СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….31. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ………………………………………………4
2. ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИКУЛЬТУРЫ………………………9
3. ДЕЛИКВЕНТНАЯКУЛЬТУРА……………………………….…….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ…………………….20
ВВЕДЕНИЕ
Культура — это сложное и многоплановое явление, которое отнюдь не сводится только к этикеповедения, искусству или гуманитарным знаниям. Созданная человеком и потомунеприродная, она включает в себя и отношение к природе (культураэкологическая), и отношение к себе самому как к природному телу (культура физическая)и отношение к себе же, но как к явлению социальному (культура экономическая иполитическая).
В данной работе будетрассмотрен социальный аспект культуры, как неотъемлемой части человеческой жизни.Данная тема особенно актуальна, потому как культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степенирегулирует их поведение. О том, насколько важна культура для функционированияиндивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченныхсоциализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемыхдетей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми,свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоитьупорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства ксуществованию.
Основной целью даннойработы является изучение культуры, как социального явления, как системы норм иценностей современного общества. Для достижения данной цели необходимо решитьследующие задачи:
▬ рассмотретьпонятие, основные формы и разновидности культуры;
▬ охарактеризовать деликвентнуюкультуру;
▬ обобщитьполученный материал и отразить его в работе.Объектом изучения данной работы является культура, каксоциальное явление, ее роль в современном обществе. Предметом исследования являютсякультурные процессы, протекающие в обществе.
Вкачестве теоретической основы изучения в работе широко применялись труды иучебные пособия российских авторов по социологии.
1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ
Вповседневной жизни понятие о культуре возникает, когда говорят об обычнойвоспитанности и бытовой этике. При этом такое понятие ограничивается толькорамками культуры поведения. Такого понятия для понимания культуры и длявыявления ее сущности недостаточно. Так, в 1964 году американские исследователиА. Кребер и К. Клакхон собрали около 257 определений культуры и сделали более100 попыток определить это понятие описательно. С тех пор эти цифры толькоросли. Недостатка в определениях нет и в отечественной социологии икультурологии. Уже одно это ясно свидетельствует о том, сколь сложен данныйсоциальный феномен — культура.
Чтобы понять сущностькультуры, как социального явления, необходимо рассмотреть некоторые определениякультуры.
Мир человека — это миркультуры. В своем первоначальном значении культура («возделанное»)противостоит «натуре» (природному) и означает то, что отличаетчеловека от природы, отличает искусственный мир от естественного. Это мир,создаваемый самим человеком, и он противостоит и миру природному, и мирубожественному, существующему помимо человека. Культура включает в себя всенакопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения. Т.е.,культура есть «концентрированный опыт предшествующих поколений, дающий возможностькаждому индивиду усвоить этот опыт и участвовать в его умножении»[1].
Культура — это освоенныйи овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности, опыт — это закрепленноеединство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации;программу, принятую в качестве образца при решении возникающих задач. Т.е.культуру можно рассматривать как определенный набор стереотипов, определяющий итем самым ограничивающий человеку возможность действовать в любых условиях.
Любой исторический типкультуры представляет неразрывное единство двух составляющих — актуальнойкультуры и культуры накопленной, или культурной памяти. Под актуальнойкультурой понимается та часть культуры, которая непосредственно функционирует вданном обществе и выражается в повседневных проявлениях — культуре труда, быта,поведения. Культурная память — это определенная культурная деятельность,которая непосредственно не участвует в воспроизводстве общественной жизни. Этокак бы отложенные, но не стертые прогрессом старые знания и умения, лежащие в основесовременного уровня развития и при необходимости, извлекаемые из забытья. Так,спички выступают сегодня элементом актуальной культуры, в то время какполучение огня при помощи трения относится к сфере культурной памяти. Принеобходимости мы способны заняться трением палочек, но лишь при том условии,что наши спички безнадежно отсырели.[2]
На все встающие перед ним вопросы человек ищет ответ вусвоенной им культуре. Последняя же предлагает ему выбор — актуальный или накопленныйопыт. Выбрать что-то третье невозможно, ибо нельзя выбрать то, чего нет, или,что еще неизвестно. Когда социальные катаклизмы сотрясают общество и жизньчеловека становится невыносимой, а актуальная культура ни в экономике, ни вполитике, ни в идеологии не дает ответа на животрепещущие вопросы, человекначинает искать ответ за ее пределами. И здесь иного, чем накопленный опыт, чемтрадиция, культура ему не дает. Люди ищут ответ в прошлом, потому что больше имискать негде. Отдельный человек — мыслитель, гений — способен подняться надограниченностью культуры и увидеть новые горизонты развития. Масса же всегдаисповедует принцип «Новое — это хорошо забытое старое». Таковпарадокс культуры.
