Использованиеприродных материалов для создания предметов быта для дагестанцев давно сталообычным делом. Большинство ремесел на протяжении веков, благодаря трудумастеров, было доведено до совершенства. Например, гончарное искусство. Глина –совершенно непривлекательный природный материал. А в руках мастера из неерождаются настоящие произведения искусства, в которых раскрывается богатыйвнутренний мир народа и тесная связь с природой.
ВДагестане керамическое дело является одним из самых древних видов ремесел. Егоистоки тянутся из эпохи неолита. Самые древние образцы керамики, обнаруженныена территории современного Дагестана, относятся к VI-V тысячелетию до н. э.
Образцыкерамики, относящиеся к III-II тысячелетию до н. э., имеют более тонкие стенкии простой декор, представляющий собой тонкие процарапанные линии и элементылепки.
Настоящаяреволюция в гончарном производстве произошла примерно три тысячи лет до н.э. Апричиной тому стало появление гончарного круга и достижения высокого качестваизделий за счет обжига.
Снаступлением железного века стали изготавливать сферические сосуды большогоразмера. Эти сосуды часто украшали лепным узором и использовали для храненияжидкости и зерна.
Эпохараннего Средневековья стала началом образования на территории Дагестана центровгончарного производства. Причем во многих областях и до сегодняшнего временисохранились секреты и традиции изготовления составов керамических масс, а такжетехника художественной росписи.
Сприходом арабов в Дагестане начался новый виток торговых отношений. Вследствиечего стало совершенствоваться и гончарное искусство. Ремесленники стали изготавливатьпредметы быта с учетом потребностей и художественных пристрастий разныхнародов. Ведь предметы быта всегда были товаром активной торговли.
Дагестанскуюкерамику условно делят на два вида: неполивную и поливную.
Неполивнаякерамика считается более древней по происхождению. Основными центрамипроизводства неполивной керамики являются Балхар, Джулии, Кахуль и Эндери.
Вселении Кахуль глиняную посуду изготавливали самым примитивным образом. Этомурайону принадлежит первенство в изготовлении гончарной посуды, но безгончарного круга и со слабым обжигом на костре. По мере того как жители этойместности перебирались жить из горных районов в равнинную местность, ихгончарный промысел перестал существовать.
Мастерааула Балхар сохранили традиции гончарного искусства древних мастеров.Керамические изделия балхарских мастеров уже в начале нашей эры пользовалисьспросом во всем Дагестане, даже в тех областях, где был налажен свой гончарныйпромысел. Продукцию балхарских мастеров керамических дел ценили за высокуюпрочность, отличные декоративные качества, за изящество форм и тонкие стенкипосуды. А еще за форму сосудов, соответствующую их предназначению ифункциональности. Однако примечательно то, то гончарным делом в Дагестанезанимались женщины.
Кромепрочности при изготовлении керамической посуды была важна еще и тонкостенность.Ведь чем тоньше стенки посуды, тем она легче. Сосуды с тонкими стенками ишироким дном, то есть, устойчивые, пользовались повышенным спросом. В ниххранили запасы пресной воды и зерна. Хороши были кувшины и миски для умывания,а также тарелки и миски для сервировки стола.
Однимиз главных декоративных достоинств балхарской керамики являлась ее самобытная иоригинальная роспись. Изделия могли быть выполнены в одном цвете или внескольких. Но общим у них было одно: на любом виде керамической посудыприсутствовало филигранное кружево, выполненное в белом цвете.
Историяселения Балхар уходит далеко вглубь веков. Как и представители других районов,жители Балхара тоже меняли место своего поселения. И получилось так, что из-засурового климата единственным способом зарабатывания средств для существованияу них стало гончарное искусство.
