РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИ УНИВЕРСИТЕТ им.А.И. ГЕРЦЕНА
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дом как архитектурная модель мира традиционных культур
Санкт-Петербург 2006
Содержание
Введение
§ 1. Чум
1.1 Экос Западной Сибири
1.2 Ханты-мансийское традиционное жилище
1.3 Соотнесение модели мира с домом
§ 2. Вежа
2.1 Экос Кольского полуострова
2.2 Жилые постройки саамов
2.3 Космизация пространства дома саамов
§ 3. Юрта
3.1 Экос тюркской культуры
3.1 Традиционное жилище хакасов
3.2 Жилище в традиционном мировоззрении хакасов
§ 4. Яранга
4.1 Экос северо-востока Сибири
4.2 Традиционное жилище чукчей
4.3 Соотнесение модели мира с ярангой
Заключение
Список литературы
Введение
Современная Россия — этополиэтническое государство, где условиях урбанизированной цивилизациисохраняются очаги традиционных культур и этнокультурные традиции населяющих еенародов. В основном консервация традиций происходила на северо-востоке и северо-западе,в отдаленных от центра местах страны. К таким ареалам, в частности, относятсяфинно-угорские, чукотские и тюркские этнические ареалы. Вплоть до сегодняшнегодня традиционные культуры некоторых народов сохранили свою первозданность наобширных территориях Сибири и Кольского полуострова.
Традиция (от лат. traditio — передача,предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся отпоколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах исоциальных группах в течение длительного времени; охватывает объектысоциального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социальногонаследования; его способы. В качестве традиций выступают определённыеобщественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды итак далее [РЭС, 2000: 1876]. Традиционная культура сохранила многие элементыкультуры древнего наследия, поэтому следует обратить внимание на прошлоечеловечества.
Изначально любое сооружение дляжилья являлось материальным отражением инстинкта самосохранения человека ипредназначалось для защиты его от враждебного окружения. В нем выраженыстремления человека к переустройству окружающей среды, желание повыситькомфортабельность своего существования; оно защищает человека от воздействияветра и холода. Впоследствии само жилище и связанные с ним постройки становятсяосновным элементом материальной и духовной культуры человека. Дом связывалчеловека с миром, упорядочивал личное пространство, создавал гармонию в жизни.
Актуальность темы. ВРоссии проживают множество народов и племен со своим языком, традициями и культурой.Многие из этих этнических характеристик находятся на грани исчезновения. На данныймомент изучение традиционных культур на территории современной России оченьважно для общества потому, что бесценные знания народной культуры могутисчезнуть в недалеком будущем.
На сегодняшний день практическизабыта идея о том, что дом является «Космосом». Люди не задумываютсяо первоначальном значении жилища, о его сакральном экосе и о своем месте в нем.
В основе любой культуры лежитнекий семиотический код, который и определяет духовные и материальные аспектыбытовой традиции. В традиционной культуре как нигде больше отражена этаособенность. П.Г. Богатырев пришел к заключению, что любая вещь обладает неодной функцией, а целым набором, «пучком функций», среди которых естьи практические, и символические [Хомич Л.В., 1999: 44]. «Возьмем,например, деревенские постройки, наряду с практическими функциями, которымиобладает деревенский дом и его детали, мы обнаружим здесь и ряд других функций — эстетическую, магическую, функцию региональной и сословнойпринадлежностии другие» [Богатырев П.Г., 1999: 54].
Относя жилище только к сферематериальной культуры, мы тем самым приписываем ему постоянный низкийсемиотический статус, так как само по себе разделение объективированных явленийна элементы материальной или духовной культуры можно рассматривать как оценкуих семиотичности [Байбурин А.К., 2005: 16].
С появлением жилища мир приобрелте черты пространственной организации, которые на бытовом уровне остаютсяактуальными и в наше время. Прежде всего, появилась универсальная точка отсчетав пространстве, «мировая гора» или «мировое дерево» [ФлиерА.Я., 2002: 354], причем важно подчеркнуть, что пространство вне дома сталооцениваться как упорядоченное благодаря существованию дома «Космоспалеолитического человека по существу и ограничивался собственной общиной; внеее был враждебный Хаос» [Флиер А.Я., 2002: 355]. Иными словами, дом придалмиру пространственный смысл, укрепив тем самым свой статус наиболееорганизованной его части.
Изученность проблемы. До1990-х годов была проделана огромная работа по изучению традиционных культур Россиив целом, народов Севера, в частности хантов, манси, хакасов и других. Восновном, автор использовал работы русских ученых в области материальной идуховной культуры (З.П. Соколовой, В.Г. Рыженко, Н.В. Лукиной, М.М. Громыко, И.Е.Ромбандеевой, И.Н. Гемуева, Н.Н. Харузина, Р.Ф. Тароевой, Т.В. Лукьянченко, В.В.Пименова, А.К. Байбурина, М.С. Муканова и других). Эти работы обладаютэмпирическими данными, так как были созданы на основе полевых исследованийученых. Особенно хочется отметить таких авторов как Соколова З.П., Гемуев Н.Н.,Лукина Н.В., которые подробнейшим образом описывают предмет своего исследования,дают типологию жилища, связывают архитектурную форму постройки с мировоззрениеми мифологией народов Сибири. Следует выделить также Харузина Н.Н. и Харузину В.Н.,исследователей народов финно-угорской группы — саамов, во всех аспектахжизнедеятельности данного этноса.
Объектом исследованиякурсовой работы является традиционная культура народов Сибири и Кольскогополуострова.
Предмет исследования: домкак модель мира традиционных культур.
Цель курсовой работы: посредствомизучения духовной и материальной культуры традиционных народов получитьпредставление о связи картины мира с архитектурной моделью дома.
Задачи:
Познакомиться с источниками потеме исследования.
Рассмотреть связь архитектурнойформы с экосом культуры.
Дать характеристику традиционныхтипов построек.
Проследить взаимосвязь формыжилища с мировоззренческими представлениями народа.
§ 1. Чум
Сибирь — огромный регион нашейстраны. «Географы различают собственно Сибирь и Дальний Восток. Натерритории собственно Сибири выделяются регионы: Западная (бассейн реки Обь,между Уралом и Енисеем), Южная (Алтай, Саян, Тува, Бурятия), Восточная (Якутия),иногда и Средняя (бассейн Енисея) Сибирь. Сибирь, площадь которой составляетсвыше двух третей всей России, включает все географические зоны — арктическуюпустыню, тундру с лесотундрой, лесную (или таежную), степную с лесостепнойподзоной» [Соколова З.П., 1998: 5].
На территории Сибири живутмногочисленные коренные народы, которые с древних времен сохранили традициисвоих предков. Однако, следует заметить, что на данный момент Сибирь являетсяполиэтническим регионом страны. На протяжении последних нескольких веков идетактивное заселение данной территории русскими, украинцами, немцами и многимидругими народностями. З.П. Соколова отмечает, что в числе десяти миллионоввсего населения Сибири коренные народы, происхождение которых связано с этойтерриторией, составляют чуть более двух миллионов человек [Соколова З.П., 1998:7].
1.1 Экос Западной Сибири
Экос — это экологическая ниша,вмещающая в себя ландшафтные, природные, климатические особенности местаобитания этноса, от которых зависит вся жизнь людей: хозяйство, типы построек,одежда, пища, а также социальные и духовные аспекты жизни. Культура формируетсяпод влиянием многих факторов окружающей среды.