Биологическая единицавида Homo sapiens становится человеком по мере приобщения к культуре. Примерынастоящих, а не сказочных «Маугли» трагичны именно тем, что выпавшийв силу случая из культурной среды человеческий детеныш уже никогда не могвернуться в мир людей, овладеть речью и навыками общения. Культура вбираетсяноворожденным из общения с людской средой. Благодаря этому, усваиваются навыкиконтактов с себе подобными, действий с предметами, форм выражения эмоций,умения говорить и т.д. Следовательно, культура — это человеческое в людях, этостепень, мера формирования, развития и реализации социальных (сущностных) силчеловека в его многообразной общественной деятельности. Именно культура отличаетчеловека от всех остальных живых существ.
Так, пожалуй, и можносформулировать общее определение культуры.
Культура — этосовокупность всего того, что делает человека человеком. Причем «все»включает в себя как чисто природные объекты, так и предметы, созданные людьми,и духовные явления[3].
В функциях культурысокрыта та роль, которую она играет в жизни общества. Человек формируетсявследствие своего приобщения к культуре, а потому человекотворческая функцияможет быть названа главной функцией культуры. Из человекотворческой функциивытекают и остальные функции — передачи социального опыта, регулятивная,ценностная и знаковая.
Связывая старших имладших в единый поток истории, культура выступает действительной связьюпоколений, передавая от одних другим социальный опыт. Ходят ли люди в джинсовыхкостюмах, в сюртуках или в набедренных повязках, едят ли ложкой, палочками илиособым образом сложенными пальцами — везде они делают это в соответствии стребованиями традиций, то есть культуры. Из каждого времени культура отбираетте крупицы социального опыта, которые имеют непреходящее значение. Благодарятакому отбору каждое новое поколение получает как бы концентрированный опытпрошлого (функция передачи социального опыта).
Но культура не толькоприобщает человека к аккумулированным в опыте достижениям предшествующихпоколений. Одновременно она сравнительно жестко ограничивает все виды егообщественной и личной деятельности, соответствующим образом регулируя их, в чемпроявляется ее регулятивная функция. Культура всегда предполагает определенныеграницы поведения, тем самым, ограничивая свободу человека. З. Фрейд определялее как «все институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений»и утверждал, что все люди ощущают жертвы, требуемые от них культурой радивозможностей совместной жизни[4].
Однако культура не толькоограничивает свободу человека, но и обеспечивает эту свободу. Отказавшись отанархистского понимания свободы как полной и ничем не ограниченнойвседозволенности, марксистская литература долгое время упрощенно толковала еекак «осознанную необходимость». Между тем, достаточно одногориторического вопроса (свободен ли в полете выпавший из окна человек, если оносознает необходимость действия закона тяготения?), дабы показать, что познаниенеобходимости есть лишь условие свободы, но еще не сама свобода. Последняя жепоявляется там и тогда, где и когда у субъекта появляется возможность выборамежду различными вариантами поведения. При этом познанием необходимостиопределяются те границы, в которых может осуществляться свободный выбор.Культура способна предоставить человеку поистине безграничные возможности длявыбора, т.е. для реализации его свободы. В понятиях отдельного человека практическибезгранично количество видов деятельности, которым он может себя посвятить. Нокаждый профессиональный вид деятельности — это отдифференцированный опытпредшествующих поколений, т.е. культура.[5]
Овладение общей ипрофессиональной культурой выступает необходимым условием для перехода человекаот репродуктивной деятельности к творческой. Творчество же есть процесссвободной самореализации личности. Наконец, и в среде досуга культура постояннозаставляет человека выбирать, чему посвятить свое время (театр? кино?телевизор? книга? прогулка? поход в гости?), что именно предпочесть (КВH попервой программе, интервью известного политика по второй или«ужастик» по кабельному каналу?), как реализовать сделанный выбор(смотреть КВH дома, или в гостях, или дома, но в присутствии гостей?). Любаярайонная библиотека способна предложить столько альтернатив для выбора, чтонеискушенный читатель может даже растеряться. И это не случайно. Чем меньшезнает человек о мире культуры, тем уже его возможности выбора, тем менее онсвободен. И наоборот. Не случайно известный русский философ H.А. Бердяевполагал свободу важнейшей сущностной характеристикой культуры[6].
