Реферат по предмету "Культура и искусство"


Древнее искусство народов юга Приамурья (петроглифы и скульптура)

Древнее искусствонародов юга Приамурья (петроглифы и скульптура)

План
Ведение
Глава 1. История исследования древнегоискусства Приамурья (основные этапы и проблематика)
Глава 2. Древние наскальные изображения(петроглифы) Приамурья
2.1 Характеристика, ареал распространенияи периодизация петроглифов
2.2 Cакачи-Алянская группа петроглифов:датировка, образы и стиль
2.3 Архаринская группа петроглифов:датировка, образы и стиль

Введение
Территориальные рамки исследованиядовольно обширны – это территория Верхнего, Среднего и Нижнего Амура, в административномделении это территория Амурской области, Еврейской АО и Хабаровского края.
Хронологические рамкиисследования эпоха верхнего палеолита, неолита и РЖВ
В основе исследованиялежат сравнительно-типологический (анализ археологического материала) и сравнительно-исторический(анализ письменных источников) методы с последующим синтезом полученныхрезультатов. В отдельных случаях уделялось внимание технико-технологическим иэкспериментальным аспектам (изучение техники производства керамических изделий:1) отбор сырья и рецепты формовочных масс; 2) конструирование; 3) орнаментацию;4) обработку поверхности; 5) обжиг.). Формой естественнонаучного методаявляется использование данных радиоуглеродных исследований. Применялись методыописания и наблюдения.

Глава 1.Историяисследования древнего искусства Приамурья (основные этапы и проблематика)
Первыми из наскальныхизображений в бассейне Амура в науке стали известны рисунки на правом берегу р.Уссури у с. Шереметьевского. Эти рисунки привлекали еще в 1859 г. внимание одного из первых исследователей Уссурийского края Р.К. Маака, обследовавшего долинуУссури. В числе других живописных мест по р. Уссури он описал эффектные скалы«Нюрце» ниже устья р. Уссури.
В 1860 г. в газете «Амур», издававшейся в Иркутске, появилось сообщение К.Ф. Будогоского о том, что наодном из утесов по р. Уссури «высечены изображения: голова тигра, рыба,какие-то знаки».
В 1894 г. шереметовские наскальные изображения осмотрел Н. Альфтан. Он кратко описал рисунки и указал,что они расположены на правом берегу Уссури тремя группами. В дальнейшем этисведения о шереметьевских рисунках были использованы в обобщающей сводке поархеологическим памятникам Дальнего Востока, составленной Ф.Ф. Буссе и Л.А.Кропоткиным.
В 1895 г. в «Приамурских ведомостях» появилось первое известие о древних изображениях на скалах поправому берегу Амура вблизи с. Малышево и пос. Са-качи-Алян. В заметкеописывалось местонахождение писаниц и помещались несколько рисунков — изображение орнаментированного лося и несколько антропоморфных личин. Указанатакже техника рисунков – «выполнена женообразными линиями». Наиболее ранниесведения о Сакачи-Алянских писаницах имеются в неизданных еще дневниках ПаладияКафарова — выдающегося русского востоковеда XIX в., одного из пионере»исследований ранней истории Дальнего Востока. Кафаров получил сведения о камняхс древними изображениями на берегу Амура от этнографа Протодъяконова. Этиданные также отражены в сводке археологических памятников Ф.Ф. Буссе и Л.А.Кропоткина.
Первая заметка,специально посвященная Сакачи-Алянским писаницам, принадлежит видномуамериканскому востоковеду Х1Х в. Лауфферу, участнику этнографической экспедициина Амур, организованной американским Музеем естественной истории в Нью-Йорке. В 1899 г. он опубликовал сведения о петроглифах Амура, отметив, что при слияниирек Орды и Амура у гольдского поселка Сакачи-Алян на песчаном правом берегунаходится много валунов, частью рассеянных, частью собранных в длинный вал,который производит впечатление искусственного укрепления. На некоторых извалунов иметются «курьёзные петроглифы», очевидно — глубокой древности. Что жекасается самих рисунков, то они представляют, по словам Лауфера, человеческиелица, а также фигуры животных.
В конце XIX получилизвестность также камень с древними изображениями у с. Калиновки на правомберегу Амура. О нем писал Г. Фуок, участник этнологической экспедицииамериканского музея естественной истории в Нью-Йорке.
В 1919 г. во время путешествия по Сибири сакачи-алянские рисунки осмотрел японский историк, этнограф иархеолог Т. Рюдзо. Он описал местонахождение памятников и отметил, что рисункинанесены на скальной поверхности естественного обнажения на берегу Амура ипредставляют собой изображения оленей, других животных, а также людей. Рюдзозамечает стилистическое сходство антропоморфных фигур на писаницах и глиняныхстатуэток, относящихся к каменному веку Японии.
Первые сведения окрасочных наскальных рисунках Среднего Приамурья давшись в 30-е годы XX в. Этосообщение Саенко о писаном камне по р. Архаре. Он представляет собой скалу,вертикально возвышающеюся над уровнем р. Архары на 7-8 м. Поверхность скалы довольно гладкая, на ней нарисованы красной краской какие-то «иероглифы».
В 1925 г. впервые появились данные о писаницах Верхнего Приамурья. Их описал АХ Кузнецов в своейизвестной работе о развалинах Кондуйского городка. Писаница расположена вурочище Мехачинихе, в четырех верстах от с. Хутор и в трех верстах севернееКоноваловки. Попутно он высказал и свои предположения о смысле этих рисунков. Водном из них Кузнецов увидел «изображение священного медведя, которомупоклонялись аборигены».
В 1935 г. петроглифы Сакачи-Аляна и у стойбища Май были осмотрены, частично скалькированы и скопированына эстампах участниками Нижнеамурской археологической экспедиции Институтаэтнографии АН СССР в составе АЛ. Окладникова и М.Я Черемных. Результатызнакомства с петроглифами Нижнею Амура отражены в сборнике научно-популярныхстатей Окладникова «Раскопки на севере», где была высказана мысль о том, что набольшой фигуре лося в Сакачи-Аляне отразилось влияние скифосарматскогоискусства. Основанием для такого предположения явилось изображение фигуры,вписанной в бедро лося.
