Содержание
Введение
1. Жанр пейзаж
1.1 История возникновения жанраурбанистического пейзажа
1.2 Графический пейзаж
2. История возникновения графики
2.1 Виды графики
3. Художники, работающие вграфической технике
4. Графическая техника
5.Типы графических композиций
6. Художники, работающие в жанреурбанистического пейзажа
Заключение
Список литературы
Введение
Мы с вами часто восхищаемсякрасотой природы. Мы легко можем изобразить великолепие просторов полей, лугов,озёр и рек, можем показать в рисунке красоту цветущего сада тили величавостьмогучего дуба…. Многое можно изобразить в рисунке. Наша сегодняшняя цель –показать красоту городского пейзажа и выявить методику изображения графическойкомпозиции урбанистического пейзажа.
Графической техникеизображения пейзажа отдавали предпочтение многие известные и именитыехудожники.
Города…. Большие ималенькие, с современными небоскрёбами и узкими улочками…. Они такие разные. Картиныс изображение урбанистического пейзажа столь же разнообразны, как и города.Картины с городским пейзажем помогают сохранить память об историческом обликенаших городов. Картины позволяют нам увидеть городской пейзаж современныхгородов. На картинах мы можем увидеть городской пейзаж городов прошлого. Также мыможем увидеть будущее наших городов. Картины, на которых изображенурбанистический пейзаж — это наш гид по городам прошлого, настоящего ибудущего.
В настоящее время у современныххудожников очень большой выбор картин в жанре урбанистического пейзажа. Картиныгородского пейзажа красивы, разнообразны по сюжетам и технике исполнения.Современные художники исполняют картины не только с пейзажами российских городов,но и с пейзажами городов всего мира. Поэтому задача работы — изучитьискусствоведческую литературу по теме графическая композиция урбанистическогопейзажа, раскрыть понятия: графическая композиция, техники графики,урбанистический пейзаж. На основе проанализированной информации выявить правилаизображения графического пейзажа.
1. Жанр пейзаж
В переводе с французскогослово “пейзаж” (paysage) означает “природа”. Именно так именуют визобразительном искусстве жанр, главная задача которого — воспроизведениеестественной или измененной человеком природы.
Кроме того, пейзаж — этоконкретное художественное произведение в живописи или графике, показывающеезрителю природу. “Героем” такого произведения является естественный иливыдуманный автором природный мотив.
Элементы пейзажа можнообнаружить уже в наскальной живописи. В эпоху неолита первобытные мастерасхематично изображали на стенах пещер реки или озера, деревья и каменные глыбы.На плато Тассилин-Аджер в Сахаре были обнаружены рисунки со сценами охоты иперегона стад. Рядом с фигурками животных и человека древний художниксхематично нарисовал простенький пейзаж, не дающий возможности конкретизироватьместо действия. В искусстве Древнего Востока и Крита пейзажный мотив — довольночасто встречающаяся деталь настенных росписей. Так, недалеко от селенияБени-Хасан в Среднем Египте были найдены скальные гробницы древнеегипетскихправителей, живших в 21-20 веках до н.э. Одна из многочисленных фресок,покрывавших стены погребальных камер, изображает дикую кошку, охотящуюся вгустых зарослях. Среди росписей залов знаменитого Кносского дворца на островеКрит обнаружена роспись, названная исследователями “Куропатки в скалах”.
В древнеримском городеСтабии, разрушенном, как и Помпеи, во время извержения Везувия, среди другихросписей, найденных в одном из патрицианских домов, выделяется фреска “Морскойпорт”, представляющая собой настоящий морской пейзаж.
В качествесамостоятельного жанра пейзаж появился уже в VI веке в китайском искусстве.Картины средневекового Китая очень поэтично передают окружающий мир.Одухотворенная и величественная природа в этих работах, выполненных в основномтушью на шелке, предстает как огромная вселенная, не имеющая границ. Традициикитайской пейзажной живописи оказали большое влияние и на японское искусство. Ксожалению, рамки нашего издания не позволяют рассказать подробно о пейзажистахКитая и Японии — это тема для отдельной книги.
В Европе пейзаж какотдельный жанр появился намного позже, чем в Китае и Японии. В периодСредневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции,пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей.
Большую роль вформировании пейзажной живописи сыграли европейские миниатюристы. Всредневековой Франции при дворах герцогов Бургундских и Беррийских в 1410-хгодах работали талантливые иллюстраторы братья Лимбург — создателиочаровательных миниатюр к часослову герцога Беррийского. Эти изящные икрасочные рисунки, рассказывающие о временах года и соответствующих им полевыхработах и развлечениях, показывают зрителю природные ландшафты, выполненные смастерской для того времени передачей перспективы.
Ярко выраженный интерес кпейзажу заметен в живописи Раннего Возрождения. И хотя художники еще оченьнеумело передают пространство, загромождая его ландшафтными элементами, несочетающимися друг с другом по масштабу, многие картины свидетельствуют остремлении живописцев добиться гармоничного и целостного изображения природы ичеловека. Таково полотно “Шествие волхвов” (первая половина XV века,Метрополитен-музей, Нью-Йорк) итальянского мастера Стефано ди Джованни попрозвищу Сасетта.
