Реферат по предмету "Культура и искусство"


Готическая литература, истоки, традиции, развитие.

Содержание
Введение
Глава1. Развитие готического жанра в истории литературоведения
1.1.Отистоков и традиций к развитию готических рассказов
Глава 2. Особенности жанра готики в английскомлитературоведении
2.1. Основные формы добра и зла в готическом жанре
2.2. Организация пространства в готическом романе
Заключение
Библиографическийсписок
Введение
Как мы знаем, характер иформы использования языка так же многообразны, как и формы человеческойдеятельности. Другими словами, язык используется в форме конкретных высказыванийучастников какой-либо человеческой деятельности. Конкретные единичныевысказывания могут быть как письменными, так и устными. Эти высказывания отражаютусловия и задачи каждой области человеческой деятельности не толькосодержанием, но и жанром, отбором средств языка (лексика, фразеология,грамматика), композицией.
Актуальность данной работы заключается в том, чтолитературные жанры изучались с древнейших времен, но никогда не считалось, чтоэти жанры имеют иное происхождение, отличное от происхождения речевых жанров исхожи с ними только в языковой природе. Специфика различных литературныхжанров, в том числе и готического, всегда заслоняла их общелингвистическуюприроду. Но именно с разнородностью и связана с одной стороны — трудностьопределения их общей природы, а с другой, это разноплановность помогаетраскрывать полноту и единичность жанра. Рассматриваемые нами в данной курсовойработе, готические рассказы не стали исключением.
Целью данной курсовой работыявляется определение, становление, а также развитие готического жанра в историилитературоведения.
Для достижения этой цели решаютсяследующие задачи:
1. выявление истоковпоявления и развития готического жанра в английской литературе.
2. рассмотрениеосновополагающих традиций в жанре готических рассказов.
3. определениеособенностей жанра готических рассказов.
Объектом проводимого нами исследованияявляется готический рассказ и его становление в рамках истории зарубежноголитературоведения.
Материаломисследованияявляются труды таких известных лингвистов – языковедов как Бахтин М.М.,Гальперин И.Р., Долинин К.А., Жирмунский В.М., КухаренкоБ.А., Мороховский Б.А., Приданникова Т.
Научная новизна данной исследовательской работызаключается в том, что существует не значительное количество исследовательскихработ по данной теме, которые требуют упорядочности. А в данной курсовой работенами представлен детальный анализ данного вопроса с по теме и соответствующимивыводами, которые включают в себя литературоведческий анализ.
Практическая ценность данной курсовой работы заключается втом, что результаты анализа роли готических рассказов, приведенные в даннойработе, могут быть использованы в качестве практического материала прирассмотрении данной темы в художественных текстах, а также помогутсовершенствованию понимания художественных текстов в плане поиска большегосоответствия в процессе перевода, а также при чтенииобщих и специальных лекционных курсов по зарубежной литературе, на семинарскихзанятиях по теории литературы, истории зарубежной литературы.
Структура данной курсовой работы включает всебя следующие пункты: введение, две главы, заключение и библиографическийсписок использованной литературы.
Во введении дается цель изадачи работы, а актуальность, практическая ценность, структура, проводимогоисследования и его объект. В первой главе рассматриваютсяпроисхождение понятия «готика», которое неразрывно связано с историейанглийского литературоведения. Определяются установленные традиции и развитие вготическом жанре. Вторая глава посвящена рассмотрению лингвистическихособенностей исследуемого нами литературного жанра, который имеет отличные отдругих жанров формы и функции, а также построен на своеобразном лейтмотиве. Взаключении даются выводы по работе, и приводиться список использованнойлитературы.
Глава 1. Развитиеготического жанра в истории литературоведения 1.1 От истоков и традиций к развитию готических рассказов
Приступая к изучениюисследуемой темы в истории английской литературы XVIII столетия, надовспомнить, что Англия — послереволюционная страна, дальше других продвинувшаясяк тому времени по пути становления буржуазной действительности. Это, тем неменее, не только не приглушило просветительских устремлений английских деятелейкультуры, но, напротив, способствовало раннему появлению этих устремлений,обусловило серьезное влияние английской раннепросветительской мысли наевропейскую. Поэтому целесообразно начать знакомство с западноевропейскойлитературой XVIII века именно через литературу этой страны.
Необходимо почувствовать,как в обществе, освобожденном от традиционной замкнутости, регламентации,возрастает интенсивность духовной, общественно-политической и культурной жизни.Это выражается, в частности, и в том, какую роль играют жанры в Англии. Оченьважной особенностью английской культуры XVIII века было также то, чтоангликанская церковь не противопоставляла себя Просвещению, но в какой-то мереотвечала его идеалам веротерпимости, что, благодаря характерному для Англииэтой эпохи «постоянному перемещению классов», значительная часть англичанвоспринимала и разделяла идеи и цели Просвещения.
Итак, исследуя происхождение термина «готика» мысталкиваемся в некоторой мере с разносторонними взглядами исследователей языка.Сам термин «готика» можно посчитать чрезвычайно ёмким, и, во многих аспектах,весьма противоречивым. Изначальный, научно-академический смысл слова «готика»имеет мало общего с его современной интерпретацией.
