Детскийфольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них — влияниеразличных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующихпредставлений и многого другого.
Устнуютрадицию дети лучше всего узнают к 10-12 годам, она еще занимает и увлекает их.Подростки лет с 13 уже порывают с миром детства, ориентируются на нормыповедения своих более старших товарищей, воспринимая и их фольклор. Младшиеподростки /10-12/ не потеряли интерес к своей мифологии, а их юмор почти всегдаеще отражает именно детские понятия и представления.
Вдальнейшем жанры детского фольклора перерождаются в нечто иное, то, что живет ив фольклоре взрослых. С началом полового созревания у мальчиков и девочекскладываются свои идеалы и интересы, понятия о мужском и женском типахповедения. Становится различным и их фольклор. У девочек — сентиментально-романтическая направленность. Они сочиняют романы, пишут дневники,ведут песенники. Чувствующая девушка и чуткий, верный и добрый юноша — вот ихфольклорный идеал. «Низ», сексуальное занимает в фольклоре девочекменьшее место, чем у мальчиков. Они и более пассивные рассказчики анекдотов,особенно «неприличных». Мальчики иногда проявляют повышенный интереск песенникам своих одноклассниц, но целиком отдаются стихии смеховой культуры,которой в песеннике отводится периферийное место.
Представлениямальчиков и девочек, как бы различны они не были, со временем изменяются исближаются — когда сближаются сами девушки и юноши. Происходит взаимнаякорректировка их представлений и поведения. И знакомство с жизненнымиситуациями, стереотипами поведения да и с мировыми сюжетами происходит у детейедва ли не главным образом через фольклор. Здесь будет сделана попытка описанияосновных жанров фольклора младших подростков. Материал собирался с 1987 по1989г. в Ленинграде, в нескольких школах. Я выражаю благодарность всем детям,которые рассказали или записали для меня анекдоты, стихи, и прочее.
Насколькофольклорно само детское сознание, можно увидеть из их снов. Они — отражениеяви, всего накопленного детской психикой за день и за все годы с рождения, еслине ранее. Механизм сна изучен пока еще мало, и в чем первооснова этих снов — сказок, мифов, страхов, можно только догадываться. Как представляется, сныодновременно и источник, и составная часть детского фольклора, детскоймифологии. Ее составляют представления детей о сверхъестественных существах,рассказы о встречах с ними; различные гадания, вызывания духов и т.п.
Архаическийфольклор, дошедший в передаче взрослых и детей многих поколений, и новыебытующие представления о сверхъестественном, слухи, активно взаимодействуют,образуя новые сюжеты или наполняя сюжеты старые обновленным содержанием.Несколько замечаний по жанру «страшилок». Дети стали часторассказывать о событиях, свидетелями или участниками которых они были.
Образынародной мифологии занимают в рассказах гораздо большее место, чем бандиты,шпионы и под. (обратное наблюдали О.Гречина и М.Осорина, см. их работы/.Носителями зла часто выступают родители, как и в «садистскихкуплетах» /см. дальше/. Среди детских мифологических рассказов можнообнаружить тексты, сюжеты и мотивы которых традиционны в фольклоре взрослых:«Леший и русалка выдаю себя хохотом», черт является в образе человекас рожками /копытами, хвостом, железными зубами, или огнем во рту",«ребенок предупреждает сестру о нечистых». Происходит это так:"… сидят они за столом, а у маленькой девочки ложка-то под стол упала.Ну, полезла она за ней, смотрит: а у всех ребят-то /приехавших неизвестнооткуда на святки, — В.Л. / вместо ног копыта. Выглянула она из-под стола-то, ау них на голове рога"/I/. Этот рассказ соотносим с детской«страшилкой» «Красные копыта и клыки». Вносят новые сюжеты/из научной фантастики, фильмов — ужасов и др./ пионервожатые в лагерях — детичасто просят рассказать им на ночь страшную историю.
Смехзанимает в жизни ребенка очень важное место. Как и трагическое, он — способпознания мира. Из устных жанров первое место по распространенности занимаютанекдоты. Их знают и пересказывают практически все дети. Чем дети старше, тембольшее влияние на их фольклор оказывает фольклор взрослых, который они, частоне понимая, стараются осмыслить и воспроизвести в своей среде. Более активнымирассказчиками оказались мальчики. Обычно под анекдотом понимают «краткийустный рассказ с остроумной концовкой» /2/. Он изображает одну илинесколько сценок, связанных единым смыслом и представляющих небольшое сюжетноеповествование/ в сказке же — развитый сюжет и традиционные формулы и приемы/.Возможно говорить и об «анекдотической сказке», в которой выделяетсяусловно следующий ряд тематических групп: анекдоты о глупцах, хитрецах, плутах,злых и неверных или строптивых женах, о попах /там же/.
Детскиеанекдоты почти исключительно посвящены глупцам, простакам, «которые всвоих действиях прежде всего нарушают элементарные законы логики» /тамже/. Абсурдными и комичными могут быть и поступки героев, и обстоятельства, вкоторых они действуют. Для них характерно сжатое изложение, в них нет описанийи минимальное число второстепенных членов. Как только текст рассказываетсяболее красочно, чем обычно, и в нем используются некоторые сюжетные формулы, онприобретает черты сказки. О популярности того или иного анекдота можно судитьпо количеству собранных вариантов текста, и по количеству анекдотов какой-либосерии. Очень популярен анекдот /и известно много его вариантов/ о попугае,который летал учиться «хорошим словам»; бесконечно много анекдотов оВасилии Ивановиче и Петьке.
Частьтекстов заимствуется у взрослых и старших приятелей. Некоторые из них детиадаптируют к своему восприятию и понятию о комическом, часть заимствуется безизменений и не всегда понятны детям. Но знать и рассказывать такие анекдотыпочти обязательно. Анекдот — некий символ, достаточно важный, чтобы в некоторыхслучаях изображать его понимание. Часто рассказчики заканчивают анекдот словами«поняли?» или «дошло?» Поначалу детям понятны и интереснылишь элементарные комические ситуации. И, слушая анекдоты, дети учатся смеятьсяи познают комическое.
Какпоказали опросы, дети с разным уровнем развития реагируют на анекдотыпо-разному. Открывается возможность использовать анекдоты в качестве теста наразвитость интеллекта и чувства юмора. Чем старше дети, тем большее влияниефольклора взрослых они испытывают.Отражается в фольклоре и интерес квзаимоотношениям полов, к сексу. Большое место занимают в анекдотах тематуалета и испражнений/ так же и в других жанрах, например, в дразнилках/. Обэтих вещах, как и о сексе, не принято говорить со взрослыми, и это тоже делаетих привлекательными. Любимые герои детских анекдотов — из мультфильмов икинофильмов, массовой деткой культуры.
Многоанекдотов, герои которых — люди разных национальностей — представляют различныетипы поведения. Интересно, как дети представляют себе национальные характеры,какие черты приписывают той или иной нации. Детям доступен самый простой способделения на «своих» и «чужих» — по национальностям. В этомпримитивном мышлении выражается детский национализм, с этого он начинаетформироваться. Интересует детей только тип поведения фольклорного героя, и этонакладывается на общую фольклорную традициюв фольклоре многих народов существуютанекдоты о людях другой на — циональности, живущих по соседству. Им частоприписываются негативные черты /скупость, глупость и т.д./. Но в данном случаеподобные тексты поддерживаются не столько фольклором, сколько официальнойпропагандой. Неоднократно фиксировалось употребление слов «китаец» и«чукча» в значении «глупый человек», «еврей»вкачестве отрицательной оценки.
Возможноразделение анекдотов на одномоментные /элементарная сценка, короткая цепочкапредложений — возможно пересказать одним/ и сюжетные /средняя цепочкапредложений, одним пересказать невозможно/ /5/. Дети безусловное предпочтениеотдают анекдотам сюжетным. Происходит это, скорее всего, потому, что слушательтакого анекдота имеет время «включиться» в его тему, понять и оценитькомизм, заключенный в нем. Анекдоты одномоментные требуют от слушателямгновенной реакции на комическое, и не все дети на нее способны. Большинствоанекдотов начинается с описания вводной ситуации с предполагаемой реакциейгероев и слушателей. Герои существуют в различно оцененных ситуациях, далееследуют их действия, адекватные их пониманию ситуациии. Слушатель смеется надситуацией и над героями, которые этой ситуацией не владеют /и тем самым, кромевсего прочего, сомоутверждается/. Иногда приходится смеяться и от неожиданости,когда не овладел сначала ситуацией и слушатель.
