прожитых им лет, время смерти и т.д. Щит резко выделялся своимиразмерами. По сторонам щита и внизу располагались изображения религиозногохарактера. Содержание изображений на христианских саркофагах, кроме описанныхвыше, заимствуется из области символики. Можно встретить изображение символаАгнца в различных положениях, иногда четыре райские реки.
Дляпонимания того, как соединяются эти изображения на одном и том же саркофаге,выражают ли они одну строго определенную мысль, а также для ознакомления скомпозициями изображений, приведем описание замечательного саркофага,находящегося в Латеранском музее в Риме. Он был открыт под церковью Св. Павла иотносится к концу 4 века. Середина саркофага занята бюстовым изображениямипохороненных здесь супругов, вокруг них расположены изображения религиозногохарактера. В верхнем левом углу изображение Святой Троицы: Бог Отец изображен ввиде зрелого мужа с благословляющим перстосложением, слева он него Сын Божий,создающий Еву из ребра Адамова, позади Святой Дух в человеческом образе, — этопервая группа… Вторая группа представляет Адама и Еву в Раю; справа – дерево,вокруг которого обвился змей с запрещенным плодом во рту; в середине междуАдамом и Евой – Спаситель в образе юноши; правой рукой Он подает Адаму сноп пшеницы,как символ труда, на который обрекся первый человек через грехопадение, а левойрукой подает Еве ягненка – символ того, что она будет прясть шерсть и вообщезаниматься домашним хозяйством, может быть, с указанием на нетленногоАгнца-искупителя, который возьмет на себя грех прародителей. Внизу под этимидвумя группами мы видим Богоматерь с Младенцем Иисусом, как Искупителем родачеловеческого, за нею Иосиф, мнимый отец Спасителя; три волхва, какпредставители разных племен рода человеческого; приносят ему дары. Рядом с ними– чудо исцеления Спасителем слепого, как символ просвещения людей, находящихсяво тьме.
Вверху справой стороны саркофага – чудеса умножения хлебов, претворения воды в вино ивоскрешение Лазаря, а под ними, в нижнем ряду, — предсказание об отреченииПетра, причем изображены: Спаситель в виде молодого человека в тунике, сблагословляющей десницей и свитком, апостол Петр в традиционном типе с курчавоюбородой и волосами и петух, рядом взятие Петра под стражу и сцена изведенияМоисеем воды из камня.
В серединепод бюстовым изображением супругов помещен Даниил во рве львином; позади егонаходятся две неизвестные личности и справа пророк Аввакум, приносящий Даниилухлебы. В целом, таким образом, мы видим здесь выражение важнейших моментовпадения и искупления рода человеческого. Момент грехопадения рождает вхудожнике противоположные образы искупления; искупление является в видерождения Спасителя и его чудес.
К этой жекатегории памятников скульптуры следует отнести мелкие произведениядревнехристианской резьбы по дереву, металлу и слоновой кости, лепки,терракоты, чеканка и литейные произведения.
/>
Древниехристиане полагали печать искусства и на предметы домашнего обихода. Из числаэтих предметов дошли до нас многочисленные лампы из терракоты: находят их нетолько в римских катакомбах, но и в Греции, в Египте, в Сирии. На лампахизображались символические фигуры рыбы, птицы, монограммы, крест, иногдабиблейские персонажи.
Изображениямирелигиозного характера украшали древние христиане также свои перстни,медальоны, амулеты и монеты.
Рассматривая искусство римских катакомбнельзя забывать, что мы имеем здесь дело лишь с одной из ветвейраннехристианского искусства, с ветвью греко-римской, дошедшей до нас внаибольшей сохранности. Для греко-римского искусства этого времени характеренего натурализм, то есть стремление в точности воспроизвести видимые предметы.Приведенные примеры показывают, насколько христианское искусство освобождаетсяот этого натурализма. Что же касается техники этого греко-римского искусства,которая отличалась большим совершенством, она целиком была унаследованахристианскими художниками в росписях катакомб. Благодаря этомупервохристианское искусство отличается той же свежестью, тем же изяществом, чтои искусство античное.