Западная Сибирь представляетсобой территорию, простирающуюся от Северного Ледовитого океана до сухих степейКазахстана и от гор Урала до Енисея. Почти вся площадь Западной Сибирирасположена в пределах Западно-Сибирской равнины, которая состоит из двухплоских, сильно заболоченных впадин, что обуславливает нищету этого района впрочном строительном материале.
В Западной Сибири живут обские угры- ханты и манси, народы финно-угорской языковой группы. Эти народы занимаюттерриторию в бассейне рек Оби и Иртыша. «Ханты расселились в основном по Оби(от Обской губы вверх до Александровского, выше устья реки Вах) и ее притокам (Сыня,Куноват, Войкар, Лямин, Пим, Тромъеган, Аган, Большой и Малый Юган, Вах,Васюкан), а также в низовьях Иртыша и по его притокам (Конда, Демьянка — нижнеетечение), на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округовТюменской и Томской областей» [Соколова З.П., 1987: 118].
Западная Сибирь находится почтина одинаковом расстоянии, как от Атлантического океана, так и от центраконтинентальности Евразии, поэтому ее климат носит умеренно континентальныйхарактер. Зимой и в летнее время, когда поступление атлантического воздухаослабевает, в Западную Сибирь поступает арктический воздух. Глубокомупроникновению арктических воздушных масс способствует равнинность местности иоткрытость ее к северу.
Лесную зону Западно-Сибирской равниныподразделяют на подзоны северной, средней, южной тайги и березово-осиновых лесов.Основным типом лесов этой местности являются темнохвойные леса с преобладаниемели сибирской, пихты сибирской и сосны сибирской (кедра). Темнохвойные лесавстречаются почти всегда лентами по долинам рек, где они находят условиянеобходимого для них дренажа. На водоразделах они приурочены только кхолмистым, возвышенным местам, а плоские территории заняты преимущественноболотами [Трофимова В.Т., 1983: 15].
Важнейший элемент ландшафтовтайги — болота низинного, переходного и верхового типа. Лесистость ЗападнойСибири составляет всего одну треть всей площади. Западно-Сибирская равнинахарактеризуется исключительной заболоченностью, ее средняя и северная частиотносятся к одним из самых влажных пространств на земной поверхности.
Столь редкое распространениелеса не дает возможности обитающим народам, строить себе жилище только издерева, поэтому наблюдается преобладание легких построек, с минимальнымиспользованием древесины (у хантов).
Образ жизни народов ханты иманси определен климатическими и природными условиями. Многие народы Сибирисохранили в своей традиционной культуре архаические черты, типичные дляпервобытного общества: охота на дикого зверя, ручная обработка оленей кожи [ГемуевИ.Н., Соколова З.П., 2005: 166-304].
Еще до недавнего времени обскиеугры не ведали про жизнь в урбанистических городах, про техническую революцию,про тот образ жизни, где можно выжить без своего скота, без семьи (актуальностьбрака в современном обществе сегодня стоит под вопросом).
Прожить всю жизнь без такихнеобходимых вещей, как обрядовое праздничное покрывало с вышивкой изображения Мир-сусне-хум(манс), семейные пубы и иттерма. Однако, ориентируясь наисследования прошлых лет, можно утверждать, что оленеводство в большинствеслучаев присуще хантам, а сезонное рыболовство и охота на дикого зверя — основные виды деятельности манси.
Манси (вогулы) живут натерритории в северо-западной части Сибири по левым притокам Оби в пределахХанты-Мансийского автономного округа Тюменской области.
Несколько десятков семей живет вСвердловской области. В Пермской же области в верховьях Вишеры сохранились лишьпотомки манси, которые говорят по-русски, но называют себя до сих пор вогулами[Ромбандеева Е.И., 1993: 6].
По восточным склонам Урала, вверховьях реки Северная Сосьва, на Лозьве, где население манси вело полуоседлыйобраз жизни, занимаясь оленеводством, охотой, а также рыболовством,существовали небольшие постоянные зимние поселения, расположенные вблизи рек.1.2 Ханты-мансийское традиционное жилище
Исследование дома хантов и манси,проводится на примере переносного типа жилищ, присущего в основном оленеводамСибири. У обских угров была коническая постройка, с деревянным каркасом ивойлочными стенами, — чум (См. Прил., рис.1).
Этот тип постройки наилучшимобразом соответствовал хозяйству оленеводов. Было очень удобно, при кочевании,перевозить с места на место эту легкую, просто собирающуюся конструкцию. Обычноустановка дома занимала у хантов менее сорока минут.
Чум начинали строить с основногоцентрального шеста (кутоп-юх), который считался священным (по некоторымданным, священным считался шест, находившийся напротив входа в жилище). Одиншест вкладывали в развилку другого, следом по-очереди с двух сторонукладывались остальные слеги, которые составляли каркас постройки [Тахтуева А.М.,1895: 43].
Очаг (чувал) сооружалсяпосередине из нескольких плоских камней или железного листа, обложенного покраям толстыми бревнами. Сооружение было таково, что диаметр основаниясоставлял примерно девять метров, а на верху, в точке соприкосновения жердей,оставалось неприкрытое шкурами отверстие, которое служило выходом для дыма.
В теплое время года, слегинакрывали покрышками, сделанными из вываренной бересты. Летом чум у всехнародов Западной Сибири ставили без углубления. Пол был земляной или укрытыйциновками из прутьев. Спали ханты-манси на нарубленных хвойных ветках, укрытыхоленьими шкурами. Зимой же природной поверхностью служил снег. Поверх каркасаукладывалось четыре слоя покрышки, сшитой из оленей шкуры (наружная покрышкамехом наверх, внутренняя — мехом вниз). Края полога чума обкладывались снегом,землей и дерном для большей герметичности.
Строгой ориентации по странамсвета у этих народов нет: чум ставили входом к реке либо в направлениикочевания, в подветренную сторону, иногда кочевники ставили свои постройкикругом или полукругом, а дымокуры с оленями посередине [Соколова З.П., 1998: 10].
1.3 Соотнесение модели мира с домом
«Мировоззрение народа… вчем оно проявляется? Каковы его составляющие? Мифология, обрядность,атрибутика, поведенческие нормы, отношение к природе… все эти аспекты бытияреализуются в традиционных обществах на разных социальных уровнях» [ГемуевИ.Н., 1990: 3].
Мифология обской ветвифинно-угорских народов определяет не только картину мира, мировоззрение исоциальную структуру хантов и манси, но и «Космос» внутри жилогопространства. В религиозно-мифологических представлениях манси космос включаеттри сферы (вертикальное строение): верхний мир, средний и земной.
Небесный, верхний мир — сфераобитания бога демиурга Нуми-Торума (хант. Торыма), по волекоторого была создана земля. Судя по основному космогоническому мифу, гагара,посланная Нуми-Торумом, достала со дна океана комок ила, который затемувеличился до размеров Земли [Гемуев И.Н., 1991: 6; Хомич Л.В., 1976: 18]. Богдемиург создал богатырей первой генерации, но позже за неподобающее поведениеуничтожил. Богатыри второй генерации превратились в духов-покровителейсообществ людей, объединенных сознанием единства происхождения. ДалееНуми-Торум создал лесных великанов, животных, и, наконец, людей, после чегоудалился от дел и передал правление одному из сыновей.
Мир-сусне-хум «объезжающийна коне свои угодья», младший из сыновей верховного бога, управляет жизньюлюдей, и обитает на втором, земном уровне, а также еще множество локальныхбожеств живут в среднем мире. В подземном царстве живет бог болезней и смерти — Куль-отыр и подчиненные ему существа [Гемуев И.Н., 1991: 6; Хомич Л.В., 1976:21].
