НОУ «ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
Юридическийфакультет
Контрольнаяработа
Предмет:Уральский регион: культура
Тема:Балетмейстеры ПермиПермь 2008
Содержание
Введение. 4
БалетмейстерыПерми. 5
Заключение. 15
Списокиспользованной литературы… 16
Введение
Пермский академическийтеатр оперы и балета имени П. И. Чайковского — один из самых знаменитых театровоперы и балета в России. Один из основных творческих принципов театра —освоение всего наследия композитора Петра Ильича Чайковского, уроженцаПрикамья. Пермский театр оперы и балета — единственный в России, где былипоставлены все его сценические произведения: 10 опер и 3 балета.
Балетная труппа театра —одна из наиболее популярных в России, успешно гастролирует за рубежом подмаркой «Чайковский-балет». В январе 2008 года с постановки оперы П. И.Чайковского «Мазепа» начато продвижение в США оперной труппы, выступающей тампод названием «Чайковский-театр».
В современном мире стихиясвободных, интуитивных театрально-пластических поисков все больше устремляетсяв русло надежных и устоявшихся западных технологий танца. Профессионализм;работа с движением, обоснованным той или иной «языковой системой»; опора насложившиеся методики подготовки тела; развитие принципов построениядвиженческих структур и композиций – все это становится более чем актуальным.Актуально также, на наш взгляд, изучить деятельность самых знаменитыхбалетмейстеров Перми.
Итак, цель работы –исследовать творческую деятельность балетмейстеров Перми.
БалетмейстерыПерми
Пермский академическийтеатр оперы и балета имени П. И. Чайковского был основан 24 ноября 1870 года.Первым представлением стала опера М. И. Глинки «Жизнь за царя».
Современное здание театрапостроено в 1874—1879 годах по проекту Р. О. Карвовского. Первое представлениев ещё недостроенном здании было дано зимой 1879—1880 годов. Труппу содержалантрепренёр П. П. Медведев.
В 1896 году театр былпереведён под попечение городской думы. Депутаты приняли решение сформироватьгородскую дирекцию для управления театром содержать оперную труппу за счётбюджета города. Первый сезон по муниципальным управлением открылся остановкой «Аиды».
20 августа 1921 годаоткрылся первый театральный сезон после окончания гражданской войны.
Во время Великойотечественной войны в театре выступал эвакуированный в Пермь Ленинградскийтеатр оперы и балеты имени Кирова.
В 1965 году Пермскомутеатру оперы и балета было присвоено имя Петра Ильича Чайковского.
В 1969 году театру былоприсвоено звание «академический». В 1984 году за постановку оперы СергеяПрокофьева «Война и мир» коллективу театра была присуждена Государственнаяпремия РСФСР имени М. И. Глинки.
Художественныйруководитель и главный режиссёр — лауреат Государственной премии России ГеоргийГеоргиевич Исаакян.
Заведующий опернойтруппой — Виктор Хребтов.
Художественныйруководитель балета — лауреат международных конкурсов Наталья ГалимзановнаАхмарова.
Заведующий труппой балета— заслуженный работник культуры России Виталий Дубровин.
Рассмотрим теперьдеятельность выдающихся балетмейстеров в Прикамье.
Художественныйруководитель театра, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственнойпремии РФ, лауреат Премии им. Ф. Волкова Правительства РФ — Георгий ГеоргиевичИсаакян[[1]].
В многообразной инасыщенной современной оперной культуре России имя режиссера Георгия Исаакяна,по признанию российской прессы – одно из самых интересных и значимых. В началеIII тысячелетия столичная газета «Музыкальное обозрение» называет его одним из«самых востребованных оперных режиссеров». Прирожденный организатор, он нетолько выдвигает новые творческие идеи и проекты, но энергично и эффективно ихвоплощает в ведущих российских театрах и на зарубежных сценах. Г. Исаакян ведетактивную постановочную деятельность, успешно расширяя ее географию: Дублин(Ирландия), Осака (Япония), Национальная Опера Латвии (Рига), Большой театроперы Беларуси (Минск), оперный театр Республики Башкортостан (Уфа) – вотадреса его последних постановок. Самые различные жанры – от масштабныхисторических полотен, таких, как «Дон Карлос» Дж. Верди в Сакаи-сити-опера,Япония, до искрометно-веселой оперетты И. Штрауса «Летучая мышь» в ЛНО (Рига) –вот творческий диапазон Исаакяна.