В 1954 г. отряд ДВАЭ в составе А.П. Окладникова, В.Б. Ларичева, ЮА Завитухина, Э.В. Шавкунова произвелархеологическую разведку по рекам Ингоде Онону, Шилке и Амуру. В результатебыли обследованы и отсняты писанида около г. Читы по левому берегу р. Иногда — Титовская сопка и Сохатинный камень а также писаницы возле с. Усть-Карска по р.Каре в 10 км выше устья и в 10 км ниже с. Саблино в устье р. Шайкино, по Амурув устье Джалинды в распадке Ключевом, в устье Калиновки и в 112 м выше с. Смирновки на берегу Амура
В 1959 г. М.И. Рижский обследовал писаницу в районе с. Бутиха. Рисунки были обнаружены жителем пос.Верхняя Хила И.Р. Рязанцевым. В том же году Благовещенский педагогический институторганизовал историко-этнографическую экспедицию. В результате поисков вверховьях р. Зеи по правому его притоку — ключу Онени, по сообщению B.C.Евдокимова, был обнаружен писаный камень. Он представляет собой небольшуюскалу.
Камень обвалился вомногих местах. Рисунки, нанесенные бордово-оранжевой краской, распались накуски. Наиболее ясно видно изображение ней части оленя на нижней сторонеупавшей глыбы. На северной стороне
Камня такой же краскойнанесен целиком сохравшийся рисунок, но, что именно на нем изображено — определить трудно.
Во времяэтнографической экспедиции по Джелутагскому району в I960 г. В.А. Тутолуковосмотрел и частично зафиксировал наскальные рисунки около бывшего пос. СредняяНюкжа и по р. Геткан. В опубликованной статье он указал их местонахождение,охарактеризовал технику исполнения рисунков и описал камни, на которых они былинанесены. К статье приложено пять рисунков, которые, правда, не соответствуютреальной действительности. Что касается возраста писаниц, то, судя по высказываниюВ.А. Туголукова, он не считает их оченьдревними.
В 60-х — начале 70-хгг. АЛ. Окладниковым были обследованы и отсняты писашщы Кирочи, Топгуй иСудуктуй в бассейне р. Онона (правый берег Шилки) яписаница Барауун-Кондуй вверховьях р. Урумонгуй. обследованные наскальные рисунки в в бассейне рекИногда, Онона и Урунгуля Окладников опубликовал в двухтомнике по писаницамЗабайкалья, выделив их в особую таежную группу писаниц. Датирует Окладниковписаницы Верхнего Приамурья путем стилистического сравнения писаницамиПрибайкалья и Лены. «Древнее» других, старше, должны быть петроглифы, болееблизкие к реалистическим таежным, — петроглифы Прибайкалья и Якутии. Болеепоздние те рисунки, в которых сильнее сказывается струя схематизма иусловности". Далее Окладников все реалистические фигуры лосей относит кнеолиту, а остальные изображения — к эпохе металла.
С 1958 по 1969 гг.наскальные рисунки у с. Сакачи-Аляна изучались Дальневосточной археологическойэкспедицией под руководством А.П. Окладникова. В это время были исследованыпетроглифы на берегу Уссури ниже дер. Шершел*-во и по р. Кищ (приток Уссури).Первое сообщение о петроглифах Кии появился в 1966 г. в статье В Яхонтова.

Глава 2. Древниенаскальные изображения (петроглифы) Приамурья
2.1 Характеристика,ареал распространения и периодизация петроглифов
Писаницы Нижнего АмураОкладников делит по стилю и содержанию на две хронологические группы:
архаическую,древнейшую;
более позднюю,мохескую.
Основная масса рисунковпринадлежит к первой группе архаической, в полной мере первобытной. Все этадревнейшие изображения выполнены техникой выбивания или, как иногда пишутархеологи, «точечной ретушью».
Архаическая группапетроглифов Нижнего Амура, в свою очередь, разделена Окладниковым на четырефазы. К первой, мезолитической, фазе отнесены примитивные по технике исполненияи стилю фигуры лосей, быков, лошадей, лесных птиц, личины нарицательного типа ичереповидные. Вторая фаза — расцвета неолитической культуры — представленаскульптурно трактованными личинами и личинами со сложными изображениямигеометрических заполнений их внутреннего пространства. Датированы они путемстилистического сравнения со сходными изображениями на сосудах из Вознесеновкии Малышеве Третья фаза характеризуется усилением орнаментализирующих тенденцийи развития абстракт ности. Кроме исполненных в такой манере личин, к нейотнесены и изображения лосей с орнаментным заполнением. К четвертой фазеотнесеы вырезанные ные личины, датированные рубежом нашей эры.
Мохэскую и группу рисунковОкладников делит на три неоднородных комплекса. «В первую стилистическую группуиз всей массы резных рисунков можно выделить изображения животных с крутовыгнутыми «кошачьим» туловищем, заполненным внутри поперечными полосами.Рисунки второй группы обнаруживают противоположную тенденцию. Существо её встремлении передать форму теле животного не округлыми, с прямыми линиями… И,наконец, в третий стилистический комплекс подходят самые простые, примитивныеизображения типа граффити: всадники, линейные человечки-прутики, женскийсимвол.» Далее автор отмечает, что в стиле и технике рисунков, а также в ихсодержании много общего: изображены в основном лодки, всадники, схематическитрактованные животные. Такое единство содержания может свидетельствовать онепрерывности как формальной, так и смысловой.
С учетом возрастаобнаруженных недалеко от писаниц поселений (они относятся к I тыс. н.э.),техники и стиля нанесения рисунков Окладников относит вторую группу рисунковтакже к началу I тыс. н.э.
Сопоставляя данныеархеологических раскопок, мифологии и этнографический материал, Окладниковприходит к выводу, что древние художники Сака-чи-Аляна — это предки некоторыхмалых народов, проживающих на этой территории.
Второй район писаницВерхнего Приамурья — расположен ниже слияния реки Шилки и р. Аргуни — былобследован автором в 1964-1972 гг. материалы исследований опубликованы внескольких статьях и совместной монографии с А.П. Окладниковым.
Писаницы верхнегоПриамурья расположены в долине Верхнего Амура, в бассейне Нюкжи, в среднемтечении Олёкмы и в верховьях Зеи и Гилюя. Они резко отличаются от петроглифовПрибайкалья, Забайкалья» Нижнего Амура, северовосточной части Дальнего Востокаи, в свою очередь по стилю и содержанию относятся к двум локальным регионам. Впервой входят памятники, расположенные 1 долине Верхнего Амура и по р. Арги(приток Уркана), во второй — находящейся в среднем течении Олдкмы и в бассейнерек Нюкжи, Гилюя и Зеи.