Значительный шаг впередпо пути развития пейзажной живописи сделал швейцарский художник XV века КонрадВиц, показавший в своей композиции на религиозный сюжет конкретную местность —берег Женевского озера.
Более важную рольпейзажные мотивы начали играть в эпоху Высокого Возрождения. Многие художникистали внимательно изучать натуру. Отказавшись от привычного построенияпространственных планов в виде кулис, нагромождения деталей, несогласованных вмасштабе, они обратились к научным разработкам в области линейной перспективы.Теперь пейзаж, представленный как цельная картина, становится важнейшимэлементом художественных сюжетов. Так, в алтарных композициях, к которым чащевсего обращались живописцы, ландшафт имеет вид сцены с человеческими фигурамина первом плане.
Несмотря на столь явныйпрогресс, вплоть до XVI столетия художники включали в свои произведенияпейзажные детали лишь в качестве фона для религиозной сцены, жанровойкомпозиции или портрета. Ярчайшим примером тому является знаменитый портретМоны Лизы (ок. 1503, Лувр, Париж), написанный Леонардо да Винчи.
Великий живописец сзамечательным мастерством передал на своем полотне неразрывную связь человека иприроды, показал гармонию и красоту, которые на протяжении вот уже многихстолетий заставляют зрителя в восхищении замирать перед “Джокондой”.
За спиной молодой женщиныоткрываются безграничные просторы вселенной: горные вершины, леса, реки и моря.Этот величественный ландшафт подтверждает мысль о том, что человеческаяличность так же многогранна и сложна, как мир природы. Но постичьмногочисленные тайны окружающего мира люди не в силах, и это словноподтверждает загадочная улыбка на устах Джоконды.
Постепенно пейзаж вышелза рамки других художественных жанров. Этому способствовало развитие станковойживописи. В небольших по своим размерам картинах нидерландского мастера И.Патинера и немецкого художника А. Альтдорфера пейзаж начинает господствоватьнад сценами, показанными на переднем плане.
Многие исследователиименно Альбрехта Альтдорфера считают родоначальником немецкой пейзажнойживописи. Маленькие человеческие фигурки на его полотне “Лесной пейзаж с битвойсв. Георгия” (1510, Старая пинакотека, Мюнхен) теряются среди могучих стволовдеревьев, мощные кроны которых заслоняют землю от солнечного света.
Написанные позднее“Дунайский пейзаж” (ок. 1520-1525, Старая пинакотека, Мюнхен) и “Пейзаж сзамком Верт” (ок. 1522-1530, Старая пинакотека, Мюнхен) свидетельствуют о том,что теперь изображение природы — главная и, наверно, единственная задачахудожника. В создании пейзажного жанра большую роль сыграли мастеравенецианской школы. Первым художником, придававшем пейзажу огромное значение,стал Джорджоне, работавший в начале XVI столетия. Природа является главнымперсонажем его картины “Гроза” (ок. 1506-1507, Галерея Академии, Венеция).Пейзаж на этом полотне — уже не столько среда, в которой живет человек, скольконоситель чувств и настроений. “Гроза” предлагает зрителю погрузиться в мирприроды, внимательно прислушаться к его голосам. На первый план в картиневыходит эмоциональное начало, призывающее к созерцанию, проникновению впоэтический мир, созданный мастером. Огромное впечатление производит колориткартины: глубокие, приглушенные краски зелени и земли, свинцово-синие оттенкинеба и воды и золотисто-розовые тона городских сооружений.
В других картинахДжорджоне пейзаж играет не менее важную роль. Идея единения человека и природынашла отражение в таких работах мастера, как “Три философа” (1507–1508, Музейистории искусства, Вена) и “Спящая Венера” (1508, Картинная галерея, Дрезден).В последней композиции спящая молодая женщина как будто олицетворяетвосхитительную итальянскую природу, пронизанную горячим южным солнцем.
Джорджоне оказалзначительное влияние на Тициана, позднее возглавившего венецианскую школу.Тициан сыграл большую роль в формировании всех жанров европейской пейзажнойживописи. Знаменитый художник не оставил без внимания и пейзаж. На многих егополотнах предстают величественные образы природы. Восхитительны тенистые рощи,в которых мощные деревья заслоняют путника от палящих солнечных лучей. Средигустой травы видны фигуры пастухов, домашних животных и диких зверей. Деревья ирастения, люди и животные — дети единого мира природы, прекрасного ивеличественного. Уже в раннем полотне Тициана “Бегство в Египет” (Эрмитаж,Санкт-Петербург) изображение природы на заднем плане затмевает печальную сценубегства Святого семейства в Египет.
