ПЛАН
Введение
Предыстория. Правота профессорской крови
Главные экспонаты
Булгаковский дом в вопросах и ответах
Вопросы и ответы о музее и не только
Вопросы к Голубеву Н. Б.
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Я решила написать этотреферат об одном из мистических мест Москвы – Булгаковском доме-музее. Итак, «Культурно-просветительскийЦентр, музей «Булгаковский Дом» находится по адресу: ул. Большая Садовая,дом 10, на первом этаже. График работы музея с 13.00 до 23.00, летом в выходные- и НОЧЬЮ. Вход свободный. Москва, м. Маяковская, ул. Б. Садовая,д. 10, выход к концертному залу, идти по Садовому Кольцу мимо театра Сатиры,после «Кофе-Хауз» поворот в арку, 1 этаж. — Для справки:(495)970-06-19 Екатерина Авдюшкина, руководитель экскурсионного отдела.
Торжественное открытиесостоялось 15 мая 2004 года. На открытии центра присутствовало более пятисотчеловек, включая известных деятелей культуры, булгаковедов, актеров московскихтеатров, художников.
ПРЕДЫСТОРИЯ.ПРАВОТА ПРОФЕССОРСКОЙ КРОВИ
Михаил Булгаков вырос всемье доцента Киевской Духовной Академии Афанасия Ивановича Булгакова, которомунезадолго до смерти в 1907 году присвоили профессорское звание.
Будущий писатель навсегдасохранил образ «зеленой лампы», горевшей на письменном столе отца, как символпостоянного труда ученого, в одиночестве совершающего свой научный подвиг. Вгоды учёбы на медицинском факультете Киевского университета имени св. Владимирастуденту Булгакову преподавали великолепные профессора, чья профессиональнаяэтика была безупречна и служила примером для будущего врача. В середине 1920-хв Москве Булгаков-журналист в кругу пречистинских знакомых встречает московскихпрофессоров Государственной Академии Художественных Наук — профессоров старойдореволюционной закалки, рыцарей без страха и упрёка, готовых на бесстрашноепротивостояние глупости и невежественной наглости безграмотных людей. Такпоявляются в произведениях Булгакова – «Роковые яйца», «Собачье сердце»,«Мастер и Маргарита» — ПРОФЕССОРА, которые стали не только спокойныминаблюдателями, тонкими диагностами, но и бесстрашными экспериментаторами и дажеобвинителями бездарной власти.
Незабываемый образземского врача, идущего навстречу «Тьме египетской» со своей великолепнойсвитой, готовой сражаться против смерти,- благородство и самоотверженностьрусского интеллигента! И когда приходится встречаться с родными МихаилаБулгакова, то невольно вспоминается его напутствие своему братуучёному-микробиологу Николаю Афанасьевичу Булгакову: «Будь блестящ в своихисследованиях!» И тут и проявляется правота всесильной крови булгаковскогорода: священников и подвижников, исследователей и первопроходцев, учёных,посвятивших себя мужественному дерзанию: просвещению русского народа. В 2006году крестница Михаила Булгакова доктор филологических наук профессор ЕленаАндреевна Земская отметила благородную дату 80-летнего юбилея. А в 2009 годунаступила пора чествовать Варвару Михайловну Светлаеву – другую племянницуМихаила Булгакова кандидата химических наук – с тем же прекрасным юбилеем!
