Реферат по предмету "Культура и искусство"


Две столицы: таланты и поклонники

Перевезенцев С. В.
Театр— одно из древнейших искусств, он разнообразен и разнолик. Память человеческаяхранит представление о величие самых разных эпох. Древнегреческие идревнеримские театры до сих пор пленяют воображение своей масштабной играндиозной архитектурой, своим удивительным образом организованным пространством.Но театр может жить не только в великолепных архитектурных зданиях, он можетобитать и на улицах, совершенно не теряя при этом своей магическойпритягательности. Таковы были представления скоморохов в Древней Руси, когдаталант наших первых актеров и воображение зрителей заменяли собой позднейшиесценографические ухищрения. Таков был и театр Петрушки, для которого только инужна была ширма да кукла.
Ивсе же театр немыслим без актера, ибо актер — это душа театра. В XVIII–XX вв.русская сцена дала миру великие имена, подарила великие таланты. И особеннозначителен вклад в развитие отечественного театрального искусства Москвы иПетербурга. На театральных подмостках российских столиц блистали своим даромбалерины А. Павлова и Г. Уланова, О. Лепешинская и Е. Максимова, танцовщики В.Нижинский и В. Васильев, М. Лиепа и… Поклонников оперы потрясали своими ролямиФ. Шаляпин и И. Ежов, И. Архипова и Г. Вишневская, Л. Собинов и С. Лемешев, Б.Штоколов и М. Михайлов. Ролями в драматических спектаклях прославились Е.Каратыгин, М. Щепкин, М. Качалов, М. Ермолова, В. Комиссаржевская, А. Тарасова,Б. Бабочкин, Е. Лебедев, Т. Доронина и многие другие.
Авот театр XX в. называют «режиссерским», ибо весомо возросло значение человека,придающего театральному действу идейную, эстетическую и организационнуюцелостность. И снова Москва и Петербург формировали отечественную режиссерскуюшколу. М. Петипа и Ю. Григорович, К. Станиславский и В. Немирович-Данченко, Г.Товстоногов и А. Эфрос вошли в историю мирового театра, ибо создали своюэстетику, смогли театральными средствами рассказать что-то новое о мире ичеловеке. И потому, когда мы говорим «театр Товстоногова» или «театрСтаниславского», то, конечно же, имеем в виду не театральное здание, а тотособый стиль спектаклей, поставленных этими режиссерами.
Театрродился в России чуть более 330 лет назад. И на протяжение всех этих трех вековрусский театр не раз даровал миру удивительные открытия.
МОСКВА
4июня 1672 года был издан указ царя Алексея Михайловича, который предписывалжителю Немецкой слободы, пастору Йоганну-Готфриду Грегори «учинити комедию, ана комедии действовать из Библии книгу Есфирь». Так было положено началопервому русскому театру. Уже 17 октября 1672 г. пьеса была разыграна. Называлась она «Артаксерово действо». Всего же было дано девять спектаклей. Представленияразыгрывались сначала в помещениях дома Милославского, а затем и в новомспециально построенном здании. При этом летний театр — «комедийная хоромина» —находился в подмосковном селе Преображенском, а зимний — в кремлевских палатах,над дворцовой аптекой. Но после смерти Алексея Михайловича в 1676 г. театр закрыли.
Вновьтеатральные представления возобновились при Петре I — в 1702 г., когда в Москву по приглашению царя прибыл антрепренер и актер Иоганн Кунст с восемьюартистами. Для этой труппы на Красной площади была сооружена новая «театральнаяхоромина» или «комедийная храмина». И с той поры в России началось постепенноеразвитие театрального искусства.
Вовторой половине XVIII в. особое место в театральной жизни Москвы занимал театрМосковского университета, кураторами которого были М.М. Херасков и И.И.Мелисино. Уже в 1756 г. здесь начались представления, возникло первое в Россиитеатральное училище. На сцене студенческого театра ставились трагедииСумарокова, комедии Мольера и М.М. Хераскова.
Многозрителей собирали крепостные театры Д.Н. Блудова, П.М. Волконского, В.И.Бибикова. Особенно славен был театр Шереметевых в Кускове и Останкино. На ихсцене блистала крепостная актриса Прасковья Ивановна Ковалева (по сценическомупсевдониму — Жемчугова) (1768 — 1803). Она родилась в семье кузнеца, с семи летвоспитывалась в графском доме в Кускове, обучалась пению, музыке, иностраннымязыкам. Обладающая чарующим сопрано, актриса с 11 лет начала выступать вспектаклях крепостного театра. Вскоре Прасковья Ковалева стала ведущей актрисойтеатра Шереметевых, исполняла роли широкого диапазона — в комедиях, драмах, комическихоперах. Лучшей ролью ее стала Элиана в героической опере Гретри «Бракисамнитян». Достоянием гласности оказалась истории любви крепостной актрисы сграфом Н.П. Шереметевым. Чувства графа к актрисе были столь велики, что в 1798 г. он даровал ей вольную, а в 1801 г. вступил с ней в брак.
***
Крупнейшийцентр российской и мировой музыкальной культуры — Большой театр. История театравосходит в 1776 г., когда на Петровке открылось первое в Москве каменное испециально оборудованное театральное здание — «Петровский театр». Этот театрбыл частным и находился под управлением англичанина М. Медокса. Здесь ставилисьдраматические пьесы А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина, Я.Б. Княжнина, а такжеоперные и балетные спектакли. В 1805 г. здание театра сгорело, но уже черезпять месяцев появилось новое здание. Сам театр из частного превратился вИмператорский. Основной репертуар состоял из балетов и опер французских иитальянских композиторов. В начале XIX в. большую популярность приобрел новыйрусский жанр — опера-водевиль (пьесы Алябьева и Верстовского), а такжебалет-дивертисмент.
