Реферат по предмету "Культура и искусство"


Архаические представления о внутреннем пространстве храмов Индии

Государственный университетпо землеустройству
Архитектурный факультет
Реферат
Архаические представленияо внутреннем пространстве храмов Индии
Работу выполнил студент группы 21а Латынин М.
Руководитель Ильвицкая С. В.

Содержание
1. Введение
2. Характерные черты индийской архитектуры
3. Общие положения индийскойархитектуры V – VIII вв
4. Основныезакономерности изменений архитектурных типов сооружений и применяемыхматериалов
5. Внутреннеепространство храмов. Росписи Аджанты
Заключение. Выводы
Библиография

1. Введение
Индия — государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. Истоки индийскойхудожественной культуры восходят возникшим на берегах рек Инд и Ганг древнейшимцивилизациям, которые послужили основой и для развития культуры.Археологические находки свидетельствуют о наличии в Индии человеческогообщества уже в период каменного века. В отложениях этой эпохи найдены каменныеорудия. Первые датированные остатки бронзовой культуры, найденные в долине рекиИнд, относятся к началу 3-го тысячелетия до нашей эры.
По важнейшимместам раскопок, проводившимся в нынешнем Пакистане, индийскую древнейшуюцивилизацию обычно называют хараппской культурой. Настоящего древнего именинарода, населявшего эти места, и названия его городов мы не узнаем до тех пор,пока не будут расшифрованы имеющиеся письмена или же пока не будет обнаруженокакое-либо сообщение об этом более позднего времени.
Собразованием в северных и центральных районах Индии мощного государства Гуптов(IV – VI вв.) искусство Индии рабовладельческой эпохи вступило в порупоследнего расцвета. Длительный период относительного мира, наступивший тогда вИндии, привел к развитию городов и расцвету придворной культуры. В правленииГуптов были достигнуты такие успехи в архитектуре, пластике и живописи, чтоэтот период обычно называют классическим периодом индийского искусства.Развернулось строительство дворцов, монастырей, храмов. Среди сохранившихсяпамятников – ранние наземные храмы, трактованные как божья обитель, в Санчи(храм V в.) и других местах. Ядро этих храмов, сложенных из тесаного камня,составляет кубическое святилище с внутренним помещением для божества и входнымпортиком. Каноническую завершенную форму получает в это время изображение Будды(статуи Будды из Сарнатха, песчаник; из Султанганджа, бронза; обе-5 в.) ФигураБудды школы Матхуры, начало которой относится к кушанскому периоду, с грубым ишироким крестьянским лицом, теперь, в период правления Гуптов, изменяется иприобретает отпечаток несколько отрешенный придворной утонченности.
Культурноенаследие эпохи Гуптов получило развитие в раннесредневековых феодальныхгосударствах Декана (Чалукьев, 6-12 века; Раштракутов, 8-10 века), юга(Паллавов, расцвет в 7в., существовало по 9 век.) и севера Индии (Харши,7век.). Еще продолжали строиться ступы, скальные храмы и монастыри, хотя под влияниемгосподственных идей индуизма традиционные формы этих сооружений наполнялисьновым содержанием. Отживал тип чайтья, а вихара из монастырского общежитияпревращалось, по существу, в храм. Около 6 века появились скальные брахманскиеи джайнские храмы, не отличавшиеся по своим формам от буддийских.
Наиболеезначительные скальные сооружения этого периода находятся в Аджанте и Эллоре.Аджанта прославилась главным образом стенными росписями буддийских монастырей(2 век до нашей эры -7 век нашей эры). Написанные на сюжеты буддийскихпреданий, они представляют, по существу, широкую картину общественной жизниИндии, создавая вместе с архитектурой и скульптурой праздничный декоративныйансамбль. Содержание росписей – эпизоды из жизни Будды и их джатак, то есть изистории о прежних существованиях Учителя. Часто они трактованы как сценыпридворной жизни: принцы проводят время в роскошных апартаментах, нежно обнимаясвоих жен, окруженные прислужниками, или же принимают гостей, выезжают на войнуили на охоту. Таким образом, здесь можно увидеть не только внутренние помещениядворца, но и сады и улицы города. Домашняя утварь, повозки на улицах, любопытныезрители, стоящие на балконах и у открытых окон, — все это изображено в росписяхАджанты. Они позволяют легко реконструировать городскую архитектуру, вбольшинстве случаев деревянную – ворота и дворцы, дома богатых горожан, — всето, что безвозвратно утеряно и от чего не осталось никаких вещественныхобразцов.
