Реферат по предмету "Культура и искусство"


Арабская культура средних веков как срединная культура

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВОПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
«УЛЬЯНОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Специальность «СВЯЗИС ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»
Кафедракультурологии
РЕФЕРАТ
по курсу «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
АРАБСКАЯКУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ КАК СРЕДИННАЯ КУЛЬТУРА
Выполнил студент:
Головачева А.В.
Группы_сод-21
Проверил преподаватель:
Петухова Т.В.
Ульяновск 2010

Содержание
 
Введение
1.Ислам
2.История
3.Точные и естественные науки
4.География
5.Философия
6.Историческая наука
7.Литература
8.Изобразительное искусство
9.Архитектура
10.Музыка
Вывод
Списоклитературы
 

 
Введение
 
Арабская культура,средневековая культура, сложившаяся в Арабском халифате в 7-10 вв. в процессекультурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего и СреднегоВостока, Северной Африки и Юго-Западной Европы. В научной литературе термин "Арабская культура"употребляется как для обозначения культуры собственно арабских народов, так и вприменении к средневековой арабоязычной культуре ряда других народов, входившихв состав Халифата. В последнем значении понятие "Арабская культура" иногдаотождествляют с понятием «мусульманская культура» (т. е. культурамусульманских народов) и его употребление является условным.

1. Ислам
Определенное влияние наразвитие средневекового искусства арабов, как и других народов, исповедовавшихислам, оказала религия. Распространение ислама знаменовало отказ от старых,дофеодальных религий, утверждение монотеизма — веры в единого бога.Мусульманское представление о мире как о созданном богом едином целом имеловажное значение для формирования характерной в средневековую эпоху эстетическойидеи о некоей, хотя и отвлеченной гармонии вселенной. Вместе с тем ислам, как ивсе средневековые религии, идеологически оправдывал и закреплял феодальнуюэксплуатацию. Догмы Корана затемняли сознание человека, препятствовали егоразвитию. Однако взгляды на мир людей средневекового Востока, в том числе иххудожественные взгляды, нельзя сводить к религиозным представлениям. Вмировоззрении человека средневековья противоречиво сочетались идеалистические иматериалистические тенденции, схоластика и стремление к познанию реальнойдействительности. Один из величайших ученых и философов средневекового Востока,Абу Али ибн Сина (Авиценна), признавал божественное происхождение вселенной ивместе с тем утверждал, что научно-философское знание существует независимо отрелигиозной веры. Ибн Сина, Ибн Рушд (Аверроэс), Фирдоуси, Навои и многиедругие выдающиеся мыслители средневекового Востока, в чьих трудах и поэтическихпроизведениях особенно ярко проявились прогрессивные черты эпохи, утверждалисилу человеческой воли и разума, ценность и богатство реального мира, хотя, какправило, не выступали открыто с атеистических позиций. Когда речь идет о влиянииислама на изобразительное искусство, обычно указывают на запрещение изображатьживые существа под страхом религиозной кары. Несомненно, что с самоговозникновения учение ислама содержало иконоборческую тенденцию, связанную спреодолением многобожия. В Коране кумиры (скорее всего, скульптурныеизображения древних племенных богов) названы «наваждением сатаны».Религиозная традиция решительно отвергала возможность изображения божества. Вмечетях и других культовых зданиях не разрешалось помещать также изображениялюдей. Коран и другие богословские книги украшались только орнаментом. Однакопервоначально в исламе не было запрещения изображать живые существа,сформулированного в качестве религиозного закона. Только позднее, вероятно вIX—Х веках, иконоборческая тенденция ислама была использована для запрещенияопределенной категории изображений под страхом наказания в загробном мире. «Несчастьетому, — читаем мы в комментариях к Корану, — кто будет изображать живоесущество! В день последнего суда лица, которых художник представил, сойдут скартины и придут к нему с требованием дать им душу. Тогда этот человек, немогущий дать своим созданиям души, будет сожжен в вечном пламени»; «Берегитесьизображать господа пли человека, а пишите только деревья, цветы и неодушевленныепредметы». История показала, что эти ограничения, наложившие отпечаток наразвитие отдельных видов искусства, имели значение не во всех мусульманскихстранах и строго выполнялись лишь в периоды особенного усиления идеологическойреакции. Однако объяснение основных особенностей средневекового искусстваарабских народов надо искать не в религии, которая влияла, но не определяла егоразвитие. Содержание художественного творчества народов Арабского Востока, егопути и особенности были определены темп новыми идейно-эстетическими задачами,которые выдвинул поступательный ход развития общества, вступившего в эпохуфеодализма.
