Содержание
Введение. 3
1. Романский стиль в Западноевропейской архитектуре. 4
2. Секреты готического мастерства. 9
2.1 Основные типы искусства готики. 9
2.2 Скульптура готики. 11
Заключение. 16
Библиографический список. 17
Введение
Романское искусство, стиль архитектуры и других отраслейискусства, возникло в Западной Европе в X веке. Романская эпоха – времявозникновения общеевропейского архитектурного стиля. Ведущую роль в этомпроцессе играли народы Западной Европы.
Формирование западноевропейской романской культуры из-за непрерывныхвойн и переселения народов происходило позднее, чем на Востоке, в Византии, нопротекало более динамично. Главная особенность романской эпохи – открытостьвнешним влияниям.
Неверно рассматривать романское искусство как чисто западныйстиль. В подготовке общеевропейского средневекового искусства, началом которогобыло раннехристианское, продолжением – романское и высшим взлетом – готическоеискусство, главную роль сыграли греко-кельтские истоки, романские,византийские, греческие, персидские и славянские элементы.
Развитие романского искусства получило новыеимпульсы в период правления Карла Великого (768–814 гг.) и в связи соснованием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936–973 гг.).
В последовательности произведений искусства готики, начиная со второйполовины XII и кончая XIV столетием, мироощущение этой эпохи отражено во всейего целостности и поступательном движении с такой яркостью, зрелостью, силой иполнотой, которая была под стать только искусству, достигшему классическойступени развития.
В готическом искусстве сходились все нити интеллектуальной и духовнойжизни эпохи. В нем идеальные представления средневековья о вселенной, истории ичеловечестве неразрывно сплелись с простыми и конкретными измерениямикаждодневной реальности.
1. Романский стиль в Западноевропейской архитектуре
Романскоеискусство (романский стиль) – искусство стран Западной Европы XI–XII вв. Романский стильпроявил себя в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве,при этом главную роль в синтезе искусств играло зодчество. Эта средневековаяархитектура создавалась для нужд церкви и рыцарства, ведущими типами сооруженийстановятся храмы (базилики), монастыри, замки, военные укрепления.
Вэто время в связи с подъёмом в хозяйственной жизни Европы были сделанызначительные успехи в области каменного строительства, увеличился объёмстроительных работ. Суровая кладка из обтесанных камней создавала несколько «мрачный»образ, но украшалась вкраплениями кирпичей или мелкими камнями другого цвета.Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Романскиездания в основном покрывались черепицей, известной еще римлянам, и удобной вместностях с дождливым климатом. Окна не остеклялись, а забирались резнымикаменными решетками, проемы окон были небольшими и поднимались высоко надземлей, поэтому помещения в здании были очень темными.
Наружныестены соборов украшала каменная резьба, которая состояла из растительногоорнамента и мотивов, занесенных с Востока (изображения сказочных чудовищ, экзотическихживотных, зверей, птиц). Внутренние стены сплошь покрывались росписями, почтине сохранившимися до нашего времени. Для украшения также использоваласьмраморная инкрустация мозаики.
Духвоинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романскоеискусство. Дляпостроек характерны массивность, суровость облика, толстые стены. Военнаяугроза заставляла придавать крепостной характер даже храмам. Составленные изпростых геометрических объёмов, они имели выразительный силуэт (церкви Сен-Серненв Тулузе, Франция, XI–XIII вв.; Марии Лаах, Германия, XII в.).
Надсредокрестием и у западного фасада помещали башни. Храмы часто перекрывалицилиндрическими, а затем и крестовыми сводами (Сантьяго-де-Компостела, Испания;Сен-Сернен в Тулузе). Полуциркульные (полукруглые) арки завершали оконные идверные проемы, вели из главного в боковые нефы, открывались в галереи второгояруса. Ведущими элементами архитектурного декора были также полуциркульныеарочки и полуколонны (собор в Шпейере, Германия, XI–XII вв.; башня в Пизе,Италия, XI–XIII вв.).
