Реферат по предмету "Культура и искусство"


Георгий Михайлович Вицин

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
ГЕОРГИЙ МИХАЙЛОВИЧ ВИЦИН
жизнеописаниетворчество фильмография вицин

Выполнил:
студент группы 7811
Алфимов А.Н.
Проверил:
Гусак В.А.
Санкт-Петербург 2009

Настоящий год рожденияВицина — 1917 и родился он в местечке Териоки. Чтобы его приняли в актёрскуюстудию, мать записала, что он родился в 1918 году.
Детство
Георгий Вицин родился вПетрограде 23 апреля 1917 года, между двумя революциями. Его мать МарияМатвеевна сменила множество профессий, она одна несла на себе все заботы подому, так как муж вернулся с войны тяжелобольным человеком: он был отравленгазом и прожил недолго. Когда она поступила на работу билетерши в Колонном залеДома Союзов, частенько стала брать с собой на работу сына. Там-то он иприобщился к искусству. Надо сказать, что с детства Вицин был очень застенчивыммальчиком. В классе, скрываясь от строгого взгляда преподавателя, он вечнопрятался за чужие спины. Однако, преодолев свою закомплексованность, он принялтвердое решение стать актером. Для начала Георгий выбрал школьный театр вкачестве терапии от застенчивости. «Лечение» начал активно. В детскомспектакле исполнял танец шамана так неистово и эмоционально, что получил отпреподавателей совет всерьез заняться балетом. Но после школы Вицин решил«всерьез заняться» театром.
Юность
После окончания школыГеоргий Вицин поступил в училище Малого театра. Но вскоре его отчислили сформулировкой «За легкомысленное отношение к учебному процессу».Осенью Вицин вновь решил испытать свои силы. Он прошел испытания сразу в трехстудиях — Алексея Дикого, театра Революции и МХАТа-2 — и был принят сразу вовсе. Свой выбор остановил на Театральном училище им. Е.Вахтангова студииМХАТ-2, где проучился с 1934 по 1935 год.
В 1936 году Георгий Вицинпоступил в труппу театра-студии под управлением великого актера НиколаяХмелева. Студию вскоре переименовали в театр имени Ермоловой, а Вицин занял втруппе заметное положение. «На него» ходили. Покупая билеты, в кассахнередко спрашивали, кто сегодня играет — и, если не Вицин, могли развернуться иуйти. О нем с удовольствием писали театральные критики, и никто тогдапредставить себе не мог, что актер с такой блистательной сценической карьеройможет навсегда покинуть театр ради кинематографа.
Положительный киногерой «слегким налетом иронии»
Кинематографическуюкарьеру Георгия Вицина условно можно разделить на три периода. Дебютировал онролью Гоголя в картине Козинцева «Белинский» в 1951 году (до этого вкино у него была лишь эпизодическая роль опричника в фильме «ИванГрозный»).
Снимался Георгий Вицин всамых разножанровых фильмах и прославился в роли Васи Веснушкина в фильме«Запасной игрок» (1954). Перед съемками «Запасного игрока»Вицин целый месяц ежедневно тренировался на стадионе, чтобы «согнатьжиры». А на репетиции боксерского поединка он так разошелся, что всерьезатаковал Павла Кадочникова. Кадочников, занимавшийся боксом профессионально, среагировалавтоматически. В результате Вицин очнулся с трещиной в ребре, но с площадки неушел, а продолжил съемку, затянув грудную клетку полотенцем.
Зрителям приглянулсягерой Вицина — застенчивый, но болеющий за свое дело, способный совершитьблагородный поступок. По горячим следам и тому же удачному шаблону был снятфильм «Она вас любит» (1956), где развилась тема истинного, а непоказного героизма, душевной взыскательности, способной выстоять переднахрапистой оголтелостью. В этом фильме по сценарию предполагался сложныйтрюковой эпизод на водных лыжах. Сниматься должен был дублер, но режиссер решилвзять Вицина «на слабо». Вместе со сценаристом они сфабриковалиписьмо от некой «поклонницы Клавы», в котором она сообщала, что будетлично наблюдать, как самый смелый актер носится на водных лыжах. В конце письмабыл прозрачный намек на возможность близкого личного знакомства. Вицин письмопрочел, сниматься согласился, весь эпизод отработал блестяще, но в конце сказалрадостному режиссеру: «А вот имя девушке могли бы поинтереснеепридумать». Невзрачные, но отзывчивые герои Вицина вызвали симпатиюзрителей. Параллельно актер снимался в лентах детективных, исторических,лирических. Козинцев собирался сделать из него положительного киногероя «слегким налетом иронии».
