Реферат по предмету "Культура и искусство"


Древняя Греция и Рим. Общее и особенное в культуре

/>
Введение
Намой взгляд, к настоящему моменту в области культуры Древней Греции и Рима изученопрактически все. Во всяком случае, вряд ли какое-нибудь будущее открытие в этойобласти сможет коренным образом изменить наше представление об этихцивилизациях. Основная задача реферата – описать основные особенностидревнегреческой и древнеримской культур, показать их взаимосвязь, выделитьосновные черты сходства и различия.
Древнегреческаяи древнеримская цивилизации занимали расположенные географически близко друг кдругу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничегоудивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитымикультурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.
Конечно,изучение древнего мира проводится не из простого любопытства. Историческиесобытия взаимосвязаны и оказывают большое влияние друг на друга. ЦивилизацииДревней Греции и Древнего Рима позднее стали основой для возникновенияевропейской цивилизации, и оказали огромное влияние на развитие средневекового,а, следовательно, и современного мира.
Основныеособенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры
Конечно,греческая и римская культуры очень похожи. «И у греков, и у римлян было своеисторическое призвание – они дополняли друг друга, и фундамент современнойЕвропы – их общее дело»[1].Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенныхразличий. В первую очередь это было обусловлено сложностью связи на большихрасстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур.
Всяистория Древней Греции условно делится на несколько периодов: крито-микенский (XXX-XX вв. дон. э.), гомеровский (XI – IX вв. до н. э.), архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н. э.) и эллинистический (IV – I вв. до н. э.)
Золотав Греции нет: его добывали уже за пределами Греции — на острове Тасос, в Македониии Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее прежде всего на Эвбее, гденазвание города Халкида происходит от греческого слова, обозначающего медь.Также в Древней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов.Горнодобывающий промысел находился в Афинах на высоком уровне развития: тамумели необыкновенно искусно отыскивать новые залежи ценных металлов, а глубинашахт достигала 120 м. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина,из которой делали кирпичи, но прежде всего керамику — в этом греки добились,как известно, высочайших художественных достижений. Наконец, весьма ценился икамень: благодаря ему возникли со временем греческие храмы, другие памятникиархитектуры и скульптуры.
Врайоне Эгейского моря существовали и взаимодействовали три культурные общности:древнейшая из них критская, или минойская, с центром на Крите (3000 — 1200 гг.до н. э.); кикладская, расцветшая на островах; и элладская — в собственноГреции. Отражением критской культуры в материковой Греции была культурамикенская: в формировании ее немалую роль сыграли, очевидно, художники иремесленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями — ахейцами.
Вэпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ееотличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма иагонистического (состязaтельного) начала. Формирование полиса как особого типаобщины. шедшего на смену рыхлым объединениям «героической» эпохи, вызвало кжизни и новую, полисную мораль — коллективистскую в своей основе, посколькусуществование индивида вне рамок полиса было невозможно. Выработке этой моралиспособствовала также военная организация полиса. Высшая доблесть гражданинасостояла в защите своего полиса: «Сладко ведь жизнь потерять, среди воиновдоблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей»—эти словаспартанского поэта Тиртея как нельзя лучше выражали умонастроения этой эпохи,характеризуя систему господствовавших тогда ценностей[2]. Определенную трансформациюпереживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальныхособенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона.
Важнейшим центром Средиземноморской империи был городРим, население которого выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромнойдержавы возникли в I—III вв. н. э. другие большие города. Наиболеекрупными из них были Александрия Египетская с населением около 500 тыс.человек, Антиохия на Оронте — центр управления Сирии, Эфес — центр управленияпровинцией азия. Крупнейшим городом Греции эпохи Империи стал Коринф,восстановленный Юлием Цезарем. Столицу империи и другие большие города украшаливеликолепные крупные здания — храмы местных и общеимперских божеств, дворцы,«базилики», портики для прогулок, а также различного вида здания для общественныхразвлечений, театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли представления —травля зверей, бои гладиаторов, публичные казни. До настоящего времени, кромеграндиозного римского амфитеатра «Коллосея» (Колизея), построенного в 80 г.н.э. и вмещавшего около 50 тыс. зрителей, в различных местах, некогда бывшихгородами Римской империи, сохранились остатки амфитеатров (Париж, Арль, Верона,Капуя, Помпеи, Пула, и т. д.). Отличительной чертой городов эпохи 1—III вв. и. э. быликаменные мостовые, водопроводы («акведуки»), канализация.
