Содержание
Введение
1. Культурно – историческиерекреационные ресурсы. Их классификация и разновидности
2. Дворцово –парковые ансамбли России
3. Усадебные комплексы
4. Дворцово-парковые ансамбли и усадебныекомплексы Тульской области
5. Основные направления использованияи сохранения памятников культурного наследия
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Россия — страна с многовековой историей,богатой культурой и удивительной природой. Если окинуть взглядом Россию,занимающую шестую часть планеты, то нетрудно заметить, что в ней есть почтивсе, что можно найти по отдельности, путешествуя по тем или иным странам. Одна изкрасивейших в мире стран предоставлена в полное распоряжение каждого из нас.Жаль только, что подчас не хватает времени и наверняка не хватит его в концеконцов на то, чтобы увидеть и узнать то, что мы называем нашей Родиной.Осмотреть все памятники архитектуры, природы и культуры нашей необъятной страныпросто физически невозможно.
В комплексе рекреационных ресурсовособое место занимают культурно-исторические ресурсы, расположенные в городах,селах и на межселенных территориях и представляющие собой наследие прошлых эпохобщественного развития. Они служат предпосылкой для организациикультурно-познавательных видов рекреационных занятий, на этой основеоптимизируют рекреационную деятельность в целом. Образуемыекультурно-историческими объектами пространства в известной мере определяютлокализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.
Объекты культурногонаследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерациипредставляют собой уникальную ценность для всего многонационального народаРоссийской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурногонаследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересахнастоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории икультуры) народов Российской Федерации является предметом совместного веденияРоссийской Федерации и субъектов Российской Федерации. Государственная охранаобъектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной изприоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации иорганов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Памятники истории икультуры и окружающий их ландшафт являются национальным достоянием. Современноеосвоение территорий требует особо бережного подхода по принципу: сохрани –восстанови – не навреди.
Целью моей работы являетсяизучение дворцово-парковых ансамблей и усадебных комплексов России и Тульскойобласти в частности, их роли всохранении культурного наследия страны, влияния на развитие рекреационнойдеятельности тех регионов, где они расположены.
Задачи:
— рассмотреть историюразвития и состояние на сегодняшний день некоторых дворцово-парковых ансамблей иусадебных комплексов России;
— раскрыть значение «жемчужинРоссии» для рекреационной деятельности, сохранения культурного наследия страны,а также для туристского освоения историко — культурного наследия региона;
— определить направлениядеятельности по повышению эффективности использования потенциала культурногонаследия; по сохранению, возрождению, туристскому освоению памятников и их естественнойсреды.
1. Культурно – историческиерекреационные ресурсы. Их классификация и разновидности
В комплексе рекреационных ресурсов особое место занимают культурно-историческиересурсы, представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Онислужат предпосылкой для организации культурно-познавательных видоврекреационных занятий, на этой основе оптимизируют рекреационную деятельность вцелом, выполняя достаточно серьезные воспитательные функции. Образуемыекультурно-историческими объектами пространства в известной мере определяютлокализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.
Культурно-историческиеобъекты подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватываютсовокупность средств производства и других материальных ценностей общества накаждой исторической стадии его развития, а духовные – совокупность достиженийобщества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организациигосударственной и общественной жизни, в труде и быте.
Фактически не всенаследие прошлого относится к культурно-историческим ресурсам. К ним принятопричислять только те культурно-исторические объекты, которые научными методамиисследованы и оценены как имеющие общественное значение и могут бытьиспользованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворениярекреационных потребностей некоторого множества людей в течение определенноговремени.
Средикультурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории икультуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основеслужат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурнойрекреации.
В зависимости от ихосновных признаков памятники истории и культуры подразделяются на 5 основныхвидов: истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства,документальные памятники.
Памятникиградостроительства и архитектуры. Для них наиболее характерны следующие объекты: архитектурныеансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остаткидревней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружениягражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества,а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного,декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, пригородные ландшафты.
Все объекты, используемыев познавательно-культурной рекреации, подразделяются на 2 группы – движимые и недвижимые.
Первую группу составляют памятники искусства,археологические находки, минералогические, ботанические и зоологическиеколлекции, документальные памятники и другие вещи, предметы и документы,которые можно легко перемещать. Потребление рекреационных ресурсов этой группысвязано с посещением музеев, библиотек и архивов, где они обычноконцентрируются.
Ко второй группеотносятся памятники истории, градостроительства и архитектуры, археологии имонументального искусства и другие сооружения, в том числе и те памятникиискусства, которые составляют неотъемлемую часть архитектуры. С позицийпознавательно-культурной рекреации важно то обстоятельство, что объекты этойгруппы представляют собой самостоятельные одиночные или групповые образования.
Памятники светскойархитектуры. Памятникисветской архитектуры включают в себя городскую застройку – гражданскую ипромышленную, а также загородные дворцово-парковые ансамбли. Загороднаяархитектура представлена усадьбами и дворцово-парковыми ансамблями, такими как,например, Петродворец и Павловск в окрестностях Санкт-Петербурга,Архангельское, Кусково, Царицыно и другие в Подмосковье.
Любой регион содержитразличные виды уникальных исторических территорий: древние малые города сбогатым историческим прошлым; усадебные и дворцово-парковые комплексы;монастырские комплексы.
Посещая такие места можнопознать ценность, уникальность родной территории и ощутить ее частью нашейогромной страны.
2. Дворцово – парковыеансамбли России
Дворцово-парковыеансамбли и дворянские усадьбы — это особая культурная среда России XVIII-XIXвв., явление сложное, многомерное. Среди основных направлений изучения русскойдворянской усадьбы можно выделить историческое, генеалогическое, архитектурное,искусствоведческое. Но не менее важно рассмотреть вклад усадебных комплексов вструктуру и разнообразие культурного ландшафта. Под культурным ландшафтомпонимается конкретная территория с определенными природными условиями, втечение длительного времени осваиваемая человеком, необратимо изменившим ее врезультате своей хозяйственной, социальной и интеллектуально-духовнойдеятельности.
