Орловский колледж искусствБиблиотекаи семьяКурсоваяработа
Студентки III-го курса
Библиотечногофакультета
ЩербаковойН.Л.
По предмету
«Библиотековедение».
Специальность:
«Библиотечноедело».
Преподаватель:
КондрашоваГ.С.Орел– 2003
ПЛАН
I. Введение.
II. Библиотека исемья.
III. Библиотека и семейноечтение; задачи и проблемы, перспективы.
IV. Библиотечноеобслуживание детей:
1) Задачи детской библиотеки вформировании духовного развития юной личности.
2) О роли семейного чтения в развитииребенка.
3) Формы библиотечного обслуживаниядетей: особенности библиотечного обслуживания детей разного возраста.
4) Морально-эстетические аспектыбиблиотечного обслуживания юного читателя.
V. Заключение.
VI. Списоклитературы.
I. Введение
Цель этой курсовойработы, значение детской библиотеки в семейном воспитании.
Информационнаяпотребность ребенка в результате освоения правильно скорректированныхдошкольных и школьных программ должны провести его в юношеском возрасте ксамостоятельному получению информации. Своеобразным местом обучения может идолжна стать детская библиотека. В детской библиотеке ребенок получает доступне только к информации. Но и к культурным ценностям. Синтезом которого являетсякнига. Пользовательские навыки формируемые в школе и дома, не должны отторгатьребенка от основной цели обращения к фондам библиотек – творческого проявленияличности. Технологические составляющие информационно-поискового пространства,компьютерная грамотность и уровень осознания читателем своих потребностейявляется необходимыми условиями процесса информатизации детской библиотеки. Дляподготовки курсовой работы использовались публикации в профессиональнойбиблиотечной печати за последнее десятилетие XX века и первые годы XXI века (1990 – 2002 гг.). рассматривались публикации изжурналов “Библиотека”, “Библиотековедение”. Весь материал курсовой работы изложен в соответствии сучебным пособием «Библиотека и юный читатель».
II. Библиотека исемья
Важный фактор,влияющий на результативность работы библиотеки по организации и руководствучтением детей. – ее содружество, контакты с семьей читателя.
В семье формируетсяличность ребенка, ее изначальное отношение к различным видам деятельности. втом числе и к чтению. Во многих семьях имеются книги и периодика для детей.Семья в определенной степени руководит чтением детей, в семье ребенок получаетинформацию о книгах (целенаправленно или случайно). Во многих случаях родителиявляются авторитетом для детей в выборе книг. в оценке прочитанного. Нородители обычно плохо информированы о детской литературе. Это приводит в тому,что они часто рекомендуют детям книги по воспоминаниям собственного детства,без учета социально психологических особенностей современного ребенка. Врезультате чтение детей постепенно уходит из-под контроля родителей в вопросахдетского чтения не зависит, как правило. Т профессии и возраста родителей,культурно бытового уровня жизни семьи. Часто это следствие слабой пропагандысреди родителей детской литературы.
Основой работы библиотекис родителями юных читателей являются изучение поли семьи в чтении детей. Дляэтого библиотекари приглашают родителей посетить детскую библиотеку, беседуют сними о детском чтении, его особенностях, бывают на родительских собраниях вшколах микрорайона, просят их ответить устно или письменно на такие вопросы: «Естьли у ребенка личная библиотека? Сколько в ней книг? какие газеты и журналывыписываются для детей? Какие положительные качества развивает у ребенкачтение?».
Подобные же вопросы,по-другому сформулированные. Могут быть заданы и самим читателем. Из ответоввидно, что есть родители, владеющие определенными знаниями и опытом руководствачтением детей, и родители, испытывающие трудности в этом. Недооценивающие ролькниги и библиотеки в формировании личности ребенка. Ответы помогут увидеть рольсемьи и руководстве чтением детей и определить пути работы с родителями вусловиях библиотеки.