Традиции венецианскойшколы нашли отражение в живописи испанского художника Эль Греко. Грек попроисхождению (настоящее имя — Доменикос Теотокопулос), он оставил свою родину,Кипр, и уехал в Венецию, а затем поселился в Испании. Среди самых известных картинмастера — пейзаж “Вид Толедо” (1610–1614, Метрополитен-Музей, Нью-Йорк). ЭльГреко очень эмоционально и живо передает природу в момент грозы. По небунесутся свинцовые тучи, освещаемые вспышками молний. Застывший серебристо-серыйгород с домами, башнями, церквями кажется в таинственном фосфорическом светесказочным видением. Напряженный драматизм, пронизывающий полотно, помогаетхудожнику донести до зрителя свою идею о противоборстве земных и небесных сил.
В Северной Европе в XVIвеке пейзаж также завоевал в живописи прочные позиции.
Образы природы занимаютважное место в творчестве голландского художника Питера Брейгеля Старшего. Вкартинах, посвященных временам года, мастер проникновенно и поэтично показалсуровые северные ландшафты. Все пейзажи Брейгеля оживлены фигурами людей,занятых повседневными делами. Они косят траву, жнут рожь, гонят стада,охотятся. Спокойный и неторопливый ритм человеческого быта — это тоже жизньприроды. Своим творчеством Брейгель словно стремится доказать: небо, реки,озера и моря, деревья и растения, животные и человек — все это частицымироздания, единого и вечного.
В XVII веке появилосьмножество национальных школ, сформировались новые жанры и их разновидности. Этовремя было весьма удачным для дальнейшего развития пейзажного жанра.
Традиции Брейгеля вобласти пейзажной живописи подхватили представители голландской школы.
Нидерландская буржуазнаяреволюция (1566–1609) оживила культурную жизнь страны и способствовалатворческому прогрессу. На XVII век приходится необычайный расцвет голландскойживописи и всех ее жанров, наиболее распространенным из которых становитсяпейзажный.
Голландские пейзажистысмогли запечатлеть на своих полотнах всеобъемлющую картину мира во всех егопроявлениях. Произведения таких художников, как Х. Аверкамп, Э. ван дер Пул, Я.Порселлис, С. де Влигер, А.Г. Кейп, С. ван Рейсдал и Я. ван Рейсдал, передаютгордость человека за свою землю, восхищение красотой моря, родных полей, лесови каналов. Чувство искренней и безграничной любви к окружающему миру ощущаетсяво всех произведениях голландских пейзажистов.
Каналы с паруснымилодками, равнинные ландшафты, мельницы, густые леса, заснеженные селения,городские улицы с каменными домами и площади — все эти приметы говорят зрителю,что перед ним настоящий голландский пейзаж.
Полные лирическогочувства и поэтической прелести картины изображают окружающий мир в разное времягода и в различные часы суток. Но все же большая часть этих пейзажей передаетприроду в минуты затишья, когда низкие облака медленно плывут над землей,окутанной влажной, туманной атмосферой, а солнечные лучи, пробиваясь сквозьтучи, легко ложатся на воду каналов, ветви деревьев, крыши зданий.
Для большинстваголландских пейзажей характерен приглушенный колорит, состоящий изсветло-серебристых, оливково-охристых, коричневатых оттенков, близких кестественным краскам природы. Положенные на холст с помощью тонких, ювелирноточных мазков, эти цвета убедительно и реалистично передают вещественностьокружающего мира.
Ян ван Гойен,основоположник реалистического пейзажа в голландской живописи, равно как идругой голландский пейзажист, Филипс Конинк, с большой достоверностью показывалвересковые дюны, берега и речные заводи, деревья, ветряные мельницы, болота,каналы, морские просторы.
С тонким лиризмом передаетдороги с деревьями по обочинам и аллеи в лесу замечательный художник МейндертХоббема. Главная особенность пейзажей другого голландского мастера, АльбертаКейпа, — соединение пейзажа с анималистическим жанром. Его картины восхищаютзрителя своими насыщенными и звучными красками.
Интерес к изображениюприроды проявлял и знаменитый голландский жанрист, Ян Вермер Делфтский. В егообширном творческом наследии всего два пейзажа, но и в них он сумел проявитьсвое величайшее мастерство. Чудесный город, омытый дождем и освещенный робкимисолнечными лучами, представлен на красочном полотне “Вид Делфта” (до 1660,Маурицхейс, Амстердам). Тихий уголок города изображен в пейзаже “Улочка” (до1660, Рейксмузеум, Амстердам). Используя простой мотив, Вермер сумел придатьсвоему пейзажу, исполненному в гамме кирпично-красных оттенков, глубокуюсодержательность и значимость. Поражает то, с каким мастерством художникуудалось соединить в своих картинах тщательность в изображении всех деталей свиртуозной передачей световоздушной атмосферы.
В XVII веке в Голландииполучила широкое распространение одна из разновидностей пейзажного жанра —марина. В стране мореплавателей и рыбаков морской пейзаж пользовался огромнымуспехом. В числе лучших художников-маринистов — В. ван де Велде, С. де Влигер,Я. Порселлис, Я. ван Рейсдал. Последний прославился не только своими морскимивидами, но и картинами с изображением равнин, мельниц по берегам рек, деревушексреди дюн.
