Реферат по предмету "Культура и искусство"


Блеск и нищета Римской империи

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КИЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. ДРАГОМАНОВА
РЕФЕРАТ
С КУЛЬТУРОЛОГИИНАТЕМУБлеск и нищетаримской империи
Выполнила студентка 33 группы
Моствиченко Ирина
Киев 2009
Блеск и нищета римской империи
Из всех римских императоров только Тиберий и Клавдий, да ещеМарк Аврелий, правивший Римом уже на закате его былого могущества, былиблагоразумны и умеренны в способах и средствах правления. Такие же, какКалигула и Нерон, занимались только восхвалением и укреплением своего величия.Можно сказать, что Рим был для них декорацией, ибо их правление явило яркийпример безумия деспотизма: оба сходны своим показным либерализмом вначале,быстро выродившимся в тиранию, с явными у обоих признаками опьянения властью.
И лишьпри Августе (имя Август было присвоено Октавиану сенатом, оно означает “божественный”)Рим знал краткий расцвет (27 г. до н. э.— 14 г. н. э.). Правление Августа былоумеренным и благоразумным, хотя он начал со строгих мер, пресекающих разгулбезобразий, которые привели в конце концов к падению республики. Так, например,был принят закон, охранявший семейные устои: неверность каралась вплоть досмертной казни, а супруг, скрывший неверность другого, мог быть выслан запределы римской империи. Кроме того, Август ограничил в правах холостых людей:только женатые могли претендовать на ту или иную должность в государстве.
«Век Августа» ознаменовался расцветом искусств, философии,науки; Август был покровителем поэтов и философов, сам причислял себя к стоикам.Его близкий друг богатый всадник Меценат создал кружок поэтов, стараясь придатьих творчеству направленность, необходимую государству: прославление Рима и его“добрых старых законов”, его истории и римского характера. Среди поэтов,входивших в кружок Мецената, были великие поэты Вергилий и Гораций (65—8 до н.э.). По словам Вергилия, империя «создала досуг», многие в обществе, устав отбесконечных политических игр, обратились к поэзии, ее стали воспринимать какносительницу культуры, «как источник славы для поэта и его родины и бессмертиядля тех, кого он воспевает».
Но все, что сложилось при Августе, было разрушено, отринуто иуничтожено Калигулой, а затем и Нероном. Они, претендуя на свое божественноеположение в обществе, уничтожили традиционные ценности, создав систему двуличияи фальши, при которой говорят одно, а делают — другое, когда слово, закон,традиция ничего не значат для тех, кто стоит у власти или находится в фаворе,когда беззаконие становится политикой правителей. Они за короткий срок смоглиразвратить плебс, приучая его к даровому хлебу и грубым зрелищам. Изменилосьпонимание мужества, справедливости и свободы. Постепенно стерлись всепредставления о достоинстве предков. Общество было проникнуто взаимнымнедоверием, обычными стали преследования по доносу или немилости высших.Император Нерон (37—68) и сам был убийцей жены, сводного брата и матери. Сенатпосле этих деяний, не дрогнув, приветствовал его как божественное лицо. Преждесвободолюбивые римляне привыкли к лести, заискиванию перед сильными мира сего,жажде милостей и другим признакам несвободы и утраты личного достоинства. Всеэто вело к недовольству, возмущению, восстаниям, с одной стороны, с другой — кпоискам смысла бытия, все более и более нестабильного.
Век императоров оканчивался бесславно: все, кто правил послеНерона, стремились если не к реставрации прежних порядков, то хотя бы к нормализацииобщественных отношений, но достигали незначительных результатов, как, например,Веспасиан (9—79 н. э.) или Марк Аврелий (II век н. э.), призывавший к любви к ближнему и нравственномусовершенствованию. Рим доживал последний период своей истории. В III веке череда императоров становитсявсе пестрее: появляются императоры, не относящиеся не только к сенаторскомусословию (как Веспасиан), но даже к богатым сословиям, среди них были иварвары, в прошлом достойные только презрения. Императоры мелькали на римскомнебосклоне один за другим, некоторые правили лишь несколько недель, а ихубожество великолепно отражают скульптурные портреты, очевидно, единственное,что они успевали заказать за период своего правления.