Библиотекарю следуетзнакомить родителей с лучшей детской литературой, основами педагогики детскогочтения, деятельностью и возможностями библиотеки. Важно привлечь родителей кактивному сотрудничеству с библиотекой в руководстве чтением их детей,формировании круга их чтения. Работа с родителями должна вестисьдифференцированно, систематически на протяжении всех лет, когда ребенок илиподросток пользуется библиотекой.
Формы этой работы могутбыть самыми разнообразными от массовой до индивидуальной. Целесообразно исотрудничество с библиотекой для взрослых, в которой читают сами родители.Списки лучших книг для каждой возрастной группы читателей-детей под общимзаглавием «Лучшие книги – вашему ребенку».
Некоторые библиотекипроводят специальные «Дни родителей» в программе которых – экскурсии побиблиотеке, обзоры детских книг и литературы о руководстве детским чтением,беседы о путях взаимосвязи библиотеки и семьи, выступлением отдельных родителейо том. Как они руководят чтением своих детей. а также «час» вопросов и ответов.Обмен опытом и ответы на вопросы могут быть предусмотрены и на классныхсобраниях родителей в школе. Возможны организованные совместно со школой специальныеконференции на тему «Ребенок и книга». В отдельных библиотеках для родителейиздаются специальные памятки о том, как руководить чтением детей. Массоваяработа с родителями должна сочетаться и индивидуальной, консультативнойработой. Индивидуальные беседы возможны, когда родители приходят вместе сребенком, записываются в библиотеку или менять книги.
Во время последующихпосещений библиотеки родителями библиотекарь просматривает вместе с нимиформуляр читателя. записи бесед с ним, выясняет, что читает ребенок дома,рекомендует книги, расширяющие его кругозор, отвечает на вопросы родителей.Таких вопросов бывает много.
Рекомендуется приглашатьродителей и на массовые мероприятия, в которых участвует их ребенок (обсуждениекниги, «защита» читательского формуляра, утренник и др.).
Важно рассказатьродителям о тех формах работы с книгой, которые могут быть использованы всемье, например, чтение вслух, беседа и т.д.
Может быть, для отдельныхродителей следует составить индивидуальный план чтения или включить в их планчтения литературу о детских книгах, творчестве детских писателей, педагогикедетского чтения.
Нужно всемирно привлекатьродителей к участию в работе детской библиотеки. Один, например, можетвыступить с сообщением на занятии кружка, другой – в клубе интересных встреч,третий – дать профессиональный совет. Такое сотрудничество полезно не толькобиблиотеке, т.к. содействует повышению качества ее работы с читателями, но онополагает также повышений роли семьи в руководстве чтением, поднимает престиж библиотекив семье.
III. Библиотека исемейное чтение; задачи, проблемы, перспективы.
В XX веке литература, книжная культурадля детства и отрочества перестает быть достоянием только тех народов и стран,чьи книжные традиции уходят в XIXв,, XVII, XVIII века и глубже. Детская литература, как явление национальнойкультуры начинает развиваться и у тех народов, где таких глубоких традиций небыло. На территории России это имеет место.
Сегодня чтение молодогопоколения не зависит от принадлежности его представителей к отдельнымсоциальным группам, оно становится явлением универсального порядка. Во многомэто связано с процессами демократизации, протекающими во всем мире. Развитиекнижной культуры для детей и юношества созданное обществом, государством ее распространениево многом заставили взрослое население планеты понять самоценность такогопериода жизни, как детство и отрочество.
Это получилодокументальное подтверждение в конвенции ООН о правах ребенка.
Забота государства,стимулирование чтения новых поколений необходимы, поскольку в последнеедесятилетие вновь возникла проблема грамотности, образованности молодежи.
Не смотря на то, что внашем веке детскую книгу перестают воспринимать как прямое педагогическоесредство, ее образовательно-воспитательное воздействие на формирующуюсяличность юного читателя не оспоримо.
Человек – самоценнаяличность и частица мира, у которой свои неповторимые генетические корни.Поэтому сравнивать и противопоставлять – дело не продуктивное.