В самом Риме во II—V вв. н. э. работали одиннадцатьводопроводов, дававших 950 000 куб. литров воды ежесуточно. Водопроводы(акведуки) представляли собою длинные ряды арок, поддерживавших свинцовые илиглиняные трубы, по которым вода из горных источников направлялась за многокилометров в тот или иной город. В современном Риме продолжают подавать водудва древних водопровода.
Особенно роскошны были форумы Рима. К древнейшему форумувремен республики императоры присоединили ряд новых. Наиболее великолепен былфорум Траяна. Не менее великолепны были «алтарь мира», воздвигнутый Августом, имавзолей Августа, большой купольный храм «всем богам» — «Пантеон», построенныйАгриппой и перестроенный затем императором Адрианом.
Постепенноскладывалась идеология, система ценностей римских граждан. Её определял впервую очередь патриотизм – представление об особой богоизбранности римскогонарода и самой судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о высшейценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни.Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война,земледелие, разработка права. На такой основе складывалась ранняя культураРима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, воспринимались лишьпостольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей иперерабатывались в соответствии с ней.
Религия
Космогонические представления греков принципиально неотличались от представлений многих других народов. Считалось, что изначальносуществовали Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос—жизненное начало.Гея породила звездное небо— Уран, который стал первым властителем мира исупругом Геи. От Урана и Геи родилось второе поколение богов—титаны. ТитанКронос (бог земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети Кроноса—Аид,Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра и Гера—под водительством Зевса свергли Кроносаи захватили власть над Вселенной. Таким образом, олимпийские боги—третьепоколение божеств. Верховным божеством стал Зевс — властитель неба, грома имолнии. Среди потомков Зевса особо выделялся Аполлон—бог светлого начала вприроде, нередко называвшийся Фебом (Сияющим). Роль Аполлона с течением временивсе более возрастает, и он начинает вытеснять Зевса.
Большим почетом пользовалась Афина, родившаяся из головыЗевса,—богиня мудрости, всякого рационального начала, но и войны (в отличие отАреса, который олицетворял безрассудную отвагу).
Для греческого религиозного сознания, особенно на этойстадии развития, не характерна идея всемогущества божества. Из-за политическойраздробленности и отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единаярелигия. Возникло большое количество очень близких, но не идентичныхрелигиозных систем. По мере развития полисного мировоззрения оформлялисьпредставления об особой связи отдельных божеств с тем или иным полисом,покровителями которого они выступали. Так, богиня Афина особенно тесно связанас городом Афинами, Аполлон— с Дельфами, Зевс—с Олимпией и т. д.
Для греческого мировоззрения характерен не толькополитеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждоеприродное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрениягрека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов,посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, засвои подвиги приобщались к миру богов.
В повседневной жизни римлян религия играла очень важнуюроль. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли непонятные имявления природы и общественной жизни. В римской религии долгое времясохранялись остатки первобытных религиозных представлений: тотемизма,фетишизма, анимизма. Особенно долго сохранялся в римской религии анимизм, т.е.вера в безличных и абстрактных духов. Длительное сохранение анимистическихпредставлений тормозило развитие антропоморфного взгляда на богов т. е.представление божества в виде человеческого образа.
В силу консервативности мышления и медленного развития врелигии долгое время сохранялись родовые и семейные культы. Каждая семьянаходилась под покровительством своих божеств, имела свои святыни и свой культ.Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно заботиться. Умершиепредки считались богами покровителями — манами. Но если об умершиx не заботились ихпотомки, они преследовали живущих, становились злыми и мстительными лемурами.
Древним и почитаемым был культ богов, олицетворявшихразные стороны земледелия, главного занятия римлян. Богиня Венера считаласьпокровительницей садов и огородов, божеством обилия и плодородия природы.Существовал бог посевов — Сатурн, жатвы — бог Коне и т.д.
Начиная с III в до н. э, на римскую религию очень сильноевлияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богамисвоих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом,Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной и др.
Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в егосостав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых боговусиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон.
Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве,им нужно было приносить жертвы и возносить молитвы-просьбы и производить особыеритуальные действия. Жертвенное животное подводилось к специальному алтарю иубивалось. При жертвоприношении зачитывалась молитва, причем особенно следилиза тем. чтобы молитва была произнесена точно, так как малейшее искажение делалоее недействительной.
Наблюдали за культом отдельных богов, следили заточностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет особые коллегиисведущих людей — жроецы.
Римская религия носила печать формализма и трезвойпрактичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезновыполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. Римляне обращалибольшое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, ане на духовное слияние с божеством.
Широкое проникновение греческого влияния во II в, до н.э. привело не только к большому воздействию греческой религии и приспособлениюк ней римских религиозных воззрений. Одним из важных последствий греческоговлияния было распространение греческой философии в римском обществе и взглядовгреческих философов на религию и богов.
Искусство
Искусстводревнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческогообщества, поэтому именно эти два основных компонента имеют ввиду, когда говорятоб «античном искусстве». Искусство Рима считают завершениемхудожественного творчества античного общества. Правомерно утверждать, что, хотядревнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все же искусство древнегоРима — явление самостоятельное.
Впроизведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали символика иаллегория. Соответственно пластические образы эллионов уступили у римлян местоживописным. Римский мастер в отличие от греческого, видевшего реальность в еепластическом единстве, больше склонялся к анализированию, расчленению целого начасти, детальному изображению явления.
Вдревнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом ипортретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорнойтрактовкой объемов и форм-фреска, мозаика, станковая живопись, слабораспространенные у греков. Архитектура достигла небывалых успехов как в еестроительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Новым было у римлян и ихпонимание взаимосвязи художественной формы и пространства. В римскойархитектуре, поражающей обычно своими ансамблевыми размахами, предпочтениеотдавалось замкнутым формам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой,наполовину утопленной в стену. Если древнегреческие площади всегда были открытыпространству, подобно Агоре в Афинах или других эллинистических городах, торимские либо обносились, как форумы Августа или Нервы, высокими стенами, либоустраивались в низинах.
Тотже принцип проявлялся и в скульптуре. Пластичные формы греческих атлетов всегдапредставлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину, набросившему наголову край одеяния, большей частью заключены в себе, сосредоточены. Римскиемастера в скульптурных портретах концентрировали внимание на личных,индивидуальных особенностях человека.
Системаримских архитектурно-пластических образов глубоко противоречива. Компактностьформ в них только кажущаяся, искусственная, вызванная, видимо, подражаниемклассическим образцам эллинов. Отношение римлян к форме, объему, пространствусовершенно иное, нежели у греков, основанное на принципе прорыва границ ирамок, на эксцентрической, а не концентрической динамике художественногомышления. В этом смысле римское искусство- качественно новый этап эстетическогоосвоения человеком реальности. Тяготение римских художников к классическимэллинским формам, вызывающее ощущение двойственности римских памятников,воспринимается сейчас как проявление своего рода реакции на заявлявшие о себеновшества. Осознанная римлянами утрата цельности художественных форм нередкозаставляла их создавать постройки громадные по размерам, порой грандиозные,чтобы хоть этим восполнить противоречивость или ограниченность образов.Возможно, именно в связи с этим римские храмы, форумы, а нередко и скульптурныепроизведения значительно превосходили размерами древнегреческие.
Важныйфактор, воздействовавший на характер древнеримского искусства,-- огромноепространство его поля действия. Динамичность и постоянное расширениетерриториальных рамок древнеримского искусства со включением в его сферу уже вV веке до н.э. этрусских, италийских, галльских, египетских и других форм, сособенным значением греческих,-не может быть объяснено только свойствамиримского художественного потенциала. Это процесс, связанный с развитиемобщеевропейского искусства, в котором римское начало играть рольособенную--интерпретатора и хранителя художественного наследия античной эпохипри одновременном выявлении собственно своих римских принципов.
Говоря об искусстве древней Греции и Рима нельзя неупомянуть о развитии литературы, поэзии и театра.
Как и у многих других народов, у римлян собственнолитературному творчеству отдельных писателей предшествовало устное народноетворчество. К сожалению, произведения римского народного творчества не былизаписаны и не сохранились, за исключением ничтожных отрывков. На этом случайномосновании некоторые ученые считали римлян неспособными к поэтическомутворчеству, народом практичным и сухим.