Усадебныйприродно-культурный комплекс — это один из примеров, когда воздействие человекана ландшафт является проявлением высокой культуры. Даже сейчас, когда многие усадьбыуничтожены полностью или находятся на грани уничтожения, сохранившиесяфрагменты усадебных комплексов составляют неотъемлемую часть пейзажа,включаются в понятие исторической составляющей современного ландшафта.
Царицыно
Цари́цыно —дворцово-парковый ансамбль на юге Москвы; заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году.Находится в ведении музея-заповедника «Царицыно», основанного в 1984 году.
Это исторически сложившаяся, наиболее известная и благоустроенная часть особоохраняемой природной территории (ООПТ) «Царицыно».
Царицыно является важнейшим памятником такназываемой «русской готики» (псевдоготики); над созданием императорскойрезиденции в течение 20 лет работали последовательно два выдающихся архитектора— Василий Баженов и Матвей Казаков. Царицыно — самая крупная в Европепсевдоготическая постройка XVIII века и единственный дворцовый комплекс,разработанный в этом стиле. Особенности дворцово-паркового ансамбля во многомопределили новое направление в русском зодчестве: в разных концах бывшейРоссийской империи существует немало сооружений конца XVIII и начала XIX века,которые созданы под влиянием Царицына.
Царицынский пейзажныйпарк, заложенный вместе с дворцовым комплексом, стал одним из первых пейзажныхпарков России вне петербургских дворцово-парковых ансамблей.
Местность, ставшаявпоследствии Царицыном, известна с конца XVI века. Весной 1775 года императрицаЕкатерина II, проезжая во время прогулки из Коломенского по территории ЧёрнойГрязи, была очарована красотами поместья и без промедлений выкупила его у князяСергея Дмитриевича Кантемира. Баженов избрал в качестве основных строительныхматериалов для царицынских построек красный кирпич и белый камень. Желаниевыявить натуральную красоту сочетания камня и кирпича, отказ от отделкиштукатуркой были необычными для того времени решениями: так уже никто нестроил; Баженов в этом пошёл против канонов эстетики классицизма. Но такоерешение находило оправдание в замысле царицынской увеселительной резиденции как«каприза».Дворец Екатерине не понравился, она приказала многое переделать иновым архитектором был назначен М.Казаков. Недостроенная царская резиденциядовольно быстро пришла в запустение, уже в начале XIX века постройки сталиразрушаться и зарастать зеленью наподобие классических руин. В 1927 году вздании Третьего кавалерского корпуса открылся музей Царицына; через год музейобрёл статус историко-краеведческого. К этому же времени году относятся ипервые ремонтно-реставрационные работы в Царицыне.
Реализации этих плановпомешала Великая Отечественная война.
В конце 1950-х годов вновь потребовалась реставрация павильонам «Миловида» и«Нерастанкино», беседке «Золотой сноп» и ряду парковых мостиков. Работыосуществлялись в 1958—1961 годы.
Восстановительно-реставрационныеработы начались с особым размахом и скоростью после того, как в 2005 годуЦарицынский комплекс был передан в городскую собственность. В 2005—2007 годахпроведена полная реконструкция Царицынского парка; восстановлены иблагоустроены аллеи и дорожки, расчищены самосевные заросли, кустарниковыечащобы, вырублен сухостой. В 2006 году завершились реставрация и реконструкцияпод музейно-выставочные нужды «Хлебного дома». Здание приобрело стеклянныйкупол над внутренним двором, превратившим его в атриум; «Хлебный дом» сталосновным зданием для музейных коллекций. В 2006—2007 году отреставрированыБашня-руина, парковые павильоны «Миловида» и «Нерастанкино», гротесковые мостики.В то же время в пейзажном парке вновь появилась садовая скульптура: установленынесколько статуй работы А. Н. Бурганова. Также проводилась экологическаяреабилитация Царицынских прудов, реконструкция плотин, восстановление лодочныхпристаней в их исторических местах; воссоздан Оранжерейный пруд. На СреднемЦарицынском пруду, в обрамлении восстановленного острова-подковы, в 2007 годубыл открыт светодинамический фонтан — крупнейший в Москве.
Наконец, в августе 2007года завершилась самая большая стройка на территории музея-заповедника —восстановление Большого Царицынского дворца. За два года живописная руина,постепенно разрушавшаяся последние двести лет, превратилась в современныймузейно-выставочный комплекс. 2 сентября 2007 года, в День города, состоялосьторжественное открытие реконструированного дворцового ансамбля.
Коломенское — бывшаяцарская вотчина, подмосковное село; ныне — государственный художественныйисторико-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник. Расположен кюгу от центра Москвы, занимает территорию 390 га; входит в Московскийгосударственный объединённый музей-заповедник Коломенское-Лефортово-Люблино-Измайлово.В Коломенском, в Казанском храме, пребывает одна из почитаемых в современнойРоссии икон Богородицы — «Державная».
Село Коломенское, находившееся на дороге из Москвы в Коломну, было основано,по преданию, жителями города Коломны, бежавшими от Батыя. Первое письменноеупоминание — в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты в 1339 г. Изначальноэто была вотчина Московских великих князей, затем царей. В 1606 г. Коломенскоеслужило ставкой Ивана Болотникова, в 1610 г. — Лжедмитрия II. РасцветКоломенского связан с царствованием Алексея Михайловича — Коломенское было еголюбимой резиденцией. В 1667 г. возводится великолепный деревянный дворец,имевший 270 помещений; дворец окружается оградой и садом, со зданиями приказов,воротами с башенными часами и т. д. С Коломенским связаны события Медного бунта1662 г. Позже здесь нередко живал юный Пётр I; под Коломенским, на Кожуховскомполе, он устраивал знаменитые «потешные бои». После смерти Алексея Михайловичаи перенесения столицы в Санкт-Петербург Коломенское приходит в упадок. ПриЕкатерине II обветшавший дворец был разобран, и на его месте выстроен новый(тоже деревянный), где императрица жила летом во время пребывания в Москве.Екатерининский дворец, в свою очередь, был разобран при Николае I; от постройкипоследнего сохранился только один флигель. Музей Коломенское был основан в 1923г. В него был перенесен ряд деревянных построек (например, домик Петра I изАрхангельска, башня Братского острога, сруб медоварни из села Преображенского).