В1822–1825 гг. архитектор О. Бове построил для театра новое здание, и с тех порон стал называться Большим театром, ибо действительно был самым большим вРоссии. В этом театре продолжила играть труппа Петровского театра.
В 1842 г. в Большой театр перевели труппу из Петербурга и с тех поротличительной чертой репертуара театра стали оперы М.И. Глинки, А.С.Даргомыжского, оперы и балеты П.И. Чайковского. Высокий резонанс получила в 1842 г. премьера оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», ставшая с тех пор своеобразной визитной карточкойтеатра.
Послепожара 1853 г. здание Большого театра было значительно перестроено, переоборудованои расширено архитектором А. Кавосом. Тогда же фронтон театра украсила знаменитаяквадрига скульптора П.К. Клодта — четыре бронзовых коня, запряженных вколесницу Аполлона. В 1856 году новое здание Большого театра открылосьпремьерой оперы «Пуритане» В. Беллини. Но важнейшими для развития театральногоискусства были постановки опер и балетов П. Чайковского «Спящая красавица», «ЕвгенийОнегин», «Черевички», «Мазепа», «Пиковая дама», а также композиторов «Могучейкучки» — «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Князь Игорь» А. Бородина, «Снегурочка»,«Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова. Выдающийся французскийбалетмейстер М. Петипа создал новую балетную труппу театра и поставил несколькобалетов, самый знаменитый из которых — «Лебединое озеро» (премьера состоялась в 1877 г.)
Вначале XX в. расцвет вокальной музыки на сцене Большого театра связан с именамиЛ. Собинова, А. Неждановой, Ф. Шаляпина, открывшими настоящую новую эпоху вмировом оперном искусстве. В 1904–1906 гг. в театре работал С.В. Рахманинов, подуправлением которого новую сценическую жизнь обрели многие русские оперы.
С 1902 г. и до конца жизни в 1924 г. пост балетмейстера Большого театра занималА.А. Горский, который насытил балетные спектакли драматизмом. Одной из лучшихработ режиссера была постановка балета «Дон Кихот», надолго пережившая своегосоздателя. «Недосягаемой» называли приму балетной труппы Е. Гельцер, демонстрировавшуюв спектаклях свою виртуозность. Репертуар Большого театра постоянно пополнялсявсем лучшим, что было создано русскими и европейскими композиторами.
Послереволюции 1917 г. Большой театр стал государственным, а в 1924 г. получил статус академического. Большой оставался образцовым, классического репертуара, театром,но на его сцене появились и произведения новой, советской музыки — оперы «ТихийДон» и «Поднятая целина» Дзержинского, «Броненосец Потемкин» Чешко, «Мать»Хренникова и другие.
Сегоднязолотой фонд оперной и балетной классики Большого театра составляют оперы«Борис Годунов», «Хованщина», «Иоланта», «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «КнязьИгорь», «Царская невеста», балеты «Спартак», «Ромео и Джульета», «Баядерка», «Корсар».Музыкальные постановки в Большом театре осуществляли знаменитые балетмейстерыЛ.М. Лавровский, Ю.Н. Григорович, дирижеры М.М. Ипполитов-Иванов, В.В.Небольсин, Г.Н. Рождественский, Е.Ф. Светланов, Б.А. Покровский, Б.Э. Хайкин.На сцене Большого театра блистали выдающиеся вокалисты П.Г. Лисициан, И.К.Архипова, Г.П. Вишневская, Е.В. Образцова, И.С. Козловский, С.Я. Лемешев, М.Д.Михайлов, В.А. Атлантов, А.Ф. Ведерников, А.А. Эйзен. Всемирное признаниеполучили балеты с участием О.В. Лепешинской, Г.С. Улановой, М.М. Плисецкой, Р.С.Стручковой, Е.С. Максимовой, Н.И. Бессмертновой, В.В. Васильева, М.Э. Лиепы, Н.В.Фадеечева. Гастроли Большого театра всегда вызывают огромный интерес зарубежом.
Внастоящее время ведется масштабная реконструкция исторического здания театра, ас 2002 г. начались постановки на сцене вновь построенного филиала Большоготеатра.
Малыйтеатр — старейший русский драматический театр в Москве, играющий выдающуюсяроль в развитии русской национальной культуры.
ИсторияМалого театра начинается в апреле 1806 г., когда в Москве в Доме Пашкова открылся первый в Москве Императорский театр, репертуар которого включал оперы, драмы,комедии и балеты. В октябре 1824 г. этот театр обосновался на новом месте, вдоме купца Варгина на Петровской (ныне — Театральной) площади и стал называтьсяМалым театром — по сравнению со стоявшим рядом Большим театром. В 1840 г. здание театра перестроили, расширив зрительный зал до 900 мест.
ВXIX в. Малый театр стал одним из крупнейших центров русской культуры. Здесьставились пьесы А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, У. Шекспира, Ф.Шиллера. А сердце театра и его душу составлял великолепный актерский ансамбль.В 1817 г. в труппу театра пришел великий П.С. Мочалов — актер больших чувств, вдохновенныйромантик, удивительно тонко игравший трагические роли. В 1822 г. состоялся дебют М.С. Щепкина, с именем которого связана реформа нашего национального театра.Выходец из семьи крепостных крестьян, Михаил Семенович Щепкин (1788–1863)впервые появился на сцене в восемь лет. Став профессиональным актером, Щепкинпоставил задачу сделать законами творчества «простоту» и «естественность». Оннаучился постигать «идею образа», он умел заставить себя думать и чувствоватьтак, как представляемый им герой — отсюда, при всех очень незавидных внешнихданных (малый рост, полнота) Щепкин умел представлять все разнообразиечеловеческих типов. Поэтому одинаково великолепен был он и в комических, и вдраматических ролях.