Однако и те ничтожные отрывки народной поэзии, которыедошли до нашего времени, и косвенные указания говорят о том, что римляне, как идругие народы, выражали свои чувства в поэтической форме. Молитвы и обращения кбогам составлялись в стихотворной форме, что облегчало их запоминание.
Наряду с поэзией делает первые шаги и римская проза.Велись коллегией понтификов погодные записи наиболее крупных событий, летописи,заключались договоры, тексты которых записывались на латинском языке. В IV в.до н. э. некоторые политические деятели стали записывать свои произнесенныеречи и издавать их для чтения публики[3].
На становление и развитие римской литературы оказалобольшое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространениеписьменности, но особенно греческая литература.
Первые собственно литературные произведения былипроизведениями подражательными. Да и трудно было первым римским поэтам иписателям создать оригинальные произведения на латинском языке, на скромномфундаменте маловыразительной народной римской поэзии, когда рядом существовалабогатейшая греческая литература, прекрасный эпос Гомера, разработаннаяэллинская мифология.
Не удивительно, что первыми римскими писателями былигреки, а первые произведения на латыни были переводами с греческого. Первымримским поэтом был Ливии Андроник, грек из города Тарента. При взятии Тарентаримлянами он попал плен, был рабом и обучал грамоте детей своего господина.Впоследствии он был отпущен на свободу и занялся литературой.
Римская комедия и трагедия развивались в значительнойстепени под влиянием греческих образцов и считались жанрами не исконноримскими. Исконно римским литературным жанром был жанр так называемой сатуры.Словом сатура обозначалось блюдо, наполненное разными плодами. Затем сатуройстали называть смесь разных стихов — длинных и коротких, написанныхсатурническим и другим размером.
Драма и поэзия были главными, но не единственными видамилатинской литературы. Параллельно развивалась и проза. Долгое время, вплоть доII в. до н. э., сочинения в прозе были немногочисленными и представляли собой,главным образом, краткие записи исторических событий и норм права. Как и ранняяпоэзия, ранняя римская проза была подражательной. Первые литературныепроизведения и писались по-гречески, хотя и них излагалась римская история.
V век до н. э.—время расцвета драматического искусства вГреции. Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которойслужили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая. В отличие отсовременного театра в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональныеактеры появились не сразу. Первоначально играли, пели и танцевали самиграждане. Для каждой постановки готовились костюмы, маски и очень простыедекорации. Финансирование и организация театрального представления были однойиз обязанностей (литургий) наиболее богатых граждан (так называемая хорегия):театр был государственным институтом. Древнегреческий театр, особенно афинский,был тесно связан с жизнью полиса, будучи по существу вторым народным собранием,где обсуждались самые животрепещущие вопросы.
Высокий уровень римской драматургии обеспечивал интересримской публики к театральным представлениям, появлялись хорошие пьесы Плавта,Теренция, Пакувия и Акция, но несмотря на это, в Риме долгое время не былопостоянного театрального здания. Обычно временное театральное сооружениевозводилось на площади и было деревянным.Только в 55 г. до н.э. Помпей построилпостоянное каменное здание театра. В отличии от греческого театра, римскийтеатр не имел орхестры, она была отведена под кресла сенаторов (позднейшийпортер), сцена была ниже, но шире греческой и соединялась боковыми проходами сорхестрой. Места для зрителей возвышались над орхестрой полукругом –амфитеатром. Римский театр был оснащен различными механическимиприспособлениями и механизмами, необходимыми для подъема и опускания тяжестей,смены декорации.
Конецримского искусства формально и условно может быть определен падением Империи.Вопрос же о времени возникновения римского искусства-весьма спорный.Распространение на территории Апеннинского полуострова в I тысячелетии до н.э.высокохудожественных произведений этрусков и греков способствовало тому, чтотолько начинавшее формироваться римское искусство оказывалось незаметным. Ведьдолгое время, c VIII до VI в.в. до н.э., Рим был небольшим поселением средимножества других италийских, этрусских и греческих городов и поселений. Однакодаже из этого отдаленного прошлого, куда уходят истоки римского искусства,сохраняются фибулы с латинскими именами, цисты и такие монументальные бронзовыеизваяния, как Капитолийская волчица.