В те времена, когда понятие «готика» было введено вкультурный обиход, молодых людей, носящих чёрную одежду и красящих лица в белыйцвет «под труп», к счастью, ещё не существовало. В терминологии лингвистов — искусствоведов, «готический» стиль означает одно из направлений живописи иархитектуры средневековой Западной Европы. В готическом стиле были построенымногие католические соборы, расписаны алтари и стены знаменитых церквей[1].Таким образом, готика в своей классической интерпретации – лишь один изгосподствовавших в раннем средневековье стилей искусства, причём искусстваисключительно христианского.
Отдельный интерес представляет происхождение самоготермина. Слово это имеет корень «гот», обозначающий представителя одного изкрупнейших германских племён, вторгшихся в Европу в IVв. н.э. и основавших своикоролевства на землях, отторгнутых у Римской Империи. Несмотря на то, что Рим ктому времени с каждым годом всё ближе приближался к своему окончательномупадению, он всё ещё выступал символом порядка и цивилизации.
Позднелатинское выражение «готика» стало синонимомпонятию «варварство» в самом негативном смысле этого слова. Под «готикой» подразумевалсяконец эпохи господства цивилизации и наступление Тёмного Средневековья,включавшего в себя целые столетия упадка культуры и моральных норм.
Как направление в искусстве, «варварская» готикафактически противопоставлялась Золотому Веку человечества – цивилизованнойантичности. Впрочем, через какое-то время противоречие готики и античностиполучило неожиданное разрешение.
Во времена Возрождения, началом которого принято считатьчетырнадцатый век, интерес к античному миру и его истории принял небывалыйразмах. Эстетика эпохи Ренессанса во главу угла ставила красоту, порядок илогику, без особых оснований приписывая эти добродетели античности.
В постоянном поиске предметов греческого и римскогоискусства, европейские деятели Возрождения, помимо прочего, занималисьраскопками древних усадеб и поселений, периодически наталкиваясь на весьмастранные статуи, стелы и барельефы. Оргиастические сцены соития аристократичныхженщин с отвратительными полулюдьми-полукозлами, изображения актов ритуальнойпроституции, оплетённые орнаментом из виноградной лозы, ставили в тупик людейтого времени.
Они, видимо, не могли до конца осознать, как античнаяэпоха, которая представлялась им царством рационализма и гармонии, моглакультивировать подобный разврат и насилие. Учёные мужи позднего Средневековьяпоспешили дать заключение, что найденные ими предметы являются атрибутами некихзапрещённых религиозных обрядов, тайно проводившихся в пещерах и гротах. Именнотак на свет появилось слово «гротеск», обозначающее всё преувеличенно-ужасное,отталкивающее и иррациональное.
Искусство Ренессанса было богато изображениямипреисподней, кишащей человекоподобными демонами, многие замки украшалиизображения гаргулий, химер и хищно скалящихся скелетов. Позднее все этиэлементы станут неотъемлемой частью готической традиции, а гротеск займёт одноиз ведущих мест среди понятий, характеризующих готику. Художники гротескавыкапывают из земли мрачные фольклорные легенды и тайные учения, неустанноисследуя области непристойного и преступного, покрытого мраком и ужасом».
Несмотря на то, что это не детализирует это определение,без лишних оговорок можно заявить, что мотивы гротеска в современной готикеприсутствуют в полной мере, являясь одной из важнейших составляющих даннойсубкультуры.
К концу восемнадцатого века появляется ещё одно явление,которому в будущем так же суждено существенно повлиять на формирование того,что сейчас принято понимать под готикой. Это явление называется CAMP (дословныйперевод – лагерь). Происхождение термина нам не известно, тем не менее, онполучил весьма широкое распространение. Camp – очень важное понятие длякаждого, кто хочет понять суть современной готики. Основа Camp – любовь кненастоящему, культ искусственного, превалирование стиля над содержанием, эстетикинад моралью. Исходя из этого, Camp так же включает в себя культивированиезапретного и таинственного, тенденции к самопогружению и преувеличеннойчувствительности, переходящей в эскапизм – намерение бежать отдействительности.
Хотя само понятие Camp появилось гораздо позже, именно вконце восемнадцатого века происходит оформление основных черт этого явления. Иименно в то время готика становится тем, чем она является и по сей день –стилистическим течением, эстетизирующим мистически мрачные и таинственныестороны бытия. Началом оформления готики как культурного явления новой эпохи,согласно большинству исследований, происходит в сфере литературы в связи срождением принципиально нового жанра – готического романа.
Первым в истории английского литературоведения подобнымпроизведением принято считать «Замок Отранто» Гораса Уолпола. Следует отметить,что роман был опубликован в 1764 году, тем самым, дав начало традиции, котораяжива по сей день. Несмотря на то, что жанр готического романа в следующие годыприобрёл невероятную популярность, сам «Замок Отранто», судя по отзываммногочисленных критиков и ценителей, не представляет собой большойхудожественной ценности, это как бы просто шаг к развитию жанра[2].
