Реферат по предмету "Культура и искусство"


Дом Книги "Зингер"

Реферат
Подисциплине: История искусств

Натему: Дом Книги «Зингер»

БИЭПП2010 год
Оглавление
Введение. 3
История Дома Книги«Зингер». 5
Красивая легенда. 9
Стиль модерн его история. 10
Архитектура модерна. 12
Архитектор ПавелЮльевич Сюзор. 12
Список литературы… 30

/>Введение
 
Санкт-Петербург-город художников и поэтов, музыкантов и мечтателей, город контрастов, эмоций инастроений. Санкт-Петербург- сокровищница тайн и загадок, которые находятсявокруг каждого жителя и посетителя нашего города: буквально, в каждом окне, накаждом углу и в каждом городском фонаре. Маленькие кусочки истории, как осколкистекла, разбросаны по всему городу и ждут того, что их соберут в единое целое…
Прогулятьсяпо Санкт-Петербургу- значит окунуться в вековую историю, значит почувствоватьгород душой и прикоснуться не только взглядом, но и разумом к его душе. Санкт-Петербург-это тот город, чье настроение зависит напрямую от твоего- каждый из нас создаетнастроение своего Петербурга. Это тот город, которые затрагивает самые тонкиеструны души, заставляя останавливаться, оборачиваться и задумываться.
Одноиз таких мест, которое заставляет меня обернуться и глубоко задуматься, нотолько о хорошем и добром. Это место- Дом Книги Зингер. Его золотистыемодерновые решетки, нежные и, будто бы, живые светильники, большие окна, изкоторых льется теплый желтый свет, оставляют в душе неизгладимое и волшебноевпечатление.
Передтем, как зайти в метро я всегда оглядываюсь, чтоб увидеть хоть часть ДомаКниги, чтобы еще раз удивиться полету мысли архитектора, пробежаться взглядомпо фонарям и решеткам, улыбнуться и идти дальше.
Конечно,хочется побольше узнать о тех вещах, которые так тепло отзываются в душе…
Каждыйдень этот памятник архитектуры толпами посещают петербуржцы и гости города. Нобольшинство посетителей приходит сюда не для того, чтобы восхититься прелестямимодерновой архитектуры, а для того чтобы поискать, посмотреть, выбрать и купитьнужные им книги. Ведь еще с 1919 года здесь расположен Дом Книги. И хотястроилось здание для компании «Зингер» и на средства этой компании, послужилооно ей до 1917 года, то есть примерно 13 лет. Всё остальное время вплоть досегодняшнего дня дом на углу Невского проспекта и канала Грибоедова являлсякнижным центром Петербурга. Здесь часто бывали Алексей Толстой, Ольга Форш,Константин Федин, Самуил Маршак, Даниил Хармс.
/>История ДомаКниги «Зингер»
Шестиэтажноес мансардойзданиев стиле модерн,площадью около 7000 м² было построено в 1902—1904по проекту архитектора Павла Сюзора.В 1902 г. П. Ю. Сюзорполучает заказ на проект здания на углу Невского пр.и наб. Екатерининскогоканала для Акционерного общества «Мануфактурная компания Зингер». И даже поназначению новое здание не будет иметь аналогов в Петербурге той поры. Поражаетспособность архитектора осваивать новое, ведь к моменту окончания этогостроительства Сюзору исполнилось шестьдесят лет.
У«Зингера» к тому времени уже было производство в Подольске и около3000 фирменных магазинов. Новое здание по замыслу правления должно было иметьне менее одиннадцати этажей — первоначально руководство компании «Зингер»,производящей швейные машины, хотело построить даже некий небоскрёб,подобный тому, что в это время строился компанией в Нью-Йорке.Заплатив за участок вместе с существовавшей на этом месте постройкой свышемиллиона рублей, компания «Зингер» намеревалась извлечь из проекта максимальнуюприбыль. В многоэтажном здании, помимо торговых залов и складов, предполагалосьразместить множество небольших конторских помещений, чтобы сдавать внаем. ВПетербурге таких сооружений в ту пору не было, и, говоря современным языком,здесь планировалось создать многопрофильный бизнес-центр. Однако уже послеприобретения участка иностранцы были немало озадачены существующими вПетербургском строительном уставе ограничениями по высоте в 11 саженей (около22 м) для возводимых вцентре города построек. Это означало, что идея удивить российскую столицувысотным зданием по образцу чикагских небоскребов была неосуществима.
Выполнитьтребование заказчика в полной мере архитектору не удалось из-за петербургскоговысотного регламента, запрещалось строить в центре города жилые здания выше Зимнегодворца (23,5 метра). Однако выход был найден. В отличие от соседних пятиэтажныхзданий, окончательный проект (за счёт высоты потолков) предусмотрел шестьэтажей и башню на углу здания. Эта башня оказалась расположена точно по линииПулковского меридиана. Венчается она шаром-глобусом (диаметром 2,8 метра),символизирующим глобальный размах работы компании «Зингер». Именноэта, устремлённая ввысь башня, и создаёт впечатление высотности, но при этом,благодаря своей лёгкости, не затмевает куполов Казанского Собора и Спаса накрови, возвышающихся над Невским проспектом- ее подчеркнутосовременная конструкция кажется полной противоположностью классическому куполуА. Н. Воронихинанад Казанским собором. Однако и в том, и другом случае на поверхности ребра,причем форма металлического завершения сюзоровского купола, по сути, являетсяувеличенной репликой фонарика с яблоком над воронихинским. Несомненно также,что необычная геометрия сильно вытянутого купола соотнесена Сюзором с формамиувенчанных главками шатров храма Воскресения Христова, открывающегося вперспективе Екатерининского канала (арх. А. А. Парланд). Внушительно и благородно смотрится рустованная облицовка фасадов изполированного красного мелкозернистого гранита на уровне первых двух этажей(выше идет полированный серый гранит). В металлодекоре здания (двери, решеткифранцузских балконов) впервые использовалась ковкая бронза.
Припостройке здания впервые в Санкт-Петербурге был применён металлический каркас.Такое решение позволило соорудить здесь огромные окна-витрины… Прохожихудивляло отсутствие здесь водосточных труб — архитектор спрятал их в стенах здания,а крышаздания автоматически очищалась от снега при помощи пара.Это было современное сооружение, долгое время вызывавшее отрицательную реакциюстарых поклонников классической петербургской архитектуры.
Пристроительстве архитектор соединил приемы поздней эклектики и раннего модерна.
Напостройке дома компании «Зингер» проходил строительную практикуархитектор-модернист М. М. Перетяткович.
