Контрольнаяработа по культурологи на тему:
Величайшиедворцы Флоренции
План
1. Палаццо Медичи-Риккарди
2. Палаццо Веккьо
3. Палаццо Питти
4. Палаццо Строцци
5. Палаццо Ручеллаи
6. Барджелло
Список литературы
1. ПалаццоМедичи-Риккарди
Дворцыв Италии называются палаццо (от лат. palatium; отсюда и русское слово«палата»). Тип богатого городского палаццо складывался во Флоренции в XV в. Егоособенностями являются чёткое разделение замкнутого объёма здания на три этажа,открытый внутренний двор с летними поэтажными аркадами, применение руста (отлат. rusticus — «грубый», «неотёсанный») для облицовки фасада, т. е.камня с грубо-околотой или выпуклой лицевой поверхностью, а также сильновынесенный декоративный карниз.
Самаякапитальная постройка ученика Брунеллески и его одарённого последователяМикелоццо ли Бартоломмео (1396—1472), придворного архитектора семьи Медичи, —сооружённое в 1444—1460 гг. палаццо Медичи — Риккарди (Риккарди — фамилияпоследнего владельца дворца). Здание расположено на углу двух улиц, что даётвозможность с наибольшей полнотой оценить в тесно застроенной Флоренции егомощный объём, основные членения, выразительность деталей. Ритм горизонтальныхпоясов и редко расставленных больших окон на фасаде (ещё сохраняющихтрадиционное готическое деление на две части средней колонкой), поэтажноеуменьшение (от низа к верху) выпуклости руста создают впечатление сдержаннойсилы. Подобен парадному залу внутренний двор с галереей на первом этаже,галереей с окнами — на втором, открытой лоджией с колоннами — на третьем.Помещения второго, парадного, этажа богато оформлены: стены облицованымрамором, позолоченные потолки отделаны лепными украшениями, полы покрытымраморными плитками, окна и двери имеют рельефные обрамления, а мебель и двериинкрустированы мозаикой из дерева разных тонов. Домовая капелла Медичирасписана знаменитыми фресками Беноццо Гоццоли.
ПалаццоМедичи — Риккарди послужило образцом при строительстве многих флорентийскихдворцов. К созданию Микелоццо близок дворец Строцци (заложенный в 1481 г.),который связывают с именем архитектора и скульптора Бенедетто да Майано (1442—1497). В некоторых деталях здесь ещё можно видеть следование мастера готическимтрадициям, но в целом здание отмечено тонкой гармонией, оно создаёт впечатлениезаконченности и элегантности.
Средивариантов оформления дворцов и вилл следует отметить отделку зданий гранёнымкамнем. Благодаря этому довольно редкому приёму, называемому алмазнойрустовкой, фасад здания выглядел более нарядным. Такой гранёный камень былприменён в конце XV в. в палаццо ден Диаманти в Ферраре; этим постройкамподражали зодчие Испании и Португалии.
ВРоссии таким образом отделана знаменитая Грановитая палата в Московском Кремле,построенная итальянскими мастерами в 1487—1491 гг.
2. Палаццо Веккьо
Это правительственноездание 1299 г., где заседали приоры, называлось Новый дворец (Palagio novo).Прежнее правительственное здание Барджелло стало Старым дворцом. В XV в.правители коммуны объявили себя синьорами (signori), а само здание сталоназываться Палаццо делла Синьория, дав тем самым название и площади переддворцом. Между тем здание уже успели переименовать в Палаццо Дукале (резиденциюгерцога): великий герцог Тосканский Козимо I переехал сюда в 1540 г. из своегочастного дворца (сегодня Палаццо Медичи-Риккарди). Но в 1565 г. он предпочёлперенести свою резиденцию в Палаццо Питти, который был для этого расширен, апрежний Новый дворец перестал считаться новым и стал Старым дворцом (ПалаццоВеккьо).
Строительствоправительственного здания — резиденции правительства Флоренции было порученогильдиями Арнольфо ди Камбио в 1298 г.
