Реферат по предмету "Культура и искусство"


Берта Моризо - импрессионист XIX века

Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
Омский Государственный Университетим. Ф.М. Достоевского
Кафедра стилистики и языка массовыхкоммуникаций
Реферат
Берта Моризо – импрессионист XIX века
Работу выполнила студентка
4 курса группы ЯИ-702
Мога В.Р.
Проверил: к. и. н. Матвеев А.В.
Омск-2010

Оглавление
Введение
Основная часть
1. Импрессионизм как направление вискусстве
2. Берта Моризо
Заключение
Библиографический список

Введение
Импрессионизм, кактечение в искусстве XIX века, оказалогромное влияние на развитие национальных европейских художественных школ.
Нам известны такие мэтрыживописи, как Клод Моне, Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро и другие,но мало кто обращает внимание на то, что среди импрессионистов были ипредставительницы прекрасного пола. И, будучи придирчивыми и критичными друг кдругу, художники с уважением относились к коллегам-художницам.
Женщины из высшегообщества, жившие в Париже в конце XIX века, были подчинены суровому кодексусоциальных норм. Несмотря на то, что их интерес к изящному искусству поощрялся,они не могли посещать Академию живописи и вынуждены были довольствоватьсячастными уроками. В наши дни трудно представить, что когда-то живопись четыреходаренных художниц, парижанок Берты Моризо, Мэри Кассат, Евы Гонзалес и МариБракемон, которые входили в круг импрессионистов, считалась маргинальной из-заих гендерной пренадлежности. Каждой из них, отстаивая свое право на творчество,пришлось столкнуться с пренебрежительными нападками критиков и обвинениями внеприличности.
Нам бы хотелосьпроанализировать творчество одной из них – Берты Моризо. В этом будет состоятьцель нашей работы.
Новизна же данногоисследования заключается в малоизученности такого аспекта искусства, как«женский» импрессионизм.
Нам следует поставитьперед собой ряд задач, чтобы достичь цели работы:
Проанализировать историювозникновения импрессионизма
Выявить особенностиданного течения
Изучить биографиюхудожницы
Рассмотреть стиль и приемуМоризо на конкретных примерах её работ