Фасады,обращенные на Невский проспект и канал Грибоедова, облицованы гранитом, двапервых этажа — красным полированным, следующие три — серым кованым и верхний — серым полированным. Обширный центральный зал, расположенный сразу завестибюлем, освещался верхним светом. Над ним находился внутренний световойдворик. Стены дворика облицованы глазурованным разноцветным кирпичом. Навнешнем облике здания сказалось увлечение архитектурными формами, характернымидля модерна. Огромные по размерам окна-витрины, их пропорции и очертания, формаи силуэт завершающего здание купола, увенчанного глобусом, обилие стилизованнойдекоративной скульптуры на фасадах, выполненной по моделям известных в 1900-хгодах скульпторов А. Л. Обера и А. Г. Адамсона (фигуры на фасаде), типичны длямодерна. Наряду с известным домом Елисеева, Дом книги по характеру своейархитектуры резко выделяется среди окружающих его зданий. Угловуючасть фасада украшают парные бронзовые фигуры дев-валькирий. В скандинавскоймифологии валькирии по воле бога войны Одина решали исход сражений и относилихрабрейших из павших воинов в чертоги Одина. Одна из валькирий на фасаде вбоевом облачении с копьем олицетворяеттяжелую промышленность, у другой под рукой - швейнаямашинка, она олицетворяет легкую промышленность. Богатавнутренняя отделка: дубовые рамы и двери, медные резные шпингалеты на окнах,сусальное золото и каррарский мрамор, правда, последние марши лестницы выложеныуже известняком — не хватило средств на завершение отделки. Настеклянном куполе Дома Зингера сидит, расправив крылья, орёл с американскогогерба. Интересна история его возникновения и сам факт его наличия. Во времяпервой мировой войны компанию «Зингер» стали обвинять в шпионаже. Названиекомпании ассоциировалось у народа с Германией, хотя мало кто знал, что именно«Зингер» шила форму для российской армии. Тогда владельцы фирмы сдали нижнийэтаж здания под консульство США и стали всячески подчеркивать, что «Зингер» — это американская компания. Скорее всего, именно в этот период на куполепоявился американский орёл. Интересно, что одноглавый орёл уцелел в 1917 году,когда по всему городу сносили символы самодержавия – орлов двуглавых. Такимобразом, получалось, что самый высокий герб, парящий над Петербургом, был нерусским двуглавым орлом, а американским. Правда, в 1920-е годы орёл все-такитаинственно исчез, восстановили его в наши дни реставраторы. Скульптурувоссоздали по фотографиям и чертежам начала XXвека. Обновленныйво время последнего ремонта Дом Книги выглядит не менее богато, чем в началепрошлого столетия. Полностью воссоздана центральная лестница из каррарскогомрамора. Ее реставрация обошлась в 1 млн. долларов. Снова нанесена«венецианская» штукатурка, а декоративные элементы выполнены с нанесениемсусального золота.
Зданиепринадлежало компании «Зингер» до 1917 года, затем государствосменило его назначение и название. С 19 декабря 1919 года здесь располагаетсякнижный универмаг «Дом Книги». Он занимает первые два этажа здания.Остальные пять — различные редакции и издательства. «Дом Книги» сталсамым крупным подобным торговым учреждением в СССР. А в первое время своегосуществования до 1921 года здесь книги распространялись бесплатно. В 1930хгодах писателем С. Я. Маршаком здесь была организована работа детскогоиздательства «Лендетгиз», выпускавшего популярные тогда журналы«Чиж» и «Ёж». Работающее здесь издательство«Петросовет» только за первые пять лет выпустило более чем 2000наименований литературы высокого полиграфического качества.
Перерывыв работе Дома книги делались вынужденные и непродолжительные. В ноябре 1941года в соседнее здание попала бомба, взрывной волной выбило все стекла ввитринах книжного магазина. Окна заколотили фанерой, и в страшный холодсотрудники Дома книги продолжали работать при свете коптилок. Когда зимой1941-42 гг. в подвальном книгохранилище разорвало трубы, сотрудники 2 месяцаспасали книги, а продавали товар на уличных лотках. Здание закрыли на ремонтуже после войны, магазин не работал до 1948 года. В следующий раз Дом Зингеразакрывали для посетителей с 2004 по 2006 гг. на реконструкцию. Однако самкнижный магазин функционировал по другому адресу, тоже на Невском проспекте.
Новнешнее великолепие невозможно без надежного внутреннегосодержания, а износ инженерных систем здания составлял более 70%, была нарушеныгидроизоляция фундамента, что привело к преждевременной коррозии конструкцииподвала и первого этажа. Перекрытия первого этажа находились в критическомсостоянии, на остальных этажах требовалась замена из-за сильных прогибов. Воснование фундамента было внедрено 2,5 тысячи свай, которые обеспечиваютнеобходимую степень крепления и гидроизоляции. Восстановлено остекление купола,сейчас в шаре стоят современные стеклопакеты.
Ненарушая гармонию исторических интерьеров, специалисты вписали в существующиестены новые системы жизнеобеспечения и пожаротушения. Вентиляционные коробаискусно спрятали, кондиционеры разместили под оконными решетками. Мебель длямагазина изготовлена крупнейшим производителем торгового оборудования, финскойфирмой «GWSPIKVAL».
Всёостальное время, то есть где-то 86 лет, Дом Зингера активно работал Домом книгии способствовал начитанности петербуржцев и стал узнаваемым символом во всейЕвропе./>Красивая легенда
Говорили,что в 1914-1916 годах компания «Зингер» являлась филиалом германскойразведки. Тогда представительства компании имелись чуть ли не во всехроссийских городах. Агенты компании имели специальные географические картырайонов. На таких картах агенты должны были отмечать условными знаками числопроданных в рассрочку швейных машин и другие данные. Согласно сведениямроссийской контрразведки, на этих картах зашифровывались и собранные сведения овооруженных силах и военной промышленности России. />/>

Стильмодернегоистория
Модернсложился в условиях бурно развивающегося индустриального общества. В искусствемодерна, с одной стороны, проводились идеи художественного, индивидуализма, а сдругой — искусство утопически рассматривалось как средство социальногопреобразования общества (например, в работах бельгийца X.К. ван де Велде, основывавшегося на социалистической утопии У. Морриса).
Однимиз первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта(1861-1947). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первуюочередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, онпридавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения.Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — всетщательно проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивалЭктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.
ГаудиКаса Мила. Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл АнтониГауди. Здания, сооруженные им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж,что кажутся делом рук природы, а не человека
Утверждаяединство стилеобразующих принципов всего окружения человека — от архитектурыжилища до деталей костюма, ведущую роль представители модерна (несмотря напрограммный отказ от иерархии видов и жанров искусства) отдавали архитектурекак основе искомого ими синтеза искусств.