Сюжет описывает политическую интригу, происходящую вэпоху Средневековья в выдуманном итальянском королевстве Отранто, чей тронхочет узурпировать знатный негодяй по имени Манфред. Осуществлению егонамерений мешает ряд стихийно происходящих сверхъестественных явлений, самымкрасочным из которых стал падающий с неба дождь из огромных рыцарских шлемов илатных перчаток. Остальные кошмары Манфреда не слишком отличаются от описанноговыше.
Несмотря на то, что многие места «Замка Отранто»покажутся современному читателю откровенно смешными, роман вполне органичновписался в литературную строку того времени. Авторы более поздних произведенийготической литературы, благодаря этому образу, начали широко использоватьэлементы, изобретённые Уолполом. Старые замки, старые картины, старые истории иболтовня стариков могут перенести в прошлое, которое не способно ко лжи».Уолпол и его последователи описывали то Средневековье, которое никогда несуществовало, Средневековье мифическое, Средневековье в стили Camp. Примернотаким же образом современное направление готов в качестве идеала используютмифический вариант викторианской эпохи истории Англии с тем чтобы, дать просторсвоей фантазии, или же выдвигают модель ещё более фантастического будущего(этим отличаются также те, кто называет себя «киберготами»).
Рассматривая сам жанр готического романа, нельзя неупомянуть об Энн Радклифф, которая и поныне считается непревзойдённым мастеромжанра. В её произведениях, впрочем, все элементы сверхъестественного рано илипоздно получают разумное объяснение. В начале самого известного из её романов,«Тайны Удольфо», главная героиня, Эмили, бродя по коридорам и комнатам старогозамка, находит некий таинственный предмет, завёрнутый в чёрную ткань.
На протяжении сотен страниц нервическая героиня пытаетсянабраться мужества для того, что бы всё-таки снять с него покрывало. Когда это,наконец, происходит, Эмили обнаруживает полуразложившийся, изъеденный червямитруп. Бедная барышня, естественно, незамедлительно падает в обморок. Врезультате ужасающий мертвец оказывается восковой фигурой, вылепленнойсредневековыми монахами в назидание грешникам. Этот финал не перестаёт до сихпор разочаровывать жаждущих мистики читателей на протяжении более чем двухсотлет.
Одним из самых знаменитых среди жанра готических романовстал «Монах» Мэттью Грегори Льюиса[3]. Опубликованный в 1796году, его сюжет описывает испанского аббата XVII века, известного своей добродетельюи правильностью. Амброзио – так зовут героя, — не смог устоять перед прелестямимолодой красавицы Матильды, оказавшейся самым что ни на есть настоящим дьяволомв человеческом обличье. С этого момента жизнь Амброзио всё больше полнитсяпороком, преступлениями и чёрной магией. Кульминацией становится изнасилованиенекогда праведным аббатом своей родной сестры и убийство матери.
Следует отметить тот факт, что с наступлением эпохиромантизма Европу охватывает всеобъемлющая мода на готику. С конца XVIII векаготические мотивы тут и там начинают появляться в архитектуре – аристократиятого времени непременно хотела жить в мрачных тёмных замках, украшенныхостроверхими башнями и стрельчатыми окнами. В ресторанах и отелях большихгородов были готические столовые и готические гостиные, и люди хотели, что бывсё здание было готическим – с подземельями, зубчатыми стенами и подъёмнымимостами».
Европейская готика начала девятнадцатого века быланапрямую связана с романтизмом. В те годы смысл слова «романтика» достаточносильно отличался от его современного значения. «Романтика» прежде всего,подразумевала страсть, причём такой страстью могла быть не только любовь, но иненависть, жажда мести и злодеяний.
Крупнейшим представителем романтизма был знаменитый английскийпоэт лорд Байрон, высланный из родной страны за связь с собственной сестрой.Герои Байрона – мрачные, полные гордыни изгнанники, сражающиеся со всем миром ивоплощающие собой абсолютный, граничащий с абсурдом индивидуализм.
На эпоху романтизма приходится множество готическихсюжетов, и одним из самых знаменитых становится история, сочинённая Мэри Шелли,женой другого великого английского поэта Перси Б. Шелли. Написанный ею романназывался «Франкенштейн». Это история о монстре, собранном из кусков человеческихтел, ополчившемся на создавшего его человека, до сих пор является крайнепопулярным среди любителей различных ужасов. Он претерпел бессчётное количествоэкранизаций, в этом отношении не сильно уступая самому Дракуле. Сюжет«Франкенштейна» можно назвать откровенно романтическим: несчастный монстр мститсвоему создателю за абсолютное одиночество и отверженность, на которые тот егообрёк.
Другой известный готический роман того времени –«Мельмот-скиталец», написанный Чарльзом Робертом Мэтьюрином, был опубликован в1820 году. Эта история абсолютного изгоя, индивида, продавшего душу Сатане вобмен на сверхъестественную силу и вечную жизнь. Несмотря на обретённыеспособности, Мельмот, снедаемый абсолютным одиночеством, жаждет обрести покой,что ему, естественно, не удаётся.
