1. Передвами макет Афинского Акрополя, Парфенон. Что вы о нем знаете? Почему этосооружение получило большую известность? Расскажите о других памятникахгреческой архитектуры.
АфинскийАкрополь – громадный (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину),выступающий из земли скалистый отрог – издавна, с микенских времен, являлсясредоточием святынь, которым всегда поклонялись жившие возле него люди. Здесьтакже помещался дворец местного царя (мегарон), под защитой крепостных стенАкрополя находили убежище жители во время нападения врагов. В годы архаики нанем высились, как известно, величественные храмы, подобные Гекатомпедону, истояли замечательные красочные изваяния девушек. У склонов этой почитавшейсяафинянами святыни располагалась рыночная площадь – агора с монументальнымхрамом Тезея (или Гефеста), театр и много других общественных сооружений [7].
Во временаархаики и классики на Акрополь входили с запада, более древняя лестница ссевера постепенно разрушилась и перестала функционировать. Поверхность Акрополя– сплошной, без земляного покрова камень-скала, с пробивающейся сквозь трещиныредкой растительностью. Персы, захватившие в 480–479 гг. до н.э. Афины,разрушили на Акрополе все, что составляло гордость эллинов в эпоху архаики, –храмы, статуи, другие святыни. Все лежало в руинах, говорит об этомдревнегреческий историк Геродот, прозванный «отцом истории».
Работы пореконструкции Акрополя начались после 479 г. (битва при Платее вгреко-персидской войне), при Фемистокле ремонтировали, пишет Фукидид,крепостные стены, при Кимоне укрепляли восточную стену и строили новую южную.Однако все это были лишь эпизодические работы, пока в 449 г. до н.э. неутвердили, сообщает Плутарх, план афинского стратега Перикла по восстановлениювсего комплекса Акрополя. В течение второй половины V в. до н.э. на Акрополекипело строительство: с 447 по 438 г. до н.э. воздвигали Парфенон, в 437 г., дон.э. закладывали новые Пропилеи, в 421 г. до н.э. строили храм Ники Аптерос, ас 421 по 404 г. до н.э. – Эрехфейон [7].
Пропилеи – воротана Акрополь – представляли собой глубокий сквозной портик. Построенныеархитектором Мнезиклом, они состояли из трех частей: крытых глубоких ворот,образующих пять разделенных колоннами проходов, примыкавшей с севера пинакотеки(хранилище произведений живописи) и уравновешивавших ее с юга небольшого зданияи храма Ники. По четырем боковым проходам шли в дни праздников и посещенийсвятыни пешие афиняне, по среднему, где не было ступеней, ехали всадники иколесницы, вели жертвенных животных.
Из-заПелопоннесской войны строительство Пропилеи в 432 г. до н.э. прервали, и лишь в421 г. до н.э., во время Никиева мира, ворота были окончены. Предполагают, чтов первоначальном плане левая и правая стороны Пропилеи были равновеликими и всяпостройка симметричной. Но в 421 г. до н.э. возле южного крыла Пропилеи возвелихрам Ники, и поэтому эта часть Пропилеи стала более легкой, чем северная.
Впервые вэллинской архитектуре оказались совмещенными в одной постройке два различныхордера. Пропилеи открывались глазам подходящего к ним человека торжественными ивнушительными дорическими колоннами. Но, попав под кровлю ворот, эллиноказывался среди опор изящного и легкого ионического ордера. Более того, впределах дорического ордера Пропилеи Мнезикл использовал два размера колонн – массивныев центре и легкие, небольшие по бокам.
Снизу изгорода к Пропилеям вел пандус (наклонная площадка, служащая для подхода красположенному над цоколем здания парадному входу). В самом широком проходеПропилеи виднелась статуя Афины Промахос, Воительницы.
Работами наАкрополе руководил скульптор Фидий. На всем лежит отпечаток его гениальногорасчета и тонкого художественного чутья.
В основекомпозиции Акрополя лежала не симметрия, но перекрестное равновесие объемов, ив этом нетрудно заметить сходство с пластическими принципами того времени, вчастности с хиазмом в статуях Поликлета. В западной части тяжелые зданияПропилеи располагаются слева, а легкий храм Ники – справа. В восточной же – крупнаямасса выражена на правой стороне Акрополя объемом Парфенона, в то время какслева высится изящный ионический Эрехфейон. Ощущение равновесия архитектурныхобъемов и соответствия асимметрических масс друг другу приходит не сразу, но впроцессе движения человека по Акрополю и созерцания им построек.