Наиболееярко модерн выразился в архитектуре частных домов — особняков, в строительстведеловых, промышленных и торговых зданий, вокзалов, доходных домов.Принципиально новым в архитектуре модерна был отказ от ордерной илиэклектически заимствованной из других стилей системы украшения фасада иинтерьера.
Вмодерне было невозможно разделение на конструктивные и декоративные элементыздания; декоративность модерна заключалась в эстетическом осмысленииархитектурной формы, порой заставляющим забыть о её утилитарном назначении.Определяющее значение в структуре здания имело построение внутреннегопространства, которое отражалось в ритмической и пластической организациивнешних форм.
Фасадызданий модерна обладают в большинстве случаев динамичностью и текучестью форм,порой приближающихся к скульптурным или напоминающих органические природныеявления (постройки А. Гауди в Испании, В. Орта и ван де Велде в Бельгии, Ф. О.Шехтеля в России); иногда они скупо и геометрически чётко выявляют составляющиездание объёмы (постройки И. Хофмана, Й. М. Ольбриха в Австрии, Ч. Р. Макинтошав Шотландии, зрелые работы Шехтеля).
Некоторыеархитекторы модерна предвосхищали функционализм, стремясь выявить каркаснуюструктуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объёмов (ряд построек О. Вагнераи Хофмана в Австрии, П. Беренса в Германии, О. Перре во Франции).
Наиболеезаметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу болееплавных, изогнутых линий. Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, вкотором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе.Вследствии этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайнуинтерьеров, керамике, книжной графике.
Вкаждой стране возникало свое наименование стиля: В Англии — «Модерн стайл»(новый стиль), в США — «Тиффани стайл» (по имени Луиса Комфорта Тиффани), воФранции — «Ар Нуво», в Германии — «югендстиль» (молодой стиль), в Австрии — «стиль Сецессион», в Италии — «стиль Либерти», в Испании — «модернизм».
Распространениюмодерна способствовало проведение всемирных выставок, на которыхдемонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства.Наибольшую известность модерн получил на всемирной выставке в Париже (1900).После 1910 значение модерна стало угасать./>Архитектурамодерна
Архитектурамодерна — Архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в1890-1910-е годы. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов впользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий(металл, стекло).
ЭкторГимар Вход на станцию метро Порт-Дофин, Париж, 1899. Архитектуру модернаотличает, в первую очередь, стремление к созданию одновременно и эстетическикрасивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не тольковнешнему виду зданий, но и внутреннему интерьеру, который тщательнопрорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконыхудожественно обрабатывались. />Архитектор ПавелЮльевич Сюзор
Русскийархитектор П.Ю. Сюзор родился 18 апреля 1844 года в Санкт-Петербурге. Его отцомбыл молодой французский литератор Жан де Сюзор, который в 1840-х годах приехалв Россию из Франции. Несмотря на графский титул, богатства он не имел, поступилна службу в Общество благородных девиц воспитателем, и его стали называть ЮлиемСеменовичем (Симеоновичем). Познакомился он с также приехавшим в Россию графомСтепаном Ливио. Ливио записался в Петербурге иностранным гостем, затем сталбанкиром. Жан де Сюзор женился на дочери Ливио Лоренсе-Стефании, а в 1844 годуу них родился сын – Поль (Павел Юльевич) де Сюзор. Позднее Юлий Сюзор сталредактором журнала “Русский курьер”, издававшегося в Петербурге на французскомязыке (в 1860-х годах). Родители архитектора – граф Ю.С. Сюзор (1809-1889) играфиня Лоренса де Сюзор (1819-1880) были похоронены на католическом кладбище,находившемся на Выборгской стороне в Санкт-Петербурге.  В 1866 году, в 22 года,Павел Сюзор окончил Академию художеств, а затем поступил на службу вСтроительном отделении Петербургского губернского правления (1867-1873), гдесразу же начал строительную практику и быстро стал одним из крупнейшихпетербургских зодчих. В это время город интенсивно развивался, возводилосьбольшое количество жилых зданий. Сюзору удалось активно вовлечься в этотпроцесс. Несмотря на утрату многих его работ, до сих пор сохранилось более 80построенных им зданий.  Его самой первой работой в Петербурге стал фасад зданияПробирной палаты на Казанской улице, 28. Его в 1866-1867 годах перестраивалархитектор В.Е. Стуккей, помощником которого при строительстве служил тогда ещемолодой зодчий П.Ю. Сюзор, который «принял на себя ближайший надзор за всемиработами». Затем последовали заказы на строительство жилых домов: БольшаяМорская ул., 28 (1869), Караванная ул., 18 (1870), а также здание Компании дляхранения и залога движимых имуществ на Гороховой ул., 47 (1872-1874). В1874-1879 годах зодчим было построено восемь зданий (№№ 1, 2, 3, 5, 7, 12, 13,14) на Новой (ныне — Пушкинской) улице, определивших её архитектурный облик.Авторству Сюзора принадлежит также создание площади со сквером в центре улицы,он же спроектировал соединяющий Пушкинскую улицу с Лиговским проспектомЛиговский переулок.  В это время П.Ю. Сюзор работал в Городской управе(1873-1880 гг., с 1885 г. – старший техник). Одновременно, с 1873 года онсостоял при Техническо-строительном комитете Министерства внутренних дел, с1879 года – при Петербургском губернаторе. Заказов у Сюзора множество: один задругим он строит и перестраивает дома – особняк и доходный дом М.С. Воронина(Мастерская ул., 5, 1872), доходный дом на наб. Мойки, 82 (1874), здание товарищества«Общественная польза» на Большой Подъяческой ул., 39 (1874), доходный дом нанаб. канала Грибоедова, 15 (1875). В 1872 году архитектор получает заказ настроительство Преображенской церкви (на Преображенском кладбище) в Обухово иуспешно выполняет его (церковь не сохранилась). Позднее П.Ю. Сюзор построилжилые дома на Аптекарском проспекте, 12 (1875), Невском проспекте, 63(1875-1876), 9-й линии, 22 (1876), Большой Пушкарской ул., 30 (1877-1878),Шпалерной ул., 2 (1878), Ямской ул. (ныне – ул. Достоевского), 27 и 29(1880-1881), Можайской ул., 14 (1880), Владимирском пр., 10 (1881), Кирочнойул., 30 (1881). Он преимущественно строит доходные дома, получая иногда заказыи на строительство производственных зданий, и даже церквей, например, в1878-1879 годах проектирует и строит флигель и домовую церковь при богадельнеМещанского общества (Московский проспект, 95, не сохранились). Позднее Сюзорперестраивает здание конюшен Государственного коннозаводства на Надеждинскойул. (ныне — ул. Маяковского), 15, создает комплекс зданий больницы Французскогоблаготворительного общества на 13-й линии (1884-1902).  