Эпоха «Труса»
Но тут начался второйпериод творчества Вицина — «эпоха Труса». Его хрупкая и субтильнаяфигура возникла рядом с Бывалым — Моргуновым и Балбесом — Никулиным, создавнелепую сатирическую троицу, высмеивающую пороки общества. Каждый из этихобразов был собирательным, обобщающим. Трус Вицина в комедиях «Пес Барбоси необычный кросс» (1961), «Самогонщики» (1961), «ОперацияЫ» (1965), «Кавказская пленница» (1966), «Семь стариков иодна девушка» был поэтичным, влюбчивым, мнительным, этаким интеллигентомиз коммуналки. Все его дальнейшие герои проходили под той же маской спривычными вздохами, походочкой, с дежурным набором аксессуаров (портфель,галстук, котелок, очки или просто близорукий взгляд).
Новые маски
Неожиданно актёр выступилв роли отпетого уголовника в «Джентльменах удачи» (1971). Жуткийчеловек с лающим голосом и сентиментальными воспоминаниями, сующий голову впетлю — здесь Вицин не только затронул современный нерв, но и нашел новыекраски для продолжения своей «масочной линии».
К сожалению ему малопредлагалось таких ролей со «взрывчатым» вторым планом, подобнойпапаше из комедии «Не может быть!» (1975). Мастер эксцентрики,гротеска, уморительного перевоплощения, Вицин использовался как чистый комик,хотя и в данном вопросе его так и недооценили. Но хотя эта маска и затруднялаВицину творческие поиски, зрителям запомнились многие работы талантливогокомедийного актера, с тонкой иронией и гротеском создававшего образы своихнерешительных героев.
Более ста фильмов с егоучастием мы смотрим и не перестаем смеяться над его непревзойденными героями.Здесь и Бальзаминов из «Женитьбы Бальзаминова» и Тебенков из комедии«Опекун», Хмырь «Джентльмены удачи», Тютюрин«Неисправимый лгун», сэр Эндрю «Двенадцатая ночь», Сем«Деловые люди» и конечно же главная роль — это трус из бессмертныхкомедий Гайдая. А съемки в телевизионном «Кабачке 13 стульев» лишьприбавили ему популярности.
Георгий Вицин мог простомастерски перевоплощаться. В сорок восемь лет он сыграл двадцатилетнего МишуБальзаминова. В тридцать семь — восемнадцатилетнего Васю Веснушкина в фильме«Запасной игрок». В тридцать шесть лет изобразил древнего деда Мусияв картине «Максим Перепелица».
К маске «труса»Вицин в последний раз вернулся в фильме Юрия Кушнерева «Комедия давно минувшихдней». Режиссер попытался возродить легендарную тройку, соединив ее водном фильме с не менее известной гайдаевской двойкой, Арчилом Гомиашвили иСергеем Филипповым — Остапом Бендером и Кисой Воробьяниновым из «12стульев». Но в результате результат получился весьма жалким. Никулин отпроекта отказался сразу, а оставшаяся «Великолепная четверка»напрягалась изо всех сил, но сделать «из ничего хоть что-нибудь» таки не смогла.
Последнюю роль ГеоргийВицин сыграл в картине «Хаги-Траггер» (1994).
Работа в мультипликации
Кроме кино, Георгий Вицинмного работал над озвучанием мультфильмов. К своим кукольным и рисованнымперсонажам он подходил по системе Станиславского, считая эту часть творчестване менее ответственной и серьёзной. Его голосом говорят: домовенок Кузька, заяц(«Мешок яблок»), Джузеппе («Приключения Буратино»),жук-музыкант («Дюймовочка») и многие другие.
Личная жизнь
Георгий Вицин безумнолюбил животных. Все окрестные обитатели (птицы, кошки, собаки) точно зналичасы, когда он выходит «на кормление», и собирались перед подъездом.В семье держали двух попугаев и собаку.
Удивительно, но Вицин,нередко игравший на экране пьяниц, в жизни был человеком абсолютно непьющим.Кроме того, он не курил. Всю жизнь Георгий Михайлович занимался йогой. В тевремена в Советском Союзе никто толком и не знал, что это такое, а Вицинсистемно и регулярно занимался по этой древнеиндийской системе. Обязательноеочищение организма, правильное питание, высокая устойчивость к стрессовымнагрузкам, ежедневные тренировки и медитации, причем строго по расписанию инезависимо от обстоятельств. Многие режиссеры рвали на себе волосы, когда послекоманды «Мотор!» Вицин смотрел на часы и вежливо, но твердо заявлял:«Извините, мне надо семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позелотоса». Не обращая внимания на накаленную атмосферу, отходил в сторонку,отрабатывал свою норму и спокойно возвращался к работе. К такой зацикленностина здоровом образе жизни партнеры относились по-разному. Одни равнодушно,другие скептически, а некоторые высказывались довольно резко. Например, НоннаМордюкова, которая после эпизода поцелуя купчихи Белотеловой с Бальзаминовымзаявила Вицину: «Разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам непристаешь. Ты же труп!»