В Голландии XVII векабольшой популярностью пользовались космополитические пейзажи, авторы которыхспециализировались на создании воображаемых ландшафтов в итальянском стиле. Ноне они, а полотна с мотивами скромной нидерландской природы сделали живописьГолландии столь значительным явлением мировой культуры.
Реалистическое искусствоИспании, Италии и Франции также сыграло свою роль в развитии пейзажнойживописи. В творчестве Диего Веласкеса есть пейзажи, отразившие тонкуюнаблюдательность великого испанского мастера (“Вид виллы Медичи”, 1650–1651,Прадо, Мадрид). Веласкес виртуозно передает свежесть зелени, теплые оттенкисвета, скользящего по листьям деревьев и высоким каменным стенам.
Картины Веласкесасвидетельствуют о зарождении пленэрной живописи: оставив мастерские, художникиотправились работать на открытый воздух, чтобы лучше изучить натуру.
В XVII веке в искусствеклассицизма сложились принципы создания идеального пейзажа. Классицистытрактовали природу как мир, подчиненный законам разума.
Французский живописецНикола Пуссен, работавший в Италии, стал создателем героического пейзажа.Картины Пуссена, показывающие грандиозность мироздания, населенымифологическими персонажами, героями, воспитывающими в зрителе возвышенныечувства. Художник, полагавший, что основная цель искусства — воспитаниечеловека, считал главной ценностью порядок и рациональное устройство мира. Онписал произведения с уравновешенной композицией, четко выстраивалпространственные планы, согласно строгим правилам распределял цвета. Пуссен неделал публику участницей своих картин. Зрители, смотревшие на его пейзажи,должны были довольствоваться ролью созерцателей, наслаждающихся изображением исовершенствующих свой разум.
В рамках классицизма КлодЛоррен разработал концепцию идиллического пейзажа. Его картины проникнуты духомидеальной гармонии. Художник так умело выстраивает планы — памятникиантичности, древние руины, деревья с густыми кронами, что на полотне остаетсядостаточно места для передачи широких пространств моря, земли и воздушныхдалей. И если на картинах Пуссена мифологические герои располагаются в центрекомпозиции, то в произведениях Лоррена они лишь стаффажные фигуры.
Иной предстает природа наполотнах мастеров барокко. В отличие от классицистов они стремятся передатьдинамику окружающего мира, бурную жизнь стихий. Так, пейзажи фламандца ПитераПауля Рубенса передают мощь и красоту земли, утверждают радость бытия, вселяя взрителей чувство оптимизма. Все сказанное можно отнести к его “Пейзажу срадугой” (Эрмитаж, Санкт-Петербург), на котором мастер запечатлел уходящие загоризонт просторы, высокие холмы и величественные деревья, долину сраскинувшимися селениями, пастушек и пастухов, стада коров и овец. Великолепныйпейзаж венчает радуга, сверкающая нежными красочными оттенками.
Эмоциональновыразительные пейзажи, в которых отразились барочные традиции, создавалитальянский мастер начала XVII столетия Алессандро Маньяско. В его картинах нетничего идиллического. Полные тревожного чувства, они показывают сложностьмироустройства. На полотне “Морской берег” зритель видит хаотичное нагромождениедеталей. Бурные морские волны бьются о берег, на котором художник поместилмножество человеческих фигур. Это цыгане, разбойники, крестьяне, отшельники,торговцы.
Трудно понять, чем занятыэти люди. Столь же загадочен и романтический пейзаж: взволнованное море,деревья с изогнутыми стволами, мрачные крепости с башнями и высокие серые скалына горизонте.
В XVIII веке широкоераспространение получила ведута — разновидность пейзажного жанра,сформировавшегося в венецианской живописи. Свое начало она ведет от городского,или архитектурного, пейзажа, элементы которого появились еще в искусствеСредневековья. Замечательными мастерами ведуты были Франческо Гварди, АнтониоКаналетто, Бернардо Беллотто.
В XVIII веке дальнейшееразвитие пейзажная живопись получила и в искусстве Франции. Антуан Ватто,которого называли “живописцем галантных праздников”, писал мечтательные сценына фоне чудесных парков. Его пейзажи, выполненные нежными и трепетнымикрасками, очень эмоциональны, они передают разнообразные оттенки настроения(“Паломничество на остров Киферу”, 1717, Лувр, Париж).
Ярким представителемискусства рококо был французский художник Франсуа Буше, создававший пейзажи,полные чувственного очарования. Словно сотканные из голубых, розовых,серебристых оттенков, они кажутся восхитительными волшебными грезами (“Пейзаж вокрестностях Бове”, Эрмитаж, Санкт-Петербург). У Буше учился другой французскийхудожник, работавший в стиле рококо, — Жан Оноре Фрагонар, чьи красочныепейзажи, пронизанные воздухом и светом, передают свежесть воздуха, теплосолнечных лучей, трепетное движение листвы на деревьях (“Сады виллы д’Эсте”,собрание Уоллес, Лондон).