1850–1860-еегг. — это новый этап в становлении русского актера и русской драматургии. А темлитературным материалом, который позволил раскрыться новым качествам искусстваактеров, стала драматургия А.Н. Островского. Пьесы Островского словно открыли втеатральном искусстве те вечные, постоянные начала, что до сих пор живут вМалом театре. В течение девяти сезонов — с 1873 по 1882 гг. — в театре былопоставлено 29 пьес Островского, а спектакль «Гроза» стал крупнейшим событием врусской культуре. Недаром Малый называют «Домом Островского», ибо до сих порего драматургия составляет основу театрального репертуара.
Крупнейшейтрагической русской актрисой конца XIX в. была Мария Николаевна Ермолова(1853–1928). Дочь суфлера Малого театра, она росла в обстановке страстногопочитания национальной сцены. Ермолова довела форму актерского искусства допредельной, гениальной «пушкинской» простоты. Наиболее близки ей былиОстровский, Шиллер и Шекспир. Ермолова потрясала публику в образе Жанны д’Арк вспектакле «Орлеанская дева» по Ф. Шиллеру. В пьесах Шекспира ею было сыграно 19ролей. Столько же ролей, девятнадцать, она сыграла в пьесах Островского, илучшими из них были Негина в «Талантах и поклонниках» и Кручинина в «Без винывиноватые». И не случайно уже в годы советской власти именно Ермолова сталапервой Народной артисткой республики.
В1930–1940-е гг. Малый театр, пережив натиск «нового революционного искусства», вновьвернул себе высочайший авторитет постановкой классического репертуара, а вспектаклях блистали А.А Яблочкина, В.О. Массалитинова, П.М. Садовский, М.И.Царев, И.В. Ильинский. Из пьес нового репертуара наиболее успешной сталапостановка «Любовь Яровая», с В. Пашенной в заглавной роли. В годы Великой Отечественнойвойны значительными событиями в театральной жизни страны стали спектакли«Фронт» по пьесе Корнейчука и «Нашествие» по пьесе Л.М. Леонова.
Вовторой половине XX в. в Малом театре были представлены все самые значимыесоветские драматурги. Но все же Малый театр продолжал оставаться театромрусской и мировой классики. Постановки «Макбета» 1955 г. в заглавной роли с М. Царевым, «Власти тьмы» 1956 г. с блестящей актерской работой И.Ильинского, «Грозы» 1962 г. с Кабанихой — Пашенной, Катериной — Р. Нифонтовой, Диким— М. Жаровым стали большими художественными событиями.
Исегодня современная театральная культура немыслима без традиций Малого театра.Великолепная труппа насчитывает ныне более 100 человек, среди которых — Э.А.Быстрицкая, И.В. Муравьева, Ю.М. Соломин, С.А. Коршунов, А.Я. Михайлов, Ю.И.Каюров и другие известные актеры. На сцене театра ставятся пьесы Островского, Чехова,А. Толстого.
Воктябре 1995 г. был открыт филиал Малого театра на улице Большая Ордынка.Указом Президента России Малому театру присвоен статус национального достояния,а сам Малый театр включен в список особо ценных культурных объектов, наряду сБольшим театром, Третьяковской галереей и Эрмитажем.
МосковскийХудожественный театр — великий русский театр, внесший огромный вклад в развитиекак национального искусства, так и в мировую театральную сокровищницу. Он былсоздан К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко и открылся 14 октября 1898 г. премьерой трагедии А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович».
Первоначальнотеатр давал спектакли в здании театра «Эрмитаж» в Каретном ряду. С 1902 г. театр обрел свой собственный театральный дом в Камергерском переулке. Новое здание былопостроено архитектором Ф.О. Шехтелем и оборудовано новейшей по тем временамтеатральной техникой. Большую материальную помощь театру с первых шаговоказывал известный и промышленник и меценат Савва Морозов
Ядротруппы МХТ составили воспитанники драматического отделенияМузыкально-драматического училища Московского филармонического общества, гдеактерское искусство преподавал Немирович-Данченко, а также участникилюбительских спектаклей руководимого Станиславским Общества искусства илитературы. Среди них были О.Л. Книппер, И.М. Москвин, М.Г. Савицкая, М.П.Лилина, М.Ф. Андреева. В 1900 г. в труппу вступил В.И. Качалов, чуть позже —Л.М. Леонидов.
Художественныйтеатр внес не только изменения в репертуарный облик театральной Москвы, но ипредложил зрителям новую театральную эстетику, основанную на принципахреалистического искусства. Одним из основных принципов постановки спектаклейстало воспроизведение на сцене реальных жизненных условий. Постановщики иактеры внимательно изучали исторические и бытовые условия того времени, котороеони представляли на сцене, стремились воспроизвести «стиль эпохи» в самыхмелочах. Так, в спектакле «Царь Федор Иоаннович» зрители были потрясеныточностью в передаче стилевых особенностей эпохи XVI в., а в спектакле «На дне»— бытовым пространством московской ночлежки.
Ноглавное, чего добились в МХТ — изображение человека во всей сложности егодушевной жизни. Именно к этому направляла актеров разработанная К.С.Станиславским знаменитая «школа переживания», ставшая с тех пор одной из основотечественного и мирового театрального искусства.
МосковскийХудожественный театр в Москве полюбили сразу, как любят свое, кровное, ибо театркаждому словно бы давал возможность лучше понимать себя.
Впервые сезоны каждый спектакль МХТ был открытием, блистал яркими актерскимиработами и глубокой режиссерской концепцией. Особенно прославился театр своимиспектаклями по пьесам А.П. Чехова — «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневыйсад», а также по пьесам М. Горького — «На дне», «Мещане», «Дети солнца».Ставились также пьесы Гауптмана и Ибсена.
