Реферат по предмету "Культура и искусство"


Диапазон потребностей человека, приводящих его в ресторан среднего уровня

РЕФЕРАТ
Дисциплина:Сервисология
Тема: «Диапазонпотребностей человека, приводящих его в ресторан среднего уровня»

Содержание
Введение
1. Структура потребностей человека
2. Потребность в ресторане
3. Иерархия потребности в ресторане
4. Динамика потребности в ресторане
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Любоесущество, живущее на земле, будь то растение или животное, полноценно живет илисуществует только при соблюдении им или окружающей миром определенных условий.Эти условия создают консенсус, который ощущается как удовлетворение, поэтомуимеет место говорить о границе потребления, таком состоянии всех людей, прикотором их потребности максимально насыщены. Удовлетворение потребностей — этоцель любой деятельности человека. Он работает, чтобы обеспечить себе питание,одежду, отдых, развлечения. И даже деяние, которое, казалось бы, не несетникакой пользы для человека, на самом деле имеет причину. Например, милостыня,для того, кто её дает, является удовлетворением его высших потребностей,связанных с его психикой.
Потребностиобщества — это социологическая категория, в основе которой лежат коллективныепривычки, то есть то, что пришло от наших предков, и укоренилось в общественастолько сильно, что существует в подсознании. Этим и интересны потребности,зависящие от подсознания, не поддающиеся анализу, рассматривая конкретныйиндивид. Их необходимо рассматривать глобально, относительно общества.
Дляудовлетворения потребностей необходимы блага. Соответственно экономическиепотребности это те, для удовлетворения которых необходимы экономические блага.Другими словами экономические потребности — та часть человеческой нужды, дляудовлетворения которой необходимо производство, распределение, обмен ипотребление благ. Отсюда можно сделать вывод, что любой человек нуждается вэкономической сфере для удовлетворения хотя бы его первичных потребностей.
Потребностичеловека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, котороеон стремиться преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляетчеловека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственнуюдеятельность.
Цель работы — раскрыть сущность вопроса, связанного с человеком и его потребностями, напримере потребности человека, приводящие его в ресторан.

1. Структура потребностей человека
Для выявления диапазонапотребностей человека, приводящих его в ресторан нужно, для начала, составитькраткий анализ наиболее известных классификаций потребностей, а затемпопытаться составить более общую схему формирования потребностей у человека.
Основныепроблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии,границ, уровней и возможностей удовлетворения. В настоящее время основнойсчитается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Онвыделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности(к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Этигруппы составляют иерархическую структуру, т. е. предполагается, чтопотребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены.Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.
Вклассификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования,связи и роста. Потребности существования соответствуют первым двум группампотребностей Маслоу, потребности связи — третьей и четвертой группам;потребности роста — пятой группе. Данная схема, как и схема Маслоу, имеетиерархическую структуру.
Д.МакКлелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Этипотребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимостиот индивидуальной психологии человека.
Однойиз наиболее известных является двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга.Согласно этой теории все факторы, определяющие поведение человека напредприятии, можно разделить на две группы, гигиенические и мотивирующие. Кпервым Герцберг предлагал относить санитарно-гигиенические условия труда,обеспечение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности иуверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностямисамовыражения и развития.
Значительноевнимание уделено анализу потребностей в отечественной литературе по психологиии социологии. В частности, В. И. Тарасенко рассматривал две группыпотребностей: существования и развития; В. Г. Подмарков — три группы:обеспечения, призвания и престижа.
Вучебниках по общей экономической теории принято деление потребностей напервичные (в пище, одежде, жилье, продолжении рода) и вторичные (в общении,знании, развитии). Обычно отмечается условность такой группировки даже дляотдельного человека в различные периоды его жизни.
Приклассификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно,прежде всего, соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элементанализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе. Врассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полныйперечень потребностей человека установить практически невозможно.
Вомногих классификациях, в том числе наиболее известных, требование полноты несоблюдено. Так, в схемах Маслоу, Альдерфера и МакКлелланда нет групп, к которымможно было бы отнести потребности в свободе, вере, духовном совершенствовании идр.