Г. Исаакян ведет активнуюпедагогическую деятельность на факультете искусств Пермского государственногоинститута искусства и культуры[[2]].
Он окончил ГИТИС в 1991году, факультет музыкального театра. С 1991 года – режиссер-постановщикПермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, с 1996года – главный режиссер, с 2001 года – художественный руководитель театра.
В Пермском театре Г.Г.Исаакян осуществил постановку 25 спектаклей, которые отличаются неординарностьюрежиссерского решения, заслужили высокую оценку критики, вызвали огромныйинтерес у зрителей, в том числе и столичной публики. Работы Г.Г. Исаакянанеоднократно отмечены различными творческими премиями и государственныминаградами.
/>Г. Исаакян– художественный руководитель проекта и режиссер-постановщик «ОпернойПушкинианы», беспрецедентный проект удостоен премии и Законодательного Собранияи Губернатора Пермской области и Государственной премии РФ в области литературыи искусства за 1999 г.
Многие балеты онфактически «открыл» для российского зрителя. Интерес к малоизвестным, редкоисполняемым названиям – еще одна характерная черта Г. Исаакяна. Самыезначительные его работы последнего времени – «Клеопатра» Ж. Массне, гдережиссер-постановщик выступает в роли автора перевода, опера Р. Щедрина«Лолита», старинная опера Г.Ф. Генделя «Альцина», Ж. Массне «Синдерелла, илиСказка о Золушке» — все они впервые в России поставлены на Пермской сцене.
Новый проект Пермскоготеатра – Международный фестиваль «Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж»,художественным руководителем которого также является Г. Исаакян, вызвал живойнеподдельный интерес у всего российского и мирового театрального сообщества.
Острое чувствосегодняшнего дня, реагирование на быстро изменяющиеся социальные условия иэстетические вызовы – благодаря этим качествам Георгий Исаакян быстро сталзаметной и влиятельной фигурой в театральном контексте России. Многочисленныесеминары, симпозиумы, международные контакты, гастроли по стране и за рубежом,совместные проекты с международными организациями и фондами стали на сегоднянеотъемлемой частью культурной и театральной жизни Перми.
Режиссерская профессиявсе чаще подменяется в наши дни самопрезентацией того или иного еепредставителя, автономизирующегося не только от автора, но подчас даже и простоздравого смысла. Примеры противоположные чрезвычайно редки, но тем более ценны.Один из них являет Георгий Исаакян, художественный руководитель Пермскогооперного театра. Исаакян, впрочем, исключение не только в этом отношении. ВРоссии он сегодня — единственный представитель своей профессии, кому оказаласьпо плечу ноша интенданта большого оперно-балетного театра. В качестве таковогоИсаакян успешно «режиссирует» не только собственные спектакли, но и всю жизньтеатра, стратегию его развития, фестивали и зарубежные гастроли. Сами жеспектакли этого режиссера — очень разные. Потому что Исаакян предпочитает идтипрежде всего от особенностей конкретного произведения данного автора, непытаясь самовыражения ради выворачивать его наизнанку. При этом, конечно,особенности индивидуального восприятия того или иного произведения могутпорождать весьма неожиданные и подчас далеко не бесспорные результаты. ТеатрИсаакяна — театр авторский сразу в обоих значениях этого понятия, порой взаимноисключающих друг друга, но иногда, как в данном случае, способных идти рука обруку.