Рисунки в первомнанесены красной охрой на отвесные плоскости скал. Выполнены сплошнымиконтурными линиями, а также сплошной заливкой по контуру краской. В основном написаницах изображены различные сцены, в которых действуют антропоморфные,зооморфные и змееобразные существа. Композиции небольшие: они состоят обычно издвух-трех фигур и изображают, например, борьбу змееобразных существ сзооморфными; зооморфное существо, глотающее шар, состоящее в окружении«драконови с раскрытыми пастями; лодки с человеческими фигурками,нарисованными в виде стерженьков.
Характерно, что у первойгруппы рисунков животных, змееобразных, антропоморфных и зооморфных существизображена раскрытая пасть. Все они датированы рубежом нашей эры.
Если наскальные рисункипервого локального района Верхнего Приамурья относятся только к раннемужелезному веку, то рисунки второго локального района датируются начиная снеолита и кончая поздним средневековьем.
Наскальные рисункивторого локального района Верхнего Приамурья, расположенного в устье р. Онени(приток Нюкжи), датируются IV тыс. до и. э. К ним относятся первый и второйслои изображений около бывшего пос. Средняя Нюк-жа. В основном это рисункиживотных, и только на рубеже III тыс. до н. э. на писаницах появляютсяантропоморфные изображения.
К III тыс. до н. э.отнесена писаница, расположенная по р. Геткон. Изображение животных на этойписанице начинают терять свою былую реалистичность; они уже не главное вкомпозиционном сюжете. На арену выходит сам человек со своими колдовскимиобрядами и сцены охоты; но в написании животных по-прежнему остается много архаическихособенностей.
Памятники П тыс. до н.э. расположены на левом берегу Олекмы, в 15 км ниже устья Нюкжи, по р. Большой Онон и около пос. Средняя Нюкжа (четвертая группа рисунков). Они представленыантропомофными фигурами и мифическими существами.
К памятникам раннегожелезного века второго района Верхнего Приамурья отнесены наскальные рисунки,расположенные по рекам Тунгурче, Тунгурчакану и ключу Горелому.
Памятники раннегожелезного века второго локального района продолжают сохранять традициипредшествующих памятников наскальной живописи данной территории. Кромемифических сцен, на них, как и на более ранних памятниках, показаны сценыоленеводства: загон оленя и верховая езда на оленях. Сохраняется традиционнаястилистическая особенность предыдущего периода — изображение животных склиновидными головами. По сравнению с предшествующими памятниками в композицияхраннего железного века появляется и совершенно новая техника нанесения животныхсплошными линиями.
К средневековымписаницам Верхнего Приамурья отнесены наскальные изображения в верховьях р.Онени, правого притока Зеи, и третий слой рисунков Средненюкжинской писаницы.На них изображены животные, птицы и антропоморфные существа, которыепредставляют сцены магических обрядов, направленных на размножение диких идомашних животных, а также на добычу данных животных и птиц.
Определяющим моментом вдатировке писаниц таёжной зоны Приамурья являются материалы жертвенных мест,расположенных у плоскостей с наскальными рисунками. При определении временинанесения наскальных рисунков использованы ранее выработанные методыхронологии: стилистическое сопоставление со скульптурами, гравировками,орнаментацией на сосудах, найденных в поселениях и могильниках Сибири иДальнего Востока; нанесение рисунков поверх других, более ранних, анализрасположения фигур на плоскостях; стилистическое сравнение рисунков написаницах с другими изображениями на рассматриваемой территории, имеющиминадежные основания для датировки.
Количество найденных вСеверной Азии наскальных рисунков, датированных палеолитическим временем,постоянно растет. Первый памятник с палеолитической живописью был открыт в 1941 г, А.П. Окладниковым у дер. Шишкино по р. Лене, затем в 1971 г. А.И. Мазиным были обнаружены палеолитические наскальные рисунки по р. Токко в 6 км от пос. Бырка, на перевале между ключами Ноготуй и Дровяной. Специфической особенностью этихрисунков является то, что они находятся не в пещерах, а на открытых скальныхвыходах.
Все изображения наплоскости выполнены красной охрой сплошными контурными линиями или заливкой поконтуру. По цвету краски, манере писания и расположению на плоскости рисункиможно разделить на пять разновременных группы. К первой, наиболее древнейгруппе относятся 11 изображений бизонов.
Переданы они краснойохрой, которая от естественного разрушения приобрела оттенки от темного дожелтоватого.
Можно выделить двестилистические особенности нанесения рисунков бизонов на скальное плато. Первая- животное передано тремя начертаниями. Вначале выпуклой линией изображалисьрог, верхняя часть головы, шеи, холки, спина и хвост. Затем одним штрихом былиочерчены морда, нижняя часть шеи, грудь, брюшная часть, круп. И, наконец, двумямазками наносились прямые ноги. При втором способе передачи голова, туловище ихвост животного очерчены одним взмахом руки, а затем добавлены ноги и рог.
По манере написания ирасположения рисунков на плоскости эти животные объединяются в одну композициюи изображены одним художником. Не смотря на схематизм и профильное изображениеживотных, рисунки поражают своим динамизмом. В них подчёркнуты специфическиечерты бегущих бизонов — приопущенные, устремленные вперед головы, широко расставленныеноги и отброшенные назад хвосты.
Ко второй групперисунков на рассматриваемой плоскости относятся две изображения носорогов,расположенные чуть выше стада бизонов. Выполнены темно-красной охрой, оттенкикоторой отличаются от рисунков остальных групп.
У одного изображенияносорога сохранились только задняя часть туловища с хвостом и ногой. Второеизображение носорога хорошей сохранности. Животное изображено в профиль. У негомассивное туловище, высокая холка, короткая шея. Небольшими утолщениями выделенадлинная голова с клинообразным рогом на конце, который как бы пронизываетизогнутую линию, имеющую пять отростков. Сверху у носорога нанесен ещё одинрог.
Изображение носорога написанице имеет большое значение для датировки рассмотренных наскальныхрисунков, так как это животное относится к сугубо плейстоценовой фауне ивымерло в Северной Азии раньше, чем быки и бизоны.
Следует заметить, что вархеологической литературе устоялись не совсем верные, на наш взгляд, традицииотносить к палеолитическим наскальным рисункам, и то с большими оговорками,только те изображения, на которых показана вымершая плейстоценовая фауна, а ораннеголоценовых рисунках вообще не идет речи. Но ведь в плейстоценесуществовали, наряду с вымершими теперь, такие представители фауны, которыедожили до наших дней, -северный олень, изюбр, лось и др. Они были объектамиохоты, их костяные останки часто обнаруживают * палеолитических памятниках.Поэтому их изображения вполне могут присутствовать и на палеолитическихписаницах.