Иктин иКалликрат, работавшие вместе с Фидием по воздвижению Парфенона, несомненно,учитывали новую систему равновесия асимметрических архитектурных объемов.Именно поэтому они расположили Парфенон не рядом с еще остававшимися руинамифундаментов Гека-томпедона, т.е. прямо против Пропилеи, но намного южнее, чтобыобъем здания воспринимался не по-архаически, с фасада, но с угла, и оказывалисьвидимыми западная и северная его стороны. Так постепенно в классический образвходила сменявшая иллюзорную двухмерность архаики трехмерность, проявлявшаяся такжеи в скульптуре (у Дорифора и особенно у Диадумена Поликлета чувствовалосьотклонение от былой фронтальности куросов). Весьма важно, что для решения этойхудожественной проблемы афиняне не остановились даже перед весьмадорогостоящей, трудоемкой подсыпкой холма с южной стороны Акрополя. Более чемна половину Парфенон стоит на искусственном, хорошо укрепленном основании. Так,несколько наивная простота архаической расстановки зданий вдоль священных дорог(Цестум, Олимпия, Дельфы) уходила в прошлое, сменяясь более сложнымигармоническими принципами архитектурного ансамбля.
Виднеющийсясправа от крупных и массивных Пропилеи храм богини Победы был выстроен,возможно, Калликратом в годы Никиева мира – перемирия между афинянами испартанцами в Пелопоннесской войне – и посвящен Нике Бескрылой: по-видимому,афиняне этим наивно выражали свое желание всегда иметь в городе эту богиню. Нопредполагают также, что в целле, главном помещении храма, стояла статуя неНики, а призывавшей к миру Афины, державшей в руке шлем и гранатовое яблоко,отчего здание иногда называют храмом Афины – Ники [2, С. 34].
Храм НикиБескрылой стоит на суровом (высотой 9 м) могучем бастионе – пиргосе исвоими легкими формами и пропорциями оттеняет величие Пропилеи и массивностькрепостной стены. Он не имеет боковых колоннад, а лишь по четыре ионическихопоры с одной и с другой стороны (тип амфипростиль). Расположение храма Никипод небольшим углом к пиргосу и легкая развернутость в сторону Пропилеи как быориентируют, направляют движение человека, подходившего к воротам с юга. Зодчийхрама Ники, чувствуя, что рядом с внушительной дорической колоннадой Пропилеиионический ордер храма Ники может показаться слишком легким, ввел в постройкунекоторые черты дорики.
Во времятурецкого владычества в Греции многие храмы Акрополя сильно пострадали.Разобран был и храм Ники, из блоков которого сооружали укрытие для пушек.Однако впоследствии почти все части здания были найдены и постройку сложиливновь. В теперешнем виде храму Ники Аптерос недостает первоначальногокрасочного покрытия, несомненно, существовавшего, во всяком случае, нарельефах.
Трудноназвать более прославленное сооружение, нежели воздвигнутый Иктином иКалликратом храм Афины Парфенос – Парфенон.
Классическаяэпоха, в которую был создан этот архитектурный шедевр, принесла с собой вискусство много нового по сравнению с архаикой. Нельзя забывать, что годампостройки Парфенона предшествовала ожесточенная борьба с персами, закончившаясяпобедой небольших, но сильных, сплотившихся в борьбе полисов. Радостное чувствопобеды, ощущение собственной силы, наполнявшие сердца греков, отразились преждевсего в Парфеноне. Все меньше давала о себе знать условность пластических форм,облегченнее становились пропорции, на смену массивным постройкам архаики приходилиболее гармоничные сооружения. Достаточно сопоставить колонну Парфенона сколонной архаического храма, чтобы увидеть, насколько изменилась детальклассического здания: меньше выражен энтазис, четче обрисованы ребра каннелюр.
Древние храмыявлялись, по представлениям греков, земным жилищем божества, а Парфенонсчитался, прежде всего, обителью Афины, статуя которой находилась внутри его.Жертвоприношения богине и поклонение ей совершались перед входом в храм [2, С. 36].