Выдающийся актер
Не смотря на обилие егоперсонажей, талант Вицина достоин большего и главную роль в его жизни он, ксожалению, так и не сыграл. По мнению  его партнеров Моргунова и Никулина:«Вицин дьявольски талантлив и мы оба вместе взятые не стоим егоногтя».
По-настоящему Вицинувлекся театром в 12 лет, когда стал играть в спектаклях школьнойсамодеятельности. После школы поступает и учится сначала в училище им. Щукина,затем в театральном училище при театре им. Вахтангова, но нигде больше года незадерживается, а заканчивает театральное училище при Втором МХАТе, в котором ииграет до 1936 года. На следующий год Вицин уже работает в театре им.Ермоловой. Когда началась война театр уезжает на гастроли в Махачкалу и тольков1944 году театр возвращается в Москву.
Свою первую большую рольв кино Вицин сыграл в 1952 году — в фильме «Белинский» онперевоплотился в Н.В. Гоголя. Но широкую известность ему приносят роли, которыеон сыграл в комедиях. Первой такой ролью стал обаятельный футболист ВасяВеснушкин в фильме «Запасной игрок» (1954). Затем последовала рольКости Канарейкина в комедии «Она вас любит» (1956). Однако сам Вицинодной из лучших своих ролей считает сера Эндрю в шекспировской«Двенадцатой ночи». Эта роль была отмечена даже в Англии: газетыписали, что Вицин точно ухватил английское чувство юмора.
В 1957 году судьба сводитартиста с начинающим тогда режиссером Леонидом Гайдаем. Их первая совместнаяработа — фильм «Жених с того света», а через год на экранахпоявляется знаменитая троица: Трус (Г.Вицин), Балбес (Ю.Никулин) и Бывалый(Е.Моргунов) сначала в короткометражном фильме «Пес Барбос и необычайныйкросс» (1960), а затем в «Самогонщиках» (1961).
В 1965 году Вицин сыгралеще одну эпохальную в своей творческой биографии роль — Мишу Бальзаминова вфильме «Женитьба Бальзаминова». И в том же году троица ВиНиМор сновапоявляется на экранах в «Операции „Ы“ и других приключенияхШурика», а в 1967 — в «Кавказской пленнице».
Кино и театр были неединственными способами творческого самовыражения Вицина. В 50-60-е годы онактивно работал в мультипликации (его голосом говорили десятки самых разныхперсонажей), выступал в сборных концертах от Бюро пропаганды. На этих концертахон обычно читал прозу, в особенности рассказы Михаила Зощенко.
В 1969 г. Вицин ушел изтеатра им. Ермоловой и полностью переключился на работу в кино: в 70-е годы онпо праву считался одним из самых популярных комиков советского кино. В 1977 г.ему присваивается звание народного артиста РСФСР, а в 1990 году М. Горбачев,одним их последних своих указов, присваивает Вицину звание народного артистаСССР.
Фильмография Георгия Михайловича Вицина
Иван Грозный (1945)
Белинский (1951)
Композитор Глинка (1952)
Запасной игрок (1954)
Двенадцатая ночь (1955)
Максим Перепелица (1955)
Мексиканец (1955)
Она вас любит (1956)
Убийство на улице Данте(1956)
Борец и клоун (1957)
Дон Кихот (1957)
Новый аттракцион (1957)
Девушка с гитарой (1958)
Жених с того света (1958)
Василий Суриков (1959)
Конец старой Березовки(1960)
Месть (1960)
Артист из Кохановки(1961)
Пес Барбос и необычныйкросс (1961)
Самогонщики (1961)
Деловые люди (1962)
Путь к причалу (1962)
Каин XVIII («Два друга») (1963)
Короткие истории (1963)
Первый троллейбус (1963)
Слепая птица (1963)
Весенние хлопоты (1964)
Дайте жалобную книгу(1964)
Женитьба Бальзаминова(1964)
Зайчик (1964)
Сказка о потерянномвремени (1964)
Дорога к морю (1965)
Операция «Ы» идругие приключения Шурика (1965)
Кавказская пленница, илиНовые приключения Шурика (1966)
Кто придумал колесо?(1966)
Удивительная история,похожая на сказку (1966)
Формула радуги (1966)
Спасите утопающего (1967)
Семь стариков и однадевушка (1968)
Старая, старая сказка(1968)
В тринадцатом часу ночи(1969)
Как мы искали Тишку(1970)
Опекун (1970)
Шаг с крыши (1970)
12 стульев (1971)
Весенняя сказка (1971)
Джентльмены удачи (1971)
Смертный враг (1971)
Тень (1971)
Табачный капитан (1972)
… А вы любиликогда-нибудь? (1973)
Земля Санникова (1973)
Неисправимый лгун (1973)
Чиполлино. Cipollino (1973)
Автомобиль, скрипка исобака Клякса (1974)
Большой аттракцион (1974)
Дорогой мальчик (1974)
Моя судьба (1974)
Северная рапсодия (1974)
Царевич Проша (1974)
Не может быть! (1975)
Финист — Ясный Сокол(1975)
Шаг навстречу (1975)
Веселое сновидение, илиСмех и слезы (1976)
Пока бьют часы (1976)
Синяя птица (1976)
Солнце, снова солнце(1976)
12 стульев (1977)
Маринка, Янка и тайныкоролевского замка (1977)
За спичками (1980)
Комедия давно минувшихдней (1980)
Руки вверх! (1981)
Опасно для жизни! (1985)
Соперницы (1985)
Путешествие пана Кляксы(1986)
История с метранпажем(1991)
Выстрел в гробу (1992)
Бравые парни (1993)
Господа артисты (1994)
Несколько любовныхисторий (1994)
Хаги-траггер (1994)
Другие работы:
Озвучивал мультфильмы:
Домовенок Кузька (1985)
Сундучок со сказками(198?)
