Доклад
Анализ картины «Юдифь»
Английскийискусствовед Роберт Камминг привёл 6 ключей умения смотреть и видеть.
И с ихпомощью я хотела бы сделать анализ картины «Юдифь» Джорджо Барбарелли даКастельфранко, более известного как Джорджоне.
Во-первых,необходимо знание сюжета, а то как мы поймём, что хотел передать художник?
Юдифь (ивр. יהודית,Йехуди́т, женск. вариант имени Иехуда)— персонаж ветхозаветной второканонической «Книги Юдифи», еврейская вдова,спасшая свой родной город от нашествия ассирийцев.Легенда: Иудеювторглась огромная армия Навуходоносора под командованием полководца Олоферна.Вавилоняне осадили город Ветилуя (Бетулия), в котором жила целомудренная ибогобоязненная молодая вдова Юдифь. Надежды для горожан не было никакой. Надевкрасивые одежды и взяв с собой служанку, она отправилась в стан врага и сделалатак, что Олоферн проникся к ней доверием. Когда в один из вечеров он засыпаетпьяным, она отрезает ему голову и возвращается в родной город. Вражеская армия,оказавшись без начальника, в панике разбегается. Юдифь вернулась к своейпрежней жизни и до конца соблюдала безбрачие.
Следующимшагом анализа картины будет знание символов.
1)Цвет.
Первымотличительным моментом, который приковывает к себе взгляды,- ярко-красноеплатье героини. Красный- цвет крови и пламени, он появляется в ситуациях,требующим мобилизации сил, оказывает возбуждающее действие. Активность,опасность, жар, любовь связывают именно с красным цветом.
Что итребовалось доказать. Юдифь убила врага, совершила грех во имя спасения своегонарода.
Синий-цветпокоя. За спиной женщины видны горы. Значит, покой уже близко. Враг отступает.
Зелёный жецвет символизирует саму жизнь. Рядом с горами виднеется молодая зелёнаятрава-знак новой, светлой жизни. А под ногами уже старые, зелёные кусты,готовые вот-вот завять.
Хотелось быобратить особое внимание на положение фигуры самой героини.
Лицоспокойно, не выражает никаких чувств, хотя хрупкая женщина только что убилачеловека! Из библейского повествования следует, что Юдифь испытываетудовольствие, совершая этот поступок. Она не приносит себя в жертву, а, скорее,утверждает свое величие. А руки…В одной из них Юдифь держит огромный меч. И ейсовсем не тяжело. Почемулевой полуобнаженной ногой Юдифь едва касается отрубленной головы Олоферна?Хорошие герои передвигаются на сильных, крепких ногах, служащих им хорошейопорой.
Зато какизящно её платье и как аккуратно сделана причёска! Волосы-символ красоты,жизненной силы.
2)Пространствокартины.
Можнорассмотреть разделение территории на 3 линии: земли, неба и среднюю зону, в которойпроисходят все изображаемые события.
На коричневойземле лежит голова убитого Олоферна. Земля – это и грязь, и телесное начало, иисточник жизни, и опора.
В небеснойзоне обитают Боги и ангелы, душы праведников. Но на картине небо изображеносерым, без солнечного света.
3)Время.
Понятиявремени и пространства тесно связаны друг с другом.
Голова иглаза Олоферна направлены в левую сторону, то есть в прошлое, которое былозаполнено злом. У Юдифи же голова слегка наклонена в правую сторону. Онапобедила врага, оказалась сильнее. Однако глаза опущены. Буд-то она испытываетчувство стыда.
Подводя итогвсему вышесказанному, расскажу своё личное восприятие.
Картина вызываету меня странное ощущение. Образ Юдифи в одноименной картине Джорджоне кажетсяискусственным, загадочным. Но в то же время удивительно видеть спокойствиемолодой женщины, беспощадно убившей врага.