Палаццо Веккьо былсооружен по образцу более старого административного дворца Палаццо Тоскана вгороде Вольтерра, но выглядит намного мощнее и кажется вырубленным из одногокуска скалы. Проект предусматривал чёткие формы: в плане это прямоугольник, нотонкие карнизы по фасаду зрительно делят его на три блока. Увенчанная зубцамигалерея как бы повторяется на звоннице и на башне, высота которой достигает 94м, дополняя впечатление величавой простоты. В 1667 г. на башне были установленычасы работы аугсбургского мастера Г.Ледерле, которые до сих пор ходят.
Рядом со знаменитым«Давидом» находится вход в прелестный дворик, оформленный Микелоццо в 1453 г. встиле раннего Возрождения. По случаю бракосочетания Франческо I де Медичи сИоанной Австрийской Джорджо Вазари разукрасил стены видами Вены, Линца и Граца.Вазари был придворным архитектором Козимо I и перестроил средневековый дворец сучётом пожеланий герцога. Уже во дворике видно, сколь пышные парадные помещениядолжны находиться внутри этой монументальной резиденции великих герцогов.
Аллегорические картинына потолке и стенах великолепного Салона пятисот, предназначавшегося дляпроведения заседаний Большого Народного Совета после вторичного изгнания Медичив 1494 г. из Флоренции, повествуют о деяниях тосканского герцога Козимо I.Работы по декорированию зала возглавлял Вазари с учениками. Они уничтожиливсякое напоминание о годах республиканского правления, включая созданные в товремя шедевры «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи и «Битва при Кашине»Микеланджело. Работы Вазари были призваны продемонстрировать могущество и славугерцога и его государства. Среди мраморных статуй следует отметить скульптурнуюгруппу Микеланджело «Гений, попирающий грубую силу», а также копию «ТриумфФлоренции над Пизой» (Джамболонья, подлинник в музее Барджелло).
В Зале Льва X находитсякартина Вазари «Осада Милана», где изображены воины во всех мыслимых позах, чтотипично для маньеризма, произведения последователей которого отличаютсянапряжённостью образов и манерной изощрённостью формы.
Зал Стихий украшеналлегорическими фигурами, изображающими воздух (на потолке), землю, огонь иводу — в образе Венеры Пенорождённой.
Из лоджетты открываетсяживописный вид на базилику Санта-Кроче, Сан Миниато аль Монте и крепость ФортеБельведере.
В Палаццо Веккьо естьАудиенц-зал с изображением герба Флоренции на золотом кессонированном потолке,и Зал лилий, который когда-то был объединён с Аудиенц-залом в одно целое. Дажедвери здесь впечатляют, в особенности мраморная дверь, ведущая в Аудиенц-зал.На потолке Зала лилий изображён золотой цветок лилии на синем фоне — гербфранцузских графов Анжу, помогавших флорентийским гвельфам в их борьбе сгибеллинами и способствовавших их окончательной победе. На стенах зала —огромная фреска Доменико Гирландайо с изображениями первого епископа Флоренциисв. Дзанобия вместе со святыми Лоренцо и Стефано и героев Римской республики(Брута, Цицерона, Сципиона и др.), которые должны были вдохновлять правителейгорода на защиту республиканских идеалов. Композицию Зала лилий завершает«Юдифь» Донателло. Через Зал канцелярии, где выставлен бюст Макиавелли и виситего портрет, можно попасть в Зал Маппамондо, где находится старинная картамира.
В коллекции музыкальныхинструментов Палаццо Веккьо находятся скрипки Страдивари и Амати.
3. Палаццо Питти
Палаццо Питти — самыйбольшой из ныне существующих флорентийских палаццо, одна из самых значительныхдостопримечательностей Флоренции. Находится на покатой Площади Питти; позадиздания размещаются Сады Боболи.
Здание служилорезиденцией сначала великим герцогам Медичи, затем династии Лотарингскихгерцогов и, наконец, итальянской королевской фамилии. Сегодня это один из самыхкрупных музейных комплексов Флоренции. Здесь размещены Палатинская галерея,Галерея современного искусства, Музей серебра, Музей фарфора, Музей карет иГалерея костюма — крупнейшее в Италии собрание, посвященное истории моды.