Сказка для Наташи (1986)
Возвращение домовенка(1987)
Переходный возраст
В сорок восемь летГеоргий Вицин сыграл двадцатилетнего Мишу Бальзаминова. В тридцать семь — восемнадцатилетнего Васю Веснушкина в фильме «Запасной игрок». В тридцать шестьлет изобразил древнего деда Мусия в картине «Максим Перепелица».

Клава
В комедии «Она вас любит»Георгию Вицину предложили сняться в эпизоде, где его герой мчится на водныхлыжах по Днепру. Вицин отказался. Тогда режиссер пошел на хитрость и«состряпал» письмо следующего содержания: «Уважаемый товарищ Вицин! Вы мойидеал, я мечтаю познакомиться с Вами! Слышала, завтра Вы снимаетесь наакваплане? Какой Вы смелый! Я обязательно посмотрю и после съемок подойду кВам. Поверьте, Вы не разочаруетесь. Клава».
На следующий день Георгийотважно носился по водной глади, падал в воду (получился один из самых смешныхэпизодов), но после съемок сказал режиссеру:
— А имя девушке могли быпридумать и покрасивее!
Терапия от застенчивости
Гоша Вицин с детства нелюбил экзамены, причем в любом виде. Что может быть неприятнее вопросов, накоторые ты обязан отвечать. Все равно кому — учителю, начальнику, милиционеруили журналисту. В классе, скрываясь от строгого взгляда преподавателя, вечнопрятался за чужие спины. Но, поняв, что от всех не спрячешься, решил побороть застенчивостьи закомплексованность и двинулся прямо навстречу опасности — в артисты! Решениегероическое. Ведь Гоша не понаслышке знал, как тяжело завладеть вниманиемпублики и особенно — удержать его. Мама его работала билетершей в Колонном залеДома Союзов, поэтому приобщение Вицина к искусству отличалось регулярностью.Именно там стал он однажды свидетелем сценического провала своего любимогописателя Михаила Зощенко. Сначала его рассказы читал эстрадник Владимир Хенкин.Публика надрывала животы от смеха. Потом объявили автора. Зощенко прочел своююмореску, как поэтическое произведение, нараспев, («Как читает Вознесенский», —вспоминал Вицин) и… ушел со сцены в полной тишине под стук собственных туфель.
И все же, зная оковарстве сцены, Вицин выбрал школьный театр в качестве терапии отзастенчивости. «Лечение» начал активно. В детском спектакле исполнял танецшамана так неистово и эмоционально, что получил от преподавателей совет всерьеззаняться балетом. Но после школы Вицин решил «всерьез заняться» театром.Прибавив себе один год, поступил в училище им. Щепкина при Малом театре.Серьезности хватило на год, в конце которого студент Вицин исключается сформулировкой «за легкомысленное отношение к учебному процессу».
Следующей осенью подалдокументы и поступил сразу в три вуза, но выбрал вахтанговскую «Щуку». Черезгод ушел и оттуда и, наконец, осел в театральном училище при Втором МХАТе, кудаи был зачислен по окончании учебы.
Однако «везение» неоставляло молодого артиста. В 1936 году секретарь ЦК Компартии Украины Постышевв личной беседе со Сталиным посетовал, что вот, мол, в Москве целых два МХАТа,а на Украине — ни одного! Справедливый Иосиф Виссарионович тут же подарилбратской республике Второй МХАТ, естественно, со всей труппой. Актерампредложили паковать вещи и отправляться в Киев, а когда те отказались покидатьстолицу, театр быстренько расформировали. Да еще припомнили в газетах, чтоорганизовал его когда-то «эмигрант-отщепенец» Михаил Чехов.