Культурными центрами этой эпохи оставались монастыри и церкви. Вкультовой архитектуре воплощалась христианская религиозная идея. Храм, имевшийв плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий иискупления. Каждой части здания приписывалось особое значение, например, столбыи колонны, поддерживающие свод, символизировали апостолов и пророков – опорухристианского учения.
В соединении сторожевых башен, военных лагерей с греческими базиликамии византийским орнаментом возник новый «римский» романский архитектурный стиль:простой и целесообразный. Строгая функциональность почти полностью исключилиизобразительность, праздничность и нарядность, отличавшие архитектуру греческойантичности.
Характерные черты романской церкви: цилиндрические (имеющие формуполуцилиндра) и крестовые (два полуцилиндра, скрещивающиеся под прямым углом)своды, массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей,скульптурный орнамент.
Постепенно богослужение становилось все более пышным и торжественным.Архитекторы с течением времени изменяли конструкцию храма: стали увеличиватьвосточную часть храма, в которой находился алтарь. В апсиде (алтарном выступе)обычно находилось изображение Христа или Богоматери, ниже помещались образыангелов, апостолов, святых. На западной стене располагались сцены Страшногосуда. Нижнюю часть стены обычно украшали орнаментом.
В романскийпериод впервые появилась монументальная скульптура (рельефы), которыерасполагали, как правило, на порталах (архитектурно оформленных входах)церквей. Размеры церквей увеличивались, что повлекло за собой создание новыхконструкций сводов и опор.
Наиболеепоследовательно романское искусство формировалось во Франции – в Бургундии,Оверни, Провансе и Нормандии. Типичный пример французской романской архитектуры– церковь Святого Петра и святого Павла в монастыре Клюни (1088–1131 гг.)Это была самая большая церковь в Европе, длина храма составляла 127 метров,высота центрального нефа – свыше 30 метров. Пять башен увенчивало храм. Дляподдержания величественной формы и размера здания вводятся специальные опоры унаружных стен – контрфорсы. Сохранились небольшие фрагменты этой постройки.Нормандские храмы также лишены декора, они имеют хорошо освещенные нефы и высокиебашни, а общий облик их напоминает скорее крепости, чем церкви.
Феодализм сложился в Германии позже, чем во Франции, его развитиебыло более длительным и глубоким. В архитектуре Германии в то время сложилсяособый тип церкви – величественной и массивной. Таков собор в Шпейере(1030–1092 гг.), один из самых больших в Западной Европе.
Первые романские соборы имели суровый, неприступный вид. Они былипохожи на крепости, с гладкими стенами и узкими окнами, с приземистымиконическими завершенными башнями по углам западного фасада. Лишь аркатурныепояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181–1234 гг.).Архитектурный декор очень сдержан – нет ничего лишнего, деструктивного,вуалирующего архитектоническую логику.
Скульптуру в романский период в Германии размещали внутри храмов,на фасадах она встречается лишь в конце ХII в. Изображения кажутся отрешеннымиот земного существования, они условны, обобщены. В основном это деревянныераскрашенные распятия, украшения светильников, купелей, надгробий.
Романское искусство Италии развивалось иначе. Поскольку главнойсилой исторического развития в Италии были города, а не церкви, в ее культуресильнее, чем у других народов, выражены светские тенденции. Связь с античностьювыражалась не только в копировании античных форм, она была в прочном внутреннемродстве с образами античного искусства. Отсюда чувство меры и соразмерностичеловеку в итальянской архитектуре, естественность и жизненность в соединении сблагородством и величием красоты в итальянской пластике и живописи.
К выдающимся произведениям архитектуры Центральной Италии относитсязнаменитый комплекс в Пизе: собор, башня, баптистерий. Он создавался в течениедолгого времени (ХI‑ХII в.). Самая известная часть комплекса – знаменитаяПизанская «падающая» башня. В соборе Санта-Мария Нуова (1174–1189 гг.)чувствуется сильное влияние не только Византии и Востока, но и западнойархитектуры.