Вдетском фольклоре, как и в фольклоре архаическом, существует неразличениеживотного и человеческого миров. Возможно, это обуславливается целым комплексом- традицией детских сказок, мультфильмами, сохранением классической традиции."… детали /классических народных анекдотов животного цикла — В.Л./становятся излишними и опускаются. Анекдотические ситуации откровенно,гротескно неправдоподобны, обычно доведены до абсурда" /6/. То же можно сказатьи о детских анекдотах. Кроме того, и в тех, и других «абсурдность…граничит не с ужасом, а с веселой игрой, с ощущением полной нереальностипроисходящего» /там же/. Изучение детских анекдотов животных позволитуточнить многое относительно бытования, сюжетного богатства анекдотов народных,и не только о животных. Сериал анекдотов о крокодиле Гене и Чебурашкеосновывается на содержании повести Э.Успенского, других популярных героев — Василия Ивановича и Петьку в фольклоре ждало не продолжение их жизни на экранеили повести, а совершенно другая жизнь, смешная и печальная одновременно. Детис удовольствием рассказывают друг другу анекдоты, хорошие рассказчики /иребята, знающие много текстов/ пользуются популярностью среди дpузей. Анекдотыраспространяются быстро, этому способствует внешкольное общение детей.
Русскаяфольклорная небылица изучалась мало, небылица детская — еще меньше. Вдиссертации Е.М.Левиной «Русская фольклорная небылица» традиционнымдетским небылицам посвящена отдельная глава. Современных небылиц, по сравнениюс другими жанрами, записано мало. Но это среди стихотворных текстов/традиционная небылица всегда рифмованная /8/. Но небыличные мотивы можнопроследить во многих детских анекдотах. Например, текст N 2 рассказываетсядетьми как анекдот, но он обладает всеми признаками небылицы. В нем естьиллюзия логики повествования, открытая композиция, наличие одного разрастающегомотива, оксюморонность в качестве юморообразующего элемента, кумуляция,антропоморфизм, присущий детской небылице /признаки небылицы взяты издиссертации Е.М. Левиной/.
Возможно,жанр устного юмористического рассказа, процветающий в детской среде, возник настыке /при взаимовлиянии/ анекдота, небылицы, сказки. Автором первого, ставшегоклассическим текста «садистского куплета» был ленинградский детскийпоэт Олег Григорьев. Войдя в издавно существующую традицию черного юмора, этоттекст вызвал к жизни десятки, если не сотни, аналогичных. Черный юмор всегдапривлекал детей, и в их репертуаре такие произведения были. Например,гимназический анекдот 1910-х г.г.: «Сережа пришел с экзамена? -Да. -А гдеон? — В гостиной висит». /В.Каверин «Перед зеркалом»/.Содержание «садистских куплетов» часто построено на нарушении роди — тельского запрета, можно их сравнить и с небылицей, комический эффект в которой«основан на противоречии поведения и чувст его героев моральным нормам ипринципам» /9/. Связано их распространение и с общей дегуманизациейобщества. Сегодня «садистские куплеты» теряют былую популярность, пиккоторой пришелся на начало 1980-х. Их существование поддерживается отчасти засчет смены героев, увеличением традиционных дву — и четверостиший до четырех,шести и восьми строк. К «классическим» строкам добавляются новые. Вобщем, жанр пережил время своей всеобщей популярности и живет обыкновеннойфольклорной жизнью, меняясь и забываясь.
Детииз многих стран юмористически относятся к хрестоматийным стихотворениям.Экспансия эстетики взрослых наталкивается на сопротивление здоровой психики,детской «низовой» культуры. Серьезное стихотворение превращается всвою противоположность, и это характерно, ведь, «понимая»низменное" как символическое наизнанку", Ф.Шеллинг видел впереиначивании сущность комического вообще"/10/. И далее; о древнерусскоми польском «изнаночном мире»: «в известном смысле опроизведениях такого рода можно говорить, как об „антитекстах“, гдесамо по себе нарушение нормы становится основополагающим принципом ихсозданий» /11/.
Известно,что в детский фольклор «спускаются» отдельные произведения и дажежанры фольклора прошлых лет. В детской среде они хорошо сохраняются,подвергаясь иногда изменениям. Несобранные в свое время, они могут бытьвосстановлены — полностью или частично — по текстам, записанным от детей. Средипубликуемых ниже текстов — «Сказка-байбаска...» — вариант известнойдетской песни ХIХ века; вероятно, подлинная песня времен Великой отечественнойвойны «На базаре бомбочка рванула...» И прав был Е.А.Костюхин,однажды в разговоре заметив: «детский фольклор — мусорная яма, глубиныкоторой мы себе не представляем». Имелась ввиду большая переимчивостьдетского фольклора, к тому же, выбрасывается чаще не плохое, а ненужное,переставшее быть необходимым. В детском фольклоре пользуются популярностьюрисованные загадки. Среди них можно выделить два подтипа — для одних рисунокнеобходим, для других достаточно словесного описания, но для наглядности онисопровождаются рисунком. Например: «Дом, две трубы, мальчик закинул мяч.Кто его достанет?» Ответ: «поп» /контуры труб и мяча образуютэто слово/. Или: «идет старуха, бутылки несет. Столкнулась с милиционером.Что она должна сказать? Ответ: „виновата“ /на рисунке — два магазинас вывесками: „вино“ и „вата“/. Загадки без рисунков:»Как мальчику пройти к бабушке, там два льва бегают?" Ответ:«Львы не кусаются, это Лев Толстой и Лев Кассиль». «Дорога, идетмальчик. Он несет сдавать бутылки. На его пути стоит пьяница, не пускает его.Рядом с пьяницей яма. Как поступить мальчику?» Ответ: «Броситьбутылку в яму, крикнуть: „водка!“ Пьяница за ней полезет, тут-то мальчики пройдет».
Рисованныезагадки известны и зарубежным детям, они называются «picture riddles»/12/. Детские игрушки накопляются целыми поколениями детей /13/. В начале векаэто были: «разные свистки, дудки, пищики, жужжалки, погремушки, вертушки,кубари, катки /диски, катаемые вдаль/, кегли, луки, стрелы, самострелы /дляметания камней, стрел и т.п./, хлопушки, брызгалки /нечто вроде насоса изпустотелого тростника/, выдувалки /для стрельбы горохом, картофелем и т.д./,также игрушки, сделанные детьми в подражание орудий разного родасельскохозяйственного труда, домашней утвари и т.п.» /там же/. Изменилисьназвания, материалы, а типы и конструкции большей частью сохраняются. Невдаваясь в подробности изготовления детских игрушек, перечислю некоторые из них,бытующие среди детей 10-12 лет, а иногда и более старшего возраста. 1.Различныеприспособления для стрельбы /жеваными бумажками, мелом, резинками, крупой,водой, проволкой, камешками/; трубочки, рогатки, шприцы, самострелы разныхконструкций, емкости из бумаги. 2. Хлопушки /для пугания и издавания громкихзвуков/, сложенные из бумаги; трубка с гвоздем и резинкой /наполняется серой соспичек/. 3. «Настольные» игры: в фантики /по фантикам от жевательныхрезинок бьют рукой, у кого он перевернется, тот его забирает себе/; в машинки/из бумаги, чья дальше прыгнет, это модифицированная «лягушка»/. 4.Фигурки из проволки и резинок /круглых и стирательных/: скелеты, роботы, люди.Детям нравится, как они прыгают и дергаются в суставах. В последнее время средиленинградских школьников распространилась игра в «сифу».«Сифа» — /от «сифилис»/ любой предмет, который детиназначили быть «сифой». Это может быть палка, бумажка, старый тапок,и т.д. Ее кидают друг другу /«пятнают»/ и от него нужно как можнобыстрее избавиться, а еще лучше — вообще не дать дотронуться им до себя. Иначетот, кого «запятнали», становится предметом насмешек /как быпеpеносно — сифилитиком/. Часто таким образом надсмехаются над школьниками — изгоями, и теми, кто участия в игре не принимает. Но правила распространяются ина них… Герои видеофильмов переходят не только в словесный /анекдоты/, но и вигровой фольклор детей. Нападая друг на друга с ужасным видом, дети играют в«вампиров» /«тай-тай, налетай, кто в вампиров играй!»/.Дети играют и в «ниндзю», героя многих фильмов, кидая друг в другасделанную из двух листов бумаги четырехконечную звезду. Попасть могут больно.Игровой фольклор впрочем, как и словес — ный, вообще часто служит выходомдетской агрессии.