Чутьпозже театр пытался обратиться к модной в начале XX в. символистскойдраматургии — в репертуаре появились пьесы Метерлинка, Гамсуна, Л. Андреева.Наиболее удачной в этом отношении была постановка «Синей птицы» Метерлинка. Новсе же Станиславский и Немирович-Данченко продолжали искать истину на путяхреализма. На сцене МХТ ставятся «Борис Годунов», «Горе от ума», инсценированыроманы Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» и «Бесы» (спектакль «НиколайСтаврогин»). Выдающимся событием стала постановка «Живого трупа» Л. Толстого.
Притеатре открываются студии, которые превратились в своеобразные творческиелаборатории, где К. Станиславский оттачивал свою теорию актерского мастерства.
После 1917 г., несмотря на бурный натиск Пролеткульта, МХТ сохранил свою эстетикуреализма. В репертуаре, наряду с классикой, появляются пьесы молодыхдраматургов К. Тренева, Вс. Иванова, В. Катаева. Огромный резонанс вызвалспектакль по пьесе М. Булгакова «Дни Турбиных».
В 1932 г. Московский Художественный театр получил статус Академического, и емубыло присвоено имя М. Горького. С середины XX в. на сцене МХАТ прославилисьмногие талантливые актеры — Н.П. Баталов, М.И. Прудкин, Н.П. Хмелев, Б.Н.Ливанов, А.П. Зуева, А.Н. Грибов, К.Н. Еланская, О.Н. Андровская, А.П. Кторов, П.В.Массальский, А.К. Тарасова, М.М. Яншин, А.П. Георгиевская и многие другие.Актерская психологическая и реалистическая школа Художественного театра всегдапредставляла собой отечественной национальное достояние.
В 1987 г. МХАТ был разделен на два коллектива. Один, МХАТ им. М. Горького подруководством Т.В. Дорониной, работает в здании на Тверском бульваре. Другой, МХАТим. А.П. Чехова (сначала под руководством О.Н. Ефремова, теперь — подруководством О.П. Табакова), вернулся в реконструированное здание вКамергерском переулке.
Сегодняв Москве существует большое число репертуарных театров — театр им. Е.Вахтангова, театр им. В. Маяковского, театр им. Моссовета, Театр юного зрителя,Театр сатиры, Театр «Ленком», Центральный театр Российской армии, Центральныйтеатр кукол им. С. Образцова, Драматический театр им. К.С. Станиславского, Драматическийтеатр на Малой Бронной, Московский театр на Таганке, «Содружество актеровТаганки» и др. В московских театрах работают выдающиеся режиссеры и актеры, ставятсяпьесы отечественных и зарубежных авторов. С 1937 года в Москве работает Домактера, являющийся своеобразным актерским клубом.
Значительнуюроль в развитие современного театрального искусства сыграл театр «Современник»,возникший в 1956 г. из Школы-студии им. В.И. Немировича-Данченко. Основателем иглавным режиссером стал О.Н. Ефремов. В первые годы существования, театр сменилмного адресов, но в последние три десятилетия он обосновался на Чистых прудах, вздании бывшего кинотеатра «Колизей».
Театр«Современник» всегда был чуток к современной драматургии, а среди имендраматургов 50–60-х гг. XX вв. для театра особенно значимым стало имя В. Розова,пьеса которого «Вечно живые» и стала первым спектаклем «Современника». Вдальнейшем на сцене театра ставились пьесы А. Володина, К. Симонова, А. Зорина,Е. Шварца, А. Солженицына, А. Вампилова, а также пьесы по произведениямсовременных зарубежных авторов — Э. де Филиппо, Гибсона, Осборна, Хемингуэя.Общенародную известность получили актеры театра О. Табаков, Е. Евстигнеев, Н.Дорошина, Т. Лаврова, М. Козаков, В. Сергачев, Т. Лаврова, И. Кваша, О. Даль, А.Вертинская, А. Мягков, М. Неёлова, Е. Яковлева, С. Гармаш, М. Жигалов, АЛеонтьев и другие. Ныне «Современник» возглавляет главный режиссер Г.Б. Волчек
Новыевеяния в театральную жизнь столицы привнесли театральные коллективы созданные в1980–1990-е гг.: Театр-студия под рук. О. Табакова, театр на Красной Пресне, Театрна Юго-Западе, Театр на Покровке, театры «У Никитских ворот», «Сатирикон», «Школадраматического искусства», «Мастерская Петра Фоменко», «Школа современнойпьесы», «Сфера», «Эрмитаж», «Театр Луны». В последние годы в Москве широкоераспространение получила частная антреприза.
***
Классическаясимфоническая музыка всегда присутствовала на ведущих концертных площадкахМосквы. К одним лучших в архитектурном и акустическом отношении филармоническихзалов относятся три зала Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского — Большой, Малый и Рахманиновский. Так, на эстраде Большого залаустановлен один из крупнейших в мире органов, а на сцене одновременно могутразместиться оркестр в 130 человек и хор в 200–250 человек.
Концертныйзал им. П.И. Чайковского является главной концертной площадкой Московскойфилармонии. В нем проводятся симфонические, органные и хоровые концерты, выступаютнародные и танцевальные коллективы. Выступления коллективов симфоническоймузыки и солистов проводятся в Колонном зале Дома Союзов, Концертном залеРоссийской академии им. Гнесиных. В 1990-е годы открыты новые концертныеплощадки для камерных вечеров — Большой зал Музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки, Концертный зал на Пречистенке, «Красные палаты на Остожье», залыДомов-музеев Ф.И. Шаляпина и А.Н. Скрябина, камерный зал в Олимпийской деревне.С 2002 г. стал действовать Оперный центр Галины Вишневской на Остоженке.