2. История
На территорииАравийского полуострова Арабскойкультуре предшествовала культура доисламских арабов — кочевогои земледельческого населения, находившегося в стадии перехода к ранней формеклассового общества. В 4-6 вв. она испытывала влияние древнейеменской,сиро-эллинистической, иудейской, иранской культур. Характерным элементомдоисламской культуры этого периода (т. н. джахилийя) была развитая устнаянародная словесность. Формирование собственно Арабской культуры относится к периоду возникновенияислама (7 в.) и создания Халифата, который в результате арабских завоеваний превратилсяв огромное государство. Основанная арабами государственно-политическаяобщность, дополненная религиозной, а в большинстве районов и языковойобщностью, создала условия для возникновения общих форм культурной жизнинародов Халифата. На ранних этапах формирование Арабской культуры представляло собой главным образомпроцесс освоения, переоценки и творческого развития в новых идеологических исоциально-политических условиях (ислам и Халифат) наследия культур покорённыхнародов (древнегреческой, эллинистическо-римской, арамейской, иранской и др.).Сами арабы дали Арабской культуретакие компоненты, как религия ислама, арабский язык и традиции бедуинскойпоэзии. Значительный вклад в Арабскуюкультуру внесли народы, которые, приняв ислам, сохранилинациональную, а затем возродили и государственную самостоятельность (народыСредней Азии, Ирана, Закавказья). Важную роль сыграла также часть населенияХалифата, не принявшая ислам (сирийцы-христиане, иудеи, персы-зороастрийцы,представители гностических сект Передней Азии); с их деятельностью (особенносирийцев-несториан и сабиев г. Харрана) связано, в частности, распространениефилософско-этических идей и научного наследия античности и эллинизма. В 8-9 вв.на арабский язык были переведены многие научные и литературные памятникидревности, в том числе греческие, сирийские, среднеперсидские и индийские. Впереводах и обработках они вошли в состав арабской письменности испособствовали установлению преемственной связи с культурой эллинистическогомира, а через неё — с античной и древневосточной цивилизацией. С конца 7 в. досередины 8 в. наряду с Дамаском, столицей Омейядов, главными центрами,определявшими формирование Арабскойкультуры, были Мекка и Медина в Аравии, Куфа и Басра в Ираке.Религиозные и философские идеи, первые достижения науки, каноны арабской поэзии,образцы архитектуры и т.п. получали распространение и дальнейшее развитие впровинциях Омейядского халифата, на обширной территории от Пиренеев до рекиИнд. С образованием халифата Аббасидов (750) центр Арабской культуры на востокеХалифата переместился из Сирии в Ирак, в основанный в 762 Багдад, который почтитри столетия был средоточием лучших культурных сил мусульманского Востока. В9-10 вв. Арабская культурадостигла наивысшего расцвета. Её достижения обогатили культуру многих народов,в частности народов средневековой Европы, и составили выдающийся вклад вмировую культуру. Это относится прежде всего к развитию философии, медицины,математики, астрономии, географических знаний, филологических и историческихдисциплин, химии, минералогии. Замечательными памятниками отмечено развитиематериальной культуры и искусства (архитектура, художественной ремесло).Разделение отраслей знания в Арабскойкультуре условно, т.к. для неё, как и для других культурсредневековья, типичны отсутствие чёткой дифференциации наук иэнциклопедический характер образованности большинства деятелей Арабской культуры. Философ иматематик часто был и крупным историком, медиком, географом, поэтом ифилологом. Важным фактором расцвета Арабскойкультуры было то, что развитие науки и литературы составлялодостояние всех народов Халифата (как арабов, так и неарабов). Обогащению Арабской культуры способствовалиширокие возможности для общения и взаимообмена культурными достижениями международами мусульманского Востока, а также оживлённые связи с многими странамиВостока и Европы. Распад Аббасидского халифата (середина 10 в.) в связи собразованием на его территории самостоятельных государств привёл к сужениюсферы распространения Арабской культурыи постепенному уменьшению её роли в общем развитии мировой культуры. Вмусульманской Испании, отделившейся от халифата Аббасидов ещё в 8 в., началасамостоятельное развитие так называемая арабо-испанская культура. В восточныхпровинциях Халифата в конце 9 в. формируются очаги Иранского культурного инационального возрождения. Персидский язык вытесняет арабский язык сначала излитературы и поэзии, а затем и из некоторых гуманитарных наук (история,география и др.). Арабский язык сохранял здесь значение как язык Корана,религиозно-канонических (право, теология) и ряда естественнонаучных дисциплин(медицина, математика, астрономия, химия), а также философии. Центры Арабской культуры перемещаются вСирию, Египет, Испанию. В Сев. Африке при Фатимидах (10-12 вв.) и Айюбидах(12-13 вв.) продолжалось развитие лучших традиций Арабской культуры в области науки,литературы, искусства и материальной культуры, хотя и с меньшим влиянием наобщий прогресс культуры народов мусульманского Востока, чем в 8 — 1-й половине10 вв. К концу 10 в. Багдад уступил первенствующую роль Каиру. Значение Арабской культуры 8-10 вв. в историимировой культуры определялось открытием её создателями новых средств научного,религиозно-философского и художественного познания мира и человека. Главныеусилия деятелей Арабской культурыпоследующих периодов направлялись в основном на систематизацию и детализациюэтого наследия. Хотя научные и эстетические традиции Арабской культуры не прерывались, носо 2-й половины 13 в. в творчестве деятелей Арабской культуры возобладало эпигонское направление,компилятивное в науке и подражательное в литературе. Отдельные исключения немогли повлиять на общее состояние духовного застоя и на всё более заметноеотставание развития Арабской культурыот темпов культурного прогресса в др. странах мусульманского Востока (Иран,Средняя Азия в 14-15 вв., Османская Турция в 16 в.) и в Европе. Блестящийрасцвет пережила арабо-испанская цивилизация в 10-15 вв. Центрами её былиКордова, Севилья, Малага и Гранада. Наибольшие успехи были достигнуты вастрономии, математике, химии и медицине. Продолжалось здесь и развитиепрогрессивной линии арабской философии [аль-Фараби, около 870 — около 950; ИбнСина (Авиценна), 980-1037], представленное трудами Ибн Рушда (Аверроэса,1126-1198). В поэзии и литературе были созданы произведения, вошедшие в числолучших художественных памятников Арабскойкультуры Всемирную известность приобрели памятникииспано-мавританского зодчества и прикладного искусства. Крупным достижением Арабской культуры позднегосредневековья явилось создание историком и социологом Ибн Хальдуном (1332-1406)историко-философской теории общественного развития.
В 16 в. арабские страныпревратились в провинции Османской империи. Арабская культура пришла в упадок, хотя и в этот периодстарые культурные центры Сирии, Ирака и Египта по традиции сохранялипритягательную силу для мусульманских учёных. Качественно новый период развитияАрабской культуры начинаетсяс 1-й половины 19 в. В обстановке экономического и политического возрожденияарабских стран в новое время, в условиях начала развитиянационально-освободительного движения и, наконец, складывания независимыхарабских государств происходит формирование современной Арабской культуры, преимущественно врамках каждой из арабской стран.