Стоит подчеркнуть, что одним из самых одарённых авторовготических историй стал американский поэт Эдгар Аллан По (1809 – 1849). Такиерассказы Эдгара По, как «Лигейя» и «Падение дома Ашеров», заслуженно былипричислены к лику шедевров мировой литературы. По своей канве многие из егопроизведений схожи с архаичными готическими романами конца
Во второй половине девятнадцатого века литературнаяготика приобретает всё большую силу. Лишённая откровенной наивности раннихготических романов, избавленная от иллюзий и стереотипов романтизма, готикатеперь органично вливается в новое, невероятно популярное культурноенаправление – декаданс.
Викторианская мода на вампиров влилась в жизнь благодаряирландцу Шеридан Ле Фаню. Его новелла «Кармилла», опубликованная 1972 году, повествуето прекрасной вампире, пьющей кровь из молодых девушек. Эта история была полнанедвусмысленных лесбийских ассоциаций, что, вопреки предположениям, не вызвалоособого скандала – не смотря на личную неприязнь королевы Виктории кгомосексуалистам, она не испытывала подобных чувств к лесбиянкам. Черезсемнадцать лет после «Кармиллы» свет увидел самый знаменитый на сегодняшнийдень вампирский роман — «Дракула» Брэма Стокера. Широкой публике известно, чтоэто произведение претерпело более сотни экранизаций, а его главный антигерой –легендарный вампир граф Дракула стал одним из самых популярных персонажей жанра«хоррор».
В двадцатом веке, примерно до семидесятых годов,готическая традиция проявляла себя в основном в сфере кинематографе. Готическоекино обязательно станет темой отдельной публикации нашего цикла о готике, равнокак и готическая музыка всех направлений. Сейчас мы являемся свидетелями ужечетвёртой волны интереса к готической культуре.
Первый всплеск приходиться на конец восемнадцатого –начало девятнадцатого века, когда возник готический роман, за которымпоследовал романтизм. Второй вспышка повального увлечения готикой приходится навторую половину девятнадцатого века, третья связана с влиянием пост-панка и нью-вейва.
То, что происходит сегодня, смотрит одновременно нетолько в прошлое, но и в будущее. Концертные площадки и клубы заполняютготы-эскаписты, демонстративно, как и во все времена, провозглашающие своюинаковость, отверженность и приобщённость тёмной стороне. Сегодня готикаявляется частью массовой индустрии, включающей в себя производство не толькокино, музыки и ширпотребных книг, но и предметов соответствующего имиджа.
Глава 2. Особенностижанра готики в английском литературоведении 2.1 Основные формы добра и зла в готическом жанре
Готическийрассказ или роман, другими словами его можно охарактеризовать как «черныйроман», наполненный таинственными приключениями, мистикой возник как реакция намиропонимание и эстетику европейского Просвещения. Готический роман имеет следующиеотличительные черты:
1. Сюжет строится вокругтайны – например, чьего-то исчезновения, неизвестного происхождения,нераскрытого преступления, лишения наследства. Обычно используется не однаподобная тема, а комбинация из нескольких тем. Раскрытие тайны откладывается досамого финала. К центральной тайне обычно добавляются второстепенные и побочныетайны, тоже раскрываемые в финале.
2. Повествование окутаноатмосферой страха и ужаса и разворачивается в виде непрерывной серии угрозпокою, безопасности и чести героя и героини.
3. Мрачная и зловещаясцена действия поддерживает общую атмосферу таинственности и страха.Большинство готических романов имеют местом действия древний, заброшенный,полуразрушенный замок или монастырь, с темными коридорами, запретнымипомещениями, запахом тлена и шныряющими слугами – соглядатаями. Обстановкавключает в себя завывание ветра, бурные потоки, дремучие леса, безлюдныепустоши, разверстые могилы – словом, все, что способно усилить страх героини, азначит, и читателя.
4. В ранних готическихроманах центральный персонаж – девушка. Она красива, мила, добродетельна,скромна и в финале вознаграждается супружеским счастьем, положением в обществеи богатством. Но, наряду с общими для всех романтических героинь чертами, онаобладает и тем, что в в. называли «чувствительностью». Она любит гулять водиночестве по лесным полянам и мечтать при луне у окна своей спальни; легкоплачет, а в решительную минуту падает в обморок.
5. Сама природа сюжетатребует присутствия злодея. По мере развития готического жанра злодей вытеснялгероиню (всегда бывшую не столько личностью, сколько набором женскихдобродетелей) из центра читательского внимания. В поздних образцах жанра онобретает полноту власти и обычно является двигателем сюжета.[4]
Все эти черты былиизвестны прозе и драматургии и прежде, но именно в готическом романе они вошлив настолько отчетливое и эффективное сочетание, что произведение, у которогонет хотя бы одной из этих черт, уже нельзя отнести к чистому готическому жанру.
