Реферат по предмету "Культура и искусство"


Башкирские народные танцы

Содержание
 
Введение
1.        Общаяхарактеристика танцев
2.        Молодежные танцы
3.        Танцевальныйкостюм, атрибуты танцев
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
У башкиртанец является одним из наиболее популярных видов искусства. В нем нашлиотражение особенности быта, тесно связанного с хозяйственной жизнью, древнимиверованиями.
Впрошлом танцы выполняли определенные функции на различных обрядах, праздниках,охотничьих, военных и иных ритуалах. Как известно, эпические произведения, сказкипелись, разыгрывались в драматических пантомимах, плясках.

1. Общая характеристика танцев
 
Напраздниках знатоки народного творчества — сэсэны выступали не только в ролирассказчиков, но и пели, плясали, играли на музыкальных инструментах. Этипредставления сэсэнов были настоящей школой художественного мастерства длямолодежи, ведь именно на больших праздниках происходило обучениемолодежипляскам. В шествии от аула к летовке, где устраивалось первое летнеепразднество, в плясках при сборе призов для участников спортивных состязанийнаряду со старшими участвовала и молодежь. На больших летних праздниках«йыйын», «майзан», «бэйге» молодежи предоставлялась возможность знакомства,выбора «пары» во время танцев, игр, прогулок.
В деньпраздника пляски, хороводы устраивались исключительно для молодежи, ониназывались «киске уйын» — «вечерние игры». Пляски устраивались и по поводусбора дикого лука, кислицы, во время смягчения домотканины или выхода на горупо пятницам в летние дни.
Праздники,обряды играли большую роль в сохранении и развитии народной художественнойкультуры и особенно искусства танца, поскольку ни один вид искусства так ненуждается в зрителе, как танец.
Вбашкирской хореографии существовала регламентация по полу и возрасту. Это,очевидно, было связано с тем, что у башкир существовали исключительно женскиепраздники, обряды, в которых мужчины не участвовали. Распорядительницей наженских праздниках была уважаемая, талантливая женщина, знаток народных песен,плясок, хороводов, игр.
Хореографическоеискусство башкир было обусловлено характером труда и быта народа. В танцахнашли отражение особенности хозяйственной жизни, образное восприятие окружающейприроды, прекрасное знание повадок зверей, птиц, животных. />Наиболее развитыми формами башкирской хореографииобладают сольные танцы. Именно эти танцы передают своеобразие башкирской хореографии.Тематика одиночных танцев весьма разнообразна: охотничьи, пастушеские, военные,эпические, свадебные, игровые. Широко были распространены и дуэтныетанцы-соревнования, в которых исполнители нарочито соперничали друг с другом. Танцытрио назывались «Треножник», «Три угла», «Tри пня». K танцам малых форм относятся и такие,как «Четвёра», «Четыре угла».
Коллективныепляски к концу XIX — началу ХХвв. почти утратили связь с древними релиниозными верованиями. Обрядовый смыслих сохранялся, возможно, в женских праздниках «Воронья каша», «Кукушкин чай»,где женские коллективные пляски исполнялись в честь пробуждающейся природы.Древнейшими из таких танцев являются «Танцевать по кругу», «Треножник»,«Проходить» (черёз что-то), «Пропускать» (через что-то). В целом в указанныйпериод коллективные танцы, исполняемые на различных празднествах, носилиигровой характер. Известно, что еще в XVIII веке круговые танцы типа «Танцевать по кругу» исполнялись на шаманскихобрядах под руководством знахаря. Различные знахарские обряды лечения в XIX — начале XX в. еще были связаны с танцем или элементами различныхтанцевальных движений. Магическую, отпугивающую роль при изгнании болезни имеликруговые обходы знахарем и другими участниками больного, громкие «дроби», стуко металлические предметы, песни-заклинания, удары плетками, пропитаннымиконским потом и др. Такие танцы в конце XIX века уже не исполнялись.