Вканун 2003 г. свои двери распахнул Московский международный Дом музыки наКосмодамианской набережной. С набережной стеклянный и потому прозрачный Домпохож на хрустальный кубок. Внутри Дом музыки радует красотой отделки ипотрясающей акустикой.
Доммузыки — это десятиэтажное здание, с пандусами для инвалидов, подземнойпарковкой и кондиционерами в залах. В Доме музыки — три зала. Большойсимфонический на 1800 мест отделан специально подобранной лиственницей сберегов Ангары, ибо для хорошего звука нужны не просто деревья одной породы, аеще и выдержанные при определенной влажности — 8%. За основу цветовой гаммыБольшого зала Дома музыки принята гамма Большого зала Консерватории —золотисто-желтые тона в сочетании с белым. Это единственный зал в России (да ив мире таких немного) музыкальный зал, в котором с балконов можно видеть лицодирижера. В Большом зале установлен духовой орган, а в Камерном на 600 мест —электронный. Кроме того, в Доме музыки действует многофункциональный зал длятеатральных постановок и концертов на 550 мест.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ВСанкт-Петербурге первые театры появились в первые годы существования города. В 1711 г. царевна Наталья Алексеевна, родная сестра государя Петра I, организовала театр, которыйраспался после ее смерти в 1716 г. В дальнейшем на протяжении несколькихдесятилетий в столице театральные постановки осуществлялись только силамииностранных гастролирующих трупп.
В 1749 г. ученики Сухопутного шляхетского кадетского корпуса под руководствомА.П. Сумарокова поставили пьесу своего учителя «Хорев». С 1750 г. по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны театр в кадетском корпусе начинает постояннуюдеятельность, а его репертуар постоянно расширялся — кроме трагедий и комедийСумарокова, здесь ставились и спектакли по пьесам М.В. Ломоносова. В 1752 г. для подготовки к профессиональной актерской деятельности в корпус были отданы приехавшие изЯрославля актеры-любители: И.А. Дмитриевский, А.Ф. Попов, Ф.Г. и Г.Г. Волковы.Императрица Елизавета Петровна была чрезвычайно увлечена представлениямикадетского театра, был даже введен придворный обычай — обязательное посещениетеатра в кадетском корпусе. К примеру, однажды во время масленицы былопредставлено девять трагедий.
В 1756 г. на основе подготовленной в Сухопутном шляхетском кадетском корпусеактерской труппы был основан первый в России профессиональный публичныйимператорский театр, имевший название «Русский для представления трагедий икомедий театр» и ставший, в свою очередь, основой будущего АлександринскогоИмператорского театра.
В 1779 г. в Петербурге возник первый частный театр — немец К. Книппер основалВольный российский театр, где ставились пьесы Д.И. Фонвизина. Впрочем, вскоретеатр Книппера разорился и перешел в собственность государства, после чего сталназываться Малым. На рубеже XVIII–XIX вв. на петербургской сцене властвовалклассицизм, но некоторые актеры стремились воплотить в спектаклях модные в товремя романтические веяния. И уже в 1830-х гг. пышные трагедии инравоучительные комедии ушли в прошлое, а на сцене стали царить романтическаядрама, мелодрама и водевиль.
***
В 1783 г. открылся Большой Каменный театр, со временем ставший известным подназванием Мариинского театра. Мариинский театр — один из старейших и крупнейшихмузыкальных театров России. Его называли первоначально Петербургским Большим, илиКаменным, театром — именно здесь давались с 1783 г. первые оперные и балетные спектакли петербургской труппы. До этого времени на месте театранаходилась коломенская карусель. Здание Каменного театра (архитекторы Тишбейн, Деденев)вмещало около 2000 зрителей, театральный зал имел три яруса. Это грандиозное, монументальноездание в стиле ампир простояло на своем месте более ста лет, хотя неоднократноперестраивалось: в 1802–1804 гг. — под руководством архитектора Т. де Томона, ав 1836 г. — под руководством архитектора А. Кавоса, который добавил еще дваяруса. В 1811 г. театр сильно пострадал при пожаре, но вскоре был восстановлен.
Отличноспроектированный, Большой Каменный театр имел отличную акустику и необычайноглубокую сцену. Именно на такой сцене стали возможны фантастические полеты, которыедемонстрировал в своих спектаклях Ш. Дидло — балетмейстер, прибывший в Россию иобретший здесь свою вторую родину. В дальнейшем прославленный и тоже ставшийрусским француз М. Петипа использовал глубину сцены для хореографическихэффектов и потрясающих зрителей движений кордебалета. В балетах «Баядерка» (1877 г.), «Пахита» (1881 г.) Петипа представлял великолепное, роскошное праздничное зрелище сучастием множества актеров.
Новремя разрушало здание и в 1885/1886 гг. здание театра закрыли (позднее зданиеБольшого Каменного театра перестроили под нужды Петербургской консерватории).Спектакли были перенесены в Мариинский театр. Здание этого театра былоперестроено из бывшего конного цирка в 1860 г. все тем же А. Кавосом. В 1885 г. театр перестраивал архитектор В. Шретер, который, к тому же, добавил пристройкик основному корпусу. В 1894 г. к лицевому фасаду пристроили еще один новыйкорпус. В результате Мариинский театр стал обладать многофигурным силуэтом, сохраняянекоторую архитектурную таинственность. Театр не имел роскошного фронтона ипривычной, казалось бы, колоннады. Зато многоярусный зал поражал великолепием.Особенностью его была необычная окраска — он был голубым.
Стех пор сцена Мариинского театра видела немало театральных побед.
ВXIX — начале XX вв. Мариинский театр был императорским, а значит — чудеснымхрамом искусства, куда еще с пушкинских времен тянулись лучшие художники танцаи лучшие оперные певцы.
