ВИЗАНТИЙСКАЯИКОНА
Икона (от греческого –«образ, изображение») это живописное, мозаичное или рельефное изображениеГоспода Иисуса Христа, Божьей Матери и святых, а также событий из Священной илиЦерковной истории.
Первые христианские иконыбыли написаны до возникновения Византийской империи, образовавшейся в IV веке. Согласно Преданию первые иконыбыли созданы евангелистом Лукой в I веке от Рождества Христова. Светские ученые считают, что культ иконзародился во II веке. Вопрос «кто из них прав?»выходит за хронологические рамки нашей работы.
ИЗ ИСТОРИИВИЗАНТИЙСКОЙ ИКОНЫ
Древнейшие сохранившиесявизантийские иконы датируются VIвеком. Письменные иконописные каноны, т. е. совокупность определенных принциповписания молельных икон, были зафиксированы позднее. Создание канонов связано спреодолением так называемого иконоборческого кризиса.
Широкое распространениеиконопочитания в Византии засвидетельствовано уже многими литературнымипамятниками VII века. «Начертываю и пишу Христа истрадания Христовы в церквах и домах, и на площадях, и на иконах, – писал одиниз авторов той эпохи Леонтий Иерапольский, – чтобы, ясно видя их, вспоминать, ане забывать. И, как ты, поклоняясь книге Закона, поклоняешься не естеству кож ичернил, но находящимся в них словесам Божиим, так и я поклоняюсь образу Христа.Не естеству дерева и красок, но, поклоняясь неодушевленному образу Христа,через него я думаю обнимать Самого Христа и поклоняться Ему».
Однако в повседневнойпрактике иконопочитание часто опускалось до уровня примитивногоидолопоклонства, магизма и суеверия. Протест против извращений иконопочитанияпривел часть иерархов и монашества к отрицанию самой идеи иконы. К несчастью вбогословские споры вмешался император Лев III Исавр, издавший в 730 (по другимсведениям в 726) году указ против икон. Константинопольский патриарх, неподчинившийся этому указу, был смещен. Вскоре в стычке между толпой исолдатами, снимавшими по приказу императора с городских константинопольскихворот чтимую икону Христа, было убито несколько человек. В Греции сопротивлениеиконоборчеству привело к политическому восстанию. Великий христианский богослови поэт – Иоанн Дамаскин, теоретически, обосновывая иконопочитание, в 730 годунаписал «Три слова против порицающих иконы». Он, в частности, объяснял: «Чтокасается этого дела с образами, мы должны стремиться к пониманию тех, кто ихсоздал. Если это истинно ради славы Божьей и Его святых, ради возвеличениядобродетели, уклонения от зла и спасения душ, то примите их с должнымпочитанием, как образы, воспоминания, подобия и книги для неграмотных. Обнимитеих глазами, устами, сердцем, склонитесь перед ними, любите их, потому что ониподобия воплощенного Бога, Его матери и собрания святых».
Но императорскую властьвсе это не остановило. Константин V Копроним, сын и преемник Льва III, началмассовое гонение на почитателей икон. Проведя за несколько лет «чистку»епископата он собрал в 754 году церковный собор, на котором иконы ииконопочитание были осуждены длинным и мотивированным постановлением.Заручившись санкцией собора, Константин стал проводить его решение огнем имечом. В «кровавое десятилетие» (762-775) было уничтожено множество икон имученически погибло множество монахов, противившихся императорскому произволу.Истребленные иконы заменялись «светским искусством»: охотничьими сценами,орнаментом и т. д.
После смерти Константинав 775 году преследование затихло, но иконоборчество господствовало до правленияимператрицы Ирины (780-802). При поддержке императрицы в 787 году в Никеесобрался 7-ой Вселенский собор, на котором был сформулирован и провозглашендогмат об иконопочитании. Главный смысл догмата заключается в том, чточествование святых икон христианами не является поклонением веществу иконы(тому материалу, из которого она сделана), а относится к тому, кто на иконеизображен – к первообразу. И чествуя, например, изображенного на иконной доске святого(а не саму доску) верующие в конечном итоге чествуют Единого Бога, без которогоне было бы такого явления, как святость.