Парфенонвыстроен в дорическом ордере, каждая из окружающих его колонн стоитнепосредственно без базы, на плоскости стилобата, имеет каннелюры с острымиребрами и венчается капителью, включающей эхин и абаку. Над колоннадойразмещена несомая часть здания – антаблемент, состоящий из архитрава – балки,лежащей на капителях, фриза, разделенного на триглифы и метопы, украшенныерельефами, и карниза. В центре огромных для божества ступеней восточной изападной сторон сделаны невысокие ступени для входа в храм человека. Заторцовыми колоннами расположена вторая колоннада, образующая про-наос – преддвериехрама. Высокие стены ограничивают внутреннее убранство здания. За высокойдверью открывалась целла, или наос, – основное пространство с двухъяруснойколоннадой, хорами в верхней части и стоявшей на высоком постаменте статуейАфины Парфенос – Девы. В опистодом – помещение за целлой, или наосом, – можнобыло попасть лишь с западной стороны храма (от целлы оно было отделено глухойстеной). Некоторые исследователи предполагают, что в опистодоме стоялиионические колонны. Неясен вопрос о перекрытии храма: была ли крыша глухой, илив центре ее имелось отверстие для освещения.
МастерамПарфенона удалось создать впечатление, что храм возник без усилий человеческих,как бы вырос сам по велению природы, с которой у древних греков отождествлялисьбожества. В своем желании как можно сильнее выразить в облике храмаестественность форм Иктин и Калликрат добились исключительных успехов. Набоковых сторонах храма они поставили не удвоенное число торцовых колонн, а ещеодну (всего семнадцать). Таким образом, у человека, созерцавшего здание,создавалась иллюзия случайности, органичности форм. При архитектурных обмерахПарфенона обнаружили также, что в постройке, как в человеческом теле, нет нипрямых линий, ни ровных плоскостей: все линии стилобата и антаблемента чутьизогнуты, плоскости чуть выпуклы или вогнуты, а оси колонн, при мысленном ихпродолжении вверх, пересекаются в одной точке на высоте двух километров.
Ощущениюглубокой связи Парфенона с природой способствует характер и обработкаматериала, из которого создан храм. Парфенон сложен из мрамора, добывавшегосяна окраине Афин и Пентелликоне. Пентеллийский белоснежный мрамор, покадобывался, на воздухе постепенно менял цвет. Мельчайшие железистые частички, находившиесяв камне, под воздействием влажной атмосферы окислялись, и мрамор покрывалсятонкой пленкой желтовато-коричневой патины, которую можно видеть и на многихдревнегреческих статуях, исполненных из этого красивого материала. Нижние частиПарфенона – ступени стилобата, поставленного на грубую скалу Акрополя, имеютсоответственно шероховатые поверхности; колонны Парфенона несут следы уже болеетщательной отделки мрамора, антаблемент, особенно фриз с имевшими раскраскурельефами, обработан еще более искусно. Чувствуется постепенное, все болеезаметное кверху здания совершенство материала. Сооружение кажется подобнымдереву, в котором, чем дальше от могучих и грубых корней, тем нежнее становятсяветви и листья.
В тесномсоединении чувства органической связи с природой и инженерной мысли,естественности и продуманности притягательная сила главного храма Афин,отличающая его от многих других шедевров. Человеческое сознание заявило о себездесь как о венце божественного создания [4, С. 210].
Фронтоны,метопы, фриз Парфенона, необычные по богатству и разнообразию,свидетельствовали о значении, какое придавалось сооружению, прославлявшему нетолько покровительницу города – богиню Афину, но и самих афинян, оказавшихся воглаве союза греческих полисов после греко-персидской войны. Композицияфронтонов, сцены на метопах и фризе не просто украшали храм. Они заключали всебе глубокий смысл: в знакомых сюжетах раскрывалась идея совершенства ивеличия человека.
В то времякак в одной из самых прославленных святынь первой половины V в. до н.э. –храме Зевса в Олимпии имелось лишь двенадцать рельефных метоп, афиняне украсилиПарфенон девяносто двумя, располагавшимися со всех его четырех сторон.
В древности святилище было известно не только какзнаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства,подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города.
Продуманная композиция всего ансамбля, прекраснонайденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепкаархитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязьархитектуры и скульптурного убранства делают сооружения Акрополя высшимдостижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятниковмирового искусства [7].