В английском зодчестве романского периода много общего с французскойархитектурой: большие размеры, высокие центральные нефы, обилие башен.Завоевание Англии норманнами в 1066 г. укрепило ее связи с континентом иповлияло на формирование романского стиля в стране. Образцы тому – соборы вСент-Олбансе (1077–1090 гг.), Питерборо (к. ХII в.) и другие. Однако,большинство романских английских храмов было перестроено в период готики, ипоэтому об их раннем облике судить крайне трудно.
Романское искусство Испании развивалось под влиянием арабской ифранцузской культуры. XI–XII вв. для Испании были временем междоусобиц,ожесточенных религиозных битв. Суровый крепостной характер испанскойархитектуры сформировавшийся в условиях беспрестанных войн с арабами, войны заосвобождение территории страны, захваченной в 711–718 гг. Война наложиласильный отпечаток на всё искусство Испании того времени, прежде всего, этонашло отражение в архитектуре.
В культовых постройках Испании романского периода почти отсутствуютскульптурные украшения. Храмы имеют облик неприступных крепостей. Один из самыхранних замков романского периода – королевский дворец Алькасар (Сеговия – IХв.), который стоит на высокой скале, окруженной толстыми стенами с множествомбашен. В ту пору подобным образом возводили города. Большую роль играламонументальная живопись (фрески). Росписи выполнялись яркими красками с четкимконтурным рисунком, изображения были очень выразительны. Скульптура в Испаниипоявилась в ХI в. (украшения капителей, колонн, дверей).
ХII в. – «золотой» век романского искусства, распространившегосяпо всей Европе. В искусстве многих стран (Германия, Испания) традиции романскогоискусства удерживались и в ХIII в., неохотно уступая свои позиции готике. Но в нем ужезарождались многие художественные решения новой, готической эпохи. Первой наэтот путь встала Северная Франция.
2. Секреты готического мастерства2.1Основные типы искусства готики
Готика (отитал. – gotico, название германских племен, готов), художественный стиль,завершивший развитие средневекового западноевропейского искусства (середина. XII–XVI в.; расцвет – XIII в.).
Готическийстиль возник в Северной Франции, хотя его предпосылки можно встретить и вискусстве других европейских стран, в частности Англии. Именно во Францииготика сложилась как целостная художественная система, здесь были созданы еёклассические образцы (Нотр-Дам в Париже, 1163–1257 гг.; соборы Шартра,1194–1260 гг.; Реймса, 1211–1311 гг.; Амьена, 1220–88). Отсюдаготический стиль распространился в Германию (собор в Кёльне, 1248–1880 гг.),Англию, Чехию (хор и трансепт собора Св. Вита в Праге, 1344–1420 гг.),Испанию (собор в Бургосе, 1221–1599 гг.), отчасти Италию (Миланский собор,1386–1856 гг.), где приобрёл национальную окраску (встречаются и прямыезаимствования из французских памятников).
Архитектура вэпоху готики была ведущим видом искусства. Она объединила в целостный ансамбльскульптуру, живопись, декоративно-прикладное творчество. Воплощением синтезаискусств стал городской собор. Здание храма воспринималось как модельУниверсума.
Желая придатьархитектурным формам большую лёгкость и устремлённость к небесам, готическиезодчие создали принципиально новый тип конструкции. Заимствованные изархитектуры Востока стрельчатые арки стали её базовыми элементами. Вытянутыевверх, стрельчатые очертания получили также дверные, оконные и арочные проёмы исводы. Две диагонально пересекающиеся стрельчатые арки создавали прочныйкаркас, поддерживавший своды. Рельефно выступающие рёбра арок передавалитяжесть свода вниз, и далее – на опоры и идущие вдоль них полуколонны.Стрельчатые арки уменьшали боковой распор (давление) свода, оставшуюся тяжестьпринимали на себя вынесенные наружу детали конструкции – контрфорсы и аркбутаны.
Всё это даловозможность предельно облегчить стены и прорезать здания огромными окнами.Готическая конструктивная система была впервые применена в храме аббатстваСен-Дени под Парижем (1137–44 гг.).
Фасадыготических храмов во Франции имели две башни по бокам. В Германии создали типоднобашенного храма: у главного, западного фасада поднималась только однавысокая башня, которая постепенно сужалась кверху и заканчивалась ажурнымкаменным шатром со шпилем (соборы во Фрейбурге-им-Брейсгау, ок. 1200 г. –кон. 15 в.; в Ульме, 1377–1529 гг.).
