Реферат по предмету "Культура и искусство"


Восточное средневековье

Восточноесредневековье
 

1.Социокультурные факторы формирования восточно-христианской традиции. Византиякак феномен некорпоративного общества. Особенности восточно-христианскойиндивидуальности
В Средневековье было 2культуры: латинская и греческая. Византия существовала до середины 15 века,когда Константинополь захватили турки. Население – греки, вера – греческая.Византия сохранила эллинистический элемент античного мира.Католичество-православие: само разделение церквей произошло позже. Христианствобыло едино, оно должно было срастись с существующей культурой, чтобы выйти изподполья. Католицизм – основа греческая. Отцы церкви жили на территорииВизантии, отсюда большая роль Греции. Католическая церковь — единаяхристианская церковь, это закрепилось за западом. В восточном христианстве небыло единого центра после падения Византии. Осталась только Русь, гдеправославие – специфика национального варианта. Социокультурные основания,общность. В основе западной культуры – корпорация. Человек выживает за счеткорпораций. Восточная культура – Византия – централизованное государство –империя. Приоритет за царем, за единой властью. Между императором и патриархом– симфония (максимальное слияние всех частей). Империя должна быть целостной ихристианской, поэтому не было борьбы и конфликта. Византия должна быть однимцелым, отсюда целостность целого, а не автономия. В Византии – вертикальныесвязи, т.е. нет корпораций. Община – административная единица для удобстваконтроля, но люди между собой были связаны слабо. Для Византии характеренрынок, т.к. там пересечение торговых путей, отсюда производителю объединяясь вкорпорации нет надобности искать потребителя.Монастырь в Византии – более уединенная форма религии. Каждый монах живет всвоей келье, у него есть свой духовный отец, отсюда принцип свободы ииндивидуализации. Восточное христианство устанавливает отношения с Богом спосредником, чтобы верить в Бога не надо объединяться верующим. Контролирующиефункции ослаблены. Интеллектуальные традиции: интеллектуальная жизнь в Византиине прерывалась. Западные университеты создаются, чтобы объединять людей какинтеллектуалов. В Византии ученые не объединялись в структуры. Они пользовалисьперепиской, встречаются на спорах – общее пространство не реальное, акультурное. Научная школа – понятие виртуальное. Тип человека: с социальнойточки зрения человек социально пассивен, нет необходимости организовыватьвокруг себя людей. Он ощущает незакрепленность. Этот мир не цель человека, ненужно для его существования тратить силы. Но человек не защищен от внешнегомира. Индивидуализация без свободы. Западный человек – коллективист, восточныйчеловек – индивидуалист.
2. Религиозныеразличия между Христианским Западом и Востоком. Принцип «филиокве» в контекстекультурных смыслов
Символ веры: Христианство- троичность – интеллектуальная проблема. Христианский символ веры абсурден.Восточное Христианство – акцент Святой Дух – самая абстрактная и нечеловеческаясторона Бога. Поправка к символу веры. «И от сына тоже» — Восток не принял.Западное христианство – сын акцент. В Западном Христианстве акцент на Христе,отсюда преемственность между божественным и человеческим. Христос – мост междучеловеком и Богом, отсюда вера в то, что человек может тоже обожиться ивернуться к Богу. В возрождении человек – высшая ценность. Идеальный христианинтот, кто совершенствует мир, делая его царством божьим. (Рождество) ВосточноеХристианство акцентируется на внутреннем выражении, а не на внешнем, т.е. бытьХристом значит преобразовывать себя, отсюда интерес к последней точке жизниХриста. Самый большой праздник пасха. Религия должна сталь «удобной» традицией,чтобы прижиться в массах. В Восточном Христианстве пропасть между Богом ичеловеком заполняется мистическими практиками. Западное Христианство: человекобладает разумом, чтобы познать Бога по аналогии с другими вещами – схоластика.Восточное христианство: познать Бога можно внутренним чудом, перестройкой Богаможно познать духовно и эстетически – икона (умозрение в образах, познаниечерез чувственно образную структуру). Если человек подобен Богу. В католичествеважен объем – скульптуры. В Восточном Христианстве обратная перспектива, оно уходитот подобия человека – плоское изображение – контраст Божественного ичеловеческого. Все стили искусства отражались в изображении Христа и вкатоличестве. Православие сопровождается перенесением евангельского сюжета зарамки иконного стиля. Таким образом, запрещена человеческая интерпретация.Религиозное искусство в высшей степени канонизировано, что гарантируетобъективность и человеческий характер.
3. Иконакак феномен восточно-христианской культуры. Спор иконоборцев ииконопочитателей. Концепция символических образов. Обратная перспектива
 