1. Импрессионизм какнаправление в искусстве
Импрессионизм (франц.impressionnisme, от франц. impression — впечатление) — направление в искусствепоследней трети XIX — начале XX в. Мастера этого направления пыталисьнепредвзято и как можно более естественно и свежо запечатлеть мимолетноевпечатление от быстро текущей, постоянно меняющейся жизни.
Термин этот родилсяслучайно. Поводом послужило название пейзажа К. Моне «Впечатление. Восходсолнца» (от французского impression — впечатление), появившегося навыставке в 1874 году в ателье фотографа Надара. С 15 апреля по 15 мая проходитпервая выставка художников, названных впоследствии импрессионистами. Они былиназваны так критиком Луи Леруа в статье, опубликованной 25 апреля в журнале«Charivari». Это первое публичное выступление группы художников,объединившихся вокруг Э.Мане (в него входили К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, А. Сислей,К. Писсарро и другие), было встречено официальной буржуазной критикой грубыминасмешками и травлей. Правда, уже с конца 1880-х годов формальные приемы ихживописи были подхвачены представителями академического и салонного искусства,что дало повод Дега с горечью заметить: «Нас расстреливали, но при этомобшаривали наши карманы».
/>
Клод Моне. Впечатление,Восход солнца
(1873, Холст, масло,48x63, Музей Мармоттан, Париж)
На полотне, написанномхудожником в его родном городе Гавре, изображена почти нереальная картина восходасолнца над водной гладью гавани. Цвета только слегка обозначены, все подернутолегкой сероватой дымкой, сквозь которую виднеются расплывчатые силуэты судов икранов. И только красный шар солнца пробивается сквозь утренний туман, создаваяв центре картины яркое цветовое пятно. Если отойти от картины на некотороерасстояние, то резкие мазки кисти превращаются в легкую рябь на воде, придаваявсей картине удивительную реальность и осязаемость. Впервые в истории живописихудожник попытался запечатлеть не реальный объект, а свое впечатление от него.
Причины, которыезаставили художников объединиться и выставить свои картины вопреки официальномумнению жюри, были просты. С одной стороны, выставка явилась своеобразнымманифестом, провозглашающим существование нового молодого направления, котороезаявило о себе в полный голос. С другой стороны, она привлекала знатоков иценителей, которые могли стать потенциальными покупателями. Ведь до этогогарантией значимости картины было участие ее автора в официальном Салоне.Поэтому К. Моне взял на себя труд по организации коллективной выставки внадежде, что отвергнутые поодиночке, собравшись вместе, художники смогутпривлечь внимание к своему творчеству и своим проблемам.
Большинство с энтузиазмоми с полным пониманием значения происходящего откликнулось на призыв Моне: О. Ренуар,А. Сислей, К. Писсарро, П. Сезанн, Э. Дега, Б. Моризо, А. Гийомен. Художникистаршего поколения — Э. Буден, Ш. Добиньи, И. Ионкинд — решили поддержатьмолодежь. И только Э.Мане, признанный всеми мэтр, отказался принять участие ввыставке: он признавал только мнение официального жюри Салона и боялся навлечьна себя его гнев.
«Импрессионизм — этов первую очередь достигшее невиданной утонченности искусство наблюденияреальной действительности» (В.Н. Прокофьев). Стремясь к максимальнойнепосредственности и точности в передаче зримого мира, они стали писатьпреимущественно на открытом воздухе и подняли значение этюда с натуры, почтивытеснившего традиционный тип картины, тщательно и неспешно создаваемой вмастерской.
Главное достижениеимпрессионизма — художественное исследование поведения цвета и света ватмосфере, исследование и передача на холсте их взаимодействия. Они стремилисьпоказать, что, например, хорошо освещённый солнцем предмет ярче, чем тот жепредмет при комнатном освещении. Вот почему в картинах импрессионистовпоявились яркие цвета. Можно сказать, они вернули в живопись яркий цвет,считавшийся со времён классицизма, как правило, признаком вульгарности,лубочности и неумения профессионально работать с оттенками разных цветов.Последовательно просветляя свою палитру, импрессионисты освободили живопись отземлистых и коричневых лаков и красок. Условная, «музейная» чернота вих полотна уступает место бесконечно многообразной игре рефлексов и цветныхтеней. Они неизмеримо расширили возможности изобразительного искусства, открывне только мир солнца, света и воздуха, но также красоту лондонских туманов,беспокойную атмосферу жизни большого города, россыпь его ночных огней и ритмнепрестанного движения. Однако стоит отметить, что задолго до импрессионистовбольшие пространства открытого, интенсивного яркого цвета уже применялись вфресковой живописи, особенно при росписи потолков церквей. Но это была нестанковая живопись, и к тому же употребление интенсивного цвета в фресках несчиталось противоречием существующим канонам, так как было визуально оправданнобольшим расстоянием между зрителями и произведением. Более того, цвет вфресках, в отличие от цвета на холсте, не мог сочетаться с светом, как накартинах импрессионистов, из-за самого материала, на котором писались фрески.На штукатурке объективно невозможно передать те же эффекты, что и на холсте.
Импрессионизм называютдвижением возврата к природе, которая является источником всех впечатлений.Художник стремился как можно более ярко, выразительно и эмоционально передатьсвои впечатления на холсте, донести эти впечатления и энергетику обстановки дозрителя в полном объёме. Импрессионизм внёс абсолютное доверие субъективномувидению художника, его индивидуальности. Эти два пути: возврат к природе ииндивидуализация самого процесса восприятия в искусстве питают европейскоеискусство до сих пор.
В силу самого методаработы на пленэре пейзаж, в том числе открытый ими городской пейзаж, занял вискусстве импрессионистов очень важное место. Но им было свойственно не только«пейзажное» восприятие действительности, в чем их нередко упрекали.Тематический и сюжетный диапазон их творчества был достаточно широк. В жанровомотношении у импрессионистов нет четких границ: быт перемешан с портретом.Интерес к человеку, и в особенности к современной жизни Франции, в широкомсмысле был присущ ряду представителей этого направления. Его жизнеутверждающий,демократический в своей основе пафос отчетливо противостоял буржуазномумиропорядку.
Импрессионисты пыталисьзапечатлеть на полотнах короткие мгновения бытия точно так же, как это делаютфотографы в своих работах. Сюжеты картин для художников были второстепенны, ониих брали из повседневной жизни, которую хорошо знали: городские улочки,ремесленники за работой, сельские пейзажи, привычные и всем знакомые здания ит. д. Главное для них было чередование света и тени, причудливая игра солнечных«зайчиков» на самых обычных предметах. Нельзя сказать, что молодыехудожники полностью отрицали опыт своих предшественников. Большое влияние наних оказало творчество Э. Делакруа, в частности, его нетрадиционный способиспользования красок, а также реализм Г. Курбе и пейзажи Дж. Констебла. Носамое большое впечатление на импрессионистов произвели работы Э. Мане, скоторым они часто встречались в кафе и беседовали о новых формах живописи, овозможностях, которые открывало перед художниками рождение фотографии, иособенностях восприятия человеческого глаза.
Художники сталииспользовать принципиально новую технику письма, при которой краски намольберте не смешивались, а накладывались на полотно кистью в виде отдельныхмазков. Поэтому, чтобы составить себе целостное представление о картине, работыимпрессионистов следует смотреть с небольшого расстояния, а не вблизи. Притаком восприятии четкие раздельные мазки плавно переходят друг в друга, исоздается ощущение динамики. Получается, что объемные формы постепеннорастворяются в окутывающей их световоздушной оболочке. Очертания становятсязыбкими, и возникают постоянно рождающиеся и вечно длящиеся движения. Подобныекартины не имеют четкой композиции, каждая из них является отдельной частью,кадром целого изменчивого мира. Основными структурными элементами становятсяфрагментарность, рискованный ракурс, срезанные, как бы случайно попавшие в кадрфигуры. Все части картины возникают в одно время, поэтому они равнозначны.Асимметрия, случайность или неуравновешенность таковой только кажется.
 