Английскиесоборы имели очень длинные и невысокие нефы, сочетавшиеся с просторамибританских равнин; башня зрительно собирала их, подчёркивала центр здания(собор в Солсбери, 1220–1266 гг.). С помощью дополнительных, декоративныхнервюр создавали сложные и необычные рисунки сводов – звёздчатые, веерные,сетчатые (Вестминстерское аббатство в Лондоне, 1245–1745).
В Испаниисоздали свой образ готического храма, где мощь романских построек сочеталась содухотворённостью готики, ее изящным декором и стройностью (собор в Севилье,1402–1506 гг.). Своеобразием отличалась готика Южной Франции и Каталонии(Восточной Испании), где храмы снаружи напоминали крепости, а внутрипредставляли собой просторный зал в обрамлении двух рядов капелл и были лишеныпышного, витиеватого декора (собор в Альби, церковь Санта-Мария дель Мар в Барселоне).
Живописцысоздавали фрески и алтарные композиции, но ярче всего готическая живописьвоплотилась в витражах, которые заполняли огромные проёмы стрельчатых окон икруглых окон-роз, а в верхнем этаже капеллы Сент-Шапель в Париже (1243–48 гг.)полностью заменили собою стены. Прозрачное стекло пропускало внутрь храмапотоки солнечных лучей, которые воспринимались как отблеск божественного света.
Переживалорасцвет искусство книжной миниатюры. Миниатюры XIII в. отличаетизысканный ритм линий, яркие узорчатые фоны; страницы обрамляют изображенияптиц, животных, цветов, насекомых и «дролери» – забавные сценки. На рубеже XIV–XV вв. на сменуусловности приходит интерес к светотеневой моделировке лиц и фигур, к передачереальных жизненных наблюдений («Малый часослов герцога Беррийского», ок. 1380–85 гг.)
Декоративно-прикладноеискусство эпохи готики достигло блистательного расцвета. Церковная утварьотличалась ажурными, лёгкими формами, костюм – красочным богатством, а в XIV–XV вв. также сложностьюсилуэта и кроя. Мебель покрывалась кружевной резьбой. Стены украшали пёстрымиковрами-шпалерами с изображением людей и животных.2.2Скульптура готики
Готика –период расцвета монументальной скульптуры, в которой возрастает значениепластики, хотя фигуры и не свободны от фона стены. В рельефе наблюдается тяга квысокому рельефу (горельефу). Стройные готические статуи, украшавшие фасады соборов,вторили устремлённым в небеса башенкам или чёткому ритму полуколонн напорталах. Как и в романскую эпоху, каменные статуи и рельефы, украшающие фасадыи интерьеры храмов, надгробия, распятия, статуэтки, скульптуру резныхдеревянных алтарей раскрашивали.
Все чащепоявляется постановка фигуры по так называемой «готической кривой» (S-видная поза).S-образный изгиб фигур, сложный ритм складок одежд, удлинённые пропорциипередавали напряжённую духовную жизнь персонажей. Мастера стремились к большейестественности в изображении человеческого лица и тела, поз и жестов, раскрывалив своих произведениях различные эмоции, темпераменты. Святые изображались каксовременники скульпторов (рыцари, горожане или крестьяне). Образ Христаотличался не только величием, но и большей мягкостью, а Богоматерь изображали ввиде Прекрасной Дамы – молодой, грациозной и приветливой аристократки.
Вырабатываетсяопределенный канон композиции, определенные сюжеты предназначены дляопределенных мест здания. В алтарной части изображаются сцены из жизни Христа,на южном фасаде трансепта – Нового Завета, на северном – Ветхого, на западномфасаде всегда размещается изображение «Страшного суда» и «конца мира». Примерранней готики – скульптура западного фасада Собора Парижской Богоматери (1210–1225 гг.):история Марии, «Страсти Христовы», «Страшный суд». Фасады трансепта украшеныуже в период высокой готики.