Новое отношение к природепоявилось в искусстве во второй половине XVIII столетия. В пейзажной живописиэпохи Просвещения не осталось и следа от прежней идиллической условностирокайльного искусства. Художники стремились показать зрителю естественнуюприроду, возводимую в эстетический идеал. Многие живописцы, работавшие в этотпериод, обращались к античности, видя в ней прообраз свободы личности.Величественные руины Древнего Рима воссоздают картины Юбера Робера. Как идругие пейзажисты своего времени, Робер соединял в своих композициях реальностьи вымысел.
Основанные на натурныхнаблюдениях морские бури и порты Клода Жозефа Верне с их яркими эффектамиосвещения вызывали восторг современников. Живопись Верне оказала воздействие напредставителей романтического направления, появившегося в европейском иамериканском искусстве в первой половине XIX века. Ярчайшими представителямиромантического пейзажа в Англии были Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер и ДжонКонстебл, в Германии — Каспар Давид Фридрих.
Красоту простой сельскойприроды открыли для зрителя французские пейзажисты — представители барбизонскойшколы: Теодор Руссо, Жюль Дюпре и др. Близка искусству барбизонцев живописьКамиля Коро, стремившегося передать трепетную воздушную среду с помощьювалеров. Камиля Коро считали своим предшественником французские импрессионисты.Пленэрные пейзажи Клода Моне, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея отражаютглубокий интерес художников к изменчивой световоздушной среде. Произведенияимпрессионистов показывают не только сельскую природу, но и живой и динамичныймир современного города.
Видоизмененные традицииимпрессионистов использовали в своей живописи художники-постимпрессионисты. Спозиций монументального искусства представляет величественную красоту и мощьприроды Поль Сезанн. Полны мрачного, трагического чувства пейзажи Винсента ванГога. Солнечные блики на поверхности воды, трепетность морского воздуха исвежесть зелени передают полотна Жоржа Сёра и Поля Синьяка, выполненные вдивизионистской технике.
В XX веке к пейзажномужанру обращались представители самых различных художественных направлений.Яркие, напряженно звучные картины природы создавали фовисты: Анри Матисс, АндреДерен, Альбер Марке, Морис Вламинк, Рауль Дюфи и др.
Кубисты (Пабло Пикассо,Жорж Брак, Робер Делоне и др.) выполняли свои пейзажи с помощью расчлененныхгеометрических форм. Пейзажный жанр интересовал художников-сюрреалистов (СальвадорДали) и абстракционистов (Василий Кандинский, Хелен Франкенталер), писавшихдекоративные композиции, в которых главное — впечатление непосредственнойимпровизации в передаче образов природы.
Признанными мастерамипейзажной живописи в XX веке оставались и представители реалистическихнаправлений (Рокуэлл Кент, Джордж Уэсли Беллоуз, Ренато Гуттузо).
Особое место занимаетпейзаж в русской живописи. Впервые пейзажные мотивы, переданные схематично,появились в древнерусской иконописи. Фигуры Христа, Богородицы, святых иангелов на старинных иконах изображались на фоне условного пейзажа, гденевысокие холмы обозначали скалистую местность, редкие деревца, породу которыхневозможно определить, символизировали лес, а здания, лишенные иллюзорныхобъемов, представляли собой храмы и палаты.
Первые пейзажи,появившиеся в России в XVIII веке, являли собой топографические видывеликолепных дворцов и парков. Во времена Елизаветы Петровны был издан атласгравюр с видами Петербурга и его окрестностей, выполненный по рисункам М. И.Махаева. Но только с появлением произведений Семена Федоровича Щедрина можноговорить о том, что пейзаж как отдельный жанр сформировался в русской живописи.Свою лепту в развитие пейзажа внесли современники Щедрина — М.М. Иванов и Ф.Я.Алексеев. Живопись Алексеева оказала влияние на молодых художников — М.Н.Воробьева, С.Ф. Галактионова, А.Е. Мартынова, посвятивших свое искусствоПетербургу: его дворцам, набережным, каналам, паркам.
М.Н. Воробьев воспиталцелую плеяду замечательных пейзажистов. В их число входили братья Г.Г. и Н.Г.Чернецовы, К.И. Рабус и др. Ряд чудесных литографических акварельных пейзажей свидами окрестностей Петербурга выполнил А.П. Брюллов, брат знаменитого К.П.Брюллова, позднее ставший архитектором. Но произведения этих мастеров тускнеютрядом с картинами Сильвестра Феодосиевича Щедрина, запечатлевшего на своихполотнах яркую красоту итальянской природы.
К середине XIX века врусской пейзажной живописи сформировались определенные принципы эстетическоговосприятия природы и приемы ее отображения.
От школы Воробьева идутромантические традиции, воспринятые его учениками. Среди них — рано умершийМ.И. Лебедев, Л.Ф. Лагорио и И.К. Айвазовский, главной темой искусства которогобыло море. Особое место в русской живописи занимает творчество А.К. Саврасова,ставшего основоположником национального лирического пейзажа. Саврасов оказалвоздействие на своего ученика и друга — пейзажиста Л.Л. Каменева.