Можно согласиться спредложением, что основными объектами охоты человека в палеолите были мамонт,бизон и носорог. Из-за магических действий, связанных с охотой, изображенияименно этих животных и наносились на скалы. Но тогда возникает вопрос: неужелис вымиранием животных, являвшихся основным источником существования ипостепенным переходом к промыслу оленя и лося наскальное искусство прекратилосвоё существование? Конечно, нет! Оно продолжало существовать вплоть до нашегостолетия, но „герои“ его, естественно, менялись. В этом плане большойинтерес представляют третья и четвертая группа изображений на первой плоскостиБыркинской писаницы и нюкжинские наскальные рисунки.
Нюкжинская писаницасодержит далее разновременные группы рисунков. Наиболее древняя первая группананесена темно-красной охрой, внутри контура изображения полностью залитыкраской. Здесь представлены животные пасущиеся, стоящие в спокойной позе,поднимающиеся вверх, спускающиеся вниз, матки оленей, стоящие с телятами вспокойной позе» сцены магической охоты и разнообразные зооморфные существа.Среди рисунков имеются и групповые и одиночные изображения людей. Учеловеческих фигурок расставлены ноги и разведены сторону руки. На двухрисунках изображены человечки, стоящие поодиночке около кругов, напоминающихсолярные знаки, в окружении красочных пятен третьем группа людей проследуетпасущихся животных Вторая группа рисунков выполнена контурными линиями более светлойохрой. Сюжеты этой группы рисунков гораздо разнообразнее. Здесь изображеназагонная охота с луком, сцены, включающие рисунки, напоминающие солярные знаки,животные, стоящие в спокойной позе, у которых обозначены пищеводы с желудками.Только одно животное в этой группе находится в движении. Люди здесь нарисованыс расставленными в сторону ногами и разведенными руками. Все они показаны вдвижении и являются участниками изображенных событий. Третья и четвертая группыБыркинской писаницы по манере передачи изображения и тематики близки ко второй.
В очень близкойстилистической манере древний человек изобразил на Среднешайкинской писаницескачущего козла. Это пока единственное изображение в Сибири и на ДальнемВостоке, которое не имеет себе аналогов на писаницах.
Рисунки животныхрасположены по вертикали, вверх и вниз головой, под углом, без трактовки ушей ирогов. Головы у них параболоидные. Древний человек передавал их как бы двумяочертаниями: вначале он наносил голову и туловище затем подрисовывал ноги. Этаманера является одной из характерных особенностей передачи животных на раннихэтапах наскального искусства в таежной зоне Приамурья. По внешним признакамтрудно определить, каких животных пытался изобразить художник. У них головаприопущена, длинные массивные туловища, непропорционально короткие нога. У двухфигур на Среднешайкинской писанице и на плите из нюкжинского жертвенника наконце морды имеются подтреуголь-ные выступы. Можно предположить, что это — стилизованные изображения носорогов. О том, что рисунки, выполненные бордовойохрой, на Среднешайкинской писанице являются наиболее ранними, говоритследующий факт: рисунки эпохи бронзы расположены на менее удобныхвторостепенных плоскостях, а в одном случае даже нанесены поверх более ранних.
На Бутыхинской писаницеизображение человека и животных выполнены в реалистической манере. На ней впервыена писаницах таежной зоны Приамурья появляются фигуры птиц и охотничьиизгороди.
Изложенные материалыпозволяют сделать следующие выводы. В плейстоцене основным объектом промыслабыли крупные животные и животные, ведущие стадный образ жизни. В одиночкучеловек не мог их добывать, охота была коллективной. И в наскальных рисункахтаежной зоны Приамурья ведущее положение занимает зверь, служивший основнымисточником существования: носорог, бизон, лошадь и т.д. Но в конце плейстоцена- начале голоцена изменились климатические условия. Сменились и объектыпромысла. Происходят подъем в развитии материальной культуры и ломка вмировоззрении древнего человека. Этот период в наскальном искусствехарактеризуется появлением изображений современной голоценовой фауны и выходомна сцену человека и духов — помощников в зооморфном, зооантропоморфном иптицеообразном отличиях.
Писаницы периоданеолита и раннего металла таёжной зоны Приамурья по стилистическим особенностями тематике делятся на «таежные» и «степные». «Таёжные» писаницы расположены повсей территории таёжной зоны, а «степные» — в лесостепной зоне Приамурья.
К наиболее раннимпамятникам «таёжного» стиля можно отнести наскальные рисунки писаницы,расположенной у бывшего пос. Средняя Нюкжа. По окраске и манере изображениянаскальные рисунки Средней Нюкжи делятся на четыре группы.
К первой групперисунков относятся реалистически выполненные изображения оленя. По величине ирасположению на плоскости оно занимает центральное место. Недаром в болеепозднее время с оленем нарисовали шамана, совершающего магический обряд. Полноепервоначальное изображение этого животного не сохранилось. Голова оленя былаподправлена в более позднее время. Древние люди, которые оставили изображениешамана на и рисунки, входящие в третью группу, подправили и голову оленя. Оченьреалистично изображены три ноги (одна передняя и две задние). Передняя частьоленя немного приподнята и слегка развернута к зрителю. Создается впечатление,что животное вот-вот придёт в движение.
О раннем возрастепервой и второй групп рисунков свидетельствует тот факт, что изображениечетвёртой группы этой же писаницы, датированные 11 тыс. до н. э., как быподрисованы на второй группе рисунков сбоку на оставшемся свободном, менеевыгодном месте.,
Эталоном писаниц дляпоздненеолитического этапа таежной зоны Приамурья является памятник с р.Геткан. Он сохраняет всё ранненеолитические традиции в изображении некоторыхживотных, но содержанию его гораздо шире и своеобразное. Многие животныевыполнены довольно реалистично. Одни из них стоят в спокойной позе совскинутыми головами, другие как бы поднимаются в гору. Сохранились ещё традицииизображения животных с параболоидными головами. На одной из плоскостейизображение животного полностью котирует рисунок на базальтовой плите, которуюперекрывал культурный слой нюкжинского жертвенника. Но на Гетканской писанице визображении животных уже четко прослеживается и новая тенденция.
Появляются изображенияживотных с клинообразными головами, без выделения шеи, и животные, нарисованныесплошной линией. У последних эллипсовидные головы на тонкой шее высоковскинуты, туловище обозначено сплошной горизонтальной линией, четыре длинныеноги расположены перпендикулярно к туловищу.