Когда встречаешься с этойхрупкой и спокойной женщиной, внимательно рассматривающей тех, кто её окружает,то невольно возникает чувство, что серьёзный учёный наблюдает за странными итолько ему понятно объяснимыми событиями. Рассказ о своей семье – ЕленеАфанасьевне Булгаковой и Михаиле Васильевиче Светлаеве,- чьи жизни соединилисьв Москве в 1925 году, Варвара Михайловна, их единственная дочь, ведёт строго инежно на страницах литературного журнала… По крупицам, по каплям, по строчкамсобирает Варвара Михайловна непростую историю жизни своей семьи,последовательно анализируя документы и свои детские воспоминания…
Трогательно и сдержанноВарвара Михайловна рассказывает о филологических буднях своих родных, ородственных отношениях киевской семьи уже в Москве… «…Мне, дочери, о бедах итрудностях своей жизни мама не говорила никогда. Никогда никому не жаловалась.По окончании КИНО в 1924 г. Лёля уехала в Москву к сестре Надежде АфанасьевнеЗемской и сразу же устроилась работать библиотекарем в школе (декабрь 1924 г.). У Надежды Афанасьевны познакомилась с другом ее мужа Андрея Михайловича Земского МихаиломВасильевичем Светлаевым. А.М. Земской и М.В. Светлаев работали вместе надпособиями и учебниками по русскому языку. А 4 февраля 1925 г. Лёля вышла замуж за Михаила Васильевича Светлаева. И если мы захотим спросить ВарваруМихайловну, что она помнит о своём дяде Михаиле Булгакове, то услышимдрагоценные воспоминания, сохранённые в памяти маленькой Вари на всю жизнь. «…Связь с домом Михаила Афанасьевича никогда не прекращалась, хотя это и невыражалось в частых посещениях друг друга из-за постоянной напряженнойзанятости родителей: преподавание днем, а ночью работа над созданием учебников.Елена Афанасьевна часто помогала Михаилу Васильевичу. Особенно труднымиматериально были 1930—1934 гг. Мои ироничные родители выучили меня (видимо,около 1932 г.) отвечать на их вопрос: “Чем ты будешь кормить папу с мамой,когда мы будем старенькие?” — “Селедками и картошками. А еще чаю даваю”. У менябыла игрушка, плюшевая желтая обезьяна Мака, подаренная Михаилом Афанасьевичем(дядей Мишей, как говорила я).
Позднее я узнала, чтоМака — домашнее прозвище Михаила Афанасьевича (очевидно, данное ему в периодего брака с Любовью Евгеньевной Белозерской). Мама очень любила первую женуМихаила Афанасьевича Татьяну Николаевну Лаппа, ровно и доброжелательноотносилась ко второй жене Любови Евгеньевне и была в теплых дружескихотношениях с последней женой Еленой Сергеевной Булгаковой. Когда-то (в моемраннем детстве) я и мама пошли на Большую Садовую навестить Татьяну Николаевну:она жила на первом этаже дома, в котором ранее они жили совместно с МихаиломАфанасьевичем (в другой квартире)…» Эта глубоко интеллигентная сдержанность вописании судьбы своих близких и утрат, постигших молодую внучку ВарварыМихайловны Булгаковой, — часть того наследственного достояния, что перешлаВарваре Михайловне Светлаевой через таинственные узы родства.
Но призвание было связаноне с литературой, а химией. Именно точные и естественные науки привлекалиВарвару Михайловну, несмотря на сплошное филологическое окружение… «…В период1936—1939 гг. родители рассказывали мне о творчестве Михаила Афанасьевича: мама— о “Днях Турбиных” и “Белой гвардии”, папа — о “Багровом острове”, “Роковыхяйцах” и “Дон Кихоте”. Последнюю пьесу Михаил Васильевич очень любил. Сводилименя и в театр на “Пиквикский клуб” и “Мертвые души”. Впоследствии впервые“Белую гвардию” я прочитала по какому-то старому изданию у Варвары АфанасьевныКарум, находясь в Новосибирске во время войны (1941—1943 гг.)… …Приходя домойот Михаила Афанасьевича, мама рассказывала, как он работает над романом “Мастери Маргарита”. Однажды рассказала, что Михаил Афанасьевич показывал, кактанцевал воробушек.