Важнымаспектом анализа потребностей является их иерархия. Условием возникновенияинтеллектуальных и духовных потребностей является функционированиефизиологических систем человеческого организма. Однако многие авторы этузависимость абсолютизируют. Иногда схема Маслоу излагается так, будтопотребности в творчестве и самореализации могут появиться только после полногоудовлетворения всех остальных потребностей. Хотя некоторая последовательность вудовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считатьодинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве идуховном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворениявсех остальных потребностей (физиологических, причастности, признания и т. д.),а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребностив пище, жилье и безопасности.
Опытпоказывает, что иерархия потребностей является преимущественно индивидуальнойили групповой. Общим можно считать лишь то, что удовлетворение потребностейсуществования на некотором базовом уровне является необходимым условиемформирования всех остальных потребностей. Следовательно, при классификациипотребностей должны учитываться не только их виды, но и уровни удовлетворения.
Такимобразом, известные мне схемы классификации не учитывают: 1) всего диапазонапотребностей человека; 2) индивидуальных различий по составу, иерархии изначимости потребностей; 3) уровней удовлетворения потребностей; 4) зависимостипотребностей от ценностей и целей жизни человека.
Чтобыучесть эти факторы, целесообразно, прежде всего, разделить потребности на двавида: потребности существования и потребности достижения целей жизни.
Кпотребностям существования обычно относят физиологические и безопасности. Яполагаю, что к этому виду должны быть отнесены также и потребностипричастности. Это определяется тем, что человек не может существоватьсколько-нибудь продолжительное время вне какого-либо коллектива (в частности,семьи).
Можновыделить следующие основные уровни удовлетворения потребностей существования:1) минимальный, 2) базовый, 3) уровень роскоши.
Минимальный уровень удовлетворенияпотребностей существования обеспечивает выживание человека.
Базовый (нормальный) уровеньобеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовныхпотребностей. Этот уровень может быть определен как субъективно, так иобъективно. В первом случае критерием достижения базового уровня считаетсявремя, которое человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище,одежде, жилище и безопасности. Целесообразно исходить из того, что это время недолжно превышать половины времени бодрствования. Объективной оценкой базовогоуровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимымдля различных видов деятельности. В частности, труд шахтеров относится к числунаиболее интенсивных и опасных. Поэтому затраты на питание и отдых у шахтеровобъективно больше, чем у конторского персонала.
Уровнемроскошипредлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностейсуществования выше базового уровня становится самоцелью и/или средствомдемонстрации высокого общественного положения. На уровне роскоши человек «живет,чтобы есть, а не ест, чтобы жить». Характеристика соответствующего образажизни имеется в работах А. Маршалла, Т. Веблена и многих других авторов.
Приведенныеуровни, разумеется, не исчерпывают всех ступеней удовлетворения потребностейсуществования. У большинства людей уровень удовлетворения физиологическихпотребностей существенно влияет на структуру интеллектуальных, социальных идуховных потребностей. Вместе с тем с древнейших времен известно, что чемменьше человек ориентирован на материальные блага, тем больше у него свободы отжизненных обстоятельств и сильных мира сего. Все великие философы и религиозныедеятели — те, кого принято называть Учителями человечества, призывали кразумному ограничению физиологических потребностей.
Такимобразом, после достижения базового уровня удовлетворения потребностейсуществования формируются потребности достижения целей жизни, которые,целесообразно дифференцировать на четыре группы:
1)материальные блага для индивидуума и семьи;
2) власть ислава;
3) знания итворчество;
4) духовноесовершенствование.
Взависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний у однихлюдей после достижения базового уровня удовлетворения потребностейсуществования будет доминировать стремление к максимизации потребленияматериальных благ; у других — к власти и славе; у третьих — к знаниям итворчеству; у четвертых — к духовному совершенствованию.
Структурапотребностей может меняться у одного и того же человека на протяжении различныхпериодов его жизни. При этом, чем ниже субъективно-нормальный уровеньудовлетворения потребностей существования, тем более вероятно, что после егодостижения будут доминировать интеллектуальные и духовные потребности.