Своеопределение жанр получил в связи с особым интересом его авторов к готикеСредневековья, то есть к представлению о мире как арене извечного борения Добраи Зла, небесного и инфернального, Бога и дьявола, а также в связи с обращениемк условно-готическому обрамлению действия, которое, как правило,разворачивается в средневековых замках, монастырях, подземельях, что придаетпроизведениям мрачный и загадочный, даже зловещий колорит. Жизнь в готическомромане, или, как его еще называли, «романе ужасов», предстает не разумнопостижимой, а таинственной, полной роковых загадок. В судьбы людей вмешиваютсяневедомые, зачастую сверхъестественные силы.
Жанр «тайны и ужаса» с еежанровыми формами повествования с приведениями, мистические, оккультные ужасы,зомби-истории, анималистская страшная проза, «катастрофическая» проза,психологические и мистические триллеры и т.п., взятыми купно, подобны кронераскидистого дерева с множеством ветвей – густых и чахлых, гладких исучковатых, способных плодоносить и безнадежно усохших.
Корни этогогенеалогического «древа ужаса» уходят в глубь веков, в мир народных преданий исуеверий, ствол же его по единодушному мнению исследователей, образуетклассическая литературная форма – «готический» или «черный» роман, сложившийсяв Англии в последней трети 18 столетия.
Достоверной, разумнопостижимой, ориентированной на реальность картине бытия, запечатленной впроизведениях Дефо, Филдинга и Ричардсона, готический роман противопоставляеткартину мира, сознательно освобожденную от житейского правдоподобия:фантастический, овеянный исторической и географической романтикой сюжет,мрачный, трагический колорит, зловещая, колдовская атмосфера, вмешательство всудьбу персонажей неведомых, зачастую сверхъестественных сил становятсяхарактерными приметами нового жанра.
Элементыпросветительской прозы сочетались в готическом романе с принципами,предвосхитившими романтизм. Так, следует подчеркнуть, от эпохи Просвещения егоавторы унаследовали жесткую логику в развитии сюжета, когда следствия вытекаютиз причин, апелляции к разуму и здравому смыслу и дидактическую тенденцию, всогласии с которой если добродетель и не всегда торжествует, то порокнепременно бывает наказан. В то же время, подчеркивая непознаваемость рока изагадочность самой природы человека, готические романисты обращались кфантастике, сверхъестественному, к мистификации обыденного.
«Фантастическоев романе «тайн и ужасов» – эстетическая реакция на немыслимость преступлений,которые позволяет себе забывшая об интересах целого индивидуальная воля».[5] Геройготического романа настолько ослепляет себя эгоизмом, что попрание человеческихи божьих законов предопределяет неотвратимость низвержения в адскую бездну.
ЗдесьПровидению приходится, прибегая к сверхъестественным возможностям, сокрушатьзлую волю преступника внешними по отношению к нему силами. «Мистическое обязательнопробуждает страх. Это чувство соприродно трепету, вызываемому прикосновеньем кчему-то грозному, загадочному и величественному, что реально существует в мире.Оно открывается человеку только в миг озарений и потрясений, когда он осознает,до чего самонадеянными были его верования, основанные на иллюзии власти надобъясненной и укрощенной природой».[6] [1] Там же,где Провидение надежно контролирует ход событий, все внешне фантастическоеполучает в итоге умопостигаемое, естественнонаучное объяснение.
Предромантизмреабилитировал готику как искусство, способное добыть более глубокую, болеедраматичную правду о человеке, существе отнюдь не гармоничном по своей природе,но раздвоенном, в котором одна его часть – разумная – испытывает страх передиррациональной агрессивностью другой. Этот страх, в свою очередь, начинаетосмысляться не как отрицательный психический аффект, а как состояние,порождающее «возвышенные переживания». [7]
В готическомромане сюжет строится вокруг тайны – например, чьего-то исчезновения,неизвестного происхождения, нераскрытого преступления, лишения наследства.Завязка конфликта, как правило, происходит в прошлом. Обычно используется неодна подобная тема, а комбинация из нескольких тем.
Раскрытиетайны откладывается до самого финала. К центральной тайне обычно добавляютсявторостепенные и побочные тайны, тоже раскрываемые в финале. Большинство раннихготических романов имело одну фабулу. Злой тиран совершил ужасное преступлениеи избежал правосудия, но его грехи делали его существование порочным и пустым.Молодой и юный главный герой прибывает в царство злодея. Ненавидя их чистоту ибоясь, что они раскроют его вину, негодяй преследует молодых и невинных. Позакону жанра, по повороту судьбы и духов молодой герой узнает о преступлении ио своем отобранном наследстве.
Собственныегрязные дела злодея и божественная сила правосудия, а вовсе не жалкие стараниягероя, приводят к концу злодея. В конце все преступления будут отомщены, злопоглотит само себя, и истинная любовь победит (Уолпол «Замок Отранто», А. Радклифф«Удольфские тайны»).
Хотелось быподчеркнуть, что готическому роману свойственен и особый хронотоп. Большинствоготических романов имеют местом действия древний, заброшенный, полуразрушенныйзамок или монастырь, с темными коридорами, запретными помещениями, запахомтлена. В этом замке отложились следы веков и поколений в различных частях егостроения, фамильных картинных галереях, семейных архивах, в специфическихчеловеческих отношениях династического преемства, передачи наследственных прав.