3. Точные и естественные науки
Центром развитияестественных наук в Халифате первоначально была территория Сирии и частичноЮго-Запад Ирана. Здесь было положено начало переводам на арабский язык икомментированию сочинений античных авторов. Переводы с греческого и сирийского,ознакомившие учёных стран ислама со значительной частью античной научнойлитературы, во многих случаях были единственными источниками, по которымЗападная Европа могла познакомиться с античной наукой. Например, только варабском переводе дошли до нас «Механика» Герона и многие трактатыАрхимеда. Через носителей Арабскойкультуры в европейский обиход вошли многие техническиеновшества (компас, косой парус и др.), часть из них была воспринята из Китая иИндии. 9-11 вв. — период бурного развития науки в Халифате. Багдад превращаетсяв крупный научный центр со школами и библиотеками. Наряду с созданием огромнойпереводной литературы и комментариев к ней здесь уже начинает складыватьсянаучное направление, тесно связанное с решением прикладных проблем ипрактических задач строительства, землемерия, торговли. Интенсивно развиваютсяастрономия и математика, минералогия, описательная география. В связи сраспадом Халифата на отдельные государства (10 в.) наряду с Багдадом возникаютновые научные центры: Дамаск и Халеб (Алеппо) в Сирии, Каир в Египте, Марага вАзербайджане, Самарканд в Ср. Азии, Газни в Афганистане, а также центрыиспано-арабской культуры — Кордова, а затем Севилья и Гранада. В разное времякрупными научными центрами были Бухара, Исфахан, где с конца 11 в. в обсерваториитрудился персидский и таджикский поэт и учёный Омар Хайям (около 1048 — после1122), писавший свои научные трактаты на арабском языке. В Каире с начала 11 в.функционировал «Дом знания», в котором работали астроном Ибн Юнус (950--1009)и математик и физик Ибн аль-Хайсам (около 965-1039); в 1004 здесь былапостроена обсерватория. На формирование математики в странах ислама, помимогреческого наследия, большое влияние оказала и индийская научная традиция.Получила распространение десятичная позиционная система счисления с применениемнуля, ведущая своё происхождение от индийской математики. Первое сочинение наарабском языке, посвященное арифметике, — трактат крупнейшего представителябагдадской школы аль-Хорезми (9 в.). В 15 в. самаркандский учёный аль-Каши ввёлв употребление десятичные дроби и описал правила действий над ним. В сочиненияхАбу-ль-Вефы (940-998), среднеазиатского учёного аль-Бируни (973-1048, по другимданным — после 1050), Омара Хайяма, Насирэддина Туей (1201-80, по другим данным- 1274 или 1277), Каши были разработаны и систематизированы методы извлечениякорней с натуральными показателями. Чрезвычайно велика роль Хорезми и ОмараХайяма в создании алгебры как самостоятельной математической дисциплины.Алгебраический трактат Хорезми содержит классификацию квадратных уравнений иприёмы их решений; трактат Омара Хайяма — теорию и классификацию кубическихуравнений. Существенно усовершенствовали вычислительные приёмы Вируни, Каши идр. Большой интерес представляют геометрический трактат братьев «сыновейМусы» («бану Муса») 9 в., сочинения Абу-ль-Вефы по практическойгеометрии, трактаты Ибн Курры (около 836-901), трактат Ибн аль-Хайсама оквадратурах конических сечений и кубатурах тел, полученных от их вращения,исследования ан-Найризи (9-10 вв.), Ибн Курры, Ибн аль-Хайсама, Омара Хайяма,Туей и др. по теории параллельных линий. Математики стран ислама превратилиплоскую и сферическую тригонометрию из вспомогательного раздела астрономии всамостоятельную математическую дисциплину. В трудах Хорезми, аль-Марвази,аль-Баттани, Бируни, Насирэддина Туей были введены все шесть тригонометрическихлиний в круге, установлены зависимости между тригонометрическими функциями,исследованы все случаи решения сферических треугольников, получены важнейшие теоремытригонометрии, составлены различные тригонометрические таблицы, отличавшиесябольшой точностью. Значительных успехов достигла астрономия. Вначале быливыполнены перевод и комментирование трудов Птолемея и индийских астрономическихсочинений — сиддхант. Центром переводческой деятельности был «Дом мудрости»и обсерватория при нём в Багдаде. Переводы индийских астрономических трактатовбыли сделаны аль-Фазари — отцом (умер около 777) и сыном (умер около 796), иЯкубом ибн Тариком (умер около 96). Отправляясь от греческих методовмоделирования движения небесных тел и индийских расчётных правил, арабскиеастрономы разработали способы определения координат светил на небесной сфере, атакже правила перехода от одной из трёх употребляемых систем координат к другой.Даже в трактатах по астрологии содержались элементы важных естественно-научныхзнаний. Широкое распространение получили зиджи — собрания таблиц и расчётныхправил сферической астрономии. До нас дошло около 100 зиджей 13-15 вв. Около 20из них составлены на основании собственных наблюдений авторов в обсерваторияхмногих городов: Бируни в Газни, Баттани в Ракке, Ибн Юнуса в Каире, НасирэддинаТуей в Мараге, Каши в Самарканде и др. Значительной точности добились арабскиеастрономы в измерении наклона эклиптики. При халифе Мамуне (9 в.) былопроведено измерение градуса меридиана для определения размеров земного шара. Продолжаласьдальнейшая разработка наследия античной механики [трактат Ибн Курры о рычажныхвесах — корастуне; трактаты Бируни, Омара Хайяма, аль-Хазини (12 в.) обопределении удельных весов металлов и минералов]. Цикл работ по общим вопросаммеханики ведёт начало от перевода и комментирования трудов Аристотеля. Средикомментаторов естественнонаучных сочинений Аристотеля были Бируни и Ибн Сина. Многиеучёные работали в области минералогии [сочинения Бируни, Хазини, учёного иврача ар-Рази]. Сведения по физике, в частности физике атмосферы и геофизике,содержатся в «Каноне Масуда», «Минералогии» Бируни, в «Книгезнания» Ибн Сины. «Оптика» Ибн аль-Хайсама была широко известнав Западной Европе. Большие успехи были достигнуты в медицине. «Канонврачебной науки» Ибн Сины долго был основным руководством в медицинскойпрактике как на средневековом Востоке, так и в Западной Европе. Среди сочиненийБируни имеется трактат по фармакологии. Известен свод медицинских знаний ар-Рази(864-925). Разрабатывались вопросы хирургии, офтальмологии, терапии,психиатрии. Некоторое развитие получили химия и ботаника.