ТЕКСТЫ/14/
I.Сны. /15/
1.«Ведьма».Вечером мы поехали с папой в гости. Пробыли там час и уехали. Почему-тооказались в лесу. Там было большое болото, формы круга. В этом болоте стоялпень. На нем росли опята. Папа полез, чтобы их собрать; тут из болота вылезлаведьма и сказала, что опята рвать нельзя, потому что она их сама ест, а еще онасказала, что мой папа козел, а он ей сказал, что она полная дура, и пошелдальше, а я на минуточку остался, тогда ведьма сказала, что она нам все этоприпомнит. И демонстративно ушла в болото, после чего папа сказал, что сюдабольше ходить не стоит, а то неприятностей не оберешься. Мы пришли домой кбабушке, хотя квартира была не та и бабушка на мою не похожа. Дверь незакрывалась. Тут я увидела, что идет ведьма прямо к нам в комнату. Я ничего немогла сказать папе, чтобы он отошел от двери, потому что я охрипла, тутоткрывается дверь и входит ведьма, вдруг я как заору — папа, ведьма! Но былоуже поздно, ведьма схватила его и начала душить. Тут почему-то вошли дружинникии забрали ведьму в приемник-распределитель. 2. Мне один раз приснился сон проведьму. Мы с Таней играли в окопах в пятнашки. И Таня спустилась по ступенькам.Я Тане кричу не ходи туда. Но она все равно пошла. А там было маленькое озерцо.В этом озерце были маленькие шарики разноцветные. Они были волшебные. И вдругна огороде кто-то закричал какие-то слова. А потом кричал: скажите три слова. Имы сказали три слова с Таней. И потом убежали домой. А мы не знали сперва, чтоэто была ведьма. Она стала невидимой и побежала за нами. И мы появились вместес ведьмой дома в Ленинграде. Потом эта ведьма превратилась в Лину Фанасьевну. Иих оказалось двое. Одна нормальная, а вторая с клыками. Потом ведьма превратилатри черные кошки. Я постучалась к Лине Фанасьевне. Я вошла и мы с нейзакрылись… 3. Мой сон. Я иду, иду, иду, иду по лесу. Увидел я ягоду, съел ееи вдруг я начал быстро-быстро расти. Потом я увидел гриб и съел его, и вдругначал я расти обратно. И вот сижу здесь, за партой. 4. Один раз мне приснилсястрашный сон. Сижу я дома одна. И вдруг входит баба-яга. И потом она говорит:Ира, я тебя съем. Потом входит Ира Шульгинова /одноклассница, В.Л./ Но она непохожа на себя. Она стояла в черном платье с рогами. Но дальше мне не далидосмотреть сон. Потому что нужно в школу. 5. Мне приснилось, что я стою и мнеочень одиноко, везде море и посередине я стою на ките. Мне приснилось, что меняпроглотил огромный кашалот. 6. Мне приснилось, что меня проглотила акула. Мнеприснилось, что я лежу на берегу Черного моря и загораю. Мне приснился сон, чтоя загораю. 7. Мне один раз приснилось, что я чищу зубы и вдруг из-под ваннывылезает удав, он меня схватил за руку и потащил под ванну. Я чуть не упала вобморок, когда увидела, что творится у нас под ванной. Вдруг что-то хлопнуло ия выглянула из-под ванны.Смотрю, а там наша соседка, она так сильно заверещала,когда увидела меня внизу, что я чуть не проснулась. Вот я сижу под ванной, авокруг меня все роются, копаются. И шум-гам. Вдруг ко мне подходит какойтостаричок и говорит: мы все заколдованные, и тебя заколдуют. Мы все работаем наудавов. Но можно спастись. Я знаю тайну, как можно спастись. Надо сбить сволшебниковой головы яблоко. Тогда мы все станем опять людьми. 8. Однажды мнеприснился сон. Однажды при крушении космического корабля человек попал на неисследованнуюпланету. Попал туда также и Инопланетянин. Но их самолеты разбились в разныхместах. Но человек нашел, где был разбит корабль инопланетянина. Спрятавшись заскалу, человек наблюдал за инопланетянами, которых называли драки. Человекхотел выстрелить в драка, но его пистолет упал в воду.
«Страшныеанекдоты»
1.Я знаю историю про Пиковую Даму. Жили-были девочка с мамой. И вот однажды ониуехали в лагерь, и вот пошла девочка погулять, а рядом с лагерем было кладбище.И вот девочка Наташа пошла ночью на кладбище, и пришла.Шла-шла, и вдруг увиделакровь. Она хотела потрогать, а оно прыг-прыг, она дотронулась, и вдругпоявились глаза. Она побежала, а кровь вместе с глазами бежали за ней. И вотона прибежала в лагерь, и забежала в группу и закричала в свою палату:«Спасите!» И вот девочки проснулись и стали ловить эту кровь сглазами. И вдруг появилась Пиковая Дама и закричала: «Что вы ловите моегогнома!».
2.Проснулась девочка ночью, смотрит — на потолке желтое пятно. Пошла на следующийдень — пятно еще больше. Испугалась она, вызвала милицию. Милиционер на чердак,а там котенок сидит и писает.
3.Есть в одном городе страшный дом, в этом доме живут самые страшныеинопланетяне. Один раз вошел туда один мужчина, и хотел осмотреть дом. Пошел онпо лестнице, очень тихо, смотрит во все квартиры, все двери в них быливыломаны. Когда он спускался тоже очень тихо, то он заметил, как открыласьдверь в кладовке одной квартиры. Он увидел женщину, которая была без кожи, мясоу нее торчало, зубы у нее были гнилые, торчали кости. Она руками мужчину взялаза горло и проговорила: «Ты меня разбудил, так твоя смерть наступила»и она отдавила ему горло. Потом долго в этот дом никто не ходил, тогда одинвзял и направил отряд парней и вошел в этот дом, вошел в самую страшнуюкомнату, там со своей группой остановился и зарос.
4.Красные копыта и клыки. Жила-была девочка, папа, мама и бабушка. Мама ходила вдлинной юбке, а папа никогда не смеялся. Дочка спрашивает у бабушки:«Бабушка, почему мама ходит в длинной юбке?» " А ты, когдасядешь за стол, подними ей юбку, и увидишь. «Бабушка, а почему папаникогда не смеется?» «А ты, когда он будет читать газету, пощекочиему пятки, и увидишь.» Дочка так и сделала. Залезла под стол и подняламаме юбку, и увидела красные копыта. Пощекотала папе пятку, он засмеялся и онаувидела красные клыки. Ночью она выглянула на улицу и увидела, что мать топчеткопытами бабушку, а отец ест ее. Утром мать спрашивает: «Ты видела, что мыделали ночью?» «Дочка сказала: „Да“. Тогда ночью онисделали тоже самое с дочерью, что и с бабушкой.
5.Послала мать дочь купить колбасу. Пошла дочь, навстречу ей старушка, и говорит:»У тебя есть колбаса". А у девочки был красный ноготок. Старухасделала из девочки колбасу. Пошла мать, навстречу ей старуха, и говорит:«У тебя есть колбаса». Пошли они, дала ей колбасу. Мать сказаласпасибо. Стала есть — и видит — в колбасе красный ноготок, и поняла, чтостаруха сделала из дочки колбасу.
6.В одной деревне лежал черный камень. Один раз стали его обследовать ученые. Егоподняли, а под ним лежал черный гроб. Они открыли этот гроб, и из него вылезчерный вурдалака. Он всех убил и начал ходить по деревне и всех убивать. Когдаон всех убил, он опять лег в гроб. Тут вылетает Баба-яга, трах его по головеногой!
7.Послала мать дочь за туфлями и наказала не покупать черные. Девочка пошла нарынок и купила черные, потому, что черные были красивее, чем другие. Она пошладомой в новых туфлях. Вдруг у нее заболела нога, она села отдохнуть и пошладальше. У нее сильно болела нога. Она дошла до дома еле живая, мама сняла с нееколготы и туфли, а у девочки была нога вся гнилая, одна кость.
8.Пришла девочка в библиотеку, сдать книгу. Ей захотелось взять книгу«Пиковая дама». Но ей сказали не читать страницу 12. Пришла домой,дочитала до 12-й страницы. Она открыла ее. И вдруг из книги вылетает ПиковаяДама и кричит: «Отдай сердце!».
9.У одной матери было две девочки /двойняшки/, и она не могла их различать — ктотут Шура, а кто Женя, и поэтому она написала им на табличках имя и повесила ихим на шею. Вот раз она послала их в магазин купить кресло, но не красное. Онипошли, но там продавались только красные кресла, они купили одно кресло. Мамастала их ругать, что почему они купили красное именно, а не другое, но онисказали, что больше не было других кресел. Когда наступила ночь, из креславысунулись руки красные, и сожрали отца, на другую ночь мать, а на другую ночьдевочку, потом бабушку, а потом последнюю девочку. Когда узнали этомилиционеры, они пришли днем и разрубили кресло, там оказались кости и кровь, итогда они запретили продавать красные кресла.
10.У одного мальчика мать приносила красное печенье, и он хотел узнать, как онаего делает, и пошел за ней. Вот он идет и видит, мама идет в магазин и покупаетпростого печенья. Потом она заходит в пустой дом, этот дом охраняли ей люди,потому, что если узнали что-нибудь, то ходили бы по пустым домам. И вот оназашла, мама мальчика, но мальчика туда не пускали, но он вырвался и побежал замамой. И видит — она убивает людей и макает туда печенье, и он спросил:«Мама, ты зачем это делаешь?» «А зачем ты за мной следил?»«Я хотел посмотреть, как ты делаешь печенье», оправдывался мальчик.«Но тогда получай!» И она убила собственного сына. Но потом нашли ееи сдали в милицию.