Поначалуна сцене театра попеременно давались и драматические, и оперные, и балетныеспектакли. Здесь выступали талантливые русские артисты — Е. Сандунова, А.Крутицкий, П. Булахов, а также артисты балета — А. Истомина, Е. Колосова, А.Глушковский. В 1803 г. драматическая труппа отделилась, а в 1832 г. перешла в Александринский театр. Оперный и балетный репертуар пополнялся в основномевропейскими постановками.
Новыйпериод деятельности театра связан с постановкой оперы М.И. Глинки «ИванСусанин» в 1836 г. — в театр на смену итальянской оперы пришла новая русскаямузыка, опиравшаяся на национальные традиции. И в дальнейшем оперы Глинки, Бородина,Даргомыжского, Мусоргского, Чайковского серьезно изменили репертуаротечественной сцены. А в Мариинском театре заблистали дирижеры К. Лядов, Э.Направник, оперные певцы О. Петров, А. Петрова-Воробьева, И. Мельников, Ф.Стравинский, М. Долина. В начале XX в. ведущее место в оперной труппе заняли Ф.Шаляпин и И. Ершов, в творчестве которых техническое совершенство владенияголосом соединялось с искусством драматическим. Именно здесь Ф. Шаляпин создалэпический образ Бориса Годунова в одноименной опере М.П. Мусоргского. А на И.Ершове, которого называли великим интерпретатором Вагнера, держался весьвагнеровский репертуар Мариинского театра.
Совторой половины XIX в. русский репертуар занимал ведущее место и в балетныхпостановках. Блистательные достижения Мариинского театра связаны с балетамиП.И. Чайковского «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и А. Глазунова«Раймонда». Балетмейстеры М. Петипа и Л. Иванов позволили раскрыть своинезаурядные таланты легендарным балеринам А. Павловой, М. Кшесинской, ОСпесивцевой, танцовщику В. Нижинскому. В начале XX в. новаторские принципы вбалете связаны с именем балетмейстера М. Фокина.
Вначале XX в. Мариинский Императорский театр одну из ведущих в мире оперных илучшую в мире балетную труппы, а также превосходный оркестровый коллектив.
Послереволюции 1917 г. Мариинский театр был национализирован и с 1920 г. стал называться Государственным Академическим театром оперы и балета. В 1934 г. театру было присвоено имя С.М. Кирова.
В1920-е гг. театр переживал не лучшие времена — он подвергся революционномунатиску со стороны «нового искусства». На сцене было много экспериментаторства,когда «старый» репертуар отвергался в угоду постановкам «на революционнуютему». Впрочем, в 1930-х гг., в связи с развернувшейся борьбой с«буржуазностью» и «декаденством» на сцене театра ставятся «героические балеты»«Пламя Парижа», «Партизанские дни», «Утраченные иллюзии». Становитсяидейно-монументальной опера — идут «Броненосец Потемкин», «Щорс», «В бурю». Новозобновляется и классический репертуар — «Борис Годунов», «Лебединое озеро», «Щелкунчик».
Вначале Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, гдеподготовил новые спектакли: «Емельян Пугачев», «Ночь перед Рождеством» и др.Артисты театра выступали в госпиталях, выезжали в составе бригад на фронт.Только в 1944 г. театр возвратился в родной город. Здание театра значительнопострадало от обстрелов, но в 1944 г. было полностью восстановлено.
С1950-х гг. в театр возвращается оперная и балетная классика. Но пишутся и новыепроизведения — в 1956 г. был поставлен знаменитый балет А. Хачатуряна «Спартак»,в 1957 г. — «Каменный цветок» А. Прокофьева, «Легенда о любви» Меликова (вобоих балетмейстер — Ю. Григорович). Чуть позднее под маркой «Kirov balet»балетная труппа театра получает всемирную известность. Многие оперные спектакли1950–1960-х гг. посвящены событиям Великой Отечественной войны, а из русскойклассики были поставлены «Мазепа», «Псковитянка», «Садко».
Вовторой половине XX в. в труппе театра было много знаменитых исполнителей иартистов балета: К. Лаптев, И. Бугаев, В. Максимова, Б. Штоколов, Р. Баринова, М.Заика, В. Соловьев, В. Кравцов, А. Сапогов, В. Семенов, К. Федичева, Ю. Марусин,С. Лейферкус и многие, многие другие.
Внастоящее время театру возвращено его историческое имя — он вновь Мариинскийтеатр. А оперные и балетные постановки, отмеченные сочетанием классики иноваторства, постоянно вызывают интерес у театральной публики во всем мире.
Александринскийтеатр — старейший драматический театр России. Он был создан в 1756 г. в Санкт-Петербурге как первый профессиональный постоянный публичный императорский театр иимел название «Русский для представления трагедий и комедий театр». Его первымдиректором был А.П. Сумароков, а затем Ф.Г. Волков. В репертуар театра входилидраматические произведения А.П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, комедии И.А. Крылова,Д.И. Фонвизина, а также пьесы западноевропейских драматургов. Знаменитым былспектакль «Недоросль» Фонвизина, впервые поставленный в 1782 г. С начала 1770-х гг. ведущее место в репертуаре театра занимает комическая опера, а такжесентиментальная мелодрама, в постановках которой блистали С. Сандунов, А.Крутицкий, А. Каратыгина. Во время Отечественной войны 1812 года особоезначение приобрели постановки трагедий В.А. Озерова «Эдип в Афинах» и «ДмитрийДонской». В 1820-х гг. на сцену вновь вернулись комедии и водевили, былипоставлены ранние комедии А.С. Грибоедова, инсценировались поэмы А.С. Пушкина иВ.А. Жуковского.