Решения 7-го Вселенскогособора были приняты всеми поместными церквами, но побежденное догматическииконоборчество возродилось с новой силой после смерти Ирины. В 815 годуимператор Лев V начинает новые гонения против почитания икон. Первым пострадалпатриарх Никифор, призвавший Церковь к сопротивлению, низложенный и сосланный.На Вербное воскресенье 815 года тысяча монахов Студийского монастыря прошлакрестным ходом по Константинополю, неся иконы. В ответ на это последовалиимператорские репрессии, по количеству жертв, превышавшие гонение Копронима:десятки сосланных епископов, множество монахов, утопленных в зашитых мешках изамученных в застенках.
Волнения продолжались ипри преемниках Льва V. Только в марте 843 года при императрице Феодорепочитание икон было восстановлено в полной мере. С тех пор ежегодно в первоевоскресенье Великого поста православная Церковь празднует «ТоржествоПравославия», в память торжественного восстановления иконопочитания. Дажесветские историки признают, что культура Византии времен иконоборчестваотмечена печатью упадка. «Торжество Православия» привело к культурному подъему,продолжавшемуся несколько веков. Но в результате 4-го крестового походазападные крестоносцы разграбили Византию и в 1204 году захватилиКонстантинополь. «Золотой век» византийской иконы завершился. Позднееправославная Византия вновь обрела независимость и добилась новых культурныхдостижений, но иконописные шедевры последующего времени были созданы запределами Византии. В 1453 году Византийская империя погибла от турецкогонашествия. Родом из Византии был великий русский иконописец Феофан Грек (ок.1340 – после 1405). Византийскими канонами руководствовались в своем творчествеАндрей Рублев (1360/70 – ок. 1430) и другие древнерусские мастера.
В современном мире самымиизвестными и почитаемыми византийскими иконами являются Владимирская и Ченстоховскаяиконы Божией Матери.
Владимирская иконаПресвятой Богородицы, ставшая высокочтимой национальной святыней, была присланана Русь в XII веке из Византии и помещена вженском монастыре под Киевом. Князь Андрей Боголюбский в 1155 году перенесикону во Владимир, а в 1158 году заложил для нее величественный Успенскийсобор, ставший главным храмом Северо-восточной Руси. В XIV веке Владимирская икона перенесена в Москву, вУспенский собор. В настоящее время «Богоматерь Владимирская» хранится вХраме-музее при Третьяковской галерее. Согласно летописям по молитвам передВладимирской иконой русские земли были три раза спасены от нашествиязахватчиков: в 1395 году от войск Тимура, в 1480 году от набега Большой ордыхана Ахмата и в 1521 году от нападения крымских татар.
Ченстоховская иконаБожией Матери написана в VIIили VIII веке, а позднее попала на Русь. Вовторой половине XIV века польскийкнязь Владислав подарил икону монастырю паулинов на Ясной Гуре в польскомгороде Ченстохова. Ченстоховский образ Божией Матери почитается в Польше, каквеличайшая христианская святыня страны, а Ясногурский монастырь является местомпаломничества. Списки иконы имеются во всех католических храмах Польши.Православными христианами икона также почитается. Икону часто называют «ЧернойМадонной» из-за темного цвета ее лика. Однако исследования показали, чтопотемнение лика произошло вследствие воздействия покрывающего его лака, апервоначально лик был светлым. Римский папа Иоанн Павел II содействуетраспространению культа «Черной Мадонны» во всем мире.
АРХИТЕКТУРАДРЕВНЕГО НОВГОРОДА
Древнейшие страницыистории Новгорода с трудом читаются сквозь туман легенд, саг и сказаний. Нетединомыслия даже в том, по отношению к какому более древнему городу Новгородстал новым городом. Одним исследователям казалось, что этим предшественникомНовгорода была Старая Русса, расположенная на южном берегу озера Ильмень,другим – Старая Ладога, отстоящая от Новгорода на 190 километров к северу.