4. География
арабскийкультура цивилизация ислам
По обилиюгеографических сведений, разнообразию жанров и количеству произведений арабскойгеографии литература не имеет аналогии в средневековой географии. Арабскиегеографы и путешественники оставили описание всего мусульманского Востока, атакже ряда стран, в том числе Европы, Сев. и Центр. Африки, побережья Вост.Африки и Азии вплоть до Кореи, островов Малайского архипелага. Их трудыявляются важнейшим, а иногда единственным свидетельством о многих народахсредневековья. Характерным для арабской географической науки является то, что всвоих теоретических построениях она исходила, вопреки накопленным ею реальнымсведениям о географии Земли, из птолемеевской картины мира и его географическойтеории. Картографический материал обычно воспроизводил карты Птолемея илисхематические карты, восходившие к древнеиранским прототипам. Географическиепредставления доисламских арабов отражены в древней поэзии и Коране. Появлениена рубеже 8-9 вв. переводов и обработок астрономо-географических трудовантичных авторов, особенно Птолемея, положило начало арабской научнойгеографии, применявшей расчётные правила и таблицы сферической астрономии.Высшим достижением этой отрасли арабской географии наряду с трудами Баттани иХорезми являются астрономо-географические и геодезические сочинения Бируни. В 9в. появились и первые образцы описательной географии [сочинения Ибн Хордадбеха(около 820 — около 912/913), Кудамы ибн Джафара (1-я половина 10 в.), аль-Якуби(умер 897 или 905)], а также рассказы о путешествиях, содержащие фантастическиеи реальные сведения о странах и народах за предлами Халифата (сборник Абу Зайдаас-Сирафи, начало 10 в.; соч. Бузурга ибн Шахрияра и др.). Жанр описанияпутешествий развивался и в последующем (записки Ибн Фадлана, 10 в., Абу Дулафа,10 в.; дневники путешествий Абу Хамида аль-Гарнати, умер 1170, Ибн Джубайра,умер 1217, и Ибн Баттуты, 1304-1377, описание путешествия в Россию патриархаМакария Антиохийского и др.). Расцвет арабской географической литературы падаетна 10 в. Особенно значительными были труды представителей классической школыарабской географии, посвященные описанию торговых путей и областеймусульманского мира и содержащие богатейший географический иисторико-культурный материал (труды аль-Истахри, Ибн Хаукаля, 10 в., аль-Мукаддаси,946/947 — около 1000). в 11-14 вв. возникли жанры географических словарей иобщих описаний Вселенной — космографии, суммировавшие накопленный ранеегеографический материал (словари Якута, 1179-1229, аль-Бакри, умер 1094,космографии аль-Казвини, умер 1283, ад-Димашки, умер 1327, Абу-ль-Фиды). ВЕвропе наибольшую известность получил алъ-Идриси (1100-1165 или 1161). Егосочинения с 70 картами считалось лучшим географическим трактатом в средниевека. Помимо описания мусульманского Востока, оно содержит разнообразныесведения о странах и народах Зап. и Вост. Европы. Последующее развитиегеографии шло преимущественно по линии создания обширных компиляций, особеннокосмографий и историко-топографических описаний отдельных городов и стран(например, сочинения аль-Макризи). Большую ценность представляют географическиеразделы в сочинениях ан-Нувайри, аль-Умари, аль-Калькашанди и др. Крупнымвкладом в арабскую географическую науку явились труды лоцмана Васко да Гамы — ИбнМаджида (15 в.) и аль-Мехри (16 в.), обобщившие теорию и многовековую практикуарабского мореплавания.
5. Философия
Основным содержаниемистории средневековой арабской философии явилась борьба восточных перипатетиков, исходившихиз эллинистического наследия, и сторонников религиозно-идеалистических учений.Предыстория возникновения на арабском Востоке собственно философской мыслиотносится ко 2-й половине 8 в. и связана с мутазилитами, раннимипредставителями рационального богословия (калама), которые, начав с обсуждениявопросов о божественных атрибутах и свободе воли, кончили разработкойконцепций, не только выходивших за рамки религиозной проблематики, но иподрывавших веру в некоторые основные догматы ислама. Так, последовательнопроводя идею монотеизма, мутазилиты отвергали наличие у бога положительныхатрибутов, дополняющих его сущность; отрицая же в нём, в частности, атрибутречи, они отвергали представление об извечности Корана и на этом основанииделали вывод о допустимости его аллегорического толкования. Мутазилитыразвивали концепцию разума как единственного мерила истины и положение онеспособности творца изменять естественный порядок вещей. В среде мутазилитовбыла распространена идея атомарного строения мира. Т. о., они, с одной стороны,положили начало рациональной геологии, с другой — расчистили почву длязарождения чисто философского свободомыслия перипатетиков. В качестве реакциина идеи мутазилитов развивалась доктрина ашаритов (последователей аль-Ашари,873 или 874 — 935/936), направивших рациональную теологию в русло философскойзащиты догматов о божественном провидении и чуде (именно с этой доктриной частосвязывают термин «калам» и главным образом её представителей называютмутакаллимами). Согласно учению ашаритов, природа оказывалась нагромождениемничем не связанных между собой и ежемгновенно воссоздаваемых богом атомов и ихкачеств; в мире, утверждали они, нет причинно-следственных отношений, ибовсевышний способен в любой момент придать любому предмету любую форму и любоедвижение. В противовес как умозрениям теологов, так и учениям перипатетиковразвивался суфизм. Используя вместе с элементами мусульманского мировоззренияидеи гностицизма и неоплатонизма, суфии разработали учение о путях, ведущихчеловека через отречение от мирских страстей и богомыслие к созерцанию бога вмистической интуиции и конечному с ним слиянию. Вместе с тем на некоторыхэтапах своего развития суфийские идеи подвергались толкованиям в духенатуралистического пантеизма. Мистика суфиев, на первых порах подвергавшаясяпреследованиям со стороны ортодоксального духовенства, была узаконена аль-Газали(1059-1111) — крупнейшим представителем религиозно-идеалистической философии. Всвоей критике «еретических» и «противоверных» взглядовперипатетиков Газали отстаивал наряду с мистическим суфизмом положенияашаритов, отказываясь, однако, принять их атомистическую теорию. Одним извлиятельных представителей суфизма можно считать также Ибн аль-Араби (1165-1240). В основе восточного перипатетизма лежала философия Аристотеля,перешедшая к арабам при посредстве сирийских переводчиков, отчасти винтерпретации афинской и александрийской школ, а также другие античные учения,в частности политическая теория Платона. Толкования Аристотеля восточнымиперипатетиками открывали возможность для атеистических и дажематериалистических концепций. Так, положение о двойственной истине, в скрытомвиде содержавшееся уже в учении мутазилитов, предполагало