Интересные факты
Интересно, что натерритории музея находилось до начала 80-х годов XX века село Коломенское, вкотором проживали местные жителей, ведшие по устным преданиям свой род отдворовых людей царя Алексея Михайловича. Строения, в которых они проживали,были построены из толстых бревен, однако внешне скорее напоминали неклассические русские избы, а современные двухэтажные бараки или многоквартирныедома. Причем возраст некоторых строений был более 300 лет. Эти зданияохранялись государством, о чём свидетельствовали соответствующие таблички назданиях. Однако после выселения жителей села с территории музея-заповедникачерез некоторое время дома пришли в упадок, частично сгорели и были разобраны. Дворцово-парковые ансамбли Ломоносова
Дворцы-музеи и паркигорода Ломоносова — ценнейшие памятники русской культуры и искусства 18-говека, созданные выдающимися архитекторами и русскими мастерами.
Ораниенбаум — единственный из пригородов, который в годы Великой Отечественной войны неподвергся разрушению фашистскими захватчиками. Поврежденные, но не разрушенныев годы войны, дворцы-музеи и парки города Ломоносова сохранили во всей своейдостоверности и неповторимости декоративное убранство 18-го века. Поэтому онипредставляют собою огромную художественную ценность как подлинные архитектурныепамятники, знакомящие нас с историей и искусством прошлого. Дворцово-парковыйкомплекс города Ломоносова состоит из Нижнего и верхнего парков. В нихрасположены Большой дворец, Каменный зал, дворец Петра 3-его с въездными воротами,Китайский дворец, павильон Катальной горки, Кавалерский корпус, Китайскаякухня. Одним из лучших интерьеров дворца, полностью сохранившим отделку XVIIвека, считается Зал муз. Отличительная особенность его архите6ктуры –органическая связь с парком, благодаря прорезанным большим окнам-дверям. Вдекоративном убранстве использована живопись, выполненная художником Торелли. Впростенках изображены музы – покровительницы искусств и наук.
На территории Верхнегопарка много прудов. Напротив Японского павильона Большого дворца расположенНижний пруд, называвшийся в 18-ом веке «Малым увеселительным морем».Восточнее – Красный пруд, ранее называвшийся Верхним. Вокруг дворца Петра III впарке произведена в 1952-1953 годах реконструкция. с южной и западной сторонздания сделаны площадки, разбиты три цветника с рисунками орнаментальногохарактера. Посадки деревьев и кустарников, осуществленные в 70-х годах 19-говека, дополнены в послевоенное и настоящее время. Продолженная в 30-х годах19-го века Рябиновая дорога проходит среди лугов и небольшого леса, мимопричудливых прудов «Карпиного» и «Подковы». Этоодна изживописнейших частей Верхнего парка. Картины природы разнообразны здесь во всевремена года. Летом радует глаз сложная гамма оттенков зеленой листвы, а осеньюкроны деревьев поражают яркостью и контрастностью зеленых и желто-красныхтонов. Зимой своеобразный пейзаж создают красные прутья корнуса, а такжевечнозеленые ели и пихты. Красота этого участка парка, кажущаяся естественной,на самом деле является плодом большого мастерства садоводов и архитекторов.
Архангельское – параднаяподмосковная усадьба, один из последних дворцово-парковых комплексов,построенная в регулярном стиле, когда в паркостроении уже господствовалпейзажный стиль. В 1780 году владелец усадьбы князь Н.А. Голицын, вернувшись иззаграничного путешествия, набравшись впечатлений от европейских резиденций,решает построить дворец и парк, который соответствовал бы его положению всвете и подчеркивал бы древность и незыблемость его рода. Во времяОтечественной войны 1812 года часть ценностей удалось спасти, но многое былоиспорчено и разграблено французами. На восстановление имения понадобилосьнесколько лет и вскоре усадьба Архангельское приняло великолепный торжественныйи величественный вид с красивейшим дворцом, большими открытыми пространствамизеленых партеров, липовых боскетов, обильной скульптурой и довершением всего –прекрасным видом на долину реки с полями, лесами и «хороводами деревенскихбарышень-крестьянок».
В планах владельца – созданиеуникального ботанического сада, для чего начинается благоустройство иозеленение ближайших лесов и полян. Но, к сожалению, задуманное осуществить неудалось.
Только в начале XX векаснова появляется интерес к Архангельскому и последние владельцы занимаютсявосстановлением дома и парка. Все элементы паркового дворцово-парковогокомплекса удивительно гармонично вписаны в окружающий ландшафт, не нарушая его,а в большей степени дополняя. Величественность и парадность дворца и террасснезаметно переходит в простоту красоты русской природы. Архангельское – этолучшее, что было создано в русской садово-парковой архитектуре на рубеже XVIII– XIX веков, блестящий памятник этой эпохи
Сегодня усадьбаАрхангельское находится в стадии реставрации, так как ее, как и множестводругих художественно-исторических памятников, не прошли стороной нелегкиевремена 80-90-годов XX века, времена разорения и забвения. Особенно тщательнойработы требует дворец. В целом же дворцово-парковый комплекс сохранил своюархитектуру и формы и мы можем оценить его величественность и красоту.
Государственныйисторико-художественный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина»
Гатчинский музей — уникальный дворцово-парковый комплекс. Живописное и привлекательное природноеобразование трудом талантливых мастеров-архитекторов, ландшафтных кудесников,садоводов на протяжении жизни нескольких поколений превращено в ценнейшеепроизведение искусства, не утратившее при этом прелести живой природы. Комплексгатчинских парков (Дворцовый, Сильвия, Зверинец) представляет собой совершенносамобытное творение паркостроительного искусства — уникальное триединство,объединенное руслами рек Гатчинки и Колпанки и цепью связанных с ними озер. Кнему примыкает Приоратский парк, основной водной магистралью которого служитПриоратский водовод.
Муромцево
Имение графа В.С. Храповицкого,предводителя дворянства Владимирской губернии, в селе Муромцево недалеко отСудогды вызывало восхищение и изумление его современников.