Параллельно с лирическимнаправлением в русской пейзажной живописи развивался эпический пейзаж, яркимпредставителем которого был М.К. Клодт, стремившийся к созданиюпейзажа-картины, представляющей зрителю целостный образ России.
Во второй половине XIXвека серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известныехудожники, как И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, А. Куинджи, А.П. Боголюбов, И.И.Левитан.
Традиции лирическоголевитановского пейзажа были подхвачены работавшими на рубеже XIX-XX столетийживописцами И.С. Остроуховым, С.И. Светославским, Н.Н. Дубовским.
Пейзажная живопись XX векасвязана с именами И.Э. Грабаря, А.А. Рылова, К.Ф. Юона. В духе символистскогоискусства создавали свои пейзажи П.В. Кузнецов, Н.П. Крымов, М.С. Сарьян, В.Э.Борисов-Мусатов.
В 1920-е годы получилразвитие индустриальный пейзаж (интерес к этой разновидности пейзажного жанраособенно заметен в творчестве М.С. Сарьяна и К.Ф. Богаевского).
Выразительные ивпечатляющие образы родной природы создавали также пейзажисты Г.Г. Нисский,С.В. Герасимов, Н.М. Ромадин и др.
1.2 Историявозникновения жанра урбанистического пейзажа
Элементы пейзажавстречаются в искусстве глубокой древности. Пейзаж постепенно формируется каксамостоятельный жанр в искусстве, в котором основным предметом изображенияявляется природа. Вначале бытует чисто видовой пейзаж, преобладавший в основномв графике, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее нагляднымвоплощением жизни.
Позднее в нем находятотражение мотивы и настроения, характерные для того или иного художественногонаправления — классицизма, романтизма и других.
В XX столетии получаютразвитие такие разновидности пейзажа, как городской и индустриальный.
Терминурбаниза́ция (от лат. urbanus — городской) —процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпосылкиурбанизации — рост в городах промышленности, развитие ихкультурных и политических функций, углубление территориального разделениятруда. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения ивозрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения иближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовымнадобностям и пр.).
1.3 графический пейзаж
Пейзаж — изображениеприроды в литературе и живописи, иначе — образ природы в художественномпроизведении (слово П. происходит от французского pays — страна, местность). Изобласти пространственных искусств термин «П.» перешел в литературоведение.Историки искусства, подходившие к П. со стороны формальной и эстетической,конечно не могли дать удовлетворительного объяснения как причине появленияинтереса к П., так и характеру изменений в его трактовке. Они рассматривали П.как нечто оторванное от человеческого общества и изображаемое художником с«объективной» свободой, без всякой «заинтересованности» в изображаемом. Пейзаж– жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображениеприроды, вида местности, ландшафта.
Пейзаж – традиционныйжанр станковой живописи и графики. Пейзаж может носить исторический,героический, фантастический, лирический, эпический характер. В зависимости отхарактера пейзажного мотива можно выделить: сельский, городской, индустриальныйпейзаж. Для изображения пейзажа необходимы знания наблюдательной и воздушнойперспективы. Надо научиться определять масштаб изображения, выделять главное врисунке пейзажа. Успех во многом будет зависеть от правильнойпоследовательности работы. Важно выбрать выразительные пейзажные мотивы. Далееследует подумать о выборе высоты линии горизонта. Один и тот же пейзаж будетвыглядеть величественно при низкой точке зрения и обычно, если линия горизонтабудет проходить через центр листа. Высокое расположение линии горизонта иливынесение ее за пределы листа позволяет показать большую часть земнойповерхности.
В рисунке пейзажаизображение неба во многом определяет настроение всего пейзажного мотива. Надземной поверхностью небо образует купол, полусферу.
Это лучше под черкнутьрасположением облаков. Одинаковые по форме и находящиеся на одной высоте облакакажутся меньше и ближе друг к другу по мере удаления их к горизонту.Светотеневые эффекты на облаках значительным образом изменяются в зависимостиот времени дня. Именно облака, закрыв солнце и отбрасывая тень, могутзначительным образом изменить впечатление. Очертания легких облаков могутпридать романтическую атмосферу рисунку. Учебное рисование включает быстрыенаброски пейзажа, его отдельных деталей, а также рисунки, выполняемые в течениенескольких часов. Линейный рисунок призван запечатлеть объемный объект. Дляобозначения контуров и светотени используют линии и штрихи. Например, этот быстрыйлинейный набросок деревни значительным образом отличается от светотеневого егоизображения. В линейном наброске основное внимание художник сосредоточил наперспективных сокращениях дороги, столбов и домов. А в светотеневом изображенииважно было показать игру пятен света, полутонов и теней. Яркое солнце усиливаетсветовые контрасты. Наиболее удачное композиционное решение можно использоватьдля выполнения длительного рисунка. В число учебных задач, решаемыхпейзажистом, может входить передача определенного времени суток, состоянияприроды или времени года. Также используются различные художественныематериалы, такие как грифельный и угольный карандаш, перо, фломастер, геливая ишариковая ручка Большой интерес в рисунке представляет зарисовка памятниковархитектуры. Например, наброски городов с различными архитектурнымисооружениями передают очарование русской старины.