Долгоевремя театр давал представления в различных помещениях. Наконец, в 1832 г. было построено специальное театральное здание, и с этой поры театр стал называтьсяАлександринским — в честь императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I.Здание Александринского театра, построенное архитектором К.И. России в1828–1832 гг. — одно из лучших произведений русского классицизма. Главный фасадздания выразительно оттенен глубокой лоджией с шестью коринфскими колоннами. Нааттике фасада — колесница Аполлона (скульптор С.С. Пименов), на боковых фасадах— восьмиколонные выступы подъездов. Здание Александринского театра стало частьюбольшого архитектурного ансамбля, устроенного К.И. Росси на значительномучастке у Невского проспекта.
Будучиимператорским, Александринский театр всегда славился патриотическимрепертуаром. Здесь ставились героические пьесы Н. Кукольника, Н. Полевого, П.Ободовского, но по-прежнему в почете были водевили. Среди комедийных актеровславился А. Дюр, а трагические роли великолепно исполняли В. Каратыган и Я.Брянский. С середины XIX в. на сцене театра появляется бытовая и историческаядрама. К примеру, необычной популярностью пользовался спектакль А.К. Толстого«Смерть Иоанна Грозного».
В 1853 г. на афише Александринского театра впервые появилось имя А.Н.Островского, вскоре в репертуар театра вошли всего его пьесы, а особеннокрупным художественным событием стала постановка в 1859 г. пьесы «Гроза» с А.Е. Мартыновым в роли Тихона.
В1860-е — начале 1870-х гг. в труппе театра ведущее место занимали актеры В.Самойлов и П. Васильев. Позднее значительными ролями прославились В.Н. Давыдов,П.С. Стрепетова. Актриса М.Г. Савина в течение сорока лет потрясала зрителейсвоей точной психологичностью и объемностью образов, ею создаваемых, сыграввесь классический русский репертуар — от Гоголя до Толстого. Удивительнымимпровизатором был актер В.А. Варламов, который мог выйти на сцену, не знаятекста (работать «под суфлера»), но сыграть так, что зрители плакали и смеялисьот всей души. А шепот Варламова был ясно слышен во всех дальних уголкахзрительного зала.
В1908–1917 гг. несколько спектаклей в Александринском театре ставил В.Э.Мейерхольд, увлеченный символическими и стилизаторскими идеями. В спектаклях«Дон Жуан» Мольера, «Гроза», «Маскарад» М.Ю. Лермонтова он утверждал на сценепраздничную театральность, яркость, роскошное декорирование постановок.
Послереволюции 1917 г. Александринский театр был переименован в ГосударственныйАкадемический театр драмы. В 1937 г. театру было присвоено имя А.С. Пушкина. Впервые послереволюционные годы театр ставит преимущественно русскую и зарубежнуюклассику, на его сцене появилась драматургия А.М. Горького — «Мещане», «Надне». В середине 1920-х гг. значительное место в репертуаре занимаютисторико-революционные пьесы — «Иван Каляев», «Пугачевщина», а также «Штиль»Биль-Белоцерковского и «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова.
Вовремя Великой Отечественной войны театр работал в Новосибирске, а на его сценешли пьесы о войне советских драматургов — «Фронт», «Русские люди», «Нашествие».С осени 1944 года он возобновил работу в Ленинграде. Крупнейшим событием сталапостановка в 1955 г. пьесы «Оптимистическая трагедия» в режиссуре Г.А.Товстоногова. В труппе работали крупнейшие артисты: В.В. Меркурьев, Н.К.Симонов, Ю.В. Толубеев, Н.К. Черкасов, В.И. Честноков, Е.В. Александровская, Б.А.Фрейндлих и другие.
ЗвездаВеры Федоровны Комиссаржевской (1864–1910) ярко воспылала в 90-е гг. XIX в. —именно тогда актриса поступила в труппу Александринского театра. На сценеАлександринки она сыграла 50 ролей — очень разных по жанру и характеру.Крупнейшим театральным и общественным событием стал спектакль «Бесприданница»по пьесе А.Н. Островского, в котором Комиссаржевская сыграла главную роль —Ларису.
Нонесмотря на успех, В.Ф. Комиссаржевская в 1902 г. покидает Александринский театр. Увлеченная идеями К.С. Станиславского, его «школойпереживания», актриса в 1904 г. создает свой театр, который так и называет —Драматический театр В.Ф. Комиссаржевской. Сначала представления давались вздании «Пассажа», а с 1906 г. — в здании театра на Офицерской улице. Основойрепертуара театра стали пьесы современных русских и зарубежных авторов — Чехова,Горького, Сологуба, Андреева, Блока, Ибсена, Гамсуна, Метерлинка, Уайльда.Центральной фигурой в театре была сама Вера Федоровна — именно она приглашаларежиссеров, выбирала пьесы для постановки, играла главные роли. Уже вскореКомиссаржевская увлекается символизмом и отдается поискам символистскоготеатра. Она приглашает в театр В.Э. Мейерхольда, но, впрочем, через некотороевремя разрывает с ним отношения. В 1908 г. Комиссаржевская закрывает театр, а через год окончательно уходит из него. В 1910 г. она умерла в Ташкенте во время гастролей.
Модернистскиеначала в театральном искусстве поддерживались в Петербурге в начале XX в. влитературно-артистических кабаре — «Бродячая собака» и «Привал комедиантов».«Бродячая собака» была создана группой литераторов и театральных деятелей исуществовала в 1910–1912 гг. В числе первых участников спектаклей были В.Мейерхольд, Н. Сапунов, С. Судейкин, И. Сац. Здесь выступали молодой В.Маяковский, А. Ахматова, И. Северянин, К. Бальмонт. После закрытия «Бродячейсобаки» ее преемником стал «Привал комедиантов», который действовал в 1915–1918гг. Руководили им В. Мейерхольд и Н. Петров («Коля Петер»), в программахпринимал участие Н. Евреинов. На подмостках «Привала комедиантов» ставилисьпародийные номера и отдельные представления, стилизованные под балаганныенародные зрелища.