Основныеотличия предлагаемой структуры потребностей состоят в следующем:
·          потребностиделятся на два вида: существования и достижения целей жизни;
·          кпервому виду относятся потребности: физиологические, безопасности,причастности; ко второму — потребности в материальных благах, власти и славе,знаниях и творчестве, духовном совершенствовании;
·          выделяютсятри уровня удовлетворения потребностей существования: минимальный, базовый,уровень роскоши;
·          потребностидостижения целей жизни формируются после достижения базового уровняудовлетворения потребностей существования;
·          базовыеуровни удовлетворения потребностей существования могут иметь значительныеиндивидуальные различия.

2. Потребность в ресторане
Вполневозможно удовлетворять естественную потребность человека в еде за стольневысокую плату, то почему же многие готовы платить целые состояния запосещение ресторанов? Не почему рестораны имеют такие высокие цены, а почемулюди готовы так много платить, когда можно приготовить обед или ужин дома, даеще и в два, а то порой и три раза дешевле?
Желаниевкусно поесть — это только одна из причин посещения ресторанов. Ведь человекидет туда, вовсе не для того, чтобы насытиться. Большинство людей посещаетрестораны, чтобы пообщаться с другими, обсудить деловые вопросы, если он идеттуда с сотрудником по работе или попросту развлечься и отдохнуть от земнойсуеты. Однообразный образ жизни очень быстро наскучивает и у человека возникаетпотребность, что-то изменить, но бывает, что это просто невозможно сделать итогда приходиться, как-то выходить из этой ситуации. Каждый день мыотправляемся на работу, в институт, в школу, мы ждет от этого, что-тоинтересного, нового, но ничего подобного не происходит. Возвращаясь, домой тыдумаешь: " опять все то же, что и каждый день, ужин и скучные иоднообразные беседы с давно надоевшими людьми", а хочется какого-торазнообразия. И нам просто хочется отдохнуть от всего этого, сменитьобстановку.
Такимобразом, ресторан встаёт в один ряд с кинотеатром, театром и прочими местамиотдыха. Он становится частью ритуала общения с нужными людьми.
Ресторанпредоставляет эффективное обслуживание и позволяет устранять множество проблем,связанных с тем, что приготовить и где встретиться с людьми, живущими не так близкоот вас. Ресторан также является самой благоприятной альтернативой длясостоятельных, но малоразговорчивых людей, желающих «пообщаться» скем-либо на деловой, сексуальной, семейной или какой-либо другой основе. Онпозволяет встретиться на нейтральной почве, позволяет произвести на собеседникаблагоприятное впечатление. Если возникает потребность в разговоре, то онвозникает, если же нет, то можно просто посплетничать об окружающих, поговоритьо качестве блюд. Многие посещают рестораны, чтобы уйти от действительности,подобно тому, как они ходят в кино.
Конечно, ресторан – этоне только вкусная еда. Хороший ресторан – это особый мир, в который мыпогружаемся на несколько часов, мир, который не похож на нашу обычную жизнь.Ведь в рестораны мы ходим не только из гастрономических соображений, оченьчасто мы ходим туда просто за новыми или хорошо забытыми ощущениями. Намприятно иногда оказаться вдруг в готическом замке, или деревенской избушке, илироскошном восточном дворце – иначе говоря, в тех местах, которые мы посещаемобычно только в отпуске. Поэтому, хороший ресторан во многом — это возможностьсовершить быстрое и экзотическое путешествие, и главную роль в этом играет,конечно, его интерьер.
Зачем еще мы ходим врестораны? Чтобы приятно провести время с любимым человеком и, возможно,сказать ему наконец-то самые нужные слова. Чтобы обсудить важные деловыевопросы не в офисной суете, а в спокойной и располагающей обстановке за бокаломхорошего вина после приятного ужина. Чтобы встретиться с друзьями, которых невидели много лет. Во всем этом далеко не последнюю роль играет атмосфера тогоместа, где вы собираетесь встречаться. Атмосфера, конечно, крайне субъективноепонятие и складывается из множества факторов, но уют, спокойствие,доброжелательное соседство и возможность почувствовать себя почти как домаодинаково ценно для любого посетителя любого ресторана.