аллегорическиетолкования догматов ислама. Основоположником восточного перипатетизма был аль-Кинди(около 800 — 879), который первым в арабской философии изложил содержаниеосновных трудов Аристотеля. Он же впервые представил (на основе восходящей кАлександру Афродизийскому классификации интеллектов) рациональное познание какприобщение разума индивида к универсальному, божеств, разуму. Деизм Кинди, егопредставление о боге как о безликой «отдалённой причине», развивалсяв рамках неоплатонической теории эманации аль-Фараби. Онтологические игносеологические идеи Фараби углубил и детализировал крупнейший мыслительсредневековья Ибн Сина, утверждавший вечность материи и независимость частныхявлений жизни от божественного провидения. В 12 в. центр философской мыслиперемещается на Запад мусульманского мира — в Испанию. Здесь в Андалусииразрабатывают сходные гуманистические темы Ибн Баджа, размышляющий оспособности человека посредством чисто интеллектуального совершенствования, безмистического озарения, достичь полного счастья и слиться с деятельным разумом,и Ибн Туфайль, в философской робинзонаде описывающий историю освоения ипознания природы человечеством, излагающий одновременно в аллегорической формеконцепцию двойственной истины. Однако своей вершины андалусская, а вместе с нейи вся средневековая арабская философия достигает в творчестве Ибн Рушда,отстаивавшего от нападок ашаритов и Газали идеи перипатетизма и создавшегосамостоятельное философское учение. Отвергая учение Ибн Сины о внедрении форм вматерию извне, Ибн Рушд выступил с тезисом об имманентности форм самой материи.Он отрицал также бессмертие индивидуальных душ, считая вечным лишь человеческийинтеллект, приобщающийся к деятельному божественному разуму, который воплощаетпредельную цель человеческого знания. Большую роль в истории средневековойфилософии сыграла разработка Ибн Рушдом концепции двойственной истины. Другимкрупным мыслителем арабского Запада был Ибн Хальдун, по праву считающийся однимиз основоположников философии истории. Арабская философия обрела вторую жизнь вЕвропе — в деятельности аверроистов (последователей Ибн Рушда) и других борцовпротив официальной идеологии католицизма.
 
6. Историческая наука
Арабская (арабоязычная)историография как самостоятельная дисциплина выделилась на рубеже 8-9 вв.Первые записи исторического содержания относятся к концу 7 в. Материалом дляранних памятников исторической литературы на арабском языке послужилиисторико-генеалогические предания арабских племён, полулегендарные сообщения одоисламских государствах в Южной Аравии и об арабских княжествах в Сирии(Гассаниды) и в Ираке (Лахмиды), а также религиозно-исторические предания овозникновении и распространении ислама, особенно о деятельности Мухаммеда и егосподвижников. Принятая в арабской историографии схема всемирной историисложилась под влиянием коранического представления о прошлом, как опоследовательном ряде пророческих миссий, и построений мусульманских генеалогови экзегетов 7-8 вв., связавших генеалогическое дерево арабов с библейской «таблицейнародов». Значительную роль в создании историографии сыграли развитиеастрономических знаний (установление хронологии всемирной истории) ииспользование материалов иранского историко-эпического предания (переводы «Книгицарей» сасанидского Ирана), а также апокрифических иудейско-христианскихпреданий. Средневековая арабская историография исходит из теологическогоистолкования хода всемирной истории как осуществления божественного замысла вотношении человеческого рода. В то же время она признаёт ответственностьчеловека за свои поступки и видит задачу историка в поучении историческимопытом. Идею о дидактической ценности истории, принятую большинствоммусульманских историков, особенно четко сформулировал Ибн Мискавайх (умер1030). Арабские историки не пошли дальше повествовательной истории, и толькоИбн Хальдун сделал попытку перейти к изложению исторических событий в ихпричинной связи, разработав оригинальное учение об общих законах развитиячеловеческого общества. Предшественниками профессиональных арабских историковбыли знатоки и собиратели родословий и устных племенных преданий. Эти материалыбыли систематизированы Мухаммедом аль-Кальби (умер 763), дополнены и записаныего сыном Хишамом (умер около 819). Кроме монументального свода генеалогийарабов Хишама аль-Кальби, аналогичные своды составили Муарриджас-Садуси (умер811), Сухайм ибн Хафс (умер 806), Мусаб аз-Зубайри (умер 851), Зубайр ибнБаккар (умер 870), Ибн Хазм (умер 1030), аль-Калькашанди (1355-1418) и др.Крупнейшей фигурой начального периода арабской историографии был Мухаммед аз-Зухри(умер 741/42), сочетавший собирание родословий и племенных преданий с интересомк политической истории Халифата. Ему принадлежит одна из первых записейпреданий о военных походах Мухаммеда (т. н. магази). Первое большоеисторическое сочинение на арабском языке (история древних пророков ижизнеописание Мухаммеда) Ибн Исхана (около 704-768 или 767) послужило образцомдля последующих сочинений на эту тему. Наиболее значительны труды аль-Вакиди(747-823), Ибн Сада (умер 845), поздние компиляции Ибн Сайд ан-Наса, Нураддинааль-Халаби и др. К ним примыкает популярная в средние века агиографическаялитература, большей частью фантастические рассказы о пророках и мусульманскихсвятых. Для 2-й половины 8 — середины 9 вв. характерно преобладаниеисторических трудов, посвященных отдельным событиям главным образом из историиарабских завоеваний и гражданских войн в Халифате 7 — начале 8 вв. [Абу Михнаф(умер 774), Абу Убайда (умер около 824) и особенно аль-Мадаини (умер околосередины 9 в.)]. Центром арабской историографии надолго стал Ирак. Со 2-йполовины 9 в. появляются сочинения, объединяющие накопленный материал в связноеисторическое повествование. Наиболее значительными были труды аль-Белазури(около 820 — около 892); Абу Ханифы ад-Динавери (умер около 895) и аль-Якуби повсеобщей истории, ставшей ведущим жанром историографии периода её расцвета (9 — 1-я половина 11 вв.). Составленные чаще в форме анналов, они содержали обзорвсемирной истории от сотворения мира, начальную историю мусульманской общины,описание арабских завоеваний и политическую историю Халифата (правлениединастий Омейядов и Аббасидов). Самое крупное сочинение этого жанра — многотомная «История пророков и царей» ат-Табари (838 или 839-923).Известность получили также всеобщая история аль-Масуди (умер 956 или 957), Хамзыаль-Исфахани (умер во 2-й половине 10 в.), Ибн Мискавайха, а позднее Ибналь-Асира (1160-1233 или 1234), Ибн Хальдуна и др. Историков 9-10 вв. отличаетширота кругозора, отражающая энциклопедический характер их интересов и знаний(особенно Якуби и Масуди, собравших материал по истории и культуре народов запределами мусульманских стран).