Храмовыекомплексы Эллоры (созданные между 6-10 вв.) известны своей скульптурой, вообщезанявшей с периода раннего средневековья господствующее место в убранствехрамов. На их стенах развернуты барельефные композиции с изображениямибуддийских и брахманских богов и мифологических героев. Сравнительно сканоническими фигурами Будды, для которых стали характерны застылость и сухостьформ, изображения брахманских богов – пластически сочные, исполненныенапряженной динамики. Величием образов и композиционной смелостью отличаютсярельефы и гигантский бюст трехликого Шивы Махадео в скальном храме на острове Элефанта(8век).
После эпохиГуптов в VI веке начинается новая фаза в развитии индийской культуры. Произведениякрупных масштабов, целые города памятники отличают эту эпоху: постройки соскульптурными украшениями в Махабалипураме, пещерные монастыри в Эллоре и наострове Элефанта, храмовые города Бхуванешвар и Кхаджурахо.
В 6-7 веках определились2 основных типа наземного храма: северный (индо-арийский) и южный(дравидийский). Для храмов южного типа характерно возвышающееся над святилищем– «шикхара» в виде ступенчатой пирамиды с ложным куполом, тогда как длясеверных – шикхара параболических очертаний с диском –«амалака» наверху.Принципы храмовой архитектуры южной Индии были заложены в храмах Махабалипурамаи Канчипурама. В Махабалипураме сохранились уникальные высеченные из валуновмонолитные храмы «ратхи» – прототипы святилища надвратной башни – «гопурам»южноиндийского храма, а также шедевр южноиндийской скульптуры – гигантскиймногофигурный барельеф «Нисхождение Ганга» (7век). Прежде всего упомянем здесьвырубленные из скалы пять ратх, названных по именам эпических героев и богов:ратха Аджуны, ратха Бхимы, ратха Дхармараджи, ратха Сахадевы и ратха Ганеши. Изэтой же скалы высечены и большие фигуры священных животных: слона, льва, быка,связанных с культом Шивы.
2. Характерные черты индийскойархитектуры
Вмонументальном зодчестве V-ХШ вв. основное внимание уделялось строительствухрамов и храмовых комплексов, посвященных преимущественно индуистским богам.
В период средневековьяИндия обогатила мировую сокровищницу зодчества такими произведениями, как сакральныепамятники Аджанты, Эллоры и Элефанта.
Местомнепрерывного эволюционного развития храмовой архитектуры до XIII в. оставалсякрайний юг, как оплот религии индуизма. Здесь можно проследить развитие храмовот простого объема святилища, предполагающего индивидуальную форму культовогообряда. Так, многочисленные монолитные ратхи — малые храмы (Ратха Драупади вкомплексе Мамаллапурам) представляли в камне архитектуру народного жилища, покрытогокровлей из мягкого материала — камыша, или храмы-скульптуры, украшенныепирамидально-ярусными, объемными
изображениями,которые стоят рядом с круглыми скульптурами слонов и др. Возведены также исложные формы крупного храмового комплекса.
На основанииисследования архитектурных памятников V-XIII вв., ученые заключили, чтораспространенным, на большей части Индии, строительным материалом было дерево,основной стеновой конструкцией — деревянный каркас, несущие сточено- балочныеконструкции были также выполнены из дерева.
В архитектурекультовых зданиях Индии наиболее ярко проявились тектонические различия. Здесьпреобладал скульптурный метод строительства храмов в отличие от Китая (гдеоснова — деревянный ордер и каркасная система), т.е. внимание строителей былососредоточено не на развитии конструкции и се работе, а на пластическойпереработке каменных форм. Техника скального и монолитного строительства взначительной мере обусловила этот скульптурный метод в архитектуре Индии, т.е. выразиластремление индийских мастеров к декоративности.
Деревянныеконструкции влияли на каменные постройки, но пассивно, будучи предметомширокого применения, но все же подражания. Воспроизведение деревянных форм вкамне не всегда соотносилось, не соответствовало конструктивной логикестроительства в различных материалах. В основном, деревянные конструкции идекор были источником декоративных сюжетов.
