Реферат по предмету "Культура и искусство"


Виды и техники изобразительного искусства

Контрольнаяработа по культурологии на тему:
Виды и техникиизобразительного искусства

План
1.        Видыизобразительного искусства и их особенности
а) ГРАФИКА
б) ЖИВОПИСЬ
в) СКУЛЬПТУРА
2. Техники изобразительного искусства
3. Список литературы

1.        Видыизобразительного искусства и их особенности
Одной из основных задачнашего общества, встающих перед системой современного образования, является формированиекультуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системыжизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культурыподрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностямнакопленных обществом в процессе своего существования. Таким образом,становится очевидна необходимость изучения основ истории искусств.
Для того чтобы наиболееполно понять искусство определенной эпохи необходимо ориентироваться вискусствоведческой терминологии. Знать и понимать суть каждого из видовискусств. Только в случае владения категориально-понятийной системой человексможет наиболее полно осознать эстетическую ценность памятников искусства.
Искусство (творческоеотражение, воспроизведение действительности в художественных образах.)существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов,многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира,отображаемого в процессе художественного творчества.
Виды искусства — этоисторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностьюхудожественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам еематериального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические иколористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).
В современнойискусствоведческой литературе сложились определенная схема и системаклассификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны.Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.
В первую — входятпространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусствсущественным является пространственное построение в раскрытии художественногообраза — Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство,Архитектура, Фотография.
Ко второй группеотносятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значениеприобретает развертывающаяся во времени композиция — Музыка, Литература.
Третью группупредставляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическимиили зрелищными искусствами — Хореография, Литература, Театральное искусство,Киноискусство.
Существование различныхвидов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствамине может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину можетсоздать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая изотдельных видов искусства.
Изобразительноеискусство-группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуальновоспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, неизменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся:живопись, графика, скульптура.
А) ГРАФИКА
Графика (в переводе сгреческого — «пишу, рисую») — это, прежде всего рисунок и художественныепечатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностяхсоздания выразительной художественной формы путем использования разных поокраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.
Графика предшествовалаживописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формыпредметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладениецветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу.
Специфика графики — линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает ихосвещенность, соотношение света и тени и т. д. Живопись запечатлевает реальныесоотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов,их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствиеили противоречие окружающему.
В процессеисторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, итеперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками — пастель, и цветнуюгравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературепо искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В однихисточниках: графика — это вид живописи, а в других — это отдельный подвидизобразительного искусства.
Б) ЖИВОПИСЬ
Живопись — плоскостноеизобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении припомощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира,преобразованных творческим воображением художника.
Живопись подразделяетсяна:
— монументальную — фреска (от итал. Fresco) — живопись по сырой штукатурке красками разведеннымина воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней,смальты (Смальта — цветное прозрачное стекло.), керамических плиток.
— станковую (от слова«станок») — полотно которое создается на мольберте.
Живопись представленаразнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительныйпадеж generis — род, вид) — художественное, исторически сложившееся внутреннееподразделение во всех видах искусства.):
— Портрет — основнаязадача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренниймир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.
— Пейзаж — воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображениеморского пейзажа определяется термином маринизм.
— Натюрморт — изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понятьмировоззрение и уклад определенной эпохи.
— Исторический жанр — рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.
— Бытовой жанр — отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иногоэтноса.
— Иконопись (в переводес греческого «молитвенный образ») — основная цель направить человекана путь преображения.
-Анимализм — изображение животного, как главного героя художественного произведения.
В XX в. характерживописи меняется под влиянием средств технического прогресса (появление фото-и видео аппаратуры), что приводит к появлению новых форм искусства — Мультимедийное искусство.
В) СКУЛЬПТУРА
Скульптура — пространственно — изобразительное искусство, осваивающее мир в пластическихобразах.
Основными материалами,применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. Насовременном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилоськоличество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик,бетон и другие.
Существует две основныеразновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:
— горельеф — высокийрельеф,
— барельеф — низкийрельеф,
— контррельеф — врезнойрельеф.
По определениюскульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.
Монументальная — используется для украшение улиц и площадей города, обозначения историческиважных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:
— памятники,
— монументы,
— мемориалы.
Станковая — рассчитанана осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутреннихпомещений.
Декоративная — используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).

2.        Техникиизобразительного искусства
Техника живописи — совокупность приемов использования художественных материалов и средств.