БольшойДраматический театр (БДТ) — один из первых театров, созданных в Петроградепосле революции 1917 г. У основ театра стояли М.Ф. Андреева и А.М. Горький, председателемдирекции стал А.А. Блок, а художественную часть обеспечивали В.А. Щуко, М.В.Добужинский и А. Бенуа. Театр открылся в феврале 1919 г. в помещении Большого зала консерватории, а с 1920 г. занял здание бывшего театра Суворина наФонтанке (где и находится до сих пор). Для Горького организация БДТ сталапопыткой создания театра классического репертуара. К возобновлениюклассического репертуара — «великих слез и великого смеха» — призывал и А.А.Блок. Поэтому в первые же годы своего существования театр осуществил большоечисло классических постановок — «Макбет», «Отелло», «Короля Лира» Шекспира, «Разбойников»Шиллера, комедии Гольдони и др.
Новыйпериод в жизни театра начался с постановки «Мятежа» Б. Лавренева, когда БольшойДраматический театр становится одним из пропагандистов молодой советскойдраматургии. В 1930-е гг. ставятся пьесы Биль-Белоцерковского, Файко, Киршона, Маяковского,Катаева. Значительным театральным событием стала постановка в 1939 г. горьковских «Дачников» в режиссуре Б. Бабочкина.
Вгоды Великой Отечественной войны театр находился в Кирове, но в 1943 г. вернулся в осажденный Ленинград и работал в условиях блокады. В послевоенные годы в театревновь идут драмы русских классиков и пьесы современных авторов.
В 1956 г. театр возглавил Г.А. Товстоногов, и с тех пор БДТ часто называют«товстоноговским», ибо с именем этого режиссера связаны его слава и расцвет.Товстоногов поставил много спектаклей, вошедших в историю отечественноготеатра. Он говорил о себе, как о продолжателе традиций Станиславского, работающимв стиле психологической актерской школы. Товстоногов воспитал в своем театреблестящих актеров. Он ставит знаменитого «Идиота» по роману Ф. Достоевского сИ. Смоктуновским в роли князя Мышкина, «Варваров» Горького, «Иркутскую историю»Арбузова, «Пять вечеров» Володина и многие другие пьесы. В труппе театрапрославились актеры Е.А. Лебедев, Е.З. Копелян, В.И. Стржельчик, З.М. Шарко, Л.И.Макарова, Б.С. Рыжухин, К.А. Лавров и другие.
ВXX столетии Петербург продолжал оставаться одним из главных центровотечественного театрального искусства. После революции 1917 г. возникло множество новых театров, но до сегодняшнего дня сохранились только два — БольшойДраматический театр и Малый театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского. Если вначале 20-е гг. было сильно увлечение всевозможными революционными «мистериями»,то позднее в театрах начали ставиться пьесы молодых советских драматургов — Вс.Иванов, К. Тренева, Б. Лавренева, А. Афиногенова, В. Киршона. Возникли Красныйтеатр, Театр рабочей молодежи, Театр юных зрителей. В 1926 г. Н.П. Акимов основал Театр комедии, в котором ставились классические и современные комедии, втом числе сказочные пьесы Е. Щварца.
Вгоды Великой Отечественной войны в городе возник Театр им. В.Ф. Комиссаржевской,в послевоенные годы — Малый Драматический театр (МДТ), а также Новый театр, которыйчерез некоторое время стал называться Театром им. Ленсовета. Современный МДТ —это детище режиссера Л.А. Додина, который, возглавив театр в 1983 г., превратил МДТ в один из самых заметных и популярных в городе. Только в МДТ, кажется, возможенспектакль, длящийся целый день (с перерывами) — знаменитая постановка по романуФ. Достоевского «Бесы». Труппа МДТ много и с успехом гастролирует за рубежом, ас недавних пор театр носит почетное имя Театра Европы, что стало свидетельствомпризнания его художественного уровня.
Традициисатиры на протяжении нескольких десятилетий развивал Театр миниатюр подруководством А.И. Райкина, который в 1981 г. переехал в Москву. С 1980-х гг. в городе в значительном количестве возникали театры-студии, одни из которыхстремились воскресить традиции артистических кабаре начала века, а другие сталитворческими лабораториями репертуарных и академических театров. В 1980 г. возник Молодежный театр на Фонтанке. В 1993 г. открылся Театр сатиры на Васильевском острове.С некоторых пор действует Театр-фестиваль «Балтийский дом». Свое имя театрполучил по названию ежегодного фестиваля театров стран Балтии. Под крышей«Балтийского дома» живут его «театры-спутники» — «Фарсы» и «Экспериментальнаясцена».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Who Was William Shakespeare Essay Research Paper
Реферат Поэзия Заболоцкого
Реферат Folk Medicine Essay Research Paper Antibiotics have
Реферат Gender Equality Essay Research Paper Feminism And
Реферат Оцінка фінансового стану підприємства та напрямки його покращення
Реферат Что нужно знать родителям о стоматитах?
Реферат Gettysburg Essay Research Paper Battle of GettysburgThe
Реферат Архангельский колледж телекоммуникаций (филиал) Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им проф. М. А
Реферат Cultural Sensitivity Essay Research Paper ResolvedWhen they
Реферат Ghandi Essay Research Paper MOHANDAS GANDHi
Реферат Кредитная система
Реферат Право и государство, их соотношение
Реферат Психологическое консультирование по проблеме усыновления приемных детей
Реферат Анализ основных технико-экономических показателей деятельности строительной организации
Реферат Клініко патогенетичне та хронобіологічне обгрунтування диференційованого застосування спелеотерапії