Эти рисунки выполненыпалочкой и тушью с учетом тональных отношений.
Графитный карандашпозволяет более тонко, чем тушь, передавать тональные различия в пейзаже. Улицыгорода полны движения, наброски фломастером фиксируют его.
Работа над длительнымрисунком пейзажа начинается с композиционных эскизов небольшого размера. Лучшеиспользовать различные форматы и художественные материалы. Наиболее удачноекомпозиционное решение можно использовать для выполнения длительного рисунка.
2.История возникновения графики
Графика (греч.graphike, от grapho — пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства.Графикой называют рисунок и отпечаток на листе бумаги (в древности – напапирусе, на пергаменте). Этот вид включает рисунок и печатные художественныепроизведения (гравюру, литографию и др.), основывающийся на искусстве рисунка,но обладающий собственными изобразительными средствами и выразительнымивозможностями. Термин «Графика» первоначально употреблялся лишьприменительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в конце 19 — начале 20 вв. в связи с бурным развитием полиграфии и распространениемкаллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного дляфотомеханического воспроизведения в книге и журнале.
Такое понимание графики вдальнейшем было расширено. Кроме контурной линии, графика использует штрих ипятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной) поверхностьюбумаги — основного материала графики. Сочетанием тех же средств могутсоздаваться тональные нюансы. Графика не исключает и применения цвета. Наиболееобщий отличительный признак Графики — особое отношение изображаемого предмета кпространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, «воздух белоголиста», по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского.Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участкилиста, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочнымслоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое изображениеносит и в известной мере плоскостный характер.
2.1Виды графики
В зависимости отпредназначения графика подразделяется на несколько видов.
Станковая графика (станковыйрисунок, эстамп, лубок)
Книжная графика (иллюстрации, виньетки,заставки, буквицы, обложка, суперобложка т. п.)
Журнальная и газетная графика
Компьютерная графика
Миниатюра (варианткнижной графики)
Промышленная графика
И некоторые другие видыграфики. Как проявления массовой культуры специфическими видами графикиявляются в станковой печатной графике — лубок, а вгазетно-журнальной — карикатура. Относительно молодой областьюграфики является также плакат, который в современных формах сложился вXIX в. как вид торговой и театральной В зависимости от способаисполнения и возможностей тиражирования графику делят на уникальную и печатную.Уникальная графика — создание произведений в единственном экземпляре(рисунок, акварель, монотипия, аппликация и т. п.). Печатная графика(гравюра) — создание печатных форм, с которых можно получать по несколькооттисков.
2.2Художники, работающие в графическойтехнике
Наследие графическогоискусства многообразно. Оно отмечено работами таких всемирно известныхмастеров, как Альбрехт Дюрер(1471—1528), Франсиско Гойя (1746—1828), ГюставДоре (1832—1883), японских художников Китагава Утамаро (1753—1806), ХиросигеАндо (1797—1858) и гравёра и рисовальщика Хокусай Кацусика (1760—1849),чьё творчество оказало значительное влияние на европейское искусство конца XIX— начала XX вв.
3. Графическая техника
Графика (греч. γραφικος —«письменный», от греч. γραφω —«пишу») — видизобразительного искусства, использующий в качестве основныхизобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет такжеможет применяться, но, в отличие отживописи, здесь он играет вспомогательнуюроль. При рисовании графикой обычно используют не больше одного цвета (кромеосновного черного), в редких случаях — два). Кроме контурной линии вграфическом искусстве широко используется штрих и пятно, также контрастирующиес белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной)поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетаниемтех же средств могут создаваться тональные нюансы.
Линия. Одним из основныхсредств композиции является линия. Там, где требуется ограничить пространство,намекнуть на форму, создать ощущение среды — применяется линия. Прямая, кривая,ломаная, сложная — она присутствует практически во всем, хотя и не всегда явно.
Пятно. Пятно в композициичасто помогает акцентировать важный объект и определить центр композиции(смысловой).
Пятно в зависимости отрешаемых задач может быть как цветовым, так и тональным.
Размер пятна по отношениюк всему формату может дать ощущение большого пространства, пустоты,одиночества, или наоборот, тесноты и суеты.
Графический пейзаж –изображение природной среды в виде рисунка, т.е. линиями и штрихами, вчерно-белой цветовой гамме.
4.Типы графических композиций
Композиция – расположениевсех частей произведения в пространстве и времени.
/>Строгойтеории составления композиции не существует, есть лишь некоторые принципы,правила и приемы.
Ритм. Четкость восприятиякомпозиции, ее запоминаемость напрямую зависят от ритма. Ритм может проявлятьсебя во многих ипостасях — от блоков в странице до пауз и стоек в шрифтовыхкомпозициях.
Чем монотоннее ритм — темскучнее композиция. Мозг не любит монотонности. В страничных композициях важенритм изображений, элементов и пауз. Даже в самых статичных композициях можноотыскать проявления ритма — ритм пятен, цвета, линий, ритм движения и т.д.
