Реферат по предмету "Культура и искусство"


Анализ картины "Озеро горных духов" Г.И. Гуркина

Содержание
Введение
1. Творчество Г.И.Гуркина
2. Анализ картины
3. Живописная манера художника
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Москва, 1926 год. В одном извыставочных залов торжественно и празднично. Здесь экспонируются работыхудожников молодого в те годы объединения с названием АХРР (Ассоциацияхудожников революционной России). На выставке присутствует нарком просвещенияАнатолий Васильевич Луначарский. Много здесь и гостей. На стенах картины хорошознакомых столичной публике мастеров. Но, оказывается, есть здесь инеожиданности. Об одном из таких открытий А. В. Луначарский писал в предисловиик каталогу 8-й выставки АХРР: «Отмечу еще замечательные по тонкостиживописи, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи Чороса-Гуркина, ойротскогохудожника с Алтая. Как забралась на Алтай такая утонченная техника, я уж незнаю».
Так алтайский художник, известный досих пор только в Сибири, получил свое второе рождение.
В 1926 году в жизни художникапроисходят знаменательные события: он участвует в двух московских выставках.Кроме отзыва А. В. Луначарского, о выставке алтайского художника было многостатей в столичных газетах и журналах. Критика единодушно отмечала, чтонаиболее ярко и полно Сибирь была представлена в произведениях Г. И. Гуркина. Вгазете «Известия» по этому поводу сообщалось:
«Наиболее полно задачи выставкивыполняет известный изобразитель Сибири Г. И. Гуркин… Гуркин Г. И.представляет собой редкий образец художника-общественника, посвятившего всюсвою деятельность родному краю. Изъездив все сибирские окраины, вплоть доМонголии, в обстановке почти первобытных условий существования и передвижения,Г. И. Гуркин создал почти исчерпывающую галерею многообразнейшего сибирскоголандшафта и быта...»
Цель данной работы – сделать анализкартины Г.И.Гуркина.
1.Творчество Г.И.Гуркина
Путь в искусство у Григория ИвановичаГуркина, алтайца из рода чорос, был не совсем обычным. Только в 27 лет попал онв специальное учебное заведение — Петербургскую Академию художеств. По тем временамэто было исключением, так как учеников в Академию зачисляли с определеннымобщеобразовательным уровнем, которого Г. И. Гуркин не имел.
Период с 1905 по 1907 год можно поправу назвать временем зрелости и признания.
За десятилетие (1905-1915) Гуркиным былисозданы такие значительные произведения, как Катунь весной (1903), Озеро в Лаже(1907), Хан-Алтай (1907), Река Ядыгем (1909), Каракол (1909), Ледоход (1909),Алтай. Горная долина (1909), Корона Катуни (1910), Озеро горных духов (1910) идругие.
Начав свой творческий путь как ученикИ. И. Шишкина и А. А. Киселева, алтайский художник от изображения конкретнойнатуры в ранних работах переходит к созданию большой композиционной картины спередачей характера алтайского пейзажа. В лучших своих работах он стремится ксозданию собирательного образа величавой природы Алтая.
К другой, стержневой в его эволюциикартине Озер горных духов Гуркин шел через длинный ряд работ, связанных общиммотивом. Мотив этот — реки и озера, сбросившие оковы льда. Одной из первых повремени исполнения в этом ряду стоит картина Озеро Лаже с ее яснойумиротворенностью и величавостью Низко нависшие облака и свинцовые, доходящиеместами до черноты воды другого озера создают образ сурового, безлюдного края(Горное озеро, Каракольское озеро).
Параллельно с пейзажными художникработает и в других жанрах.
Последний период жизни и творчестваГуркина (1917-1937) связан с бурными событиями революции, гражданской войны иустановления Советской власти в Сибири.
В 1926 году в жизни художника происходятзнаменательные события: он участвует в двух московских выставках.
Творческий путь художника в 20-30-егоды тесно связан с социалистической новью Алтая.