2. Берта Моризо
 
Берта (Berthe Morisot,1841-1895) родилась в 14 января 1841 году в Бурже, где ее отец занимал высокуюдолжность префекта. Девушка получила прекрасное образование. Её и сестру Эдмуучил живописи художник Гишар, который после первых же уроков отметил незаурядныеспособности обеих девушек и высказал мадам Моризо своё беспокойство за ихбудущее (ибо не пристало приличным девушкам заниматься живописью). Вскореобычные уроки рисования Берту перестали удовлетворять, она просто перерослаэтот уровень. К счастью, произошло её знакомство с признанным мэтромфранцузской живописи Камилем Коро, увидевшем в еще несовершенных работахюной художницы проблески несомненного таланта. Коро не только начал даватьБерте советы, внимательно следить за её становлением как художника, но и сталдругом её семьи, что даже вызвало пересуды, так как мэтр славился замкнутостьюи нелюдимостью.
Ученица не разочароваламаститого учителя, её успехи в живописи были очевидны. Берта многое переняла уКоро, особенно умение передавать в картинах игру света и своеобразную манерупейзажной живописи, словно подернутого дымкой. Уже в 1864 году несколькопейзажей Берты, которой было всего 23 года, были выставлены в Салоне**.Отбор картин для выставления был весьма строгим, но работы Берты Моризо в немэкспонировались в течение нескольких лет.
Знакомство Берты Моризо слидером оппозиции академизму Эдуардом Мане, который был тогда кумиромвсех молодых художников, произошло в залах Лувра в 1868 году. Их представилдруг другу художник Фантен-Латур, хотя заочно они уже были знакомы. Бертавосхищалась Мане и считала его гениальным живописцем. Теперь же она попала подобаяние его личности. Он пленил ее и как мужчина. Сам художник заметил Бертуеще несколько лет назад, потом видел ее пейзажи, один из которых понравился емунастолько, что он написал картину с того же места, что и она. Берта Моризобыстро стала любимицей в кружке Мане. Эдуард Мане, весьма чувствительный кженской красоте, по-настоящему увлекся Бертой. Вскоре он попросил ее позироватьдля своей новой картины «Балкон», и девушка стала приходить в мастерскуюхудожника, но всегда в сопровождении матери. Когда картина была показана вСалоне 1869 года, Берту стали называть «роковой женщиной», хотя сама онанаходила себя скорее странной в изображении Мане. В течение нескольких летБерта Моризо продолжала позировать художнику, но, даже оставаясь наедине с ним,умела держать себя в руках. Удивительно, что Мане, легко и не раз изменявшийсвоей жене Сюзанне, в данном случае строго придерживался правил, принятых вреспектабельном обществе. Его невысказанная любовь вылилась в полотна. Художникизобразил свою любимую модель в четырнадцати картинах, большая часть из которыхосталась в его мастерской. Последняя работа серии была написана в 1874 году.Именно в конце этого года Берта Моризо вышла замуж за младшего брата ЭдуардаМане и больше никогда не позировала ему.
Сотрудничество с Салономона прекратила сама, когда близко сошлась с кружком молодых художников,увлеченно экспериментировавших с цветом. Моризо оказывала поддержкуимпрессионистам Эдгару Дега и Фредерику Базилю. Она согласиласьпоказать свои картины на первой независимой выставке импрессионистских картин,которые включали работы Дега, Камиля Писсарро, Пьера Огюста Ренуара, Клода Монеи Альфреда Сислея.
В середине апреля 1874года в ателье фотографа Надара открылась выставка, буквально взорвавшаяхудожественную жизнь Парижа. Тридцать молодых художников выставили 165 работ,разительно отличавшихся от тех, к которым привыкли французские ценителиживописи. Вокруг нового направления, названного импрессионизмом, тут жеразгорелись яростные споры.