В связи с формированиемместного политического самосознания в государствах, сложившихся на территорииАббасидского халифата, в историографии со 2-й половины 10 в. преобладаютдинастийная и местная хроники, авторами которых становятся главным образомпридворные историографы (обычно чиновники-секретари, везиры и т.п.), а неисторики-учёные. Получили развитие биографические хроники, посвященные историисекретарей, везиров (например, аль-Ажахшийари, умер 943; Хилаль ас-Саби.969-1056), судей (Ваки аль-Кади, умер 918; аль-Кинди, умер 961; аль-Хушани,умер 971). Местную историографию представляют труды по истории отдельныхгородов, областей и провинций, например истории Мекки — аль-Азраки (умер около858), Багдада — Ибн Абу Тахира Тайфура (819/20 — 893), Египта — Ибн Абдаль-Хакама (около 798-871), мусульманской Испании — Абд аль-Малика ибн Хабиба(около 796-853). Особого внимания заслуживает историческая энциклопедияйеменского историка аль-Хамдани (умер во 2-й половине 10 в.), в которой собранысведения по генеалогии, истории, археологии, географии и литературе Юж. Аравии.В более позднее время в сочинениях такого рода главное внимание отведенобиографиям местных политических и религиозных деятелей и деятелей культуры,причём для многих из этих биографических сочинений характерно соединение анналовс политической биографией.
Таковы история Багдада- аль-Хатиба аль-Багдади (1002-71), Дамаска — аль-Каланиси (умер 1160) и ИбнАсакира (1105-1176), Халеба (Алеппо) — Ибн аль-Адима (1192-1262), Гранады — Ибналь-Хатиба (1313-1374). Одно из главных мест в арабской историографии занимаетсобственно биографическая литература: общие биографические словари Якута, ИбнХалликана (1211-1282) и ас-Сафади (1296/97 — 1363), своды биографий деятелей вобласти философии, медицины и естественных наук Ибн аль-Кифти (1172-1248) и ИбнАбу Усайби (1203-1270) и др. Исторические сочинения на арабском языке писали нетолько в арабских, но и в других странах мусульманского Востока, в том числе вИндии, Иране, Турции и в Вост. Африке. Эпоха турецкого господства (16 — начало20 вв.) представлена главным образом эпигонскими компиляциями по общей иместной истории, биографическим и историко-библиографическим сводами.Наибольшую ценность представляют история Андалусии аль-Маккари (1591/92 — 1632)и биографическое сочинение египетского историка аль-Хафаджи (умер 1659).
7. Литература
В первые века исламаискусство рифмовать становится в больших городах придворным ремеслом. Поэтывыступали и как литературоведы. В VIII--X вв. были записаны многие произведениядоисламской арабской устной поэзии. Так, в IX в. были составлены два сборника «Хамаса»(«Песни доблести»), в которые вошли стихотворения более 500староарабских поэтов. В X в. писателем, ученым, музыкантом Абу-ль-ФараджАль-Исфахани была составлена многотомная антология «Китаб ал-Агани» («Книгапесен»), включающая произведения и биографии поэтов, а также сведения окомпозиторах, исполнителях. Отношение арабов к поэтам, при всем их восхищениипоэзией, не было однозначным. Они верили, что вдохновение, помогающее писатьстихи, дается им от бесов, шайтанов: те подслушивают разговоры ангелов, а затемрассказывают о них жрецам и поэтам. Кроме того, арабов почти совсем неинтересовала конкретная личность поэта. Они считали, что о поэте следует знатьнемногое: велико ли было его дарование и сильна ли его способность кясновидению. Поэтому не обо всех великих поэтах Арабского Востока сохранилисьполные и достоверные сведения. Выдающимся поэтом был Абу Нувас (между 747--762-- между 813--815), виртуозно владеющий формой стиха. Для него были характерныирония и ветреность. он воспевал любовь, веселые пиры и подсмеивался над моднымтогда увлечением старыми стихами бедуинов. Абу ль-Атахия искал опору васкетизме и вере. Его перу принадлежат нравственные стихи о суетности всегоземного и несправедливости жизни. Отрешенность от мира давалась ему нелегко, обэтом свидетельствует его прозвище — «не знающий чувства меры». ЖизньАль-Мутанабби прошла в бесконечных скитаниях. Он был честолюбив и горд, и товосхвалял в своих стихах владык Сирии, Египта, Ирана, то ссорился с ними.Многие его стихи стали афоризмами, превратились в песни и пословицы. ТворчествоАбу-ль-Ала аль Маари (973--1057/58) из Сирии считают вершиной арабскойсредневековой поэзии, и великолепным итогом синтеза сложной и пестрой культурыарабо-мусульманской истории. Известно, что в четырехлетнем возрасте он перенесоспу и ослеп, однако это не помешало ему изучить Коран, богословие,мусульманские право, староарабские предания и современную поэзию. Он знал такжегреческую философию, математику, астрономию, в юности много путешествовал, и вего стихах чувствуется колоссальная эрудиция. Он был искателем истины исправедливости, и в его лирике есть несколько отчетливо доминирующих тем: тайнажизни и смерти, порочность человека и общества, присутствие в мире зла истрадания, что было, по его мнению, неизбежным законом бытия (книга лирики «Обязательностьнеобязательного», «Послание о прощении», «Послание обангелах»). В X--XV вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь мирсборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». В основе ихлежали переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний,действие которых было перенесено в арабскую придворную и городскую среду, атакже собственно арабские сказки. Это сказки про Али бабу, Аладдина,Синбада-морехода и др. Героями сказок были также принцессы, султаны, купцы,горожане. Излюбленным персонажем средневековой арабской литературы был — дерзкий и