Всовременном Дагестане Балхар стал единственным действующим центром гончарногоискусства. Здесь есть своя легенда о начале гончарного промысла. В нейговорится о том, как сидя на берегу озера один бедняк по имени Калкуччиразмышлял о смысле своей жизни. Так он сидел до тех пор, пока в поле его зренияне попала стайка местных ребятишек, которые с удовольствием лепили что-то изглины на берегу. Калкуччи захотелось и самому что-нибудь смастерить из глины, итворением его рук стал красивый кувшин. Затем он обучил искусству изготовленияпосуды из глины и своих односельчан. Вот только у женщин посуда получаласьболее красивой и изящной. Поэтому гончарным промыслом в ауле стали заниматьсяименно женщины. Именно так, согласно легенде, было положено начало производствузнаменитой Балхарской керамики.
Вросписи балхарской керамики есть геометрически узоры и рисунки, обозначающиесимволы плодородия. До сегодняшнего дня мастерицы гончарного дела свято чтяттрадиции росписи посуды, передают секреты от поколения к поколению ипрактически никогда не изменяют даже самых незначительных элементов рисунка иформы посуды.
Вомногих сегодняшних селениях Дагестана можно увидеть женщину, идущую к ручью поводу с металлическим кувшином. Но только не в ауле Балхар. Здесь, как и вдревние времена, воду приносят в глиняных кувшинах. И это служит предметомгордости селян.
Сдревних времен аул Балхар прославился своими керамическими изделиями не тольково всем Дагестане. Громкая слава о мастерицах гончарного искусства из этогоселения звучала на весь Кавказ. На сегодняшний день изделия балхарских мастерицпредставляют большую ценность и являются достопримечательностью Дагестана, атакже национальной гордости. Уникальность этой керамической посуды не только вее неповторимых формах и оригинальном рисунке, но и в качестве глины. 15 видовглины с разными химическими показателями добываются тут же, рядом с аулом.Балхарские изделия отличает техника их исполнения – наращивание жгутом. Затемподсушенное изделие с нанесенным рисунком отправляется в древнюю печь дляобжига. Для поддержания температуры в печи сжигают хворост и местный кизяк.Сегодняшние мастера изготавливают посуду среднего и мелкого размера. Хотя здесьвсе еще можно встретить шедевры величиной в человеческий рост. Балхарскиемастера еще с древних времен изготавливали не только предметы домашнегообихода, но и керамические игрушки с яркой росписью, которые всегдапользовались особой популярностью. Современные мастера здешних мест тожепреуспели в деле изготовления керамической игрушки.
Естьв Дагестане еще один район, где производили потрясающую керамику. Изделиямастеров керамического дела села Джулии могли смело соперничать в качестве сбалхарскими изделиями. Вот только у джулинской керамики более изящные формы,которые, скорее, напоминают античные амфоры. И рисунок у них более элегантный,с плавными линиями. Джулинские мастера наносили на свои изделия орнаменткусочком войлока и располагали рисунок по центру изделия.
Табасаран,к которому относится село Джулии, богат лесами. Поэтому обжигают керамическиеизделия здесь при помощи дров. Благодаря этому получается равномерный обжиг, аизделие приобретает розовый оттенок. В Табасаране гончарным искусствомзанимались мужчины, а женщинам могли лишь изредка доверить наносить орнамент.На сегодняшний день мастеров гончарного дела в Джулии практически не осталось.
Важноезначение во все времена отводилось орнаменту на керамических изделиях.Некоторое сходство элементов орнамента наблюдалось между всеми мастерами,потому то начертания древних символов и знаков оставались неизменными. Однако укаждого мастера была своя неповторимая манера росписи. По рисунку накерамическом изделии можно было определить, не только то, в каком районе страныоно было изготовлено, но и в каком селе, и кто его непосредственный творец.
Центромполивной керамики Дагестана является Дербент и прилегающие к нему лезгинскиесела.
Лезгинымогут гордиться древностью своего гончарного искусства. В селе Кала уже в XIIвеке производили бирюзовую расписную керамику. На месте разрушенной Тамерланомв XIV веке крепости Капчугай были найдены остатки бирюзовой калинской керамики.