Традиционные техникиживописи: энкаустика, темперная, настенная (известковая), клеевая и другихтипов. С XV века становится популярной техника живописи масляными красками; вXX веке появляются синтетические краски со связующим веществом из полимеров(акрилик, винилик и др.). Гуашь, акварель, китайскую тушь и полурисовальнуютехнику — пастель — также относят к живописи.
Акварель
Акварель — живописьакварельными красками. Основное качество акварели — прозрачность и воздушностьизображения.
Акварель — одна изсложнейших живописных техник. Кажущиеся простота и легкость рисования акварельюобманчива. Акварельная живопись требует мастерства владения кистью, мастерствавидения тона и цвета, знания законов смешивания цветов и нанесения красочногослоя на бумагу. В акварели существует множество приемов: работа по сухойбумаге, работа по сырой бумаге («A la Prima»), использованиеакварельных карандашей, туши, многослойная живопись, работа сухой кистью,заливка, смывание, использование мастихина, соли, применение смешанной техники.
Акварель, несмотря накажущиеся простоту и легкость рисования, сложнейшая живописная техника.Акварельная живопись требует мастерства владения кистью, мастерства видениятона и цвета, знания законов смешивания цветов и нанесения красочного слоя набумагу.
Для акварельной работыбумага является одним из важнейших материалов. Важно ее качество, тип, рельеф, плотность, зернистость, проклейка. В зависимости от качеств бумаги акварельныекраски по-разному наносятся на бумагу, впитываются, высыхают.
В акварели существуетмножество художественных приемов: работа по сырой бумаге («A laPrima»), работа по сухой бумаге, заливка, смывание, использование акварельныхкарандашей, туши, работа сухой кистью, использование мастихина, соли,многослойная живопись, применение смешанной техники.
Техника по мокромуиспользует растекание акварели и создает необычные цветовые эффекты.Использование этого приема требует знания степени влажности бумаги и опытаиспользования самого приема.
Заливка — оченьинтересный прием в акварели. Плавные переходы цветов позволяют эффектноизображать небо, воду, горы.
Мастихин используетсяне только в живописи маслом, но и в акварельной живописи. Мастихином можноподчеркивать очертания гор, камней, скал, облаков, морских волн, изображатьдеревья, цветы.
Впитывающие свойствасоли используются для получения интересных эффектов в акварели. С помощью солиможно украсить луг цветами, получить подвижную воздушную среду в картине,движущиеся тональные переходы.
Многослойная живописьнасыщенна по цвету. В многослойной живописи используются все художественныеприемы работы с акварелью.
Карандаш
Карандаш — материал длярисования. Различают карандаши чернографитные и цветные. Рисунок карандашомвыполняется на бумаге с использованием штриховки, тональных пятен, передачисветотени.
Акварельные карандаши — вид цветных карандашей, водорастворимы. Приемы использования акварельныхкарандашей разнообразны: размывание рисунка акварельным карандашом водой,работа намоченным в воде акварельным карандашом, работа карандашом по мокройбумаге, и др.
рисунок выполнятьсложнее.
С помошью карандашаможно получить бесконечно много оттенков, градаций тона. В рисунке используютсякарандаши различные по степени мягкости.
Начинают работу надграфическим рисунком с конструктивного рисунка, т.е. рисунка внешних контуровпредмета с использованием линий построения, обычно карандашом средней мягкостиH, HB, B, F, далее в тоновом рисунке, в котором уже отсутствуют линии контуровпредметов, а границы предметов обозначаются штриховкой, при необходимостииспользуют более мягкие карандаши. Самый твердый это 9H, самый мягкий 9B.
В рисунке карандашомжелательно как можно меньше делать исправлений и аккуратно использоватьстирательную резинку, чтобы не оставить пятна, так рисунок будет выглядетьсвежим и аккуратным. Растушевкой в карандашном рисунке лучше не пользоваться потем же причинам. Для нанесения тона применяется прием штриховки. Штрихи могутбыть различными по направлению, длине, разряженности, нажиму карандаша.Направление штриха (горизонтальное, вертикальное, наклонное) определяетсяформой, размерами предмета, движением поверхности в рисунке.
Портрет карандашомполучается очень реалистичным и наполненным светом. Ведь с помощью карандашаможно передать множество оттенков, глубину и объемность изображения, переходысветотени.
Рисунок карандашомзакрепляется фиксативом, так рисунок не теряет свою четкость, не размазываетсядаже при его касании рукой и сохраняется надолго.