Знать свой край и народ, показатьприроду и жизнь алтайцев было основной задачей Г. И. Гуркина. Все это сближаетего с другими выходцами из среды малых народов.
Появление таких личностей, как К.Хетагуров, Ч. Валиханов, Г. Гуркин, было явлением закономерным в моментприобщения национальных окраин к великой русской культуре. Стремлениеталантливых представителей далекой провинции к овладению научным познанием изаконами в самых различных сферах культуры стало особенно характерным для XIXвека.
Имя Гуркина мы можем назвать вслед заВаснецовым, Переплетчиковым, Дмитриевым-Уральским, Вучичевичем-Сибирским — художниками,расширившими содержание русского реалистического пейзажа освоением тем Урала иСибири.
Творческий метод Г. И. Гуркинаэволюционировал. Начав путь как ученик И. И. Шишкина, уже к 1907 году оннаходит свои темы, свой стиль в искусстве. С течением времени его все болеезахватывает уверенность в гармоничности мироздания. В его полотнах нет, бурных,рассчитанных на эффектность сцен, необычных коллизий. Художник изображаетпостоянные и характерные состояния алтайской природы. В своих лучших работах (Озерогорных духов, Ледоход, Каракол, Корона Катуни, Кочевье в горах, Хан-Алтай)Гуркин создал классически ясный образ высокогорного Алтая, стал в искусствеСибири зачинателем эпического пейзажа.
2.Анализ картины
К другой известной и широко почитаемойв Сибири еще в дореволюционное время картине «Озеро горных духов»Гуркин шел через длинный ряд работ. Один из первых по времени создания в этомряду — пейзаж «Озеро в Лаже» (1907) с его ясной умиротворенностью.Затем можно назвать серию полотен, изображающих одно и то же озеро Каракол, нос разными названиями: «Ледоход» (1909) из Томского музея — большое,решенное в традициях академической живописи полотно; «Озеро Каракол»(1915) — меньшего формата из Барнаула. Интересен в этом ряду образ величавогои всегда несколько сурового Телецкого озера, воспетого художником. Завершениемсерии, творческим взлетом Гуркина явилось его полотно «Озеро горныхдухов».
Картина «Озеро горных духов»(алтайское название «Дены-дер») стала еще при жизни художника широкоизвестной. Смысловое толкование народного понятия «Озера горныхдухов» дал в каталоге выставки 1910 года сам автор словами:
«Любимое место горных духов, кударедко может проникнуть человек, а потому оно чистое, неоскверненное: поверованию алтайцев, таковыми могут быть только алтайские озера, окруженныевысокими скалами с вечным спутником — снегом, льдом и туманами».
Мысль о первозданности высокогорнойалтайской природы высказывал и барнаульский поэт И. И. Тачалов:
«Там природа удивляет своейопрятностью. Тут все чисто и непорочно. Перед таким пейзажем останавливаешься сблагоговением, точно перед иконой, и наслаждаешься равновесием, котороеустанавливается в душе».
Подтверждение мысли об особомвпечатлении, вызываемом картиной «Озеро горных духов», находим мы и всловах Г. Н. Потанина, который считает чувство, вызываемое картиной, близким к«душевному равновесию». И тут же в статье, развивая мысль обобожествлении и одухотворении природы у многих восточных народов, ученый даетистолкование самому понятию «дены-дер», которые помогают проникнуть взамысел художника:
«Алтайцы различают дены-дер иалыс-дер. Алые — мифическое место, где вечно царит мучительный полумрак, гденикогда не бывает солнца; там обитают злые духи, там любимое место злого Эрлика.В противоположность алысу местность дены представляется чистою, неоскверненною.Журналист А. В. Адрианов писал, что в этой картине художник ближе всего подошелк своему желанию „представить голубой Алтай в том виде, как он и как егопонимают алтайцы. Ведь они его представляют живым, говорящим и смотрящим“.
Ныне существует другая трактовкакартины „Дены-дер“. Она исходит из мнения, что художник отобразил всвоем полотне местность, связанную у алтайцев с обитанием злых духов. Этаверсия подсказала рассказом И. А. Ефремова „Озеро горных духов“.