Такимобразом, основная черта монументальных построек древней Индии, котораяхарактеризует тектонику зданий это — иррационализм богатой, пластичной доизощренности формы внутреннего пространства в скальном строительстве, либо декоративноукрашенного внешнего облика монолитных храм-ратх (без внутреннего помещения),близких к созданию скульптурных произведений.
Характерныечерты индийской архитектуры:
1.Религиозная     мифологическаясимволика проявляется в каждом памятнике архитектуры.
2.Скульптура,    прежде всего рельеф (горельеф), занимают в индийском зодчестве первое место.Монументальные скульптуры из камня, хотя и выполнены в соответствии с религиознымипредставлениями, отражают жизнь человека во всех ее проявлениях (духовную,телесную, бытовую, воспевание красоты повседневного бытия, искусства любви).
Типичнымпримером является фасад храма Рамешвара в Эллоре. Здесь видно, как резьба,декоративная скульптура и рельефы до предела насыщают архитектуру фасада.Массивные циклопические колонны, организующие облик фасада, на одну третьскрыты за оградой, сплошь покрытой орнаментальной резьбой и рельефами. Видимаячасть каждой колонны разделена на несколько поясов: нижний — с горельефнымиизображениями, верхние — с орнаментом. Колонна увенчана пышной капителью в видебольшого сосуда со свисающими с четырех сторон геометризированнымирастительными формами. Наконец, по обеим сторонам видимой части колонны надобавочных подпорках расположены крупные скульптуры обнаженных полубогинь —традиционных якшини, окруженных спутниками-карликами. С левой и с правойстороны, на боковых простенках, примыкающих к фасаду, находятся огромные,величиной почти с колонну, рельефные фигуры богинь священных рек Джамны иГанга, по традиции изображенных па черепахе и крокодиле.
Интересноотметить что подлинный расцвет скульптуры средневековой Индии, происходящейименно в этот период связан с пещерным зодчеством, то есть с видом архитектуры,терявшим в это время свое господствующее значение. Имено этот вид,непосредственно восходивший. к древним традициям индийского искусства, по своейприроде органически соединял в синтетическом единстве скульптуру и архитектуру.Сам строительный процесс создания храма, высекаемого в скальном массиве,подобный труду ваятеля, должен был способствовать развитию скульптуры. Вистории искусства средневековой индии закономерность взаимосвязанного развитияпластики и архитектуры приводит к тому, что наиболее высокие ч замечательныедостижения скульптуры связаны не с выдающимися наземными архитектурнымиансамблями, относящимися к более позднему времени, а с лишенными перспективыдальнейшего развития пещерным зодчеством.
3.Общие положения индийскойархитектуры V – VIII вв.
Искусство,которое получило развитие во время правления этой династии, развивалось вплотьдо VII в., но влияние его заметно и в более поздних произведениях искусства иархитектуры.
В статуяхБудды уже в V в. выражены эстетические взгляды, основанные на философиибрахманизма, который спустя три века после падения Гуптов окончательно вытеснилбуддизм на всей территории Индии и трансформировался в индуизм.
Индуизм былокрашен философией буддизма и тесно связан с кастовым разделением общества ифеодальным строем. Будда вошел в пантеон индийских божеств как одно извоплощений Вишну.
Во временаправления Гуптов на севере Индии появились элементы феодальных отношений.Развитие науки и техники, ремесел, земледелия и торговли, а также объединениевсего севера страны способствовали расцвету культуры, а именно театра,литературы, архитектуры и всех видов изобразительного искусства.
В искусствеэтого периода видны связи с древними традициями, но уже проявились и новыечерты. От архитектуры того времени сохранилось очень мало памятников. Храмыбыли небольшими, но отличались изяществом и особой гармоничной соразмерностью всехэлементов и деталей оформления.
Примеромархитектуры Гуптов можно считать храм Парашура-мешвара в Бхубанешваре,возведенный в VIII в.
Архитектурапериода Гуптов имеет большое значение для всего дальнейшего развития индийскойархитектуры. Наряду с продолжением и развитием существовавших вранне-буддийские времена архитектурных типов, таких, как ступа и скальныехрамы, в тот период происходит быстрая эволюция наземного индуистского храма.Однако полное развитие они получили только теперь, в период Гуптов и ихпреемников.