И все же встает вопрос: что дал миру некогда блестящий, ногибнущий Рим, кроме уроков нравственного и политического грехопадения, окотором говорят все исследователи римской истории и культуры? Римская культуране утвердила в действительности свой идеал, и поэтому люди занялись поискамиидеалов во внутреннем мире отдельного человека. Результатом этих исканий сталафилософская мысль, прежде попираемая любителями сиюминутных практическихуспехов, затем на сцену выступила религия. Римская духовная культура: через философиюк христианству
Когда общество обратилось к философскому мышлению в поисках ответовна вопросы о смысле существования, появилась когорта философов, желавшихобрести абсолют, не связанный с земной жизнью. “Римский миф” о том, что “векАвгуста” — “золотой век” — установил изобилие, процветание Рима на вечныевремена, со временем потускнел и разрушился. Поэтому в трудах философов тоговремени встречаются не только идеи стоицизма, с призывом к преодолениютрудностей и тягот бытия, но и скептицизм. Среди наиболее известных философовРима периода империи — Сенека, Плотин, Плиний Старший, Эпиктет.
Религия никогда не занимала большого места в жизни римлян.Властители сами устанавливали предмет поклонения, божество. В культах и обрядахримской религии ни в эпоху царей и республики, ни в эпоху императоров не былооправдания существующего порядка, власти одних над другими, рабства и прочего. «Рабыповиновались господам не потому, что так предписали боги, а потому, что господаобладали правом принуждения, действовавшим до тех пор, пока раб не избавлялсяот власти господина, получив вольную или сбежав». «… Раб и сын были обязаныповиноваться господину и отцу, гражданин — магистратам и законам, но никто нетребовал, чтобы раб любил господина, сын — отца, гражданин — консула и сенат.Напротив, считалось естественным, что раб ненавидит господина, сын тяготится властьюотца, а плебс враждует с сенатом» (Лишь в эпоху императоров не любитьвластелина было глупо, а при Нероне — опасно). У римлян также отсутствовалаофициальная религиозная догма: каждый мог поклоняться своим, значимым для негобогам, поэтому складывалось положение, при котором римлянин, не веривший вбогов, все же мог быть жрецом, выполнять обязанности предсказателя или верховногожреца.
Религия завоеванных народов — греков, египтян, персов —воспринималась терпимо. Греческие культы считались созвучными римским представлениям,а функции богов — аналогичными. Римские божества не были персонифицированы, агреческие являли собой совершенство в человеческом облике. Поэтому, с однойстороны, римская религия впитала в себя греческие религиозные представления, ас другой — придала греческим богам римские достоинства. В результате появилосьновое качество: религия, одухотворенная греческой эмоциональностью и в то жевремя соблюдающая римскую строгость. Греческая мифология помогала в создании“римского мифа”, и божественное происхождение римских императоров возводилось квеликим богам Олимпа.
В период империи изменения в политической жизни и экономике,разрушение ценностей, нестабильность и падение всех прежних идеалов привели кпоискам вечного и высокого, что было утрачено и забыто в честолюбивыхустремлениях Рима и римлян. Философы, осмыслявшие действительность, обратилисьв сферы духа и попытались найти равновесие его в отношениях с окружающим миром.