Следующая основнаяфункция культуры — знаковая. Сущность ее состоит в том, что человечествофиксирует, передает накопленный опыт в виде определенных знаков. Так, дляфизики, химии, математики (и других точных наук) специфическими знаковымисистемами выступают: формулы; для музыки – это ноты, для языка – это слова,буквы и иероглифы. Овладение культурой невозможно без овладения ее знаковымисистемами. Культура не может транслировать социальный опыт, не облекая его вспецифические знаковые системы, будь то цвета светофора или национальные разговорныеязыки.
И, наконец, последняя изосновных функций культуры — ценностная. Она тесно связана с регулятивнойфункцией, ибо формирует у человека определенные установки и ценностныеориентации, в соответствии с которыми он либо принимает, либо отвергает вновьпознанное, увиденное и услышанное. Именно ценностная функция культуры даетчеловеку возможность самостоятельной оценки всего того, с чем он сталкиваетсяна протяжении всей своей жизни, то есть делает его личность неповторимой.[7]
Разумеется, функциикультуры активно взаимодействуют, и нет более ошибочного представления окультуре, чем представление ее в статичности и неизменности. Культура – этовсегда процесс. Она находится в изменении, в динамике, в развитии, в этомсостоит ее великая жизненная сила.
В целом, можно сказать,что культура – это своеобразный цемент здания общественной жизни.
2. ФОРМЫ ИРАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ
Культура представляетсобой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, нотесно переплетены и взаимосвязаны. Как система, она может быть структурированапо различным основаниям.
По носителю культураделится на культуру общечеловеческую (или мировую), национальную, культурусоциальной группы (классовую, сословную, профессиональную, молодежную),территориальную (культура городская и культура сельская), культуру малой группы(формальной или неформальной) и культуру отдельного человека.
По источникам формированияследует разделить культуру народную и профессиональную. Народная культура ярчевсего представлена фольклором, хотя не исчерпывается им. Она не имеет явного иопределенного автора («народная медицина», «народнаяпедагогик» и т.д.) и передается из поколения в поколение, постояннодополняясь, обогащаясь и модифицируясь. Следует отметить, что в прошломнародная культура противопоставлялась культуре профессиональной как нечто«второсортное» и недостойное внимания образованного человека. Интереск ней появился лишь с эпохи нового времени[8].
Профессиональная культурасоздается людьми, профессионально занятыми данной сферой деятельности и, какправило, прошедшими специальную подготовку к ней. Принадлежность результатов ихдеятельности тому или иному автору строго фиксирована и юридически защищенаавторским правом от любых позднейших изменений и модификаций кем-либо другим.
Сравнительно недавно воборот вошло еще одно значение понятия «профессиональная культура»,рассматриваемое в паре с понятием «общая культура личности». Общаякультура включает в себя те этические, общеобразовательные, религиозные ипрочие знания, которыми должен обладать и руководствоваться в своейдеятельности каждый член общества, невзирая на его профессиональнуюпринадлежность. Культуру профессиональную, в таком случае, составляет тоткомплекс знаний, умений и навыков, владение которым делает специалиста каждогоконкретного вида труда мастером своего дела, работающим на уровне мировыхстандартов. Но общая и профессиональная культура конкретного человека могут несовпадать (обладающий высокой профессиональной культурой инженер в плане общейкультуры может характеризоваться прямо противоположным образом).
Культура народнаявозникает на заре человечества и значительно старше культуры профессиональной,появившейся лишь с переходом общества к стадии разделения умственного ифизического труда. С появлением профессиональной культуры возникают испецифические институты, предназначенные для развития, сохранения ираспространения культуры. К ним относятся архивы и музеи, библиотеки и театры,творческие союзы и объединения, издательства и редакции, инженерные имедицинские общества и т.д.[9].