На Гетканской писаницепоявляются и совершенно новые образы — символ вселенной в виде круга свписанным крестообразным начертагаем, с рогами оленя, свернутые в клубок змеи.Изображения людей тоже представлены гораздо шире и разнообразнее. Выполнены онитремя видами техники: сплошными и контурными линиями, а также заливкой внутриконтура краской. Все человеческие фигуры, как и в более раннее время, показаныв фас и в профиль.
Все изображения людейна этой писанице представлены в движении: они преследуют зверя, танцуют,взявшись за руки, или совершают магические обряды. Многие из них не простолюди, а духи или боги, которые своей пляской и молитвами добывают счастьелюдям. У них трехпалые руки разведены в стороны, округлые головы окруженынебольшими черточками, у всех указаны фал осы.
В позднем неолите внаскальное искусство Приамурья вписывается новая стилистико-тематическаятенденция, которая прослеживается вплоть до рубежа нашей эры. С этого времени втаежных писаницах существуют два стиля. Во П тыс. до н. э. они более четкооформились. В дальнейшем мы их будем называть «оленеводческими» и «охотничьими»- по хозяйственным укладам, которые отражены в рисунках. «Оленеводческие»писаницы расположены в среднем течении Олёкмы и по левобережным притокам Амура,«охотничьи» — в бассейне Шилки и в верховьях левых притоков Аргуни.
«Оленеводческие»писаницы сохраняют неолитические традиции в написании животных и антропоморфныхфигурок, но сюжеты развиваются, в них появляются оленеводческие сцены.Наибольший интерес среди «оленеводческих» писаниц представляют наскальные рисунки,обнаруженные ниже устья р. Укурума на левом берегу Олёкмы, выполненныеярко-красной охрой. По стилю написания, цвету краски и сохранности наскальныеизображения Олбкмы можно отнести к одному времени.
На «оленеводческой»писанице изображены человеческие фигуры, лодки, животные, люди, едущие наживотных и ведущие их на поводу. По богатству сюжета эта писаница гораздовыразительнее предшествующих неолитических изображений. На ней отраженовозникновение животноводства.
По стилю изображенияживотных и людей четвертая группа рисунков Средненюкжинской писаницы отличаетсяот олёкминской, но по сюжетам они близки. На обеих писаницах показаны сценыоленеводства. Сближает их и обнаруженный одновременно материал из культурныхслоев жертвенников. Следовательно можно говорить о том, что рассмотренные нами писаницыпо времени близки друг к другу. Их можно датировать концом II — началом I тыс.до н.э.
К неолитическимнаскальным рисункам „охотничьего“ стиля относятся изображения лосейна седьмой плоскости Усть-цоронской писаницы. Это первое реалистическивыполненные рисунки лосей на писаницах Приамурья. Два верхних лося переданысплошными линиями по контуру из вишневой охры. Третья фигура лося нанесенасплошной заливкой по контуру бордовой охрой. По манере написания они близкидруг другу, но, судя по цвету краски и технике передачи, нарисованы разнымихудожниками. У фигур лосей изображены характерные для этого животного черты:отвисшая верхняя губа, приподнятая холка, приопущеная грудина; но такаянаиболее существенная деталь, как подшейный клок, не указан.
Наскальные рисунки»степного" стиля. Специфической чертой писаниц этого стиля являютсяизображения антропоморфных фигурок цепочками, оградок, заполненных рядамиокруглых пятен, и систематизированных рядов, состоящих из округлых пятен.Хронология их выявляется на основании материалов жертвенников и стилистическогосравнения между собой.
К наиболее раннимпамятникам «степного» стиля относятся Урулюнгуй I. На ней нанесеныоградка с вписанными по контуру антропоморфными фигурками, птицы, змееобразныесущества, животное, систематизированные ряды округлых пятен и антропоморфныефигурки, расположенные поодиночке и цепочками.
Жертвенник Урулюнгуй Iсодержал три культурных горизонта. Первый, на основании найденных предметов,можно датировать не позднее середины I тыс. до н. э. Второй горизонт — керамика, орнаментированная мелкими отпечатками материи. Подобная керамика длябассейна Верхнего Амура характерна с середины IV тыс. до н. э. до середины Птыс. до н. э. Третий горизонт, по материалам, его формам и традициям обработкиподаналоги только в комплексе вещей памятника Новопетровка II, датируемого IV — V тыс. до н. э. Этим временем можно датировать и памятник Урулюнгуй I.
Наскальные рисункиписаницы Урулюнгуй I по стилю написания находят близкие аналоги в памятникахНортуй I и дровяной.
На писанице Цорон IIIпредставлены бессистемные скопления и систематизированные в прямоугольныеочертания округлые пятна, животные, антропоморфные фигурки, бегущие поодиночке,друг за другом и расположенные цепочками, птицеобразное существо и сплошныелинии.
На Цоронской писанице вотличии от Урулюнгуйской появляется новая манера: передача антропоморфныхфигурок с выставленными вперед ухватообразными руками и антропоморфных фигурок,держащих в руках щиток или луки. Животные на писанице выполнены в прежнейстилистической манере, только у некоторых овальными начертаниями добавленыголовки. Они расположены поодиночке и попарно.
Итак, рассмотревписаницы таежной зоны Приамурья эпохи неолита и раннего металла, мы установили,что по стилистическому написанию и тематике сюжетов, начиная с раннего неолита,они четко делятся на два стиля — «таежный» и «степной». Непозднее конца неолита в «таёжной» стиль вклинивается свежая стилистико-тематическаяволна. С этого момента «таежный» стиль разделен нами на«охотничий» и «оленный». Если стилистические особенностипамятников «оленного» стиля имеют связующие звенья с ранниминаскальными изображениями таежной зоны Приамурья, то писаницы«степного» и «охотничьего» стилей, несмотря на своё широкоетерриториальное распространение, таких связующих звеньев не имеют.«Охотничьи» писаницы своими корнями уходят в неолит и глазковскоевремя Прибайкалья, а корни происхождения памятников «степного» стиляостаются пока загадкой.