Римлян не слишком занимала система мироустройства, поэтомуфилософы редко обращались к космогонии. Их более интересовали общественнаяжизнь, место человека в мире, проблема свободы и путь достижения совершенства.Но если в период республики свобода была доступна каждому человеку, приусловии, что он следовал принятым нормам, то в последние годы республики иимперии даже и следование нормам не гарантировало свободы. Поэтому Сенека (ок.4 до н. э.— 65 г. н. э.) создает этику, согласно которой человек может добитьсясовершенства, поняв, что философия, размышления о бренности всего земного, округовороте жизни и боге как сущности мира, — лекарство для души. Онпревозносит умеренность в потребностях, воздержанность в чувствах, нравственноеравенство людей. Вся жизнь человека, по мысли Сенеки,— подготовка к смерти, впроцессе которой человек закаляет себя в схватке с судьбой, приносящей емуиспытания. Торжество в борьбе с судьбой — и есть подлинная свобода человека.Поэтому испытания, бедствия, неудачи необходимы для обретения истинной свободы.Эти же идеи развивал и бывший раб Эпиктет (ок. 50—ок. 130), видевший в свободеот страстей совершенство человека. Его ученики составили на основе его высказываний“Руководство по морали”, которое воспринималось как книга утешения. Впервые замногие столетия Рим обратился и к познанию человека, и к осмыслению своего путив этом мире, но он не создал того, что близко людям: идеал страдальца, стойкопереносящего тяготы жизни и стремящегося лишь к достойной смерти, нельзяназвать жизненным, поэтому в трудах первого (и последнего) императора-философаМарка Аврелия стоицизм окрасился глубоко пессимистическим взглядом на мир.
Невозможность отыскать идеал в земных пределах все чащесклоняла мысль к поискам его в божественном. Не только греческие, но иегипетские, индийские, еврейские, халдейские, эфиопские и другие верованияпоражали воображение римлян. Гадатели и предсказатели со всех концов огромнойдержавы собирались в Риме, росла вера в чудеса. Поиски идеала и интерес кбожественному, надприродному должны были привести к идее единого бога. Онавпервые прозвучала в трудах Плотина (III век). Бога, о котором говорит Плотин, нельзя понять умом или ощущением,с ним можно слиться только в добродетели, самоуглублении, в уходе от земнойсуеты. “Душа человека должна очиститься от телесного, как очищается золото отналипшей на него грязи, тогда она вспомнит свое божественное происхождение ибудет готова к слиянию с божеством… В соединении с единым верховным благом(для Плотина — богом.— А. Б.) — истинная цель души. Только так она становитсясама собой, ибо жизнь в теле — это изгнание” [там же, с. 158]. В трудах Плотинавпервые для Рима прозвучала мысль о воздаянии человеку за добро и зло. Такимобразом, римские философы склонились постепенно к тому, что: а) существуетвысший всемогущий бог, бестелесный и вечный; б) признается бессмертие души ипосмертное воздаяние за земные дела; в) все телесное воспринимается какноситель зла, вырастающего из желаний, пороков и страстей, с телесным тесносвязано земное, небесное же и духовное преобладают и являются носителямибожественного; г) цель жизни представляется как избавление от телесного и еговлияния на бессмертную душу. Главным для философии Рима I—II веков была ориентация на человека, его поиски в сфере духа,самосовершенствование во имя спасения души. Это уже прямо перекликается схристианством. Римская философия вырабатывает и новые ценности: трудолюбие,поиск образца, за которым можно было следовать.
Христианство, пришедшее в Рим в начале I века н. э., сильно отличалось отдругих религий и даже от римской тем, что оно предложило равенство всех людейперед богом, вселило надежду на освобождение угнетенных и бедняков, показалопростой и понятный путь к блаженству: через постижение божественной истины.Образ Христа связан не с привилегированными слоями общества, а с теми, комупришлось познать лишения и претерпеть многие страдания, этот образ был близок ипонятен многим. Впервые в истории человечества мы имеем дело с персонажем,который претерпел за грехи человечества и сделал попытку своим страданиемискупить их. Все известные нам божества если и страдали, то либо по воле другихболее сильных богов, либо в целях достижения собственного освобождения илиблаженства. Христос выступил как защитник, страдалец, преодолевший свое личноево имя всечеловеческого. Поэтому христианское учение быстро приобрело многихсторонников. Первоначально это были рабы и некоторые представителиаристократических семей.