11.Однажды мама девочку попросила купить занавески красные. А девочка купилатемно-синие. Вот ночью занавески говорят девочкиной маме: «Встань».Она встала. «Оденься». Она оделась.«Иди сюда». Она пошла, азанавески говорят: «Иди на кухню». Она пришла. «Встань настул». Мама встала. «Встань на стол». Она и на стол встала.«Открой форточку». Она форточку открыла, тут занавески ее схватили ивыбросили в окно. Тут папа девочки проснулся и видит, что жены его нет, онпошел на кухню, а занавески ему: " Встань на стул, встань на стол, откройфорточку". Папа со страху сделал и то и другое и третье. Занавески егосхватили, выбросили в форточку.Потом занавески говорят девочке: «Девочка,девочка, встань», а девочка только просыпается. «Девочка, девочка,оденься», а девочка только встает. «Девочка, девочка, иди накухню», а девочка только одевается.«Девочка, девочка, встань настул», а девочка пришла на кухню, стоит и видит, что ее занавески ожили.«Девочка, девочка, встань на стол», а девочка думает: «Сейчас яих перехитрю». Девочка встала на стул, а занавески сами себя и задушили, амама с папой вернулись.
12.Купили девочке черное пианино. Родители ушли. Девочка села играть на пианино.Вдруг по радио говорят: «Девочка, девочка, не играй на пианино, гроб наколесиках ищет твой город». Потом опять: «Девочка, девочка, не играй,гроб нашел твой город». А она играет. Потом опять:«Девочка, не играй,гроб нашел твой город». Она играет. Потом: «Девочка, не играй, гробна колесиках нашел твой дом». Она играет. Потом: «Девочка, не играй,гроб уже нашел твой этаж». Она играет. Вдруг гроб въезжает в квартиру.Девочка трахнула /по нему/ кочергой. И из гроба вылезает чертенок и говорит:«Ну вот, мою посследнюю бибишку сломала!».
13.Жил-был мальчик и мама. Мама отправила его в магазин за булкой. У мальчика былсиний ноготь. Мальчик пришел в магазин, но булки не было. Продавец позвала егок себе домой и сказала: «У меня дома было много булки». Мальчикадолго не было дома. Мама сама ушла в магазин, и увидела булку, сделанную измальчика. Мать узнала, что это ее сын.
Ш.Анекдоты./16/
1.Контролер подходит к дядьке и говорит: «Я Шварценеггер». Контролерговорит: «Ну и что? Ваш билет». Дядька берет рубль железный, положилв компостер и прокомпостировал, подает контролеру. Контролер разорвал и говорит:«Так бы и сразу».
2.Шел заяц, нашел морковь, а на ней было написано: «Кто съест эту морковку,тот будет икать». Заяц не послушал и съел. Идет дальше, нашел конфету, ана ней написано: «Кто съест эту конфету, будет пукать», а заяц непослушал и съел. Идет дальше, нашел капусту, а на капусте было написано:«Кто съест эту капусту, будет петь». Заяц не послушал и съел. Пошелдальше и запел: " Ик, пук, тра-ля-ля, ик, пук, тра-ля-ля".
3.Построили Василий Иванович и Петька круглый дом. Петька спрашивает: ВасилийИванович, а зачем нам круглый дом?" «А чтобы белые из-за угла нестреляли». Проснулись на следующий день, сделали зарядку, а ВасилийИванович все бегает вокруг дома. Петька спрашивает: «Почему выбегаете?» А он говорит: «Ищу где поссать».
4.В магазине за прилавком стоит продавец. Продает огурцы. Огурцы такие желтые,гнилые. Приходит в магазин бабка. Спрашивает: «Что это у вас такие огурцыжелтые да скрюченные?» Продавец говорит: «На себя посмотри,старая!».
5.Однажды за Василием Ивановичем и Петькой погнались белые. Забежали они втуалет. Петька говорит: «Белые подходят!» «Смываемся!»
6.Пошла один раз женщина с собакой Вижу погулять. Собака потерялась. Тетенькаидет и кричит: «Вижу, Вижу!» Захотел дядька в туалет, пошел за деревопописать, а тетенька кричит все «Вижу, Вижу!» Пошел дядька в кусты, атетенька все кричит: «Вижу, Вижу». Надоело дядьке, он вышел и сказал:«Да смотри».
7.Приходят к Кашпировскому двое. И говорят — гони, мол, две тыщи. Ну, он отдалим, а вслед крикнул: «Хоть бы вы обоссались!» Ну, приходят они черезгод и говорят: «На тебе 10 тысяч, только сделай что-нибудь.»
8.Летит самолет, а в нем сидят Рейган, Горбачев и Гитлер. Вдруг сел на крыло черти стал пилить крыло. Думают — что же делать?
Исказал Рейган: «Давайте писать записки». Рейган написалчерт прочитали выкинул. Гитлер написал — он тоже выкинул. Написал Горбачев, и черт улетел.Стали они спрашивать, кто что написал. Рейган говорит: «Я написал, что всезолото Америки будет перед твоими ногами». Гитлер сказал: «Я написал,что все женщины будут за тобой ползать на коленях». А Горбачев говорит:«Я написал, что хорошо пилишь, на БАМ пошлю».
9.Пришел любовник к любовнице и начали делать ту-ту. Вдруг звонок! Она говорит:«Это мой муж пришел». Он говорит: " У меня под окнами лошадь.«Вдруг опять звонок. „У меня под окнами лошадь“. Вдруг третийзвонок, он спрыгнул. Открывает дверь, а там лошадь, и говорит: „Скажитесвоему придурку, что я в столовую пошла“.
10.Лежат в постели Рейган, Горбачев и Сталин. Горбачев как чихнул, что Сталин иРейган до потолка подпрыгнули.Сталин говорит: „Предупреждать надо“.Горбачев говорит: „Предупреждаю“. Рейган и Сталин под одеяло, аГорбачев как перднет.
11.Началась война. Наступают белые. Василий Петьке говорит: „Белыенаступают“. Петька испугался и закопался в песок. Война кончилась. УВасилия появились дети. Василий со своми детьми пошел на кладбище и говоритдетям: „Вот тут мужественно и справедливо погиб мой товарищ Петр. Вдруг измогилы Петька вылезает и спрашивает: “Ну как, ушли белые?».
12.Раз Чебурашке пить захотелось. Подошел он к автомату, бросил 3 копейки, полиласьгазировка. Попил, еще бросил, попил, еще бросил — нету газировки. Гена выходит:«Не бросай, мне больше писать не хочется».
13.Сидим мы с шефом, смотрим телевизор. Вдруг долго не свистят, но свистнули и унас. Свистнули у шефа кеды, у меня шапку. Пошли мы в магазин, видим — те жешапку и кеды. Попросили по-доброму — не дают, попросили по злому — дали шефутри года, мне два года. Сидим мы в тюрьме, думаем, выпустят, не выпустят.Выпустили на меня собак, на шефа бульдога. Идем мы после тюрьмы. Видим поезд.Свернет не свернет. Свернул шефу голову, мне ноги. Лежим мы в больнице. Выпишутне выпишут. Выписали. Шефу гроб, мне костыли.
14.Царь издал указ: Кто долезет до тысячного этажа, тот женится на принцессе.Поляк лезет, лезет, слышит: «Догоню, поймаю, съем». Испугался и упал.То же было с немцем. А русский лезет и слышит: «Догоню, поймаю,съем», «догоню, поймаю, съем». Он посмотрел в окно, видит,микроб гоняется за котлетой с вилкой и кричит: «Догоню, поймаю,съем!».
15.Крокодил Гена и Чебурашка едут в автобусе, а на сиденье лежит пирожок, а напирожке написано: «Кто этот пирожок съест, тот будет вместо Р говоритьГ». Они разделили пирожок и съели его. Выходят, Гена говорит:«Чебурашка,ты что будешь, могоженое или пигоженое?» «А мне все говно!».
16.Умер председатель кукурузы. Идет на том свете, смотрит, Ленин, у него значок«Т.К.» Идет, смотрит, Сталин. У него значок «Т.К.» Идет,смотрит, Бог. Он Богу говорит: «Что у Ленина и Сталина значок»Т.К.?" «У Ленина — Творитель коммунизма, а у Сталина — Тиранкоммунизма». «Дай мне такой значок». Дал ему. «А что уменя будет означать?» «Трепло кукурузное!».
17.Раз Вовочке поставили двойку. Он высунул из кармана пистолет и говорит:«А, может подумаешь?» Учительница поставила пятерку. На следующийдень приходит Вовочка в школу и ему опять двойку поставили. Он высовываетпистолет и говорит: " А, может, подумаешь?" Учитель высовываетавтомат: «А здесь и думать нечего».
18.В ресторане сидели волк, лиса и медведь. Подходит к лисе заяц и говорит:«Дай 20 копеек». Лиса в ответ: «Чего?!» Заяц и говорит:«Пошли, выйдем». И звуки: бум, бум, бум, ай. Заходит лиса в ресторани упала. Такая же история была с волком. Потом подходит к медведю заяц иговорит: «Дай 1 рубль». Медведь в ответ «Чего!»«Пошли, выйдем», сказал заяц. Вышли, а из трубы вылез еж и говоритзайцу: «Кончай выделываться, кирпичи кончились».