Культуру можноструктурировать по ее видам. Наиболее широко известно деление культуры наматериальную и духовную. К первой традиционно относят культуру материальногопроизводства; материальную культуру быта, под которой понимается культура средыобитания и культура отношения к вещам; а также культуру отношения человека ксобственному телу — культуру физическую. К духовной культуре причисляюткультуру интеллектуальную, нравственную, правовую, художественную ирелигиозную. Противопоставление материальной и духовной культуры весьмаусловно, ибо, материальная культура потому есть культура, что она в то же времядуховна.
Культура человекаскладывается из двух частей: внутренней и внешней. Внутренняя культура — этознания, чувства и умения, лежащие в основе жизни человека (образованность,развитый интеллект, добродетельность-нравственность, профессиональнаяподготовка). Внешняя культура — это культура поведения, культуранепосредственного контакта, общения с людьми, с окружающей средой. Внешняякультура рождается на стыке внутренней культуры человека с окружающей средой.
Внешняя культура вотдельных случаях может быть не связана с внутренней культурой или дажепротиворечить ей. Культурный и дельный человек может быть элементарноневоспитан. И, напротив, внешне воспитанный человек может быть пустой,безнравственный, без глубокой внутренней культуры. Внешняя культура относительнонезависима от внутренней. Вольтер говорил: «Этикет — это разум для тех, кто егоне имеет». И он во многом прав. Ты можешь хорошо знать правила этикета исоблюдать их, но при этом не обладать соответствующей внутренней культурой, втом числе развитым интеллектом. Внешнюю культуру называют по-разному: культуройповедения, этикетом, хорошими манерами, правилами хорошего тона, благовоспитанностью,культурностью… Это говорит о том, что в зависимости от конкретной задачи людиакцентируют внимание на какой-то одной стороне внешней культуры: чаще всеголибо на знании правил поведения и их соблюдении либо на степени вкуса, такта,мастерства в овладении внешней культурой. Внешняя культура состоит из двух«частей»: того, что идет от общественного мнения (разных общепринятых правил,этикета) и того, что идет от совести человека (деликатность, такт, вкус,манеры).[10]
Культура выступаетуникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайноразнообразна в своих конкретных проявлениях. Следует отметить, что одниисследователи связывают культуру с информацией и знаковыми системами, в которыхона закодирована. У других она предстает, как уникальная технологиячеловеческой деятельности. Третьи видят в ней внебиологическую системуадаптации человека. Четвертые — степень свободы в человеческой деятельности. Наконец,всем чуть ли не со школьной скамьи известно понимание культуры, каксовокупности созданных человеком материальных и духовных ценностей.
Универсальность родовогопонятия (культура) проявляется и в каждом из его видов, поэтому, о каком бы иливиде (аспекте) культуры ни шла речь, необходимо четко определить ракурсрассмотрения. В соответствии с этим, классификацию видов культур проводят понекоторым признакам:[11]
1. Сообразно видамчеловеческой деятельности — анализу подлежат содержание, сущность, структура,исторические типы, виды взаимосвязи и взаимовлияния:
а) культуры труда икультуры досуга;
б) культуры экономическойи культуры политической;
в) культуры эстетическойи культуры нравственной;
г) иных видов культур,связанных со спецификой
проявлений тех или иныхвидов деятельности.
2. По сферамжизнедеятельности человека:
а) культура семьи икультура производственного коллектива;
б) культура города и культурасела и т.д.
Здесь явно выражена свояспецифика: национальная, территориальная, историческая. Выявляются конкретныйкультурный уровень, его критерии, факторы, на него влияющие; определяютсявозможности приобщения к культурной деятельности; на эмпирическом материалеизучаются различные виды общностей, в среде которых осуществляется культурнаядеятельность индивидов. При этом названный второй подход к делению культуры поее видам не исключает первый, а дополняет и как бы накладывается на него.
3. По наличиюопределенных социальных общностей — осмыслению и описанию подлежит культурарабочих и колхозников, фермеров и предпринимателей, городской и сельскойинтеллигенции. В зависимости от социальных условий определяется характеркультурной деятельности, уровень культурных запросов и возможности для ихудовлетворения и развития.
4. Сообразнопрофессиональным общностям — исследованию подвергаются культура, культурныйуровень и культурная деятельность учащихся и студентов, врачей и учителей,инженеров и техников и т.д.
5. Посоциально-демографическим параметрам — ученые, занявшие такую позицию,исследуют и сопоставляют, культуру молодежи и культуру людей взрослоговозраста, культуру мужчин и культуру женщин и т.д.