Периодизацияримского искусства--одна из самых сложных проблем его истории. В отличие отпринятой и широко распространенной периодизации древнегреческого искусства,обозначающей годы становления архаикой, время расцвета- классикой и кризисныевека--эллинизмом, историки древнеримского искусства, как правило, связывали егоразвитие лишь со сменами императорских династий.
Еслинаметить основные этапы истории древнеримского искусства, то в общих чертах ихможно представить так. Древнейшая (VII — V вв. до н.э.) и республиканская эпохи(Vв.дон.э.‑Iв.дон.э.)-- период становления римского искусства ВVIII-Vвв.дон.э. римское искусство еще не могло соперничать не только с развитымхудожественным творчеством этруссков и греков, но, очевидно, и с достаточноотчетливо заявлявшей о себе художественной деятельностью италиков.
Расцветримского искусства приходится на I -II вв. н.э. В рамках этого этапастилистические особенности памятников позволяют различить: ранний период- времяАвгуста, первый период- годы правления Юлиев-Клавдиев и Флавиев, второй- времяТраяна, поздний период- время позднего Адриана и последних Антонионов.
Письменностьи язык
Величайшим достижением греческой культуры архаическойэпохи стало создание алфавитного письма. Преобразовав финикийскую слоговуюсистему, греки создали простой способ фиксации информации. Для того чтобынаучиться писать и считать, теперь не нужны были годы упорного труда, произошла«демократизация» системы обучения, позволившая постепенно сделать практическивсех свободных жителей Греции грамотными.
Римляне были частью латинского племени, населявшегообласть Лациум, и говорили на латинском языке. Латинский язык принадлежал киндоевропейской семье языков и был родственен греческому, иранскому, санскриту,германским и славянским языкам. Из всех языков только греческий язык оказалупорное сопротивление латинскому языку и в конце Республики был равноправным слатинским и довольно употребительным во многих итальянских и сицилийских городах.Особенно большое влияние на развитие латинского языка оказал родственный емугреческий язык и, вероятно, этрусский язык.
По предположениям некоторых ученых римляне заимствовалиалфавит от греков из г. Кумы в Кампании. Однако существует мнение, что римлянеприняли этрусский алфавит, который, в свою очередь, был составлен на основегреческого.Заимствовав алфавит от греков или этрусков, римляне приспособили егок звуковым особенностям своего языка и несколько изменили. Они, например, неупотребляли ряд букв необходимых для изображения звуков, существующих вгреческом или этрусском языках, но отсутствующих в латинском. После долгихпреобразований латинский алфавит насчитывал 21 букву, к которым присоединили вконце республиканского периода еще две буквы (у, z) для передачизвуков в словах, заимствованных у греков.
Наука
Важнейшей чертой развития науки являлось происходившее вV в. до н. э. выделение из натурфилософии отдельных наук. Показателен прогрессв медицине, связанный в первую очередь с деятельностью Гиппократа. ДляГиппократовой медицины характерен строгий рационализм. По мнению Гиппократа,все болезни вызываются естественными причинами. Он требовал от врачаиндивидуального подхода к больному, учета особенностей как самого пациента, таки естественной среды обитания его.
Математика развилась прежде всего под влияниемпифагорейских ученых. В V в. до н. э. она превращается в самостоятельнуюнаучную дисциплину, перестает быть прерогативой. Прогресс математическогознания особенно заметен в арифметике, геометрии, стереометрии. К V в. до н. э.относятся также значительные успехи в астрономии.
Характерной чертой мышления римлян был практицизм,любовь не к теоретическим, а к прикладным наукам. Так, например, высокогоуровня развития достигла в Риме агрономия. Римский архитектор Витрувий написалспециальный трактат «Об архитектуре» в 10 книгах. Этот трактат свидетельствуето высоком уровне римской архитектурной мысли.
Бурные события последнего столетия Республики,ожесточенная политическая борьба, которая велась в народном собрании и сенате,способствовали развитию ораторского искусства и риторики. Несмотря па сильнуюзависимость от греческих образцов, римская риторика смогла преодолеть их исказать здесь новое слово. Большое развитие получила наука о праве;правоведение, или юриспруденция. Первые исследования появились еще во II в. дон. э., а в 1 в. до н. э. существовала уже солидная юридическая литература.
В 1 в. до н.э. зародилась и римская филология. Появилисьспециальные исследования по грамматике, об употреблении букв, возникновениилатинского языка.