В Шартрскомсоборе можно проследить эволюцию от раннеготической скульптуры к периоду зрелойготики. Западный фасад украшают столпообразные, вытянутые по вертикали,статичные фигуры, стоящие в строго фронтальных позах. Постепенно скульптураотделяется от стены, приобретает округлый объем. Но и при скованности поз, прилаконизме форм поражает выразительность пластики, сдержанное величие образов,индивидуализация облика (св. Иероним, св. Георгий, св. Мартин, портал южногофасада трансепта).
Со второйполовины XIII в. пластика соборов становится более динамичной, фигуры –подвижнее, складки одежды передаются в сложной игре светотени. Изображенияисполнены с подлинным совершенством, с восторгом перед красотой человека. Втаких сценах, как времена года и знаки зодиака, все чаще дают о себе знатьреальные жизненные наблюдения (Амьенский собор).
Высшей точкойрасцвета готической скульптуры является декор Реймского собора. Иосиф из сцены«Принесение во храм» и ангел из «Благовещения» напоминают светских людей,полных земных радостей. В образах Марии и Елизаветы («Встреча Марии сЕлизаветой», 1225–1240 гг.) явственны отзвуки античного искусства. Дляпозднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характернаизмельченность, дробность форм («Золоченая мадонна» Амьенского собора, ок. 1270 г.),но в ней чувствуется несомненный интерес к портретным изображениям, в целом несвойственный французскому средневековому искусству.
Скульптурныйдекор в немецких храмах применяется больше в интерьере, чем снаружи, онразнообразнее по материалу: не только камень, но и дерево, бронза. Самымихарактерными чертами немецкой монументальной скульптуры являютсяиндивидуализация образов и драматизм повествования. Французское влияние незаслонило своеобразия немецкой пластики, соединившей черты подлинного реализмас экспрессивностью и экзальтацией.
Самойзнаменитой еще в романский период была скульптурная мастерская Бамберга. Напортале западного фасада Бамбергского собора изображены основатель храмаимператор Генрих II и его жена Кунигунда (ок. 1240 г.).
Статуи Мариии Елизаветы внутри собора исполнены в традициях реймской школы с явнойантикизацией образов. Бамбергским мастерам принадлежит также одно из первыхконных изображений – статуя императора Оттона I на коне для площади Магдебурга.Это первый гражданский конный монумент средневековья, так как за целоетысячелетие, со времен Марка Аврелия, не известно ни одного подобногопамятника. На центральном портале Магдебургского собора имеется (по времениболее раннее, чем скульптура в Бамберге) изображение пяти смеющихся и пятиплачущих дев («Мудрые и неразумные девы в ожидании прихода божественногожениха»), передающее сложные оттенки человеческих чувств.
Самымзнаменитым циклом немецкой скульптуры периода готики, без сомнения, посправедливости считается декор собора в Наумбурге. Рельефы «СтрастейХристовых», изображенные на ограде западного хора («Тайная вечеря»,«Предательство Иуды», «Взятие под стражу»), полны необычайного драматизма,реальности происходящего, пронзительной достоверности. В самом помещении хоранаумбругские мастера поставили двенадцать статуй основателей храма, егодонаторов. Это целая скульптурная галерея человеческих характеров,представленных в противопоставлении: мужественный, полный достоинства Эккегарди элегически-задумчивая, нежная Ута, меланхоличный, созерцательный Герман ижизнерадостная Реглинда и т.д. Это живые человеческие личности, каждая со своейнеповторимой индивидуальностью, и одновременно типы человеческих характеров тойэпохи.
Впозднеготической немецкой скульптуре, как и во французской, усиливаетсядробность форм, утрачивается монументальность, акцентируется патетика,появляется претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичностьдеталей, чего не знала почти совсем французская готика даже самого позднегопериода (скульптура хора Кёльнского собора, фигуры так называемого «Прекрасногоколодца» в Нюрнберге). Соединение религиозной экзальтации с жесткойнатуралистичностью особенно заметно в немецкой деревянной скульптуре «Распятий»и «Оплакиваний».