Охотничьи,военные, пастушеские танцы исполнялись только мужчинами. В этих танцах образнопередаются военные и охотничьи навыки, джигитовка и, в целом, бытскотоводов-кочевников. Преобладающими в подобных танцах являются движения,имитирующие бег, скачки, галоп, иноходь, пришпоривание коня. Эти движениясопровождаются различными дробями. Подобные пляски в прошлом являли собой инсценированиеохоты или боя и исполнялись большим количеством участников. В условиях кочевогобыта, постоянных столкновений с чужеродными племенами эти пляски несомненноимели большое значение в деле физического воспитания молодежи, ее нравственнойзакалки и подготовки к суровым условиям жизни. Вплоть до нашего времениохотничье-военные танцы не утратили своеобразия, выразительности,оригинальности движений.
Талантливыеисполнители сохраняют традиционную динамику движений, особую пантомимическую выразительность,яркую изобразительность танца. Военным и охотничьим танцам молодежь обучалистаршие во время исполнения эпических, мифологических произведений. Вохотничье-военных танцах исполнитель выразительными танцевальными движениямипоказывал мастерское владение древним оружием башкирского воина: луком сострелами, мечом и саблей.
/>Военные танцы оказывали большоепсихологическое воздействие на зрителей. По рассказу И.И. Лепехина, старыйтанцор, изображавший сцены боя башкирских батыров с врагами, вызывал слезы наглазах у зрителей. Танцевальными движениями старик показывал наступлениебашкирских воинов на противника, в котором одни батыры погибали, другиепобеждали.
Вохотничьих танцах исполнитель создавал образ ловкого, смелого охотника: онуподоблялся то коню, то преследуемому животному или птице, показывая, какживотное убегает от него и падает пораженное стрелой. Башкиры охотились словчими птицами, возможно, поэтому в танцах исполнители нередко подражалиполету, плавным размахам крыльев птиц.
Природазарождения охотничьих, военных танцев, по мнению исследователей первобытногоискусства, в том, что они удовлетворяли практические нужды, связанные с добычейпищи, с походом. Однако утилитарный характер подобных танцев не исключал ихзрелищности. Нередко исполнителями охотничье-военных танцев выступалипрославленные воины, смелые удачливые охотники, пластический рассказ которых немог не вызывать восхищения зрителей. Охотничий промысел имел для башкир большоезначение. Облавные охоты с участием всего трудоспособного мужского населенияаула продолжались в некоторых местах и в XIX веке. Поэтому движения охотничьих танцев,воспроизводящие повадки животных или птиц, были узнаваемы. Таким танцам былисвойственны легкость, ритмичность в сочетании с торжественностью исосредоточенностью. Зрители активно подбадривали исполнителей, прославляя,подзадоривая их в импровизированных четверостишиях, речитативных репликах, восторженныхвозгласах. Танцор, вдохновлённый реакцией зрителей, импровизировал старыедвижения, на ходу мог добавить в танец новое, рожденное непосредственно вмомент исполнения танца движение; весь танец приобретал особую эмоциональнуюокраску, передающую собирательный образ башкирского джигита, ловкого, смелого,защитника рода, надежды семьи. Танцев, связанных некогда с эпосом илиисполнявшихся в составе того или иного эпического повествования, сохранилосьнемного. Это различные варианты танца «Байык» (мужское имя), «Кара юрга» — «Воронойиноходец», «Акhак кола» — «Хромой конь» и др.
Этитанцы тесно связаны с охотничьими, пастушьимитанцами по пластике, образности, движениям.
/>/>Интересны танцы, передающие образы птиц. Они вкакой-то степени содержат элементы домусульманских верований. Их могли исполнятьи мужчины, и женщины. Содержание некоторых танцев соотносится со скифо-сарматскойидеологией, влияние которой на башкирское искусство еще мало исследовано. Так,со скифской традицией связан развитый культ коня, известный кочевникамевразийских степей со IIтыс. до н. э. Бог коня среди 12 божеств у древних башкир упоминается Ибн-Фадланом.Он же отметил особое отношение башкир к журавлям, другим птицам, от которых башкирскиероды вели свое происхождение.