Под землей жили плохие и вредныедухи, на верху обитали верховные боги, но «членение жилища на три сферыотчетливо соотносится со спецификой пребывания в нем человека» [Гемуев И.Н.,1991: 26]. Мужчина вхож на чистую территорию богов, в то время, как женщинаимела право находится в жилом пространстве, но лишь тогда, когда она почти быларавна чистому человеку, то есть, когда она не рожает и не менструирует. В этиже периоды ей надлежит обитать в специальных маленьких домиках (мань-кол),которые ассоциируются с неким преддверием нижнего мира.
Зонирование жилища манси вгоризонтальной плоскости целесообразно начать с южной (противоположной входу) святойстены (мул). Это место отождествляется с верхней частью чума, тамхранятся семейные фетиши и другие святыни: пубы, иттерма, талисманы. Пространствоу мула с внутренней и наружной стороны запретно для женщины. Снаружи передмулом непременно вкопан столб для привязывания жертвенного животного (анквыл).Обычно у мула ставятся угощения для Мир-сусне-хума и домашних, совершаютсякровавые жертвоприношения. Очевидно, что мул сильно задействован в сакральнойпрактике.
С другой стороны от муланаходилась привходовая, северная зона жилища. Очаг, как правило, находился вправом от входа углу или посередине. В промежутке между чувалом и правой стенойнаходилось изображение Самсай-ойки — духа нижнего мира, функциейкоторого была охрана входа, порога.
Далее шло разделениепространства по социальному признаку. Как правило, оно олицетворяетполовозрастную иерархию. Наиболее почетным местом (мули палом),предназначенным для гостей (мужчин), был пал (нары) у мула, находившийсяв близости от угловых нар хозяев. Дальше к двери (открывающейся части чума) размещалисьчлены семьи и родственник, причем, мужское население размещалось ближе кчувалу, а женское — к выходу.
Выше приведенными примерами, И.Н.Гемуев доказывает, что ханты-мансийский дом в миниатюре повторяет образВселенной в том виде, в котором он существует в традиционном мировоззрении. Исследовательочень четко распределил самые священные центры, которые представляют собойполярные зоны: синтез верхних полок и мула, и соединение подземного мира спорогом и входом в жилище. Недаром, при строительстве нового дома, принесениекровавой жертвы или закапывание останков жертвенного животного под порогом,наблюдается практически у всех народов России, ведущих традиционный образ жизни.
«Приобщение к космосу,космизация личности, что в традиционном обществе прямо соответствует еестановлению, переходу от бесхитростно-детского к взрослому, „ответственномуперед богом и людьми“ состоянию напрямую связано у манси с созданиемсобственной семьи, дома. В этом смысле дом, который сам по себе являетсяслепком Космоса, объективно основан на его принципах» [Гемуев И.Н., 1990: 219].Человек пытается создать гармонинию своего мира, посредством упорядоточения иналожения своего видения картины мира на структуру своего дома.
У народов ханты и манси мифологияпрактически одинаковая. Разница заключается в некоторых названиях богов и втом, что у хантов существует представление, о подобии всех трех миров, то естьони считали, что на небесном и подземном уровнях существует такая жедеятельность, как и на среднем, отличие состоит только в том, что в поземноммире все происходит наоборот (у лошади шкура вывернута мясом наружу, а мехомвниз).
Трехэтажное строение вселенной иее проекция на жилище однотипна, однако, это не единственное членениепространства дома у хантов. Имеют место еще воззрения о горизонтальном (линейном)делении, согласно которому верхний мир — это южная часть, куда впадает Обь. Одновременнонижний мир — это часть, где-то на северо-западе, близь моря, именно оттуда клюдям приходят духи, приносящие болезнь.
Рассмотрим подробнейраспределение мест в жилище хантов. В чуме, от входа к дальней стенке проходит разделительнаяполоса, именно на ней, в центре сделан очаг. За очагом — наклонный шест (сымзы),к нему от входа идут над кострищем два горизонтальных шеста, на них поперечный стержень,продеваемый в отверстия крюка для подвешивания котла. «Слева и справа отразделительной полосы — съемные доски пола, далее по бокам — подстилки изциновок и оленьих шкур. Участок около входа — для дров, напротив входа — священный, на разделительной полосе — кухонный, на досках — обеденный, наподстилках — спальный» [Хомич Л.В., 1995: 124].
Как отмечает Л.В. Хомич,наиболее почетное место — в середине левой половины, там находятсясупруги-хозяева, затем — в середине правой половины, где размещают гостей. Зона,длящаяся от середины к сымзы — место неженатых мужчин или стариков-родителей,ближе к входу, как у манси, — незамужних женщин. Очевидно одинаковое отношениеу всех народов Сибири к женщине, ее определенная роль и месторасположение вжилом пространстве дома. В этом заключается проекция социальной сферы на планжилища в традиционной культуре.
Ханты и манси очень трепетноотносились к окружающему миру. Они не считали себя умнее животного,единственное различие человека и зверя было в неравных физических возможностяхтого или иного. Перед тем как срубить дерево, люди долго извинялись пере ним. Срубалиже лишь сухие деревья.
Считалось, что у дерева былаживая, но беспомощная душа, более того, дерево являлось связующим звеном снебесным миром, так как макушка дерева застревала в облаках, а корни уходилиглубоко в землю. Поэтому именно древесина является главным строительнымматериалом, символизируя место, определенное для человека в космосе.
Обские угры, выбрав главнымобразом себе в качестве жилья коническую конструкцию, старались, с помощьюархитектурных принципов, упорядочить свою модель мира. Жилище было связано совсеми тремя мирами и имело свое четкое расположение в космическом представлениивселенной. Эти основные положения космогонической модели мира народов ханты и манси,переносятся на модель жилого дома.
§ 2. Вежа
2.1 Экос Кольского полуострова
Финно-угорская языковая группасодержит в себе очень много народностей, проживающих на территории Кольскогополуострова, северо-запада России, и западной Сибири. Выясняя происхождениесаамов, финский ученый А. Колехмайнен писал: «древнейшая культура насевере Финляндии называется Косма, по имени горы, расположенной в НорвежскойЛапландии. Эта культура зародилась примерно девять тысяч лет до нашей эры,когда территория, ныне называемая Лапландией, была свободна ото льда… Начиная сVI тысячелетия до нашей эры на территории юга Финляндиискладываются новые культуры Аскола и Суомусярви. Однако мы не знаем, кто былиносители этой культуры. Теперь же в Лапландии живут западные и восточные саамы»[Орфинский В.П., 1992: 133].
Саамы (лопари) — небольшой народ Севера Европы численностью около тридцати тысяч человек. Основнаямасса саамов населяет север Норвегии, Швеции и Финляндии. Часть саамов живет вРоссийской Федерации, на Кольском полуострове. В курсовой работерассматривается ветвь только русских саамов. Как отмечает Лукьянченко Т.В., саамы- народ древней своеобразной арктической культуры. Самоназвание Кольских саамов- саами, саамь, сааме. Свое название лопари народ получил, по-видимому,от соседей — финнов скандинавов, от которых это восприняли и русские. СаамыКольского полуострова представляют собой совершенно самостоятельнуюэтнографическую группу, которую многие исследователи, в отличие отскандинавских саамов, называют Кольскими саамами (лопарями).
Кольский полуостров расположенна крайнем северо-западе России. С севера и северо-востока Кольский полуостровомывается Баренцевым морем, с востока и юго-востока — Белым морем. Большаячасть Кольского полуострова расположена за полярным кругом.