Актер рождается в театре
С Михаилом Чеховымсравнили как-то и самого Вицина. Причем не кто-нибудь, а знаменитая актрисаСерафима Германовна Бирман, один из самых строгих театральных педагогов. Вицинтогда уже служил в Театре Ермоловой и с блеском играл сексуально озабоченногостаричка-импотента в пьесе Флетчера «Укрощение укротителя». На эту постановкупублика валила валом, причем специально «на Вицина». Узнавали в кассах, играетли он сегодня, и только тогда покупали билеты. Правда, были и недовольные.Как-то за кулисы явился разгневанный генерал, смотревший спектакль с 16-летнейдочерью, и потребовал сократить «неприличный текст». Самое смешное, что доэтого пьесу уже переписывали два раза, но пикантности своей она не утратила.
Скупой комплиментСерафимы Бирман дорогого стоил. Сама фанатично преданная театру, она и своихстудентов гоняла «в хвост и в гриву», прививая безусловную одержимость сценой.Вспоминал Георгий Михайлович случай с молодой актрисой, которая всего-то исделала, что прошлась по пустой и темной сцене просто так, прогуливаясь.Увидевшая это Бирман закатила грандиозный скандал. «Как вы могли, — грохоталаона, — просто так, бесцельно, вразвалочку пройтись по сцене?! Станиславскийходил по сцене на цыпочках!»
Была ли то заслугаБирман, но Вицин всегда относился к театру с огромным пиететом. Даже послетого, как окончательно распрощался со сценой и ушел в кинематограф. Нет такогопонятия «киноактер», считал он. Есть АКТЕР, и рождается он на сцене, в живомобщении со зрителем. В сундучке своего театрального опыта находил Вицинзаготовки для многих киноролей. Сексуальный старичок, смутивший генеральскуюдочку, превратился в сэра Эндрю из фильма Я. Фрида «Двенадцатая ночь».Британская пресса, всегда ревниво следящая за любыми экранизациями Шекспира,эту картину обласкала, а о роли «русского актера Выпина, точно ухватившегоспецифику английского юмора», хоть и с ошибкой в фамилии, но упомянули впередаче Би-би-си.
Первым кинорежиссеромГеоргия Вицина стал великий Эйзенштейн. Правда, Сергей Михайлович вряд ли был вкурсе, что в огромной массовке «Ивана Грозного» снимается в роли опричникабудущая комедийная звезда советского кино. Настоящая же кинокарьера началась сроли архисерьезной — Николай Васильевич Гоголь в фильме Козинцева «Белинский».Вицин в образе классика был так убедителен, что уже через пару месяцев получилприглашение на «Гоголя — 2» — в картину Александрова «Композитор Глинка».
Одной из первых главныхролей, на которую пробовался Вицин, был Овод в одноименном фильме. Но судьбаувела его от амплуа романтического героя и бросила в объятия комедии. Встудийном коридоре его увидел ассистент из группы фильма «Запасной игрок». Нароль молоденького футболиста Васи Веснушкина Вицин подходил идеально. Каково жебыло удивление режиссера, когда выяснилось, что «молодому актеру» не 25 лет,как казалось на глаз, а почти 37! «Вневозрастной феномен» Вицина заслуживаетотдельного разговора. Ему было под 40, когда он с одинаковой убедительностьюиграл 70-летнего старика в фильме «Максим Перепелица» и 17-летнего героя пьесыРозова «В добрый час!». Конечно, природа постаралась, но и сам актер приложилмаксимум усилий, чтобы не растерять ее подарков.
 
Ну очень живой «труп»!
Свой психофизический«актерский аппарат» Вицин всегда держал в отменной форме. Перед съемками тогоже «Запасного игрока» целый месяц ежедневно тренировался на стадионе, чтобы«согнать жиры». А на репетиции боксерского поединка Вицин так разошелся, чтовсерьез атаковал Павла Кадочникова. Кадочников, занимавшийся боксомпрофессионально, среагировал автоматически. В результате Вицин очнулся с трещинойв ребре, но с площадки не ушел, а продолжил съемку, затянув грудную клеткуполотенцем.
Но одно дело в 37 сыграть25-летнего, и совсем другое — обмануть зрителя аж на 20 с лишним годков, да безвсякой новомодной компьютерной графики. Случилось это на картине «ЖенитьбаБальзаминова». Съемки этого фильма планировались в 1955 году, и единственнымкандидатом на роль недоросля Миши Бальзаминова был Гоша Вицин, давний другрежиссера Воинова по совместной работе в театре-студии Хмелёва. Но что-то тогдане сложилось, и сценарий был отложен в очень долгий ящик. Через 10 летпоявилась возможность вернуться к проекту, и Воинов предложил главную роль…опять Вицину. А было Георгию Михайловичу тогда ни много ни мало, а без двух летполтинник. Он наотрез отказался, но Воинов настаивал: «Это тебе по паспорту 48,а на вид нет и 30. Гримом еще лет пять уберем, а потом светом и т. д. и т. п.