В ноябре уходящего годаГеоргий Исаакян поставил, быть может, лучший свой спектакль и совершилнастоящий художественный прорыв. «Орфей» — не просто первая постановка в Россиишедевра Монтеверди, но и первый успех нашего театра на поле старинной оперы.Именно Исаакян сыграл здесь ключевую роль. Не потому, что его режиссура лезлаизо всех щелей, заглушая и подавляя прочее, — этого как раз не было. Исаакянэтот проект придумал и воплотил в жизнь, а его режиссерская задача состояла нев том, чтобы поразить воображение внешними эффектами (хотя и их хватает), ноглавным образом в том, чтобы видимое и слышимое оказались слиты стольнеразрывно, что и не определить, где кончается одно и начинается другое, чтобыкаждый компонент спектакля, включая собственно звучание музыки и певческихголосов, взаимодействовал с другими и работал на целое. Собственно, в этом изаключается высшая цель режиссуры в музыкальном театре, предполагающаяопределенное самоограничение. В результате пермский «Орфей» оказался лучшим иуж безусловно наиболее гармоничным музыкальным спектаклем года, который, осмелимсяпредположить, не проиграл бы и в состязании с любым другим спектаклем любогожанра. Режиссер Исаакян преподал своим коллегам важный урок. Будет ли онвоспринят — вопрос иной.
Лауреат международныхконкурсов Наталья Галимзановна Ахмарова родилась в г. Рославль Смоленскойобласти.
/>В 1974году поступила в Пермское хореографическое училище, которое окончила в 1982году с отличием. В 1981 году стала лауреатом московского Международногоконкурса артистов балета.
В 1982 году — былапринята в труппу Пермского театра[[3]].
За период работы в театрестанцевала все ведущие партии: Маша — «Щелкунчик», Китри — «Дон Кихот», Аврора- «Спящая красавица», Жизель, Анюта, «Привал кавалерии», Джульетта — «Ромео иДжульетта», Айша — «Семь красавиц».
Принимала активноеучастие в гастрольных поездках: Южная Корея, Франция, Индия, Япония, США, всоставе сборной труппы «Звезды Российского Балета».
В 1987 году заняла Iместо на Международном конкурсе в Перу.
С 1992 – 1997 годработала по контракту в США в труппе «Boston Ballet», где танцевала ведущиепартии в балетах таких хореографов, как Чу Сан Го, Твайла Тарп, Кранко, ДениПелзик, Джордж Баланчин, Майкл Гордон, Брюс Маркс, Бурнонвиль, Бен Стивенсон, атакже все ведущие партии классического репертуара.
С 2002 году — педагог-репетитор по балету Пермского академического театра оперы и балета им.П.И. Чайковского.
В 2003 году возглавилабалетную труппу Пермского театра.
Современный отечественныйнеклассический танец – так можно обозначить территорию, о которой идет речь.Как всякое явление постмодернистской действительности не поддается четкомуопределению, не вписывается в четкие рамки определенного художественного стиля.Потому что эта самая действительность ставит под вопрос не только четкостьопределений, но и само понятие художественного, равно как и стиля. Плюральностьи открытость, отсутствие универсальных канонов в том «что» и в том «как»;модернистская установка на постоянную новизну и актуальность; отрицание любыхидеологий и мифов; наконец, установка на принципиальное нарушение и размываниеграниц – любых — вот его базовые элементы. Контемпорари, для своих агентовстановится кодом, паролем, знаком приобщения к некоему глобальному, лишенномугеографических и политических разграничений пространству, к самым важным,актуальным на данный момент, процессам – художественным и жизненным.
Пермский Балет ЕвгенияПанфилова также, поначалу был театром – танца модерн «Эксперимент». Диковатомупареньку из глубинки суждено было вырасти в самобытнейшего автора, режиссера ибалетмейстера, одного из «отцов» нового российского танца и танц-театра.Классика, модерн, пантомима и элементы народного пляса; эксцентрика и гротеск;вечные сюжеты и злободневные проблемы; высокий и низкий стиль; выпускникихореографических училищ, толстушки с улицы и люди сложной судьбы — всесмешивалось в карнавально- площадной театральности неуемного, непредсказуемогои фанатичного автора.