Парфенон, расположенный в Акрополе, являетсясимволом Греции. Это одна из наиболее совершенных построек Древнего Мира. В1987 году Афинский Акрополь был включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Помимо храмов греческие зодчие возводили многодругих архитектурных сооружений общественного характера: стадионы, палестры(зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры (одеоны). Театры вГреция располагались на склонах холмов. Поперек склона делались подмостки длязрителей, внизу перед ними возводили сценическую площадку для выступлений хора –«орхестру», а актеры находились на эстраде, «скене». Самый большой театр вмещалдо 25 тыс. зрителей.
2. Кем для греков была богиня Афина? Чтосимволизирует статуя богини, созданная древнегреческим скульптором Фидием?
Что означают четыре предмета, окружавших Афину?
Какие другие работы Фидия вам известны?
Афина (АфинаПаллада) – в греческой мифологии богиня войны и победы, а также мудрости,знаний, искусств и ремесел. Среди наиболее известных изображений Афины – скульптурнаягруппа «Афина и Марсий» (Мирон), колоссальные статуи «Афина Промахос» и «АфинаПарфенос» на афинском Акрополе (Фидий; не сохранились) – все 5 века до н.э. [5,С. 64].
Мифы говорято том, что богиня Афина была рождена самим Зевсом. Зевс-громовержец знал, что уего первой жены, богини мудрости Метиды, родится ребенок, необычайного ума исилы, превосходящий по мудрости своего отца. Мойры, богини судьбы открыли емуэту тайну. Испугался Зевс, что может свергнуть его родившееся дитя. Чтобыизбежать грозной судьбы, он, усыпив Метиду, проглотил ее, уже носившую во чреверебенка. Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогдаон призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобыизбавиться от невыносимой боли и шума в голове. Гефест мощным ударом топорарасколол череп Зевсу, и вышла на свет из головы громовержца могучаявоительница, богиня Афина Паллада [1, С. 25].
В полномвооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она перед изумленнымиочами богов-олимпийцев. Голубые глаза Афины горели мудростью, вся она сияладивной мощной красотой. Славили боги рожденную из головы Зевса любимую дочьего, защитницу городов, богиню мудрости и знания, непобедимую воительницу АфинуПалладу. А проглоченная мать ее, Метида, будучи бессмертной, так и осталасьжить в голове Зевса, давая советы и помогая править миром.
Афинапокровительствует героям Греции, дает им мудрые советы и помогает во времяопасности. Она хранит города, крепости и их стены. А девушки Греции особо чтутАфину за ее покровительство в рукоделии.
Родившись изголовы Зевса, Афина была мудрее всех других богов и богинь. Зная это, Зевссажал Афину рядом и советовался с ней, прежде чем что-либо предпринять.
И люди, желаяулучшить свою жизнь, обращались к Афине за помощью и советом. Она научила деввытягивать из шерсти нити, сплетать их в плотную ткань и украшать ее узорами.Одним юношам она показала, как очищать шкуры, как смягчать грубую кожу в котлахи изготавливать из нее мягкую и удобную обувь, другим дала в руки острыетопоры, обучив их плотничать и вырезать мебель, третьим вручила узду дляусмирения диких коней, которые стали служить людям. Она водила руками ваятелейи художников, украсивших жизнь и сохранивших все достойное памяти. И все они,ткачихи, скорняки, сапожники, плотники, художники и многие другие, кто сталсоздавать все нужное для людей и кормиться от рук своих, славили Афину, называяее Работницей.
Особымпокровительством Афины пользовался главный город Аттики, получивший ее имя.Афиняне считали, что они обязаны Афине своим благосостоянием, ибо она дала иммасличное дерево [2, С. 76].
В древниевремена внутри Парфенона стояла десятиметровая статуя богини Афины Парфенос(Девы) в военном облачении. В правой руке Афина держала двухметровую скульптурубогини Победы Ники. Памятник имел деревянный каркас, обнаженные части статуиАфины и целиком скульптура Ники были исполнены из слоновой кости, а одеяние ишлем Афины – из съемных листов чеканного золота (отсюда и название статуихрисоэлефантинная, т.е. сделанная из золота и слоновой кости).
В первые годывизантийского периода памятник бесследно исчез. Сведения, которые имеютсясегодня, почерпнуты из произведений древних авторов и из подробных описанийПавсания, знаменитого греческого путешественника II века. Ценным источникоминформации об утраченной статуе послужили также найденные копии, важнейшая изкоторых – Варвакиос Афина.