Первые римские христиане отправляли свой культ тайно, вкатакомбах, долго подвергались насмешкам и преследованиям, обвинениям вубийстве младенцев, непристойных оргиях и другом. Достаточно прочесть то, что пишетМинуций Феликс в диалоге «Октавий» (конец II века): «… дерзко восстают против богов люди жалкой,запрещенной, презренной секты, которые набирают в свое нечестивое обществопоследователей из самой грязи народной, из легковерных женщин, заблуждающихсяпо легкомыслию своего пола, люди, которые в ночных собраниях со своимиторжественными постами и бесчеловечными яствами сходятся не для священныхобрядов, но для мерзостей.… Говорят, что посвящаемому в их обществопредлагается младенец, который, чтобы обмануть неосторожных, покрыт мукой, итот, обманутый видом муки, получив предложение сделать невинные будто удары,наносит глубокие раны, которые умерщвляют младенца, и тогда… присутствующие сжадностью пьют его кровь и разделяют между собой его члены. Вот какою жертвоюскрепляется их союз друг с другом, и сознание такого злодеяния обязывает их квзаимному молчанию.… Они говорят, что их бог… тщательно следит за нравамивсех людей, делами, словами и даже тайными помышлениями каждого человека, всюдупроникает и везде присутствует. Таким образом, они представляют его постояннобеспокойным, озабоченным и бесстыдно любопытным… Но это еще не все: христианеугрожают земле и всему миру с его светилами сожжением, предсказывают егогибель...».
Критиковали христианство многие известные мыслители: Лукиан(ок. 120—ок. 190), Цельс (I векдо н.э.), император Юлиан (331—363), прозванный Отступником, и другие. Самымиуязвимыми положениями христианства были: учение о Троице и идея воскрешения, окоторой даже истинный сторонник христианства Тертуллиан (ок. 160 — после 220)писал: «… умер сын божий — это вполне достоверно, ибо нелепо. А погребенный,он воскрес — это верно, ибо невозможно». Кроме того, были существенныеразногласия между отцами церкви и проповедниками многочисленных ересей.
Но широкие слои приняли христианство, ибо видели в Христесына плотника, который прошел путь страданий из любви к человечеству, умер, какраб — на кресте, показав, что путь страдания, любви и прощения возможен длякаждого человека, независимо от его положения в обществе. Христианство открыло,как тогда думалось, реальные, а не абстрактные цели к общему благу:установление на земле царства Божьего для всех и достижение для своихпоследователей вечного блаженства после смерти. Следом за простыми смертными ивласти начали относиться к христианству благосклонно, видя в нем надеждусплотить разваливающуюся римскую империю и вернуть ее былое величие. Поэтомууже император Константин Iпризнал христианскую церковь и счел христианство полезным для армии, а в 392году император Феодосий Iзапретил языческие культы, и христианство стало единственной государственнойрелигией.
Установление христианства не проходило гладко и безоблачно;его быстрее принимали варвары и жители провинций, чем гордые римляне, к тому жехристиане распространяли свое влияние не только мирным путем. Тогда жепоявились блестящие проповедники христианства, такие, как Иероним —универсальный мыслитель, восхищавший образованностью, Иоанн Златоуст (ок.350—407), епископ Константинополя. Яркую, эмоциональную «Исповедь» пишет АвгустинАврелий, прозванный Блаженным. В ней он показывает путь своих исканий истины иблага от язычества до христианства: «Я любил согласие, порождаемоедобродетелью, и ненавидел раздор, порождаемый порочностью. В первой я увиделединство, во второй — разделенность. Это единство представлялось мне каксовместность разума, истины и высшего блага; разделенность — как некаянеразумная жизнь и высшее зло».
Так христианство начало свое шествие по миру и охватило нетолько западную часть Римской империи и Византию, но и многие варварские племенаЕвропы. Именно Рим всей своей историей и укладом, всеми событиями иобстоятельствами пришел к утверждению христианства как мировой религии.Особенностиискусства и науки, достижения техники древнего Рима
Римское искусство вобрало в себя все те влияния, которых неизбежало ни одно явление римской культуры. Здесь мы отыщем следы всех племен,населявших некогда Апеннинский полуостров. Но так же, как и во всех другихсторонах культуры, в римском искусстве на этой основе возникло и утвердилосьновое качество, отличающее его от искусств других европейских культур.