В отличие от большинствасобратьев по цеху, искренне полагавших, что «место актера в буфете», Вицин ксвоему здоровью относился ответственно и трепетно. Не курил. Лет в восемьзатянулся бычком под лестницей и на всю жизнь получил антиникотиновый рефлекс.Как-то в Новый год решил выпить и понял — если наутро хочется удавиться, лучшене пить!
Но самое главное — ЙОГА.В те времена, когда у нас никто толком и не знал, что это такое, Вицин системнои регулярно занимался по этой древнеиндийской системе. Обязательное очищениеорганизма, правильное питание, высокая устойчивость к стрессовым нагрузкам,ежедневные тренировки и медитации, причем строго по расписанию и независимо отобстоятельств. Многие режиссеры рвали на себе волосы, когда после команды«Мотор!» Вицин смотрел на часы и вежливо, но твердо заявлял: «Извините, мненадо семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса». Не обращаявнимания на накаленную атмосферу, отходил в сторонку, отрабатывал свою норму испокойно возвращался к работе. К такой зацикленности на здоровом образе жизнипартнеры относились по-разному. Одни равнодушно, другие скептически, анекоторые высказывались довольно резко. Например, Нонна Мордюкова, котораяпосле эпизода поцелуя купчихи Белотеловой с Бальзаминовым заявила Вицину:«Разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Ты же труп!»

Не святая троица
ЗА 10 ЛЕТ, прошедшихмежду замыслом и выходом «Женитьбы Бальзаминова», в судьбе Вицина произошломногое. Но главная встреча состоялась в 1957 году, когда Леонид Иович Гайдайпригласил его в свою первую комедию «Жених с того света». Особого успехакартина не имела, тем более что цензура обошлась с «Женихом…» довольно круто.Нормальный фильм превратили в кургузую короткометражку с периферийным прокатом.Зато следующая совместная работа, с самого начала ориентированная на короткийметраж, стала, как говорится, культовой и судьбоносной. Именно в фильме «ПесБарбос и необычный кросс» родилась самая знаменитая кинотроица советского кино— Трус, Балбес и Бывалый.
Сначала Гайдай прочитал в«Правде» стихотворный фельетон про браконьеров, потом придумал трихарактера-маски и стал искать актеров. На Труса сразу выбрал Вицина, а Труснашел Балбеса, увидев как-то в цирке замечательного клоуна Юрия Никулина.Бывалого, в лице Евгения Моргунова, Гайдаю сосватал директор «Мосфильма» ИванПырьев. Четвертого героя — Барбоса — изображал пес Брех, который попортил артистамнемало крови, упорно не желая исполнять в кадре задумки Гайдая. Как-то послеочередного запоротого дубля Моргунов в сердцах пообещал придушить вредную псинув конце съемок. В следующем дубле понятливое животное… вцепилось актеру в ногу!
«Пес Барбос» был лишьодной из пяти новелл юмористического альманаха «Совершенно серьезно», накоторый студия «Мосфильм» особых надежд не возлагала. Но немая эксцентрическаякороткометражка Гайдая имела у публики оглушительный успех. Трюки и музыка,бешеный ритм и филигранный монтаж и, главное, новые герои, которые мгновенностали персонажами народного фольклора, баек и анекдотов. Сделанные вдогонку«Самогонщики» усугубили ситуацию всеобщей любви и популярности. Со всей странышли мешки писем, в которых от Гайдая в ультимативной форме требовали сниматьновое кино про Труса, Балбеса и Бывалого. А пока суть да дело, тройка в полномсоставе временно перекочевала в фильм Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу»,где запомнилась лихой дракой в ресторане и концептуальной фразой Вицина:«Начальство надо знать в лицо!».
Феноменальный успех«несвятой троицы» оказал влияние даже на незыблемые законы советской плановойэкономики. Легкая промышленность в кои веки среагировала на потенциальный спроси быстро наладила выпуск продукции с «тройной» символикой: майки, маски,игрушки, календари. Один такой календарь попался на глаза художникам«Союзмультфильма», и Трус, Балбес и Бывалый перевоплотились в страшных лесныхразбойников из мультика «Бременские музыканты».
Апофеоз и финал «ВиНиМора»
ЗРИТЕЛИ воспринимали ихкак единое существо, что-то вроде комического Змея Горыныча о трех головах, идаже придумали ему имя — ВиНиМор (по первым буквам фамилий). Но какие же разныелюди составляли это трио! Клоун от Бога, человек-праздник Юрий Никулин (длянего фильмы Гайдая стали началом кинокарьеры), спокойный, тихий, созерцательнозамкнутый Вицин — артист с отличной театральной выучкой и солидным киноопытом,и шумный, во все вмешивающийся, часто развязный в общении Евгений Моргунов,который ни до ни после роли Бывалого ничего равноценного, к сожалению, несыграл.