3. Иерархияпотребности в ресторане
Когда намчто-то не хватает, мы испытываем нужду, а вместе с тем находимся в зависимостиот этого чего-то. Престарелые и одинокие нуждаются в опеке, помощи, сочувствии.Голодный человек нуждается в пище, в нашем же случае в потребности человекапосещать ресторан. Именно поэтому считается, что потребность — состояние живогосущества, выражающее его зависимость от того, что составляет условия егосуществования. Неживое не испытывает потребности.
Состояниенужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущениенеудовлетворенности. Это напряжение и заставляет человека проявлять активность,что-то предпринимать, чтобы снять напряжение. В нашем случае это однообразныйобраз жизни: работа, институт, школа, дом. Проявление нужды отвлечься отповседневности, например тем самым, сходить в ресторан. Удовлетворениепотребности — процесс возвращения организма в состояние равновесия, снятиенапряжения. Сходив в ресторан, человек насыщает потребность — снимаетнапряжение.
Видимо,чувство неудовлетворенности выполняет ту же самую функцию, что и чувство боли.Оно сообщает нашей психике о непорядке в нашем организме, его расстройстве. Небудь таких сигналов, организм давно разрушился бы. Таким образом, рольпотребностей прогрессивна. Можно с уверенностью говорить, что человеческуюцивилизацию, достижения культуры и общественное здание строили люди глубоконеудовлетворенные. Потребности — движущая сила человеческой активности, причинамногих наших действий и поступков. Разумеется, не единственная.
4. Динамикапотребности в ресторане
Пружиной,своеобразным мотором, приводящим потребности в движение, выступает принципиерархии. Согласно ему, потребности каждого нового уровня становятсяактуальными (насущными), заявляют о себе лишь после того, как удовлетворенызапросы предыдущего. Мотивирующей силой обладают только неудовлетворенныепотребности. Голод движет человеком до тех пор, пока он не утолил его. Так и внашем случае, мы будем хотеть сходить в ресторан, до тех пор, пока не сходимтуда. Следовательно, реальный потенциал (сила воздействия) потребности естьфункция от степени ее удовлетворения. Сила воздействия потребности, ееинтенсивность кроме того зависят от занимаемого ею места в общей иерархии.Физиологические потребности, независимо от степени воздействия ихудовлетворения, обладают большей силой воздействия, чем, например,эгоистические, занимающие четвертую ступеньку. По мере продвижения вверх силавоздействия скорее убывает, нежели возрастает. Действительно, голодный ихолодный человек вряд ли будет думать о стихах или наслаждаться величиемклассической музыки. Только одиночки способны на такие подвиги. Голод чаще осебе заявляет, чем скажем, потребность в общении. Сколько вы можете пробыть безеды, не испытывая дискомфорта? А без общения с другими людьми?
Оказывается,потребности не предзаложены в человеке от века, а возникают и исчезают,формируются и деформируются. Потребности можно расположить на некоторомконтинууме. На одном его полюсе располагаются стихийные потребности(физиологические), мало поддающиеся сознательному регулированию, а на другом — искусственные, созданные благодаря социальной среде (духовные). Они поддаются контролюсо стороны сознания. Если низшие потребности присущи всем людям в равной мере,то высшие — в неодинаковой. Образованные и необразованные испытывают чувствоголода, но вторые вряд ли испытывают острую потребность в творчестве.Неодинаково присущи людям социальные (стремление к общению) и эгоистические(намерение выдвинуться, сделать карьеру). Правда, причиной тому служат нетолько социальные факторы, но и психологические особенности индивида, например,любовь к уединению. В общем и целом высшие потребности сильнее дифференцируютлюдей, различают друг от друга, нежели низшие.
Чем вышезапросы личности, тем сложнее процесс формирования потребностей. Состоятельноеобщество, имеющий более высокий доход, разочаровывается в походе в обычную,дешевую " забегаловку". Ведь чем выше класс общества, тем вышепритязания. И как следствие — более затяжной период выбора ресторана по своемухарактеру, запросам.