Римляневпитали многое из того, что было свойственно этрускам, но более всего этосказалось в римской архитектуре, где сочетались продуманные конструкторскиерешения и высокий художественный вкус. Архитектура гробниц, храмов и жилыхзданий включала в себя сложные элементы: арки, колонны, различные виды покрытийи перекрытий, отличаясь большим разнообразием. В отделке помещенийиспользовалась фреска. Этрусские фрески необычайно эмоциональны, они до сих порпривлекают яркими, насыщенными красками, изысканным рисунком.
Римская культура ориентировалась в основном на городское и вто же время военизированное общество, поэтому римляне строили не только гробницы,жилые дома, водосточные канавы, водопроводы, но и мосты, дороги, крепостныестены. Мастерство строителей было высоким: Аппиева дорога (312 до н. э.)сохранилась до сих пор, она покрыта составом, напоминающим современный бетон. Вэто же время был сооружен из туфа подземный водопровод.

Римскаяархитектура отличается строгим силуэтом, римлян более интересовал контурздания, чем его декор, в этом заключается особенность римских сооружений посравнению с греческими или этрусскими. Самое значительное место, гдевоздвигались наиболее выдающиеся постройки,— римский Форум (Forum romanum), где каждый из правителей стремился оставить памятьо себе тем или иным сооружением. Здесь были самые красивые здания культового иторгового характера, различные государственные и увеселительные учреждения. Тамсоздавались базилики продолговатые здания с более высокой средней частью,имеющей отдельную крышу, и колоннадой, отделяющей боковые части от центральной.В них находились торговые ряды, судебные, меняльные и другие конторы. Римляненачали первыми использовать в строительстве известковый раствор, что даловозможность перекрывать довольно значительные по площади сооружения, например,Пантеон — храм всех богов. Многочисленные триумфы, связанные с военнымипобедами римлян, привели к строительству триумфальных арок, которые украшалисьбогатейшими рельефами и скульптурами.
Политические коллизии отражаются и на архитектуре Рима, как ина других видах искусства, но архитектура демонстрирует главные особенностисвоего времени, передавая его дух: чем плачевнее становилась жизнь иперспективы государственности, тем большую пышность и значительность обреталистроения. Самые пышные сооружения периода империи можно отнести к времениправления Нерона. Император Траян (53—117) повелел воздвигнуть огромную колоннувысотой 33 метра и с поясом рельефов, на котором изображены военные трофеи,длиной 200 метров. При Веспасиане и Тите (75—80) сооружается амфитеатр Флавиев,известный как Колизей. «Его овальная эллиптической формы арена имеет оси длиной54 на 86 м, длина общих осей здания 156 и 188 м, высота наружной стены — 48,5м, представления смотрели одновременно 50 тысяч зрителей, которые могли через80 входов и выходов быстро заполнять и освобождать места». Это быломногоэтажное здание, нижние этажи которого размещались под землей, в нихнаходились зверинцы, школа гладиаторов, огромные резервуары воды, заполнявшейарену Колизея для представлений морских баталий. В архитектурных сооруженияхРим так или иначе утверждал свою военную, государственную, политическуюзначимость в глазах каждого гражданина.
Скульптура Рима, напротив, строга, статична и суха, тяготея кпортретному жанру, в ней слишком мало изображений богов. Римского скульптораинтересуют подробности, точность в передаче сходства. Скульптурные портретыправителей, да и простых смертных бывают не только далеки от красоты и гармониив передаче натуры, но и, наоборот, создается впечатление, что эта некрасивость,а иногда и уродство подчеркиваются.