Первоначальноэто был храм кубической формы с плоским покрытием, к которому в последствиидобавляется башенная надстройка. Форма целлы индуистского храма восходит кранне-буддийским сооружениям, прямоугольным в плане, расширенным за счетпримыкающей к целле мандапы (залы для собраний), а также других сооружений –выступающего портика ардхамандапы и антаралы (промежуточного помещения).
Два наиболеедревних храма-башни периода Гуптов – это храм Дашаватары и большой кирпичныйхрам-башня в Бхитаргаоне.
Храм вДеогархе, сложенный из искусно вытесанных каменных плит, стоит на квадратнойплатформе, к которой со всех сторон ведут небольшие лестницы. В центральнуючасть его, занимаемую целой, можно попасть только с одной стороны, на другихтрех сторонах вместо ворот с фигурными украшениями помещаются на том же уровнена наружной стене глубокие ниши (ложные входы). В них находятся тривеликолепных рельефа, изображающих сцены из жизни Вишну. Первоначально в храмеДеогарха с четырех сторон находились еще и вестибюли с четырьмя колоннами,которые соответствовали нынешним лестницам, ведущим к террасе, и превращалиплан храма-башни в крестообразный. Сама башня сохранилась лишь частично.Отдельные горизонтальные ступени сужались, переходя в слегка закругленнуюбашенную часть, причем вертикали преобладали над горизонталями. Создавая общеенаправление ввысь. Высота башни, очевидно, первоначально достигала 13 метров.Храм-башня в Деогархе был построен около 500 года н.э.
Примерно тожесамое можно сказать и о храме-башне в Бхитаргаоне. Он сложен из кирпича исохранился хуже. Самый древний сохранившийся буддийский храм-башня – этознаменитый храм в Бодх-Гае, сооруженный в 526 году. Здесь на террасевозвышается башня высотой в 51 метр в форме сужающейся кверху пирамиды. Этотхрам, построенный на месте просветления Будды, — одна из величайших святыньбуддизма.
7 и 8 века в историииндийского искусства являются переходной эпохой.
В это время традициипещерного зодчества, выработанные в предшествующие столетия и достигшиебольшого расцвета при Гуптах, переживают заключительный этап своего развития.
Древние представления опещерном храме как об уединенной убежище бога или мудреца, отрешенного от жизничеловеческого общества— отвечали сокровенному идеалу буддизма, особенно паранних стадиях его развития. В период вырождения буддийской религии и развитиябрахманского культа в Индии они окончательно потеряли свое значение.
Уже во время династииГуптов религиозно-аскетические тенденции в буддийском искусстве, в особенностив росписях пещерных храмов Аджанты, как бы подрывались изнутри получившимибольшое значение светскими мотивами, отражавшими возросшее влияние идеологиирабовладельческих городов. Теперь же, с развитием феодальных отношений,происходило укрепление жреческой ортодоксии, связанное с усилением роли кастыбрахманов. Увеличившееся влияние индуизма, усложнение его культа требовали формрелигиозного искусства, способных наилучшим образом воплотить егофантастический сверхчеловеческий характер. Для более могучего воздействия намассы религиозных идей, воплощенных в сложной системе индуистского пантеона,возможности. Заложенные в традиционных принципах пещерного зодчества, былинедостаточны. старые схемы тесны. Но так как традиция была еще настолько сильнаи образ храма словно рожденного в недрах самой природы, в такой степени близокрелигиозным представлениям индусов, а новые принципы наземного строительстваеще недостаточно развиты, то в этот переходный период пещерное строительствопродолжало еще играть немалую роль в развитии индийского искусства.
К этому периоду относитсясоздание последних памятников индийского пещерного зодчества: поздних пещерныххрамов Аджанты, пещерных и скальных храмов Элуры (Эллоры) и Мамаллапурама,храма на острове Элефанта н др. В них, и в особенности в Эллоре и на о.Элефанта, можно видеть изменения, в первую очередь в характере их оформления нплана. Изменения проявляются также в самом духе новых изображений, полныхдраматизма н космической символики и показанных в максимально впечатляющемдекоративно-зрелищном аспекте. Отсюда нарушения старых принципов впланировочных схемах, отсюда кризнсиые явления в пещерном зодчестве.