Уже во время работы над«Операцией «Ы…» Гайдай подумывал о завершении приключений своих героев.Непростые отношения сложились у режиссера с Моргуновым. Тот капризничал еще на«Самогонщиках» и на фоне «всесоюзной популярности» стал много себе позволять ина съемочной площадке, и вне ее. Так что в свою картину «Деловые люди» (порассказам О. Генри) Гайдай Бывалого не взял, хотя и Никулин, и Вицин тамсыграли отличные роли, правда, по отдельности. Однако зрители требовали,начальство нажимало, да и сценарий нашелся подходящий…
Когда Никулин прочиталсценарий «Кавказской пленницы», то поначалу… наотрез отказался сниматься в«этой ерунде». Но Гайдай убедил и его, и остальных, что сценарий будет лишьосновной канвой, на которую каждый вправе нанизать столько выдумок, трюков игэгов, сколько сможет выдумать. А чтобы стимулировать фантазию своих«соавторов», за каждую идею режиссер обещал выставлять придумщику пару бутылокшампанского. Согласно устным преданиям киношников, Никулин заработал 24бутылки, Моргунов — 18, а Вицин… — 1, потому что не любил шампанское. На самомделе Георгий Михайлович был не менее плодовит, чем его коллеги. Именно ему мыобязаны криком «Поберегись!» вылетающего из дверей Труса, трюком с огурцом ирогаткой, платком Варлей, которого пугается Трус, и, наконец, знаменитой сценойпод девизом «Стоять насмерть!», когда герои строят живую стену перед несущейсямашиной. Вообще трюки придумывались настолько спонтанно, что потом трудно былоточно определить — кто что изобрел. Например, огромный шприц, остающийся послеукола в заду у Бывалого, придумал Никулин, а вот то, что шприц будет качаться,— находка Вицина.
«Кавказская пленница» —фаворит отечественного кино с 1967 года и до нынешних дней. В год выпуска фильмзанял 1-е место в прокате, собрав у экранов 76,5 миллиона зрителей. Ксожалению, апофеоз тройки стал ее концом. Гайдай пришел к выводу, чтоэксплуатировать эти типажи без самоповторов уже невозможно. Кроме того, насъемках «Пленницы» у него произошел крупный скандал с Моргуновым. ЕвгенийАлександрович явился на площадку в окружении стайки поклонниц и, рисуясь,принялся делать замечания режиссеру, вызывая восторженную реакцию у окружения.Гайдай резко приказал директору убрать всех посторонних с площадки, Моргуновзакусил удила. Гайдай тоже психанул и на глазах актера вырвал из режиссерскогосценария все оставшиеся с ним эпизоды. Еще только раз встретились Вицин,Никулин и Моргунов на экране, но уже не у Гайдая, а в фильме Карелова «Семьстариков и одна девушка».
После Гайдая
ПРАВДА, в 1980 годурежиссер Юрий Кушнерев попытался возродить легендарную тройку в картине«Комедия давно минувших дней». Да не просто возродить, а соединить ее в одномфильме с не менее известной гайдаевской двойкой, Арчилом Гомиашвили и СергеемФилипповым — Остапом Бендером и Кисой Воробьяниновым из «12 стульев». Несмотряна то что за сценарий взялись Яков Костюковский и Морис Слободский (авторы«Операции «Ы», «Кавказской пленницы» и «Бриллиантовой руки»), результатполучился… как бы это помягче… жалкий. Никулин от проекта отказался сразу, аоставшаяся «Великолепная четверка» напрягалась изо всех сил, но сделать «изничего хоть что-нибудь» так и не смогла. Участие Вицина в этом провальномпроекте можно объяснить, пожалуй, лишь одним — он чувствовал «актерский закат».И действительно, то ли возраст, то ли отсутствие материала, но за все 80-е —только 3 картины, которые удачами не назовешь.
Зато 70-е были еговременем. В нашей стране популярность киноартиста часто определяетсяколичеством «крылатых фраз», пущенных им с экрана в народ.»Утром деньги —вечером стулья!» («12 стульев»), «Романтизьму нету, выпить не с кем» («Не можетбыть»), «А ну быстро все по пещерам!» («Земля Санникова»), «Йес, йес… ОБХСС!»(«Джентльмены удачи») — это все Вицин. И как апогей популярности — приглашениестать гостем телекабачка «13 стульев» поэтом, паном Одиссеем Цыпой.
Вместе с другимипопулярными артистами гастролировал по стране с программами «Товарищ КИНО» исборными концертами. На одном из таких, выходя со сцены, столкнулся с молодойпевицей, стоявшей за кулисами: «А я за вами наблюдаю, Георгий Михайлович, учусьу профессионала чувствовать сцену и публику», — сказала артисту Алла Пугачева.В 1990 году они вновь оказались рядом — в «последнем списке» на званиенародного артиста СССР, который успел подписать Горбачев перед БеловежскойПущей.