Усадьба представляладворцовый ансамбль, возведенный в последней четверти 19 века в формахготической средневековой замковой архитектуры. Дворцовая часть помимо замкавключала в себя регулярный парк с каскадом прудов, цветниками и оранжереями. Исейчас в сохранившейся части дома просматриваются черты средневековогоевропейского замка. Сохранился и парк.
Кто хоть раз побывал вСанкт-Петербурге, навсегда запомнил непревзойденные дворцово-парковые ансамбли:Петергоф, Павловск, Пушкин, Гатчину. Славится Россия своими древнерусскиегородами знаменитого «Золотого Кольца»: Переславль-Залесский, Ростов,Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир, Сергиев Посад, Юрьев. Известны в Россиии за ее пределами историко-архитектурный музей-заповедник в Смоленске, Кремль идворец Ивана Грозного в Вологде и музей-заповедник Пушкинские горы в Пскове.
Дворцово – парковыеансамбли и усадебные комплексы России — однаиз важнейших составляющих отечественной культуры . Велика их роль всохранении культурного наследия страны, влиянии на развитие рекреационнойдеятельности тех регионов, где они расположены. А поэтому необходимо сохранять,поддерживать и развивать эти памятные места, чтобы не прервать связь поколений,чтобы каждый мог изучать свою Родину, постигать её историю и красоту.
3. Усадебные комплексы
Старинные усадьбы — это иприродный, и культурный феномен. С одной стороны, усадебный парк — этосоставная часть природного комплекса, а с другой стороны, он несет исимволическую нагрузку: рисунок аллей, форма прудов, набор видов растений,планировка парка являются отражением философии времени создания парка. Пристроительстве усадьбы не только менялся ландшафтный образ территории, но ипоявлялся ее культурный центр, И в настоящее время остатки усадебных комплексовне только разнообразят ландшафт, но и, являясь природно-культурным наследием,дают возможность заглянуть в прошлое территории.
Дворянские усадьбы важнорассмотреть в контексте единства природной и культурной составляющей, именно вэтом двуединстве их уникальность и значимость для современных сельских ипригородных территорий староосвоенных областей Европейской России.Историко-культурная среда, в которой развивались дворянские усадьбы, былауничтожена еще в начале XX в. Сейчас же уничтожается то немногое, что осталосьот этой культуры. Большинство таких мест разрушается естественным порядком:зарастают пруды, гибнут деревья, определяющие планировку парков, исчезаютпривнесенные виды растений. Усадебные природно-культурные комплексы наряду сотносительно ненарушенными ландшафтами могут служить основой для выделенияособо охраняемых территорий. Ландшафт, включающий старинные усадьбы, нуждаетсяв охране, причем, в отличие от ненарушенных территорий, здесь необходимадеятельность человека по поддержанию природно-культурного комплекса.
До крестьянской реформы 1861 г. усадебной темой занимались почти исключительно лица, специальностью которых было воспевание«добродетелей» различных вельмож. Отдельные материалы заказывались имвладельцами, либо понимавшими значимость своих усадеб, либо стремившимися вугоду собственному тщеславию запечатлеть на скрижалях истории результаты своейдеятельности. Редкостью были специальные работы об усадьбах мемориальных,связанных с различного рода историческими деятелями или хранящих память окаких-либо существенных событиях усадебной жизни: открытие памятника, приездпредставителя царствовавшей династии и т.п. Бурное развитие исторической наукии журналистики в 1861—1917 гг., издание журналов «Русский архив», «Русскаястарина», «Древняя и новая Россия», «Исторический вестник», сборников различныхисторических обществ, отдельных частных архивов и т.п. способствовалинакоплению огромного фактологического материала по усадьбам, не потерявшегосвоего значения до сих пор.
К пореформенному времениотносятся и первые попытки систематического исследования усадеб, относящихся кконкретным исторически сложившимся территориям. Так появились описанияСетунского и Сосенского станов (бывших административно-территориальных единиц)Московского уезда, авторы которых И.Е. Забелин и Д.О. Шеппинг вподавляющем большинстве случаев обращались к усадебной тематике. Крупнейшееисследование Подмосковья было предпринято братьями В.И. и Г.И. Холмогоровыми.Они изучили и частично опубликовали так называемые исторические материалыпрактически по всем (за небольшим исключением) подмосковным селам и церквям,базирующиеся на документах XVI—XVIII вв., выявленных в Московском архивеМинистерства юстиции. Здесь так же, как в трудах И.Е. Забелина и Д.О. Шеппинга,«усадебный материал» преобладает над остальным.
Принципиально новым шагомв историографии начала ХХ в. стало художественное изучение усадеб. Они впервыеначали восприниматься в контексте развития отечественного искусства. Этомуспособствовали и переоценка архитектурного наследия.
В последние десять летпроизошло стремительное развитие усадьбоведения (как его понимал В.В. Згура).Усадьбой стали заниматься более глубоко, чем раньше. Сложилось понимание ее какфундамента русской культуры второй половины XIX — начала ХХ в. Многие усадьбы,не будучи художественными шедеврами, обладают своеобразным архитектурнымобликом. Зачастую это единственные объекты, которые позволяют придатьнаглядность урокам истории и москвоведения — рассказам о специфике местнойистории, различных архитектурных стилях и т.п.
Термин усадьба (впонимании, близком к современному) прослеживается по крайней мере сXVII в., хотя встречался он тогда достаточно редко. В таких документах, какписцовые и переписные книги, чаще употребляются выражения двор вотчинников и дворпомещиков в зависимости от существовавших тогда форм собственности на землю (до1714 г. различались вотчины — родовые или приобретенные имения и поместья —имения, дававшиеся дворянам на время службы). В Словаре живого великорусскогоязыка В.И. Даля, который произвел этот термин от слова усада (в западнойтранскрипции усадище или усадбище), определяя усадьбу как «господский дом населе, со всеми ухожами (угодьями), садом и огородом», т.е. жилье и прилегающаяк нему территория. Из современных толкований термина усадьба различнымисправочниками, по нашему мнению, является наиболее удачным следующее: «усадьба— это вид жилья». Однако и оно, не будучи достаточно четким, оставляетдостаточно широкие возможности для различных интерпретаций специалистами.