2.2 Cакачи-Алянскаягруппа петроглифов: датировка, образы и стиль
На Нижнем Амуре (вВосточном Приамурье) петроглифы находятся на расположенных на берегубазальтовых валунах, частично — на скалах береговой террасы. По названиюкрупнейшего памятника —- Сакачи-Алян (село Сакачи-Алян, 60 км от Хабаровска) — нижнеамурские петроглифы объединены в сакачи-алянскую группу. Они относятся кэпохе неолита и выполнены в период около Xтысячелетия — IV—IIIтысячелетий до нашей эры; некоторые рисунки созданы в эпоху раннего железноговека — Пт1 тысячелетиия до нашей эры (есть и более поздние, относящиеся кначалу I тысячелетия нашейэры). Более ранние петроглифы нанесены техникой желобчатой выбивки при помощикаменных орудий, позднейшие вырезаны на поверхности валунов. По большей частиони изображают личины, скорее всего, это запечатленные в камне ритуальныечерепа-маски и образы антропоморфных мифологических персон. Встречаются такжеобразы животных, птиц, лодок, змей. Спиральный орнамент петроглифов являетсясимволическим воспроизведением образа змеи и отражает бытовавший средисоздателей рисунков культ этогосущества
Всю эту резколокализованную также и в пространстве группу памятников древнего искусстваДальнего Востока можно назвать по наиболее характерному и самому богатомупамятнику сакачи-алянской группой петроглифов. По богатству и яркости первоеместо среди них занимает, конечно, Сакачи-Алян. Затем следует Шереметьевское.Своеобразие петроглифов в Сакачи-Аляне выражено в их топографии, в том, где ина чем именно они выполнены.
Количество древнихизображений в Сакачи-Аляне удалось установить лишь приблизительно. Амур большуючасть года перекрывает свои песчаные берега, а вместе с ними и валунныероссыпи, среди которых находятся камни с изображениями. Многие из них,вероятно, погребены в песке. В процессе изучения сакачи-алянских рисунков намне раз приходилось производить небольшие раскопки, чтобы освободить от песка туили иную часть глыбы с изображениями.
Следует сказать далеенесколько слов о технике выполнения таких изображений. Древний мастер,художник, работавший над этими изображениями, пользовался архаическими приемамиобработки камня. Никаких доказательств применения металлических инструментовнет. Нужно думать, что употреблялись только каменные отбойники в виде простыхгалек, более твердых, чем базальт. Мастер того времени работал над своимирисунками так же, как трудился над каменными топорами. Он ударял камень окамень, выкрашивал кристалл за кристаллом, кусочек за кусочком, пока в ней не образовалисьмелкие, точечные углубления — ямки, сливавшиеся затем друг с другом в сплошноепятно, в желобок. Так шла медленная и упорная работа ваятеля, пока, наконец,дикий, необработанный камень не приобретал желаемую форму, пока на нём (или, вернее,из него) не появлялся желанный образ, существовавший до этого в сознаниихудожника.
Рисунки сакачи-алянскойгруппы в большинстве рельефные, почти скульптурные. Можно сказать, что они, какправило, представляют собой в собственном смысле слова не рисунки, а скореебарельефные изображения. В тих случаях, когда рисунки выбиты желобками наплоскости, их можно назвать горельефными изображениями. В сущности оба этипонятия в данном случае применимы здесь в одинаковой мере, с одинаковым правом,потому что практически и та, и другая техника одновременно представлены вразличных образцах петроглифов, не отделены друг от друга какой-то резкойгранью и переходят взаимно друг в друга даже в одном и том же произведении. Водних случаях лижна оформлена линиями, представленными в положительном рельефе,выпукло, техникой барельефа. В ЙШ — желобками, отрицательным рельефом, т.е.горельефным способом. Слово «скульптурные изображения», конечно, вданном случае имеет определённое содержание. Оно означает, что речь идёт не оскульптуре в настоящем смысле слова, а лишь об определенной тенденции кобъёмному изображению, а не к строго плоскому, как это мы видим во всехнаскальных случаях, например при изображении морды и глаз лосей на некоторыхнаиболее реалистичных петроглифах Каменных островов. Но такая тенденция всакачи-алянских петроглифах существует и выражена вполне определенно.
Одна из черт, которойобъединяются изображения этой группы, — их сюжеты. Сюжеты эти отличаютсявыраженным постоянством, причем, постоянство это определенного рода, не такоекак на таёжных писаницах Сибири. Там в ранних петроглифах господствует одинобраз, один сюжет — лось. Здесь же комплексно выступают во всех основныхместонахождениях Нижнего Амура и Уссури — в Сака-чи-Ашше, Шереметьевском, Кии — пять сюжетов: личина, птаца, змея, лодка, олень-лось.
Центральное место средиизображений Сакачи-Аляна занимают и странным образом стилизованныеантропоморфные лица — «личины». Личины эти объеди-няются общими дляних чертами формы и стиля. И, прежде всего тем, что это не престо лица кактаковые, а в подавляющем большинстве именно личины, т.е. условные,абстрагированные, изображения человеческих лиц. Личины настолько разнообразны,что трудно свести их в сколько-нибудь определённые, устойчивые группы или типы.
Исходя из наиболееустойчиво повторяющихся признаков, проще всего разделить личины по их общимочертаниям, по форме лица. Основой, характерной для большинства изображенийформой личины был овал, правильный, симметричный по очертаниям. В другихслучаях мы видим личину яйцевидно-овальную, обращенную суженным концом вниз.Встречаются такие личины в форме более или менее правильной окружности.Следующую группу личин представляют личины трапециевидной или, что еще реже,прямоугольной формы. Отдельно выделяются далее личины с овальной верхней частьюи прямо срезанным основанием, своего рода гибрид овальных и прямоугольных форм.
Замечательной чертойряда личин является то, что они резко расширены вверху, где находятся огромные,круглые глаза, и столь же круто суживающие книзу, образуя узкий, округлый илипрямо срезанный подбородок. Такие личины напоминают морду обезьяны, а вместе стем и череп. Их можно назвать поэтому обезъяновидными или черепными личинами.
В последнюю группуобъединяются личины без внешнего контура, с одним только заполнением или с егоэлементами в виде парных кругов или концентрических овалов.
Таким образом, можновыделить следующие типы личин:
Овальные.
Яйцевидно-овальные,
Трапециевидные.
Прямоугольные.
С овальной вершиной ипрямым основанием.
Обезъяновидные иличереповидные.
Парциальные.
Характерной чертой рядаличин являются их обрамленные скулы в виде ореола из коротких полосок,«сияние». Иногда лучи эти достигают значительной длины и образуютсвоего рода корону. В других случаях они окаймляют личину не только на еётемени, но и по всему контуру. На большой Шереметьевской личине такоеобрамление может означать в одних случаях волосы на голове и бороду, как уайнов; в других — головной убор из перьев.
Особо выделяются дваизображения животных — лосей. У них реалистически живо переданы формы тела, вособенности голова. Специфической особенностью обеих этих фигур являетсяналичие в них орнаментальных деталей в виде завитков-спиралей и кругов, условноизображенных, как мы думаем, внутренние головы — кишечник, сердце, почки,печень.