/>Театр«Балет Евгения Панфилова» был создан как уникальное театральное объединение,состоящего из трех хореографических трупп «Балет Евгения Панфилова», «БалетТолстых Евгения Панфилова» (год создания 1994), «Бойцовский клуб ЕвгенияПанфилова» (2001) с различной танцевальной эстетикой, объединенных единымавторским стилем хореографа-Лауреата Всесоюзного и международных конкурсов,Лауреата Премии Правительства РФ им. Фёдора Волкова, Лауреата Национальныхтеатральных Премий «Золотая Маска» Евгения Панфилова (1955-2002).
Сегодня, когда его нет,но он, всё-таки, где-то рядом, перефразируя Марину Цветаеву, мы знаем: Панфиловбыл волей чуда и чудом воли. Он шагнул в балет прямо из архангельской деревни.Ему было уже 23 года. Если случается с человеком, что столкнувшись со своейсудьбой, он сразу распознаёт её и принимает раз и навсегда, то так случилось сЕвгением Панфиловым в дни создания своего авангардного авторского театра.
Евгений Панфилов родился10 августа 1955 года в деревне Копачёво Холмогорского района Архангельскойобласти в многодетной семье сельской учительницы.
Будучи студентомПермского государственного института искусств и культуры, в 1979г. ЕвгенийПанфилов создал в Перми театр пластического танца «Импульс». Спустя много лет,увидев спектакль Евгения в Москве, видный музыкальный критик Алексей Паринназвал Евгения Панфилова гениальным самородком из Перми.
Панфилов неустаннодвигался вперед по пути усложнения своего хореографического языка, но посколькув России не существовало школ современной хореографии, Евгений сделал ставку натанцовщиков, прошедших хорошую хореографическую школу классического балета.
В 1987 году театр былреорганизован в первый в России частный театр «Балет Евгения Панфилова».
В 2000 году частный театрудостоен нового статуса: Государственное областное учреждение культуры «Театр«Балет Евгения Панфилова». Имя хореографа закреплено в названиигосударственного театра в знак исключительных заслуг и достижений в областиразвития современной хореографии России.
Панфилов являлся нетолько хореографом, но и режиссером всех своих спектаклей, создал эскизы всехкостюмов к своим балетам, неизменно ошеломлял публику эксцентрическимисценографическими изобретениями.
Театр «Балет ЕвгенияПанфилова» за все года своего существования был удостоен чести представлятьПермь на Национальном театральном Фестивале и Премии «Золотая Маска» 9 раз. Этобалеты, ставшие уже классикой современной хореографии: «8 русских песен», «Ромеои Джульетта», «БлокАда» многие другие. Первый раз «Золотую Маску» получил нашуже прославленный, непрофессиональный в смысле хореографической подготовки«Балет Толстых» за спектакль «Бабы.Год 1945.» 17 апреля 2006 года на XIIЦеремонии вручения Национальной театральной Премии «Золотая Маска» в номинации«Современный Танец» премия присуждена спектаклю театра «Клетка для попугаев».Одноактная хореографическая фантазия «Клетка для попугаев» на музыку Ж.Бизе –Р. Щедрина «Кармен – сюита» была впервые представлена публике в 1992 году.Римейк–премьера состоялась 18 мая 2005 года в рамках международного фестиваля«Дягилевские сезоны», Автором либретто, хореографом, режиссёром, сценографомбалета был Евгений Панфилов. Он же был первым исполнителем партии одного изпопугаев.
Великий Мастер создал вПерми и оставил для России не только свой уникальный театр, но и школупо-настоящему современной хореографии. Сейчас театр возглавляет директорЛенских Наталья Христофоровна, которая была приглашена на эту должность самимЕвгением Панфиловым.
Театр давно перерос рамкипровинциальной достопримечательности, много раз отстаивал славу Пермскойгубернии как культурной столицы Урала как в России, так и за рубежом.Уникальное художественное наследие Евгения Панфилова было и остаётся основныммерилом творческой деятельности театра. Спектакли Евгения Панфилова по-прежнемувызывают неизменный интерес публики далеко за пределами Пермской земли иРоссии, что подтверждается ежегодными приглашениями и наградами на престижныеВсероссийские и международные фестивалях.