Стотемическим культом птиц связывают исследователи башкирской этнографии ифольклора названия башкирских родов. В танцах птицы изображались такими, какимичеловек видел их в природе: передавались характерные черты птиц, повадки,голос. Но как и в легендах, сказках, они наделены волшебными свойствами:побеждать зло («Аккош» — «Лебедь»), предсказывать («Кэкук» — «Кукушка»), помогать,успокаивать («Сынрау торна» — «Звенящие журавли»). Голубь и кукушка, в которых превращаютсядевушки в башкирских сказках, часто помогают герою, опекают и оберегают его.Ворона «посылает» на землю дождь. Из птичьих танцев наиболее известны «Кэкук» —«Кукушка», «Кара тауьгк» — «Черная курица», «Аккош» — «Лебедь», «Кор уйыны» — «Глухариная игра».
Танец«Кукушка» был очень популярен в юго-восточной Башкирии. В каждой деревненазывались имена извёстных исполнительниц этого танца на праздниках. В горнойБашкирии танец исполнялся только женщинами, в степной части «Кукушку» исполнялии мужчины. По всей вероятности, в прошлом танец являлся составной частьюдревнего женского праздника «Кэкук сэйе» — «Кукушкин чай» («угощение, трапеза вчесть кукушки»). С утерей древнего значения праздника танец стал исполняться ина других праздниках. Причем, мужчины исполняли танец с большим юмором, как быиронизируя над повадками птицы, в то время как женщины танцевали серьезно,задумчиво, выдвигая на первый план лиричность, минорность образа.
Вдревности в женском танце «Кукушка» ярче проявлялись мотивы поклонения птице,задабривания ее, страх перед ее «вещим» кукованием. Сам праздник проводился втот период, когда кукушка особенно звонко и неустанно куковала, звала к себе,«извещала» женщин, что время встречи настало: расцвели цветы, земля благоухает,деревья покрылись густой листвой. Башкиры говорят «кукушка зовет» — «кэкук сакыра»(ср. русск. «кукушка кукует»), а на праздник шли, когда кукушка «звала» настойчивоот всей души — «ихлас сакырганда». Праздник проводился на укромных лесныхлужайках или у реки.
Культптиц переплетался у башкир с представлениями о плодородии земли, ее обновлениии цветении. Весной во время праздника «Карга буткаhы» женщины обвешивали ветки деревьев лентами, бусами,монетами, разноцветными лоскутками тканей и водили вокруг хороводы. Неслучайнов танцах-подражаниях птицам женщины изображают и колыхание ветвей деревьев. Птицаи дерево, по представлениям башкир, являлись хранителями богатств земли. Обэтом пелись песни на женских весенне-летних праздниках. У башкир было принятосоединять ветви двух рядом растущих деревьев лентами, лоскутками тканей или платком,шалью (на празднике встречи весны). Под такой своеобразной аркой стелили кошмы,скатерти, ставили на них праздничные яства, угощались. Возле украшенныхдеревьев плясали, пели. Различные магические приемы, ритуальные действиявыполнялись с целью вызвать плодородие; назывались они «муллык, бэрэкэт юрау».С целью задабривания природы исполнялись и женские хороводы, пляски, песни,игры. Взмахи обеими руками то в одну, то в другую сторону с наклоном корпуса втех же направлениях очень напоминают образ дерева, склонившегося от порывовветра или от обильных плодов. Неслучайно обвешивание веток деревьев лоскутамиженщины называют «агас суклау» — (дословно — повесить на дерево гроздья). Этоделалось для того, чтобы вызвать обильный урожай в наступившем году, сделатьдерево обильным плодами. В танцах-подражанияхптицам, веткамдеревьев исполнители часто применяют трельные движения кистями рук, плечами.Кисти рук трепещут то поднимаясь вверх, то опускаясь вниз, плечи поочередноподнимаются и опускаются. Эти движения возникли, по всей вероятности, изподражания полету бабочек, птиц, движениям раскрывающихся птичьих крыльев,колыханию ветвей деревьев, трепету листьев. Движения могут иметь и игровоезначение, передающее эмоциональное состояние танцора.
Средисольных плясок башкир большое место занимают свадебные, которые также основаны,главным образом, на круговых мизансценах и могли быть связаны в прошлом спожеланиями благополучия вступающим в брак, а также с шутливым соперничествомбрачующихся сторон («Азаккы уйын» — «Последние игры», «Озатыу уйыны» — «Прощальные игры», «Йыуаса» — «Свадебный гостинец», «Короклау» — «Накинутьлассо», «Киленсэк» — «Невестка», «hыу юлы» — «Дорога к воде», «Сыбырткылау» и др.