Масло
Живопись маслом нахолсте — самая популярная техника живописи. Живопись маслом дает мастерубезграничное число способов изображения и передачи настроения окружающего мира.Пастозные или воздушные прозрачные мазки, сквозь которые виден холст, созданиерельефа мастихином, лессировка, использование прозрачных или кроющих красок,различные вариации смешивания цветов — все это многообразие приемов живописимаслом позволяет художнику найти и передать настроение, объем изображаемыхпредметов, воздушной среды, создать иллюзию пространства, передать богатствооттенков окружающего мира.
Масляная живопись имеетсвою особенность — картина пишется в несколько слоев (2-3), каждому слоюнеобходимо высохнуть несколько дней в зависимости от используемых материалов,поэтому обычно картина маслом пишется от нескольких дней до нескольких недель.
Наиболее приемлемым длямасляной живописи является льняной холст. Льняное полотно прочное, отличаетсяживой фактурой. Льняные холсты бывают различной зернистости. Для портрета иживописи с детальной прорисовкой используют мелкозернистый, более гладкийхолст. Крупнозернистый холст подойдет для живописи с выраженной фактурой(камни, скалы, деревья), пастозной живописи и живописи мастихином. Ранее вживописи использовалась техника лессировок, нанесения красок тонкими слоями,поэтому шероховатость льняного слоя придавала картине изящность. Сейчас вживописи часто используется техника пастозных мазков. Тем не менее, качествохолста важно для выразительности картины.
Хлопковый холст — прочный и недорогой материал, подходит для живописи пастосными мазками.
В живописи масломиспользуются также такие основы как мешковина, фанера, оргалит, металл, и дажебумага.  
Холсты бывают натянутына картон и на подрамник. Холсты на картоне тонкие и обычно не бывают большихразмеров, и не превышают размера 50*70. Они легкие и удобные в транспортировке.Холсты на подрамнике более дорогие, готовые холсты на подрамнике могутдостигать размера 1,2м на 1,5м. Законченная картина оформляется в раму.
Перед работой масломхолсты проклеивают и грунтуют. Это необходимо для того, чтобы масляная краскане разрушала холст, и чтобы краска хорошо легла на холст.
Картины маслянымикрасками чаще всего пишут, устанавливая холст на мольберте. В масляной живописииспользуют технику работы мастихином. Мастихин — инструмент из гибкой стали ввиде ножа или лопатки с изогнутой ручкой. Разная форма мастихина помогаетдобиться различной фактуры, рельефности, объемности. Мастихином можно также наноситьровные, гладкие мазки. Лезвие мастихина можно также использовать для созданиятонких линий — вертикальных, горизонтальных, хаотичных.
Пастель
Пастель — один из оченьнеобычных видов изобразительных материалов. Живопись пастелью воздушна и нежна.Тонкость и изящество техники пастели придает картинам живость, где-тосказочность и волшебство. В технике «сухой» пастели широкоиспользуется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходови нежности цвета. Пастель наносится на шероховатую бумагу. Цвет бумаги имеетзначение. Фоновый цвет, проступая сквозь штрихи пастели, вызывает определённоенастроение, ослабляя или усиливая цветовые эффекты рисунка. Картины пастельюзакрепляются фиксативом и хранятся под стеклом.
Техника пастелиприобрела широкую популярность и достигла своего расцвета в XVIII веке. Пастельобладает свойством придавать любому сюжету необыкновенную мягкость и нежность.В этой технике можно делать любые сюжеты – от пейзажей до рисунков людей.
Преимущества пастели — в большой свободе для художника: она позволяет снимать и перекрывать целыеживописные слои, в любой момент прекращать и возобновлять работу. Пастельсоединяет возможности живописи и рисунка. Ею можно рисовать и писать, работатьштриховкой или живописным пятном, сухой и мокрой кистью.
Приемы работы пастельюразнообразны. Пастельные штрихи втираются пальцами, специальными растушками,кожаными валиками, шелковыми квадратными щеточками-кистями, мягкими тампонами.Техника пастели очень тонкая и сложная в своих наложениях пастельной «лессировкой»цвета на цвет. Пастель накладывается пятнами, штрихами, лессировками.
Для работы пастельнымикарандашами необходимы основания, удерживающие пастель, препятствующие ееосыпанию. Пастелью работают на шероховатых сортах бумаги, таких как «торшон»,ватман, наждачная, на рыхлом, ворсистом картоне, замше, пергаменте, холсте.Наилучшим основанием является замша, на которой написаны некоторые ставшиеклассическими произведения. Рисунки пастелью закрепляют специальнымификсативами, препятствующими осыпанию пастели.