осторожный, лукавый и простодушный, хранитель чистой арабской речи. Непреходящуюмировую славу принесли Омару Хайяму (1048--1122), персидскому поэту, ученому, егостихи — философские, гедонические и вольнодумные рубаи. В средневековойарабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи самыместественным образом включались и в любовные повествования, и в медицинскиетрактаты, и в героические истории, и в философские и исторические произведения,и даже в официальные послания средневековых правителей. И вся арабскаялитература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и оборотыоттуда встречались повсеместно. Востоковеды считают, что расцвет арабскойпоэзии, литературы, да и культуры в целом приходится на VIII--IX вв.: в этотпериод быстро развивающийся арабский мир стоял во главе мировой цивилизации. СXII в. уровень культурной жизни снижается. Начинаются гонения на христиан ииудеев, что выражалось в их физическом истреблении, притесняется светскаякультура, усиливается давление на естественные науки. Обычной практикой сталопубличное сожжение книг. Основные научные достижения арабских деятелей науки икультуры относятся, таким образом, ко времени Раннего Средневековья.
8. Изобразительноеискусство
Спецификасредневекового искусства стран Арабского, как и всего Ближнего и СреднегоВостока очень сложна. Оно отражало живое содержание действительности, но, как ився культура средневековья, глубоко проникнутая религиозно-мистическиммировоззрением, делало это в условной, часто символической форме, выработав дляхудожественных произведений свой особый образный язык. Новаторство арабскойсредневековой литературы и вместе с тем ее жизненную основу характеризуетобращение к духовному миру человека, создание нравственных идеалов, имевшихобщечеловеческое значение. Большой образной силой проникнуто и изобразительноеискусство Арабского Востока. Однако как литература пользовалась по преимуществуусловной формой для воплощения своих образов, так и в изобразительном искусствежизненное содержание выражалось особым языком декоративного искусства. Условность«языка» средневекового изобразительного искусства у большинстванародов была связана с принципом декоративности, свойственным не только внешнимформам, но и самой структуре, образному строю художественного произведения.Богатство декоративной фантазии и мастерское ее претворение в прикладномискусстве, миниатюре и архитектуре составляют неотъемлемое и ценное качествозамечательных произведений художников той эпохи. В искусстве Арабского Востокадекоративность приобретала особенно яркие и своеобразные черты, став основойобразного строя живописи и породив богатейшее искусство узора, обладающегосложным орнаментальным ритмом и часто повышенной колористической звучностью. Втесных рамках средневекового мировоззрения художники Арабского Востока нашлисвой путь воплощения богатства окружавшей их жизни. Ритмом узора, его «ковровостью»,тонкой пластичностью орнаментальных форм, неповторимой гармонией ярких и чистыхкрасок они выражали большое эстетическое содержание. Образ человека не былисключен из поля внимания художников, хотя обращение к нему было ограничено,особенно в период усиления религиозных запретов. Изображения людей заполняютиллюстрации в рукописях и часто встречаются в узорах на предметах прикладногоискусства; известны также памятники монументальной живописи с многофигурнымисценами и скульптурные изобразительные рельефы. Однако и в таких произведенияхчеловеческий образ подчинен общему декоративному решению. Даже наделяя многимижизненными чертами фигуры людей, художники Арабского Востока трактовали ихплоскостно, условно. В прикладном искусстве фигурки людей чаще всего включены ворнамент, они теряют значение самостоятельного изображения, становясьнеотъемлемой частью узора. Орнамент — «музыка для глаз» — играеточень важную роль в средневековом искусстве народов Арабского Востока. Он визвестной мере компенсирует изобразительную ограниченность некоторых видовискусства и является одним из важных средств выражения художественногосодержания. Восходящая в своей основе к классическим античным мотивам арабеска,получившая распространение в странах средневекового Востока, явилась новымтипом орнаментальной композиции, позволившей художнику заполнять сложным,плетеным, подобно кружеву, узором плоскости любого очертания. Первоначально в арабескепреобладали растительные мотивы. Позднее получил распространение гирих —линейно-геометрический орнамент, построенный на сложном сочетаниимногоугольников и многолучевых звезд. В разработке арабески, применявшейся дляукрашения, как больших архитектурных плоскостей, так и различных бытовыхпредметов, мастера Арабского Востока достигли изумительной виртуозности, создавбесчисленное множество композиций, в которых всегда сочетаются два начала:логически-строгое математическое построение узора и большая одухотворяющая силахудожественной фантазии. К особенностям арабского средневекового искусстваотносится также широкое распространение эпиграфического орнамента — текстанадписей, органично включенных в декоративный узор. Отметим попутно, чторелигия всех искусств особенно поощряла каллиграфию: переписать текст из Коранасчиталось для мусу льманина праведным делом. Одна из основныхособенностей изобразительного искусства средневекового Арабского Востока, ( вотличие, например, от изобразительного искусства европейского Средневековья),состояла в том, что скульптура и живопись, как правило, носили чисто декоративныйхарактер и являлись орнаментальным дополнением архитектуры.