Одни вкладывают в этопонятие только основной архитектурный ансамбль с парком или вне парка, другиевключают в него и хозяйственные постройки, третьи, наоборот, распространяют егона всю территорию, ранее принадлежавшую владельцам усадьбы, т.е. фактическииспользуя как синоним термина имение — относительно крупное землевладение систорически обусловленными границами.
Появление первых усадеботносится к далекому прошлому. Даже Москва на ранней стадии своегосуществования была всего лишь усадьбой. После того как она стала княжескойрезиденцией, рядом с княжеским дворцом появились усадьбы придворных, которыепервоначально не выходили за пределы кремлевских стен. Однако вскоре знать, которойстало там тесно, начала строить хоромы за пределами Москвы, захватывая новыетерритории в ее окрестностях. Так появились загородные дворы. Можно сказать,что это усадьбы в их чистом виде, где сельскохозяйственное производство,сведенное к минимуму, играло более декоративную роль, нежели действительно былонаправлено на удовлетворение насущных потребностей владельца. Именно загороднымдворам город обязан своей исторической «усадебной» планировкой, остатки которойсохранились до нашего времени.
Большинство усадеб вПодмосковье, в том числе Алтуфьево, Воронцово и Ясенево, были стерты с лицаземли в начале XVII в. во время событий Смутного времени. Поэтому ни однадревняя подмосковная усадьба полностью не сохранилась, лишь от некоторых из нихуцелели каменные церкви.
Для усадеб, созданных илиобустроенных после Смутного времени, таких как Виноградово, Черемушки,Знаменское-Садки, Узкое и др., характерна большая свобода планировки.Продумывая ее, владельцы обычно исходили из собственных чисто утилитарных потребностей,ориентируясь на удобство пользования угодьями.
Тогдашние господские домапредставляли собой двух-трехэтажные деревянные постройки с затейливыми верхами,наподобие хором Лопухиных в Ясеневе. В приусадебных садах выращивали овощи ифрукты, иногда цветы, лечебные растения, привозные заморские деревья. Прудыобыкновенно имели только утилитарное значение. Их использовали дляхозяйственных целей и разведения рыбы. Европейская эстетика стиля бароккосказалась на усадебной культуре начиная с петровского времени. Тогда пообразцам западноевропейских регулярных (т.е. французских) садов владельцы сталисоздавать усадебные парки правильного геометрического характера. К серединеXVIII в. планировка усадеб приобрела более строгое осевое построение и симметриюотдельных частей. Ее образцом в определенной степени является Ясенево, где приЛопухиных был сооружен господский дом с парными флигелями. Усложняется ирегулярная планировка парков, которые украшаются различными павильонами ибеседками, мостами, памятниками, скульптурой и т.п., как это было сделанографами Шереметевыми в Кускове. Вид парковых павильонов приобретают даже храмы,например церкви в Знаменском-Садках (не сохранилась) и Черемушках.
Вторая половина XVIII в.— самый значимый период обустройства подмосковных усадеб. В 1762 г. император Петр III освободил дворянское сословие от обязательного несения службы. После этогов ближайших окрестностях Москвы появилось значительное число крупных усадебныхкомплексов. Большинство из них, в том числе Братцево, Васильевское (Мамоновадача), Знаменское-Садки, Кунцево, Люблино, Нескучное, Останкино, Очаково,Покровское-Стрешнево, Троекурово, Узкое, Черемушки, были сооружены всоответствии с вошедшим в моду стилем классицизма. Лишь в архитектуреотносительно небольшой части усадеб — Михалкова, ансамбля парадного въезда вВоронцове, хозяйственного комплекса (экономии) в Черемушках и т.п. —использованы формы псевдоготики, образцами которой были известные императорскиерезиденции: Петровский дворец и Царицыно. Старые регулярные парки постепенноуступили место пейзажным, мода на которые пришла из Англии. Иногда, как вКузьминках, пейзажный и регулярный парки существовали параллельно. В результате крестьянской реформы, нанесшей серьезный удар поусадебной культуре, сельское хозяйство перестало быть беспечным получениемоброков, а превратилось в коммерческое и техническое предприятие, потребовавшееоборотного капитала, серьезного труда и специальных знаний. При таких условияхчасть дворянства нашла выгодным заниматься более прибыльными предприятиями,ликвидировав свои имения с усадьбами из-за невозможности справиться с новымиусловиями экономического быта. Это обусловило гибель, частичные утраты илиреконструкцию многих усадебных комплексов, таких как Алтуфьево, Воронцово,Михалково и многих другие. Процесс смены владельцев приобрел повсеместныйхарактер по сравнению с дореформенным временем. В отличие от него новымихозяевами усадеб оказались не только дворяне и купцы, а выходцы из самых разнообразныхобщественных слоев: крестьяне, духовенство, почетные граждане, заводчики ифабриканты, различного рода предприниматели, крупные капиталисты. Именнопоследним принадлежали наиболее значительные усадебные ансамбли, возникшие иликапитально реконструированные в пореформенную эпоху, такие как Виноградово иЧеремушки.
Моско́вскиймузе́й-уса́дьба «Оста́нкино» — одна из вершин русской усадебной культуры. Ансамбль складывался напротяжении нескольких столетий и окончательно сформировался при графе Н. П. Шереметевена рубеже XVIII—XIX вв. Останкино — уникальный архитектурный ихудожественный памятник, связанный с историей русского и европейскоготеатрального искусства. Архитектурный комплекс усадьбы складывался в течениечетырех столетий. Боярская вотчина с прудом (16 в.), церковью Св. ЖивоначальнойТроицы (17 в.), господским домом и дубравой становится в к. 18 векадворцово-паковым ансамблем, парадной летней резиденцией графа Н.П.Шереметева.Расцвет и слава Останкина связана со строительством дворца-театра. Построенныйиз дерева дворец, является архитектурным сокровищем русского классицизма.Театральный зал дворца — единственное в России театральное помещение со сценой,зрительным залом, гримировочными комнатами, театральной машинерией,сохранившимися с к. 18 в.