Обстановкавключает в себя завывание ветра, бурные потоки, дремучие леса, безлюдныепустоши, разверстые могилы. Повествование готического романа окутано атмосферойстраха и ужаса и разворачивается в виде непрерывной серии угроз покою,безопасности и чести героя и героини. Различные легенды и предания окружаютзамок и его окрестности. Все это, по мнению М. Бахтина, создает «специфическуюсюжетность замка»[8], развернутуюв готических романах.
Существуютмагистральные темы готической литературы. Прежде всего, это Смерть, чей культпронизывает всю готическую культуру. Нередко в готических романах развиваетсятема искушения, невозможности главного героя противостоять инфернальным силам.Готику интересует все таинственное, потустороннее, мистическое, неподчиненноеразуму, отсюда плавно вытекают «сверхъестественный оккультизм в видепризраков, зомби, черной-пречерной магии и истории о вампирах .[9]
Центральныйперсонаж ранних готических романов – девушка. Она красива, мила, добродетельна,скромна и в финале вознаграждается супружеским счастьем, положением в обществеи богатством. Сама природа сюжета требует присутствия злодея. По мере развитияготического жанра злодей вытеснял героиню (всегда бывшую не столько личностью,сколько набором женских добродетелей) из центра читательского внимания.
В позднихобразцах жанра он обретает полноту власти и обычно выступает в качестведвигателя сюжета. Как правило, герой в готических романах типизирован: он либоявляется представителем проклятого рода, либо – невинной душой, страдающей отпотусторонних сил.
Необходимоотметить тот неоспоримый факт, что все эти черты, присущие готическому роману,были известны прозе и прежде, но именно в готическом романе они вошли внастолько отчетливое и эффективное сочетание, что произведение, у которого нетхотя бы одной из этих черт, уже нельзя отнести к чистому готическому жанру.2.2 Организация пространства вготическом романе
Одной из ведущих форм готического типа сюжетногоразвертывания образа человека и мира является особая пространственнаяорганизация произведения. Готический тип сюжетного развертывания определяетсяспецификой основных разрабатываемых в этом жанре аспектов человеческого бытия:ограничение свободы человека рамками фатума, физическое заключение,столкновение с иррациональным и дьявольским, психическое расстройство,физическое и психологическое насилие, преследование.
Наиболееобщими аспектами здесь выступают заключение и преследование. Созданиеготического пространства осуществляется автором в форме романтизированного,абсолютно внебытового готического хронотопа: старинного замка, монастыря,аббатства, либо просто большого аристократического дома с башнями, темницами,потайными ходами, скрипучими лестницами, ржавыми дверными петлями, спрятаннымистаринными рукописями, привидениями. Важно отметить, что заданность, клишированностьамплуа персонажей, часто рассматриваемая как одно из самых уязвимых местготического романа, является характерным жанровым признаком.
Сюжетноеразвертывание готического топоса начинается в экспозиции текста: геройприближается к одиноко стоящему зданию — как цели путешествия, с которогоначинается повествование. Важную роль в развертывании пространства играетдальнейшее движение героя вовнутрь готического топоса, дающее авторувозможность развернуть усложненную внутреннюю архитектуру готического топоса — “углубляющуюся” структуру комнат и комнаток в них, подземелий-лабиринтов итайных ходов.
Традиционноеиспользование недостаточности освещения в узловых для сюжетного развития сценахтакже позволяет автору придать пространству неопределенность, запутанность,вариативность, мнимость, неизмеримость, опасность, т.е. развернуть пространствов характерно готическое.
Герой,попадая внутрь готической архитектурной ловушки, оказывается замкнутым в егостенах. Топос может меняться по ходу повествования, однако герой остаетсянеизменным пленником, он лишь перемещается из одного замкнутого пространства вдругое.
Такимобразом, автор развертывает цепь замкнутых пространств, раскрывая одну изосновополагающих особенностей пространственного развертывания в готическомромане — замкнутость, развертывание пространства в глубину.
Разработкамотива замкнутости — одна из основополагающих особенностей пространственногоразвертывания в готическом романе. Ее осуществление идет по следующимнаправлениям:
1) замкнутостьстановится эпически наглядным проявлением одного из главных элементовготической поэтики: заключение героя в непреодолимые рамки обстоятельств — ишире — фатума, отсутствие какой бы то ни было свободы воли с его стороны.
2) вместе стем, объективным обстоятельствам, порождающим несвободу героя, сопутствуютобстоятельства субъективные — замкнутость может быть рассмотрена в аспектепространственного самозаключения, добровольного пребывания в плену.
Черезсюжетное развертывание пространства в готическом романе, автор своеобразнореализует идею, одну из основных для жанра романа в целом — отчуждение человекаот мира. Своеобразие здесь заключается именно в том, что через архитектурноепространство готического топоса автор разрабатывает как данный посыл, так и основнойфилософский мотив жанра — отсутствие у героя каких бы то ни было возможностейпротивостоять метафизической тюрьме, отделяющей его от сообщества — тюрьме егосудьбы, его рока.