В двух километрах к югуот Новгорода, у истоков Волхова из озера Ильмень, расположен так называемоеРюриково городище. С начала XIIвека оно хорошо известно в древнейших новгородских летописях под названиемГородище как резиденция новгородских князей, вытесненных из города в процессесложения в Новгороде вечевой республики. Но археологические раскопки вскрылислои, относящиеся к более древнему периоду – к концу IX – началу Xвеков. Есть основания предполагать, что именно по отношению к этому поселениюпередвинувшийся к северу город получил название «Новый город». Подобные «передвижения»на более удобную территорию были характерны для ряда древнерусских городов ивызывались бурным ростом их в процессе феодализации. При раскопках натерритории Новгорода до сих пор не удалось обнаружить слов старше X века. Первая крупная постройка –дубовая церковь Софии «о тринадцати верхах», ставшая своего рода прототипомСофии Киевской и впоследствии сгоревшая – была выстроена в 989 году присланнымиз Киева первым новгородским епископом Иоакимом. Как и другие города древнейРуси, Новгород даже в эпоху расцвета был по преимуществу деревянным: огромныелесные массивы этого края, делавшие дешевым материал, удобная доставка его помногочисленным водным артериям способствовали этому. О многочисленныхдеревянных постройках – крепостных стенах, мостах, церквах и хоромах знати –уже в древнейший период неоднократно повествуют летописи. Таким образом,архитектурный ансамбль древнего Новгорода складывался в основном из деревянныхпостроек. С 1044 года по приказанию князя Ярослава (Мудрого) началосьстроительство стен кремля, который в древнем Новгороде обычно называлидетинцем. Год спустя, в 1045 году, в новом детинце был заложен грандиозныйкаменный храм Софии. Следует упомянуть, что князь Ярослав в 1014 году отказалсяплатить дань Киеву, чем фактически провозгласил начало независимости Новгорода,а значит, свой, независимый путь в развитии архитектуры. Храм строился пять лет– с 1045-го по 1050-ый гг. Новгородская София – один из наиболее выдающихсяпамятников древнерусского зодчества, имеющий мировое значение. Постройкасвидетельствует о намерении повторить в Новгороде блеск и великолепиевеликокняжеского строительства в Киеве. Новгородская София повторяла киевскуюне только по названию. Подобно киевскому собору, новгородская София представляетсобой огромный расчлененный вереницами столбов на пять продольных нефов храм, ккоторому с трех сторон примыкали открытые галереи.
Внешний облик храмахарактеризуется исключительной монолитностью и конструктивностью. Мощныевыступы лопаток делят фасады здания в полном соответствии с внутреннимичленениями. Лопатки как бы укрепляют здание по основным осям. Подобно киевскимпамятникам XI века, стены новгородской Софиипервоначально не были оштукатурены. Кладка стен, в отличие от киевских построектех времен, в основном состояла из огромных, грубо отесанных, не имеющихквадровой формы камней. Розоватый от примеси мелкотолченого кирпича известковыйраствор подрезан по контурам камней и подчеркивает их неправильную форму.Кирпич применен в незначительном количестве, поэтому не создается впечатления«полосатой» кладки из регулярно чередующихся рядов плоского кирпича (плинфы) икамня, что было характерно для киевского зодчества XI века. Кладка эта, нескрытая под штукатуркой, придавала фасадам здания подчеркнутую мощность и своеобразнуюсуровую красоту. Новгородская София, подобно киевскому прототипу, была параднымсооружением, резко выделявшимся среди окружавших ее деревянных жилищ горожан.Подчеркнутая монументальность княжеских парадных построек характерна для искусствафеодального общества. В этом отношении чрезвычайно выразительна такжеорганизация внутреннего пространства храма, резко расчлененного на две части –нижнюю полутемную, как бы подавленную низкими сводами хор, доступную для всехгорожан, и верхнюю – залитые светом роскошные полати (хоры), предназначенныетолько для князя, его семьи и ближайшего круга придворных, входивших на полатичерез лестничную башню.