Интерьеры дворца почти вполной мере сохранили свой декор и убранство. Одной из главныхдостопримечательностей является художественный наборный паркет. Оригинальныйоблик придаёт залам обилие резного золочёного дерева. Люстры, мебель и другиепредметы убранства находятся на первоначальных местах. Останкинскийдворец — практически единственное в России театральное здание XVIII века,сохранившее сцену, зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмовмашинного отделения. С июня по сентябрь в Останкинском театре проводится традиционныйфестиваль «Шереметевские сезоны», продолжающий музыкальные итеатральные традиции усадьбы. Постановка опер и балетов 18 столетия,разнообразные концертные программы, исполняющиеся в зале исторического театра,дают возможность ощутить театральное назначение Останкинского дворца,погрузиться в атмосферу усадебных праздников.
Как общедоступный музейусадьба Останкино открылась для посетителей 1 мая 1919 г. по инициативе Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса. Сейчасможно увидеть подлинные интерьеры XVIII в., услышать музыку того времени иоперы из репертуарашереметевского театра.
ВступлениеРоссии в Первую мировую войну в 1914 г. ознаменовалось в том числе очередным и последним для него кризисом усадебного хозяйства… Во время Гражданскойвойны ценности, хранящиеся в усадьбах, были вывезены в Москву, многие усадьбыуничтожены, а в тех, что уцелели, обосновались различные учреждения: домаотдыха, санатории, больницы, школы, колхозы и совхозы и т.п.; ближайшие кгороду усадьбы оказались в ведении разного рода научно-исследовательскихинститутов. Осенью 1921 года советским правительством принят законодательныйакт об охране исторических усадеб, памятников природы, парков и садов. Деятельностьподавляющего большинства новых владельцев привела к систематическим искажениямоблика и утратам многих фрагментов усадебных ансамблей, разрушению и полнойгибели части из них. То, что сохранилось и дошло до наших дней, — лишь малаячасть некогда огромного усадебного наследия.
4. Дворцово –парковые ансамбли и усадебные комплексы Тульской областиБогородицкийдворец-музей и парк
Музей расположен натерритории усадьбы конца ХVIII в., некогда принадлежавшей графам Бобринским.Музейные объекты ансамбля — дворец с 14 экспозиционными залами площадью 670кв.м., 49 гектаров пейзажного парка и въездная башня. На заре русскогоклассицизма на месте развалившейся Богородицкой крепости, срубленной еще в1660-х гг., по проекту тогда только начинающего архитектора ИванаЕгоровича Старова строится один из значительных загородных ансамблей.Заказчицей выступила сама Екатерина Великая. Летом 1773 года закладываетсяпервый камень в основание Богородицкого дворца. Двухэтажный дом на высокомцокольном этаже, украшенный легким бельведером, эффектно поставлен на холме надзапруженной рекой Упертой. Весной 1774 году в нескольких десятках метровот дворца по проекту Старова закладывается усадебная Казанская церковь.
В композицию ансамблязодчий включил и многоярусную башню – колокольню в стиле петровского барокко,возведенную по проекту неизвестного архитектора в первой половине ХVIII в. Башнязамкнула перспективу протянувшейся почти на полверсты главной березовой аллеи, избраннойСтаровым в качестве подъездного пути к ансамблю. Одновременно башня стала параднымиворотами во двор и звонницей усадебной Казанской церкви. В середине 1780-х гг. изысканноеклассическое творение И.Е. Старова талантливейший россиянин А.Т. Болотов окружилромантическим пейзажным парком, снискав себе славу искусного ландшафтного архитектора.
Ратуя за “сады собственныеи изобретенные самими нами и когда б называть мы их стали российскими”, Андрей Тимофеевичпо оригинальному проекту создал небывалый доселе в отечественной провинции парк,диковинами которого можно было “впрах разлюбоватъся”. Как театральные декорации,сменяли друг друга затейливый грот, нагромождения камней, каскады прудов, каверзныешутихи, “меланхолическая” и “смеющаяся” сцены. Талантом безвестных мастеров былисозданы рукотворные пейзажи, радующие глаз и услаждающие слух. Былое великолепие“чуда здешних мест”, которое два века назад заслуживало “отвлечь путешественникас прямой его дороги… осмотреть красоты сего места, достойные любопытства”, сохранилилишь акварели и рисунки паркостроителя и его сына.
Посаженные в середине XIXв. в центральной части парка липовые и лиственничные аллеи до сегодняшнего дня считаютсяего лучшими уголками. Время и нравы позднейших поколений не сберегли в нетронутомвиде “чуда здешних мест”: в послереволюционные годы погиб питомник, один из лучшихв губернии, вырубались ценные деревья, загрязнялись пруды и ломались мостики, уродовалисьдорожки, а “парк стал доступен всякому животному”. Точнейшая реставрация парка бессмысленнаи невозможна. Работы по его возрождению ведутся с начала 1970-х годов: санитарныерубки, новые посадки в местах погибших деревьев; восстановление лестничных сходовот дворца к пруду (сам пруд в 1997 году спущен), террас, дорожек, в том числе дорогик храму. В 1989 году на территории парка его создателю поставлен памятник (скульпторА.И.Чернопятов).
В декабре 1941 года, при отступлении,немецкие войска разрушили дворец практически до основания. В июле 1967 года началосьего восстановление. В 1975 году было вынесено решение, открыть в реконструируемомздании дворца музей, и в октябре 1988 года Богородицкий дворец-музей начал своюработу.
Государственныймемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Это один из крупнейших музеевстраны и один из самых известных за её пределами. По проекту выдающегося русскогохудожника Василия Дмитриевича Поленова на самом севере Тульской области в 1892 годубыл построен ставший с первых лет своего существования музеем знаменитый «Дом надОкой». Территория музея-заповедника включает подлинный дом-музей, мастерскую художника«Аббатство», хозяйственные постройки, Троицкую церковь в с. Бехово, а также усадебныйпарк, сад, окружающие территорию усадьбы луга, леса, с/х угодья.