Традиции просветительскойкультуры России категоричны в своем стремлении к духовности, «Идеологическое»направление детской литературы и педагогики детского чтения, источникоригинальной книжной культуры, теории и педагогики детского чтения, в том числеи собственных, приближенных к аудитории детства и отрочества людей еебиблиотечного обслуживания, опосредственного и непосредственного влияния наорганизацию чтения.
Те, кто сегодняпрофессионально работает в области детского чтения, продвижения детской книги кчитателю, не зависимо от территории и языка на котором говорят. Сталкиваются сомножеством схожих проблем, таких как, например, особенности чтенияподрастающего поколения в многонациональных обществах. Ребенок, где бы он нибыл, читает, чтобы узнать больше не только о законах общества, мира, но и вомногом о самом себе. Во многом для детей чтение не только интеллектуальноезанятие, но и «свое» свободное многообразное развлечение.
В детской библиотекеребенок получает доступ к информации, но и к культурным ценностям, синтезомкоторых является необходимыми условиями процесса информатизации детскойбиблиотеки. Все ресурсы библиотеки для детей должны быть сориентированы напедагогические и образовательные цели. Мы должны уберечь душу ребенка оттехнократического восприятия жизни.
Конечно, подрастающеепоколение должно уметь пользоваться вычислительной техникой, но при этом из егодосуговых интересов не должны уйти книга и искусство. С внедрениемавтоматизированных технологий у библиотек возникает множество проблем. Оникосаются с внутри библиотечных процессов, и повышения квалификации сотрудников.Однако, целый ворох проблем приносят и читателям, которые сегодня учатсяобщаться с компьютером раньше, чем читать книги. Отрадно, что детскиебиблиотеки сегодня активно участвуют в процессе вхождения в мировоеинформационное пространство.
Сегодня детскиебиблиотеки выполняют различные функции. Они и центры общения детей и подросткови центры проведения досуга. Именно здесь создаются условия для творческойсамореализации ребенка.
Детская библиотека – социальныйинститут воспитания и духовного развития личности, который обязан обеспечитьсоблюдение прав ребенка. Школьные и детские библиотеки испытывают сейчасзначительные трудности, связанные с тем, что их фонды не удовлетворяютчитателей..
Проблема комплектования,а главное финансирование – самая серьезная.
Разрушена системаинформации о новинках издательств, система доставки литературы в регионы.
Многие детские и школьныебиблиотеки стали решать эти проблемы сами, организуя альтернативноекомплектование, выступая в качестве дилеров издательств, заключая прямыедоговоры с ними. Библиотекарь должен помогать юному читателю в овладенииспособами поиска, переработки и усвоения деловой информации в организациипроцессов самообразования, человек получает доступ к культуре отнюдь не тогда,когда его обязывают прочитать или запомнить огромное количество материала.Человек должен жить в культуре, мыслить, оценивать ситуацию, делать выбор, аистина – это доступ к фактам и источникам.
Думается, что вбиблиотеках России, работающих с детьми, сосредоточен мощный интеллектуальный икультурный потенциал, достаточный для того, чтобы решать все проблемыпревращающие их в незаметных помощников воспитания нового поколения.
IV. Библиотечноеобслуживание детей
1) Задачи детской библиотеки вформировании духовного развития юной личности.
2) О роли семейного чтения в развитииребенка.
3) Формы библиотечного обслуживаниядетей; особенности библиотечного обслуживания детей разного возраста.
4) Морально эстетические аспекты библиотечногообслуживания юного читателя.
Развитие библиотеки,как центра «обережения» детства – одна из современных культурно эстетическихконцепций ее миссии. Актуальная потребность детства – творчество.
Изучая проблемусамореализации библиотеки в этом процессе, нельзя не согласиться с мнениемспециалистов, что «будет преступно, если мы оторвем творческое становлениечеловека от его становления духовного, оторвем творчество от человечности.
Внося свой вклад врешение данной проблемы, библиотека поддерживает следующие идеи. Детскаябиблиотека – социальный институт воспитания и духовного развития личности,который обязан обеспечивать соблюдение прав ребенка.