Несмотря на близость ккиевскому собору, новгородская София существенно отличается от него не только вконструктивных особенностях, но и в своеобразии художественного замысла: онапроще, лаконичнее и строже. Проще решена вся композиция масс здания. Сложноезавершение киевского собора тринадцатью главами заменено более строгимпятиглавием. Архитектурные формы новгородской Софии монолитнее и несколькостатичнее, чем расчлененные динамичные массы Софии киевской, с пирамидальнымнарастанием устремленной ввысь архитектурной композиции.
Различен и характеринтерьеров обоих соборов: в новгородской Софии намечается некоторый отход отсложного «живописного пространства» Софии киевской. В новгородском соборебольше простоты и больше расчлененности, разобщенности пространственных ячеекздания, значительно строже декор. Отказ от мрамора и шифера, мозаики в пользу фресокделает интерьер новгородской Софии более суровым.
В начале XII векаНовгород становится вечевой республикой. Боярство завладевает государственнымаппаратом, оттесняя князя на роль наемного военачальника города. Князьяпереселяются в Городище, возле которого возникает княжеский Юрьев монастырь, ачуть позже – Спасо-Нередицкий. В течение XII века князья делают ряд попыток противопоставитьпотерянной для них Софии новые сооружения. Еще в 1103 году князь Мстиславзаложил на Городище церковь Благовещения; часть стен была обнаружена в1966-1969 гг. раскопками. Судя по остаткам, этот древнейший после Софии хрампредставлял собой большую парадную постройку. В 1113 г. выстроен пятиглавый храм Николы на Ярославовом дворище, который был княжеским дворцовымхрамом. По типу и художественным особенностям Николо-Дворищенский соборявляется большим городским соборным храмом, что, по-видимому, вызвано нарочитымпротивопоставлением нового княжеского храма храму Софии.
Георгиевский собор Юрьевамонастыря, выстроенный в 1119 году князем Всеволодом, по размерам истроительному мастерству занимает в новгородском зодчестве первое место послеСофии. Новгородский князь стремился построить здание, которое могло бы если незатмить собор Софии, то хотя бы конкурировать с ним. Поздняя новгородскаялетопись сохранила имя русского зодчего, выстроившего собор – «мастер Петр».Георгиевский собор, как и собор Николы на Дворище сохраняет образ большогопарадного здания. К его северо-западному углу мастер приставил высокуюпрямоугольную башню с расположенной внутри лестницей, ведущей на полати собора.Выдающийся русский зодчий достиг в этой постройке исключительнойвыразительности, доведя до предела лаконичность форм, строгость пропорций иясность конструктивного замысла. Все это придавало собору характер монолитногоцелого.
В чрезвычайно напряженнойполитической обстановке строятся два последних княжеских храма – церковь Иванана Опоках в 1127 году и церковь Успения на Торгу в 1135 году (заложены княземВсеволодом незадолго до изгнания его из Новгорода). В основе обоих построек –упрощенный план Николо-Дворищенского собора: нет башен, вход на хоры устроен ввиде узкой щели в толще западной стены.
После 1135 года крайненеуютно чувствовавшие себя в городе князья не выстроили ни одного здания.Нередко сбегавшие с «новгородского стола», а еще чаще изгоняемые вечевымрешением, они не решались на крупное строительство, требовавшее времени исредств. Только в обстановке вот таких новых политических условий может быть понятпоследний памятник княжеского строительства в Новгороде – церковь СпасаНередицы, заложенная в 1198 году князем Ярославом Владимировичем подле новойкняжеской резиденции на Городище.