Большой интересвызывают такие фигуры, которые можно назвать тиграми. О том, что это именнотигры, свидетельствуют оформление их туловища поперечными полосками,напоминающими полосатую шкуру амурского тигра.
Изображения птицпредставлены как в Шереметьевском, так и в Сакачи-Аляне. На парном изображенииптиц в Сакачи-Аляне ясно видно, что это утки, в Шереметьевском же — это лебедиили гуси.
Отдельно нужно выделитьдве фигуры сидящих птиц, выбитые рядом с фигурами животных. Они трактованы вобобщенной манере — у них выпуклая грудь, короткая, приостренная головка,напоминающая куриную или, точнее, голову тетерева или глухаря.
Неожиданно важное местосреди сакачи-алянских петроглифов принадлежит пресмыкающимся, змеям. Фигуры змейс их гибким, извивающимся волнообразно или спиралью телом образуютсамостоятельные композиции или входят в другие групповые рисунки как ихсоставная часть. В ряде случаев змеи высечены на камнях изолированно, сами посебе.
Как это ни удивительно,но в наскальных изображениях Амура, в жизни населения такое огромное, жизненноважное место занимал рыболовный промысел как основной источник существованияполностью отсутствует рыба.
Есть композиционныепостроения, когда на глыбах Сакачи-Аляна выбиты лодки; они в ряде случаяхизображаются не одиночно, а группируются комплексно, как бы целыми флотилиями.В общем комплексе с лодками соединяются также личины.
Оригинальные чертысакачи-алянских петроглифов, их своеобразие как художественного явленияособенно наглядно выступают в их стиле. Особенности стиля амурских наскальныхизображений яснее всего видны при сравнении их с петроглифами соседней леснойСибири с классическими для нее наскальными изображениями той группы, которую посовпадению со скульптурными изделиями из неолитических могил на Енисее и наАнгаре следует датировать эпохой каменного века.
Контрастен уже сам посебе набор основных сюжетов, весь мир художественных образов. В тайге ВосточнойСибири безраздельно господствует образ зверя — лося. На Амуре же первое место впетроглифах принадлежит не зверю, а человеку, вернее, антропоморфным образам,личинам. И еще острее коренное различие между искусством сибирского каменноговека, с одной стороны, и амурского неолита — с другой, обнаруживается вособенностях трактовки господствующего сюжета амурских петроглифов — личин. Какпоказывает анализ личин Сакачи-Аляна, Шереметьевскою и Кии, в большинстве этатрактовка пронизана орнаментализмом, игрой плавных кривых линий, бесконечноразвертывающейся спирали. Именно она, спираль, а также, неразрывно связанные соспиралью концентрические круги и просто круги являются не только необходимой составнойчастью, но и важнейшим формообразующим элементом многих наскальных изображенийАмура и Уссури.
И самое главное,наиболее глубокое принципиальное различие между древнейшим искусством Амура иВосточной Сибири заключается в том, что в отличии от сибирских петроглифовамуро-уссурийским наскальным изображениям чужды динамика и экспрессия. Онистатичны, застыли в своем вечном безмолвии. Недвижимы, скованы не толькомаски-личины, но даже и оленьи фигуры.
Отсюда следует, чторазличие между искусством амурских племен и их современников в сибирской тайгеуходит в самую подпочву художественного творчества, в мироощущение древнегохудожника. Различия это оказывается в том, как он, человек далекого от наскаменного века, воспринимал и перерабатывал действительность в своемхудожественном сознании.
Следующая проблема, накоторой необходимо остановиться, — вопрос датировки и хронологии петроглифовсакачи-алянского типа. Даже при первом, поверхностном, ознакомлении с ними онипроизводят впечатление глубокой древности. Как отмечает Б. Лауфер, поверхностьизображений в Сакачи-Аляне нередко сглажена и стерта до такой степени, что нанетрудно проследить контур отдельных фигур и их детали.
На проблеме датировкипетроглифов Амура сказались общие взгляды на историческое прошлое народовАмура, сложившееся в условиях господства старого эволюционного в основемировоззрения этнографов, традиционного для них представления о первобытностикультуры народов Амура в целом.
Тем не менее, имеютсяфакты отнести основную, по крайней мере, часть этих изображений к весьмаотдаленному времени, датировать их каменным веком I эпохой неолита и при этомсвязать с определенной культурой неолитического времени на Дальнем Востоке.
Культура эта былавпервые выявлена в результате раскопок неолитического жилища на о. Сучу противМариинска, в низовьях Амура. В дальнейшем последовали новые находки памятниковэтого рода, характерных для «среднего» неолита
Нижнего Амура, а такженеолитическое поселение у с. Вознесеновки, ниже устья Хунгари. Здесь найденыбыли фрагменты сосуда с антропоморфными изображениями. На них изображеныличины, в принципе такие же, как и на амурских и уссурийских петроглифахСходство между личинами на сосуде и на петроглифах обнаруживается прежде всегов общей их форме, в контурах личин.
Любопытна характернаяособенность керамических личин из Вознесеновки, напоминающая о личинахпетроглифов. Каждая из них подобно сакачи-алянским антропоморфным изображениямпри общем сходстве в деталях не повторяет другую, соседнюю, а имеет своюсобственную индивидуальность, свой неповторимый в деталях облик. У одной глазакруглые, у другой верхушка головы раздвоена, и вся личина имеет сердцевидныеконтуры подобно некоторым сакачи-алянским личинам.
Можно, в общемориентировочно разделить личины на две группы. В первую входят отличныеархаические изображения, во вторую — более детализированною, с выраженнойтенденцией к opментальной трактовке. Кратким выражением этих тенденций могутслужить те личины Сакачи-Аляна, где внутреннее пространство уже целикомзаполнено чисто орнаментальным содержанием и утратило те черты реалистическойтрактовки человеческого лица, а одни сложные завитки спиралей, сквозь которыелишь с трудом угадываются намеки на нос, глаза и рот реального человека.
Всего намечается четырефазы в эволюции петроглифов Сакачи-Аляна, Шереметьевского и Кии. Древнейшаяфаза искусства наскальных изображений на Нижнем Амуре характеризуетсяпримитивными по технике и стилю анималистическими изображениями — фигурамилосей, лошадей. Сюда же входят фигурки лесных птиц, которые и являются опоройдля хронологического анализа. Это было время местной культуры спиральноорнаментированной керамики, представленной на о. Сучу, в Кондоне, в среднихслоях Вознесеновского поселения. По радиоуглеродным данным это треньетысячелетие до нашей эры.