Необходимоотметить, что рассматриваемое здесь интенсивное развертывание пространстваобнаруживает связь с представлением М. Бахтина об интенсивном времени вантичном авантюрном романе — времени, полном приключениями, событиями,испытаниями героев, однако никоим образом не связанном с реальным,биографическим, внешним временем.[10]Следовательно, таким же образом и пространство готического топоса интенсивно иавантюрно в его рамках, однако герой, попадая в него, теряет всякую связь, какс самим внешним пространством, так и с его геометрическими законами.
Уинтенсивного времени античного романа и интенсивного пространства романаготического есть и еще одна точка соприкосновения: переживаемое время античногоавантюрного романа количественно развертывается в одной точке, вглубь.
Таким жеобразом развертывается и пространство готического топоса: автор превращает егов цепь замкнутых пространств. Далее, авантюрность готического топосапредставляет собой цепь пусть и захватывающих, но типичных, клишированныхприключений. Автор разрабатывает готическое пространство методом “нанизывания”ситуаций внутри готического топоса.
Непредсказуемыйи опасный топос становится для автора тем инструментом, с помощью которого онраскрывает “идеологию” готики, тот “особый тип мышления, который ставит подвопрос традиционное понимание добра и зла, добродетели и воздаяния, которыйстремится переосмыслить и проверить философские, религиозные и этическиеубеждения посредством создания в основе своей неустойчивого и непостижимогомира”[11], т.е. мира,таящего в себе неведомые, фантастические и устрашающие феномены.
Такимобразом, в готическом романе происходит своеобразное сворачивание пространстваот экспозиционного “открытого” пейзажа к замкнутому топосу, где оноразвертывается в глубину. Сюжетно автор обусловливает это либо откровеннозагадочными, либо бытовыми обстоятельствами в жизни героя.
Необходимоотметить, что уже в пределах готической замкнутости герой либо действительнопространственно перемещается, исследуя комнаты и ходы, либо томится в одном изпомещений. Если автор приводит героя в некую конечную точку постепенногоуглубления внутрь здания, “сворачивание” пространства, его интенсивноеразвертывание на этом не останавливается.
Процесс переходитна другой уровень. Автор разрабатывает внутреннее пространство сознанияперсонажа. Здесь мы имеем дело с проявлением особой готической психологии:герой (героиня) попадает в плен собственного сознания — он либо принужденразмышлять и рефлексировать, будучи ограничен в пространстве, либо оказываетсяна уровне разнообразных измененных состояний психики (полубред, полусон,наркотическое опьянение, сумасшествие), обусловленных всевозможнымиобстоятельствами готического топоса. Готика направляет внимание к миру нашегосознания, к разъяснению своего внешнего состояния, внешних факторов, влияющих,главным образом, на внутреннее подсознание.
Переход насобственно психический уровень дает возможность сколь угодно разнообразить иусложнять сюжетное развитие посредством использования продуктов психическойжизни персонажа — снов, видений, мнимых событий. Готическое пространстворазворачивается на этом уровне параллельно с “расширением сознания”, которогоавтор достигает посредством использования вышеупомянутых измененных состоянийпсихики персонажей. Здесь весьма характерно пограничное состояние между сном ибодрствованием, в котором ни реальность, ни сон не могут рассеять друг друга иприсутствуют в столкновении.
Такимобразом, сюжетно обусловленная физическая замкнутость персонажа ставит еголицом к лицу с собственным внутренним миром, толкает его в этот внутренний мир;расширение сознания помогает реализовать это путешествие, как и рассмотреннаявыше традиционная погруженность места действия в полумрак либо полноеотсутствие освещения. Герой, оставшись наедине с собственным внутренним миром,познает такое, что не всегда возможно постигнуть даже в результате долгого идалекого путешествия в мире внешнем.
Подобноесюжетное развертывание пространства связано с еще одной специфическойособенностью готической психологии — характерным стремлением к запретномузнанию, к исследованию явлений, заведомо таящих опасность.
 Представляетсявероятным, что сходство двух этапов сюжетного развертывания в глубину — черезсворачивание, интенсивное развертывание пространства в готическом романе:открытая местность — топос; топос — внутреннее пространство персонажа — неслучайно. В психоаналитической теории здание традиционно выступает как символчеловеческой личности. В описанных средневековых видениях потустороннего мирабашня является символом человека.
Сюжетноразрабатывая готическое пространство в глубину, автор приходит к концентрациивнимания на судьбе, мыслях, переживаниях персонажа, изначально выступающего втрадиционной готической фабуле.
Воплощениестрастей и страхов персонажа в неодушевленных объектах вообще характерно дляготики. И если символизация, раскрытие персонажа через окружающие его предметыхарактерна и для некоторых других литературных направлений, то в готическомромане подобная символизация является результатом именно двухэтапногосворачивания пространства.
Событиявнешние выступают как параллельные внутренним, а передаточным звеном становятсяфантастические явления, в равной степени принадлежащие реальности и нереальности.