Уже сама облицовкарустом из огромных блоков, покрывающая весь фасад, выдает претензии на власть ивеличие, для чего и строился этот дворец. Козимо Медичи Старший был первым, ктоиспользовал стилевые элементы общественных зданий (таких, как Палаццо Веккьо)при сооружении в 1444 г. своего личного дворца, известного сегодня подназванием Медичи-Риккарди. Соперничавшее с Медичи семейство Питти не хотелоуступать, но ему не хватило средств, чтобы завершить строительство.
В отместку, правда, сопозданием, Элеонора Толедская, супруга Козимо I, приобрела дворец в 1549 г. С1558 г. начались работы по расширению здания под руководством Амманнати, азатем его учениками, но с учётом первоначального проекта. Так возник один изсамых грандиозных флорентийских дворцов с фасадом длиной 205 м и высотой 38 м.Чёткое членение самого дворца и той его части, которая выходит во внутреннийдвор Амманнати, достигнуто благодаря применению сильно подчёркнутых пилястров иполукруглых арок.
Роскошный интерьербросается в глаза уже при посещении Appartamenti Monumentali: белая изолотистая лепнина, ценные гобелены и шёлковые обои, удивительные фрески инеобычная подлинная мебель.
Пышное убранствопомещений Палатинской галереи, оформленных в стиле барокко, создаётнесравненный, а для многих просто ошеломляющий фон для уникальныххудожественных произведений. Особого внимания заслуживают мифологические залы,расписанные Пьетро да Кортона (залы Венеры, Аполлона, Марса, Юпитера иСатурна). Собирать эту единственную в своём роде коллекцию картин началиМедичи, а Лотарингские герцоги дополнили её; правда, картины размещали пособственному усмотрению и вкусу. Они должны были служить чисто декоративнымцелям, тем не менее их расположение с тех пор не менялось, внося дополнительныйшарм в общую атмосферу этого уникального собрания произведений искусства. Ни водном музее мира нет стольких картин Рафаэля, как здесь (их 11); кроме того, вгалерее несколько известных картин Тициана, здесь представлены работывенецианцев Тинторетто и Джорджоне, шедевры Рубенса и Ван Дейка, Караваджо иМурильо, а также произведения флорентийских маньеристов, таких, как РоссоФьорентино, Андреа дель Сарто, Фра Бартоломео, Бронзино и, наконец, самогоПонтормо.
В Галерее современногоискусства в основном представлены произведения итальянских живописцев XIX в.Большое влияние на всю итальянскую живопись в конце того века оказалафлорентийская группа художников под названием «Маккьяйоли». Такое название онаполучила за свободную манеру письма яркими цветовыми пятнами.
В Музее серебранаходится уникальная коллекция ваз, собранная Лоренцо Великолепным. Здесь естьдревнеримские амфоры, вазы империи Сасанидов, образцы из Византии и Венеции XIVв. Драгоценные камни, золотые и серебряные изделия, слоновая кость — здесьвсего так много, что просто глаза разбегаются. В этой сокровищнице собраныпросто сказочные богатства. Ценнейшие изделия золотых дел мастеров рассеяны помногим залам, но не все из них принадлежат итальянцам, есть экземпляры изГермании и других стран. Здесь можно полюбоваться миниатюрной площадьюСиньории, выложенной золотом и драгоценными камнями.
4. Палаццо Строцци
Палаццо Строцци—флорентийский дворец (палаццо) эпохи Ренессанса. Здание было построено позаказу Филиппо Строцци предположительно по проекту Джулиано да Сангалло в1489—1539 гг. По своей форме относится к флорентийским городским дворцамраннего Возрождения.
Филиппо Строцциназначил срок начала строительства палаццо на 6 августа 1492 г. в строгомсоответствии с астрологическим прогнозом. За образец архитектор семействаСтроцци Бенедетто да Майано взял дворец Медичи, известный ныне как ПалаццоМедичи-Риккарди, автором которого был Микелоццо.