9. Архитектура
Общие для многихнародов Ближнего и Среднего Востока особенности архитектуры были связаны сприродно-климатическими условиями стран и возможностями строительной техники. Вархитектуре жилищ издавна были выработаны приемы планировки домов с внутреннимидворами и с защищенными от зноя террасами. Строительная техника породила особыеконструкции из глины, кирпича и камня. Зодчие того времени создалиразнообразные формы арок — подковообразных и особенно стрельчатых, изобрелисвои системы сводчатых перекрытий. Исключительного мастерства и художественнойвыразительности достигли они в кладке больших куполов, опирающихся на тромпы(конструктивную систему, возникшую еще в дофеодальный период). Средневековыеархитекторы Арабского Востока создали новые типы монументальных культовых исветских строений: вмещавшие тысячи молящихся мечети; минареты — башни, скоторых призывали верующих на молитву; медресе — здания мусульманских духовныхучилищ; караван-сараи и крытые рынки, отвечавшие размаху торговой деятельностигородов; дворцы правителей, укрепленные цитадели, крепостные стены с воротами ибашнями. Арабские зодчие, авторы многих шедевров средневекового искусства,большое внимание уделяли декоративным возможностям архитектуры. Поэтому однойиз характерных черт синтеза искусств в монументальном зодчестве является важнаяроль декоративных форм и особое значение орнамента, который то монохромнымкружевом, то красочным ковром покрывает стены и своды зданий. Широкоеприменение в архитектуре Арабского Востока получили сталактиты (мукарны) —декоративное заполнение сводов, ниш и карнизов в виде призматических фигурок снитеобразным вырезом, расположенных выступающими один над другим рядами.Возникли сталактиты из конструктивного приема — особой кладки кирпича длясоздания в углах помещений перехода от квадрата стен к кругу купола.
Типы архитектурныхсооружений отличались разнообразностью. Самыми знаковыми памятниками зодчестваявлялись: мечети, минареты, дворцы, медресе, каравансараи, мавзолеи (тюрбе) –гробницы, увенчанные куполом. К У11 веку сложился специфический тип колоннойарабской мечети (мусульманский храм). Внешний вид мечети напоминает крепость,окруженную глухими стенами, в которых пробиты входы без обозначения главноговхода. В отличие от христианского храма, в колонном зале мечети нет центральнойоси, которая бы направляла движение молящихся к святилищу. Наоборот, войдя взал мечети, нужно остановиться, чтобы охватить взглядом уходящие во все стороныряды опор, расположенные поперек движения к михрабу (богато украшенная ниша встене, обозначающая направление к Мекке). С древности рядом с мечетьювоздвигался минарет (высокая башня, с которой муэдзин – специальный служащийпри мечети – созывает мусульман на молитву). Минарет непосредственно примыкаетк мечети, реже располагается отдельно. Он объединяет мечеть с другимигородскими застройками, с пространством окружающего мира и с бесконечностьюнеба. В исламском мире создано множество оригинальных и непохожих между собойформ минаретов. Так, на Ближнем и Среднем Востоке доминировала круглая, слегкасужающаяся кверху форма минарета. Своеобразным силуэтом отличались минаретыосманской Турции, очень высокие, многогранные и многоярусные; с видунапоминающие остро отточенные гигантские карандаши, устремленные в бездонноенебо. Одним из самых прославленных памятников арабского зодчества стала Большаямечеть династии Омейядов, воздвигнутая в 705-715 гг. по приказу халифа Валида вДамаске (столица Сирии). Эта мечеть производила ошеломляющее впечатление насовременников изысканными и богатыми инкрустациями из мрамора; великолепнымимозаиками и позолотой капителей колонн. Стремление к замкнутости пространстваздания – одна из главных особенностей арабской средневековой архитектуры. Стеныархитектурных сооружений представляли собой преграду, скрывавшую то, что за нейнаходится. Тем самым смысл здания сосредотачивался внутри.
10. Музыка
Расцвет классической арабскоймузыки берет свое начало с конца У11 в. В эпоху Средневековьябогатая светская вокально-инструментальная арабская музыка оказала сильнейшеевоздействие на музыкальное искусство Испании и Португалии, на формированиенекоторых видов европейских музыкальных инструментов. К этому времени высокогоуровня развития достигает и арабскаямузыкальная наука. Традиционно классическая арабская музыканосит преимущественно вокальныйхарактер. Это объясняется необычной восприимчивостью арабов кпению, такой сильной, что у многих как говорится «улетала душа». Самыйпопулярный жанр в то время был вокально-инструментальныйансамбль, в котором ведущаяроль принадлежала певцу.

Вывод
В целом можно выделитьобщие особенности исламского типа культуры и искусства:
· религиозныйхарактер, строгий запрет на изображения Бога;
· новаторствоне свойственно, ибо, как правило, используются приемы и темыискусства завоеванных народов;
· отсутствиеединого стиля способствует развитию местных школ (турецкая,персидская, испано-арабская и т.д.);
· этомутипу культуры и искусства не характерен реализм, так как ислам запрещаетизображать живых существ.
Культура АрабскогоВостока, распространившись на огромную территорию оказала большое влияние нетолько на культуру, искусство и образ жизни многочисленных исламскихгосударств, но и на культуру тех народов, с которыми контактировала напротяжении всей своей многовековой истории. Средневековаякультура Арабского Востока на протяжении многихвеков была фактическим рубежом,разделявшим Европу и Азию. В то же время – это своеобразный мост между двумя мирами, религиями икультурами, где встречаются, чтобы уже никогда не расстаться – Восток и Запад.

Список литературы
1) Р.Г. Апресян, Б.А. Ботвинник и др… Культурология: учебникдля вузов; под ред. Б.А. Эренгросс. — М.: Издательство Оникс, 2007. — 480 с. — ISBN — 978-5-488-01034-5
2) Г.В. Гриненко.Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: — Питер, 2004. — 245 с. — ISBN — 978-5-456-01855-0
3)ВасильевЛ.С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов. – М., 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.