Если в поздних пещерныххрама Аджанты и в их оформлении начала 7 века старые традиции еще достаточносильны, то в Эллоре резкие изменения наблюдаются уже в поздних храмахбуддийского культа начала 8 века. Помимо буддийских храмов в Эллоре строилисьбрахманские и джайнский храмы. Наиболее интересны -брахманские. В развивалисьтенденции буддийских храмов в направлении усложнения плана, обогащенияскулыптурно-декоративиого оформления. Усложнение плана происходило за счет увеличениявнутреннего помещения, что нашло отражение в пещерных храмах Bceх трех культов.Например, в каждой группе можно найти образцы двух- или трехэтажных пещерныххрамов. Зато развитие оформления храмов проходило различные стадии, отчастисоответствовавшие сменявшим друг друга религиям.
В буддийской группеоформление носит довольно сдержанный характер, как показывает, например, обликфасада крупнейшего в Эллоре трехэтажного пещерного храма Тип-Тхал. Но подобнуюсуровую простоту можно было бы объяснить известной несоразмерностью междуогромным внутренним помещением, достигающим в среднем 30 м в глубину и 40 м вширину, и относительно бедным скульптурным оформлением, не заполнявшим всеархитектурные поверхности. В брахманских пещерных храмах, менее крупных поразмерам, скульптурно-декоративное оформление получает исключительное значение.Особое место занимают в иен горельефные композиции на религиозно-мифологическиесюжеты.
Рельефы составляютглавный идейно-художественный элемент оформления пещерных храмов 8 в. в Эллоре(а также храма на о. Элефанта) в не меньшей степени, чем стенные росписи вАджанте в предшествовавшие века. Но, в отличие от росписей, в рельефах Элуры неощущается прежней жанровой струи. Зато значительно сильнееотвлеченно-символический смысл, выраженный в героических деянияхсверхчеловеческих существ и богов. Мифические герои и основные действующие лицаизображаемых космических столкновений обычно взяты из брахманского эпоса илегенд и часто являются Различными воплощениями Шивы и Вишну. Образы их полныдраматизма и исполнены титанической силы.
Огромные горельефы,заполняющие плоскости стен становятся своего рода пластической основойпещерного храма. Заменив буддийские росписи, ранее украшавшие пещерные храмы,горельефные композиции сочетают общую монументальность образов со своеобразной«картинностью» и живописностью общего композиционного решения. Но, не обладаячисто повествовательной свободой живописных росписей, они концентрируют в одномизображении всю необычайность и максимальную драматичность показываемых деянийи подвигов богов и героев. Именно в скульптуре, в горельефной композиции, вбольшой мере чем в живописной, могло быть дано конкретное чувственно-наглядноеизображение сверхчеловеческих существ, полных мощи и зримо воплощающих брахманскуюкосмическую символику. Титанизм этих скульптурных изваяний при фантастическомпещерном освещении получает особую импозантность в обладает очень большой силойвоздействия. Кажется, что сами скалы наполнилась пульсирующей жизнью, котораявоплотилась в напряженной скульптурной пластике изваянных фигур, обступающихчеловека со всех сторон. Подобное господство скульптуры в декоративномоформлении глубоко отражается на характере архитектуры позднего пещерногохрама.
4. Основныезакономерности изменений архитектурных типов сооружений и применяемыхматериалов
Наиболеедревний строительный материал в Индии – дерево различных пород (тик, сал, кедр,красное дерево, черное дерево, бабур, сандаловое дерево, дуб, сосна, пальма идр.), а также многие виды бамбука широко использовались в строительстве в соответствиис их прочностью, весом, влагоустойчивостью, гибкостью, декоративнымивозможностями. Позднее к основным строительным материалам относятся такжекамень и глина, обожженный кирпич, раньше популярным был бамбук, из которогосооружались типичные для индийской архитектуры круглые постройки, их формывоссоздавались позднее в других материалах. Под влиянием сооружения из бамбукав Индии, как и в Китае, некоторые архитектурные формы принимали своеобразныйхарактер (углы крыши приподняты, крыша -слегка прогнута).
На основетрадиционных материалов были разработаны различные стоечно-балочные системы икаркасные арочные конструкции зданий.
Встроительстве из кирпича и камня выражена отличительная черта индийской архитектуры- почти полное отсутствие клинчатых арок и сводов. Основное место в конструктивныхрешениях заняли стоечно-балочные системы и ложные своды и арки, уложенныегоризонтальными рядами, при помощи постепенного напуска. Замковые арки и своды появилисьв основном ХУ-ХУИ вв.