П.Ю. Сюзор становитсякрупнейшим в Петербурге строителем общественных бань. Нужно отметить, что в тегоды бани представляли собой важную часть городского строительства Петербурга,а по оформлению и архитектурному убранству некоторые бани не уступали дворцам!В 1863 году в Санкт-Петербурге заработал водопровод. Вскоре по проектам ПавлаСюзора начали строиться общественные бани – более десяти подобных оздоровительныхкомплексов! Среди них: народные бани М.С. Воронина на Фонарном пер., 1(1870-1871), доходный дом и бани В.О. и О.В. Ковалевских на 9-й линии, 16(1878-1879), бани купцов Целибеевых на ул. Бассейной (ныне ул. Некрасова), 14а(1879-1881), бани Е.Ф. Овчинникова на Большой Пушкарской, 22 (1876-1877), баниПетровых на наб. Екатерининского канала (ныне кан. Грибоедова), 78 (1880-1881),дом для бедных и бани М.Н. Кобызева на Воронежской ул., 38 (1881-1882),Белозерские бани П.И. Шорохова на Кронверкской ул., 10 (1882), бани на БольшойВольфовой ул. (ныне – ул. Чапаева), 7 (1879) и другие.  За постройкуВоронинских бань граф П.Ю. Сюзор в 1872 году получил Золотую медаль наПолитехнической выставке в Вене. Бани были необыкновенными: своды выложены изпортландского цемента, который обладал замечательным свойством – от сырости онстановился только тверже. Тут были и фонтаны, и три мраморных бассейна,отдельные номера из пяти комнат, и обилие скульптур, выполненных в античномстиле. Вода в бассейны поступала из артезианских скважин, а для топки котловиспользовали специальный бездымный кардиффский уголь. При строительстве баньучитывались определенные требования: толщина стен должна быть в 2,5 кирпича,высота потолков – не менее пяти аршин (3,6 м), рамы двойные, стекланепрозрачные. В благоустроенных банях пол был асфальтовый (нескользкий), стены«обиты на два аршина от полу корабельной обшивкой, выкрашенной белойкраской». В банях была предусмотрена специальная вентиляция(«наружный воздух впускался согретым»). Каменки были изразцовые.Полки в парилках были из липы, которая «при необыкновенной мягкости неимеет свойства обременять обоняние тяжелым запахом дерева». Шайкиспециально заказывались кустарям Новгородской губернии, а вся прочая посудабыла медная. Чтобы стены бани не впитывали влагу под воздействием разницытемператур наружного воздуха и банного, использовался особого качества кирпич.  Самымизнаменитыми в Петербурге считались Мальцевские (или Невские) бани (ул.Пушкинская, 1), построенные П.Ю. Сюзором в 1876 году. Бассейн здесь имелглубину в пять аршин, мыльня была оборудована мраморными ваннами, адвадцатикопеечные отделения раздевальни состояли из большой комнаты, где в триряда были расставлены двойные диваны с косыми спинками. Сорокакопеечные номерабыли еще более комфортабельными, в раздевальнях имелись небольшие кабинеты,разделенные между собой бархатными драпировками и перегородками, в каждомкабинете имелись диван, столик, зеркало, ковер на полу, а под полом – «машина,приводящая воду в искусственное движение». Пятнадцать семейных номеров вМальцевских банях отличались роскошной меблировкой и мраморными ваннами,недаром в путеводителе тех времен по Петербургу говорилось, что «бани Мальцевасмело могут считаться лучшими в Европе».  Бани Петровых были торжественнооткрыты 18 декабря 1880 года. Накануне открытия все помещения новых бань былиосвящены по православному обряду, и присутствовавшие при сем посетители «имелислучай убедиться, что по удобству приспособлений, простоте и дешевизне платыновые бани составляют весьма полезное приращение к тем предприятиям, которыепризваны удовлетворять насущным потребностям жителей». Имелись здесь также«восточные бани, не вполне оконченные, но по роскоши долженствующие не уступитьв этом роде баням в Константинополе».  В соответствии с популярной в то времяформулой гигиенистов «роскошь – удобство – гигиена – чистота» были построеныП.Ю. Сюзором в 1875-1876 годах Центральные народные бани Е.С. Егорова(Б.Казачий пер, 11). Здесь имелся зал с бассейном для плавания и проходами дляохлаждения. Заведение было оборудовано гидротерапевтическим отделением ссернистыми, песочными, соляными и другими видами лечебных бань. Белозерскиебани, которые тоже проектировал П.Ю. Сюзор, работали даже в блокаду, в нихможно было не только попариться, но и постричься и побриться. Более того, банибыли построены так, что при артобстрелах в них целиком сохранились все стекла.По проектам академика Сюзора, названного одной из газет «активнымсторонником бань», были построены двенадцать лучших общественных бань встолице России, которые он задумывал как «крупныекультурно-оздоровительные комплексы с бассейнами, прачечными, столовыми ичитальнями». Некоторые бани, построенные графом Сюзором, функционируют вПетербурге до сих пор!  Архитектор активно занимался вопросами сантехники игигиены жилых помещений. В Институте гражданских инженеров, где он началпреподавать в 1883 году, им читался курс «Санитарное зодчество», в 1880-е годыон был редактором отдела газеты «Здоровье». В 1892 году П.Ю. Сюзорубыло присвоено звание академика архитектуры.  Среди крупных работ П.Ю. Сюзораэтих лет – доходный дом с торговыми помещениями С.П. Петрова (Финский переулок,9, 1878-1879), здания Громовского дневного приюта для бедных детей и богадельниНиколаевского православного братства (Головинский пер., 6-8, 1878-1880), зданиегостиницы А.М. Ушакова на Невском пр., 49 (1880). Для гостиницы А.М. Ушакова,располагавшейся на углу Невского и Владимирского проспектов, П.Ю. Сюзорперестроил дом, построенный еще в конце XVIIIвека. Ресторан и гостиницу под названием «Москва» в этом доме открыли в 1850-хгодах купцы Ротины. В 1880-1881 годах для нового владельца купца А.М. УшаковаП.Ю. Сюзор осуществил полную перепланировку здания. Он проложил въезд во двор,обогатил декор фасадов. Император Александр IIлично утверждал этот проект. Скульптуры кариатид верхнего этажа выполнилскульптор Д.И. Иенсен. Гостиница здесь находится и поныне – в 1999-2001 годахздание было реконструировано для отеля «Рэдиссон САС Ройал». По проекту Р.М.Даянова и Р.И. Сусловой были воссозданы детали фасада 1880-х годов.  С 1870-хгодов Сюзор постоянно использовал новые приемы структурной организации доходныхдомов – широкие витрины, многоэтажные эркеры, угловые башни. Эти укрупненныеэлементы объемной композиции, акцентирующие силуэт улиц и кварталов, эффектновведены в доходных домах А.М. Ушакова (Невский пр., 54, 1882-1883), Е.С.Егорова (ул. Бассейная, ныне ул. Некрасова, 40, 1883-1884), В.А.Ратькова-Рожнова (наб. Екатерининского кан., 71, 1886-1888), П.Т. Бадаева (Большойпр. П.С., 49, 1902-1903).  