Иногда Кольский полуостровназывают Лапландией от лопарей — населения, издавна проживавшего на нем. «Лапландия,в переводе с местного языка, это край земли» [Пименов В.В., 1958: 70]. Ландшафтполуострова очень разнообразен. В мурманской области наблюдается большойперепад высот, изобилие рек и горных водоразделов, практически вся местностьпокрыта лиственным и хвойным лесом.
Отличается природа Хибинской иЛовозерской тундры: практически голые, каменистые поверхности возвышающихсясопок сочетаются с холодными, кристально чистыми, горными озерами. Местностьоколо морей наиболее гладкая, в отличие от центральной части, и наиболееобильная лесными строительными материалами, поэтому, на Кольском полуостровеосновной постройкой является изба. Однако, по мнению известного этнографа Н.Н. Харузина,первобытным жилищем у народов финно-угорской группы был шалаш: у лопарей — вежа(кувакса), у карел — кота. Землянки были переходным звеном к срубнымпостройкам.
2.2 Жилые постройки саамов
Саамы Кольского полуостроваотносятся к народам арктической зоны, и у них, как и у ряда других народовСевера, издавна сложилось комплексное промысловое хозяйство, определявшее ихобраз жизни и особенности культуры. В рассматриваемый период времени (XVI-XVIII века)образ жизни лопарей можно отнести к типу, который определяется сочетаниемоленеводства, рыболовства, охоты, отличается полукочевыми или оседлымипоселениями.
В общественной жизни саамовдолгое время и еще в начале нашего века сохранялись пережиткипервобытнообщинного строя. Все саамское население состояло из ряда сообществ (Ловозерского,Семиостровского, Иоканьского и других), представлявших, по-видимому, какие-то территориальныеобъединения. Каждое саамское общество имело свое поселение — погост. Большинствообществ имело по два погоста: летний и зимний [Лукьянченко Т.В., 1971: 9]. Вдевятнадцатом веке, по словам Харузиной В.Н., на территории саамского погоста,на отдельном участке, можно было увидеть почти все виды жилищ, начиная с самогодревнего — шалаша, землянки, кончая современным срубом. Все постройки былиполезны в хозяйстве: землянка была баней, шалаш и вежа — летней кухней, итак далее.
Следует обратить внимание настроение традиционной бани — это избушка, почти целиком врытая в землю, сплоской крышей, засыпанной землей и дерном. Сегодня эта постройка являетсянеким прототипом древнего жилища лопарей. Харузин Н.Н., в своей работе поистории развития жилища у финнов, замечет, что в этой постройке совершенноепреступление является особо тяжким, и этот факт говорит о сакральностипространства внутри землянки, что подтверждает ее статус жилого помещения [ХарузинН.Н., 1895: 14]. Видимо, именно эта постройка была основой дальнейшего развитиясрубных построек, и «космизации» жилого пространства.
Самой распространенной постройкойу русских лопарей являлся пырт. «Пырт — четырехугольный бревенчатыйсруб с плоской крышей, засыпанной землей. Сквозь небольшую дверь входят вмаленькие сени, из которых ведут две двери: направо — в нежилое помещение, гдедержали обыкновенно овец, налево — в жилое комнату, где и помещается всялопарская семья» [Харузин Н.Н., 1895: 16]. Это помещение представлялособой куб, в углу, у двери помещался камин (комелек-чувал). Иногда былипроделаны небольшие окна, закрывавшиеся ставнями.
Убранство пырта состояло изскамеек, поставленных вдоль стен, стола и полок с посудой. Пол был устландревесными ветками. «Около камелька, вдоль стены отгорожено небольшоепространство, посредством положенных бревен, это место считается священным»[Харузин Н.Н., 1895: 17]. Тупа почти ничем не отличалась, от вышерассмотренного жилища, разве что, она была больше размером.
Следует рассмотреть, широкораспространенный среди кольских саамов, тип жилища, который большей частью,выполнял функцию временной (сезонной) и постоянной, постройки. Им является вежа(шалаш). Ставились вежи обычно на рыболовных (весенних, летних и осенних) местах.При перекочевке на новое место саамы оставляли постройку на прежнем месте, неразбирая ее, чтобы воспользоваться ей в будущем.
Как правило, вежа имеет формуусеченной четырехгранной пирамиды (См. Прил., рис.2). Сооружалась она саамамипо принципам народных традиций. Четыре толстые прямые жерди вал-тег (горбатыежерди), длиной около двух метров каждая, втыкались в землю в намеченных углахдона. Верхние их концы перекрещивались попарно друг с другом так, что одна паражердей оказывалась параллельно другой. В верхних концах эти жерди имели сквозныеотверстия. Через них пропускали пятую, горизонтальную жердь сув-мур (дымовуюжердь), которая скрепляла весь остов. Дымовая жердь шла от входа кпротивоположной стене, которая считалась "передней".
Для достижения большей прочностикаркаса обе пары жердей вал-тег скреплялись между собой еще одной или двумягоризонтальными жердями. Они проходили вдоль боковых стен, параллельно дымовойжерди. Покрытие вежи состояло из прислоненных остову жердей, поставленныхнаклонно вплотную друг к другу. Затем их покрывали березовой, сосновой илиеловой корой и дерном, а поверх для прочности ставили еще несколько слег. Наверхуоставляли отверстие для дыма [Лукьянченко Т.В., 1971: 86-95].
В прошлом, по рассказам саамов,в стене, противоположной входу, которая считалась передней стеной, находиласьдругая, маленькая дверь — поасс, имевшая особое ритуальное значение,связанное с религиозными представлениями народа. Эта дверь, как и вся передняя,обращенная на север сторона жилища, считалась священной. Через нее выходилиохотники и рыболовы, отправляясь на промысел. Через нее же они и входили,возвращаясь домой, проносили в жилище свою добычу. Женщинам проходить черезпоасс и даже ходить с северной внешней стороны жилища не разрешалось (аналогияс верованиями манси). Позже на месте этой двери стало появляться окно,затянутое рыбьим пузырем, уже не имеющее сакрального положения, а служившеетолько для освещения [Лукьянченко Т.В., 1971: 95].
Внутренняя планировка помещениябыла очень похожа на планировку у хантов. В центре устраивался круглый очаг,служивший для обогревания жилья, освещения и варки пищи, огонь в нем горелпостоянно. По обе стороны от очага находились жилые половины. Пол там устилалиберезовыми и еловыми ветками, а место ночлега накрывали шкурами оленей. Частьдома между входом и очагом служила местом для женских рукоделий (обработкашкур, шитье покрывал). Здесь же во время родов находилось ложе роженицы.
Как и у обских угров, у саамовчасть жилища за очагом считалась священной. Там было чистое место,огороженное с трех сторон поставленными на ребро досками. В этом закуткехранились запасы пищи, амулеты, посуду, идолов, а позже — икону. Переступатьграницу сакрального места не разрешалось никому.
Саамы имели четкое распределениепространства в веже по социальному признаку. Самое почетное место главысемейства находилось по правую сторону от входа, около чистого места. За нимследовало место хозяйки дома. На левой половине располагались места детей. Еслиприходил гость, то его сажали на место хозяина, а все другие двигались квходной двери.
2.3 Космизация пространства дома саамов
В наши дни языческие верованиясаамов с трудом поддаются реконструкции. Несмотря на то, что христианство былопринято ими довольно поздно и при этом значительный пласт языческих воззрений икультов саамы сохранили вплоть до двадцатого века, их первоначальнаяцелостность была утрачена в ходе времени, и они значительно трансформировалисьпод воздействием различных внешних влияний.