Усадебный дом Поленова небыл типичной помещичьей постройкой с колоннами, антресолями и балконами. Этот бревенчатыйдом отличается простотой фасадов, и разнообразием перспектив и ракурсов. Вся егокрасота в удивительных интерьерах, в которых даже дверные ручки выполнены по эскизамПоленова. Белое кирпичное здание мастерской с угловой башенкой под красной черепичнойкровлей было построено в 1904 г. Оно удачно вписалось в архитектурный ансамбль усадьбы.Сам Василий Дмитриевич называл архитектуру своих построек «скандинавской»,но теперь мы знаем, что верно было бы назвать её «поленовской»… В зданииАббатства, неповторимом и эклектичном, просматриваются черты романского стиля.
Скромная постройка в глубинепарка с громким названием Адмиралтейство — всего лишь лодочный сарай. Ныне, всёэто — Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедникВ.Д.Поленова.
Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьбаЛ.Н.Толстого «Ясная Поляна»
Ясная Поляна – типичная русскаядворянская усадьба, где родился и творил Лев Николаевич Толстой. Гостей ждет экскурсияпо дому писателя с сохранённой подлинной обстановкой. Здесь есть возможность прогулятьсяпо паркам и аллеям, насладиться красотой яснополянской природы. Музей-усадьба Л.Н.Толстого«Ясная Поляна», включающая дом Толстого, литературный музей, дом Волконского, могилуЛ.Н.Толстого и около 400 гектаров заповедника — старинный липовый парк, пруды, леса,луга, пашни, сады, была создана в 1921 году, Десятки мемориальных объектов, богатейшиефонды бесценных реликвий, связанных со всеми сторонами жизни писателя, находятсяв Ясной Поляне. Самым дорогим для всех нас памятником является дом-музей Л.Н.Толстого.Внешний облик дома, расположение его комнат, обстановка — все сохраняется в томвиде, как было в последний год жизни писателя. Здесь Толстой провел около пятидесятилет своей жизни
Музей-усадьба А.Т. Болотова«Дворяниново» (Заокский р-н)
Андрей Тимофеевич Болотов(1738-1833) — известный русский ученый, писатель, энциклопедист, один из родоначальниковрусской агрономической науки. Всесторонне одаренный, обладающий незаурядным, пытливымумом и необычайной работоспособностью. А.Т.Болотов оставил свой след во многих областяхнауки и культуры, причем многое открыл или совершил впервые. самым главным результатомдеятельности Болотова в имениях Екатерины II явился созданный им замечательный парк.
Пруды, каналы, искусственныекаскады-водопады украшали этот парк, равно как и прекрасные беседки, гроты и другие«затеи». Каким был парк, можно представить, перелистывая созданный имальбом с акварельными зарисовками «Виды имения Бобринских, Богородицк 1786г.»
Поместье Богучарово
Когда-то оно принадлежалофилософу Алексею Хомякову. Уникальное деревянное здание — имение Богучарово — гордостьземли тульской как Ясная Поляна или Поленово… Больше двухсот лет без ремонта. Здесьчасто бывал Гоголь и друзья философа Хомякова славянофилы. Спустя столетие в каминномзале гостит вековой холод. Камины сровняли со стенами. Все хозяйские ценности давнопереправили в Исторический музей Москвы. Главная достопримечательность богучаровскойусадьбы — церковная колокольня. Построена сыном Хомякова к 90-летию помещика — такойподарок ко дню рождения. Это точная копия колокольни Кампанелла на площади Сан Маркав Венеции. Парадокс, но второй такой во всем мире не найти — оригинал Кампанеллыбыл разрушен. Современная итальянская — лишь приблизительный ее вариант. Этот храмдля села проектировал сам Хомяков, в советское время он стал хозяйственным складом,потом ему вернули христианский вид, теперь пытаются сделать, как при Хомякове. ОтецСергий, настоятель храма Сретения господня села Богучарово: «В той арке быларезьба деревянная — густо увитая виноградная лоза — пока восстановить не получается…»
Невозможно в одной работерассказать о всех прекрасных «жемчужинах» огромной России, о их историческом и культурномзначении. Тем более, что и старинные усадьбы являют собой своеобразный природныйи культурный феномен.
Несмотря на революционныеперемены последнего десятилетия, проблема сохранения памятников в нашей стране осталасьнерешенной.
Это касается всех ее аспектов— будь то выявление, обследование, изучение памятников или даже публикация документови издание литературы. Не может не внушать тревоги и состояние большинства усадебнекоторые из них подверглись серьезным разрушениям в самое последнее время. Оченьмедленными темпами идут реставрационные работы. Перспективы по части сохраненияпамятников пока оптимизма не внушают. Тем актуальнее представляется изучение усадебвсеми, кому небезразличны история русского искусства и собственной страны в целом.
5. Основные направления использованияи сохранения памятников культурного наследия
Сегодня необходимаполноценная программа работ по возрождению национального достояния, которая бы включаласистему мероприятий по выявлению, восстановлению, изучению, сохранению и использованиюкультурного и природного наследия. Причем решение подобной задачи должно быть комплексным,ибо практика показывает, что ни само выявление памятника, ни постановка его на учети государственную охрану, ни ведение реставрационных работ еще не могут обеспечитьего сохранения как национального богатства. Без использования памятник быстро приходитв запустение, да и можно ли сопоставить понятие «неиспользуемый памятник»с задачей сохранения и передачи будущим поколениям национального достояния? Охранаи использование единичных объектов не может быть эффективной вне окружающего ихисторического и природного пространства. Оно необходимо не только с точки зрениявосприятия памятника, но, прежде всего – его жизнеспособности.
Организация уникальных историческихтерриторий предполагает сочетание возрождения и развития традиционных форм деятельности,сформировавших исторически эти территории, с инновационными видами – туризмом, сельскохозяйственными промышленным производством. Новые виды деятельности должны дополнять, но не подавлятьсложившиеся природные, хозяйственные и социокультурные процессы. В основу современногоосвоения уникальных исторических территорий должны быть положены исторический, экологическийи ландшафтный принципы.
Создание природно-историческихпарков позволяет спасти ценнейшие памятники истории и культуры как целостные архитектурно-ландшафтныеи культурные комплексы. В природно-исторических парках предусматривается охранаи восстановление как памятников истории и культуры, так и окружающего историческогорукотворного, природного или традиционного сельского ландшафта, который также рассматриваетсякак непреходящая историческая и экологическая ценность, национальное достояние.При возрождении усадебных и дворцово-парковых комплексов должен применяться ансамблевыйпринцип и индивидуальное проектирование каждого объекта инфраструктуры.