В началеXX в. на свадьбах еще бытовал танец«Айыу туны», который, возможно, исполнялся с целью положительного влияниятотемного животного на жизнь молодых. Такое же магическое значение имелосажание невестки на шкуру барана или подушку из гусиного пуха.
Всвадебных плясках магические мотивы тесно переплетаются с рациональными,игровыми. Так, во время исполнения танца «Йыуаса», «Айыу туны», «Сыбырткылау»очень распространен мотив ритуального «избиения» участников свадьбы различнымипредметами: сумкой из заячьего меха или скатертью (наполненными сладкимипечеными изделиями из муки), лентами или плетью. Возможно, это делалось с цельюизгнания нечистой/>/> силы, оберегом от которой служили и шумные пляски, и стукударных инструментов, и одежда невесты, украшенная яркими кораллами, бусами,серебряными монетами.
Насвадьбе немало было танцев на испытание характера родни. Одним из своеобразныхтанцев является «Короклау» — «Накинуть лассо». Сваха со стороны невесты танцуетс импровизированным лассо. Это тщательно промытая баранья кишка, привязанная кдлинной палке. Во время танца сваха неожиданно накидывает лассо на одного изжениховой родни. Обычно первым пытаются «испытать» отца жениха. Таким жеобразом заставляют плясать всех сватов. По поведению родственников во времяэтого ритуала «испытания» родня невесты будет судить о родственниках жениха.
Искрометнымюмором, шутливым соперничеством, азартом проникнут танец «Йыуаса»,исполнителями которого также являются бойкие, языкастые свахи. В танце исопровождающих его куплетах песни сначала спорят и ругают родню за «жадность,неумение готовить», затем хвалят, превозносят. Завершается танец раздачейгостинцев, сладостей, угощенй. Воспитанность невесты, ее скромность, умениетрудиться, уважать старших должен был показать танец «Киленсэк» («Танецневестки»). Танец невестки отражал и своеобразный этикет знакомства молодой сродней жениха. Невестка — продолжательница рода, и основные надежды, которыесвязывались с появлением молодой женщины — увеличение потомства, укреплениерода, его дальнейшее развитие и усиление. И потому в танце невестки родныежениха больше всего восхищались живостью исполнения, четкостью дробей, легкостьюстремительных поворотов. Если в сдержанных движениях молодой угадывалсятемперамент, проворность, подвижность, она получала высшие похвалы, которыепроизносились во всеуслышание непосредственно во время исполнения танца.Завершая танец, невестка дарила родственникам жениха подарки — обереги. Этокисточки из разноцветных нитей для ворота мужских рубах, кисеты, рубахи и др.Женщины в качестве подарка получали нитки, ленты, монеты. Своим танцем девушкакак бы желала родственникам жениха здоровья, благополучия, поскольку предметы, которыеона дарила, являлись носителями определенных обрядовых функций, магическихсимволов, узнаваемых знаков: нитки означали долголетие, ленты, монеты, кисти — обереги от сглаза, болезней, несчастий.
Танецсвекрови — это своеобразные наставления молодой невестке. Снохе предстоит житьс мужней родней по определённым этическим правилам: не ссориться с женамиродных братьев, не быть слишком обидчивой., не жаловаться «от дома к дому», с близкимижить в мире, остальным не давать себя вобиду, а главное — быть как свекровь — доброй, мудрой, сказочницей, поэтессой. Значение слов песни передаётся итанцевальными движениями, жестами: свекровь ходит вокруг невестки,/>/>/>/> часто наклоняясь к невестке, дополняет наклоныжестами рук, головы, выразительной мимикой.