19.Стали нападать немцы, а Василий Иванович превратились. Василий Иванович в дорогу,а Петька в стол. Приехали немцы. Петька говорит: «На мне в ножечкииграют». А Василий Иванович и говорит: «А у меня на заднице танкиразворачиваются».
20.Был у учителя попугай, говорил он маты, говорит да говорит, а учитель емуговорит: «Лети по белу-свету, научись хорошим словам» Полетел, летит,летит, а там мальчишки в войну играли и кричали «бей гада, бей его».Ну, полетел, летии, и видит: мальчишки поймали лягушку и кричат: «ссыти нанее, ссыти». Запомнил, полетел дальше, смотрит, а там пингвинчики: «амы пингвинчики, а нам не холодно, а мы на Севере живем». Запомнил, иполетел дальше. Прилетел к учителю и говорит матами. Учитель упал, а он кричи:«ссыти на него, ссыти!» Учитель встал и посадил его в холодильник, аон кричит: «а мы пингвинчики, а нам не холодно, а мы на Севре живем».Учитель взял и посадил в клетку, а он кричит: «бей гада, бей его!» Онего продал.
21.Однажды Петька и Василий Иванович и Анка убегали от белых. А там забор. Петькапролез, и Василий Иванович пролез, а Анка не может и говорит: «Я не могу,у меня таз не пролезает». А они говорят: «Оставь его, в городе новыйкупишь!»
22.Прибегает Петька к Василию Ивановичу и говорит: «Белого привезли!»«Расстрелять». «Василий Иванович, белого принесои!»Расстрелять". «Ну, Василий Иванович, хоть одну бутылочку!»
23.Колобок повесился.
24.Буратино утонул.
25.Плавки клеш.
26.Ежик шел, забыл как дышать. Умер. Вспомнил, дальше пошел.
27.Ждет Гена Чебурашку, а его все нет и нет. Сделал петлю, встал на любимуючебурашкину тубареточку, одел петлю на горло и стоит. Вдруг входит Чебурашка иговорит: " Зачем ты взял мою тубареточку?". И убрал ее.
28.Идет негр по пустыне и говорит: «Хоть бы мне Бог дал чего я пожелаю».Услышал Бог и говоpит: «Я исполню твои желания». А негр и говорит:" Сделай, чтоб я был белый, чтобы всегда была вода и чтоб девушкилюбили". Бог сделал унитазом.
29.Ведут арестованных и стоит мальчик. А один генерал ему и говорит: " На,сиротинушка, конфетку". — Я не сиротинушка, вон среди арестованных моиродители.
Генералубил родителей мальчика и говорит ему: «На, сиротинушка, конфетку!»Мальчик и взял.
30.Идут два друга. Один другому и говорит: «Видишь, один там стоит?»Друг и говорит: «А они все стоят». — Ну, видишь, который на конесидит? — А они все на конях сидят. — Ну, видишь, которого я убил? — Ну, вижу,он вчера мне жизнь спас.
31.Бегут от немцев Василий Иванович и Петька, видят, стоит будка и дерево. ВасилийИванович залез на дерево, а Петька в будку. Бегут немцы, пробегают мимо. Забилитри гвоздя в будку. Васи — лий Иванович слезает с дерева и зовет Петьку, аПетька кричит: — чунга, чанга, в жопе три гвоздя, чунга, чанга, вылезти нельзя.
32.Сидят Чебурашка с Геной на стоэтажке и кушают лепешки. Упала у Гены состоэтажки лепешка, подумал Гена, что ее кто-нибудь съест, послал Чебурашку залепешкой. Подумал, что она ее съест, сам пригнул со стоэтажки и сам превратилсяв лепешку. Чебурашка идет и кричит: «Ген, какую тебе лепешку, желтую илизеленую?»
33.Спят дед с бабой, а по радио говорят: «Дед, дед, одень тапочки, встань настул». Дед испугался, спрятался под кровать, а там опять говорят:«Дед, дед, одень тапочки и встань на стул.» Дед испугался и хотел ужеидти в милицию, а по радио говорят: «Вы слушали русскую народную сказку».
34.Сидят Чебурашка и Гена в кафе. Чебурашка чавкает, а Гена говорит:«Чебурашка, если ты будешь чавкать, тогда я тебя выверну». Чебурашкаснова чавкает, Гена говорит: «Последний раз говорю тебе, не чавкай,выверну!» Чебурашка снова чавкает. Гена вывернул его, а Чебурашка снова чавкает,только вот так: чав — чув.
35.Нашли русский, немец, и поляк мешок золота. И говорит немец: «Мне полмешка». И поляк говорит:«Мне пол мешка». А русский подумал иговорит: «А мне мешок».
36.Мама попросила своей дочери купить пианино. Только не черное. Дочка купилачерное. Потому что не было в магазине другого. Этой дочери мать клала деньги напианино. Но всегда деньги пропадали. Вызвали милиционера. Вскрыли пианино, атам сидит Никулин и считает деньги: «Это на пиво, это на водку».
37.Стоит мужик в автобусе, а в автобусе нороду много. Вот он и говорит: «Вывыходите?» — все молчат. Тогда он сказал очень тихо: «Сейчас поголовам начну ходить». А лысый услышал и говорит: «Чтоб тыподскользнулся!».
38.Шел заяц по дорожке, а на встречу ему волк. Волк и говорит: «Заяц, ты чеготакой веселый?» — А у нас в лесу туалет поставили, даже с музыкой. Идетзаяц, в навстречу ему волк, весь грязный.Заяц и говорит: «Ты чего?» — А я только сел, а радио запело: " Встаньте, дети, встаньте в круг!"Ну, я и встал.
39.Русский говорит китайцу: «Давай влезем на дерево и посмотрим, как белыеидут». Вот русский залез на самую вершину, а китаец остался внизу.Приходят белые. Побили китайца и ушли. А китаец и говорит русскому: «Давайместами поменяемся». — Ну, давай. Пришли белые и говорят: «Братцы, мынижнего были, давайте верхнего побьем».
40.Приходит чукча в магазин и говорит: «Продайте мне вон тот ящик». — Это не ящик, это телевизор.
41.Приехал чукча в Москву. Тетенька ему сказала: «Будь осторожен, а то тутобманывают». Сел чукча в такси, доехал до музея, водитель говорит: «Свас четыре двадцать пять». А чукча вытащил из кармана все двадцать пятьбумажками и стал считат: «Раз двадцать пять, два двадцать пять, тридвадцать пять, четыре двадцать пять — чукчу не обманешь!».
42.Встретил Кинг-конг мужика. Мужик спрашивает: «Кинг-конг, ты кудаидешь?» Ответ: «В Москву». «Я тоже в Москву». ПосадилКинг-конг мужика в карман на груди. Дошли они до границы. Полицейскийспрашивает: «Кинг-конг, что у тебя в кармане?» Он постучал по груди,превратил его в лепешку и говорит:«Фотография друга».
43.Чапаев стал делать самогон, и кончился сахар. Чапаев говорит Петьке:«Съезди за сахаром». Петька поехал. Приезжает, а на вагоне написал:«СПИД». Анка говорит: «Василий Иванович, посмотрите, что Петькана вагоне написал». Василий Иванович вызвал Петьку к себе и говорит:«Что ты написал?» А Петька
говорит:«Я написал сокращенно: „Сахар привез, ищите дрожжи“.
44.Приходит женщина на базар и говорит мужику: „Что этот попугай может делать?“»Дернешь за левую ногу — анекдоты рассказывать будет, за правую ногу — петь." «А если за все лапы дернуть?» А попугай и говорит:«Дура, я же упаду».
45.Милиционер грузину говорит: «Что ты здесь делаешь?» «Пять рублейпотерял». «А где?» «Километров пять отсюда». «Ачто здесь делаешь?» «А здесь светлее».
46.Однажды дядя Петя с солдатом сидели в комнате. Вдруг солдат говорит: «ДядяПетя, немцы идут! „А дядя Петя говорит: “Не мемешай мне худеть!»Солдат говорит: «Ну, вы как хотите, а я спрячусь». И спрятался.Приходят немцы, видят — никого нет, и ушли. Вылезает солдат и говорит:«Дядя Петя, вы где?» А он говорит: «Поищи». Солдат сталискать. Поискал солдат, видит — нигде нет. И взмолился: «Ну, где вы?»А дядя Петя говорит: «А за удочкой посмотрел?».
47.Казак танцует: «Асса», Асса!" Прилетает оса и говорит:«Казак, казак, я тоже так могу: каззак, каззак!».
48.Идет волк, а навстречу ему заяц. Волк и говорит: «Заяц, заяц, а у насгазировку поставили».Волк опять идет, а навстречу ему лиса. Волк иговорит: «Лиса, лиса, а у нас газировку поставили». Идет волк опять,а навстречу ему медведь. Волк и говорит: «Медведь, медведь, а у насгазировку поставили». Приходят они, опускают по три копейки, а оттудамышка вылезает и говорит: «А я в туалет не хочу, у меня денежек полныймешочек».