Византийцы, грек подарилимиру эстетику, идею чувственных образов, через которые просвечивает идея.Проблема не познать, а явить Бога. Проблема иконы – проблема изображения. Эйкон– образ. Война иконоборцев и иконопочитателей: иконоборцы – 2 заповедьзапрещает любые изображения Бога. Иконопочитатели – Бога – святого духа и Бога– отца – нельзя. Но Бог – сын вочеловился, поэтому можно изображать его каклюбого человека. Иконоборцы – все изображения будут носить субъективныйхарактер, отсюда опасность подмены. Целостность таких изображений нулевая. Нетсмысла поклонению образу Бога, который не объективен. Иконопочитатели: «спаснерукотворный» — достоверный портрет, он механический отпечаток, отсюдаотсутствие субъективности, интерпретации. Легенда о «спасении» предъявляетиконописцам объективное изображение. Иконы – это копирование, а неинтерпретация. Концепция символа иконоборцев: веровать – ощутить Бога в себе.Символ должен стимулировать мысли о Боге. Изображение должно напоминать о Боге.Свет в храме особый – желтый и золотой. Икона учла аргументы и тех и других.Теорию изображений, которые легли в основу иконы, разработал Ареопагит. Символ(соединение) – человек и Бог это 2 части. Икона должна соединить в человеке 2природы, а человек должен пережить это соединение. Бог – сверхпрекрасен, должнобыть контрастное изображение божественного с земным. На иконе должен быть миробратный нашему. Нет законов перспективы. Прямая перспектива – известна вэллинизме – фрески – линейная перспектива. В ее основе антропоцентрическаяперспектива, т.е. изображение так, как я вижу. Бог видит мир во всех возможныхракурсах — отказ от прямой перспективы. Обратная перспектива: сделать всенаоборот. Сзади – предметы больше, впереди – меньше – ощущение встречногодвижения. Точка схода – смотрящий. Мы – объекты разглядывания иконы.Пространство глубины сокращено. При обратной перспективе – изображение повертикали. Изображение человека – предельно условное, только для того, чтобыузнать. Не лица, а лики – общее состояние. Иконные горки: за спинами персонажейгорки, у которых срезаны верхние площадки, это не часть ландшафта, они отсекаютпространство от горизонта и создают впечатление скатывания иконы к нам. Золотойжелтый – божий свет. Икона – форма умозрения в красках. Архитектура храма попринципу обратной перспективы: купол — как глаз (обратная перспектива зрения т- оптические лучи направлены во вне, а не во внутрь). Внутри купола – наноситсяизображение Христа. Это зрачок Божьего ока. Находясь в Храме, человек находитсявнутри тела Бога.

4. Культурная роль церковно-славянскогоязыка в процессе христианизации в Древней Руси. Особенности древнерусскойлитературы
 