Тогда мне врезались впамять проделки кота Бегемота, когда он качается с примусом на люстре, иразгром ресторана Грибоедова. Тогда же мама принесла мне домой щенка таксы издома В.И. Качалова. После смерти Михаила Афанасьевича (10 марта 1940 г.) мама получила от Елены Сергеевны его посмертную маску, которая сейчас находится в музееМХАТа. Письма Елены Сергеевны к моей маме находятся в музее МихаилаАфанасьевича в Киеве. В одном из них (от 13 мая 1940 г.) Елена Сергеевна сообщает, что получено разрешение напечатать 6 пьес М.А. Булгакова ипоставить ему памятник за счет Литфонда...» И, если сейчас в Москве в том самомдоме № 10 на Большой Садовой существует уже 5 лет культурно-просветительскийцентр «Булгаковский дом» и, наконец-то, открылся мемориальный музейМ.А.Булгакова «Нехорошая квартира», в котором расположились три самостоятельныхфонда, пекущихся о добром имени великого писателя, — то немалая заслуга во всёмэтом принадлежит скромной женщине с белыми розами, Варваре МихайловнеСветлаевой.
Она не только писалавоспоминания о своей семье, но и действовала бесстрашно и самостоятельно, отстаиваядостоинство имени Булгакова и в судебных исках о наследственном праве, и вподдержке режиссёра Юрия Кара, и в дарах киевскому музею «Дому Турбиных». Онаподарила в фонд «Булгаковского дома» ценные экспонаты, приходила на презентациикниг, на научные «круглые столы», на театральные встречи и открытия выставок.Эта спокойная женщина выступала в защиту культурно-просветительского центра:тогда был совершён акт вандализма в отношении экспонатов. Нагло выбрасывалиценные вещи из окна те самые люди, что именуют себя «Фондом спасенияБулгаковского дома». Варвара Михайловна на радио «Эхо Москвы» ярко высказаласвоё неприятие вандализма с «иконой в руках», когда происходит использованиеневежества и агрессии. Я призналась в разговоре с ней, что такая позиция дажемолодым людям трудна и может называться гражданским подвигом, то ВарвараМихайловна, смеясь, сказала, что «…таких подвигов в её жизни было так много,что и подвигами их назвать нельзя… Просто у меня такая кровь: я ведь полнаятёзка Варвары Михайловны Булгаковой – моей бабушки, которая не привыкла уныватьи сдаваться…» Сергей Миронов – председатель Совета Федерации по-доброму написало своём посещении центра, и он отметил и встречу с родной племянницей МихаилаБулгакова: … Завершился мой визит в «Булгаковский дом» знакомством и интереснойбеседой с племянницей Булгакова Варварой Михайловной Светлаевой и докторомфилологических наук Всеволодом Ивановичем Сахаровым. На память об этой встречеи об экскурсии, которую провела Варвара Михайловна для дорогого гостя, осталсяв подарок огромный павлопосадский платок, согревающий хрупкую женщину внепогоду… Булгаковский Дом появился благодаря совместным усилиям инициативной группыи признанных булгаковедов и литературоведов. Культурный Центр посещают около 50человек по будням, и до 150 человек в выходные и праздничные дни. Высокийпроцент посещения иностранцами.
ГЛАВНЫЕ ЭКСПОНАТЫ
Посетителямкультурного центра представлены:
1. Уникальная электроннаяэкспозиция (рис.1.1), посвященная жизни и творчеству М.А.Булгакова. Содержитболее 500 фотографий и документов, фрагменты из фильмов, снятых попроизведениям Булгакова. Постоянная экспозиция. «…нечто совершенно неожиданноепод названием «Электронная экспозиция»: десяток плоских компьютерныхмониторов, развешенных по стенам, как картины, — в рамах. На них сменяютсяслайды с фотографиями Булгакова, копиями рукописей, писем, документов.Показывают отрывки из фильмов «Собачье сердце», «Бег» и«Иван Васильевич меняет профессию».
/>
Посетители, сидя надиванчиках, смотрят, не отрываясь, как никогда не смотрели бы те же самыедокументы, выложенные в музейных витринах» — «Известия» Электронная экспозицияпостоянно обновляется и дополняется. Таким образом, мы собираем полныйэлектронный архив всех существующих документов и ценностей, связанных с жизньюи творчеством М.А. Булгакова. 2. Проводятся выставки художественных работ (рис.2.1), фотографий, иллюстраций, созданных художниками по мотивам творчества М.А.Булгакова.Выставки меняются ежемесячно. Чередуются экспозиции маститых художников имолодых талантов.