6. Происхождениекультуры, ее генезис — этот аспект позволяет вести речь о культуре народной ипрофессиональной, их специфике и зависимости, закономерностях историческогоформирования и развития.
7. По степени общностилогично и целесообразно выделяется общая культура, характерная для всегообщества, и культура профессиональная, присущая лишь людям данного родазанятий.
Разумеется, семьперечисленных вариантов подхода к делению культуры по видам, при всем различииисходных оснований, не только не исключают, но значительно дополняют иконкретизируют друг друга.[12]
Культура проявляется в своих формахи разновидностях. Формы культуры бывают трех видов: элитарная, народная имассовая. Элитарная культура, или высокая, создается привилегированной частью общества,либо по ее заказу профессиональными творцами, она трудна для понимания неподготовленногочеловека. В отличие от элитарной — народная культура создается анонимнымитворцами, не имеющими профессиональной подготовки, ее называют любительской иликоллективной (но не по уровню, а по происхождению), включает в себя мифы,легенды, эпосы, сказки, песни и танцы — это фольклор. Массовая культура — этоконцертная и эстрадная музыка и многое другое — поп-культура, китч(псевдоискусство, низовой слой массовой культуры, проявляющийся в бульварнойпрессе, примитивном кино и видео).
Существует также и дверазновидности культуры: субкультура и контркультура. Субкультура — это часть общей культуры, система ценностей, присущихбольшой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная). Контркультураобозначает субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры,но противостоит ей, находится конфликте с господствующей культурой (молодежная,субкультура террористов).
3. ДЕЛИКВЕНТНАЯКУЛЬТУРА
Деликвентная культура — этокультура преступного мира, это совокупностьдуховных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающихдеятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести,сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколенийправонарушителей. Основу криминальной субкультуры составляют чуждыегражданскому обществу ценности, нормы, традиции, различные ритуалыобъединившихся в группы преступников. В них в искаженном и извращенном видеотражены возрастные и другие социально-групповые особенности населения. Еёсоциальный вред заключается в том, что она уродливо социализирует личность,стимулирует перерастание возрастной, экономической, национальной оппозиции вкриминальную, именно потому и является мощнейшим механизмом воспроизводствапреступности.
Считается,что вначале эта культура возникла в закрытых исправительных учреждениях, азатем распространилась за их пределами, захватив значительную частьподростково-юношеской популяции, прежде всего трудовых и педагогически трудныхподростков, которые составили позднее основную массу осужденных «первоходков». Такаякультура блокирует и извращает воспитательные действия педагогов и окружающих,разрушает внутриколлективные отношения, замещая коллективистские отношенияотношениями круговой поруки, коллетивизм – клановостью, товарищество – лжетовариществом,поощряет преступное поведение и преступный образ жизни.[13]
Деликвентная (криминальная) субкультура отличается отобычной культуры криминальным содержанием норм, регулирующих взаимоотношения иповедение членов группы между собой и с посторонними для группы лицами. Онипрямо, непосредственно и жестко регулируют криминальную деятельность,преступный образ жизни, внося в них определенный порядок.
В культуре преступного мира отчетливо прослеживается:[14]
- резко выраженная враждебность поотношению к общепринятым нормам и криминальное содержание субкультуры;
- внутренняя связь с уголовнымитрадициями;
- скрытность от непосвященных;
- наличие целого набора строгорегламентированных в групповом сознании атрибутов (татуировки, «блатной» язык ит.д.);
- попрание прав личности,выражающееся в агрессивном, жестком и циничном отношении к «чужим» слабым ибеззащитным;
- отсутствие чувства сострадания клюдям, в том числе и к «своим»;
- нечестность и двуличное отношениек «чужим»;
- паразитизм, эксплуатация «низов»,глумление над ними;
- обесценивание результатовчеловеческого труда (вандализм);
- неуважение прав собственников,выражающееся в кражах и хищениях;
- поощрение циничного отношения кженщине, половой распущенности;
- поощрение низменных инстинктов и формасоциального поведения.
Ценности культуры формируются с учетом следующих факторов:[15]
- наличие широкого поля деятельностии возможностей для самоутверждения и компенсации неудач, постигших в человека вобществе;
- сам процесс криминальнойдеятельности, включающий в себя риск, экстремальные ситуации и окрашенныйналетом ложной романтики, таинственности и необычности;
- снятие всех моральных ограничений;
- отсутствие запретов на любуюинформацию (в т.ч. на интимную).