В нем повествуется о художнике пофамилии Чоросов и упоминается о картине „Озеро горных духов“. Историюсоздания картины писатель связывает с таинственными событиями, якобыпроисходившими у этого озера. И объясняет их далее воздействием ртутных паровна путешественников, проникавших в эту местность. И. А. Ефремов познакомился сГуркиным в 1930-е годы во время своего путешествия по Алтаю.
От картины Гуркина он также вынесвпечатление, совпадающее с мнением И. И. Тачалова и Г. Н. Потанина. Ефремовпишет, что от всей картины веяло отрешенностью и холодной сверкающей чистотой.Художнику удалось создать здесь сказочно прекрасный, таинственный в своейнеизведанности, но не фантастический, а реальный образ высокогорного Алтая.Гуркин показывает своим полотном, что величавая природа Алтая способна внушатьблагоговение и достойна почитания, с которым издавна относились к ней алтайцы.
Художнику удалось создать здесьвеличавый, таинственный и в то же время реальный образ природы высокогорногоАлтая.
Остановимся на одном из лучших, на нашвзгляд, вариантов картины, находящемся ныне в Алтайском музее (Барнаул).
Живописец мастерски передал весеннеесостояние природы высоко в горах с ее чистотой, ясностью и умиротворенностью.
Линия горизонта проходит ниже среднейлинии картины, что придает изображенному монументальность и устойчивость.Лежащее на переднем плане справа дерево, выступающие из воды слева камни икедры уравновешивают композицию. Композиция решена удивительно удачно, в нейнет ничего лишнего.
Колористическая гамма картины выдержанав благородных серовато-голубых и жемчужных тонах, что особенно подчеркиваетстрогость природы Горного Алтая. Даже иные по своей природе желто-коричневые,охристые цвета первого плана приглушены настолько, что приобретают серыйхолодный отлив. Богатые оттенки холодного серого цвета создают впечатлениецельности, лирической сдержанности и величавого покоя. Характерна для Гуркина иживописная техника этого произведения — легкие, мелкие мазки с тонкимипереходами из одного в другой, с применением лессировок, удачно передающихпрозрачность воздуха, весенней глади озера. Прозрачность живописного слоясоздает впечатление скорее акварельной, а не масляной живописи. Тонкихтональных переходов достиг художник благодаря тщательно подобранной палитре.Вся картина подчинена единой цветовой доминанте.
Художник не меняет локальный цвет, нопользуется очень умело различием тонов. Богатые оттенки холодного серого цветасоздают цельное впечатление ясности, лирической сдержанности и величавогопокоя.
Одной из реплик на эту же тему сталакартина „Горное озеро“ (г. Томск). Обе работы близки по выбору мотиваи по убедительно переданному состоянию тишины, своеобразного чувствапредстояния.
Имеется несколько вариантов и репликкартины „Озеро горных духов“, хранящихся в Барнауле, Красноярске,Иркутске, Томске, Новосибирске. А одна имеется в Москве, в санатории Академиинаук „Узкое“. 3. Живописная манерахудожника
К середине 90-х годов складывается характернаядля художника живописная техника: широкая первая пропись и по ней легкие,мелкие мазки, дающие тонкие переходы от одного цвета к другому, гладкаяобработка живописного слоя, лессировки. Так возникает та прозрачность письма,которую отметил А. В. Луначарский словами, »… замечательные по тонкостиживописи, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи".
В построении живописного полотна все(панорамность, композиции, соблюдение последовательности планов, мастерстволинейной композиции, светотеневое решение) говорит о том, что художник идет оттрадиции русской классической школы пейзажа.
Как уроженец этого горного края, Г. И.Гуркин верно чувствовал большую прозрачность алтайских далей, светоносностьпейзажа голубого Алтая. Он сумел это передать в своих полотнах.