3. В Булгаковском Доменаходится памятник М.А.Булгакову работы скульптора Н.Базюк (рис. 3.1), макетпамятника Булгакову из проекта А.Рукавишникова (рис. 3.2), посвященного«Мастеру и Маргарите», у входа – барельеф А.Рукавишникава по роману«Мастер и Маргарита» (рис. 3.3, 3.4). Булгаковский Дом сотрудничает с такимигосударственными учреждениями, как Театральный музей им А.А.Бахрушина,Политехнический музей, Литературный музей. Готовится сотрудничество сзарубежными музеями литературной направленности, а также клубами почитателейтворчества М.А. Булгакова.
БУЛГАКОВСКИЙ ДОМ ВВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ.
Часто задаваемые Вопросыпосетителей.
— А где Бегемот?
— Бегемот не экспонат, аживой кот с хвостом и четырьмя лапами, которые он активно использует дляперемещения в пятое измерение, по музею и его окрестностям. Поэтому если вы ненашли Бегемота, поищите еще раз.
Если все равно его ненашли, значит, Бегемот назначает вам аудиенцию в другой день и будет рад васвидеть на наших спектаклях и концертах, которые он предпочитает инспектироватьлично – развалившись на сцене. Видимо, выступление в Варьете произвело на негоглубокое впечатление.
Если вы все-таки нашли кота,фотографируйте его, пожалуйста, без вспышки. От частой вспышки (а снимают егочасто) кот может попросту ослепнуть.
— А Булгаков здесь жил?
— М. А. Булгаков жил вэтом доме, но не в этом помещении. Знаменитая квартира № 50 находится всоседнем подъезде, чтобы попасть в нее, необходимо набрать на домофоне «50».Поскольку музей, расположенный там, не связан с нами, дополнительных справок обих деятельности мы не даем.
Но «нехорошая» квартира №50 в доме 302-бис по Садовой – это собирательный образ, и за пояснительнымрассказом о коммуналке, где на время своего пребывания в Москве комфортабельноразместился Воланд со свитой, вы можете обратиться к нашим экскурсоводам.
— А где та самаярасписанная лестница?
— В соседнем подъезде, норисунки не сохранились – зимой 2007 года стены были полностью закрашены белой изеленой краской, и теперь в подъезде поставлена охрана и ведетсявидео-наблюдение, поэтому новые рисунки возникнут нескоро. Доступ в подъездвозможен только в часы работы квартиры № 50 ( см. выше: обращайтесь туда подомофону) или с пешеходными экскурсиями нашего музея.
— А это всё вещиБулгакова?
— Большинство вещей М. А.Булгакова на данный момент хранится в его музее в Киеве. В Москве почти ничегоне сохранилось. В нашей действующей экспозиции мы рады продемонстрировать вампапку, принадлежавшую лично М А. Булгакову. За рассказом о находящихся в нашейэкспозиции вещах, принадлежавших близким писателя, вы можете обратиться кэкскурсоводам.
— А что-нибудьмистическое у вас здесь происходит?
— Сотрудники музея – людик мистике закаленные и, даже если она и происходит, внимания на нее необращают. Если с вами в нашем музее произошло что-нибудь мистическое, мы будемрады прочитать ваши истории на нашем сайте dombulgakova.ru/ и расскажемих другим посетителям в ответ на этот вопрос.
— А люди у вас здесьпропадают?
— Лица в состоянииалкогольного опьянения и с алкогольными напитками пропадают сразу,невнимательные и болтливые экскурсанты – постепенно, но более основательно.
— Как дойти отсюда доПатриарших прудов?
— Побывать на Патриаршихпрудах вы можете в составе наших пешеходных экскурсий, где вам расскажутисторию этого места и покажут ту самую скамеечку, где сидели Берлиоз иБездомный. Но можно посетить пруды самостоятельно: из арки нашего двора налевои затем на первом большом перекрестке снова налево
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ О МУЗЕЕИ НЕ ТОЛЬКО
— Какой режим работы«дома»? Есть ли выходные?