Спришествием могноло-татарских завоевателей прекратилось изготовление калинскойбирюзовой керамики, так как вражеские войска полностью уничтожили селение Кала.Однако с XV века производство поливной керамики возродилось. И его рассветприходится на XVIII век. Центрами производства поливной керамики к тому временистали селения Еникет, Испик и Мюгюч. Работы мастеров керамики этих селенийотличались высоким художественным исполнением. Тарелки и кувшины, миски, блюдаи прочая керамическая посуда из поливной керамики украшалась росписью,штампованными или налепными декоративными элементами. При художественнойотделке керамических изделий часто прибегали к изображению элементовокружающего мира: растений, животных, птиц. И конечно, наносились знаки,имеющие ритуальное или магическое значение. Изготовление гончарной посуды вЮжном Дагестане — исключительно мужское ремесло. Женщин могли допустить кросписи готовых изделий только в редких случаях.
Отбалхарской лезгинскую керамику отличал способ изготовления. Лезгины использовалиножной гончарный круг. Готовые изделия высушивали и полировали гладким камнем.Затем производили обжиг в купольной печи, построенной из сырцового кирпича.
Основойполивы для керамической посуды служил свинец. Пережженный на сильном огнесвинец разбавляли яичным белком и водой. Таким составом покрывали мелкуюпосуду. Для полива крупных изделий в поливной состав добавляли нефть. Узор насосудах в основном представлял собой соединение солярных знаков игеометрического орнамента. Мастера керамики Испика в позднем Средневековье всвинцовую поливку стали добавлять разные элементы: окись хрома, меди, марганца,железа. К большому сожалению, до нашего времени этот промысел не сохранился. Авот изделия, созданные мастерами тех времен, можно встретить в музеях.
Поливнуюкерамику производили в селении Сулевкент вплоть до середины XX века. Гончарноеискусство здесь считалось мужским ремеслом. Сулевкентцы часто уходили снасиженных мест, но промысел свой не бросали. Так, в большинстве городовСеверного Кавказа открывались гончарные мастерские. Мастера в изготовлениипосуды из глины придерживались традиций того селения, в которое они приходили.В скором времени для поливки керамических изделий стали использовать прозрачнуюсвинцовую эмаль. Сулевкентская керамика имеет терракотовый цвет черепка.Элементы декора были лепными, штампованными и процарапанными. Единственнымвидом керамических изделий, которые служили только для украшения жилища или какдомашний амулет, были очень красивые тарелки. Они отличаются неповторимой покрасоте поливой и декоративным рельефным узором. До сих пор не известно,мастерам какого селения принадлежат эти шедевры. Но к середине XX векасулевкентцы были переселены, и их промысел прекратил свое существование.
Неполивнаякерамика болхарских мастериц существует до сих пор. Женщины гордятся своимиработами и гордо отвечают, что не перестают радоваться каждому новому дню,когда из-под их умелых рук выходят неповторимые керамические изделия. Работальется как песня, и мастерицы действительно напевают во время производства. Оттого, о чем песня, будет зависеть и узор на посуде. Горы отразятся в уголках иквадратах, реки и озера – в плавном изгибе волны в узоре. В цветовой гаммерисунка можно увидеть блики солнца, темную синеву дождевого неба и багрянец опавшейлиствы.
Дагестан– страна с богатой историей и культурой. Для любого туриста здесь найдутсяувлечения по душе. Не оставят равнодушными никого памятники древней архитектурыи природные пейзажи сказочной красоты. Для любителей современного отдыха есть горнолыжнаябаза «Чиндирчеро», которая носит название горы, на которой и находится. Аназвание обозначает «гора, с которой стекает вода». Это место активного отдыхапользуется большой популярностью, не даром его называют «Вторым Куршавелем»!Возможно, недалеко то время когда о дагестанских мастерах керамическогоискусства слава разойдется далеко по миру вместе с керамическими изделиями,которые туристы будут увозить с собой на память об этой удивительной стране.
Списоклитературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта kulturoznanie.ru/