Пермский оперныйпродолжает покорять столицы, и не только балетом. Завершились гастролиПермского театра оперы и балета на сцене Мариинского театра. И это для нашеготеатра стало событием, возможно, более важным, чем гастроли зарубежные: ведьбыть признанными у себя на родине куда приятней и почетней. Когда Мариинкаприглашает на свою сцену периферийную труппу — случай беспрецедентный. А здесь- еще и давний условный конкурент, «третья российская балетная труппа». Пермскийтеатр привез не только свой козырь и основной продукт экспорта — балетныепостановки (три балета Баланчина и обновленный, роскошный по количествувложенных денег «Дон Кихот»), но и оперы[[4]].
Баланчинскими балетамипитерскую искушенную публику сложно было удивить, тем более что в репертуареМариинки есть свои «Балле Империаль» и «Серенада». К тому же, Мариинский балетусловно принято считать лучшим, поэтому гастроли, хочешь — не хочешь, походилина определенное соревнование. Главная интрига была связана с показом «БаллеИмпериаль» — лауреатом «Золотой маски». Несмотря на уверенность, подкрепленнуюпрестижной премией, этот балет оказался самым рискованным из-за случайности,которая, как известно, призвана продемонстрировать закономерность. У примыпермского балета Елены Кулагиной не оказалось партнера. Роман Геер не смогпоехать на гастроли из-за болезни. Виталий Полещук из-за двух серьезных травмноги сейчас не танцует сложные партии, особенно те, где есть прыжки. Дружескиукрепить мужские силы пермской труппы из заграничных гастролей приехал премьерМариинки Игорь Колб. Всего сутки совместных репетиций с Кулагиной и — дваспектакля. Что не могло не отразиться на качестве. Игорь Колб сорвал навыступлении одну из поддержек. Впрочем, сама Елена Кулагина бесконечноблагодарна питерскому артисту и считает, что «многим пермским артистам еще надопоучиться работать так, как он». Некоторые посчитали, что впервые пермскаяприма танцевала с по-настоящему достойным партнером, «авторитетом», которыйспособен не теряться в тени партнерши, выполняя функцию «поддержки». Гастроли,между прочим, заставили задуматься, не пора ли пермскому балету приглашать втруппу солистов «со стороны». Как всегда был отмечен высочайший уровень,техничность женского кордебалета во всех пермских постановках.
Заключение
Гастроли показываютсостояние и статус пермского балета. По словам театрального критика, члена жюриНационального театрального фестиваля «Золотая маска» Ларисы Барыкиной,представлена качественная, конкурентоспособная продукция, притом, что на еепроизводство затрачиваются куда меньшие средства, чем на аналогичный столичныйбалетный продукт.
Как говорит Георгий Исаакян,поддерживается репутация театра: «Если бы мы выступили неудачно, то никто непоставил бы, конечно, крест на труппе. Но мы представляли регион, и нам быловажно, чтобы гастроли прошли успешно».
Пермь в очередной разподтвердила, что обладает одной из лучших в стране балетных трупп, ипродемонстрировала, что это город, где происходят очень интересные экспериментыв опере. Пермь ждет от Мариинского театра ответного визита. Уже решено, чтознаменитая питерская труппа будет участвовать в открытии и закрытии фестиваля«Дягилевские сезоны», который пройдет в Перми весной.
Не лишним будетдополнительный раз вспомнить о преемственности двух театров, чему в громаднойстепени в свое время послужила эвакуация Кировского театра в Пермь. А пермскийтеатр снова уезжает покорять очередную столичную сцену.
Списокиспользованной литературы
1. Ахмарова Н.Г.Биография [Электронный документ] // Режим доступаhttp://www.theatre.perm.ru/truppa/ahmarova.shtml. Проверено 7.09.08.
2. Дворянова О. Секретыраритетов // Пермский обозреватель, № 4 (205) 8 февраля 2005 года.
3. Исаакян Г.Г.Биография [Электронный домумент] // Режим доступаhttp://www.theatre.perm.ru/truppa/isaakyan.shtml. Проверено 7.09.08.
4. Морозов Д. Урок«Орфея»: режиссер года Г.Г. Исаакян // Культура, №51-52 (7612) 27 декабря — 16января 2007 г.