Режим работы музея сейчас– с 13.00 до 01.00. Раньше мы работали с 15.00 до 21.00. Далее график можетменяться, но скорее в сторону увеличения. Очень многие хотят посетить музейночью, и в выходные мы часто не закрываемся.
— Какова стоимость билета?
У нас свободный вход, иэто наша принципиальная позиция с самого начала.
— Какова общая площадь?
Квартира имеет площадьчуть более 100 кв. м. Часто для экспозиции не хватает места. Мы задействуемвыставочные площади на лестнице, во дворе и на летней веранде.
— Сколько комнат?
В музее всего 5 комнат.
— Каково количествоэкспонатов?
Музеем собрано более 1000экспонатов, включая фотоматериалы и иллюстрации.
— Что входит в числосамых ценных?
В число ценных экспонатовмузея входят: папка М.А.Булгакова; портрет М.А.Булгакова, оформленный егосестрой; шприц и некоторые другие мед. инструменты из больницы, в которойработал Булгаков; сумочка второй жены писателя Л.Е.Белозерской; ваза из семьиСветлаевых, описанная в романе «Белая гвардия»;
— Когда был основан дом?
В 2004 году. 15 мая 2004года состоялось торжественное открытие музея.
— Как относятся к домусоседи?
Сначала жители, уставшиеот постоянных посещений, и шума, и проблем, относились напряженно и к музею.Сейчас отношение сильно изменилось к лучшему. Некоторые из наших соседей – нашичастые гости и даже помощники.
— Насколько велик штат?
Всего в музее около 10 сотрудников,не считая штат бухгалтерии и рекламного отдела, а также волонтеров ипомощников.
— Есть ли в домеэкскурсоводы? Где они получили «булгаковское» образование?
На данный момент в штатемузея 5 экскурсоводов. Образование у них разное, некоторые еще учатся. Именно«Булгаковское» образование они получают в музее, на курсах, организованныхнами, а также посещая лекции и вечера булгаковедов и литературоведов.
— Каковы самыераспространённые вопросы экскурсантов?
Самый частый вопрос – «акак у вас на счет мистики???» =)
— Как относятсясотрудники ко всяческим легендам, связанным с чертовщиной вокруг булгаковскогодома?
С юмором, но не безосторожности.
- Есть ли в музееупоминания о родственниках писателя и контактах с ними?
Музею помогают племянницыМ.А.Булгакова Земская Е.А. и Светлаева В.М., а также прямой наследник писателяШиловский С.С. Есть также другие дальние родственники писателя.
— Продаются ли в домесувениры? Какие?
Да, по многочисленнымпросьбам посетителей в музее появились в продаже: книги Булгакова и оБулгакове, журналы, открытки и календари, сувенирные черные коты, авторскиеработы.
— Много ли людей бывает вмузее?
Ежемесячно «Булгаковскийдом» посещают около тысячи человек.
— Какие цели у вашейорганизации?
Основная цель проектасостоит в том, чтобы он, плодотворно работая на культуру нашего города,вовлекал в свою орбиту и консолидировал различных специалистов в областиизучения и исследования культурного наследия М.А.Булгакова,художественно-творческую интеллигенцию и многочисленных почитателей писателя –людей разных поколений, принадлежащих к разным социальным слоям. Кроме того,Культурный центр «Булгаковский дом» является нейтральной территорией,своеобразным местом встречи для людей, придерживающихся разных – иногда противоположныхвзглядов на творчество писателя и на культурную ситуацию в целом.
Мы рассматриваем музейкак точку сбора архивных документов, экспонатов и информационных ресурсов,связанных с жизнью и творчеством писателя. Мы берем на себя функциюпопуляризации культурного наследия М.А. Булгакова. Мы стремимся идти в ногу современем в способах подачи информации. Мы поддерживаем новое поколениеталантов. Мы планируем создание сети культурных центров в городе.
— Сотрудничаете ли вы сдругими музеями, например, с литературным?