Определенная частьдохристианских верований была, видимо однотипной у всех групп финно-угров. Поэтомуможно предположить тесную связь язычной мифологии саамов и обских угров (поаналогии типа жилища и зонирования священных мест в доме). Выше рассмотренныепредставления хантов и манси о трех уровневым строении мира, видимо, присущи исаамам.
С другой стороны существуетнекая путаница о представлении мифологии лопарей. Нижний, потусторонний мир,где жили души умерших и духи-покровители саамы называли Туот-илмби (другоймир). Этот мир находился под землей, хотя есть записи, сделанные у восточныхлопарей, что мир мертвых был, напротив, на небе, среди звезд, причем люди,погибшие насильственной смертью, уходили в северное сияние, которое и возниклоиз крови этих жертв.
Средний мир был земным, там жилилюди и животные, а верхний мир — небо — принадлежал божествам. При этом у всехсаамов существовало представление о том, что неподвижная Полярная звездаслужила опорой, державшей небо, видимо, с помощью столба или неба. Наверное,это обстоятельство и придавало сакральность той маленькой двери, в которуювыходили на охоту мужчины.
Недостаток сведений о мифологиисаамов не дает нам полного представления о картине мира данной народности. Однакоследует признать, что у саамов, так же как и у традиционных народов обскихугров, прослеживается непременная связь космоса и жилого пространства дома.
§ 3. Юрта
3.1 Экос тюркской культуры
Южная Сибирь — крайтюркоязычного населения — алтайцев, телеутов, тубаларов, шорцев, хакасов,тувинцев, тофаларов, и только буряты относятся к монгольской языковой группе. Восновном южная Сибирь предстает перед нами как огромная степь, кормящая идарующая жизнь многим тысячам людей и животным. «Хакасы живут вМинусинской котловине (в верховьях Енисея на реке Абакан, южная частьКрасноярского края) и делятся на пять групп: качинцы, сагайцы, бельтиры,кызыльцы и койбалы. Они занимались скотоводством, охотой, земледелием,рыболовством, собирательством.
Их селения (аал) быливесенними (частаг), зимними (хыстаг), летними (чайлаг) иосенними (кустег). Зимой они жили на берегах реки, с весны выезжали встепь. Летом жили у родников и рощ, осенью на островах рек» [Соколова З.П.,1998: 123]. Однако в курсовой работе будут рассмотрены жилища, относящиесятолько к степному образу жизни.
Как упоминалось ранее, Южная Сибирь включает в себя степную и лесостепную зоны. Эта местность богата и горнымивозвышениями, покрытыми редкими лесами. Скудная древесная растительность в открытых пространствахвынуждает, людей обходиться практически безстроительных материалов при изготовлении жилища.
Как известно, основное население этой части Сибири кочует в степях. Именно тип хозяйства определяет в основном образ жизни, а у рассматриваемого народа доминируетскотоводство. Кочуя с места на место, хакасы, алтайцы, телеуты и другие народы пасут свои огромные стада.
Конь у этих людей является бесспорным помощником во всехделах. Рождаясь, ребенок постоянно видит своегоотцарядом с этим прекрасным животным. Мальчики первым делом учатсядержаться в седле, а потом уже крепко становятся на ноги. Не удивительно, что практически вседетские игры кочевников связаны непосредственным образом с лошадью.
Высокоразвитое скотоводство обусловило этническое лицо, образ жизни, материальную и духовную культуру, мировоззрение в целом тюркских народов. Оно давало основные продукты питания,материал для изготовления одежды, жилища, домашней утвари. Скот обычно круглый год находился на «подножном корму» [Матющенко В.И., 1979: 55, 68-71]. Маршруты кочевания были различны в зависимостиот ландшафтных и климатических особенностей территорий расселения этих этносов (степная, горно-степная, таежная зоны).
Решающая роль в хозяйственной деятельности принадлежаламужчине, на плечах женщины лежали все домашние работы: уход за скотом, приготовление пищи изаготовка ее впрок, изготовление войлока и кожаной утвари, выделка овчины шитье одежды и обуви, содержание жилища, воспитание детей. Социальные принципы в основном былианалогичны народам Западной Сибири. Женщина имела статус гораздо ниже, чем мужчина ее рода, онане имела права: прикасатьсяк охотничьему оружию, называть мужа и его родственников по имени, появляться перед ними без чегедека (алт.: особая безрукавка) и головного убора [Головнев А.И., 1999: 13]. Но были и существенные различия, например, такоеобстоятельство, что женщина высоко почиталась внутри семьи.
3.1 Традиционное жилище хакасов
Основной тип жилища хакасов — нерешетчатая юрта (чарга иб). Эта постройка имела в основе вертикальныестолбы с развилками наверху, в другом варианте — колья, поставленные по кругу (См.Прил., рис.3). Венчал конструкцию дома обруч, к которому крепили в наклонномположении шест, шипом соединяющийся с другим наклонным шестом, упирающимся вземлю чуть далее нижнего основания сооружения. Наверху эти два наклонных шестасоединялись вторым обручем, к которому крепились жерди конической крыши. Стеныюрты изготавливались из сшитой коры или выделанных шкур, прикрытых сверхужердями.
Существовала еще решетчатая юрта(тирмелиг иб, киис иб), основным ее отличием была, складывающаяся какрешетка, конструкция. Практически у всех кочевых народов Южной Сибири былипохожие элементы жилища.
Разнообразие типов жилищ прямоотражает, разнообразие локальных вариантов хозяйственно-культурных типовместного населения. Поэтому весьма трудно дать характеристику дома в тюркском мировоззрении,не прибегая к обобщенному образу жилища.
3.2 Жилище в традиционном мировоззрении хакасов
Картину мира тюркских народовотличает богатая образность. По представлениям хакасов, восток — это перед,запад — зад, юг — верх, север — низ. Восток у всех южно-сибирских тюрковнаделялся положительными качествами. Восток — это, прежде всего, сторона, вкоторой восходит солнце. Западная же сторона считается страной мертвых душ,ушедших из жизни.
«Другая пара понятий — юг исевер — противопоставление не более очевидно. При ориентации лицом навосходящее солнце север оказывается левым, а юг — правым. В тех случаях, когдаположение на местности определяется по вертикали, юг трактуется как верх,а север как низ» [Львова Э.Л., 1988: 43].
Существует деление неба, а так жепространства юрты по половому признаку: на мужскую — южную и женскую — севернуюстороны. По исследованиям Львовой Э.Л., можно сделать вывод о том, что юг, праваясторона, мужское начало, мужская половина в жилом пространстве дома ассоциируютсяв традиционном мышлении, как что-то положительное, созидающее. «Правымглазом смотри, правое благословение дай» [Львова Э.Л., 1988: 44].
Другая же, совсемпротивоположная ситуация, обстоит с севером, левой стороной, женским началом. Всясакральная атрибутика имела место аналогичное хантам и манси. Упорядоченностьпространства и времени принадлежит только лишь реальному, среднему миру, гдеживут люди, и является важнейшей его характеристикой. Однако с помощью тех жеоппозиций (верх — низ, правый — левый) описывается весь мир [Львова Э.Л., 1988:47].
В жилом пространстве юрты,абсолютизация «верха» и «правого» дает картину небесногомира, а совокупность характеристик «низа» и «левого» иллюстрируетнижний мир. Интересно заметить, что порог у хакасов имел положительное начало,под ним жил дух-покровитель юрты. Порог и прилегающее к нему пространствослужили переходной зоной между внешним и внутренним миром. В связи с этим, увхода в хакасскую юрту ставился аба тось (медвежий идол), охранявшийжилое помещение [Львова Э.Л., 1988: 65].