В то же время уже к концу 10-х годовсказалось национальное своеобразие в творчестве Г. И. Гуркина. Это, преждевсего национальное художественное мышление. Более ярко эта особенностьпроявилась в восприятии природы глазами алтайца, в его восхищении величавостьюмироздания, сливающемся с преклонением перед суровостью края.
Это именно то этическое значение«культа горы», которое отмечали современники художника уже признакомстве с первым вариантом Хан-Алтая. Национальный характер восприятияотразился также в истинно народном понимании красоты и мощи родной природы.
Облагораживающее и очищающее душучеловека чувство преклонения перед природой ярко выражено в другойзначительнейшей картине Г. И. Гуркина — Озеро горных духов (по-алтайски«Дены-Дер», 1910). Но если «Хан-Алтай» поражал своейсуровостью, не лишенной драматизма, то «Озеро горных духов» при всейпанорамности композиции отличается лиризмом и гармоничностью всех компонентовполотна.
Творческий путь художника в 20-30-егоды тесно связан с социалистической новью Алтая. Это отразилось и в новизнехудожественных образов и в тематике его работ. Наряду с пейзажем он начинаетработать над портретом, тематической и исторической картинами.
К середине 20-х годов им былиподготовлены эскизы к ряду жанровых работ, сюжеты которых диктовались новойдействительностью. Это эскизы Собрание колхозников, Слушают газету, БудущееАлтая. Создан ряд портретов о новых людях Алтая — Делегатка, Пионерка. Смелые иоткрытые лица, чувство достоинства отражены в них. Живописные портреты молодыхалтайцев дополняют галерею современников художника.
Г. И. Гуркин, как и А. О. Никулин,одним из первых художников на Алтае обращается к исторической картине. Главноеместо в этом жанре заняла тема партизанского движения.
Уже во время его пребывания в Туве иМонголии были сделаны зарисовки эпизодов гражданской войны, портреты партизан.Вначале были лишь карандашные наброски, потом живописные этюды и, наконец,эскизы. Это «Объединение», показывающее слияние регулярных частей КраснойАрмии и партизанских отрядов Горного Алтая, Алтайские партизаны.
Эскизами, посвященными этой теме,заполнен альбом Г. И. Гуркина (1937). Здесь много работ, рассказывающих опартизанском движении на Алтае. Но решение их значительно отличается отпредыдущих. Эскизы лишаются жанрового характера, пейзаж уже не превалирует надизображением людей, все компоненты подчиняются главной идее. События тех летстали мыслиться автором как эпопея народная, как явление, вовлекшее в своюсферу людей разной национальности, разных судеб и характеров. К решению этоймысли он подходит в эскизах Спускаются с гор, Засада, Партизаны, За властьСоветов. Приходится только сожалеть, что замысел художника не был доведен доконца.
В те же годы художник создает рядпейзажей родного Алтая, которые по-прежнему говорят о раздумьях автора, овеличии и вечности природы, о народ — ном понимании ее. Одни из этих работпанорамны, другие камерны.
Камерны пейзажи Горное озеро. Вечер(1926), Маральник цветет, На перевале. Этюд Горное озеро. Вечер в живописномотношении очень красив по созвучиям золотисто-оливковых и золотисто-розовыхоттенков, которые местами переходят в нежно-фиолетовые. Тонко передано автороми состояние предзакатной поры, когда тишина точно разлита во всем окружающем.Насыщенностью цвета и тонкостью в подборе красок привлекает холст Маральникцветет с его бледно-зелеными, жемчужно-пепельными и лиловатыми тонами. Наперевале — вещь пленерная, вся пронизанная светом и воздухом.
Заметно меняется техника письмаГуркина: мазок становится более дробным, цвет наносится раскладкой. Отлессировок он в этих вещах отказывается. В этих работах Гуркин ближе кживописной манере Никулина.
К панорамным пейзажам относятся Поздняяосень (Бом Эзгер-Саяр), Курайские белки, Горное озеро и некоторые другие.
В числе последних работ Г. И. Гуркинабыли и большие по размерам полотна. Одними из лучших считаются Белуха ссеверной стороны, ледник Ак-Кем и последний вариант «Хан-Алтая».