В числе наиболее значимых проектов архитектора –доходные дома предпринимателей Я.В. и А.В. Ратьковых-Рожновых (Кирочная ул.,32-34, 1899-1900, и Пантелеймоновская ул., 13-15, 1898-1900), в которых пространствадворов впервые раскрыты со стороны улицы гигантскими арками, а также зданиеСанкт-Петербургского общества взаимного кредита на наб. Екатерининского канала(кан. Грибоедова, 13), построенное в 1888-1890 годах в духе неоренессанса.Инициатором строительства нового здания Санкт-Петербургского Общества взаимногокредита стало правление банка во главе с Евгением Ламанским. Архитектор П.Ю.Сюзор вместе с членом правления банка Н.М. Козыревым совершил поездку поФранции, Бельгии и Германии, чтобы ознакомиться с принципами строительствабанковских зданий. Официальное открытие здания состоялось 9 сентября 1890 года,но внутренняя отделка продолжалась до 1900 года. В 1914 году в вестибюле былаустановлена памятная доска в честь Е.И. Ламанского и П.Ю. Сюзора. Сюзор строили соседние с банком доходные дома – 15 и 19 по наб. Екатерининского канала.  Вконце XIX века у П.Ю. Сюзорапомимо множества заказов на доходные дома, много заказов на общественныездания. Он строит здание начальных училищ И.Ф. Громова и В.А. Ратькова-Рожнова(Кавалергардская ул., 42, 1887-1891), машинное здание для фильтров Центральнойгородской водопроводной станции (Шпалерная ул., 56, 1887-1897), городскойсиротский дом имени цесаревича Николая (8-я линия, 29, 1888-1890),металлический корпус Василеостровского Андреевского рынка (Большой проспект,18, 1891-1892), дом призрения малолетних и школу А.И. Тименкова и В.А. Фролова(Арсенальная наб., 3, 1891-1893), пассаж В.А. Ратькова-Рожнова (Думская ул., 7,1893-1894), комплекс зданий Гомеопатической лечебницы (Лицейская ул., ныне ул.Рентгена, 6, 1893-1898), дом призрения Брусницыных (Косая линия, 15, 1895-1896;в настоящее время здесь располагается Государственная морская академия им.адмирала С.О. Макарова), больничные корпуса Елизаветинской общины сестермилосердия (Полюстровская, ныне — Свердловская наб., 40, 1897-1898), зданиеУчилища правоведения (наб. Фонтанки, 6, 1895-1910), городской дом трудолюбия иночлежный дом (Никольская площадь, 1, 1896-1900).  В 1895 году уже известныйархитектор П.Ю. Сюзор покупает для себя дом в Петербурге по адресу Казанскаяулица, 42. Сразу же после покупки здание было перестроено, надстроены 4-й и 5-йэтажи, полностью изменена отделка фасада. В центре протяженного здания появилсямассивный эркер. Дом использовался как доходный, однако съемщики здесь были нерядовые. Помещение на первом этаже занимало ателье О.Поссе, поставщикапрусского принца Ген¬риха, и магазин, где можно было приобрести позолоченнуюмебель для квартир, церковную утварь, рамы, а также кисти, краски и холсты дляхудожников. В этом доме проживало немало видных жильцов, но в конце XIX-началеXX в. он был хорошо известен вПетербурге как “Дом Сюзора”. Помимо этого дома, П.Ю. Сюзор владел ещенесколькими домами в Петербурге (Кадетская линия, 21, Волховский пер, 3 и др.). В начале ХХ века П.Ю. Сюзор становится крупнейшим петербургским архитектором.Академик архитектуры, мастер зрелой эклектики и модерна, он много строит,использует современные методы и конструкции. В жилых домах он делает широкие окна-витриныв нижних этажах, освещающие торговые помещения, создает, наряду с балконами,многоэтажные эркеры, угловые башни.  В 1902 году П.Ю. Сюзор получает заказ напроект здания на углу Невского проспекта и набережной Екатерининского каналадля Акционерного общества «Мануфактурная компания Зингер». Всемирно известнаяамериканская фирма, решив наладить выпуск швейных машин в России, сочланеобходимым разместить в Петербурге свою главную контору и открыть здесьцентральный магазин. Завод компании размещался в Подольске, недалеко от Москвы,а по всей стране действовало около 3000 фирменных магазинов. Разумеется, чтоцентральное представительство компании должно было разместиться в столицеРоссийской империи. Этот проект стал этапным в творческой биографии архитектора.Именно на этом объекте впервые в России в качестве несущей конструкции былприменен металлический каркас. Постройка стала новацией для мастера не только вконструктивном отношении, но и в стилистическом: Сюзор выступает здесь какприверженец модерна. И даже по назначению новое здание не имело аналогов вПетербурге той поры. Поражает способность архитектора осваивать новое, ведь кмоменту окончания этого строительства П.Ю. Сюзору исполнилось шестьдесят (!)лет.  Заплатив за участок в одном из самых престижных и дорогих мест Петербургасвыше миллиона рублей, компания «Зингер» намеревалась извлечь из проектамаксимальную прибыль. В многоэтажном здании, помимо торговых залов и складов,предполагалось разместить множество небольших конторских помещений, чтобысдавать внаем. В Петербурге таких сооружений в ту пору не было, и, говорясовременным языком, здесь планировалось создать первый в России многопрофильныйбизнес-центр. На участке, выбранном компанией “Зингер” для строительства, вначале ХХ века находился старинный жилой дом, но он был довольно скромным и неподходил для заграничного гиганта. Старое здание было разобрано, чтобы на егоместе было возведено новое. Первоначально руководство компании “Зингер” хотелопостроить небоскреб, подобный тому, что в это время строился компанией вНью-Йорке. Однако уже после приобретения участка иностранцы были немалоозадачены существующими в Петербургском строительном уставе ограничениями повысоте в 11 саженей (около 23,5 м) до карниза для возводимых в центре городапостроек. Это означало, что идея удивить российскую столицу высотным зданием пообразцу чикагских небоскребов была неосуществима.   П.Ю. Сюзору удалосьблестяще справиться с задачей максимально рациональной застройки. Согласнопроекту, участок по периметру компактно застраивался шестиэтажными корпусами смансардным этажом над ними. Поперечный флигель образовывал два внутреннихдвора. Для оптимального использования пространства оба двора на уровне второгоэтажа перекрыли остекленной крышей, в результате один из них, как отмечалисовременники, был «обращен в прекрасный зал», а другой использовался «дляпромышленных целей». Прогрессивная конструктивная основа, использованная привозведении здания – металлический каркас с кирпичными заполнениями на цементномрастворе, несущий железобетонные перекрытия, – также способствовала экономииплощадей.  В результате стены были освобождены от функции несущих конструкций иполучились тонкими. К тому же каркас позволил прорезать их огромными окнами.Украшающие фасад здания скульптурные группы «Промышленность» и«Мореплавание» выполнил А.