Реферат по предмету "Культура и искусство"


Гламур. Характер и родовые черты

Баранова-Гонченко Л. Г.
«Марс»— всё будет в шоколаде!».
Изрекламы российского телевидения
«Еслибы Пушкин не только изучался учеными, а вот вошёл другом в наши дома —любовноперечитывался бы… каждым русским от 15 до 23 лет, предупредил бы и сделалневозможным разлив пошлости в литературе, печати, в журнале и газете...».
В.В.Розанов. «Возврат к Пушкину»
Внешнебезобидная этимология гламура, как говорится, не освобождает его отответственности. Итак, glamour — всего лишь — обаяние, a glamorous —обаятельный с английского. Хотя звучит как-то по-французски: гламур, лямур, тужури т. д. Между тем этот по первости галантный, но уже одновременно и глянцевый, блестящийв стиле «шик-блеск!» господин английского происхождения по имени Гламурпоявился в России в начале 90-х прошлого века и являет собою одно из самыхсвежих существительных русского языка. Ярился как разведчик, как резидент, какбы соответствуя духу русско-английских дипломатических отношений. Явился, мягкоступая, но жестко окутал собою российское культурное, бытийное и бытовоепространство.
Толковыйсловарь иноязычных слов Л.П. Крысина (2005 г.) несколько расширил понятие гламура — обаяние, чары, роскошь. Здесь, как говорится, уже теплее и ближе к нашейтеме: обращает на себя внимание понятие чары, то есть искушение! Интернетовскийсайт «Грамота.ru» сообщает нам дополнительные сведения о первородной этимологиигламура — древ ние шотландцы так обозначали очарование, то есть колдовство —иными словами то, что у цыган называется отведением глаз, суть обманом.
Гламураксессуарный — локоны, шпильки, одежда, украшение — никогда не стал быпредметом нашего разговора. Равно как и гламур кондитерский. Однако гламур каксостояние души и как образ жизни становится новой философией, новой этикой, новойкультурой XXI века.
Социально-культурныекачества гламура отнюдь не безобидны и требуют беспристрастного осмысления.Символично, что разговор о гламуре в плане его противодействия аналитике былпредложен именно на пространстве Беларуси — земли, на мой взгляд, и культурыявно антигламурной. Природа, этнография, психология, менталитет, как теперьпринято говорить, Беларуси и белорусов составляют категорическуюпротивоположность основному гламурному принципу. Мягкость и сдержанностьпейзажа, аскетичность архитектурных форм, гармоничные полесские цветовые гаммыи необыкновенная привязанность белорусского мелоса к народным традициям, ненавязчиваяи неагрессивная арийскость облика и поведения самих белорусов как и многоедругое, включая совершенно самобытный, верный реализму и народному романтизмубелорусский кинематограф — всё это вместе взятое образует обнадеживающий оазисили вдохновляющую крепость еще не огламуренного духовного пространства. Междутем как Россию, по словам живого классика современной русской литературыВалентина Распутина, «старательно, как черномазую Золушку, преображают вглобализированную принцессу, чтобы ехать на бал сатаны...».
Вопрос«откуда есть пошёл» гламур — важный и интересный. Однако нас, как мне кажется, должнабольше заботить сегодня проблема гламурных задач и последствий. Или, скажем, укого на службе гламур? Каковы его цели и т. д. Хотя можно, конечно, отметитьнекую родственность гламура с одним из течений в литературе и искусстве Европы— маньеризмом, который авторы книги «Теория литературы. Литературный процесс»Ю. Борев и О. Овчаренко характеризуют как подданного «в мире беззаботности ивычурной красоты». Авторы отмечают в маньеризме «аффектацию, потерю чувствамеры, неустойчивую динамическую композицию». Однако, всё это, так или иначе, связаноещё с какими-то правилами искусства. Нам же следует обратить внимание на темы, характерныедля литературного маньеризма: «сомнения в конечном торжестве добра, размышленияо несовершенстве мира, восприятие времени как вечно меняющейся и разрушительноесилы...». Гламур — воспитанник маньеризма и куртуазного маньеризма в частностипошел значительно дальше. Он проживает каждый день как последний. Вот егодевиз: «Шик-блеск-тру-ля-ля сегодня. Завтра не будет!». Вот почему вечное —враг гламура, а культурные иерархии — его мишень.