Русь христианизироваласьдовольно быстро и бескровно. В Восточном Христианстве допускалась вера наславянском языке. Главная проблема – перевести писание не на что. Славянскийязык в стадии мифического развития, нет абстрактных понятий. Идеи профанизациярелигиозного знания. Нет письменности. Таким образом, нужно было создать такойязык. Кирилл и Мефодий – миссионеры византийского патриарха. Они должны былисоздать искусственный язык. Корни этого языка должны быть славянскими. Заоснову был взят болгарский, т.к. по совпадению с византийским он подходиллучше. Его нужно было насытить церковными терминами. Церковный – славянский. онпонятный, поэтому тексты мог читать большой слой населения. Нет разделения наэлитарное и простое христианство. Научиться читать по азбуке было легко.Тексты, переведенные с греческого на болгарский давали возможность быстромукнижному развитию. Появляется национальная литература, свои авторы «Слово озаконе и благодати» Иллариона. Сами тексты были простыми и небольшими. Слово –это синтетический жанр: текст церковного характера, есть моральное поучение.Легкость перевода давала возможность не изучать греческий, к людям, которыеэтим занимались, относились враждебно, из-за перевода происходило сокращение иупрощение. Сложилась ситуация культурного двуязычия, основанного на дихотомиисакрального и профанного. Для сакрального языка есть ограничения на темысерьезность, пафосность, нравственно-моральная функция. А все что связано сразвлечениями и любовью в церковно-славянском не было. Латинский сначаласуществовал как общественно-культурный, а уже потом как церковный.Церковно-славянский возник как церковный, а потом стал литературным. Новаямораль поведения: нужен образец. На Руси – святой. Творческая переработкапонятия святости: в Византии – сотни святых. Принципы канонизации – чины:мученики за веру; подвижники миссионеры; царственные особы; воины за веру. НаРуси был введен новый чин первосвятые Борис и Глеб. Они принимают смерть,отказавшись от насилия. Житие «Алексия божьего человека» (сбегает со своейсвадьбы, позже возвращается и живет в хлеву со свиньями, не признаваясь, чтоэто он). Он живет по странным законам, законам другого мира, а нечеловеческого. Топоров: акцент на канонизации на поведенческую, опытнуюсторону. Акцент на потусторонний мир – это мир не наличного бытия(ориентированность на прошлое и будущее). Плохо устроено наличное бытие, нохорошо мыслится не наличное бытие.
5. Феноменантиповедения в культуре Древней Руси. Религиозные и культурные смыслы юродства
 
Юродивый – видрелигиозного подвига, отличавшийся от отшельничества, монашества. В ЗападнойЕвропе их не было, юродивыми становились, а России. Юродивый от слова урод –ущербный в физическом плане человек- убогий. Чем дольше человек от людей, темон ближе к Богу. Поведение юродивого – безумное, симулируемое. В безумномповедении – источник блаженства. Основной принцип поведения юродивого –наоборот, т.е. разрушается знаковая система наличного бытия. Юродивый нигде н6еслужит, закон для него не писан и религия тоже. Он никогда не ходит в церковь ине соблюдает церковный установлений. Не соблюдает этикета, моральных норм. Онведет себя как непонимающий смысл мира этого, как иное существо. Если юродивыйнарушает все время то, что только возможно, он не пользуется дарами общества,он одиночка, это некий первочеловек, он живет как будто еще ничего нет. Оннесет в себе образ ребенка. Своим поведением юродивый показывает то, что всесозданное человеком не имеет никакого смысла. Он подразумевает иную жизнь, гдечеловеческое не будет иметь значения. Юродивый ничего не проповедует и неговорит каким должен быть мир. Юродивый с одной стороны – одиночка, с другой –его поведение демонстративное, публичное. Юродивых уважали, почитали. Егоподвиг в том, что он продолжает жить в мире, который потерял ценность. Юродивыйживет на границе того и этого мира. Главная его обязанность – «ругаться миру»,т.е. обличать этот мир. Основной способ – провокация. Поведение юродивогодолжно вызвать в людях низменные чувства. Он показывает, что человек живет впостоянном компромиссе между добром и злом. Юродивый – максималист, онразрывает соглашение с миром. Он обнажает рутинную греховную сторону. Он критикчеловеческой природы. Пока Христианство было гонимо, христиане не могливступить в соглашение с миром. В поведении юродивых 2 ветви: киники (греч.циники) пророки, которые гонимы, но их же устами. Когда Христианстворутинизируется, появляется повседневность, юродивый напоминает началоХристианства – у настоящего христианина ничего не может быть общего с этиммиром. Юродивые не были гонимы, они были под покровительством народа. Поведениеюродивого – буквальное понимание заповедей. Юродивый – человек, но может житьпо законам иного мира. Юродивые – первоначально образованные люди. Чувствуетсякнижная традиция (катофатическая и апофатическая традиция. Котофатическая – Богвсе благое в высшей степени. Апофатическая – Бог не благое, а сверхблагое).Юродивое – поведенческая реализация апофатического. Язык юродивого – молчание икосноязычие, разрушаются правила грамматики. Юродивый и икона заполняетпропасть между человеком и Богом. Юродивый – как народный заступник, он обладалправом говорить правду царям. Он выполнял некую роль шута. Царь в каком-тосмысле тоже юродивый – его сакральная роль позволяла переступать некоторыечеловеческие законы. Он одиночка, закон царю не писан. Юродивый реализуетпрекрасное через безобразное. В 15 веке в церковный раскол: старообрядцы иновообрядцы. Старообрядцы были гонимы, это народный бунт. Юродивые пошли застарообрядцами. Юродивые примкнули к некой организации старообрядства –стираются границы, старообрядцы отрицали новое и юродивое, поэтому юродивое какстарообрядчество запрещено.
7.Особенности формирования арабо-мусульманской культуры. Сравнение христианской имусульманской систем ценностей
 