«Среди качественноразнородных сфер пространства, связанных с жизнедеятельностью человека, домзанимал особое место. Будучи средоточием культуры, этот предметонаполненныйценный объем пространства выступал носителем организующего начала» [ЛьвоваЭ.Л., 1988: 57]. Жилище было центром Вселенной, от которого, прощаясь сослезами, уходили, и к которому с улыбкой на губах, возвращались. В центре дома,за очагом, находилось священное дерево (кедр, пихта или береза). Деревоолицетворялось с помощником: на него можно облокотиться, когда устал. У деревапросили помощи, считая, что оно является связующим звеном между мирами. Вжилище ствол дерева становился реальной опорой, а прислоненные к нему ветки — кровлей и стенами.
От центрального расположенияочага организовывалась композиционная структура огонь — дерево, «обозначавшаясемантический и топографический центр аила, воплощала сложный мировоззренческийкомплекс, в котором в единое целое сливались представления об огне и егохозяйке, о космической вертикали и богине-матери» [Львова Э.Л., 1988: 59].
Противопоставление верхнего инижнего миров во многом определило организацию вертикальной структуры жилища. Крышаюрты соотносилась с небесной сферой. Дымоход являлся своеобразным окном в мирбогов. Так же как и манси, хакасы хранили здесь семейные сакральные предметы. Далееидет членение дома как у выше рассмотренных народов Сибири.
У тюркских народов Южной Сибирижилое пространство обладало хорошо разработанной горизонтальной структурой. Жилище,как правило, было ориентировано входом на восток.
§ 4. Яранга
Яранга — это переносноежилище кочевых чукчей, коряков, некоторых групп эвенов и юкагиров.
4.1 Экос северо-востока Сибири
Территория северо-востока Сибириобладает разнообразными природными условиями. Местом обитания племен северо-восточныхпалеоазиатов являются Чукотская и Камчатская области. В Чукотском округепроживают чукчи — самый крупный народ в этой группе.
Отметим некоторые общие черты,присущие всей или почти всей территории. Нужно сказать, что, несмотря наотносительно южное положение значительной части округов, климат его несравненносуровее климата Кольского полуострова, целиком лежащего за полярным кругом.
Климат отличается низкими, нетолько зимними, но и летними температурами, что обусловлено влиянием морей,особенно Чукотского и Охотского морей, обильных льдом в течение всего лета.
Северная часть Чукотскогоокруга, охватывающая водоразделы и северный склон Анадырского хребта,протянувшегося от мыса Шелагского к заливу Креста, а также гористыйЧукотский полуостров и прибрежные районы до мыса Медвежий (у Колымскойгубы) целиком к зоне тундры. Климат этой части отличается сыростью,туманами и очень низкими температурами. В другой обширной части округа — вбассейне крупнейшей его реки Анадыря — климат по мере удаления от Беринговаморя на запад, становится все более континентальным [Левин Н.Г., 1956: 897].
В растительности бассейнаАнадыря преобладают заросли кустарников (кедровый стланик, ольха). В горахраспространены каменисто-лишайниковые тундры, а в долинах — луга и заболоченныепространства. По речным долинам, за исключением среднего и нижнего теченияАнадыря, встречается даже лиственные леса (тополь, береза).
Хвойные леса (лиственница) встречаютсяи в верховьях Анадыря и по реке Майну. Таким образом, условно можно считать,что описываемая область принадлежит к зоне лесотундры, за исключением районов,расположенных к северу от Анадырского лимана, где находятся только тундры.
Территория к западу от хребта Гыдани Анадырского плато — горные области в бассейне правых притоков Колымы (Оломона,Большого и Малого Анюя) — отличается еще большей континентальностьюклимата и относится преимущественно к лесотундре и к горнотаежной полосе леснойзоны [Левин Н.Г., 1956: 898]. Обитая в столь суровых условиях, чукчи постояннопреодолевали трудности и приспособлялись к жестокой природе.
По своему хозяйство и образужизни чукчи делились на две группы: оленеводов и приморских охотников намирского зверя. Приморские чукчи называли ан´калын — «морскойжитель», «помор». Тундровые чукчи-оленеводы — чавчу. Крометого, как приморские, так и оленные чукчи называют себя лыгъораветлян,что означает «настоящий человек» [Левин Н.Г., 1956: 898]. Обе этигруппы были связаны отношениями взаимообмена натуральными продуктами.
Продукция морского зверобойногопромысла для приморских чукчей имела громадное значение. Она же шла на кормездовым собакам. Шкуры нерпы использовались для пошива летней одежды и обуви. Шкурыморжей употреблялись при устройстве яранги (летняя покрышка, подстилка на полу)на обтяжку байдар. Из шкур лахтака делали подошвы и ремни для хозяйственных ипромысловых нужд. Моржовый клык шёл на мелкие поделки, кости кита — на полозьядля нарт [Головнев А.И., 1999: 35]. Оленное мясо составляло основной рационкочевых чукчей, а так же основным продуктом обмена с поморами. На продуктыоленеводства кочевники выменивали у приморского населения жир морских животныхдля отопления, освещения и питания, ремни, летнюю одежду и обувь изь шкуртюленей.
Чукотское оленеводство, посравнению с оленеводством других народов Сибири, являлось одним из самыхкрупных как по своему общему поголовью, так и по размерам отдельных стад. Вместес тем, оно было наиболее архаичным оленеводством на всем азиатском Севере. Выпасоленей производился только силами пастухов. Оленегонных лаек чукчи, как и другиевосточносибирские оленеводы, не знали. Пастух был вынужден, гонятся сам закаждым оленем, который отделялся от стада. Особенно трудно было удержать стадолетом, в «период гнуса», а также во время зимней пурги из-за частныхнападений волков. Часть оленей гибла от хищников, остальные же в паникеразбегались, и пастухам приходилось очень долго искать и собирать разбежавшеесяпо тундре стадо.
Все существование кочевых чукчейзависело от состояния их стад, так как при натуральном характере их хозяйствадавал населению все необходимое для жизни: мясо для питания, шкуры на одежду,обувь и для устройства жилища. Со стадом передвигался только один шатер,предназначавшийся для отдыха пастухов. Основная часть стойбища — поселок яранг,где находились женщины, старики, дети и нетрудоспособные, перекочевывала, какправило, несколько раз в год.
4.2 Традиционное жилище чукчей
Селения приморских чукчейсостояли обычно из 2-20 яранг, разбросанных на некотором отдалении друг отдруга. Размеры селения определялись промысловыми возможностями того или иногорайона. К приходу русских чукчи жили в полуземлянках. Круглый каркас жилищаделали из челюстей и рёбер кита. Отсюда её название валхаран — «домиз челюстей кита» [Левин Н.Г., 1956: 913]. Покрывали каркас дёрном изасыпали сверху землёй. Жилище имело два выхода: длинный коридор, которымпользовались только зимой, так как летом его заливало водой, и круглоеотверстие сверху, закрываемое лопаточной костью кита, служившее только в летнеевремя. В центре жилья помещался большой жирник, горевший целые сутки. По всемчетырём сторонам полуземлянки устраивали возвышения в виде нар, и на нихсооружали по числу семей пологи обычного типа [Головнев А.И., 1999: 23]. Покрышкамислужили шкура оленей и шкура моржа, которые перетягивались кожаными ремнями,обмотанными вокруг камней, чтобы свирепствующие на Чукотке ветры не разрушили ине опрокинули жилище.