На творчество, т.е.на свободное личное проявление и на внимание к нему, на показ результатов этойдеятельности. На творческое развитие, т.е. на помощь и позитивное воздействиеизвне; на личное владение результатами своего труда.
Рядовая функциядетской библиотеки – способствовать читательскому развитию, онорассматривается, как особый вид творчества.
«Детская библиотека –литературно-эстетический центр», издано методическое пособие в помощьчитательскому развитию детей и подростков. Накопленный детскими библиотекамиопыт требовал осмысления и применения оптимальных людей деятельности поразвитию способностей детей. С этой целью была проведена областная творческаялаборатория «Детская библиотека и детское творчество».
У читателе, чьиродители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родителине подают в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми – это сближаетих. А также помогает малышу лучше усвоить их содержание. А поскольку из разныхвидов текстов именно художественные раньше прочих оказываются посредниками вэмоциональном общении ребенка со взрослыми, выступающими для него носителямиопыта человечества, чтения-слушания художественных произведений являетсяначальным этапом приобщения ребенка к чтению вообще.
Ребенок неосознаннопереживает воздействие произведения, он накапливает опыт такого переживания,когда не способен воспринимать еще смысл текста, не способен воспринимать егобез эмоционального соучастия взрослого, который выступает посредником ипроводником в общении дошкольника с автором произведения.
После освоенияребенком техники чтения роль родителей меняется, а взаимодействие с текстомпроизведения начинает принимать диалоговый характер.
Главная задачабиблиотек научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним.Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.
Сейчас, когда наши детичитают все меньше и меньше необходимо искать новые методы привлечения молодежив библиотеки.
Самый простой из них– наладить работу с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал радостьобщения с книгой дома, в школе, в библиотеке.
Библиотека – этопрежде всего мир общения с книгой, играющей важную роль в работе с семьей.
Безусловносправедливо утверждение, что именно в семье формируется интерес к книге,которая во все времена объединяла людей, воспитывала культуре общения, являласьносителем нравственных, духовных ценностей.
В нашей жизни, когда надодумать в первую очередь о хлебе насущном, большинство российских семей, ксожалению, меньше уделяют внимание детям. Появилась реальная опасность в борьбес житейскими трудностями не совсем потерять наших детей и «спасательным кругом»в этой ситуации для многих стали школа и различные учреждения, занимающиеся сподрастающим поколением. В их числе – библиотеки, которые, как и преждеоткрывают двери всем желающим. Именно при библиотеках вновь начали возрождатьсякружки, помогающие детям с толком провести свободное время. Известно, что мирдля ребенка начинается с семьи: первые шаги, слова, книжки… И привычка к чтениюзарождается здесь же. Хорошая книга в руках родителей и их чада – добрый знактого, ч о в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовные единства.Важно не расширять эту связь семьи и книги. А укреплять ее так, чтобы онапередавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало делом семейным.Работа с семьей, родителями в детских библиотеках предоставлена программасемейных чтений. А также разработанные библиографами пособия по семейномучтению. «Читаем всей семьей» (для детей и родителей 5 –6 лет) и «Дляталантливых детей и заботливых родителей» (Здесь представлены книги, которыепомогают интересно и разумно проводить с детьми свободное время, научить игратьи ними, вместе мастерить, готовить, общаться. Традиционно в детских библиотекахорганизуются выставки: «Что читать вашему ребенку», «Читаем вместе», «Семейноечтение», «Семейное творчество», «Дом – улыбка вашей семьи», «Тепло семейногоочага», «Любимая книга вашей семьи».
Библиотеки посещаютразные семьи, многодетные, имеющие детей инвалидов, среди них есть и одаренныедети… Дайджест «Эти трудные – одаренные дети», составленные и оформленныйбиблиографами, очень кстаит пришелся родителям, имеющим талантливых детей. Вдетских библиотеках особое внимание обратили на семьи, где есть будущиешкольники, чтоб помочь родителям лучше подготовить ребенка к школе,организовали «Школу первоклассника».