Богинямудрости и справедливой войны, представленная великим скульптором Фидием вполном вооружении, держала, как убеждают ее изображения на монетах, копье ищит. Голову ее покрывал высокий шлем, украшенный сфинксом и грифонами, на плечибыла наброшена свисавшая на грудь эгида – оружие Афины с головой горгоны Медузыв центре. От названия этого грозного оружия Афины – эгиды, при взгляде накоторую каждый противник Афины, по мифу, обращался в камень, и сохранилось всовременном языке выражение «под эгидой». У ног Афины сидела сова – символмудрости, а слева змей – олицетворение древнейшего божества Аттики, богаЭрехфея. Выражение лица богини, если верить римским копиям, поражало мудростью,торжественностью и спокойствием. Слегка склонив голову, она смотрела нараскинувшийся у подножия Акрополя город, выбравший ее своей покровительницей.Величественно ниспадали складки ее одежд. Строго вертикальные, четкие, они, каки в других статуях, напоминали желобки стройных колонн. Образ воплощал в себеглубокую идею: в мифологическом, культовом произведении, отлитом иззахваченного у персов оружия, нашло выражение живое, реальное напоминание опобеде над огромной персидской деспотией.
Фидий ивозглавляемая им аттическая школа скульптуры (2-й пол. 5 в. до н.э.) занималиведущее место в искусстве высокой классики. Это направление наиболее полно ипоследовательно выражало передовые художественные идеи эпохи. Так было созданоискусство, «синтезирующее всё то прогрессивное, что несли в себе работыионических, дорических и аттических мастеров ранней классики до Мирона и Пэониявключительно» [7, С. 112].
Большинстворабот Фидия не сохранились, о них можно судить только по описаниям античныхавторов и копиям. Тем не менее, слава его была колоссальной.
Фидий (р. ок.490 до н.э.), древнегреческий скульптор, которого многие считают величайшимхудожником древности. Фидий был уроженцем Афин, его отца звали Хармидом. Фидий –один из лучших представителей классического стиля, и о его значении достаточносказать, что он считается основоположником европейского искусства.
Мастерствускульптора Фидий учился в Афинах в школе Гегия и в Аргосе в школе Агелада (впоследней, возможно, одновременно с Поликлетом). Среди существующих ныне статуйнет ни одной, которая бы несомненно принадлежала Фидию. Среди ранних работФидия, созданных ок. 470–450 до н.э., следует назвать культовую статую АфиныАреи в Платеях, сделанную из позолоченного дерева (одежда) и пентелийскогомрамора (лицо, руки и ноги). К тому же периоду, ок. 460 до н.э., относитсямемориальный комплекс в Дельфах, сооруженный в честь победы афинян над персамив Марафонской битве. Тогда же (ок. 456 до н.э.), и тоже на средства от добычи,захваченной в Марафонской битве, Фидий установил на Акрополе колоссальнуюбронзовую статую Афины Промахос (Заступницы). Другая бронзовая статуя Афины наАкрополе, т.н. Афина Лемния, которая держит шлем в руке, была создана Фидиемок. 450 до н.э. по заказу аттических колонистов, отплывавших на остров Лемнос.Возможно, две статуи, находящиеся в Дрездене, а также голова Афины из Болоньиявляются ее копиями [7].
Хрисоэлефантинная(из золота и слоновой кости) статуя Зевса в Олимпии считалась в древностишедевром Фидия. У Диона Хрисостома и Квинтилиана (1 в. н.э.) говорится, чтоблагодаря непревзойденной красоте и богоугодности творения Фидия обогатиласьсама религия, а Дион добавляет, что всякий, кому довелось увидеть эту статую,забывает все свои печали и невзгоды. Подробное описание статуи, считавшейсяодним из семи чудес света, имеется у Павсания. Зевс был изображен сидящим. Наладони правой его руки стояла богиня Ника, а в левой он держал скипетр, наверхукоторого сидел орел. Зевс был бородатым и длинноволосым, с лавровым венком наголове. Сидящая фигура едва не касалась потолка головой, так что возникаловпечатление, что если Зевс встанет, то снесет с храма крышу. Трон был богатоукрашен золотом, слоновой костью и драгоценными камнями. В верхней части тронанад головой статуи помещались с одной стороны фигуры трех Харит, а с другой –трех времен года (Ор); на ножках трона были изображены танцующие Ники. Наперекладинах между ножками трона стояли статуи, представлявшие олимпийскиесостязания и битву греков (возглавляемых Гераклом и Тесеем) с амазонками.Выполненный из черного камня пьедестал трона украшали золотые рельефы, накоторых были изображены боги, в частности Эрот, который встречает выходящую изморских волн Афродиту, и увенчивающая ее венком Пейто (богиня убеждения).Статуя Зевса Олимпийского или одна его голова изображались на монетах, которыечеканились в Элиде. Относительно времени создания статуи ясности не было уже вантичности, но, поскольку строительство храма было завершено ок. 456 до н.э.,вероятнее всего, статуя была поставлена не позднее ок. 450 до н.э. (теперьвозобновились попытки отнести Зевса из Олимпии ко времени после АфиныПарфенос).