Здание облицованноевыпуклыми каменными блоками, производит очень гармоничное впечатление. Егоусиливает выступающий карниз зодчего Кронака.
Филиппо Строцци умер,не дождавшись окончания строительства своего палаццо.
5. Палаццо Ручеллаи
Палаццо Ручеллаи—дворец эпохи Возрождения во Флоренции, спроектированный Леоном БаттистойАльберти между 1446 и 1451 гг. и возведённый Бернардо Росселино по заказуфлорентийца и мецената эпохи Возрождения Джованни Ручеллаи (не путать с поэтомДжованни Ручеллаи).
Фасад здания считаетсяодним из первых образцов светской архитектуры эпохи Возрождения, c пилястрами иантаблементом в качестве основных элементов композиции. Рустированные стеныпроизводят впечатление мощи, особенно более крупный руст на стене первогоэтажа, на котором располагался цейхгауз. Каждый из трёх этажей здания, наподобиеримского Колизея, декорирован пилястрами одного из трёх классических ордеров:на первом этаже — тосканский, на втором Альберти поместил вместо ионическогоордера пилястры с оригинальной капителью, разработанной им самим, а третий этажукрашает коринфский ордер в несколько упрощённом варианте. Окна на втором итретьем этажах сдвоены под арками.
Внутренний дворикдворца напоминает дворик Воспитательного дома Брунеллески (Ospedale degliInnocenti — Госпиталь невинных). Вполне вероятно, что его архитектором был неАльберти. Напротив Палаццо стоит Лоджия Ручеллаи (Loggia Rucellai), гдепроводились приёмы и банкеты для торговых партнёров, праздновались свадьбы.
Документов,свидетельствующих о возведении Лоджии и Палаццо Леоном Баттистой Альберти, нет,но так утверждает Джорджо Вазари в своём «Жизнеописании наиболее знаменитыхитальянских живописцев, ваятелей и зодчих», изданном в 1568 году.
6. Барджелло
Барджелло, известныйтакже как дворец Барджелло или Народный дворец — художественный музей воФлоренции, ранее бывший казармой и тюрьмой.
Слово «Bargello»происходит от поздне-латинского bargillus (от готского bargi или немецкогоburg): т.е. за́мок или укреплённая башня. В средние века это названиеприсваивалось и военному капитану, хранившему мир и покой («Капитанправосудия»). Во Флоренции он обычно призывался из другого города, чтобыпрепятствовать проявлениям протекционизма. Эта должность аналогичнасовременному руководителю полиции. Название «Барджелло» также было перенесенона офис Капитана. Дворец Барджелло был вначале построен для Capitano del Popolo(народного капитана) и стал первой городской ратушей. С 1261 г. сталрезиденцией подесты и верховного магистрата города. Подеста избирался лишь наодин год. Здание Барджелло послужило прототипом при постройке Палаццо Веккьо. В1574 году Медичи упразднили подесту и разместило в Барджелло руководителяполиции. Здание служило тюрьмой, казни происходили во дворе здания, до тоговремени, когда они были отменены герцогом Петром-Леопольдом в 1786 году.Полиция размещалась в Барджелло до 1865 года.
Вначале, когда зданиебыло построено в 1256 г., оно имело 2 этажа. Третий этаж, сложенный из меньшихблоков, был добавлен после пожара 1323 г.
С 1865 г. здание былопревращено в национальный музей (итал. Museo Nazionale del Bargello) для показаитальянской скульптуры XIV — XVII веков. В музее находятся такие творенияМикеланджело как Вакх, Мадонна с ребёнком, Брут и Давид-Аполлон. Кроме того,коллекция включает Давида и Святого Георгия работы Донателло, Вакха работыСансовино, бюст Козимо I Медичи работы Челлини и др.
Список литературы
1. Флоренция. История, искусство, фольклор
2. Рескин Джон «Прогулки по Флоренции
3. С.Бьетолетти „Флоренция. История. Архитектура.Искусство“