Г. Адамсон. В первой из скульптурных группженские фигуры образно символизируют предназначение здания: в руках каждойволоокой девы – веретено с тонкой стальной нитью, а подле нее – швейная машина.Угол дома в основании купола украсил американский орел по модели А.А. Обера. Налицевых фасадах архитектор сгруппировал оконные проемы трех центральных этажейв стройные аркады, подчеркнув вертикальные акценты, но создать образ высотногоздания должна была башня-фонарь. При согласовании проекта Городская Управаусомнилась в правомочности возведения над зданием высотной доминанты, но послерассмотрения в Академии художеств идея получила поддержку. Конструкциягигантского глобуса из металла и стекла выражала идею торжества техническогопрогресса, символизировал всемирный размах деятельности компании«Зингер». Именно эта, устремлённая ввысь башня, и создаёт впечатлениевысотности, но при этом, благодаря своей изящности и лёгкости, не затмеваеткуполов Казанского собора и Спаса на Крови, возвышающихся над Невскимпроспектом.  Здание площадью около 7000 м² было оборудовано по последнемуслову техники. Лифты OTISразвозили по этажам служащих и посетителей. В хранилище ценностей были встроенысейфы системы берлинской фирмы «Панцер». Система отвода дождевой воды безиспользования водосточных труб на лицевых фасадах состояла из наружных желобовна кровле и внутристенных медных труб, а снег счищался с крыш под действиемпара. Замечательны также интерьеры здания. Современниками по достоинству былоценен крытый стеклянной крышей двор – атриум, столь популярный сегодня уархитекторов, практикующих в центре города. Выделяется своим убранством главнаялестница с ее ограждениями, где черный металл сочетается с ковкой бронзой.Изысканный орнамент стиля модерн повторен в ограждениях лифтовых шахт.Разнообразие дорогостоящих отделочных материалов, высочайшее качество ихобработки – во всем этом ощущались и заокеанский размах, и европейский блеск.  Зодчийсоздал рукотворный памятник себе, возведя шестиэтажный «небоскреб» на Невскомпроспекте – здание уникальное во многих отношениях. Он надеялся, чтоградоформирующее значение этой постройки со временем может возрасти. В октябре1904 года в Петербургском обществе архитекторов был заслушан доклад и прошлипрения по вопросу засыпки Екатерининского канала. П.Сюзор выступил активнымсторонником этого предложения, ведь, осуществись этот проект, дом компанииЗингер оказался бы как раз на пересечении Невского проспекта и новой магистрали.С одной стороны, здание не связано с окружающим ансамблем, что считаетсяградостроительной ошибкой, с другой стороны, это пример удачной планировки всложных условиях затесненного участка. Созданное П.Ю. Сюзором здание оченьвыделялось на фоне классической архитектуры и стало новым высотным акцентом вперспективе Невского проспекта.  Торговый дом компании “Зингер” стал самойизвестной работой П.Ю. Сюзора, ярким примером архитектуры модерна, и до сих порслужит украшением не только Невского проспекта, но и всего Петербурга.Акционерное общество “Зингер” размещалось здесь до 1917 года. Вскоре послереволюции здание было экспроприировано и получило новое назначение и название.В 1919 году на его первых этажах разместился первый государственный книжный магазин,а верхние этажи заняли издательства – «Художественная литература»,«Искусство», «Советский писатель», «Просвещение»и др. В 1925 году в “Доме Книги” обосновался «Лендетгиз» –издательство, выпускавшее книги для детей. Его организатором и руководителембыл поэт С.Я. Маршак. Помимо книг, это издательство выпускало популярныедетские журналы – «ЧИЖ» (Чрезвычайно интересный журнал) и«Еж». С издательством сотрудничали многие выдающиеся писатели –К.Чуковский, Е.Шварц, Д.Хармс, М.Зощенко, В.Каверин, В.Бианки и другие.  П.Ю.Сюзор вел огромную общественную деятельность. Как ведущий столичный архитектор,он курировал многие вопросы градостроительства не только в Петербурге, но и вдругих городах Российской империи. Так, например, в ноябре 1901 года граф Сюзорпо Высочайшему повелению был направлен в Полоцк и Двинск, где инспектировалработу местных пожарных дружин, ведь ущерб от пожаров был поистине огромным.Как архитектор, он нашел множество нарушений, допущенных при возведениипостроек. Сюзор был широко известен как специалист по строительной гигиене истроительному законодательству, инициатор создания школ для строительныхрабочих, член Российского пожарного общества (1900-1910).  Он был председателемстроительного отдела Русского технического общества (с 1908), инициаторомпроведения и председателем съездов русских зодчих (1891-1892), с 1903 года –бессменным председателем Общества архитекторов-художников при Академиихудожеств, затем – почетным членом, а с 1917 года – почетным председателем ОАХ.Павел Сюзор принимал участие в издании журнала «Зодчий», организовывалархитектурные выставки. Вместе с другими архитекторами он организовал обществопо изучению и описанию Петербурга «Старый Петербург». Благодаря этому обществув 1907 году был создан Музей Старого Петербурга, который работал наобщественных началах, и долгое время располагался в доме Сюзора (Кадетскаялиния, 21). Там же, в доме Сюзора была организована первая экспозиция,посвященная памятникам зодчества Петербурга. П.Ю. Сюзор был Почетным членомАкадемии художеств (1911), Санкт-Петербургского (1895) и Берлинского (1914)архитектурных обществ, членом и руководителем многих благотворительных обществи учреждений, деятельным человеком и незаурядным организатором.  Последнимиработами П.Ю. Сюзора в Санкт-Петербурге стали доходный дом на 20-й линии, 13(1904), гимнастический зал общества «Маяк» (ул. Маяковского, 35, 1906-1908) иночлежный дом А.Е. Бузовой (Московский пр., 89, 1909-1910).  Женился ПавелЮльевич на дочери знаменитого архитектора Александра Павловича Брюллова СофьеАлександровне. У них были сыновья Владимир и Георгий. Георгий Павлович состоялчленом комитета по строительству храма к 300-летию Дома Романовых, имел чиннадворного советника и придворное звание камер-юнкера. До революции П.Ю. Сюзоржил с семьей в доме на Кадетской линии Васильевского острова. В 1918 году домбыл реквизирован, и его стали плотно заселять, создавая коммунальные квартиры.Это потрясло Павла Юльевича, и ускорило его смерть. Он умер 21 июля 1919 года вПетрограде.  Крупного русского архитектора, общественного деятеля, педагога,академика архитектуры, действительного статского советника, графа П.Ю. Сюзораскромно похоронили на Смоленском лютеранском кладбище. Его могилу отмечаетмалоприметный бетонный крест недалеко от входа на кладбище. На кресте – двеошибки: неправильно указаны год рождения (1848 вместо 1844) и отчествоархитектора (Юрьевич вместо Юльевич).