Это кубического типапостройка, почти квадратная в плане, с четырьмя столбами внутри, несущимиединственный купол. Узкий щелевидный вход на хор в западной стене. Отнюдь неблещет красотой пропорций – стены ее непомерно толсты, кладка грубовата, хотяеще повторяет старую систему «полосатой» кладки. Кривизна линий, неровностьплоскостей, скошенность углов придают этой постройке особую пластичность,отличающую новгородское и псковское зодчество от памятниковвладимиро-суздальской архитектуры и зодчества ранней Москвы, унаследовавшейвладимиро-суздальские традиции.
Во второй половине XII века в Новгороде складывается новыйтип храма. Вместо грандиозных, но немногочисленных сооружений появляются зданиянебольшие и простые, но строящиеся в большом количестве. Решительно меняетсяхарактер интерьера. Пышные открытые полати-хоры – заменяются закрытыми со всехсторон угловыми камерами на сводах, соединенными между собой небольшимдеревянным помостом. Снаружи масса храма также становится монолитнее и проще.Башни для входа на хоры заменяются узким щелевидным ходом в толще западнойстены. Парадная многокупольность, столь характерная для более раннего зодчествас конца XII века исчезает совершенно. Фасадыстановятся лаконичнее.
Первая дошедшая до наспостройка нового типа – церковь Благовещения у деревни Арканжи под Новгородом,построенная в 1179 году. Это квадратный четырехстолпный однокупольный храм стремя полуциркульными апсидами на восточной стороне.
Церковь Петра и Павла наСиничьей горе, выстроенная в 1185-1192 гг., полностью совпадая свышеохарактеризованным типом, имеет одну примечательную особенность: онавыстроена из одного кирпича, без рядов камня, причем, лежащие в плоскостифасадов ряды кирпича чередуются с рядами, утопленными в растворе, поверхностькоторого гладко затерта. Эта особенность характерна для полоцкого зодчества XII века и объясняется, по-видимому, прямымвлиянием полоцкой традиции. Не стоит забывать и церковь Кирилла в Кирилловскоммонастыре, полностью разрушенную в годы Второй мировой войны, выстроеннуюбратьями Константином и Дмитром в 1196 году. Летопись сохранила имя зодчего мастераКорова Яковлевича с Лубяной улицы. Само здание представляет собой ближайшуюаналогию церкви Спаса Нередицы.
В церкви ПараскевыПятницы на Торгу, построенной в 1207 году появляются некоторые типовыеизменения. К средней полукруглой апсиде примыкали с двух сторон апсиды, имевшиеполукруглую форму лишь внутри. Снаружи они были прямоугольные. С трех сторон косновному кубу здания примыкали пониженные притворы, углы которых, как и углыосновного куба, были декорированы уступчатыми (пучковыми) лопатками, такженеобычными для Новгорода. Фасады основного куба имели трехлопастные завершения,соответственно которым делались и покрытия храма. Эту особенность интересносравнить с аналогичными чертами отлично сохранившегося памятника смоленского зодчестваэтого периода – церкви Михаила Архангела (1194 г.). Здесь чувствуется прямое влияние традиций зодчества Смоленска.
В XIII веке появляетсяновая техника кладки: из грубоотесанной волховской плиты на растворе из известис песком. В кладке столбов и сводов применялся кирпич в форме продолговатыхбрусков крупного размера. Эта кладка типична для Новгорода XIII-XV веков.Подобная техника придает поверхности чрезвычайно неровный вид и скульптурнуюпластичность.
Такова церковь Спаса наКовалеве (1345 г.). Она имеет еще позакомарное покрытие (чуть позднее оно будетпощипцовое), однако, при отсутствии трех лопаток на фасадах, с одной апсидой итремя притворами.
Церковь Успения наВолотовом поле (1352 г.). Одноглавый кубический четырехстолпный храм. Ноподкупольные столбы придвинуты к стенам. Нижние части столбов округлы.Последний прием, впервые примененный в русском зодчестве в Волотовской церкви,впоследствии стал характерной чертой новгородского и псковского зодчестваXIV-XV веков.