Требования сегодняшнегодня сближают библиотекаря с медицинскими учреждениями, определяя направленияработы с инвалидами, библиотекари прежде всего изучают социальное положениесемей, в которых воспитываются такие дети. Во многих библиотеках, тех юныхчитателей, кто не может сам приходить в библиотеку, обслуживают на дому. Этадеятельность не носит разового характера. а ведется целенаправленно исистематически. Подбираются приемлемые задания, соответствующие умственнымспособностям и физическим возможностям каждого юного читателя, отбираетсялучшая и красочно оформленная литература, рассылаются приглашения на самыеинтересные мероприятия. Таким образом детские библиотеки, помимо своих задачвыполняют реабилитационные и благотворительные функции.
Действительно, семья –это особый социальный институт, вводящий ребенка в мир культуры, в том числе ичитательской. Во многом отношение к чтению, приобретение читательской культурымолодым поколениям зависит от того, какие образцы читательского поведенияпредлагают им взрослые – их родители. Как правило, почти в каждой семье естьбиблиотека. На Руси издревле считалось: «В без книги, как без окон – темно». Иприобщение ребенка к чтению начинается именно с личной библиотеки. Рекомендациимолодым, как правильно ее формировать, бывают нужны и полезны. В каждомвозрасте свой круг чтения, и очень важно, чтобы в домашней коллекции имелиськниги по душе каждому члену семьи. Поэтому в детских библиотеках в рамкахбиблиотечной программы «Информкультура школьнику» имеется и раздел «Свет доматвоего», где речь идет о создании наших библиотек. О совместной организации сдетьми и их родителями своей домашней библиотеки и ее личного оформления.Дошкольный возраст – это период жизни человека, важный во всех отношениях. Ученыесчитают, что именно в эти годы – человек способен усвоить по объему столько жеинформации, сколько потом за все отпущенное ему судьбою время. И естественнобиблиотекарей волнует вопрос: Какую помощь мы можем оказать малышам и ихродителям в таком стремительном духовном развитии.
Дошкольники – вообщечитатели. Каждая детская библиотека старается выделить для них свое, особоеместо. Главная трудность, с которой сталкиваются библиотекари – это отсутствиекнижных фондов для детей до 3-х лет. Чтобы решить эту проблему, началикомплектование специализированного фонда развивающих настольных книг икниг-игрушек.
Библиотекари предлагаютродителям маленьких читателей возможность выбора: настольные игры икнижки-игрушки.
Современных детейокружает множество игр, библиотекари помогают выбрать родителям самые полезные.Одной из новых форм работы стало создание обучающих и развивающих циклов икурсов с целью подготовить детей к школе. Особое внимание в работе сдошкольниками уделяется тем, кто готовится на следующий год статьпервоклассником. Работая с дошкольниками, библиотекари сталкиваются с тем, чтородители зачастую не осознают необходимости записывать свое чадо в библиотеку.Поэтому вся деятельность направлена на то, чтобы в общественном сознанииукоренился взгляд на детскую библиотеку, как на серьезную школу раннегоразвития.
Детская библиотека –специализированное информационное, культурное, образовательное учреждение,располагающее организованным фондом тиражированных документов для детей иподростков, а также литературой по вопросам детского чтения. По сути детскаябиблиотека – педагогическое учреждение, основная цель которого созданиемаксимума условий для комфортного развития личности. Открытие природы детства вдетской жизни для успеха воспитания возможна только при том условии, еслибиблиотекарь станет носителем идеи ребенка в обществе. Взаимодействие сребенком и книгой, детский библиотекарь отчетливо обнаруживает профессиональныеи личностные представления о смысле своего труда. Библиотекарь – руководитель чтения,общается не только с юными читателями, но и педагогами, воспитателями школ.
Знание детской литературы– это значит развивать коммуникативный талант библиотекаря, потому чтоправдивое художественное произведение ключ к познанию, возрастному психологическомупониманию, мотиворованности тех или иных поступков, характеризующих героя книгии, следовательно наличествующую в реальности жизни. знание литературы помогаетпрогнозировать возможные реакции детей и одновременно учитывать в работе с нимито углубленное, сокровенное, что отличает возраст в целом и каждого читателя вотдельности. Знание детской литературы, круг чтения придает библиотекарюпрофессиональную уникальность. Любовь к детям, готовность принять их такимикакие они есть – сердцевина рассматриваемой профессиограммы.