Проекты Санкт-Петербурга
·   БольшаяМорская улица, д.№ 28/Гороховая улица, д.№ 13 — доходный дом. Перестройка.1869, 1880—1881.
·   25-ялиния Васильевского острова — производственные здания Василеостровскогочугунолитейного и механического завода М. С. Воронина. 1870год.
·   Караваннаяулица, д.№ 18/Итальянская улица, д.№ 37 — доходный дом. Перестройка.1870.
·   Фонарныйпереулок, д.№ 1/набережная Мойки, д.№ 82, двор — здание народных бань М. С.Воронина. 1870—1871.
·   Проспект9-го января, 4 — преображенская церковь на Преображенском кладбище, построена в1872 году. Не сохранилась.
·   Мастерскаяулица, д.№ 5, д.№ 7 — улица Союза Печатников, д.№ 23 — особняк и доходный домМ. С. Воронина. Расширение и перестройка 1872 года. (Особняк надстроен,доходный дом не сохранился).
·   Гороховаяулица, д.№ 47 — здание Компании для хранения и залога движимых имуществ. 1872—1874,1876—1877. Включено существовавшее здание. (Частично перестроено).
·   НабережнаяМойки, д.№ 82/Фонарный переулок, д.№ 1 — доходный дом М. С. Воронина. 1874.
·   БольшаяПодьяческая улица, д.№ 39/улица Мясникова, д.№ 8 — здание товарищества«Общественная польза». 1874.
·   Набережнаяканала Грибоедова, д.№ 15 — Малая Конюшенная улица, д.№ 10 — доходный дом. Перестройка.1875.
·   Аптекарскийпроспект, д.№ 12 — дача П. Ю. Сюзора. 1875. (Несохранилась).
·   Невскийпроспект, д.№ 63 — доходный дом. 1875—1876, 1878.Включен существовавший дом.
·   Казачийпереулок, д.№ 11 — доходный дом и народные бани Е. С. Егорова. Б.1875—1876, 1882—1885. (Дом перестроен).
·   9-ялиния, д.№ 22 — доходный дом. 1876.
·   БольшаяПушкарская улица, д.№ 22 — здание бань Е. Ф. Овчинникова. 1876—1877.(Расширено).
·   Пушкинскаяулица, д.№ 7 — доходный дом. 1877.
·   Пушкинскаяулица, д.№ 13 — доходный дом. 1877.
·   БольшаяПушкарская улица, д.№ 30/Шамшева улица, д.№ 1 — доходный дом. 1877—1878.
·   Московскийпроспект, д.№ 95 — флигель и домовая церковь при богадельне Мещанскогообщества. 1878—1879. (Не сохранились).
·   9-ялиния, д.№ 16 — доходный дом и бани В. О. и О. В. Ковалевских. 1878—1879.
·   Шпалернаяулица, д.№ 2/улица Фурманова, д.№ 4 — доходный дом. Перестройка.1878.
·   ПлощадьЛенина, д.№ 6/Финский переулок, д.№ 9 — доходный дом с торговыми помещениями С.П. Петрова. 1878—1879. (Частично надстроен, южнаячасть разрушена).
·   УлицаЧапаева, д.№ 7 — здание бань. Перестройка. 1879.
·   УлицаНекрасова, д.№ 14а — Басков переулок, д.№ 7 — здание бань Целибеевых. 1879—1881.
·   Красногвардейскийпереулок, д.№ 6 — здание Громовского приюта. 1880.
·   УлицаДостоевского, д.№ 29/Социалистическая улица, д.№ 18 — доходный дом. 1880.
·   Можайскаяулица, д.№ 14 — доходный дом. 1880.
·   Невскийпроспект), д.№ 49/Владимирский проспект, д.№ 2 — здание гостиницы А. М. УшаковаПерестройка. 1880.
·   5-ялиния, д.№ 4 -Академический переулок, д.№ 1, правая часть — доходный дом. Надстройка.1880. (Надстроен).
·   УлицаСалтыкова-Щедрина, д.№ 30 — Мелитопольский переулок, д.№ 4 — доходный дом Г. С.Войницкого. 1880—1881.
·   Набережнаяканала Грибоедова, д.№ 78 — здание бань Петровых. 1880—1881.(А. Ф. Красовский ?).
·   УлицаДостоевского, д.№ 27 — доходный дом. 1881.
·   Владимирскийпроспект, д.№ 10 — доходный дом. Перестройка. 1881.
·   8-яСоветская улица, д.№ 18 — доходный дом. 1881.
·   Воронежскаяулица, д.№ 38 — дом для бедных и бани М. Н. Кобызева. 1881—1882.
·   УлицаКропоткина, д.№ 1/Кронверкская улица, д.№ 10/улица Ленина, д.№ 3 — зданиеБелозерских бань П. И. Шорохова. 1882.
·   УлицаКарбышева, д.№ 29 — здание бань. 1882. (?)
·   БольшойСампсониевский проспект, д.№ 43, левая часть — дом прихода Сампсониевскогособора. 1882.
·   Невскийпроспект, д.№ 54 — Малая Садовая улица, д.№ 3 — доходный дом А. М. Ушакова,Перестройка. 1882—1883.
·   НабережнаяЛейтенанта Шмидта, д.№ 11/9-я линия, д.№ 2 — доходный дом. Перестройка.1882—1884. (Перестроен).
·   УлицаНекрасова, д.№ 40/улица Восстания, д.№ 35/Басков переулок, д.№ 33 — доходныйдом Е. С. Егорова. 1883—1884.