Ислам – самая молодаярелигия 6 века, которая быстро распространялась. Бедуины с аравийскогополуострова смогли завоевать огромные территории. Социо-культурное становление:есть завоеватели, у них минимум культуры, но максимум энергии, поэтому онизавоевывают более культурные народы, у которых меньше энергии. Т.о. завоевателиберут культуру завоеванных народов, но привносят своё. Арабы, захватывая,ничего не разрушают, а сроят население и постепенно сливаются с ним – тактикапреемственности. Арабы создали свою трактовку Античности. Арабская картина миране антиномична (принцип невозможности синтеза и компромисса). А Христианствоантиномично (законы постоянной борьбы). Здесь работает принципвзаимодополнения. (Христианство, чтобы утвердиться должно было поборотьязычество — мученики). Ислам зачисляет все религии в свои предшественники,поэтому исключается борьба, конфликт. Само понимание Бога в исламе могло бытьадаптировано проще, чем в Христианстве. Символ веры в исламе предельно прост(Бог Аллах, Мухаммед – пророк) – возможно множество интерпретаций. Христианствоже порождает ереси и догматы по необходимости. Ислам порождает множество ученийи течений. Бог определяется через разнообразие трактовок. Он есть саморазнообразие. Сравнение картин мира Христианства и ислама. 1) Рай и Ад: рай –предельное блаженство, ад – предельный негатив. Ад в христианстве представленболее полно. Ад – бесконечное мученичество тела. Рай в Христианстве – место,где светло, тепло, куда попадает душа, где пребывает духовном блаженстве.Мусульманство: ад – мало известно, там грешники будут мучиться. Рай –разнообразное описание – все подробно хорошо. Рай максимально насыщен полнотойжизни. Нет деления на духовное и телесное, там все комфортно и телесное идуховное. 2) Профанный и сакральный мир. Богатство: Христианство – богатство материальное.Причем духовное богатство исключает материальное богатство. Богатстводопускается в качестве дара, а не заботы. Ислам – богатство не презирается, ононе негативно. Идеальный мусульманин – обладающий богатством. Лучший способ длябогатства – торговля, а не борьба за веру. Купец – центральный герой. Этоугодно Аллаху, т.к. модель мира арабов – базар, т.к. арабские страны напересечении торговых путей. В христианстве всякий торгующий обманщик, т.к.Христианство территория натурального хозяйства, торговец посредник, он делаетденьги из воздуха. У арабов стоимость формируется на глазах у покупателя, какхозяин может расхвалить эту вещь с точки зрения Христианства – обман. У арабовобман – уметь создать новые ценности из воздуха. Роль богатства в Исламе болеепозитивная и значимая, чем в других культурах. Обман – советы хитрости.Хитрость – способность ума находить каждой вещи свое место. Обман – способнахождения компромисса. Обман – это находчивость, хитрость. Хитрость –способность не впадать в убыток, стратегия спасения. Обман – способ нестандартного движения к истине. Обман: обмануть природу; обмануть Бога – обойтизаконы Бога. Аллах самый хитрый. У купца культура обмана развита в высшейстепени. Материальное – сама вещь. Духовное – ее ценность, надстраиваемаякупцом над вещью. Метафоричность – ничто не выступает в своем смысле. Образыпоэта и купца – равновелики, т.к. метафора (поэт) – тоже обман.
8. Способыпреодоления антиномичности духовного и телесного в арабо-мусульманской культуре
 
Арабы создали своютрактовку Античности. Арабская картина мира не антиномична (принципневозможности синтеза и компромисса). А Христианство антиномично (законыпостоянной борьбы). Здесь работает принцип взаимодополнения. (Христианство,чтобы утвердиться должно было побороть язычество — мученики). Ислам зачисляетвсе религии в свои предшественники, поэтому исключается борьба, конфликт. Самопонимание Бога в исламе могло быть адаптировано проще, чем в Христианстве.Символ веры в исламе предельно прост (Бог Аллах, Мухаммед – пророк) – возможномножество интерпретаций. Ислам порождает множество учений и течений. Богопределяется через разнообразие трактовок. Он есть само разнообразие.Мусульманство: ад – мало известно, там грешники будут мучиться. Рай –разнообразное описание – все подробно хорошо. Рай максимально насыщен полнотойжизни. Нет деления на духовное и телесное, там все комфортно и телесное идуховное. Ислам – богатство не презирается, оно не негативно. Идеальныймусульманин – обладающий богатством. Лучший способ для богатства – торговля, ане борьба за веру. Купец – центральный герой. Это угодно Аллаху, т.к. модельмира арабов – базар, т.к. арабские страны на пересечении торговых путей. Уарабов стоимость формируется на глазах у покупателя, как хозяин может расхвалитьэту вещь с точки зрения Христианства – обман. У арабов обман – уметь создатьновые ценности из воздуха. Арабский купец – гений коммуни5кации. Богатствонекая полнота семантических данных вещи, т.е. те ценности, которыеудовлетворяют потребности. Роль богатства в Исламе более позитивная и значимая,чем в других культурах. Обман – советы хитрости. Хитрость – способность уманаходить каждой вещи свое место. Культура ориентирована не на понятие идеала,здесь стратегия пользы, целесообразности. Обман – способ нахождениякомпромисса. Идет стремление замаскировать границы между истиной и ложью,замаскировать обман. Обман – это находчивость, хитрость. Хитрость – способностьне впадать в убыток, стратегия спасения. Истинный добрый человек, который неидет напролом к истине. Сама истина существует, но она размыта. Обман – способне стандартного движения к истине. Обман: обмануть природу; обмануть Бога –обойти законы Бога. Аллах самый хитрый. У купца культура обмана развита ввысшей степени. Материальное – сама вещь. Духовное – ее ценность,надстраиваемая купцом над вещью. Метафоричность – ничто не выступает в своемсмысле. Образы поэта и купца – равновелики, т.к. метафора (поэт) – тоже обман.
9. Влияниесуфизма на искусство. Принципы изобразительного искусства. Язык в контекстеособенностей картины мира
Язык лицо культуры. Варабском языке система образования слов другая, чем в европейском языке. Вевропейском языке главное корень носитель смысла, к которому прирастаютвторостепенные части слова, меняя форму, но не смысл. Поэтому истина главное, авокруг нее напластования, которые нужно убрать. В арабском языке – кореньсостоит из одних согласных, которые не произносятся. Корень изнутри дополняетсягласными. Т.о. корень самостоятельно не существует, он предстает черезмножество словоформ. В арабской культуре нет самой истины, отдельносуществующей. Истина является только через различные явления. Арабская культурадержится на глаголе – действие первично, а затем вещи порождаемые действием.Мир основан на действии. Арабская картина мира не антиномична. В христианстведух и тело не пересекаются. Пища: В Христианстве пища высококалорийная, телодолжно быть сытым. В Мусульманстве – стратегия приблизить телесную потребностьв пище к духовной потребности. Пряности меняют вкус: одно и то же блюдо кажетсяразным – принцип разнообразия – это удовольствие от разнообразия духовнаяпотребность. Можно от души двигаться к телу – украшая стол – физический смысл –аппетит и духовное удовольствие. Возникает некое единство души и тела, дающеенаслаждение. Во всех проявлениях европейской культуры есть доминанта, вокругкоторой все строится, а в арабской культуре несколько центров, нет доминанты,отсюда простота и разнообразие.