Чтобы вдохнуть жизнь в умирающиекультурные центры, существовавшие в русской усадьбе, в последнее время группой специалистовРоссийского международного фонда культуры была выдвинута концепция освоения уникальныхисторических территорий как особой формы организации культурного ландшафта. Этаперспективная концепция предполагает полифункциональное использование усадебныхкомплексов: научно-просветительское, туристско-экскурсионное и хозяйственное. Просветительскаядеятельность может включать, помимо создания музеев, организацию лицеев, постояннодействующих семинаров, посвященных изучению творчества выдающихся деятелей историии культуры, с именами которых связаны конкретные усадьбы. Культурная деятельностьв усадьбе должна охватывать как местное население, так и туристов. Необходимо, чтобыона осуществлялась в традициях дворянской усадьбы, для которой было типично широкоеобщение хозяев усадьбы с соседями и друзьями. Возможно создание литературно-музыкальныхсалонов, постановка любительских спектаклей, проведение балов, организация фестивалей,посвященных памятным датам, приглашение в усадьбу известных писателей, художников,артистов, которым предоставлялся бы творческий отдых в усадьбе, сопровождающийсявстречами с местным населением и туристами.
Хозяйственная деятельностьдолжна получить самое широкое развитие. Она может иметь два основных направления:возрождение художественных промыслов и ремесел и сельскохозяйственное производство.
Дворянский особняк или дворцовый ансамбльцелесообразно использовать только как «живой» музей с широкой культурнойпрограммой, являющийся местом общения интеллигенции. Все старые хозяйственные постройкиусадьбы следует восстановить в соответствии с их первоначальной функцией и историческимобликом, а необходимые новые объекты инфраструктуры строить в гармоничном архитектурномединстве с усадебным ансамблем. Особое значение имеет восстановление историческогоприродного ландшафта.
Использование объектов культурногои природного наследия вместе с развитием туризма, научно-образовательной сферы,возрождением традиционных производств и технологий могло бы определить будущий экономическийпотенциал региона.
Заключение
Подводя итог моей работе,можно сделать следующие выводы:
— В комплексе рекреационныхресурсов особое место занимают культурно-исторические ресурсы, представляющие собойнаследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организациикультурно-познавательных видов рекреационных занятий. Посещая такие места можнопознать ценность, уникальность родной территории и ощутить ее частью нашей огромнойстраны.
Дворцово – парковые ансамблии усадебные комплексы России — одна изважнейших составляющих отечественной культуры. Велика их роль всохранении культурного наследия страны, влиянии на развитие рекреационной деятельноститех регионов, где они расположены. А поэтому необходимо сохранять, поддерживатьи развивать эти памятные места, чтобы не прервать связь поколений, чтобы каждыймог изучать свою Родину, постигать её историю и красоту.
Несмотря на революционныеперемены последнего десятилетия, проблема сохранения памятников в нашей стране осталасьнерешенной. Сегодня необходима полноценная программа работ по возрождению национальногодостояния, которая бы включала систему мероприятий по выявлению, восстановлению,изучению, сохранению и использованию культурного и природного наследия.
Сейчас, когда первоочереднойзадачей является стабилизация экономики, критерий эффективности использования территории,природных и культурных ресурсов, видимо, следует считать ведущим. Стоимостные оценкикультурно-исторических памятников также необходимы при выборе направления их использования,хотя они должны сочетаться с эстетическими и инженерно-техническими. От ценностипамятников и их территориальной концентрации зависит направление их использования,интенсивность рекреационных потоков, возможность включения в культурно-экономическуюинфраструктуру территории.
Одним из возможных способовповышения эффективности использования потенциала культурного наследия в туристскомосвоении может стать создание территориальных образований (культурно-историческиетерритории, национальные или рекреационные парки, представляющие собой целостнуюэкономическую структуру), где в комплексе сочетались бы культурно-исторические объекты,культурные ландшафты, умения ремесленников, поваров, а также национальные праздники,традиции. Деятельность этих территориальных структур должна быть направлена на сохранение,возрождение, туристское освоение памятников и их естественной среды, воссозданиетрадиционного природопользования, циклов обыденной жизни и всего бытового укладас одновременным органическим вхождением в современные хозяйственные и социальныепроцессы. Экономическая деятельность в данном случае является важной частью комплексногопроцесса, включающего сохранение и использование туристско-рекреационного потенциалакультурного наследия.
дворцовыйпарковый туристский тульский
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РоссийскойФедерации» (ред.от.23 .07. 2008)
2. Веселовский, С.Б. Подмосковье: Памятные места в историирусской культуры ХIV — ХIХ веков С.Б. Веселовский, В.Л. Снегирев, Б.С. Земенков.-М., 1992
3. Греч, А.Н. Венок усадьбам А.Н. Греч Памятники Отечества.-1994.-Вып. 32.- № 3-4
4. Злочевский, Г.Д. Общество изучения русской усадьбы (1922—1930):Серия «Русская усадьба»/Г.Д.Злочевский.-М.,2002
5. Кисель В.П. Памятники всемирного наследияВ.П. Кисель.- Минск.,2003
6. Максаковский В.П. Всемирное культурноенаследие/В.П. Максаковский.- М., 2003
7. Преображенский, В. С. Теоретическиеосновы рекреационной географии В.С. Преображенский.- М.: Наука,2005
8. Путрик, Ю.С., Гусев, С.В. По даннымВсемирной туристской организации при ООН: Интернет – публикация Ю.С. Путрик, С.В.Гусев.- М., 2002
9. Рекреационные ресурсы, туризм и краеведениеПроблемы региональной экологии.-2005.- № 1
10. Русская усадьба. Сборник Обществаизучения русской усадьбы.- Вып. 1 8.- М., 1994 — 2002
11. Торопов С.А. Подмосковные усадьбы С.А.Торопов.- М.,1997
12. Чижков, А.Б. Подмосковные усадьбысегодня. Путеводитель с картой схемой А.Б.Чижков.-М.,2002