Основной формой поселенийоленеводов были стойбища, состоящие из нескольких переносных жилищ шатровоготипа — яранг. Они располагались в ряд, вытянутый с востока на запад. Первый вряду с востока ставилась яранга главы кочевой общины.
Чукотская яранга представляласобой большой шатер, цилиндрический в основании и конический в верхней части (См.Прил., рис.4). Остов шатра состоял из вертикально поставленных по кругу жердей,на верхние концы которых клались горизонтально перекладины, к ним привязывалисьнаклонно еще другие жерди, соединявшиеся вверху и образующие конусообразнуюверхнюю часть. В центре ставились три шеста в виде треноги, на которуюопирались верхние жерди остова. Сверху каркас покрывали покрышками, сшитыми изоленьих шкур шерстью наружу, и обтягивали ремнями. Пол устилали шкурами.
Внутри яранги к одной изгоризонтальных перекладин (обычно у задней стенки) с помощью дополнительныхшестов привязывался меховой полог. Полог являлся специфической особенностьюжилища чукчей, коряков и азиатских эскимосов. По форме он напоминал ящик,перевернутый дном к верху. Обычно в яранге имелось не более четырех пологов. Внем могли поместиться несколько человек (отдельные брачные пары). В пологпроникали ползком, приподнимая переднюю стенку. Здесь бывало так жарко, чтосидели, раздевшись до пояса, а иногда донага.
Для отопления и освещения пологаслужил жирник — каменная, глиняная или деревянная чашка с фитилем изо мха,плавающим в тюленьем жиру [Левин Н.Г., 1956: 913]. При наличии древесноготоплива в холодной части яранги разводили для варки пищи небольшой костер.
В яранге сидели на разостланныхшкурах. В обиходе также были низкие трехногие стулья или древесные корни. Дляэтой же цели приспособляли оленьи рога, срезанные вместе с теменной костью.
4.3 Соотнесение модели мира с ярангой
Мировоззренческие основывзглядов чукчей опирались на расплывчатые двойственные представления о природеи обществе (дуализм природы заключался в противопоставлении хорошего и плохого,солнца и луны, дня и ночи), о мире в целом. Господство мифологическихобъяснений космогонии и мироздания определяло место человека в мире.
Олицетворение животных, птиц, атакже стихий природы занимало доминирующее место в чукотской мифологии, котораяотображает древний охотничий быт, развивавшийся на территории континентальныхобластей Севера и на побережье Ледовитого океана [Вдовин И.С., 1976: 227]. Мифыо творении мира, создании животных, птиц нигде не выходят за рамки природнойобстановки северных широт, ее флоры и фауны.
В чукотских мифах "Тоттомгаткенпынылте" — «известия о начале творения» — фигурирует Тэнантомгын — творец. Живет он в Зените — Гынонканоургын. Небесный свод, попредставлениям чукчей, имеет сферическую форму, подобно яранге, в верхней частикоторой, в самой высшей точке, имеется отверстие — рыноургын, через неговидно небо с его светилами. В небосводе также имеется высшая точка — Полярнаязвезда (унпэнэр). Именно она считается местопребыванием Творца [Вдовин И.С.,1976: 228]. Тэнантомгын не имеет определенного образа, детальных характеристик,но представляется добродушным, хорошо относящимся к плодам своего творения — людям.
В мифе о сотворении миравстречается образ Ворона — Куркыля. Он (или маленькая птичка) проклевалв небе дыру, через которую пробился рассвет. Похитил у злого духа (дочки Келе)мячи с зашитыми в них солнцем, луной и звёздами, расклевав оболочку мячей,освободил светила. По просьбе людей ворон сделал реки, горы, скалу среди моря. Создали поселил на ней птиц. Иногда ворон отождествлялся с творцом, а иногда икультурным героем (он помогает людям, обучает их мастерству, рукоделию, создаетнеобходимых для охоты животных). Богораз В.Г. отмечает, что нередко ворондействует и выглядит как человек. «То он возвращает к жизни умершегоединственного сына, то становится весьма сильным шаманом, то просто человеком,со свойственными ему переживаниями, жизненными перипетиями» [Вдовин И.С., 1976:229]. В конце концов, он заболевает и умирает.
Помимо жизни людей наповерхности земли и окружающей их среды, животного и растительного мира,явлений природы и видимых светил, существовали представления чукчей о небеснойи подземной жизни. Здесь обнаруживается аналогия с хантыйской мифологией, таккак на небесном уровне вселенной живут предки и хорошие духи и ведут тот жеобраз жизни, что и на земле. Однако не все умершие попадают наверх. Лишь те,кто умирал достойной смертью (погибал в бою, добровольной смертью или отстарости).
Подземный мир был обительювредоносных существ (кэле), там оказывались и люди, умершие от болезни. Считалось,что болезнь поедает человека изнутри, забирая его жизненные силы.
Между земным и надземным мирамисуществовали связи бытового порядка. На небеса можно было пройти пешком илидоехать на оленях. Побывав там, можно было вернуться снова на землю черезотверстие около Полярной звезды. Заглядывая в это отверстие сверху, можно быловидеть жизнь в своем родном стойбище, так же как и, заглядывая в дырочкунаверху яранги, можно было увидеть, как рукодельничают женщины [Вдовин И.С., 1976:230-232].
По представлениям чукчей, весьокружающий мир был населен духами, которые ведут жизнь, подобную жизни людей. Ониявлялись причинами болезней и смерти. Человек может воздействовать на мирдухов, снискать расположение добрых и обезопасить себя от злых. Для этогоиспользовали различные амулеты, приносили духам жертвы [Левин Н.Г., 1956: 916-923].Наиболее действенными в борьбе с духами считались хранившиеся в каждой семьеантропоморфные дощечки, при помощи которых добывали огонь, связки амулетов вформе человеческих фигур и бубен.
Представления о всех явлениях ипредметах природы характеризовались их олицетворением, перенесением на нихсвойств человека и человеческого общежития на уровне тех социальныхособенностей, которые прочно закрепились в быту и сознании чукчей.
Внутренний мир дома соотносился свселенной и, как у других народов Сибири, делился на три уровня: земной,небесный и подземный. Следует отметить, что все происходящее в жизни человекана природе, должно было происходить и в пространстве дома. Истоки мифологии, втом числе и космогонический, так же как и происхождение представлений о «мировомдереве» в центре дома следует искать среди ритуалов [Флиер А.Я., 2002: 356].Это можно наблюдать на примере проведения культовых праздников чукотскогонаселения.
Ранней весной устраивалипраздник байдарки. Утром байдарку снимали с вешал, и приносили в жертву морюмясную пищу. Затем все обходили вокруг жилища. Первой шла старейшая женщинасемьи, за ней — хозяин байдарки, рулевой, гребцы и остальные участники обряда. Утром,совершив жертвоприношение морю, спускали лодку в море и отправлялись в первуюпоездку.
Летом, после окончания ловлитюленей на плавучих льдах, устраивали праздник голов. Из погреба вынималиголовы моржей и лахтакови клали на шкуру посередине яранги. К самойбольшой голове привязывали длинный ремень и изображали вытаскивание из водытуши убитого моржа [Головнев А.И., 1999: 46]. Имитируя подобным образом свою настоящуюохоту, чукчи узаконивали это действие в своем сознании, посредством перенесениясвоей модели мира на жилище.
Заключение
Содержание всякого религиозногосознания составляют представления, настроения и действия (культы). Религиозныепредставления и связанные с ними идеи наиболее полно отражаются в мифах данногонарода. Однако не все мифы порождают религиозные представления, но все они,вместе взятые, создают картину раннего, донаучного мировоззрения народа,выражают понимание им причинной связи между явлениями.