49.Стали соревноваться Америка, Англия и СССР, кто вылечит больше больных. Потом,через год, встречаются. Америка говорит: «Мы вылечили 10000больных».«А мы, — говорит Англия, — вылечили 100000 больных».«А СССР говорит: „А мы вылечили всю страну“. Потом у нихспрашивают: „Как вам удалось?“ А старикашка говорит: „Мы лечилитак: приходит к нам больной и говорит: “У меня болит голова! „А мыему говорим: “Голова не жопа, переболит!» Потом приходит второй, иговорит: «У меня болит жопа». А мы ему говорим: «Жопа не голова,переболит». Потом приходит третий больной и говорит: «У меня болитжопа и голова!» А мы ему: «Это пиздец!»
50.Полетели русский, грузин, поляк. Летели, и упали в лес, у них все сгорело и ониостались голые. А у них была шкура, спички, мясо. И никак они не поделят.Русский говорит: «Давайте, кто нас всех испугает, у того все ибудет». Поляк кричит: «Мина!» Никто не испугался. Грузин кричит:«Бомба!» Никто не испугался. Русский кричит: «Баба!» Поляки грузин испугались и убежали в лес.
51.Подарил волшебник машину мужику и говорит: " Если скажешь «СлаваБогу», машина поедет, а если скажешь «Богу слава», машинаостановится. Едет дядька, едет, видит — яма, и говорит: «Богу слава».А потом зады.../задумался/ и говорит: «Слава богу!».
52.Идет пьяный. Подошел к столбу и говорит: «Жена, а, жена, открой.Милиционер спрашивает: „Что случилось?“ „Да вот, жена домой непускает!“ Милиционер подходит: „Тук-тук, откройте, милиция“.
53.Идет мужик по лесу. Вдруг из-за дерева вылезло что-то зеленое. „Я чудовище зеленое! У-у-у!“ Идет дальше. Опять из-за дерева синее вылезает.Мужик кричит: „Не трогай меня, чудовище синее!“ А оно ему отвечает:»Ну-ка, гражданин, пройдемте в отделение!" «Что?»
54.Поймали русские двух каратистов. Посадили в тюрьму, а на следующий день пришли- все поломано. Опять их поймали, посадили в железобетонную камеру — опятьполомали, удрали. Поймали их в третий раз. Посадили их в стены из резины.Приходят — все на месте. Их спрашивают: «Почему вы их не поломали, стены?»«А один как якнул, так я его полчаса ловил».
55.Летят на самолете русский, немец и поляк.Немец сбросил на свою землю пистолет,поляк сбросил на свою землю саблю, а русский — бембешку. Прилетает на своюземлю немец и спрашивает: " Дед, а дед, ты чего плачешь?"«Какой-то дурак застрелил мою последнюю корову». Прилетает на своюземлю поляк и спрашивает: «Дед, а дед, чего плачешь?» «Какой-тодурак зарезал мою последнюю корову!» Прилетает на свою землю русский иговорит: «Дед, а дед, чего ты смеешься?» «Пошла бабка в туалет,а там бомбешка свалилась!».
56.Летят русский, поляк и немец в самолете. Пролетает поляк над своей страной,отрубил себе живот, и бросил. Пролетает немец над своей страной, отрубил себеногу и бросил. Пролетает русский над своей страной, отрубил себе руку и бросил.Приходит русский домой, жена видит, что у него руки нет, отрезала у вора ипришила. Приходит поляк домой, видит жена, что у него живота нет, отрезала усвиньи живот и пришила поляку. Приходит немец домой, смотрит жена, что у негоноги нет, пошла, у собаки лапу отрезала и пришила ему. Потом встречаются они.Русский говорит: «Зайдешь в автобус — ни копейки, выйдешь — полные карманыс деньгами». Рассказывает немец: «А я иду мимо куста — везде ножкаподымается».Рассказывает поляк: «Идешь мимо лужи, везде животик влужу тянется».
57.Стоят Гена и Чебурашка с велосипедом. Чебурашка спрашивает Гену: «Гена,почему педали называются педалями, давай их назовем бабкой». Назвали онибабкой.
Чебурашкаснова спрашивает: «Гена, почему кошелек называется кошельком, давайназовем кирпичем». Назвали его кирпичем. Чебурашка опять спрашивает:«Гена, давай назовем деньги косточками». Едут они на велосипеде, атам бабка дорогу переходит, Чебурашка кричит: «Гена, жми на бабку!»Бабка испугалась, побежала в милицию. Милиция пришла: «С вас штраф 5рублей». Чебурашка говорит: «Гена, доставай кирпич, сейчас косточкисчитать будем».
58.Немец упал, ножку сломал и на прощанье сказал: «Пусть всегда будет водка,колбаса и селедка, огурцы, помидоры, вот какие мы обжоры».
59.Приехал в Ленинград иностранец. Ну, первым дело он пошел в столовую. А официанти говорит:«Вам чего?» «Макарошки». Иностранец наелся ивышел из столовой. И захотелось ему в туалет. Он и по какал.Приезжает милиция иговорит: «Это что?» «Макарошки». «Кто убиратьбудет?» «Официант».
Небылицы
1.
Поневе-неведомой дорожке
Ехалбесколесый грузовик.
Ехалина кладбище уроды
Черезгород прямо наприямик.
Зарулем сидел у них безрукий,
Напедали жал у них безногий,
Аслепой указывал дорогу,
Анемой все вякал без конца.
Вдругиз леса выбежала банда,
Грузовикпришлось остановить,
Тутнемой слепому что-то вякнул,
Абезрукий кинул динамит.
Тутраздались выстрелы слепого,
Семерыхуложил он наповал,
Остальнаябанда в лес удрала,
Нобезногий их уже догнал.
Ноодин бандит был очень ловкий,
Онв болоте спрятаться успел,
Нослепой давно его приметил,
Абезрукий взял и утопил.
2.Собрались лиса, волк, колобок, бегемот и человек. Стали они в луже топиться.Колобок топится — топится, не потопится, лиса топится — не потопится, волк — топится — не потопится, жираф встал — лужа мала, бегемот прыгнул — всю водурасплескал. Человеку негде было топиться. Стали они вешаться. Колобок прыгает — никак в петлю не попасть, волку и лисе выско, жирафу низко, бегемот только ногиот земли оторвал — все веревки порвались. А человеку негде вешаться. Стали онипрыгать с десятого этажа дома. Колобок пригнул — 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1,1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 — обратно прилетел. Прыгнул волк, за ним лиса — они долетели до земли, прыгнул жираф — долетел до пятого этажа, прыгнул бегемот-10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, земля, песок, глина, шахта, привет шахтерам!Прыгнул человек: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 5, 4, 5, 4, — проклятые подтяжки!
Тексты,сохранившиеся в детском фольклоре
1.Сказка — байбаска,
Ковонаколяска,
Тыкуда летала?
— Hа большую поляну!
— Чего там видала?
— Дедушку Ивана!
— Чего Иван делает?
— Письмо пишет,
Надевицу дышит:
«Девица,девица,
Сходиза водицей!»
«Волковбоюсь, волки на болоте,
Яйцаколотят,
Собакамбросают,
Собакисбесились,
Попаукусили.
Попс крестом,
Попадьяс пестом,
Ударилив доску,
Поехалик мосту,
Мостмостить,
Поросяткрестить,
Поросятпятьдесят,
Всена ниточке висят.
2.На базаре бомбочка рванула,
Папус мамой к небу потянуло,
Граждане,воздушная тревога,
Граждане,воздушная тревога,
Граждане,спасайтесь, ради бога,
Надевайтетрусы и майки,
Ина кладбище тикайте,
Занимайтелучшие места.
Вызвалименя в военкомат,
Далив руки ржавый автомат.
Тристаграмм фальшивой водки,
Ибольшой кусок селедки,
Ипослали с фрицем воевать.
Впервом же бою я отличился,
Скомандиром роты я напился,
Тольковылез из окопа,
Получилтри пули в жопу,
Атеперь лежи, браток, и не скучай.
Яочухался у вражеского дзота,
Тамувидел генерала — бегемота,
Онсмеется, он гогочет,
Видно,он по морде хочет,
Видно,он давно не получал.
Били-били,колотили,
Вжопу лампочку ввинтили,
Атеперь лежи, браток, и не свисти.
Переделкипопулярный текстов /18/
1.Где-то на белом свете, школа такая есть,
Учатсятам мальчишки, и девчонки есть.
Красятони ресницы, носят чулки со швом,
Ина свиданья к парням бегают тайком.
Ля-ля-ля-ля-ля,что за молодежь пошла /припев, 2 раза/.
Где-тов каком-то классе тихо идет урок,
Пишетзаписку Оля Саше на урок,
Мимопрошел учитель, видит записку он,
Иговорит сердито: „Оля, выйди вон“.
Припев.