Непревзойденныммастером пастели был Эдгар Дега. Дега обладал острым глазом и непогрешимымрисунком, что позволило ему добиться в пастели невиданных эффектов. Никогда ещерисунки пастелью не были так трепетны, виртуозно небрежны и так драгоценны поцвету. В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней,Э.Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Чтобы придатькраскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастельгорячей водой, превращая ее в некое подобие масляной краски, и кистью наносилее на холст. В феврале 2007-го на аукционе Sotheby’s в Лондоне пастель Дега «Тританцовщицы в фиолетовых юбках» была продана за $7, 87 млн. В России в
пастели работали такиемастера, как Репин, Серов, Левитан, Кустодиев, Петров-Водкин.
Сангина
Цветовая гамма сангины,материала для рисования, от коричневого до близкого к красному. С помощьюсангины хорошо передаются тона человеческого тела, поэтому выполненные сангинойпортреты выглядят очень естественно. Техника рисунка с натуры с помощью сангиныизвестна начиная с эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль). Нередкосангину сочетают с углём или итальянским карандашом. Для обеспечения большейдолговечности рисунки сангиной закрепляются фиксативом или помещаются подстекло.
Сангина известна еще сантичности. Именно тогда сангина позволила ввести в рисунок цвет телесногоцвета. Широкое распространение техника рисунка сангиной получила в ЭпохуВозрождения. Художники Возрождения разработали и широко использовали технику«трех карандашей»: они наносили рисунок сангиной или сепией и углемна тонированною бумагу, а затем белым мелом высветляли нужные участки.
Слово«сангина» происходит от латинского «сангвинеус» — «кроваво-красный». Это карандаши красно-коричневых тонов. Сангинаизготавливается из тонкоперетертой жженой сиены и глины. Как пастель, уголь исоус, сангина является мягким материалом, которому при производстве придаетсяформа четырехгранных или круглых мелков.
С помощью сангиныхорошо передаются тона человеческого тела, поэтому выполненные сангинойпортреты выглядят очень естественно.
Техника работы сангинойхарактерна сочетанием широких мазков и растушевок со штрихами остро заточенныхбрусочков сангины. Красивые рисунки сангиной получаются на тонированном фоне,особенно когда к основному материалу добавляются уголь и мел (техника«трех карандашей»).
Для рисунка выбираютсангину такого оттенка, который лучше отвечает особенностям натуры. Например,обнаженное тело хорошо рисовать красноватой сангиной, а пейзаж — сангинойсеровато-коричневой или цвета сепии.
Иногда сангинукомбинируют с углем, дающим холодные оттенки. Контраст теплых и холодныхоттенков придает особое очарование таким работам.
Для обеспечения большейдолговечности рисунки сангиной можно закрепить фиксативом или поместить подстекло.
Темпера
Темпера (от латинского «temperare»— соединять) — связующее вещество красок, состоящее из натуральной илиискусственной эмульсии. До усовершенствования масляных красок Я. Ван-Эйком (XVвек) средневековая яичная темпера была одним из наиболее популярных ираспространенных видов живописи в Европе, но постепенно она утратила своезначение.
Во второй половине XIXвека разочарование, наступившее в позднейшей масляной живописи, послужилоначалом поисков новых связующих веществ для красок, и забытая темпера, хорошосохранившиеся произведения которой красноречиво говорят за себя, снова привлекаетк себе интерес.
В противоположностьмасляной живописи и старинной темпере новая темпера не требует от живописцаопределенной системы выполнения живописи, предоставляя ему в этом отношенииполную свободу, которую он может использовать без всякого ущерба для прочностиживописи. Темпера в отличие от масла быстро высыхает. Темперные картины,покрытые лаком, по красочности не уступают масляной живописи, а в отношениинеизменяемости и долговечности, темперные краски даже превосходят масляные.
Материалы и техникиграфики разнообразны, но, как правило, основой является бумажный лист. Цвет ифактура бумаги играют большую роль. Красочные материалы и техники определяютсявидом графики.
Станковая графикав зависимости от характера техники подразделяется на два типа: эстамп ирисунок.
Эстамп — от французского estamper — штамповать, оттискивать — оттиск на бумаге.Первоначальное изображение делается не непосредственно на бумаге, а на пластинекакого-либо твердого материала, с которой потом рисунок печатается,оттискивается с помощью пресса. При этом можно получить не один экземпляроттиска, а много, то есть тиражировать графическое изображение. Печатаниеприменяется и в прикладной графике, в плакате, книжной иллюстрации. Но тампечатная форма изготавливается с оригинала, выполненного художником,фотомеханическим, машинным путем. В станковой же графике для эстампа печатнаяформа создается самим художником, поэтому получается ряд экземпляров подлинныхпроизведений
искусства одинаковойхудожественной ценности, полностью сохраняющих живой и непосредственныйотпечаток творческой работы автора.