Третья фаза выделяетсяна типологической основе, логическим путем. Фаза эта характеризуется усилениеморнаметализующих тенденций, развитием абстрактности. Датировать третью фазупредпочтительно всего II — началом I тыс. до н. э.
Из всей массы амурскихи уссурийских петроглифов с личинами выделяется по технике и трактовке личинкамень в Калиновке, самый северный из известных нам сейчас таких петроглифов.Его особенность, прежде всего в технике исполнения личин. Они не выбиты, авырезаны на камне, что сближает эти изображения с теми рисунками Сакачи-Аляна,которые бесспорно и твердо принадлежат к числу памятников эпохи металла,мохэскому времени.
Вторая особенностьэпохи личин — их форма. В отличие от всех других амурских личин здесьнаблюдается геометризация с тяготением к прямым линиям, а не кривым. Эта ихособенность зависит, должно быть от техники линейной резьбы, а вместе с темявляется стилистическим приемом, отличающим их от основной массы амурскихличин, выполненных в культурной технике, желобчатой выбивкой, а не резьбой какв Калиновке. Личины превратились здесь в массу спиралевидных завитков. Этосвоего рода «барокко» древнего искусства наскальных рисунков Амура.Калиновские личины можно отнести к I тыс. до н. э. или к началу I тыс. н. э.Тот же процесс разложения старых стилистических норм, смены их новымистилистическими приёмами, виден в Калиновке, где, однако, он шел в другихформах, не столько криволинейных, сколько прямолинейных, сухих и жестких. Эточетвертая фаза классификации петроглифов Нижнего Амура.
Из всего сказанногоследует, что имела место длинная эволюция древнего искусства амурских племён,причём на том этапе, который находится уже в пределах эпохи металла, железноговека, судя по Калиновке и личинам Сакачи-Аляна, эволюция эта шла в двухвариантах, географически различных, — южном и северном. Первый вариантхарактеризуется тяготением в орнаменте к кривой линии; второй — к прямой.Возможно, здесь обнаруживается связь, с одной стороны с искусством северных, таежныхплемен (прямолинейный стиль), а с другой — южных, т.е. амурских (криволинейныйстиль).
В настоящее времяизвестны шесть местонахождении наскальных изображений на Нижнем Амуре и вдолине Уссури, образующих резко выраженную самостоятельную группу среди всехдругих таких изображений Северной Азии и других областей азиатского материка.Это Сакачи-Алян и Кия, Шереметьевское и Уссури, рисунки в Калиновке и у бывшегостойбища Май в низовьях Амура.
Изучение петроглифовНижнего Амура и Уссури приводит к следующим историческим выводам.
Еще в мезолите,примерно 10-12 тысяч лет тому назад, когда на Нижнем Амуре еще не было известноискусство изготовления глиняной посуды, на камнях в Сакачи-Аляне появилисьпервые изображения птиц и животных.
В неолите, около 6-5тысяч дат тому назад, на Нижнем Амуре развивается сложная и высоко развитая потому времени культура оседлых рыболовов и охотников, в жизни которогопервостепенное место занимала добыча проходной морской рыбы, кеты и горбуши. Поберегам Амура помещались поселки из огромных, нередко и многочисленных зимнихдомов с углубленным в зимнем основании котлованом.
Характерной чертой этойнеолитической культуры являлось своеобразное искусство, в основе которогонаходится особый орнаментальный стиль, богато развитая криволинейнаяорнаментика: спирали, «амурская плетёнка» — сетка из переплетающихсякривых линий. В неолите, а может быть и раньше, появились антропоморфныеизображения — маски или личины.
Искусство амурскогонеолита развивалось не изолированно. Еще Л.Я. Штернберг показал, что вдревности существовали контакты между носителями культуры дзёмон, предкамиайнов, племенами Индонезии, а также Полинезии. Следствием таких связей служитширокое распространение спирального орнамента, в основе которого находитсякульт змеи. Этот вывод может быть распространен и далее — на Австралию иВьетнам.
В мезолите и неолитесуществовали самостоятельные группы племен. Им принадлежали такие женезависимые, можно сказать, «суверенные» культуры, имевшие много общего в силусходства образа жизни и в силу взаимных многообразных контактов, а вместе с теми глубоко своеобразные. Одной из таких культур и была культура нижнеамурскихнеолитических племен, мощной очаг высоко развитого по тем временам яркогоискусства, влияние которого, надо думать, сказывалось далеко за пределами этогорайона.
На почве искусстванеолитического населения Нижнего Амура возникли столь же своеобразныепетроглифы в Сакачи-Аляне, в Шереметьевском, на р. Кии — Чертово Плёсо. Для ниххарактерно применение спирали как основного формообразующего элемента, наличиетаких же в принципе антропоморфных личин как и в орнаментике неолитическойкерамики. Петроглифы Нижнего Амура следует выделить как особую область из всехизвестных древнейших в Северной Азии областей наскальных изображений. Ониотличаются от других групп петроглифов сюжетами — преобладанием преобладаниемличин врепертуаре, так и стилем, которым представлен особый художественный мирИм свойственна тенденция к абстракции, к орнаментализму.
Социальной почвой этогоискусства было родовое общество с тайными мужскими союзами, обрядами инициации- посвящения юношей, в которых исключительную роль играли маски как средствоперевоплощения участников мистерий в духов.
В наскальныхизображениях Нижнего Амура отразились и последующие события историческогопроцесса на Амуре: деятельность ранних тунгусов — мохэских племён, предковбохайцев и чжурчженей, а также более поздние миграции на Амур оленеводческихгрупп северных тунгусов. I Проникновение в долину Амура поздних тунгусеоленеводов,
Возможно, вышедших изПрибайкалья, также наглядно отражено группой наскальных рисунков у бывшегостойбища Май, где ясно выражена оленеводческая тематика.
2.3 Архаринская группапетроглифов: датировка, образы и стиль.
Петроглифы ЗападногоПриамурья впервые, вероятно, предстали перед взглядом ученых в 1902 году. Поинформации краеведа Саенко, автора первой публикации об Архаринской писанице(1930 год), на реке Архаре побывала экспедиция, которая рядом с петроглифамиоставила надпись «Экспедиция 1902 года» [19]. Известно, что в августе —сентябре 1902 года на Амуре между станциями Поярково и Радде и на прилегающихтерриториях работала экспедиция Г. Ф. Белоусова, командированная Российскимгеографическим обществом «с целью осмотра мест, достопримечательных вархеологическом отношении» [20]. Материалы экспедиции пока не удалосьобнаружить.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.