Когда Периклразвернул в Афинах широкое строительство, Фидий возглавил все работы наАкрополе, среди прочего и возведение Парфенона, которое вели архитекторы Иктини Калликрат в 447–438 до н.э. Парфенон, храм богини-покровительницы городаАфины, одно из наиболее прославленных созданий античной архитектуры,представлял собой дорический периптер. Обильное пластическое убранство храмавыполнила большая группа скульпторов, работавшая под началом Фидия и, вероятно,по его эскизам (наиболее знамениты находящиеся теперь в Британском музеерельефные фризы Парфенона и фрагментарно сохранившиеся статуи с фронтонов).
Близостьстиля со скульптурами и рельефами Парфенона чувствуется в статуях Деметры (еекопии находятся в Берлине и Шершеле, Алжир) и Коры (копия на вилле Альбани).Мотивы обеих статуй использованы в знаменитом большом вотивном рельефе изЭлевсина (Афины, Археологический музей), римская копия которого имеется в музееМетрополитен в Нью-Йорке. Складки одеяния Коры близки по стилю драпировкамстатуи стоящего Зевса, копия которой хранится в Дрездене, а торс, возможно,являющийся фрагментом оригинала, – в Олимпии. К фризу Парфенона близок по стилюАнадумен (юноша, завязывающий повязку вокруг головы); возможно, она быласоздана в качестве ответа Диадумену Поликлета. Статуя Фидия гораздоестественнее в смысле позы и жеста, но несколько грубее. Вместе с Поликлетом иКресилаем Фидий принимал участие в конкурсе на статую раненной амазонки дляхрама Артемиды в Эфесе и занял второе место после Поликлета; копией с егостатуи считается т.н. Амазонка Маттеи (Ватикан). Раненная в бедро, амазонказаткнула хитон за пояс; чтобы уменьшить боль, она опирается на копье,ухватившись за него обеими руками, причем правая поднята выше головы. Как и вслучае Афины Парфенос и рельефов Парфенона, богатое содержание помещено здесь впростую форму.
ТворенияФидия грандиозны, величественны и гармоничны; форма и содержание находятся вних в совершенном равновесии. Ученики мастера, Алкамен и Агоракрит, продолжалиработать в его стиле в последней четверти 5 в. до н.э., а многие другиескульпторы, среди них Кефисодот, – и в первой четверти 4 в. до н.э.
Списоклитературы
1. Дмитриева, Н.А. Краткаяистория искусств: [Текст] / Н.А. Дмитриева. – М.: Искусство, 2005. – 370 с.
2. Колобова, К.М. Древнийгород Афины и его памятники: [Текст] / К.М. Колобова. – СПб.: Нева, 2001.– 250 с.
3. Культурология. Историямировой культуры: Учеб. пособие для вузов / под ред. Т.Ф. Кузнецовой. –М.: Академия, 2003. – 605 с.
4. Лурье, С.А. ИсторияГреции: [Текст] / С.А. Лурье. – СПб: Изд-во Санкт – Петербургского унив-та,2003. – 430 с.
5. Любимов, Л. Искусстводревнего мира: [Текст] / Л. Любимов. – М.: Просвещение, 2000. – 385 с.
6. Маркова, А.Н. Культурология.История мировой культуры [Текст]: Учебное пособие для вузов / А.Н. Маркова.– М.: Высш. шк, 2005. – 540 с.
7. Соколов, Г.И. Акропольв Афинах: [Текст] / Г.И. Соколов. – М.: Амфора, 2000.