Перемывая кости молодымбунтарям от живописи, газетчики не преминули отметить, что среди них оказаласьи одна женщина, Берта Моризо, причем, представительница уважаемой идобропорядочной буржуазной семьи. Если бы не манера письма, её полотна «Уколыбели», «Игра в прятки», «Чтение» (всего 9 картин) не вызвали бы нареканий.Собственно, к ней у критиков, ругавших выставку, претензий было меньше, чем кдругим художникам. Даже люди, которые хорошо знали Берту, не смогли сразуоценить её новаторский путь в живописи. Жозеф Гишар, у которогоБерта училась основам живописи, так описал в письме её матери свои впечатленияот посещения выставки: «Когда я вошел туда, дорогая мадам Моризо, меня охватилочувство подавленности при виде работ Вашей дочери в этом нездоровомокружении… Если смотреть добросовестно, то, конечно, можно кое-где найтиотличные работы, но все они в той или иной мере не совсем нормальны.Мадемуазель Берта тоже оказалась жертвой этого помешательства, у нее несколькосвихнулись мозги...». Несмотря на такое неприятие её живописи, Берта Моризо свыбранного пути не свернула, а время вскоре все расставило по своим местам,навечно вписав её имя в историю импрессионизма.
Стоит отметить, чтоживопись Берты все-таки отличалась от работ остальных основателейимпрессионизма, в ней были нотки лиричности и даже сентиментализма, созвучные сживописью предыдущих эпох. В отличие от большинства импрессионистов, писавшихмелкими мазками с четким разделением цветов, Моризо предпочитала писатьширокими свободными мазками, используя традиционные приемы смешения цветов.Благодаря импрессионистам ее палитра высветлилась, но сияющей свежестью тонов, свободнойфактурой и «девственной» поэзией, которая так восхищала Ренуара, она обязанатолько самой себе. В своих работах Берта воспевала обыденную жизнь буржуазнойсемьи – материнство, домашний быт, отдых с детьми на природе и т.п. Так, какизображала жизнь обеспеченной женщины Берта Моризо, раньше практически неписали. В её картинах не было социальных мотивов и всплесков эмоций, но онизаставляли по-новому вглядываться в обыденные и привычные события повседневнойжизни, от них веяло теплом, уютом и тихим семейным счастьем. Верность этой темеона сохранила до конца своих дней. Это направление живописи оказалосьвостребованным, картины Берты охотно покупали, они неизменно вызывали интересзрителей на выставках. У художницы оказалось много последователей по всемумиру, особенно среди женщин-живописцев. Ради интереса сравните работы Моризо инашей знаменитой соотечественницы Зинаиды Серебряковой.
В 33 года Берта Моризовышла замуж за Манэ, но не Эдуарда, а Эжена, его младшего брата. Главноймоделью Берты Моризо была дочь Жюли. Художница старалась запечатлетькаждое мгновение жизни ребенка. Другими ее моделями были муж, сестры,племянницы. Художница не выходила из круга близких как в выборе моделей, так ив сюжетах картин. Она была «интимистом», то есть изображала приватную жизнь еекруга, и избегала уличных пейзажей и обнаженной натуры.
Казалось, все в жизниБерты Моризо складывается удачно, и впереди её ждут долгие годы счастливойсемейной жизни и творчества. В её гостеприимном доме часто собиралисьдрузья-художники Клод Моне, Гюстав Кайботт, Эдгар Дега, Пьер-Огюст Ренуар,Джеймс Уистлер, Пюви де Шаванн. Подрастающая дочь Жюли делала успехи в живописии явно собиралась пойти по стопам матери. Но в 1883 году умирает Эдуард Мане,смерть друга стала большим потрясением для Берты, к тому же ей ещё довелосьприсутствовать у постели умирающего и видеть его страшные мучения. В 1893 годуумер Эжен Мане, муж Берты, а через два года сама художница заболела и 2марта скоропостижно скончалась. Ей было всего 54 года.
На похороны Берты смоглиприехать многие из тех, с кем она стояла у истоков импрессионизма, и кто теперьтяжело переживал её уход из жизни. О тех горьких днях осталось многосвидетельств. Вот что писал сыну Камиль Писсарро: «Я остался в Париже,чтобы быть на похоронах нашего старого товарища Берты Моризо; она умерла отинфлюэнцы. Ты не представляешь себе, как мы были поражены и огорчены смертьюэтой очаровательной художницы, с таким прелестным женственным талантомукрашавшей нашу импрессионистическую группу».
3. Картины
 