В отличие от законопослушных социальных групп вкриминальных группах социально-психологическая стратификация закрепляетсясоциальной стигматизацией (социальное клеймение). Это означает, что статус,роль и функции личности в группе отражаются в знаках, вещественных атрибутах испособах размещения индивидуума в пространстве, занимаемом криминальнойгруппой. Таким образом, в криминальных сообществах действую определенные «знакиразличия», «читая» которые, можно точно определить «кто есть кто». Средствамисоциальной стигматизации являются:[16]
- татуировки, в которых с помощьюнадписей, рисунков, условных знаков, аббревиатур отражается опыт человека вкриминальной среде, степени его авторитета, притязания и ожидания;
- клички по степени благозвучности,возвышенности, которых можно судить о положении личности в криминальном сообществе;
- система вещественных атрибутов, ккоторым относятся носильная одежда и обувь, личные вещи, пища и тому подобное.
- размещение человека в пространстве(по спальным местам и т.д.).
Криминальная субкультура, представляя собой целостнуюкультуру преступного мира, с ростом преступности все более расслаивается на рядподсистем (воровская, тюремная, рэкетиров, проституток, мошенников) противостоящихофициальной культуре. Степень сформированности криминальной культуры, еёвлияние на личность и группу бывает различной. Она может встречаться в видеотдельных, не связанных друг с другом элементов; может получать определённоеоформление; и может доминировать в данном заведении (микрорайоне, населенномпункте), полностью подчиняя своему влиянию, как криминогенный контингент, так изаконопослушных людей.
Культура преступного мира включает в себя субъективныечеловеческие силы и способности, реализуемые в групповой криминальной деятельности(знания, умения, профессионально-преступные навыки и привычки, этическиевзгляды, эстетические потребности, мировоззрение, формы и способы обогащения,способы разрешения конфликтов, управления преступными сообществами,криминальную мифологию, привилегии для «элиты», предпочтения, вкусы и способыпроведения досуга, формы отношений к «своим», «чужим», лицам противоположногопола и т.п.), предметные результаты деятельности преступных сообществ (орудия испособы совершения преступлений, материальные ценности, денежные средства и т.п.).[17]
Все это находит отражение, прежде всего, в особой«философии» уголовного мира, оправдывающей совершение преступлений, отрицающейвину и ответственность за содеянное, заменяющей низменные побуждения благороднымии возвышенными мотивами: в насильственных преступлениях – чувством«коллективизма», товарищеской взаимопомощи, обвинением жертвы и т.д.; вкорыстных преступлениях – идеей перераспределения имеющейся у людейсобственности и её присвоения с самой разнообразной «позитивной» мотивацией.Переход к рыночным отношениям стимулировал в преступной среде идею быстрогообогащения, пренебрежения экономическими интересами других людей, что даловспышку корыстной преступности со своими жесткими правилами игры.
Криминальная субкультура базируется на дефектахправосознания, среди которых можно выделить правовую неосведомленность идезинформированность, социально-правовой инфантилизм, правовое бескультурье,социально-правовой негативизм и социально-правовой цинизм. При этом дефектыправосознания усугубляются дефектами нравственного сознания, пренебрегающегообщечеловеческими принципами морали.
Однако в этических воззрениях уголовного мирапроявляется ряд противоположных тенденций, влияющих на установки личности игруппы:
- возврат к классическим «воровскимтрадициям» (тенденции традиционализма); к «законам нэпманских воров»;
- обновление воровских «законов» всвязи с изменениями в обществе (тенденции модернизма);
- ужесточение нравов преступногосообщества (тенденция вульгаризации криминальной субкультуры, так называемый«беспредел»);
- копирование норм и законов жизниобщества в связи с его демократизацией (тенденция демократизации).
Важное место в деликвентной культуре занимают «мифы»(уголовная мифология), насаждающая образы «удачливого вора», «смелогоразбойника», «несгибаемого парня», культивирующие «воровскую романтику», «идеюворовского братства», «воровскую честность» и т.п., способствующие сплочениюпреступных групп, возникновению уголовных традиций.
Все структурные элементы криминальной субкультурывзаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.
Функции, выполняемые деликвентной (криминальной)культурой можно разделить на следующие группы:[18]
1. Стратификационные (нормы и правилаопределения статуса личности в группе и уголовном мире, клички, татуировки,привилегии «элиты»).