Танец«Сыбырткылау» символизирует конец свадебных торжеств. Один из родственниковневесты, взяв в руки плеть со множеством тонких ремешков на конце, танцует вбыстром темпе, ударяя плетью по полу, по стенам дома, достается и гостям. Еслигости сумеют схватить плеть и быстро подвязать к ней деньги, подарки, то танцоруспокаивается, а гости продолжают веселиться. Обычно после нескольких церемонийс одариванием танцора гости собираются и уезжают домой;
Названиядуэтных танцев повсеместно связывается с соревнованием, соперничеством. Танцытипа «Капма-каршы» — (дословно: «друг против друга» или «лицом к лицу»). Этитанцы часто исполнялись на больших праздниках, в них соревновалисьпредставители разных аулов (прежде родов или племен). Глядя друг на друга, неспуская друг с друга глаз, танцоры проделывали самые различные движения,постепенно убыстряя темп движений и их динамику. Более выносливый из нихполучал приз. Подобные танцы исполнялись и на свадьбах, соперниками в них выступалипредставители двух брачующихся сторон.
Коллективныесвадебные танцы устраивались в день проводов девушки в дом жениха. Основноевнимание в них уделялось кружению вокруг невесты, парному кружению каждой изучастниц танца с невестой. В древности кружение в башкирских танцах имеломагический смысл, и в свадебных танцах оно, очевидно, означало оберег невесты,пожелания ей благополучия, счастья.
С танцем«hыy юлы» был связан ритуал подношения подарка духу воды: молодаябросала в источник монеты. Таков же по содержанию танец ряженых, исполняющийсяво время «Выкупа» воды свахами со стороны жениха у родни невесты. По дороге кисточнику все танцуют, поют песни, обмениваются шутками, остротами. Основныедвижения танца: «переменный ход» и «дробь с притопом», щелчки пальцами рук,повороты. Родственницы жениха бросают в воду монеты и только после этого имразрешают наполнить ведра.
2. Молодежные танцы
 
Повсеместнов Башкирии первый выход на природу осуществляли девушки, им поручался сборсъедобных и лечебных растений. Девичьи походы за диким луком, кислицей,различными травами выливались в своеобразные увеселения. Они нередко служили местомвстреч девушек с молодыми людьми. Так, у северо-западных башкир сбор дикоголука назывался «Йыуа йыйыны». На этот йыйын собирались девушки из окрестных аулов.Юноши не мешали девушкам во время работы, им не разрешалось участвовать в сборетрав. После работы девушки устраивали совместную трапезу. Лишь в это время юношидавали о себе знать: начинали играть на гармошках, пели песни. Постепенно на местесбора молодежи затевались различные игры, хороводы.
Девичьиигры назывались по-разному: «Тау» — «Гора», «Тауга сыгыу» — «Выход на гору», «Кымызлыккабарыу» — «Идти за кислицей», «Йыуага сыгыу» — «Сбор дикого лука», «Йыуа йыйыны»- «Сбор дикого лука», «Сэхрэ» — «Благоухающая природа». Эти игры, равно как ивсе летние сборы девушек, молодых людей происходили по четвергам и пятницам,они имели еще одно название «Йома уйыны» — «Пятничные игры». Большинствомолодежных танцев исполнялось по кругу. Обеспечение общественного и личного благополучияу башкир всегда связывалось с благополучием в природе. Движения танцующих покругу, возможно, выражали стремление людей ускорить приход весны, затем расцветприроды и, наконец, обильный урожай. Круговые танцы могли символизироватькруговорот в природе. Встав в круг, люди взывали к солнцу: «Выйди,сестра-солнце, выйди!» Моля о дожде, обращались к птицам и водили хороводы.
Вколлективных круговых, хороводных танцах выделялось несколько типов: 1) вцентре танцует одна исполнительница (или исполнитель); 2) в центре хороводатанцует пара; 3) в центре хоровода играет кураист; 4) в центре танцуют троеисполнителей; 5) три девушки не танцуют, а сидят в центре, остальные ходятзмейкой вокруг них. Наиболее распространенный вид хоровода — это поочереднаясмена солистов внутри круга.
Все этихороводы имели наиболее грандиозную форму на празднике йыйын, где по древнимобычаям происходили знакомства местных юношей и девушек с приезжей молодежью.
В древностиво время празднования йыйын устраивались свадьбы. Вводили невесту в дом жениха;в праздничных состязаниях, спортивных соревнованиях особое значение придавалосьсоперничеству врачующихся сторон. При исполнении различных коллективных танцевмолодые выбирают себе пару. Если молодые нравились друг другу, они танцевали напротяжении праздника только вдвоем. Существовала особая символика танцевальныхжестов, по которым юноша угадывал настроение девушки. Эти жесты помогали приезжемуюноше ориентироватъся в выборе будущей невесты. Танцевальными жестами девушкамогла намекнуть юноше, что он ей нравится, или, что она сосватана с детства ине нарушит обета родителей.
Молодежныетанцы на йыйын были объединены единой темой — выбора невесты или жениха.
Танецначинался с простых шагов. Юноша подходил к девушке, и, если юноша нравилсядевушке, пара шла по кругу. Кураист стоял в центре круга. Круговые танцысменялись линейными, в которых также предоставлялась возможность знакомства и выборапары. Каждый танец являл собой законченное хореографическое действие.Танцующему в центре круга или линий адресовывались песни, сочиненные самимиисполнителями.
Солист-юношавыбирал девушку, кружился с ней и уходил из центра. Девушка, исполнив свойтанец, приглашала на кружение другого исполнителя. Подобные танцы продолжалисьдовольно долго. Такое начало молодежных игрищ являлось как бы данью уваженияхозяев к гостям, своеобразным знакомством приехавших из разных аулов молодежи.
Особоезначение имели парные танцы в центре круга. Каждая пара поочередно выходила вкруг и исполняла импровизированный танец, в котором в очень сдержанныхдвижениях юноша и девушка показывали свое отношение друг к другу.

3. Танцевальный костюм, атрибуты танцев
 
/>Одним из важнейших компонентов народныхпразднеств, обрядов, семейных торжеств, в составе которых исполнялись пляски,является их оформление. Под этим словом подразумевается украшение местапраздника, площадки, где исполняются пляски, использование различных атрибутовв танцах (плеть, платок, колечко, веревка, разноцветные кисти, шаль и др.).Большое значение имели праздничные наряды, прически, украшения (головные,нагрудные) браслеты, подвески, предметы декоративно-прикладного искусства(паласы, скатерти, кошмы). В некоторых случаях костюмы шились специально длякакого-либо танца для создания соответствующего образа.
Так, напразднике Каргатуй распорядительница, выбираемая из уважаемых пожилых женщин, былаодета в специальный костюм: длинное платье без оборок, камзол, поверх которогонадевались нагрудник и наспинник, расшитые подвесками из серебра, ракушками. Наголову распорядительница надевала высокий колпак из березовой коры, обшитыйтканью, украшенный бисером, раковинами, монетами. Под колпак надевался яркийплаток. Такой костюм могла одеть лишь та женщина, которая считалась лучшим знатокомритуалов, песен, плясок. Группа женщин, наиболее активных в исполнении игр, хороводов,была одета в костюмы, украшенные речными раковинами. Эти женщины помогалираспорядительнице следить за тем, чтобы на празднике не угасли азарт и веселье.
Неповторимуюкрасочность придавали празднику разноцветные платья с оборками, украшенныеатласными лентами, разно/>/>/>/>цветными полосками, аппликационными нашивками,узорами. В Зауралье (Челябинской и Курганской областях), отчасти и на северо-востокеБашкирии, женщины украшали платья вышивкой цветными шерстяными нитями тамбурнымшвом. Поверх платья надевали камзолы, зиляны; в северо-западных районах – белыевышитые фартуки.
Символическийсмысл имели многие атрибуты празднества: они изготовлялись женщинами заранее: этокисти из разноцветных нитей, вышитые платочки, монеты, нанизанные на нитку, лоскуткиткани. Все это навешивалось на ветви деревьев с целью имитации плодородия внаступившем году.
Такиечасти одежды, как платки, полотенца, имели в праздниках и обрядах большоезначение, и_их функции были самые различные. Tак, на сабантyeполотенце являлось символом благополучия, плодородия, считалось самым ценнымпризом. Оно использовалось и как атрибут различных игр, плясок во времясоревнования, служило предметом украшения праздничного майдана. Платок являлсязалогом верности. Девушки дарили юношам платки на вечерних игрищах «киске уйын»после сабантуя. Он являлся одним из главных видов подарка на праздниках,свадьбах, а также различных семейных обрядах и торжествах. Как атрибут женскихтанцев, игр платок использовался на праздниках Каргатуй, Кукушкин чай.