 
Заключение
Вкаждую историческую эпоху задают тон определенные литературные жанры; а,следовательно, их набор меняется за счет расширения литературного языкапосредством внелитературных слоев народного языка. Возможнаяпричинно-следственная связь: набор речевых жанров, прежде всего, меняется засчет изменения так называемого внелитературного языка. Литературные жанрыизменяются последними как следствие трансформации жанров, “задающих тон” эпохе.
Какмы выяснили, при исследовании данной работы, на протяжении XIX века развился такой литературныйжанр как «готический рассказ» или «рассказ с привидением» (англ. ghost story);классиками жанра которого считаются Шеридан Ле Фаню, М.Р. Джеймс и др. Лефанюпрославился такими романами, как «Дом за церковной оградой», «Дядя Сайлас».Известны три цикла рассказов, сделавшие Макартура Рейнолдса знаменитым «Тайнылондонского двора», «Тайны неаполитанского двора» и «Тайны инквизиции»опубликованные в 1845—1850 гг.
Готическийрассказ, его типсюжетного развертывания, организующий художественный мир этого жанра,определяется спецификой основных разрабатываемых в этом жанре аспектовчеловеческого бытия: ограничение свободы человека рамками фатума, физическоезаключение, столкновение с иррациональным и дьявольским, психическоерасстройство, физическое и психологическое насилие, преследование.
Следует отметить, чтокроме прозы существовали и поэтические произведения готического направления.Авторами таковых являлись представители так называемой Озёрной школы — Саути,Водсворт, Кольридж. Каждый из них оставил свойсамобытный образ: Саути —«Старуху из Беркли», Водсворт — «Люси Грей», Кольридж — «Старого морехода»и«Кристабель».
Произведения,продолжающие эстетику готического романа, появлялись и позже (сочинения ЭдгараПо, в период модернизма — Оскара Уайльда, «Дракула» Брэма Стокера и др.). Подвлиянием жанра находились и знаменитые писатели ХIХ века: Чарльз Диккенс(«Тайна Эдвина Друда, 1870), Р. Л. Стивенсон («Доктор Джекилл и Мистер Хайд»,1886), Генри Джеймс («Поворот винта», 1898), Артур Мэйкен. Брэм Стокер утвердилвампирское влияние на готические романы своим романом Дракула, где детально ичётко описывалась жизнь вампиров. Таким образом, готическая литератураприобрела свое особое значение в течении литературоведения и нашла своихчитателей.
Библиографическийсписок
1.    Бахтин М.М. Вопросы литературы иэстетики. Исследования разных лет. – М.: Худож. лит., 1975.
2.    Бахтин М.М. Формы времени и хронотопав романе. Очерки по исторической поэтике.// М.М.Бахтин Вопросы литературы иэстетики. Исследования разных лет. – М.: Худож. лит., 1975.
3.   БогуславскаяО. Страшно, страшно поневоле… / О. Богуславская // Знамя. — 2003, №7.
4.   ВацуроВ.Э. Готический роман в России. Составление и подготовка текста по черновойрукописи Т.Ф. Селезневой (Серия „Филологическое наследие“) — М.:»Новое литературное обозрение", 2002.
5.    Вулис А.В. В мире приключений:Поэтика жанра. –М.: Советский писатель, — 1986.
6.    Григорьева Е.В. Готический роман исвоеобразие фантастического в прозе английского романтизма. Ростов-на-Дону,1988. Ладыгин М.Б. Английский готический роман и проблемы предромантизма. М.,1978.
7.    Елистратова А.А. Английский романэпохи просвещения. М., 1966.
8.    Жирмунский В.М. Английскийпредромантизм.// В.М. Жирмунский Из истории западноевропейских литератур. –Ленинград: Наука, — 1981.
9.    Зеленко Т.В. О понятии«готический» в английской культуре XVIII
века // Вопросы филологии — № 7. — 1978.
10.  История зарубежной литературы XVIIIвека: Учеб. для филол. Спец. Вузов / Л.В. Сидорченко, Е.М. Апенко, А.В. Белобратови др.; Под ред. Л. В. Сидорченко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.:Высш. шк.; 2001.
11.  Кавелти Дж. Г. Изучение литературных формул//Новое литературное обозрение. — 1996- № 22.
12.   Лавкрафт Г.Ф.Помни о Смерти:Готические ужасти // «Мир фантастики». — 2004. — № 8.
13.  Лотман Ю. Структура художественноготекста. — М., 1970.
14.  Приданникова Т. Готический роман –что это такое?/, Приданникова Т. — перепечатка из журнала «Голос магнитогорскоймолодeжи» (Магнитогорск).-1991.- 8-14 окт.– http:// www. fandom. Ru / about_fan/pridannikova_01.htm
15.  Свенцицкая О. Английский готическийроман // Энциклопедия для детей Т.15. Всемирная литература. Ч.1 От зарождениясловесности до Гете и Шиллера / Глав. Ред. М.Д.Аксенова – М.: Аванта+, 200.
16.  Хализев В.Е. Теория литературы:Учебник/ В.Е. Хализев. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Высш. шк., 2002.
17.  Советский энциклопедический словарь /гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1985.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.