Булгаковский Домсотрудничает с такими государственными учреждениями, как Театральный музей имА.А.Бахрушина, Политехнический музей, Литературный музей. Готовитсясотрудничество с зарубежными музеями литературной направленности, а также клубамипочитателей творчества М.А. Булгакова.
— Кто из известныхбулгаковедов работает с Вами?
В научной работе нампомогают:
В.М. Светлаева — кандидатхим. наук, племянница М.А. Булгакова
Е.А. Земская — докторфил. наук, племянница М.А. Булгакова
Ю.М. Кривоносов — фотограф, булгаковед
В.И. Сахаров — докторфил. наук
Б.В. Соколов — булгаковед, автор Булгаковской энциклопедии
Г.С. Файман — булгаковед-исследователь
С.С. Шиловский — внук Е.СБулгаковой, наследник авторских прав
А.А. Курушин — булгаковед
И.Я. Мягкова — вдовабулгаковеда Б.С.Мягкова
Л.К. Паршин – булгаковед
— Является либулгаковский дом государственным музеем?
Нет, культурный центр неявляется музеем. Так называют нас посетители. Фактически культурный центрвыполняет функции музея. Коллекция экспонатов, собранных Булгаковским Домом,сейчас в процессе государственной регистрации.
— «Нехорошаяквартира» и булгаковский дом – одно и то же?
Нет, это две разныеорганизации. «Нехорошей квартирой» традиционно называют квартиру №50, находящуюся в том же доме на 4 этаже. В ней находится фонд под началомМ.О.Чудаковой. Нас часто путают, и это доставляет массу неудобств как нам, таки фонду, так как у нас разные программы, функции, график работы.
ВОПРОСЫ К НИКОЛАЮБОРИСОВИЧУ ГОЛУБЕВУ
— Во-первых, как вы сталипопечителем булгаковского дома-музея? С чего все началось?
Когда мы с друзьями иединомышленниками решили организовать музей Булгакова, «нехорошая квартира»была закрыта, а на двери подъезда висело официальное объявление о том, чтомузея здесь нет и быть не может. Люди, которые приходили во двор знаменитогодома на Садовой, уходили ни с чем.
Тогда мы подумали: еслигосударству нет дела до музея Булгакова, а нам не все равно, почему бы нам егоне создать самим. Мы нашли в интернете поклонников творчества писателя, вышлина общество «Феникс», которое в течение 20 лет занималось сбором информации поБулгакову и организацией встреч булгаковедов, созвонились с коллекционерами инашли первые вещи для музейной экспозиции. Мы решили открыться в день рожденияписателя, и 15 мая 2004 года Культурно-просветительский центр «Булгаковскийдом» начал свою работу.
— Кто еще кроме Васзанимается этим?
Когда начинаешь какое-тодело, очень важно, чтобы рядом были единомышленники, готовые разделить с тобойпредстоящие трудности и вложить в это дело свои способности, свое время, своиденьги, свои связи. Нам удалось собрать команду таких людей. Это и юристы, ихудожники, и журналисты, и музейные работники, и актеры, и поэты. Для каждогонашлось свое место в проекте. Мне нравится, что музей живет очень насыщеннойкультурной жизнью, и постоянно появляются новые люди, которые хотят что-тосделать – организовать творческий вечер, поставить спектакль, устроить выставкусвоих работ… Поэтому наш коллектив все время растет.
— Чем Вы занимаетесьпомимо дома-музея, вообще что это для Вас – хобби, отдушина, бизнес (что врядли)?
Помимо музея я руковожуюридической компанией, которая занимается вопросами антикризисного управления,а также аудитом и финансовым консультированием. Я не отношусь к музею как кхобби. Для меня это один из значимых проектов, где есть разные составляющие: ифинансовые, и юридические, и культурные. Может быть, это прозвучит патетично,но я знаю, что наш музей нужен людям. Мне было стыдно, что в Москве долгоевремя у Булгакова не было своего места, и поэтому мы будем продолжать этимзаниматься. Музей Булгакова просто должен быть в России, это не только моемнение – под этими словами подписываются тысячи наших посетителей.