Готическаяскульптура Англии имеет чисто декоративный характер и совершенно подчиненаархитектуре. В период «украшенного» и «перпендикулярного» стилей в соборе такмного скульптурного декора, что, по справедливому замечанию исследователей,создается впечатление «вибрации архитектурных форм». Статуи поставлены тесноодна к другой и заполняют фасад, как в соборе в Уэлсе (западный фасад).Развивается также мемориальная пластика.
Обогащеннаяэлементами мавританского стиля, готика Испании приобрела особую пышность иразнообразие орнаментики. Главным элементом в декоре являются цветные поливныеизразцы и орнаментальная лепнина. Синтез скульптуры и живописи готической порынашел воплощение в испанских алтарях – ретабло, украшенных живописными панно ирезной раскрашенной деревянной скульптурой. Расцвет этого искусства приходитсяв основном на XV век.
Готическоеискусство представлено также памятниками архитектуры Нидерландов (ратуши вБрюгге 1376–1421 гг., Брюсселе 1402–1450 гг., Лувене 1448–1563 гг.);Чехии (собор св. Вита и Карлов мост в Праге); Австрии (собор св. Стефана вВене, 1304 г. – середина XV в.); Венгрии (церковь Матьяша,середина XIII – вторая половина XIV в., перестроена в конце XIX в.);Польши (Вавельский собор под Краковом, XIV–XV вв., Мариацкий костел вКракове XIV–XV вв. с витражами XIV в. и резным алтарем Вита Стоша,1477–1489); Скандинавии (собор в Турку, XIII–XIV вв.).
Заключение
Искусствосредневековья, просуществовав тысячелетие, выдвинуло новый круг идей и образов,новые эстетические идеалы, новые художественные приемы и новое содержание.Питаясь идеями христианства, это искусство глубоко проникло во внутренний мирчеловека. Огромен интерес искусства средневековья к нравственному обликучеловека, к тому, что определяется словом «духовность».
Историяискусства – это постоянное взаимодействие, столкновение, иногда острая борьбаразличных школ, стилей и направлений. Творящий эту сложную ткань искусствахудожник исходит не только из своих собственных наблюдений, он опирается набогатые национальные традиции, на многовековой опыт культуры всегочеловечества. На всех этапах развития подлинное искусство отражает время,выражает идеалы эпохи, являя в лучших своих произведениях красоту и истину.
Формыизображения могут быть разными, от иносказательных до жизнеподобных, но в своихвысоких художественных достижениях искусство так или иначе выражает проблемы иидеи своего времени, помогает познать человеку самого себя и свое место всистеме мироздания.
Средневековоеискусство создало грандиозные художественные ансамбли; оно решило гигантскиеархитектурные задачи, создало новые формы монументальной пластики и живописи, аглавное, явило собой синтез этих монументальных искусств, в которых стремилосьпередать полную картину мира. И в этом огромный вклад искусства средневековья вмировую культуру.
Однакоусловность как основной закон изображения, аскетизм, не позволяющий во всейполноте изобразить красоту земного, наконец, несомненный догматизм в мышлениитормозили дальнейшее развитие искусства. В нем самом зарождались иные черты,свидетельствующие о новой эпохе – Возрождении.
Библиографический список
1. Античность. Средние века.Новое время. Проблемы искусства. – М., 1999.
2. Балицкая Т.В. Искусство.Современная иллюстрированная энциклопедия. – М., Росмэн – Пресс, 2007.
3. Власов В.Г. Стилив искусстве. Словарь. – С-Пб., Кольна, 2005.
4. Емохонова Л.Г. Мироваяхудожественная культура. – М., Академия, 2000.
5. Ильина Т.В. Историяискусств. Западноевропейское искусство. – М., Высшая школа, 2000.
6. Климова Р.Б.,Никонова И.И. Всеобщая история искусств. Энциклопедия. Т. II, кн. 1. – М., Искусство,2002.
7. Крыжановская М.Я. Искусствозападного средневековья. – М., 2003.
8. Лясковская О.А. Французскаяготика XII–XIV веков. – М., 2002.
9. Радугин А.А. Культурология.– М., 2006.
10. Тяжлов В.Н. Малаяистория искусств. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. М.,2004.