Сам процесс созданияпечатной формы из какого-либо твердого материала — дерева, металла, линолеума — называется гравированием (от французского слова graver — вырезать). Рисуноксоздается с помощью вырезания, процарапывания каким-либо острым инструментом — иглой, резцом. Произведения графики, отпечатанные с гравировальной печатнойформы, называют гравюрой.
плоская гравюра — рисунок и фон находятся на одном уровне;
выпуклая гравюра — краска покрывает поверхность рисунка — рисунок выше уровня фона;
углубленная гравюра — краска заполняет углубления, рисунок ниже уровня фона.
В зависимости отматериала, из которого создается печатная форма различают разные виды гравюры:
Литография — печатной формой является поверхность камня (известняка). Камень очень гладкополируется и обезжиривается. Изображение на литографический камень наноситсяспециальной жирной литографической тушью или карандашом. Камень смачиваетсяводой, далее накатывается краска, пристающая только к ранее нанесенномурисунку. Литография изобретена в 1798 году. В 19 веке получает распространениев станковой и социально-критической журнальной графике. (Французский художникОноре Домье: «Опустите занавес, фарс сыгран» 1834г., «УлицаТранснонен, 15 апреля 1834 года» 1834г., с 1837 по 1851г. — приблизительно30 литографических серий — «Робер Манер», «Парижские типы»,«Добропорядочный буржуа», «Деятели правосудия».)
Альграфия — плоская печать, техника исполнения аналогична литографии, но вместо камняиспользуется алюминиевая пластина.
Ксилография — гравюра на дереве, вырезается специальным резцом. Краска накатывается наплоскость исходной доски. При печати на бумаге белыми остаются участки,вырезанные резцом. Оттиски представляют собой контурный рисунок толстымичерными линиями. Ксилография появилась в средние века в связи с необходимостьюкнигопечатания. (Германские художники Альбрехт Дюрер: «Четыре всадника»1498г. и Ганс Гольбейн Младший серия гравюр «Образы смерти»1524-1525г.г. )
Линогравюра — гравюра на линолеуме. По технике очень близка к ксилографии. Линолеум — недорогой, доступный материал. Линогравюры более просты в исполнении посравнению с ксилографией из-за синтетического происхождения используемогоматериала (однородность, отсутствие мешающих резцу искусственных волокон).
Гравюра по металлувыполняется на цинке, меди, железе, стали. Гравюра по металлу делится на печатьс травлением и безтравления. Существует большое количество техник этого видагравюры — техника сухой иглы (наиболее близка к авторской графике, так как неимеет большого тиража), меццо-тинто («черная печать»), офорт,акватинта, мягкий лак (или срывной лак).
Офорт — от французского eau-forte — азотная кислота. Рисунок процарапываетсягравировальной иглой в слое кислотно-упорного лака, покрывающего металлическуюпластину. Поцарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленноеизображение заполняется краской и оттискивается на бумагу. (Французскийхудожник Жак Калло: серия «Большие бедствия войны» 1633г., серия «Низшие»1622г.)
Сухая игла — рисунок наносится непосредственно на металл, путем процарапывания остриемтвердой иглы штрихов на поверхности металлической доски.
Меццо-тинто — от итальянского mezzo — средний и tinto — окрашеный. Вид углубленной гравюры,в которой поверхности металлической доски гранильником придается шероховатость,дающая при печати сплошной черный фон. Участки доски, соответствующие светлымместам рисунка выскабливаются, выглаживаются, полируются.
Акватинта — от итальянского aquatinta — метод гравирования, основанный на протравливаниикислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой иликанифольной пылью и с изображением нанесенным с помощью кистикислотоотталкивающим лаком. Имеет огромное количество оттенков от черного добелого.
Что касается техникискульптуры, то ее виды можно группировать по различным принципам. Согласноодному принципу технику скульптуры можно разбить на три следующие группы:
Когда рука художниказаканчивают всю работу (обработка глины, камня, дерева).
Когда работу художниказаканчивает огонь (керамика).
Когда художник даеттолько модель будущей статуи (отлив в бронзе).
Согласно другомупринципу техника скульптуры распадается на три, но уже другие основные группы:
Лепка в мягкихматериалах (воск, глина) — техника, которую мы называем в узком смысле«пластикой».
Обработка твердыхматериалов (дерево, камень, слоновая кость), или «скульптура» впрямом смысле этого слова.
Отливка и чеканка вметалле.

Списоклитературы
1.        А.В. Луначарский Об изобразительном искусстве
2.        Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.