В отличие от традиционныхсо времен средневековья изображений Марии с младенцем Иисусом, на картине Б. Моризонарисована ее сестра, охраняющая сон своего спящего ребенка. Особую прелестькартине придает голубовато-красный свет, проникающий через тонкие воздушныезанавески и окра и струящаяся ткань, прикрывающая полог колыбели нежно-розовымцветом Б. Моризо никогда не стремилась к изображению обнаженной натуры, ей былчужд шумный и беспорядочный мир кафе-шантанов, театра и парижских улиц.
/>
«У колыбели» (1872, холст, масло. 56х46 см.,Музей Орсэ, Париж)
Содержание ее творчестваограничено темами, интересующими женщину из добропорядочной буржуазной семьи:материнство, домашний уют, сад, деревня, прогулки на природе:
/>
Морской пейзаж (Порт в Лорьяне) (1869, холст,масло. 43,5х73 см., Национальная галерея искусств, Вашингтон)

 
/>
«На веранде» (1884)
 
/>
Мане и его дочь Жюли всаду (1884)
Очень деликатновторгается Моризо в область женской чувственности, изображая женщин, занятыхтуалетом или своими делами. Легкая, наполненная светом и радостным ощущениемжизни живопись Б. Моризо создает манящие образы, вызывающие в душе ощущениегармонии и красоты.
/>
«Читающаяс зеленым зонтиком» (1873)
Картины Берты Моризо вмузеях и художественных галереях
 