Можно представить себе живописныедостоинства большой картины Белуха с северной стороны, если посмотреть навеликолепный этюд Ак-Кем Алтайского музея. Кроме выразительности егонежно-зеленых, голубых и пепельно-светлых красок, в нем хочется отметитьстройность всего композиционного решения.
В 1936 году Гуркин создает второйвариант картины Хан-Алтай (Барнаул). Вариант значительно отличается отживописной композиции 1907 года. Здесь больше классической ясности и строгости.В первом варианте художник еще допускал элементы случайности в построении (цепьтреугольных вершин гор беспорядочно разбивалась светлыми пятнами снега),прибегал он и к некоторым развлекательным подробностям и приемам литературногорассказа (орел на одном из валунов, одинокое облачко в ущелье как указаниевысоты этих гор). Композиция производила впечатление некоторой дробности. Вварианте 1936 года автор сумел избавиться от этих недостатков. Вся композициявоспринимается как нечто цельное, величественное и даже торжественное. Этимзадачам служат и архитектоника пейзажа и строгий ее колорит. Когда-то эпиграфомк каталогу своей выставки Гуркин поставил строки из народной алтайской поэзии:
Треуголен ты, Хан-Алтай,
Когда взглянешь на тебя с высоты.
Со стороны поглядишь на тебя –
Ты блестишь, как девятигранный алмаз!
Когда же со ската горы окинешь взоромтебя,
То, как плеть расплетенная, тянутсяхребты твои!
Полностью выразил он это алмазноесверкание величавых вершин именно в полотне 1936 года.Удалось избавиться здесьавтору от пестроты цвета, в результате чего горы стали восприниматься болеецельно. Умело передана воздушная перспектива за счет общего высветления палитрыхудожника, что создает впечатление, будто весь пейзаж напоен прозрачным ихолодным высокогорным воздухом. Художник по-прежнему широкими мазками жидкопрописывает поверхность холста, прибегает к лессировкам. Но живопись становитсяпо сравнению с первым вариантом (1907) более светоносной и сгармонированной вцвете.
В картине Хан-Алтай (1936) художникдостиг той простоты и ясности, которые составляют качества произведений истиннонародных.
Заключение
Ранние годы художника связаны с далекойалтайской деревушкой Улалой (ныне город Горно-Алтайск), где впервые основыизобразительной грамоты он получил в иконописной мастерской. Тайком от отцамальчик наблюдал, как работают старшие. Руководитель мастерской, заметивсмышленого мальчика, стал разрешать ему рисовать анатомические элементы: нос,глаза, руки. Дома Григорий, тайком от всех, увлеченно рисует людей, видыродного села. Об этом говорят его первые карандашные пробы, датированные 1880 годом(ранние рисунки хранятся в Алтайском музее — Л. С.).
Несколько позже он попадает в Бийск,где в то время процветало иконописное дело, крепко поставленное руководителямидуховной миссии. Гуркин поступает в иконописную мастерскую Содотова и работаетсамостоятельно. К этому времени относится одна из его первых картин — Камлание(1895).
Возможно, что так и остался бы Гуркиндилетантом, если бы не встреча с А. В. Анохиным, в то время студентомПетербургской певческой капеллы, гостившим в Бийске во время каникул. Будущийкомпозитор, этнограф Алтая, Анохин уговорил Гуркина ехать учиться в далекийПетербург. Около года длились сборы. И вот осенью 1897 года они на перекладныхотправляются в Барнаул, затем в Томск — в то время столицу Алтайского округа — и далее в Петербург.
Списоклитературы
1.                Григорий Иванович Гуркин. // Изобразительное искусство Алтая. – М.,2003.
2.                Культура и искусство. – 1999. — №2.
3.                Раннее творчество Г.И.Гуркина. – М., 1976.
4.                Снитко Л.И. Творчество художников Алтая и Сибири. – М., 2000.
Приложение
/>
Озеро горных духов, 1910
/>
Озеро горных духов, 1916


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.