Любовь – человеческоесвойство, которое не поддается теоретическому анализу. Любовь к детям, к своемуделу – одно из определяющих источников, желание работать не устанно, творить,открывать.
Без любви к детям едва лиможно близко к сердцу принимать детские боли, заботы, победы, увлечения,большие или маленькие непослушания.
V. Заключение
Главная цельбиблиотечного обслуживания детей во всем мире определяется прежде всегоинтересами самого ребенка в этом столетии, которое называют веком детей. В чемнуждаются дети? И как библиотеки и библиотекари могут помочь им вудовлетворении потребностей, необходимых для адаптации к жизни в обществе.Более того, по оценке многих педагогов-исследователей, детская библиотека –именно та среда, в которой наиболее неформально удовлетворяется потребностьдетей в общении. В сохранении субкультуры детства, в приобщении к культуре, кчтению. Поэтому библиотекарь должен быть в душе и художником, и поэтом, ипедагогом, и психологом. Личность библиотекаря, его профессиональные качестваважнейший залог того, как в последствии ребенок будет относиться к библиотеки ик чтению.
Известно, что мир ребенканачинается с семьи: первые шаги, слова, книжки и привычка к чтению зарождаетсяздесь же. Хорошая книга в руках родителей и их чада – добрый знак того, что вэтой семье будут царить читательская атмосфера, духовное единство. Важно нерастерять эту связь семьи и книги, а укрепить ее так, чтобы она передавалась изпоколения в поколение, чтобы чтение стало делом семейным.
VI. Список литературы
1) Федоренко В.книгоношество на новый лад //Библиотека. – 1997. — № 2. – С. 41 – 45.
2) Нагарова Н. Новыйвзгляд на старые проблемы //Библиотека. – 1997. — № 12. – С. 34 – 35.
3) Самохина, Е.Человек дни откровения //библиотека. – 1997. — № 6. – С. 38 – 40.
4) Аусенко Е. Талантбыть собеседником //Библиотека. – 1997. — № 12. – С. 24 – 25.
5) Семенова А.Удивись сам и удиви других //Библиотека. – 1998. — № 5. – С. 60 – 62.
6) Гришина Т. Новыеформы обслуживания //Библиотека. – 1998. — № 5. – С. 60 – 62.
7) Алтухова Г.Кодекс этики //Библиотека. – 1997. – № 5. – С. 28 – 29.
8) Иванова А. Ещераз о кодексе //Библиотека. – 1998. — № 9. – С. 57.
9) Олейников А. Неребенок, но еще и не взрослый //Библиотека. – 1999. — № 10. – С. 42 – 43.
10) Абуткина Е.Библиотека + семья =? //Библиотека. – 1999. — № 6. – С. 35 – 38.
11) Сокольская Л.Помогите мальчику //Библиотека. – 2000. — № 10. – С. 48 – 53.
12) Алтухова Г. Речькак инструмент профессии //Библиотека. – 2000. — № 5. – С. 65 – 67.
13) Метод.рекомендации. – Орловская областная библиотека. – метод. и библиотечный отдел –1995. – С. 1 – 10.
14) Метод.рекомендации. – Орловская дет. биб-ка. – метод. реком. – 1995. – С. 1 – 10.
15) Жаркова Л.Голубева С. Детская библиотека сегодня //Библиотековедение. – 1995. — № 7. – С.115 – 116.
16) Румянцева Г.Научись понимать //Библиотека. – 1999. — № 6. – С. 60.
17) Библиотека и юныйчитатель. – 1995. – С. 72 – 75.
18) Орлова С.Библиотека и семейное чтение //библиотека. – 1999. — № 10. – С. 47.
19) Буничева А.Общественный институт развития детского творчества //Библиотека. – 2002. — № 1.– С. 69 – 72.