2. Поведенческие («законы», «наказы»,правила поведения для различных классификационных каст, традиции, клятвы,проклятия).
3. Пополнения уголовного сообщества«кадрами» и работа с новичками («прописка», «приколы», определение сфер и зонпреступного промысла).
4. Опознания «своих» и «чужих»(татуировки, клички, жаргон).
5. Поддержания порядка в уголовноммире, наказания провинившихся, избавления от неугодных («разборки»,стигматизация, «опускание»).
6. Коммуникации (татуировки, клички,клятвы, уголовный жаргон, «ручной жаргон»).
7. Сексуально-эротические (эротикакак ценность, «вафлерство», «парафин», мужеложство, как способы снижения статусанеугодным и др.).
8. Материально-финансовые(изготовление и хранение орудий совершения преступлений, создание «общей кассы»для взаимопомощи, аренда помещений под притоны и др.).
9. Досуговые (извращенная культураотдыха и развлечений).
10.Функция специфического отношения к своему здоровью –от полного пренебрежения им: наркомания, пьянство, членовредительство – до культуризма,активных занятий спортом в интересах криминальной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенныхисследований можно сказать следующее.
Культура — это степень,мера формирования, развития и реализации социальных (сущностных) сил человека вего многообразной общественной деятельности, всего того, что делает человекачеловеком, именно культура отличает человека от всех остальных живых существ.Ее сущность проявляется в функциях, основными из которых являютсячеловекотворческая, передачи социального опыта, регулятивная, ценностная изнаковая.
Культура представляетсобой сложноорганизованную систему, элементы которой множественны и теснопереплетены и взаимосвязаны. Наиболее широко известно деление культуры наматериальную (культура материального производства, материальная культура быта,культура среды обитания и культура отношения к вещам, культура физическую) и духовную(культура интеллектуальная, нравственная, правовая, художественная и религиозная).
Культура проявляется в своих формахи разновидностях. Формы культуры бывают трех видов: элитарная, народная имассовая. Существует также и две разновидности культуры: субкультура и контркультура.Субкультура — это часть общей культуры, система ценностей, присущих большойсоциальной группе (молодежная, женская, профессиональная). Контркультура обозначаетсубкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, нопротивостоит ей, находится конфликте с господствующей культурой (молодежная,субкультура террористов).
Существует особый видкультуры — деликвентная культура (культурапреступного мира) — это совокупность духовных и материальных ценностей,регламентирующих и упорядочивающих деятельность криминальных сообществ, чтоспособствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности,преемственности поколений правонарушителей. Она по сути своей носит агрессивныйхарактер.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонян Ю.М.Тюремная субкультура и нейтрализация ее негативных проявлений // Государство иправо. 1996. № 10.
2. Антонян Ю.М., Бородин С.В. «Преступное поведение и психические аномалии»- М., 2004. – 259 с.
3. Батищев Г.С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек икартина мира.- М.,1987. – 166 с.
4. Еникеев М.И. «Основы общей и юридической психологии» — Юристъ.:-М., 2002. – 401 с.
5. Коган Л.Н. Всестороннее развитиеличности и культура.- ИНФРА- М. — М., 2004.- 112 с.
6. Конев В.А. О сущности освоениякультуры//Методологические проблемы освоения культуры.- К,1988.- 156 с.
7. Лавренова, Т.И. Социология культуры впарадигме современного гуманитарного знания// Социальные науки: история, теория, методология. — М.,2004.- 459 с.
8. Манхейм, К. Избранное: Социологиякультуры / Академия исследований культуры. — М.; СПб.: Университетская книга,2003.- 501 с.
9. Розин В.М. Психология для юристов.- ФОРУМ.- М.,1999. – 95 с.
10.Сильвестров В.В. Философскоеобоснование теории и истории культуры. — М., 2003. – 325 с.
11.Социология: Учебное пособие /Ахметова С.А., Беляев В.А., Большаков А.Г.; Под ред. Ерофеева С.А., НизамовойЛ.Р.; Казан. гос. ун-т. Каф. социологии, Центр социологии культуры. — Казань,2005.- 265 с.
12.Филатова О.Г. Социология культуры:Конспект лекций. — СПб.: Михайлов, 2003. – 411 с.
13.Фрейд З. Будущее одной иллюзии //Сумерки богов.- М.,1989.