Первые литературные произведения были, как и многое в Риме,связаны с практической деятельностью людей: это устная поэзия, песни жрецов,сопровождавших разные обряды, рабочие песни (при сборе винограда), песнипастухов, гребцов. Были песни колыбельные, похоронные, свадебные или застольные(пиршественные), в которых могли воспевать «славу предков». Особое местозанимали песни, связанные с праздниками плодородия. На этом празднике «… смех,брань и сквернословие рассматривались как помощь жизнетворящим силам природы, атакже… как средство от злых демонов, «завидующих» человеческому счастью».Этот же прием применялся в восхвалениях триумфаторов, рядом с колесницейкоторых бежали воины, всячески поносившие виновников торжества. Кроме того, «… народныйобычай допускал публичное поругание как средство общественного воздействия налицо, совершившее неблаговидный поступок. Под окнами дома виновного устраиваликошачий концерт или “разносили” (так называлось это поругание) его на улице,окружив гурьбой». В законах XIIтаблиц предполагались даже наказания за “дурные песни”, настолько они моглибыть сильным средством воздействия на человека.
Долгоевремя поэзия была безымянной. Первым автором с именем считается государственныйдеятель (цензор, консул и диктатор) Аппий Клавдий Слепой, при котором были построеныпервая значительная дорога и водопровод, но чаще всего первым римским поэтом называютЛивия Андроника, раба из Греции, вольноотпущенника, который перевел «Одиссею»Гомера на латинский язык и переложил его так называемым сатурнийским стихом, т.е. стихотворным размером, присущим древним стихам, связанным с культом богаСатурна.
В III—II веках до н. э. большую роль в Римезанимает театр, сюжеты пьес заимствованы у греков, но действующие лица имеютримское происхождение. Особенно интересен Плавт (сер. III века — ок. 184 до н. э.), создавший множествокомедий, в которых римская публика с восторгом узнавала нравы и деяния людейсвоего времени. И хотя Плавт чаще всего действие своих комедий помещал в Афины,а римские условия запрещали делать прямые политические намеки и называтьреальные имена, но римский зритель все время наталкивался в комедиях Плавта натемы, достаточно ему близкие и понятные.
С развертыванием политической борьбы в Риме расцветаетораторское искусство, без которого не могла развиваться политическая дискуссия.Естественно, что риторика требовала красноречия, сочетающего в себе чувствослова, умение строить отдельные фразы и всю речь в целом с четкой логикой,философским пониманием предмета. Таким оратором стал в I веке до н. э. Цицерон, начавший свою деятельность придиктатуре Суллы. Он был необычайно ярким оратором, его стиль отличаютстрастность, напряженность и логика. Каждая его фраза, краткая и точная, былапроникнута внутренней музыкальностью, например, вот начало его речи на могилесвоего друга: «Utinam те prius mortuum videsses!»— восклицает Цицерон. Переводзвучит несколько более растянуто: «О, если бы ты прежде увидел меня мертвым!»
На времена Августа приходится расцвет римской поэзии, но онабыла доступна лишь избранным, являясь формой элитарной деятельности. Мыкоснемся лишь тех имен, без которых римская культура была бы обедненной: этоВергилий, Гораций и Овидий. Вергилий написал по образцу «Илиады» Гомера «Энеиду»,в которой изложил мифологическую историю Рима, возводя род Августа колимпийским богам, через Энея, сына Афродиты. Но кроме этого эпическогопроизведения, переведенного на разные языки, Вергилий, выходец из римскихнизов, пишет дидактическую поэму «Георгики» («О земледелии»), где излагаетосновы сельского хозяйства: первая книга посвящена землепашеству, вторая —разведению деревьев и виноградной лозы, третья — скотоводству, четвертая —пчеловодству. Он прославляет и сельский труд, и трудолюбие как главнуюдобродетель земледельца, показывает нравственную ценность земледельческоготруда. Многие поэты последующих поколений высоко ценили поэзию Вергилия, егоглубокие знания и образованность, а великий Данте в поэме «Божественнаякомедия» избрал именно Вергилия себе в проводники по всем кругам ада.
Другое великое имя римской поэзии — Гораций — почти нарицательноеимя для поэта с огромным лирическим даром. Его отцом был раб-вольноотпущенник,сумевший дать сыну образование. Гораций отмечает неправедную роскошь Рима, а сгодами, преисполнившись мудрости, пишет о бренности земного существования, осчастье «золотой середины» (ему и принадлежит это выражение). Своепредставление о счастье он лучше всего выразил в следующих стихах:
Вот в чем желания были мои: необширное поле,
Садик, от дома вблизи непрерывно текущий источник,
К этому лес небольшой. И лучше и больше послали
Боги бессмертные мне: не тревожу их просьбою боле.