Последний раз Вицинснялся в кино в 1994-м, в одном из первых отечественных «ужастиков»:«Хагги-Траггер». Иногда выступал на сборных «юморинах» в бывшем Театрекиноактера — шутил, что зарабатывает на корм бездомным собакам.
Животных действительнолюбил безумно. Все окрестные обитатели (птицы, кошки, собаки) точно знали часы,когда ОН выходит «на кормление», и собирались перед подъездом. В семье держалидвух попугаев и собаку. Одна птичка все время кричала: «Что ты все бегаешь?Пойди поспи!», а про собаку Вицин на полном серьезе сообщал, что та умеетговорить «мама».
Вот таким он был,серьезный клоун советского кино, книголюб и скульптор (оба увлечения — сюности), йог и мудрец. Суть смешного, по собственным словам, он понял только квосьмидесяти годам: «Смех — это великое… Смеяться — естественная потребностьнормального человека. Отсутствие чувства юмора — это болезнь… ненормальногочеловека»...
Итак
Сам Георгий Михайлович освоих ролях рассказывать не любил – играл, мол, себе, и играл… Но вот опартнерах не забывал. «Кто сегодня вспомнит Юру Медведева? А ведь какой онартист был!» – не раз повторял Вицин. Зрители театра им. Ермоловой, где артистслужил с 1937 года, всегда толпились у окошка кассы: «Дайте билет на спектакльс Вициным». При явной худобе и негеройском телосложении он пользовалсясовершенно невероятным успехом у женщин. Особенно привлекал зрительницнеудачливый жених Миша Бальзаминов (кинофильм «Женитьба Бальзаминова», 1964год). Образ безуспешно пытавшегося влюбиться Миши Бальзаминова получился нестолько комедийным, сколько драматическим. Провинциальный русский дворянчик, нос неизбывной вселенской грустью в пронзительно-глубоких глазах и пластичный,как танцовщик с балетных подмостков. В каком-то смысле его Бальзаминовповторился в образе незадачливого парикмахера в комедии «Неисправимый лгун».Георгия Вицина действительно можно было представить в роли князя Мышкина(говорят, его кандидатура рассматривалась Иваном Пырьевым). Мышкиным артист нестал, но сыграл Гоголя в фильме «Белинский» (1951) у великого ГригорияКозинцева.
По мнению врачей,чрезмерное увлечение йогой в результате негативно отразилось на здоровьеактера. 22 октября 2001 года после тяжелой болезни Народный артист СоветскогоСоюза ушел из жизни.
В последние годы Вицин неснимался. Негде было и не в чем. Жил на пенсию, не ругая старую власть и безпанегириков в адрес новой. Дома занимался дыхательной йогой, а на улицу выходилв темных очках и длинном пальто, чтобы не узнавали. Он редко бывал напраздниках и театральных мероприятиях, но зато ежедневно выходил в арбатскийскверик прямо под окошком своей квартиры, где кормил голубей и дворняг. Его иправда мало кто узнавал. А с журналистами общаться не любил, всякий разповторяя: «Так ведь я все забыл, да и стоит ли вспоминать?»
Диалог с Георгием Вициным
О времени…
— «МНЕ лично проще жилосьв сталинскую эпоху. Может, потому, что молодой был? Я учился бесплатно, отдыхалбесплатно. В школе МХАТа нам давали талоны на питание, платили стипендию, накоторую очень даже неплохо можно было жить. К тому же в молодости легчерадоваться жизни… В общем, вспоминаю те времена радужными и светлыми… А каксегодняшние дни будут вспоминаться — посмотрим… Будут ли вообще воспоминания?Очень жаль, что молодежь теперь сбита, совращена. Страшно. Я, слава богу, всвоей жизни даже к самым безобидным порокам остался равнодушен — не пью, некурю. Прожил больше восьмидесяти лет без этой дряни и дальше, думаю, ужкак-нибудь обойдусь».
О себе…
— «СКАЗАТЬ честно, нелюбитель я говорить о своей персоне, заявлять… Но к журналистам отношусьспокойно — у них своя работа, и, надо сказать, нелегкая. Я просто живу, то есть— живу просто. Моему браку давно перевалило за 50. Супруга — Тамара Федоровна,дочь Наталья — художница, талантливая девочка. Жена — моя половина. Когда счеловеком долго живешь, с ним срастаешься, все становится общим. Конечно, былиу меня и поклонницы, но я старался не реагировать… Сиюминутные отношенияоставляют только неприятный осадок в душе и больше ничего. Противновато. Вот. Аглавное в личности — цельность. Нельзя, да и не нужно расточать себя на мелочи.Сокровенное душевное тепло стоит отдавать только очень близкому и дорогомучеловеку. Оно ему действительно нужно…»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.