Религиозные представленияразвивались в двух направлениях. Первое — понимание и толкование явленийприроды, всей совокупности ее ощутимых проявлений (представления о явленияхприроды, о животном и растительном мире, о происхождении и устройстве вселенной),и второе — развитие представлений о появлении человека, его связях с природой,о его положении в окружающем мире, перенесение им жизни природы на социальные условиясобственной жизни. Именно дом являлся связующим звеном между человеком иприродой.
По словам А. Я Флиера, в жилищеотражается идея о соединении временных и пространственных представлений древнихлюдей, «сплетенных в более или менее синтетической картине единого инерасчлененного Космоса» [Флиер А.Я., 2000; 1992: 347-348; 4].
«Дом как мир и, мир как дом- это метафорическое тождество во многом определяет систему традиционногомировосприятия» [Львова Э.Л., 1988: 61]. Дом отделил человека от космоса,вырос между ними, и в связи с этим, приобрел характерные черты священногокомплекса.
В традиционных культурах народовСибири и Севера России жилище обладает высокой моделирующей способностью, болеетого, ему предписаны сущностные свойства мира, способность обозначать уровнимира и их локализацию.
Структура дома (чума, вежи,юрты, яранги) повторяет мифологическую структуру мира, в том смысле, что онимеет свой центр, верх, низ, периферию. Дом в традиционной культуре имеет связьс представлениями людей о времени. Циклическое течение времени отражалось вкруглом основании постройки, линейное время (прямое, не возвращающееся вспятьдействие; рождение, взросление, старость и смерть человека) — в «трехъярусном»делении дома: подземный «мир мертвых» (прошедшее время), наземный«мир живущих» (настоящее) и небесный «мир посмертного пребывания»(грядущее).
Жилище имеет непосредственноесоотнесение с традиционным представлением мира. «Мировое дерево» олицетворяетсяс центром дома, где находится основной шест, который выполняет основную функцию- держит всю постройку, более того, у ханты-мансийских, саамских и тюркскихнародов поддерживается постоянный огонь в центре, вероятно, в прошлом — ритуальный огонь.
Другой важной содержательнойдоминантой дома является его связь с социальной организацией и гендернойпроблемой. У рассматриваемых народов мужское начало является преобладающим надженским, женщина считается грязным существом (особенно во время родов и половойзрелости у хантов, манси, саамов), однако женское население ничуть не обижаетсяна свое положение в социальной структуре, они просто принимают свою инаковость.Именно из-за этой инаковости женщинам не разрешается ступать на северную частьпостройки, заходить за чувал, где хранятся ритуальные вещи, спать на неположенномместе в чуме, заходить на культовые мужские места. Подобное разделениепространства носит условный характер, знаменуя собой принципы организациисакрального пространства. Обобщая все вышесказанное, можно, вслед за А.Я. Флиером,утверждать, что «привнесение космической символики в повседневнуюжизнедеятельность людей, в том числе (а может быть и особенно) — в строительную»[Флиер А.Я., 2002: 355] создает четкую проекцию картины мира на архитектурнуюмодель дома традиционных культур.
Список литературы
1. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. — М.: Языкиславянской культуры, 2005. — 224 с.
2. Вдовин И.С. Природа и человек в религиозных представлениях чукчей. // Природаи человек в религиозных представлениях народов Севера / Под ред. И.С. Вдовина. — Л.: Наука, 1976. — 217-254 с.
3. Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. — Новосибирск: Наука. Сиб.,отд-ние, 1990. — 232 с.
4. Гемуев И.Н. Религиозно-мифологические представления манси. — Новосибирск,1991. — 44 с.
5. Гемуев И.Н., Бауло А.В. Святилища манси верховьев Северной Сосьвы. — Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1999. — 240 с.
6. Головнев А.И. История Якутии (Обзор исторических событий до начала XX века). — Якутск, 1999. — 170 с.
7. Лукина Н.В. Исторические формы и преемственность в традиционной культуревосточных хантов. — М., 1985. — 27 с.
8. Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов (восточная группа).- Томск: Изд-во Томского ун-та, 1985.
9. Лукьянченко Т.В. Материальная культура саамов (лопарей) Кольскогополуострова в конце XIX — XX в. — М.: Наука, 1971.
10. Лукьянченко Т.В. Материальная культура саамов (лопарей) Кольскогополуострова в конце XIX — XX вв. — М.: Академия наук СССР институт этнографии имени Н.Н.Миклухо-Маклая, 1968.
11. Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционноемировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. — Новосибирск: Наука. Сиб., отд-ние, 1988. — 225 с.
12. Колехмайнен А. Деревянные постройки в Утсиоки — самом северном округефинской Лапландии. // Народное зодчество / Под ред. В.П. Орфинского. — Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского государственного университета, 1992. — 133-140 с.
13. Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты/ Под ред. И.Н. Гемуева. — М.: Наука, 2005. — 804 с.
14. Народы Сибири / Под ред., Н.Г. Левина, Л.П. Потапова. — М.: Изд-воакадемии наук СССР, 1956. — 998 с.
15. Пименов В.В., Эпштейн Е.М. Русские исследователи Карелии (XVIII в). — Петрозаводск: Государственное издательство КАССР,1958.
16. Природные условия Западной Сибири: Сборник статей / Под ред.А.И. Попова,В.Т. Трофимова. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — 204 с.
17. Ромбандеева Е.И. История манси (вогулов) и их духовная культура. — Сургут: АИИК «Северный дом», 1993. — 208 с.
18. Савинов Д.Г. Об основных этапах развития этнокультурной общностикыпчаков на юге Западной Сибири. // История, археология и этнография Сибири /Под ред. В.И. Матющенко, Н.Ф. Емельянова, Н.А. Томилова. — Томск, 1979. — 53-71с.
19. Российский энциклопедический словарь. Кн.2. — М.: Изд-во БольшаяРоссийская Энциклопедия, 2000.
20. Соколова З.П. Жилище народов Сибири (опыт типологии). — М.: ИПА «ТриЛ»,1998. — 288 с.
21. Традиционные верования и быт народов Сибири (XIX — начало XX в). — Новосибирск: Наука,1987.
22. Флиер А.Я. Рождение храма: опыт самоопределения человека во времени. // Культурологиядля культурологов / А.Я. Флиер. — М., 2000. — 345-383 с.
23. Флиер А.Я. Рождение жилища: пространственное самоопределениепервобытного человека. // Общественные науки и современность / А.Я. Флиер. — Л.:Наука, 1992. — 3-14 с.
24. Харузин Н.Н. Очерк истории развития жилища у финнов. — М.: Изд-воскоропечатания А.А. Левенсон, 1895. — 99 с.
25. Харузин Н.Н. Русские лопари. // Очерки прошлого и современного быта. — М.:Изд-во скоропечатания А.А. Левенсон, 1890.
26. Харузина В.Н. Лопари. Очерк В. Харузиной. — СПб.: Период. Н. Морев, 1902.- 38 с.
27. Хомич Л.В. Саамы. // Народы Севера и Дальнего Востока / Отв., ред.Н.Б. Бахтин.- СПб.: Просвещение, 1999. — 92 с.
28. Хомич Л.В. Представления ненцев о живой природе и человеке. // Природа ичеловек в религиозных представлениях народов Сибири и севера / Отв., ред. И.С. Вдовин.- Ленинград: Наука, 1976. — 16-31 с.
29. Хомич Л.В. Ненцы: Очерки традиционной культуры. — СПб.: Русский двор,1995. — 334 с.