Кроме того, чтоб все эти дары они мне сохранили.
Горация отличает от других, более ранних поэтов, осознанноеотношение к своей поэзии, его перу принадлежит знаменитое стихотворение «Памятник»,вольный перевод которого А. С. Пушкиным знает каждый школьник.
Имя Овидия также встречается у Пушкина: его Евгений Онегинзнал «науку страсти нежной, которую воспел Назон». Публий Назон Овидий (43 до н.э. — 18 н. э.) действительно писал о любви. Этому посвящены сборники егостихотворений и особенно — пародийно-поучительная поэма «Наука любви», вкоторой читатель находит практические руководства, где можно повстречатьпредмет поклонения, как обратить на себя внимание, как вызвать и поддержатьстрасть. Как избавиться от любви, если она не приносит радости, говорится вшутливой поэме «Лекарство от любви». Насмешливый дар Овидия проявился и еще водном произведении — «Метаморфозы», где он использует мифы о превращениях,существующие и в греческой, и в римской культуре. Однако вскоре Овидий попал вопалу: Август принялся искоренять супружескую неверность и распутство Рима ииздал закон против тех, кто нарушает святость семьи. В этих условиях поэмыОвидия и особенно «Наука любви» пришлись некстати, и Овидия выслали из Рима какнарушителя общественной морали. Но легкость его стиха, острота сюжетов, напримерв «Метаморфозах», так привлекали внимание современников, что по его следампошел другой создатель этого жанра, творивший уже на излете римскоговладычества, во II веке н. э. —Апулей, автор книги превращений «Золотой осел». Это большое прозаическоепроизведение не повторяет сюжетов Овидия, оно представляет собой пародийноедидактическое и философское повествование, в котором забавные, похотливые,нравоучительные, сатирические приключения главного героя являются великолепнойкартиной нравов римского общества.
Спорным остается вопрос о науке этого периода. Действительно,мы не можем найти сколько-нибудь значительной теории ни в одном направленииримской научной мысли. Но сказать, что римской науки не существует, такженевозможно. Главное для всех римских мыслителей — практическая деятельностьчеловека. Этому посвящены трактаты и даже поэтические произведения. Наиболееизвестна поэма Тита Лукреция Кара (96—55 до н. э.) «О природе вещей». Этофилософское произведение, в котором он близок к материалистическим взглядам намир, когда пытается объяснить происхождение природных явлений:
… не гибнет ничто, что как будто совсем погибает,
Так как природа всегда порождает одно из другого
И ничему не дает без смерти другого родиться.
Лукреций говорит, что все многообразие мира возникает изпервичных тел, атомов, но каждое сочетание атомов не вечно, поэтому все земныетела, и сама земля, солнце и небо — лишь единица в бесконечном множестве миров.Ему принадлежит мысль о том, что смерти не нужно бояться, ибо пока есть жизнь,смерти еще нет, а когда наступает смерть, то уже нет жизни, нет нас. Лукреций всвоем произведении излагал идеи других мыслителей, в основном греческих.Трактаты других римских мыслителей касались преимущественно вопросовгосударственности и права, нравственности и деятельности земледельцев.
Итак, Рим возник и рухнул, захлебнувшись собственнымиуспехами. Он оставил огромные пространства и множество племен, приобщенных какк достижениям, так и к порокам Рима. Позднее было множество попыток возродитьславу римской империи, однако они не увенчались победой. То, что прошло, неможет возродиться в прежнем величии: оно перейдет в другое качество. Такпроизошло и с римской цивилизацией, и с римской культурой. Мы еще не однаждыувидим ее отблеск в культурах Европы и не только одной Европы.

Использованная литература:
1. Миркультуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е Б95 издание, исправленноеи дополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО“Издательство ЮКЭА”, 2002. — 712 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.