— Когда появилась такаясимпатия к писателю? Ваша жизнь случайно пересеклась с судьбой дома на Садовой,10 или Вы искали и боролись за право координировать его работу?
— Приходилось ли Вампереносить какие-то судебные или бюрократические тяжбы, чтобы получитьпопечительство над домом?
Мы не получали«попечительство над домом», не «боролись за право координировать его работу»,мы просто начинали с нуля, даже я бы сказал, с минуса. Пришлось побороться и снекоторыми предубеждениями, и с косностью некоторых чиновников, и с местнымШвондером, и с недовольством ряда «булгаковедов», которые относятся кБулгакову, как к дойной корове.
А что касается симпатии кБулгакову – то виной тому, видимо, его писательский дар.
Для людей моего поколенияБулгаков стоял особняком в ряду прочих советских авторов – я, как и все,зачитывался в юности романом «Мастер и Маргарита», ходил с друзьями наПатриаршие и в подъезд на Садовой, который был в восьмидесятых невероятнопопулярен. Потом я прочитал другие произведения, и был потрясенкинематографичностью романа «Белая гвардия». Нельзя сравнивать эти два романа –они совершенно разные, и по-разному воспринимались мной и тогда, и сейчас.
Насколько случайно то,что встретились неравнодушные люди, решившие, что у М.А.Булгакова должен бытьсвой музей? Не знаю, можно ли говорить о случайности в таком месте, как это…
— Какие у Вас отношения спопечителями нехорошей квартиры?
Когда мы открывались, мыничего не знали о мире «булгаковедения». Мы хотели дать место тем, ктодействительно любит Булгакова – булгаковедам, художникам, юристам, поэтам,журналистам, актерам, фотографам – людям, которые хотят творчества и умеютделать дело. И у нас это получилось, надо сказать.
Мы помогали «нехорошейквартире», но в связи с тем, что администрация фонда – люди старой формации,активно участвовавшие в булгаковедческих конфликтах прошлых лет, нашаоткрытость вызвала их непонимание, и отношения несколько охладели. Но мы вкаком-то смысле продолжаем помогать квартире №50. Мы готовы сотрудничать стеми, кто придерживается разных точек зрения на его творчество – в том числе,отличных от нашей. У нас проходят вечера многих исследователей творчестваписателя – именитых профессоров и молодых литературоведов. Мне кажется, что этоправильно. Нельзя застывать в своем величии. Это позиция памятника, а не живогочеловека.
— Где вы нашли такогоправдоподобного Бегемота?
Идея завести живого котав музее просто витала в воздухе. Понятно, что кот должен быть особенным –взрослым, крупным, черным, солидным. И мы объявили конкурс на замещение вакантнойдолжности кота Бегемота при музее Булгакова. Сначала в интернете, потомподключилась пресса, затем телевидение… Мы получили массу писем с фотографиями,но первый же кандидат, приехавший в музей, и оказался тем, кто нам нужен. Когдаон первым же делом забрался в футляр от пишущей машинки, мы поняли – этоБегемот. Кстати, прежде его звали Степан, но он принял новое имя невозмутимо ис достоинством. Наша идея оказалась правильной – кот Бегемот – самый популярныйперсонаж и в романе, и в нашем музее.
— Кто все эти люди, чтоработают в доме-музее? Они сотрудники и получают зарплату?
Эти люди работают ипроводят свободное время в музее. Кто-то постоянный волонтер, кто-то приходитраз в неделю. Конечно, в музее есть штат сотрудников, получающих зарплату. Мыработаем каждый день, без выходных, с 13.00 до 1.00. Нужно организовыватьвыставки, вечера, заниматься музейной коллекцией, экскурсионной деятельностью.Кроме того, при музее есть кафе, которое тоже требует много внимания и заботы.
Но дело-то не в деньгах,а в любви к Булгакову и готовности делать совместное дело.