Неслучайны замыслы гламура в части увековечивания ничтожных и отвлеченныхпонятий. Так в Петербурге поставлен памятник «чижику-пыжику». В Угличепредлагается памятник русской водке. В Суздале — памятник огурцу. Обратимвнимание на выбранные исторические города и снижение на этом уровне культурнойзадачи. Кстати, ни в Москве, ни в Петербурге нет памятника автору «Историигосударства Российского» Н.М. Карамзину…
Вкачестве блестящего и привлекательного вида порока гламур ярко и рельефноотражен в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Но здесь автор справляется сидеей искушения. А вот Владимир Набоков в «Лолите» становится по сути жертвойгламурного замысла. Не случайно именно после написания «Лолиты» по-английски, авторпишет «Постскриптум к русскому изданию», где по сути отрекается от любви крусскому языку, давая ему в сравнительной с английским характеристике весьмауничижительные оценки. Гламур опасен. Он требует жертв и предательств.Ухищренные приемы гламура — чрезвычайно разнообразны: так образ Гитлерагламурится из одной кино-телеверсии в другую за счет подробностей интимнойжизни с Евой Браун. А вот образ Ленина разрушается активно наборомнатуралистических подробностей из истории болезни и непривлекательностьюсемейных отношений — здесь гламур от противного, гламур, вызывающий отвращение,но все тот же гламур — только в другом обличий.
Иноедело гламур как средство пропаганды и торговли. Яркий пример гламура пиарного входе предвыборных кампаний или рекламы. Здесь гламур кровно связан с пиаром, тоесть с привлекательным образом того, чего нет!
Показателенгламур «Фабрики звезд» на российском телевидении, где подбор номинантов иучастников производится по принципу внешнего безвкусного стандарта, а отнюдь невокальных данных. Не случайно на экраны не попадает народное искусство — гламурне выносит света речного жемчуга и звука национальной мелодии.
Гламур— антинационален по природе!
Дьявольскаязадача гламура, конечно же, ввести в искушение. Разрушить всё сразу гламур неспособен, но вот ввести в искушение — это в его силах. Вы воспитываете детей вдухе традиции? Так нет же! Традиция ненавистна гламуру. И он избирательно будетосвобождать вас и ваших детей от этой раздражающей его привязанности. Дляначала из школьной программы будет удалена поэма Н.А. Некрасова «Дед Мазай изайцы». Почему? Потому что в ней нет поля деятельности для гламура и дляглумления. Всего лишь — Дед Мазай и зайцы. Нет почвы для подвоха. Для грязногонамека. А вот «Муму» Тургенева оставят в школьной программе. Но вкиноэкранизации намекнут поглупевшему человечеству, что барыня мстит Герасимуне потому что она самодурка — зачем нам классовый и социальный мотив? — апотому что она неравнодушна к своему крепостному, а он её не замечает. Аи дагламур! Аи да сукин сын!
Гламурвоюет с подлинной красотой и любовью по сути так же, как сатана воюет с Богом.Вот почему вместо подлинных отношений, всегда сопряженных со сложностью идраматизмом — на экране телевидения однообразные гламурированные сериалы.Вместо любви и семьи — «Дом-2» Ксении Собчак — классический образчик публичногогламура в легальном публичном доме. Вот почему с экрана исчезают прекрасныелица русских старух. Из российского кино вообще исчезли бабушки — их некомуиграть после массового поветрия пластических операций. Гламур, брат! Опять гламур!
Настоящимпроклятием нашего телевидения и большей части желтой прессы стал уголовныйгламур. У него уже есть своя классика: сериал «Бригада».
Гламурпожирает наш язык. Для этого у него огромный арсенал средств: телереклама, рекламныеназемные щиты, Интернет, и вся королевская рать гламурной актёрской звезднойсреды. Языковой гламур наиболее изобретателен. Например, уничтожим букву «Ё» врусском языке и, таким образом, изменим произношение массы слов. С помощьюиностранных слов превратим русскую речь в дешёвый коктейль. И, наконец, узакониммат — один из мощнейших инструментов массового гламура.
Следуетподчеркнуть, что гламур жестко дифференциален:
—гламур для бедных — «Богатые тоже плачут»;
—гламур для богатых и сильных — Куршавель;
—гламур для больных — «Лолита» Набокова;
—гламур для слабых — гей-парад в столице.
Гламуроткровенно язычен. Древние египтяне прибегали к гламуру, украшая своих мёртвыхперед погребением.
Гламур— враг Христианства, исповедующего подлинную красоту мира.
Гламурчрезвычайно затратен. И потому, чтобы получить Куршавель в качестве гламура, нужно,чтобы все остальные постоянно платили дань самому старшему гламуру. Он, подобноЛюдовику XIV, украсит свой двор самыми дорогими жертвами. Идея Макиавелли из«Системы ценностей для избранных» — своеобразный талмуд гламура.
И,наконец, гламур всегда против реальности. И в борьбе с нею ему обязательнопонадобится «студент Чо». Гламур будет долго готовить его к желаемому финалувсеми названными средствами. Готовить, раздражая и ожесточая. Но, в концеконцов, гламур получит-таки желаемый и кровавый результат.
Насвправе спросить: можно ли противостоять гламуру? Ведь он спрут. Он наркотик.Маниакальная мечта.
Имы обязаны ответить: можно. Самым простым дедовский способом — неразменнымсодержанием живой жизни. Правдой жизни. Силой правды. Иного лекарства нет.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :