Реферат по предмету "Культура и искусство"


Бельгийское искусство XVIII века

Карл Вёрман
Бельгийское зодчество XVIII века
Мощныйрасцвет искусства, какой Бельгия видела в XVII веке, не прекращается внезапно, аотцветает постепенно. Во всех областях бельгийского искусства рубенсовскиеформы и краски, рубенсовский дух и темперамент господствовали над этим веком.Формы его подражателей, однако, становились все более слабыми, колорит всебледнее, дух все более усталым, и это «остывание» длится в течение большейчасти XVIII века. Новую жизнь в бельгийское искусство вдохнул лишь поворот кнеоклассицизму, начавшийся и здесь немедленно после середины столетия, какпротест против слабого рубенсовского течения, но проявлявшийся далеко не стакой энергией, как в некоторых других странах. Сотни сохранившихся именбельгийских архитекторов, скульпторов и живописцев не должны отвлекать нашеговнимания. Лишь главные линии художественной эволюции могут быть прослеженынами.
Подмягким, заботливым австрийским владычеством бельгийская жизнь в XVIIIскладывалась легко и приятно. Но, несмотря на стремления Марии Терезии и еештатгальтера, Карла Лотарингского, которому в этом следовал Альберт фонЗаксен-Тешен, супруг наместницы Марии Христины, не удалось наполнитьбельгийское искусство самостоятельным новым содержанием.
Церковноезодчество замерло почти вполне, что же касается светской архитектуры, то оналишь повторяла, в известном отдалении и с австрийской окраской, переживаниястилей Людовика XV и Людовика XVI. «Это был, – говорит Гиманс, – стиль ЛюдовикаXV без грации, стиль Людовика XVI без легкости».
Изпоздних домов цехов на брюссельском рынке «Дом пивоваров» (1752), с украшеннымиажурной резьбой окнами между тосканскими колоннами нижнего этажа, с обвитымилиственными гирляндами колоннами верхних этажей и увенчанный конной статуейКарла Лотарингского, сохраняет в себе еще нечто от мощи рубенсовского века. Но уже«Дом лебедя» (1720) перешел к более слабым, робким формам, а «Дом пивоваров» вЛёвене (1740) стоит уже на почве внушенной Веною сухости.
Фламандско-австрийскийстиль показывают также построенный Яном Питером Ван Баюршейдтом Младшим (1699 –1768) довольно скучный патрицианский дворец на Плас де Мейр в Антверпене (1745),служащий теперь королевским дворцом, антверпенские жилые дома архитектораВильгельма Игнанца Керрикса Младшего (1682 – 1745) и перестроенный из старогоНассауского дворца дворец штатгальтера в Брюсселе (1760), строителем которогоназывают некоего венского архитектора, другие постройки которого неизвестны.Лишь части этого здания сохранились в залах Кабинета гравюр Королевскойбиблиотеки.
Французскийклассицизм насадил в Бельгии французский архитектор Гимар, биография которогонеизвестна. Ему принадлежит изящная разбивка Плас Руаяль (1772), Рю Руаяль иКоролевского парка (1776) в Брюсселе, а также ложноклассическая церковьСен-Жер-сюр-Коданбер (1776 – 1785), с ее коринфским портиком, крытый медьюколокольней, и изящный «Дом сословий на Рю де ла Луа (1779 – 1783), в которомтеперь заседают бельгийские законодательные палаты. Сотрудниками Гимараназывают венца Циннера и нидерландца Луи Жозефа Монтуайе (ум. в Вене в 1800 г.). Монтуайе, как предполагают, выполнил также строго ложноклассический замок Лакен (1782 –1784), но лишь по проекту, сочиненному самим заказчиком, принцем Альбертом фонЗаксен-Тешен. Все это – весьма удовлетворительные, даже внушительные постройки,но уже без признаков национального бельгийского характера.
Бельгийское ваяние XVIII века
Бельгийскаяскульптура этого века находилась все еще в руках опытных, искусных, воспитанныхдолгой традицией мастеров. Способные, хотя и не окрыленные вдохновением бельгийскиескульпторы этого времени по-прежнему находили выгодный заработок за границей, какСкемакерс, Рейсбрак и Ноолекенс в Лондоне, уроженец Гента Петер АнтонВерсхаффельт (1710 – 1793) в Мюнхене, Ян Петер Антон Тассарт из Антверпена(1727 – 1788) в Берлине. Многие мастера, с другой стороны, возвращались из Римаи Парижа, где они проводили годы ученичества или странствований, на родину вБельгию, где потребность украшать церкви алтарями, кафедрами, статуями святых, надгробнымипамятниками доставляла лучшим из них обильную работу.
«Рубенсовский»стиль продолжал жить главным образом в школе Люкаса Федерба. Мы уже знаемученика Федерба, Бёкстуинса из Мехельна, умершего в 1734 г. Самым значительным учеником Бёкстуинса был Теодор Верхаген из Мехельна (1701 – 1759), алучшие произведения его представляют четыре сильно переработанные статуи отцовцеркви в соборе, резная деревянная кафедра с Добрым Пастырем (1741) в церквисв. Иоанна и знаменитая кафедра церкви Нотр-Дам-д̓Ансвикв Мехельне. Эта кафедра (1743 – 1746) имеет форму гигантского дерева; внизу егоизображен очень реалистично «Гнев Бога на прародителей после грехопадения», анад его короной парит облако, на котором восседает Богоматерь.
Главнымгентским мастером этой эпохи был Лоран Дельво (1696 – 1778), ученик старыхгентских мастеров, закончивший свое художественное образование в Риме ивыполнивший многочисленные работы для Англии и Германии; большая часть егоскульптур выполнена в Нивеле, где он поселился, для различных бельгийскихгородов. Лучшей считается кафедра в церкви св. Бавона в Генте (1745), ещепроникнутая сильным духом барокко, выполненная из дерева и мрамора. Большиемраморные фигуры на уровне пола представляют «Время», в виде старца, уснувшегопод деревом и пробуждаемого «Истиной», которая указывает ему на Христа. Врельефных медальонах на перилах кафедры изображены Рождество Христово и бюстсв. Бавона, обращение Савла и бюст епископа Антона Триеста. В Брюсселе Дельвоукрасил лестницу «Старого двора» (теперешнего Государственного архива)известной статуей Геркулеса, представляющей собой, однако, не что иное, какнеудачное подражание Геркулесу Фарнезскому, изваял для церквиСен-Жак-сюр-Коданбер статую св. Иосифа с Младенцем Иисусом, а для Королевскогопарка статуи Флоры и Помоны. В брюссельском музее находится его группа «Трехтеологических добродетелей». Во всяком случае, он был одним из искуснейшихскульпторов своего времени, но только в его искусстве трудно уловить склонностьк ложному классицизму, приписываемую ему бельгийскими историками искусства.
Первымбельгийским ложноклассическим скульптором был уроженец Брюсселя Жак Берже (1693– 1756), учившийся в Париже у Никола Кусту. Еще в старом стиле выдержан егонадгробный памятник епископу Жана Батиста де Смет в церкви св. Бавона в Генте.Первой ложноклассической скульптурой Берже, а вместе с тем и всего бельгийскогоискусства, считается аллегорическая группа на небольшом фонтане 1752 г., украшающем площадь Гран-Саблон в Брюсселе. Посреди детских фигур сидит Минерва, на щитекоторой находятся рельефные портреты Франца I и Марии Терезии. Один измальчиков дует в фанфару славы. Было бы ошибочно, тем не менее, говорить здесьо греческом неоклассицизме. Это – лишь холодное подражание французскомуклассицизму предыдущего века.
Прогрессивныйклассицизм сказывается затем в произведениях Шарля Франсуа Ван Поуке (174 –1809) и Жиля Ламбера Годешарля (1750 – 1835). Поуке, которого мы встречаем вПариже, Риме и Вене, основался, в конце концов, в Генте, где он выполнил, междупрочим, в 1779 г. для церкви св. Бавона гигантские статуи апостолов Петра иПавла, в 1782 г. красивый надгробный памятник Герарда Ван Герселя спрославленной наравне с созданиями Кановы статуей «Красноречия» в той же церкви,в 1787 г. украшенную рельефами, строгую и простую кафедру церкви св. Иакова.Годешарль, как ученик Дельво, основался в Брюсселе, где в 1780 г. украсил Барбантский дом сословий Гимара на Рю де ла Луа ложноклассическим фронтонным рельефомс Правосудием, посреди Постоянства и Религии, награждающим добродетели инаказывающим пороки. Аллегорическим горельефом он украсил также фронтонвышеупомянутого замка в Лакене, в аванзале которого он поместил междудвенадцатью коринфскими колоннами, несущими купол, двенадцать рельефов сизображениями месяцев года. В брюссельском парке стоят его группы Торговли иИскусств. В церкви Сен-Жак-сюр- Коданбер находятся его фигуры Ветхого и НовогоЗавета. В брюссельском музее бюсты Наполеона – первого консула, скульптораДельво и живописца Ленса показывают свойственное Годешарлю смешение строгой, якобыгреческой стилизации с тонким наблюдением жизни. Годешарля в свое времяпрославили как классического мастера, и еще в 1881 г. в память его была поставлена в брюссельском парке аллегорическая фигура Венсотта.
Бельгийская живопись XVIII века
Числоживописцев в Бельгии в XVIII веке было, пожалуй, более велико, чем в какой-либодругой стране. Бельгийская живопись этого столетия, однако, за немногимиисключениями, с которыми мы сейчас познакомимся, измельчала почти окончательно.Как с точки зрения содержания, так и техники, она продолжала пользоватьсястарыми формулами, рецептами и традициями. Из массы бельгийских живописцев, продолжавшихследовать рубенсовской традиции, выделяются Петер Иозеф Верхаген (1728 до 1811)и Виллем Якоб Неррейнс (1743 – 1827). Верхаген, придворный живописец МарииТерезии, хотя и работал большей частью в Лёвене, стремился ближе стать кРубенсу; тем не менее, его формы невольно получают холодные контуры, его письмоповерхностную вылощенность, а колорит жесткую пестроту нового, модногонаправления. Назвать следует его большое Сретение во храме (1767) гентскогомузея, св. Стефана, принимающего папское посольство (1770), венской галереи и«Изгнание Агари» в антверпенском музее. Геррейнс был придворным живописцемшведского короля Густава III и вместе с тем директором антверпенской академиихудожеств. Также и в его картинах чувствуется еще рубенсовская линия ирубенсовский колорит. Антверпенскому музею, кроме нескольких портретов егокисти, принадлежит большое «Распятие», брюссельскому музею – солидное«Поклонение волхвов». Более холодное «Путешествие в Эммаус», в антверпенскомсоборе, возникло лишь в 1808 г.
ЭпигоныФламандской жанровой живописи, каковы Бальтазар Ван ден Боше (1681 – 1715), ЯнИозеф Гореманс Старший (1682 – 1759) и его сын того же имени (род. в 1714, ум.после 1790 г.), и водянистые ландшафтные и батальные живописцы, вроде ТеобальдаМишо (1676 – 1765), Кареля Брейделя (1678 – 1733), Франса Брейделя (1679 –1750), Кареля Ван Фаленса (1683 – 1753) и Петера Яна Ван Регемортера (1755 –1830), не заслуживают особого внимания. Пейзажист Жан Батист Жюппен из Намюра(1678 – 1729), подражатель Дюге, украсивший, между прочим, библейскимиландшафтами церковь св. Мартина в Люттихе, мог бы, пожалуй, возбудить некоторыйинтерес, как один из последних представителей бельгийской церковной ландшафтнойживописи.
Поворотк классицизму отражается лишь на одном бельгийском историческом живописце XVIIIстолетия, поворот к природе – главным образом на одном пейзажисте и живописцеживотных. Исторический живописец – Андреас Конпелис Ленс из Антверпена (1739 –1822), был придворный живописец принца Карла Лотарингского и профессорантверпенской академии. В Риме, в кругах Винкельмана и Менгса, он сталфанатическим приверженцем учения о подражании эллинам; вернувшись на родину, онпропагандировал как своими картинами, так и в теоретических сочинениях новый, ложноклассический,а в его глазах, конечно, классический стиль. Он был одним из первых, самыхстрогих новых ложноклассиков. Из его холодных по формам, бедных по краскам, совсемне фламандских картин можно назвать «Благовещение» в церкви св. Михаила в Генте,«Ариадну» и «Праздник Вакха» в брюссельском музее. Они отдаленно напоминаютПуссена.
Пейзажисти живописец животных, вернувшийся к природе – Бальтазар Паувель Оммеганк (1755– 1826), Пауль Поттер своего времени. Удивительно непосредственно и свежонаблюдая жизнь домашних животных, по большей части среди ярко освещенногосолнцем ландшафта, он умел перерабатывать свои зрительные впечатления взаконченные, эффектные картины, среди которых главную роль играют изображенияовечьих стад. Мы знакомимся с произведениями этого художника в Лувре, вантверпенском, амстердамском, роттердамском, брауншвейгском и лейпцигскоммузеях. Правда, его письмо довольно сухо, он тщательнейшим образом выписываетвсе детали, каждый клочок овечьей шерсти, и, тем не менее, их общее впечатлениечасто поразительно. Картины Оммеганка несомненно обозначают шаг вперед внаблюдении и передаче природы, и в этом смысле он принадлежит к пионерамискусства XIX века.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ исполнения бюджета по доходам администрации сельского поселения «Яснэг» за 2010 год
Реферат Art In Architecture Essay Research Paper Architecture
Реферат 14. Управление рекламой, стимулированием сбыта, мерчандайзингом и связями с общественностью тема 14. Управление рекламой, стимулированием сбыта, мерчандайзингом и связями с общественностью 1
Реферат East Of Eden BookMovie Comparison Essay Research
Реферат Journey To America Essay Research Paper Journey
Реферат Третичный период развития жизни на Земле
Реферат Ukrainian Folklore Essay Research Paper Purposes of
Реферат Финансовая устойчивость и пути ее укрепления
Реферат Isaac Newton Gravity Essay Research Paper This
Реферат Компьютерные комплексы и сети. Топология сетей. Макросы
Реферат Облік безготівкових розрахунків у бюджетних установах
Реферат Засади функціонування демократичного режиму
Реферат Екологія в житті людини
Реферат Геологическая деятельность болот
Реферат Минерально-сырьевые ресурсы РФ