Внутреннеепространство храмов
Одним изсамых замечательных произведений скульптуры периода Гуптов является знаменитоемонументальное горельефное изображение трехликого Шивы Махешвара (8 в.),находящееся в пещерном храме на острове Элефанта близ Бомбея. Расположенный всумеречной глубине храма, словно выплывающий из мрака глубокой пиши, окруженныйогромными рельефными композициями гигантский трехголовый бюст поражает своиминечеловеческими масштабами (высота примерно 6 м), пластической мощью, с которойвыражено величие его образа.
Три головыШивы (Тримурти) соответствуют трем его основным проявлениям (центральная — Шивысозидающего, левая -Шивы разрушающего, правая-Шивы охраняющего) выражающаясложную и противоречивую сущность Божества. И если боковые головывоспринимаюьмя лишь в профиль, то центральная голова может быть увидена сразличных точек зрения — и в фас и в профиль, и в три четверти.
Одним изчастых сюжетов индийской скульптуры являются деяния Шивы и его супруги Парватив их многочисленных воплощениях-«аватарах». В Брахманских пещерных храмахЭлефанты, Эллоры, Мамаллапурама в основном преобладают монументальные рельефы сизображенном Шивы-Бхайрава (то есть разрушителя), Шивы-Натараджи (то есть «Царятанца», своим космическим танцем создающего мир из хаоса), борьбы Шивы сдемоном Раваной и т. д.
Классическийобразец рельефного изображения Шивы-разрушителя расположен в пещерном храмеЭлефанты. Восьмирукий Шива изображен в движении, его корпус наклонен вперед, онкак бы наступает на невидимого зрителю врага. Выражение его лица гневно крутоизогнутые брови подчеркивают напряженное выражение широко открытых выпуклыхглаз, резкий очерк полуоткрытого рта характеризует эмоциональное состояниебога, яростно размахивающего своими смертоносными атрибутами. Пластическаяформа, в которой воплощен этот образ, отчасти еще связана с традициямиклассической индийской скульптуры эпохи Гуптов: мягкость и округлость контурови лепки форм, тонкая, несколько обобщенная моделировка лица и всей фигуры, в которойтолько многорукость обличает сверхчеловеческое существо образа.
Пластическоерешение деталей фигуры Шивы отличается большой жизненной правдивостью.Моделировка торса, например плеч ч груди, несомненно, является результатомнепосредственного наблюдения человеческого тела.
С особойтеплотой передан полный обаяния женственности образ Парвати в рельефе «СвадьбаШивы и Парвати». В нем мягкая и пластичная моделировка замечательно гармонируетс задумчивым обликом счастливой Парвати.
Силавыражения специфических черт раннесредневековой скульптуры достигает своегопредела в Элуре. Рельефные композиции, находящиеся в пещерных храмах ДасАватара, Рамешвара и др., а также украшающие скальный храм Кайласанатха, яркораскрывают разнообразные возможности, заключенные в новом пластическом языке.Но они также свидетельствуют о противоречивости этого искусства, проистекающейот брахманских религиозных условностей и канонизации.
В рельефепещерного храма Дас Аватара изображен Шива в устрашающем воплощении—с львинойголовой, собирающийся наказать царя Хирапья, смеющегося над могуществом богов.Замечательна острота показанного момента, когда Шива кладет одну руку на плечоХиранья, другой схватив его у запястья, а остальными замахивается, в то времякак царь еще сохраняет застывшую на лице улыбку. Выразительность композицииусиливается напряженностью и динамичностью передачи движения. Высокий рельефпочти переходит в круглую скульптуру, что еще больше усиливает впечатляющуюигру света и тени. Сцена полна движения, подчеркнутого различными положениямимногочисленных рук Шивы, словно показывающих разные «фазы» их угрожающегодвижения. Беспокойному характеру композиции способствует также неустойчивостьнесколько танцевальных поз обеих фигур. В целом по сравнению с эмоциональной сдержанностьюи большей уравновешенностью движении в рельефах Мамаллапурама и Элефанты здесьпоражают неизвестная прежде драматичность и страстный порыв. Еще более могучееи оригинальное претворение получили эти части в грандиозном рельефе «Равана,пытающийся свергнуть гору Кайлас, иллюстрирующем эпизод «Рамаявы», посвященныйборьбе злого демона Раванны против Рамы в тот момент, когда Равана пытаетсясокрушить священную гору.