Где-тов каком-то классе тихо идет урок,
Пишетзаписку Саша Оле на урок,
Мимопрошел учитель, видит записку он
Иговорит сердито: „Саша, выйди вон“.
Припев.
Сашавышел из класса, видит Олю вдруг,
Иговорит смущенно: „Я тебя люблю“.
Оляпокраснела, как вареный рак
Иговорит сердито: „Саша, ты дурак“.
Припев.
2.Усталось забыта, идет тихий час,
Иснова подушки летают у нас.
Инет нам покоя ни ночью, ни днем,
Покойкам, по койкам, по койкам, по койкам —
Вожатыйс ремнем /припев/.
Вожатыйзаходит, подушка летит,
Секундапроходит, вожатый лежит.
Припев.
Естьпаста в кармане, и надо успеть
Мальчишекизмазать и шваброй огреть.
Припев.
Па р о д и я
1.Влукоморье дуб спилили,
Котана мясо зарубили,
Русалкув бочку засадили
Инаписали „огурцы“.
Тамтридцать два богатыря
Впомойке ищут три рубля,
Атридцать третий богатырь
Пошелпокакать в монастырь.
Астарый дядька Черномор
Давноуже десятку спер.
Тамна неведомых дорожках
Скелетыбродят в босоножках.
Накостылях там бабка Ешка
Сидити пляшет как говнешка.
Тамлеший ходит на ходулях…
… Тампопкин дух и злая сила…
… Тамв небесах перед народом
Козелнесет богатыря…
2.Однаждыв студенную зимнюю пору
Яс горки спустился, был сильный мороз.
Гляжу,поднимается медленно в гору
Лошадка,везущая золота воз.
Согромным кинжалом, в спокойствии чинном
Лошадкуведет под уздцы мужичек.
Вбольших сапогах, в полушубке овчинном.
Вбольших рукавицах, а сам с ноготок.
— Здорово, парнишка! — Ступай себе мимо!
— Уж больно ты грозен, как я погляжу.
Откудазолотишко?
— Из банка, вестимо, отец, слышь, грабит, а я отвожу.
Влесу раздавались удары по морде.
— А что, у отца-то большая семья?
— Семья-то большая, да все за решеткой,
Однимы тут грабим, отец мой да я.
— Ах, вот оно что…
Ча с т у ш к и
1.Подружкамоя, как тебе не стыдно, На уроке булку ешь, думаешь, не видно. Подружка моя,булку я не ела, Пол батона откусила, больше не хотела.
2.Подружкамоя, как тебе не стыдно, Всю контрольную списала, думаешь не видно. Подружкамоя, я-то не писала, Три разочка заглянула, больше не желала.
3.Подружкамоя, как тебе не стыдно, Маме ты не помогаешь, думаешь, не видно. Подружка моя,я-то помогаю, Все тарелки перебила, чашки начинаю.
4.Сидитзаяц на заборе в алюминевых штанах. А кому какое дело, может, заяц космонавт.
5.Ясидела на комоде, шила юбочку по моде, По бокам карманчики, чтоб любилимальчики.
6.Настоле стоит бутылка, а в бутылке кислый квас. Вы не думайте, мальчишки, чтодевчонки хуже вас.
7.Снеба звездочка упала на кривую линию, Дима Лену переводит на свою фамилию.
8.Восаду ли, во огороде бегает собачка, Хвост подняла, навоняла, вот и вся задачка.
9.Восаду ли, во огороде бегает милиция, Поднимайте, девки, юбки, будет репетиция.
»Садистскиекуплеты" /17/
1.Маленькиймальчик нашел огнемет, «Ту-104» в Москву не придет.
2.Маленькиймальчик нашел пулемет, Больше в деревне никто не живет. Только сидит на забореворона, Жаль, на нее не хватило патрона.
3.Маленькиймальчик нашел динамит, Вон его череп на крыше висит.
4.Девочкав поле цветы собирала, Мальчики в поле в индейцев играли. Таня нагнулась — вжопе топор. Метко стреляет индеец Егор!
5.Маленькиймальчик купаться пошел — В среду нырнул, в субботу взошел.
6.Маленькиймальчик нашел самокат Больше в деревне столбы не стоят.
7.Детив подвале играли в гестапо, Зверски замучен сантехник Потапов. Длинные ушиприбиты к затылку, Так и не выдал, где спрятал бутылку.
8.Маленькиймальчик нашел пистолет, Больше в деревне милиции нет.
9.Маленькиймальчик нашел пулемет, Больше в деревне никто не живет, Кроме деда Архимеда, укоторого торпеда.
10.Маленькиймальчик нашел пистолет, Больше в учительской завуча нет.
11.ДокторКаттани нашел пистолет, Больше в Италии мафии нет.
12.Мальчикнейтронную бомбу нашел, В портфель положил и в школу пошел. Долго смеялись надшуткой в РОНО — Школа стоит, а в ней никого.
13.Мальчикна улице доллар нашел, С долларом мальчик в «Березку» пошел, Дедушкадолго ходил в Комитет, Доллар вернули, а мальчика — нет.
14.Пуговки,косточки, звездочки в ряд — Трамвай переехал отряд октябрят.
15.Мальчикиграл в трансформаторной будке — Теперь на могиле растут незабудки.
16.Понебу голые бабы летят — В баню попал реактивный снаряд.
17.Волосыседые на головке детской — Хорошо живется всем в стране советской.
18.Детииграли в Сашу Ульянова — Бросили бомбу в машину Романова.
19.Полвесь красный, потолок весь от крови розовый — Сын с папашею играл в ПавликаМорозова.
20.Маленькиймальчик пришел на «Зенит». «Люди, — сказал он,»Спартак" победит". Долго пинали несчастное тело, Никто невступился — били за дело.
21.Дедушкав поле гранату нашел, И к сельсовету быстро пошел. Он размахнулся и бросил вокно — Дедушка старый, ему все равно.
22.Детив подвале играли в фашистов — Зверски замучены семь коммунистов.
«Школьнаяхроника» /«Все о школе»/
1.Отличник- герой нашего времени; ангел небесный; луч света в темном царстве.
2.Двоечник- ангел подземный; двоечники — веселые ребята. 3.Дорога в школу — зверинаятропа.
4.Входв школу — штурм Зимнего.
5.Дорогадомой — светлый путь; дорога жизни.
6.Учебныйгод — хождение по мукам.
7.Учительботаники — синьор Помидор.
8.Учительбиологии — живой скелет.
9.Учительгеографии — ушастый глобус.
10.Пятеркиу двоечника — белеет парус одинокий; не было ни гроша, да вдруг алтын.
11.Двойказа подсказку — горе от ума.
12.Директор- берегись автомобиля; гром среди ясного неба.
13.Завуч- Иван Грозный; собака Баскервилей.
14.Директори завуч — два сапога — пара.
15.Повариха- сорока-воровка.
16.Дочьповарихи — кому на Руси жилось хорошо.
17.Школа- дом с приведениями; сумасшедщий дом.
18.Школав перемену — сумасшедщий дом; кто кого переорет?
19.Ответу доски — репортаж с петлей на шее; смех сквозь слезы.
20.Звонокс урока — райская песня; бог нас услышал.
21.Уходдомой — побег с каторги.
22.Учительская- дворянское гнездо.
23.Точкав журнале — заболеть или нет?
24.Раздевалка- Сталинградская битва.
25.Иностранныйязык — смотришь в книгу, а видишь фигу.
26.Сочинение- записки сумасшедшего.
27.Туалет- Дворец съездов.
28.История- бабушкины сказки.
29.Перваяпарта — остров невезения; фронт в тылу врага.
30.Последняяпарта — остров сокровищ; уголок свободы.
Пе с е н н и к /19/
«Стихисобственного сочинения».
1.Люблютебя, мой милый мальчик, Люблю твои глаза. Люблю за то, что любишь ты меня.
2.Сергей,люблю тебя, Как роза любит воду. Твои глаза полны любви. Но почему ты неотвечаешь мне на долгожданное письмо.
3.Любовьодна на свете есть И нет другой такой. Но если про это узнает наш враг, Любовьбудет в грязи.
Альбомныестихи
4.Таня!Что пожелать тебе, не знаю, Не знаю я твоих идей, Но больше всех тебе желаюОстаться в памяти друзей.
5.Пустьжизнь твоя течет рекою Среди… берегов, И пусть живут всегда с тобою Надежда!Вера! и Любовь!
6.Ялюблю свою жизнь, Потому, что ты в ней, А тебя — потому, что ты в жизни моей!
7.Когдасрываешь розу, Смотри, не уколись, Когда полюбишь мальчика, Смотри, не ошибись.
8.Розусрываю, сирень берегу, Все забываю, тебя не могу.
9.Знай, чтоесть на свете парень, Знай, что вертится земля, Знай, что любит он тебя.
10.Желаюс лестницы свалиться, Желаю выпрыгнуть в окно, Желаю в мальчика влюбиться, Не впятерых, а в одного.
11.Веткасирени упала на грудь, Милая Таня, меня не забудь!