Контраст. Контрастпозволяет выделить и гиперболизировать особенности помещенных рядомизображений, предметов, цветов. Толстый и тонкий — рядом с толстым тонкийкажется более худым и наоборот. Этот прием позволяет усилить свойства предметапо сравнению с его антиподом.
Силуэт. Силуэт являетсякомбинацией линии и пятна, но чаще это темное пятно на светлом фоне.
Движение. Композиционныйприем, когда взгляд перемещается по направлениям и линиям от одного объекта кдругому, описывая сложную кривую, охватывающую почти все рабочее пространство.
Форматы плоскостнойкомпозиции. Огромное значение для плоской (стандартной полиграфической)композиции имеет граница поля изображения. Элементы композиции, расположенные уцентра, воспринимаются лежащими в глубине, и плоское поле становитсяпространством. Элементы, расположенные на однородном поле близко к краю, как былежат на поверхности, в плоскости рамы.
Наиболее распространенныеформаты изображения — прямоугольные, круглые, овальные. Прямоугольный,вытянутый вертикально формат придает ощущение возвышенности, стремления вверх.Горизонтальный формат выглядит «распахнутым»: ослабляется чувство замкнутости,уменьшается значение композиционного центра. Он удобен для сложныхмногоплановых композиций. Чаще всего используется прямоугольный формат золотогосечения. Он наиболее уравновешен и замкнут. Круглый и квадратный форматыслишком статичны, и поэтому на таких полосах трудно компоновать изображение.
Существуют два типакомпозиции — замкнутая и открытая. Замкнутая больше всего подходит для передачинеподвижности, устойчивости, для нее характерны устремленные к центру основныенаправления линий, построение по форме круга, квадрата. Признак замкнутой композиции— нарастание сложности к центру. Открытая композиция передает ощущениепростора. Основные направления линий — от центра. Как правило, строитсянесколько композиционных узлов, подчеркивается ритм.
Для передачи движения(динамики) используются: диагональные линии; свободное пространство переддвижущимся объектом; точка кульминации движения.
И наоборот, для выраженияпокоя необходимо отсутствие диагоналей и свободного пространства, используютсястатичные позы, симметрия, уравновешенность. Вся композиция может быть вписанав простую геометрическую форму (треугольник, квадрат, овал).
Характерные элементыкомпозиции объединяются по однородным признакам, форме, цвету, текстуре,фактуре.
5. Художники,работающие в жанре урбанистического пейзажа
Хендрик Аверкамп — создатель раннего типа голландского городского пейзажа XVII в. с элементамижанра небольших, написанных в серебристой гамме зимних пейзажей сфигурами.
Алексеев Фёдор Яковлевич (1753или 1754, Петербург — 1824, там же), живописец, сценограф; первый мастеррусского городского пейзажа. В сентябре 1800 получил поручениеимператора Павла I — запечатлеть виды Москвы, исполнение которыхпринесло ему широчайшую известность.
В жанре урбанистическогопейзажа работали многие как зарубежные, русские, так и советские художники.
Более 40 лет отделяют насот начала строительства крупнейшей в мире Красноярской ГЭС.
Великая стройка, каклюбое великое дело в стране, сразу привлекла людей творчества.
В 1960 году ЕвгенийАлександрович Шепелевич приезжает в посёлок гидростроителей на постоянное местожительства. Суровая сибирская природа, труд строителей, строящих на бурномЕнисее величественную гидроэлектростанцию, – главная тема художника. Он создаетсерию индустриальных пейзажей.
Началом формирования фондовДивногоского художественного музея, открывшегося 24 января 1998г, сталаколлекция графических работ Евгения Александровича, подаренная его дочерьмипосле смерти художника.
Его офорты, гравюры,рисунки являются историческим и художественным отражением великой стройки.Графика Шепелевича является неотъемлемой частью художественных традиций городаи неиссякаемым источником воспоминаний, размышлений об истории и будущемДивногорска.
Произведения ЕвгенияАлександровича Шепелевича находятся в Историческом музее в Москве, в картиннойгалерее г. Комсомольск-на-Амуре.
Его графические листызапечатлели события 60-70х годов, они помогают почувствовать, что сегодняшнеезрелое поколение когда- то тоже было юным, неопытным, стремящимся к идеалам.Атмосфера 60-х- это парадоксальное единство судеб человеческих и историистраны, мощи грандиозных строек и хрупкого существования человека, как явленияприроды.
Заключение
Изучив,искусствоведческую литературу мы ознакомились с техникой и композициейурбанистического пейзажа.
Выявили виды композиции,техники изображения, характерные особенности при изображении городскогопейзажа.
В жанре урбанистического пейзажаработали многие художники. В их работах была дана многогранная и динамичнаякартина жизни современного города, благодаря чему городской пейзаж обрёлравные права с изображениями природы. В послевоенныегоды городской пейзаж, насыщенный настроениями мирной жизни,органично соединился с полными обаяния женскими образами.