Сооружение в8 в. в Эллоре. среди брахманских пещерных храпов, крупнейшего наземногоскального храма Кайласанатха указывало на новые тенденции в дальнейшем развитиииндийской архитектуры. Храм Кайласанатха в Эллоре как и созданные за столетиедо него ратхи храмового комплекса в Мамаллапураме на юге Индии, представляютсобой, по существу отказ от основных принципов пещерного зодчества. Эти зданияявляются наземными сооружениями, выполненными теми же приемами, что и пещерныехрамы. Несмотря на то, что в них можно найти целый ряд признаков, характерныхдля пещерного зодчества, самый факт их появления уже говорит о новой этапе вразвитии средневековой архитектуры Индии. Это этап окончательного перехода кстроительству из камня и кирпича. В дальнейшем монументальное скальное ипещерное зодчество теряет свое прежнее значение что подтверждаеотся чертамиупадка в джайнских храмах Элуры.
Апсары,небесные феи из свиты Индры, встречают на небе Будду. В руках одной из фейизящный музыкальный инструмент, напоминающий цимбалы. Ее одежды украшенысверкающими драгоценностями, чудесно переливающимися на темном фоне. Апсара всяпринадлежит воздушной стихии. Ее массивное ожерелье и подвески отклоненывправо, гармонируя с ритмом движения всей композиции. Продолговатое лицо,миндалевидные глаза, маленький чувственный рот, мягкий изгиб рук и свобода вовсех ее движениях заставляют зрителя верить в неземное происхождение апсары.

Заключение.Выводы
Индия внесла огромный вклад в сокровищницумирового искусства, сыграв важную роль в культурном развитии других народов,особенно стран Юго-Восточной и Центральной Азии.
Колонизация страны отрицательным образомсказалась на искусстве, как и на других областях культуры, особенно заметно этопроявилось в отношении архитектуры больших форм и монументальной скульптуры.
Красота камнябыла гораздо менее важна в сравнении с творением художника. Тем не менее, неследует считать, что изобилие резьбы в индуистских храмах было слишком буйным,хаотичным и произвольным. Все изгибы линий или фигуры располагались продуманнои точно, подчиняясь символике и предназначению, в западном же мире резьбойукрашались только определенные элементы религиозной архитектуры.
Резкоконтрастирующим с декоративным и богато украшенным внешним видом индуистскогохрама было простое, строгое, мрачное святилище. У порога заканчивались всеукрашения, и в дверном проеме, как в пространственной рамке, стоял идол, ничтоне отвлекало взгляда и внимания, и все чувства верующего были сосредоточены нанем. Его власть была так сильна, а красота так божественна, что не былонеобходимости украшать его. Тем не менее, часто щедрые посетители дарилибожеству дорогие ювелирные украшения или богатую шелковую одежду.
В историиИндии можно выделить три довольно продолжительных периода. Классический период– с 400 г. до н.э. до 7-8 веков н.э.; средневековый – с 7 до 12 века н.э. ипериод Султаната с 12 века до периода британского господства. Во время первогоиз трех периодов возникли два основных стиля в храмовом строительстве: стильНагара или столичный (фешенебельный) стиль характерен для севера, а стильДравида – для юга Индии.
Оба стиляосновывались на одних и тех же архитектурных текстах. В то время как стильНагара был весьма разнообразен из-за его распространения на огромнойтерритории, что подразумевало неизбежные региональные модификации, а частыевторжения захватчиков сопровождались разрушением и восстановлением построек,стиль Дравида обладал большей преемственностью. Построенные в соответствии сэтой традицией храмы распространены на меньшей территории, по сравнению ссевером, и географически были лучше защищены от внешних факторов, они кажутсяболее цельными, единообразными и характерно выдержанными, чем родственные имхрамы Нагара.
Ранние храмыобоих стилей являлись по сути перестроенными и переделанными деревяннымисооружениями, существовавшими ранее.

Библиография
1. С.В. ИльвицкаяАрхитектура мировых конфессий. Страны востока. Кишенёв. 2006
2. С.И. Тюляев ИскусствоИндии III тыс. до Н.э.- VII в. Н. э. Москва. 1988
3. С. О. Ермакова Тадж-Махали Сокровища Индии. Москва. 2006
4. И.О. Галеркина, Ф.Л. БогдановИскусство Индии. 1963


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.