·   УлицаМаяковского, д.№ 15, левая часть — здание конюшен Государственногоконнозаводства. Перестройка. 1880-е.
·   Набережнаяканала Грибоедова, д.№ 86 — доходный дом. 1884.(Надстроен).
·   13-ялиния, д.№ 52/14-я линия, д.№ 59 — комплекс зданий больницы Французскогоблаготворительного общества. 1884—1885, 1890, 1897—1902,1905. Включены существовавшие здания.
·   Набережнаяканала Грибоедова, д.№ 71/улица Пржевальского, д.№ 13 -Казначейская улица, д.№6 — доходный дом В. А. Ратькова-Рожнова. 1886—1888.Включен существовавший дом.
·   Думскаяулица, д.№ 7 — доходный дом. Перестройка. 1887.
·   Кавалергардскаяулица, д.№ 42 — здание начальных училищ И. Ф. Громова и В. А. Ратькова-Рожнова.1887—1891.
·   Шпалернаяулица, д.№ 56/Водопроводный переулок, д.№ 1/Таврическая улица, д.№ 10 —машинное здание для фильтров Центральной городской водопроводной станции. 1887—1890,1896—1897.
·   8-ялиния, д.№ 29 — городской сиротский дом им. цесаревича Николая. 1888—1890.Включен существовавший дом.
·   Набережнаяканала Грибоедова, д.№ 13 — здание общества взаимного кредита. 1888—1890.
·   Большойпроспект Васильевского острова, д.№ 18 — металлический корпус Андреевскогорынка. 1891—1892. Инж. О. Е. Крель. (Несохранился).
·   УлицаКомсомола, д.№ 4а — Арсенальная набережная, д.№ 3 — дом призрения малолетних ишкола А. И. Тименкова и В. А. Фролова. 1891—1893.
·   Набережнаяканала Грибоедова, д.№ 24 — Думская улица, д.№ 7, двор — пассаж В. А. Ратькова— Рожнова. Перестройка. 1893—1894. (Перестроен).
·   Солянойпереулок, д.№ 1, левая часть — улица Оружейника Федорова, д.№ 2, правая часть —жилой дом Училища Правоведения. 1893—1894.
·   УлицаРентгена, д.№ 6/улица Льва Толстого, д.№ 15 — комплекс зданий Гомеопатическойлечебницы. 1893—1898.
·   Косаялиния, д.№ 15а, д.№ 15в — дом призрения Брусницыных, 1895—1896. С 1944 года вздание разместилось Высшее мореходное училище имени адмирала Макарова (внастоящее время — Государственная морская академия им. адмирала C.О. Макарова.
·   УлицаДостоевского, д.№ 5 — доходный дом. 1895—1896.
·   НабережнаяФонтанки, д.№ 6/улица Чайковского, д.№ 1, правая часть — улица ОружейникаФедорова, д.№ 2, левая часть — здание Училища правоведения. Перестройка.1895, 1909—1910.
·   УлицаМарата, д.№ 55/Боровая улица, д.№ 5 — доходный дом Р. С. Гробова. 1896.
·   Никольскаяплощадь, д.№ 1, корп — городской дом трудолюбия и ночлежный дом. 2; 1б. 1896—1900.Совместно с А. П. Максимовым.
·   14-ялиния, д.№ 61 — доходный дом. 1897.
·   Исполкомскаяулица, д.№ 2/Невский проспект, д.№ 170/Конная улица, д.№ 21 — доходный дом В.М. Давыдова, 1897—1898.
·   Свердловскаянабережная, д.№ 40, двор — больничные корпуса Елизаветинской общины сестермилосердия. 1897—1898.
·   УлицаЗои Космодемьянской — здания Городской Алафузовской больницы, перестройка ирасширение, 1897—1900, 1910. Совместно с Э. Ф.Виррихом. (Не сохранились).
·   10-яКрасноармейская улица, д.№ 28/Дровяная улица, д.№ 6 — дом дешевых квартир им. Е.Г. Степановой. 1898—1899. (П. С. Самсонов ?).
·   УлицаПестеля, д.№ 13-15 — доходный дом А. В. Ратькова-Рожнова. 1898—1900.
·   УлицаСалтыкова-Щедрина, д.№ 32-34 — доходный дом А. В. Ратькова-Рожнова. 1899—1900.
·   Кожевеннаялиния, д.№ 32, двор, левая часть — здание цехов Владимирского кожевенногозавода, 1901.
·   Большойпроспект Петроградской стороны, д.№ 49/улица Ленина, д.№ 18 — доходный дом П.Т. Бадаева. 1902—1903.
·   Невскийпроспект, д.№ 28/набережная канала Грибоедова, д.№ 21 — здание акционерногообщества «Зингер и К°» (Дом книги)1902—1904.
·   20-ялиния, д.№ 13 — доходный дом. 1904.
·   УлицаПлеханова, д.№ 42 — доходный дом П. Ю. Сюзора. Перестройка. 1905—1906.
·   УлицаМаяковского, д.№ 35, правая часть — гимнастический зал общества «Маяк». 1906—1908.(Перестроен).
·   Московскийпроспект, д.№ 89 — ночлежный дом им. А. Е. Бузовой. 1909—1910.

/>Список литературы
 
·   «ДомКниги» (Невский пр., 28)
·   С. Н. СтрижакК 100-летию возведения «небоскрёба» на Невском//«Дизайн и Строительство», № 3(24)2004 год
·   Историякомпании «Зингер» (англ.)
·   Авт.текста: Кириков Б. М.; Вознесенский А. В. Домкомпании «Зингер» —Дом книги. СПб.: Изд. дом «Коло», 2008.
·   ЗодчиеСанкт-Петербурга. XIX — начало XXвека / cост. В. Г. Исаченко;ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова.— СПб.: Лениздат, 1998. — 1070 с
·  АйзенбергТ. Д. Ленинградский Дом книги // Книга: Исслед. и материалы. М., 1972. Сб. 24.С. 198-209; Баренбаум И. Е. Книжный Петербург: Три века истории: Очерки изд.дела и кн. торговли. СПб., 2003.
·  КалмыковС. В. Американское предпринимательство в России // Иностранноепредпринимательство и заграничные инвестиции в России: Очерки. М.,1997
·  СоминаР. А. Невский проспект. Л., 1959;
·  ЧесноковаА. Н. Невский проспект. Л., 1985;
·  Прогулкипо Невскому проспекту в первой половине XIXвека: Сб. / Сост. А. М. Конечный. СПб., 2002;
·  Шерих Д. Ю. По Невскому без скуки. М.,2003.
·  БогдановИ. А. Мастер «санитарного» зодчества // Банбас. 2001


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.