Особуюроль играла свадебная одежда, свадебные подарки,
/>атрибуты. Невеста дарила женихурубаху, украшенную вышивкой по воротнику и рукавам, тканые штаны и тюбетейку. Расцветкаодежды играла в свадебной одежде особую роль. Чаще употреблялись яркие цвета:красный, синий, голубой, алый, зеленый и др. В сшитых невестой нагрудникахпреобладал красный цвет, кушаком красного цвета подпоясывался жених, свадебныйпояс невесты шился из лоскутов ярких тканей, а длинные концы его — из материалаярко-красного цвета (юго-восток Башкирии), Когда повязывали пояс невесте,свекровь пританцовывала вокруг нее, напевая песню-наставление.
Посвидетельству М. Бурангулова, платок в предсвадебном обряде «Кыз кузлэу» игралфункцию симпатии, связи. Юноша, придерживая в руках платок, проходил в танцевозле девушек. Одна из девушек, которой нравился юноша, выходила в круг и, взявв руки свободные концы платка, танцевала с юношей. Платок как бы связывал юношуи девушку, означал их согласие на брак. Сохранились в свадебной обрядностипережитки тотемистических воззрений древних башкир. Так, невесте под ногибросали шкуру барана или, ступив на мягкую подушку, невеста должна была погладитьспину живого барана. На юго-востоке перед обрядом сенлэу родственники невестынаряжались в «медвежьи шубы». Шубы перетягивались красными кушаками, в рукахмужчины держали плетки с короткими ремешками на концах. Мужчины начиналипританцовывать, изображая повадки медведей, нападали на гостей, те одаривалитанцоров, привязывая к концам ремешков деньги, подарки. Возможно, свадебныеритуалы с использованием шкур животных имели в прошлом магическое значение иисполнялись с целью положительного влияния тотемных животных на совместнуюжизнь молодых. Ряжение в развлекательных целях было обязательным на такихобрядах, как «кушылыу», когда невесту наряжали старухой, чтобы жених не сразуузнал ee среди убегающих женщин; на обрядепоказа воды «hыу юлы», где особенно нарядно украшалиськоромысло и ведра молодой невестки (юго-восток). Ряжение было присуще и праздникаммайзан, каргатуй (северо-восток Башкирии).
Башкирскиетанцевальные мелодии состоят из двух четырехтактных фраз, повторенных дважды.Музыкальный размер, как правило, 2/4. Преобладающими являются мелодииквадратной мелодической и метроритмической структуры. Менее распространенадвухчастная структура танцевальных наигрышей: медленная в первой части,быстрая, ритмичная — во второй. Очень редки двух-, трех-, пятитактные фразы.Танцы исполняются под аккомпанемент курая, кубыза, домры, стук ударныхинструментов, голосовое сопровождение, песню. Дополнительный аккомпанементсоздавался топотом ног о твердые настилы — деревянные, металлические; звономсеребряных монет и подвесок на руках, пальцах, нагрудниках. В конце XIX – начале ХХ вв. в Башкирии получилираспространение гармонь, скрипка, мандолина, тальянка и другие инструменты.Ритм танца поддерживался хлопками в ладоши, подбадривающими извукоподражательными возгласами.

Заключение
 
Мизансценымассовых танцев генетически связаны, по-видимому, с пространственнымиассоциациями древних башкир. Обычно все праздники, молодежные игрища, свадебныеторжества проходили на лоне природы, на ближайшей от аула горе или горнойдолине. С возвышенного места открывалась величественная панорама богатойприроды Южного Урала. Мизансцены хороводных танцев, возможно, в ассоциативной,символической форме передают образы извилистых горных рек, холмов. Во всякомслучае, подвижность башкирского танца, многообразие мизансцен объясняется,несомненно тем, что пляски исполнялись на неограниченных естественныхплощадках.

Список использованной литературы
 
1.        Башкирскоенародное творчество. Т.2 \\ Предания и легенды. Уфа. 1990 г.
2.        Башкирскиесвадебные обряды. Сост. Бурангулов М.А. Л. 1-2
3.        Башкирско-русскийсловарь. М., 1958 г.
4.        Нагаева Л.Башкирская народная хореография. Уфа. 1995 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.