Подавлениепотребностей любого уровня деформирует личность и поведение. Человек сподавленными потребностями в безопасности, статусе, самореализациинеполноценен. Его неполноценность выражается в апатии, стремлении избегатьответственности. Неполноценным индивид вырастает в силу социальных условий,например, жизни в авторитарном обществе, пребывании в тюрьме или психбольнице,а не по причине дефектов в психике или организме.
Побуждение — ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность и цель.Порождается потребностью.
Придостижении цели удовлетворение потребности может быть положительным (полным иличастичным) и отрицательным. В первом случае человек склонен:
— приповторении ситуации повторять данное поведение;
— искатьновые подобные ситуации.
Во второмслучае такое поведение в будущем избегается.
Рассмотримпример это на нашем примере:
Человек имеетпотребность в еде и отдыхе от повседневного образа жизни. На базе этойпотребности у него возникает побуждение сходить в ресторан покушать и отдохнутьи отвлечься. Если этим актом он удовлетворяет только первичную потребность(непосредственно в насыщении), то можно ожидать повторения такого поведения.Однако современный человек социализирован, и этим актом он удовлетворяет (илинет) еще целый букет вторичных потребностей:
— впринадлежности («приятель ужинает в ресторане среднего класса» или«в моем социальном круге не принято ужинать в подобном ресторане» ит.д.),
— в власти(«я ужинаю в ресторане, хотя мама и не разрешает, потому, что это гораздодороже, чем дома»),
— в успехе(«это очень дорогая еда»), и т.д.
В этом случаепредсказать поведение конкретного человека (в том числе и ему самому)становится уже очень сложно.
Этот простойпример достаточно наглядно показывает возможности организации мотивации черезпотребности и проблемы, возникающие при этом.
1. Структурапотребностей у конкретного человека определяется, среди прочих факторов, местомв социальной иерархии и ранее приобретенным опытом, а эти показатели в группелюдей имеют большой диапазон изменений. Поэтому трудно организовать единуюмотивацию для группы.
2.Удовлетворение одной и той же потребности у двух людей может требоватьсовершенно разных действий. Например, потребность в отдыхе и еде можетреализовываться у одного человека походом в ресторан, а у другого – поужинать иотдохнуть дома.

ЗаключениеИ в заключении можно сделать следующий вывод: человек можетжить хлебом единым — если ему не хватает хлеба. Но, что происходит с желаниямичеловека, когда хлеба достаточно, когда его желудок постоянно сыт? Сразу жепоявляются другие, более широкие потребности и начинают доминировать в организме.Когда и они удовлетворены, все новые и новые, еще более высокие потребностивыходят на сцену. Эмоциональная природа человека опирается на низшую природу,нуждается в ней как в основе и терпит неудачу без этой основы. Для большинствачеловечества высшая природа человека недостижима без удовлетворения низшейприроды, как ее опоры. Человек, испытывающий потребность, будет продолжатьпоисковую деятельность до тех пор, пока не удовлетворит эту потребность и неустранит связанное с нею напряжение. Напряжение сменяется релаксацией,релаксация — напряжение. И так до бесконечности. Идеальным считается состояниепокоя, равновесия, соответствующее внутриутробной жизни.
Систематическое изучение потребностичеловека, на примере потребности в ресторане, позволяет сделать следующий вывод:да он может пообедать или по ужинать дома, но это он делает каждый день, и тутпоявляется другая потребность, например время от времени посещать ресторан иэта потребность начинает доминировать в организме. Удовлетворив эту потребность,вслед возникнет другая и так до бесконечности.

Список использованнойлитературы
1. Марченко Т. А. «Потребность как социальное явление».Москва, 2000г
2. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. – Питер, 2008г.352 с.
3. Макклелланд Д.: Мотивация человека. – Питер, 2007г. 672с.
4. Оганяна К.М. " Человек и его потребности". СПбУчебное пособие., 2004 г.
5. Эгертон-Томас Кристофер:Ресторанный бизнес. «Как открыть и успешно управлять рестораном», 4глава, 268с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.