ClevelandMuseum of Art, Ohio (The Artist's Sister, Mme. Pontillon, Seated on the Grass,1873)
E.G. BuehrleCollection, Zurich (Madame Albine Sermicoli in the Studio, 1889)
JocondeDatabase of French Museum Collections (in French) (Minneapolis Institute of Arts,Minnesota, The Artist's Daughter, Julie, with her Nanny, C.1884)
Museum of FineArts, Houston (Lady with a Fan, Portrait of Marie Hubbard, 1874)
Musee desAugustins, Toulouse, France (Jeune Fille dans un Parc)
MuseeMarmottan Monet, Paris (partly in French) (At the Ball, 1875)
Museum of FineArts, St. Petersburg, Florida (La Lecture (Reading), 1888)
NationalMuseum of Women in the Arts, Washington D.C. (Norton Simon Museum, Pasadena,California)
импрессионизм моризоживопись гармония

Заключение
Художественное наследиеБерты Моризо составляет около четырехсот произведений. Это живопись, акварель,рисунок, гуашь и даже две скульптуры. Подтверждением ее заслуг какпрофессиональной художницы станет приобретение в 1894 году одной из ее картиндля Музея современного искусства в Париже. До конца своей деятельностихудожница сохраняла верность импрессионизму. Ценную часть ее наследияпредставляет переписка, содержащая тонкие замечания о движении импрессионистов,о личности и творчестве Эдуара Мане.
Несомненный талант, БертаМоризо показала нам жизнь простых женщин, но одухотворенных, счастливых,поймать мгновение с обществе с ними. Берта так и говорила о своем творчестве:«Живопись нужна для того, чтобы зафиксировать что-то проходящее». Ееакварели и рисунки эмоциональны; глядя на них, легче дышится.
Импрессионизм ипостимпрессионизм — это две стороны, или два последовательных временных этапатого коренного перелома, который положил рубеж между искусством Нового иНовейшего времени. В этом смысле импрессионизм, с одной стороны, завершаетразвитие всего после ренессансного искусства, ведущим принципом которого былоотражение окружающего мира в зрительно достоверных формах самойдействительности, а с другой — является началом крупнейшего после Ренессансапереворота в истории изобразительного искусства, заложившего основы качественнонового его этапа — искусства ХХ века.

Библиографическийсписок
 
1.  Бернард Д. Импрессионизм. Художники икартины. – М.: Искусство, 1994. 424 с.
2. Берта Моризо// Википедия: свободная энциклопедия. URL: ru.wikipedia.org/wiki/Моризо,_Берта (дата обращения: 4.12.2010).
3.  Берта Моризо // Импрессионизм в сети.URL: impressionnisme.narod.ru/MORISO/biograph_moriso.htm (дата обращения: 31.11.2010).
4.  Берта Моризо // Проект «Календарьсобытий». URL: www.calend.ru/person/578/ (датаобращения: 2.12.2010).
5.  Берта Моризо. Коллекция картин //Импрессионизм в сети. URL: impressionnisme.narod.ru/MORISO/collection_moriso.htm
(дата обращения: 4.12.2010).
6.  Импрессионизм // Википедия: свободнаяэнциклопедия. URL: ru.wikipedia.org/wiki/Импрессионизм
(дата обращения: 4.12.2010).
7.  Импрессионизм // Импрессионизм всети. URL: impressionnisme.narod.ru/index.htm
(дата обращения: 4.12.2010).
8.  Импрессионизм в женском исполнении //Art Pages. URL: artpages.org.ua/palitra/impressionizm-v-jenskom-ispolnenii.html (дата обращения: 4.12.2010).
9.  История развития импрессионизма //Сайт про импрессионизм. URL: www.impressionism.ru/history.html#impressionism (дата обращения: 3.12.2010).
10.Как Клод Моне помог «родиться»импрессионизму – живописи впечатления? // Школа жизни: познавательный журнал URL: shkolazhizni.ru/archive/0/n-26189/
(дата обращения: 29.12.2010).
11.Прокофьева М. Берта Моризо. — М.:Белый город, 2005. 48 с.
12.Художница Берта Моризо. Почему еёсчитают первой женщиной-импрессионистом? // Школа жизни: познавательный журнал.URL: shkolazhizni.ru/archive/0/n-34811/
(дата обращения: 4.12.2010).
13.Энциклопедия импрессионизма ипостимпрессионизма / Сост. Т.Г. Петровец. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. 320 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.