12.Будьздорова как корова, Плодородна, как свинья, И роди на радость мужа Тридцать трибогатыря!
13.Ландышсеребристый, нежной красоты, Беленький, пушистый, Таня, это ты.
14.Ландыш,не качайся, Я за нитку привяжу. Милый… не печалься, Я и так тебя люблю!
15.Еслибудешь ты у моря, Голубой цветок не рви, Если мальчика полюбишь, Никому неговори.
16.Еслиты любишь, а он смеется — Плюнь ему в рожу, пусть захлебнется!
17.Ревность- подло, Ревность — факт. Кто ревнует, тот дурак!
18.Пустьэтот крест тебя венчает, Стрела любовь твою хранит, Пусть меч разлукуразрушает, А сердце правду говорит.
19.Неверь цветам, они завянут, Не верь мечтам, они умрут. Не верь мальчишкам, дорогая,Они на сто процентов лгут.
20.Будькрасива, как Мальвина, Будь как Золушка добра. Чтобы все тебя любили Имальчишки со двора.
21.В12 лет любовь опасна, В 15 лет она вредна, В 17 лет любовь прекрасна, Запомниэто… навсегда!
22.Бурноеморе клокочет Камни срывает со дна Будто сказать оно хочет Таня+Сережа=друзья.
23.Розастояла на стуле, Роза цвела хорошо. Роза сказала три слова: Таня, люби одного!
24.Еслихочешь любить, Так люби горячо, Не любовью ХХ-го века, Ты люби не чертымолодого лица, А люби самого человека.
25.Любитого, кто тебе нравится, А не того, кто за тобой гоняется.
26.Почемуэто все так бывает, Почему это все так всегда, Что ребята девчат забывают, Адевчата ребят никогда?
27.Есливидишь, тебя полюбили, Ну а ты уж не можешь любить, Не губи, как другие губят,А скажи, что не можешь любить!
28.Мылюбим тех, кто нас не любит, Не любим тех, кто в нас влюблен.
29.Зачемлюблю тебя так сильно, Зачем скучаю без тебя, Зачем ты смотришь грустно, Зачемты мучаешь меня.
30.Любиобманывать мальчишек, И часто их меняй. Ну а если встретишь друга, Смотри, неизменяй.
31.Свечадогорает, кончаю писать, А сердце стремится тебя увидать. Когда прочитаешь, товспомнишь меня Пока, до свиданья, целую тебя!
32.Скажи,ведь чайки тоже умирают, Когда их море предает?
33.Тыплюс Я равно друзья, Я плюс Ты равно мечты.
34.Яцарство не имею, корону не ношу, Одну любовь имею, и то тебе дарю!
Стихотворения
35.Зависть.
Ах,что только не делает зависть! Убивает, сводит с ума, Приносит девчонкамстраданья Вот послушайте, быль есть одна. В класс девчонка вошла — новичок, Всеребята, конечно, встали, А учитель прервал урок. Сразу весть разнелась пошколе: К нам красавица в школу пришла. И должна вам признаться, ребята, Чтодевчонки с подобным лицом Я еще на Земле не встречала. Русый волос гладкопричесан, Не сходила улыбка с лица, Голубые глаза смеялись, Но в нихсдерживалась волна. Полюбили девчонку в классе, Не гордилась она красотой, Таккак имя ее было Лялька, Просто куклой звали ее. Атаманом был в классе Сережка,Тоже славился он красотой, Все дечонки к нему так и липли, Только думал он одругой. Все девчонки об этом узнали, Отомстить вдруг решила одна. И по школе водно мгновенье Облетела ребят клевета. Лялька, лишь ты не знаешь Об этом, чтотеперь о тебе говорят. Но один не поверил Сережка, Вдруг поднялся и крикнул:«Молчать! Ведь все это неправда, Кто-то очень зло над ней пошутил.
Всеравно я узнаю правду, И тогда уж пощады не жди». А она ничего не зная вкласс вошла. Как всегда вошла. Лицо в улыбке сияло, Румянец горел на щеках. Новдруг подходит Сережка И серьезно ей говорит: «Слушай, Лялька, только безсмеха, это правда?» Записку читает вслух. И до смеха ль ей сейчас было? Пощеке пробежала слеза. «Да за что же?!!! За что так жестоко? Люди, люди, зачто же вы так?!!!» Как стрела метнулась из класса, Замелькала: в школьныхдверях, Школьный двор, дорога, машины… Ничего не видит в слезах. Крик!!! Ирядом Сережка, Слезы льются из глаз, сердце бьется в груди. «Лялька,Лялька, послушай, не надо! Слышишь, Лялька, не смей, погоди!!!» Но лежалаона неподвижно, И ресницы слипались в крови. И одно лишь слышит девчонка:«Лялька, слышь, постой. погоди!» И в последние жизни минуты Вдругсказала она тяжело: «Я люблю тебя, слышишь, Сережка! Я люблю лишь тебяодного...!» На дороге лежала Лялька, Рядом с нею стоял «Атаман»,А вокруг них столпились люди, Каждый все без слов понимал. А Сережка, каклебедь извивался Над любимой девчонкой своей. И шептал ей, все тише и тише:«Лялька, слышь, не надо, не смей!»…
36.Жилмальчика на краю Москвы.
Жилмальчика на краю Москвы. Был такой же он, как я и ты Только шире чуть в плечах,Только шире не в речах Светло верил он своей мечты. Одна девчонка нравилась емуНе говорил он об этом никому, У подъезда он стоял, Молча взглядом провожал,Девочку, что нравилась ему. Но однажды не хватило сил. Подошел к девчонке юныйдруг. Заглянул он ей в глаза Закружилась голова И сказал он «я тебялюблю». А девчонка-то гордая была, Не поверила в его слова. Только тихоухмыльнулась И тихонько отвернулась. Не поверила в его слова. А мальчишка-тобросился бежать Ведь такого он не мог ожидать. А машина из-за угла Повернуть ужне смогла, И упал мальчишка прямо на асфальт. А девчонка бегущая за ним Увидалаего чуть живым, Быстро бросилась к нему Растолкала всю толпу И сказала «ятебя люблю». А мальчишка чуть приоткрыв глаза, По щеке его текла слезаВерю, верю я в тебя Любишь, любишь ты меня, А виновна я сама в остальном сама/2 раза/. Вот на кладбище открыты ворота Гроб несут, за ним девчонка та.Больше всех она рыдает Ну зачем тогда ушла я Причинила ему столько зла.
37.Один /20/
Тыу мены один, Как на тарелке блин. Словно сухарь в руке, Словно мой нос в муке.Лысый, как унитаз, Страшный, как Фантомас, Зеленый, как крокодил, Ты меняпокорил. Уши твои, как клапаны, К роже твоей приляпаны. Хоть ты немного крив,Ты все равно красив.
Список литературы
1.Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. Сост.В.П.Зиновьев. Новосибирск, «Наука». 1987. С.311-312.
2.Словарь литературоведческих терминов. М. 1974. С.17.
3.Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки. М. 1970. С61.
4.Мелетинский Е.М. Сказка-анекдот в системе фольклорных жанров. в сб.: Убебныйматериал по теории литератуpы.Анекдот. Таллин, пед.ин-т им.Э.Вильде. 1988.С.62.
5.Пермяков Г.Л.… С.104.
6.Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса. М. 1987. С. 130.
7.Костюхин Е.А… С.137.
8.Левина Е.М. Русская фольклорная небылица. Автореф.канд.дисс. Минск. 1983.
9.Белоусов А.Ф. Детский фольклор. Лекция для студентов — заочников. Таллин.Пед.ин-т им.Э.Вильде, 1989. С.31.
10.Мочалова В.В. Мир наизнанку. М. 1985. С.14.
11.Мочалова В.В.… С.12-13.
12.Богданов Вл. Игрушка. — Этнографическое обозрение. 1912, I, С.22.
13- 14 — Переделки популярных текстов, школьная хроника, и тексты из раздела«Песенник» взяты из девичьих песенников, остальные тексты записанышкольниками по просьбе автора.
15.Все 8 снов записаны учениками одного класса, выбраны из 21-го текста /менеевыразительных, но часто не менее мифологичных/.«Три слова» — частыймотив русских обмираний. Как известно, некоторые фольклористы и психологивозводили первичные мотивы мифов и сказок к снам /см. об этом: Е.М.Мелетинский.Поэтика мифа. М.1976. С.57-58.
16.NN 27-61 — записи детей одного класса; задача классификации анекдотов покакому-л. признаку не ставилась.
17.NN 12-22 — были популярны в 1982-1983гг.; звездочкой отмечены современныетексты, которые из двустиший превратились в четверостишия.
18.Первоисточник текста N 1 — песня из кинофильма «Неуловимые мстители».
19.Песенник Тани А., 11 лет.
20.Возможно, это пародия, «женский ответ» на известную песню/Ю.Визбора?/ «Ты у меня одна, Словно в ночи луна, Словно в степи сосна,Словно в году весна...»
21.Вадим Ф. Лурье. Детский фольклор. Младшие подростки.