Быт
Наоснове находок крито-микенского периода мы вправе предполагать, что женщиныпользовались тогда большой свободой и играли более значительную роль в обществеи в семье, чем в более позднее время греческих и римских полисов. Об этомговорят сцены из жизни женщин, представленные на фресках дворцов на Крите, атакже особенности религии древних критян. Среди местных богов немало женскихобразов, в которых учёные склонны видеть своего рода предшественниц позднейшихгреческих богинь. Это подтверждают и литературные памятники, и скульптура иросписи на стенах. Несмотря на то, что между разными греческими городами –государствами существовало немало различий, были явления, общие для всейЭллады. Практически повсюду утвердился патриархат. За отцом признаваласьнеограниченная власть на детьми. Они же были обязаны ему бесприкословнымповиновением. Греки намного раньше римлян стали соблюдать принцип единобрачия,полагая, что вводить в свой дом множество жён – обычай варварский и недостойныйблагородного человека. Кровное родство не являлось препятствием длясупружества.
Ужев древнейшие времена семья была в Риме прочной и сплочённой ячейкой общества, вкоторой нераздельно властвовал отец семейства. Понятие семьи было иным, онавключала в себя не отца, мать, незамужних дочерей, но и замужних, не переданныхформально под власть мужа, наконец, сыновья, их жёны и дети. Фамилия включала всебя и рабов и домашнее имущество. В ранние времена отец обладал в отношениисвоих детей «правом жизни и смерти». Он определял судьбу всех, кто от негозависел, он мог убить своего ребёнка, рождённого в законном браке, или броситьего без всякой помощи. Как и в Греции, брошенное дитя обычно погибало. Современем нравы в Греции смягчились. Девушка, выходя замуж, из под власти отцапоступала под власть тестя. Мать семейства ведала всем домашним хозяйством изанималась воспитанием детей. Ни в Греции, ни в Риме женщина не имелагражданских прав и была отстранена от участия в государственных делах. Однако всфере частной семейной жизни она пользовалась ещё большей свободой, чем женщинаклассической Греции. Мужа для дочери выбирал отец. Возрастной барьер длявступления в брак был очень низким. Как и греческие девушки в канун свадьбыримлянки приносили в жертву богам свои детские игрушки. Римское право разрешалодве формы развода — расторжения брака по настоянию одной из сторон или повзаимному согласию. Как и в Греции муж мог просто отослать жену в дом еёродителей или опекунов, вернув ей её личную собственность: «Бери свои вещи ииди прочь». Когда супруги расставались возникало немало споров о разделеимущества. Однако не было и не могло быть споров о том, кто осуществлял опекунад детьми – это всегда делал отец. Ни в Греции, ни в Риме во время родовженщина не пользовалась услугами врача, поэтому неудивительно, что случаивыкидыша или смерти новорожденного а иногда и роженицы были очень часты.Регистрировать новорожденного при появлении на свет в начале было необязательно. Впервые регистрацию ввёл в Риме Октавиан Август. В течение 30 днейс момента появления младенца отец был обязан оповестить власти о появлениинового римлянина. В древнем Риме существовала детская медицина – педиатрия.Римляне охотно отдавали детей рабыням — гречанкам, так как с ними дети раноовладевали греческим языком, а знание его в Риме очень ценилось.
Намногобольшее значения, чем греки, римляне придавали фамилии – родовым символам,переходящим из поколения в поколение. Первоначально они обходились двумяименами – личным и родовым. В эпоху республики добавились «семейное» имя, аиногда человек получал и прозвище. Греки при рождении получали только одно имя,фамилией в современном смысле этого слова, объединяющей весь род и переходящейпо наследству от отца к сыну в Греции не было. Детям давали имена произвольно,часто придумывая новое, связанное с каким-либо обстоятельством или характернойчертой. В дальнейшей, подрастая, почти каждый грек получал ещё и прозвищеблагодаря каким-либо особенностям своего характера или внешности. И в Греции ив Риме рабы могли сохранить имена, данные при рождении. Однако чаще ихразличали по происхождению. Немало иностранцев стремилось выдать себя заримских граждан, поэтому они охотно принимали римские имена, особенно родовые.