Например, нашарт-директор долгое время работал на телевидении, а все свободное время тратилна музей. И никто ему не платил за это, потому что есть что-то, чему естьдругой эквивалент, другое мерило. Творчество, например. У нас много идей илюдей, готовых в наших проектах участвовать – не ради денег. У нас и сейчасесть экскурсоводы, работающие на общественных началах. Двухлетний опыт работыпоказывает: то, что мы делаем, людям нравится. И мы хотим, чтобы в Москве сталоеще уютнее, но не за счет открытия стрип-баров, а благодаря таким центрам, какнаш. Получится у нас или нет, зависит, опять-таки, от нас же, и от того, на чтомы решим потратить единственные деньги, которые у нас, в сущности, есть – нашевремя…
— Как часто Ваш домпосещают москвичи, туристы из СНГ, иностранцы? Может, есть какие-то тенденции?
Посетителей у нас оченьмного – для такого маленького музея даже иногда слишком много. В среднем, додвухсот человек в день. Иногда больше. Нет определенных тенденций – музейпосещают люди разных возрастов, профессий и социальных кругов. Булгаковинтересен всем. В нашей гостевой книге можно найти слова благодарности отпоклонников творчества писателя со всего света, которых становится все больше ибольше.
— Какие вещи в квартиредля Вас особенно ценны?
Наиболее ценный экспонат– это папка, принадлежавшая М.Булгакову еще в то время, когда он работал вгазете «Гудок» — не было еще даже в задумке романа «Мастер и Маргарита». Папкапередана в музей для экспозиции коллекционером А.Курушиным. Ему папка досталасьот второй жены писателя, Любови Евгеньевны Белозерской. Ее сумочка тоженаходится в нашей постоянной экспозиции. Многие вещи и фотографии переданы намплемянницами писателя – В.М.Светлаевой и Е.А.Земской. Есть в музее иприжизненные издания: «Белая гвардия», «Дьяволиада»…
Вот уже три года мысобираем музейную коллекцию для того, чтобы зарегистрировать ее в музейномфонде РФ. С этим, конечно, трудно. Государство не заинтересовано в отдельноммузее Булгакова – фонды разбросаны по стране: и в Бахрушинском, и вЛитературном, и в музее МХАТа, и в РГБ, и в Пушкинском доме. А то, что непопало государству – в Киеве, где музей существует уже 15 лет.
Поэтому любой экспонатдля нас – это предмет гордости и радости. Есть люди, которые передают экспонатыв музей на постоянное хранение, есть у нас и вещи, переданные на время. Всеоформляется по всем правилам – договор, акт приема-передачи, акт возврата…
Музей находится впроцессе становления. А уж каким он будет, зависит от всех, кому этонебезразлично.
— Есть ли у музеяспонсоры?
Слова «спонсор» и«меценат» приобрели какую-то нехорошую окраску в последнее время.
Поэтому мы ими непользуемся. Есть люди, которые нам помогают, но это не просто спонсорская илимеценатская помощь. Таких людей, которые дали бы денег – «вот вам на музей» — иушли, нет. И не может быть. Мы тут все меценаты, если хотите. Просто кто-товкладывает деньги, кто-то занимается юридическими вопросами, кто-то приноситмузейные экспонаты, кто-то тратит свое личное время, кто-то привлекает своисвязи, например, в творческой среде. Мы, еще раз повторю, сообществоединомышленников, объединенных любовью к Булгакову и желанием создать егополноценный музей в Москве. И мы открыты для сотрудничества, потому что работывпереди еще много.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лучше один раз увидеть,чем сто раз услышать (пословица).
График работы музея с13.00 до 23.00, летом в выходные — и НОЧЬЮ. Вход свободный. Москва,м. Маяковская, ул. Б. Садовая, д. 10, выход к концертному залу, идти поСадовому Кольцу мимо театра Сатиры, после «Кофе-Хауз» поворот в арку,1 этаж. –
Для справки:(495)970-06-19Екатерина Авдюшкина, руководитель экскурсионного отдела.
Рис.1.1/>
Рис.2.1
/>
Рис.3.1
/>
Рис.3.2
/>
Рис.3.3
/>