10.Основные источники культуры дальневосточного региона; даосизм, конфуцианство,буддизм. Особенность индивидуальности в этом регионе
 
Даосизм: В Китае мирсакрального и божественного не выступает как сфера абсолюта. Стратегиявписывания человека в мир, нет отношения человека и мира, как субъекта иобъекта. Человек и мир относятся как «вода к воде, не частью воды, а самойводой». Учение конфуцианства направлено на обретение гармонии не человека имира, а человека и человека. Человек не мыслит себя за пределами общества.Понятие: Бун – клетка, ячейка. Каждый человек должен иметь свой бун, вне Беначеловек не человек. Бун – некая система координат, где человек обретает своюсущность. Вне этих координат человеческой сущности нет. Человека всегда творятдругие люди. Отсутствие «Я» не вызывает трагедии. Пластичность одного «Я» учеловека нет и это «Я» можно легко менять. Принцип ЛИ – ритуал, этикет,церемония – регулятор всех социальных отношений в Китае. Он работает какпринижение себя и возвышение другого. Конфликты избегаются на уровне ритуальныхформ. Ритуал – свойство культурного человека. Буддизм – единое приходящеевлияние, которое закрепилось как иное. Буддизм интересует сам человек, дляспасения самого себя, а не мира или других. В Буддизме главное – работа ссознанием, обращенная внутрь рефлексия. Мир нужно не развивать, а возвращать кчистоте сначала. Также с человеческим сознанием. Пустота сознания стираетграницы между человеком и мором, возможность приспособиться ко всему, ситуацияпринципиальной открытости. Принцип параллелизма – нет метафор, есть лишь объективныефиксированные, факты. Чтобы передать чувства в западную культуру используютсяустановленные формы, сконструированные субъективным языком. В восточнойкультуре мир природы выражает чувства, оставаясь самим собой. Доген: 1) знатьучение Будды – знать себя 2) знать себя значит забыть себя 3) забыть себя –осознать себя равным другим вещам. Множественность человеческой личности,личность можно представить как волну – в природе мира лежат колебательныедвижения. Слова «человек», «люди» в восточных языках – «ХИТО»- имеет толькомножественное число. Нинген – даже не существительное, оно выражаетобстоятельство места и времени – среди или между; интервал (человек междудругих людей, среди чего-то, это что-то между двумя точками).
11.Принципы художественного творчества в традиционных культурах Китая и Японии.Картина-свиток, рэнга, дзуйхицу
 
Ансамблевость –творчество не обладает идентичным характером. Стихосложение – рэнга — поэтысобираются на встречи, у них нет общего плана. Один произносит три строчки(зима, снег) фиксирующие статическое состояние. Следующий должен опираться намотив первых строк, но статика исчезает весна (вода). Далее данные мотивыусиливаются, появляются звуки (лето). Далее мотивы осени, возвращение в зиму.Реализуется идея пути. Творчество совпадает с процессом исполнения и спроцессом восприятия. Нет черновиков, эскизов, подготовки, творчествоспонтанно. 9-10 века дзуйхицу – жанр прозы, «роман», «записки». Первый былнаписан Сей-Сенагон японской придворной «Записки у изголовья». Еще 2 романа«Записки от скуки», «Записки из Кельи». Здесь принцип фрагментации и принципслитности. Здесь нет сюжета, темы, идеи. Все фрагменты носят законченность.Фрагменты: 1) структура: перечисление, без доводов. 2) описание происходящеговокруг. Каждый фрагмент представляет собой мысли Сей-Сенагон, единственное чтообъединяет эти фрагменты сама Сей-Сенагон. Различие Запада и Востока: западныйчеловек должен сохранять свою сущность. Восточ5ный человек вписан в мир. Увосточного человека нет внутреннего конфликта. Параллельная перспектива:западный человек – обратная и прямая перспектива: человек или Бог –определенный ракурс. Восточный человек – зрение человека путешественника, весьфрагмент в одной картине, нет близко, далеко, каждый следующий план параллельнопредыдущему. Зрение – в движении.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.