Праздники
Картина культурной жизни греческого города будетнеполной, если не сказать о праздниках. Так, в Афинах отмечалось около 60праздников, некоторые из них продолжались по несколько дней. Самыеважные—Дионисии, Леней и Большие Панафинеи. Именно в праздниках нагляднопроявлялся всенародный характер греческой культуры, ее демократизм исвойственный жизни древних греков дух соревнования, стремление превзойти другихи тем самым достичь наивысшего совершенства. Праздники включали всякого родасостязания, массовые пляски, костюмированные процессии, драматическиепредставления.
Средиобщегреческих праздников самыми известными были Олимпийские игры, которыепроходили каждые четыре года на юге Греции, в Олимпии. Заранее назначалисьсудьи, внимательно изучавшие их правила. Из Олимпии отправлялись специальныевестники, они шли из города в город, приглашая принять участие в состязаниях ивозглашая священное перемирие.
С раннего времени различные празднества и представленияиграли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественныепредставления были вместе с тем и религиозными церемониями, они былинепременной частью религиозных праздников. В VI в. до н. э. стали устраиватьпредставления светского (не религиозного) характера, а за их проведение сталиотвечать не жрецы, а должностные лица. Местом их проведения стал не алтарь тогоили иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинскимхолмами.
Самым ранним римским гражданским праздником был праздникРимских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданскийпраздник римлян. С III в. до н. э. учреждаются новые представления. Большоезначение приобретают плебейские игры. В конце III — начале II в. доп. э. были учреждены также аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов —мегаленские игры и флоралии в честь богини Флоры. Эти игры были ежегодными ирегулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры, взависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или простожелания магистрата.
Каждое празднество состояло из нескольких отделении: 1)торжественное шествие во главе с магистратом — устроителем игр, называвшеесяпомпой. 2) непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конскиескачки и т.д… 3) сценические представления в театре пьес греческих и римскихавторов. Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением нанесколько тысяч столов.
Из 76 праздничных дней около 50 дней отводилось на театральныепредставления. Некоторые из празднеств, например флоралии, аполлоновы игры,почти целиком состояли из сценических представлений. Большое число сценическихдней в системе публичных представлений говорит о значительной роли театра вобщественной жизни Рима II—1 вв. до II. э. Видимо, это объясняется влияниемпрекрасного греческого театра и греческой литературы, общим культурным ростомримской публики, увеличением городского населения, которое обычно посещалотеатральные представления.
Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои.Гладиаторские бои устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н. э. Отэтрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех паргладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игрыустраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носилихарактер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боеврастет. В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичныхзрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты, Наряду с магистратамиимели право давать бои и частные лица, Дать представление гладиаторского боя —значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным нагосударственную должность. А так как желающих получить магистратскую должностьбыло много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выходят понесколько десятков, по несколько сотен пар гладиаторов. Гладиаторские боистановятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех итальянскихгородах. Они стали настолько популярны, что был создан специальный тип здания –амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что древнеримская идревнегреческая цивилизации очень сходны друг с другом. В некоторых случаях ихкультуры даже можно рассматривать как одну общую греко-римскую культуру.Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромныйвклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры искульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровняразвития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, нои социально-нравственное значение.
Скорее всего, греческая культура оказала большее влияниена развитие римской за счет того, что она развивалась в более ранний периодвремени, а римская культура как бы наследовала её черты, она являлась ихлогическим развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков иособенностей. Поэтому рассматривая римскую культуру можно часто говорить, чтоописанные её особенности присущи и греческой культуре.
На почве античной культуры впервые появились и сталиразвиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитиеастрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наукасыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитиитехники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшегоразвития мировой культуры.
Конечно, в столь небольшой работе невозможно полностьюописать богатейшее культурное наследие Греции и Рима, можно только говорить обосновных чертах этих двух культур.
Списоклитературы
Историядревнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М., Высшая школа, 1971
Древниецивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., Мысль, 1989
КуманецкийК. История культуры древней Греции и Рима М., Высшая школа, 1990
ЛурьеС.А История Греции С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993
ЛюбимовЛ. Искусство древнего мира М., Просвещение, 1980
 МоммзенТ. История Рима С.-Пб, Лениздат, 1993
 Историяи культура античного мира. Под ред.Кобылина М.М.  М., Наука, 1977 (ВасильченкоС.Н.)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :