Особенности аккадской мифологии и ее отражение влитературных текстахМинск 2010
/>Введение
Различные мифологические системы всегдаинтересовали людей немифологического сознания. С течением истории мифы изустного народного творчества переходили в письменное. Несмотря на разницу внесколько тысячелетий нам и по сей день интересны сказания древних народов.Этому есть несколько причин: во-первых, изучая мифологию различных народов мы лучшепонимаем их жизненный уклад, т. к. древнее сознание было полностью пронизанорелигиозными культами. Во-вторых, сюжеты, которые сложились несколько тысяч летназад актуальны и до сих пор. В них поднимаются извечные вопросы бытия: «ктомы?», «откуда пришли?», «куда идем?» и т.д.
В данном реферате мы рассмотрим особенностимифологии Древнего Аккада и ее отражение в литературных текстах. Но чтобырассматривать представления аккадцев об окружающем их мире, необходимозатронуть некоторые страницы истории Аккада, его языка и литературы.
Территория Междуречья (современный Ирак)издавна была заселена народами разного происхождения, говорившими на разныхязыках. К моменту появления письменных документов (начало 3 тысячелетия) встране обитают две основные этнические группы.
На юге страны господствуют шумеры. До сих порученые не могут отнести шумерский язык ни к одной из известных языковых групп.Шумерский период истории Междуречья насчитывает примерно полторы тысячи лет.
В северной части страны соседями шумеров былиаккадцы (их позднее называют вавилонянами) и родственные им ассирияне, а такжехурриты. Аккадцы в 3 тысячелетии до н.э. заселяли северную часть НижнегоДвуречья и находились под сильным шумерским влиянием. Собственно аккадскаякультура проявилась не ранее чем в середине 3 тысячелетия.
Не прекращающаяся борьба между шумерийским югоми семитским севером приводит к победе севера. С этого момента Двуречьеобъединяется под властью основателя государства Аккада – Саргона Великого (илиДревнего). Он подчиняет себе Шумер и начиная со II тысячелетия до н.э. ина протяжении всего I тысячелетия история Древней Месопотамии – историяаккадцев.
Аккадский (вавилоно-ассирийский) язык относитсяк семитской группе языков. С течением истории именно этот язык оказался самымжизнеспособным и пережил другие языки этого региона, хотя впитал в себянекоторые их лексические элементы. Однако языком науки и религии в течениевсего 3 тысячелетия считался шумерский. «Шумерский язык к этому временистановится языком мертвым и в вавилонской культуре играет примерно такую жероль, что и латынь в средневековье: его изучают в школах, на нем записываютмногие тексты, это язык науки и литературы». [4, c. 105].
Во 2 тысячелетии народы Месопотамии говорилиуже на семитских языках. Самую значительную роль в первой половине 2тысячелетия играли вавилоняне – народ, говоривший по-аккадски и образовавшийсяот шумеров и аккадцев.
В 1 тысячелетии разговорным языком Вавилониистановится арамейский. Но клинопись по-прежнему существует. Сочиняются ритуальныетексты на аккадском языке, переводятся также литературные и учебные тексты.По-прежнему создаются произведения на шумерском языке. Но чаще всего они ужесопровождаются подстрочным аккадским переводом.
В I веке н.э. клинопись окончательно вышла из употребления. В.И. Авдиевпишет: «Условия жизни, необходимость быстрого написания документа привели купрощению древнейшей картинной письменности шумерийцев». [1, с. 102]Только в XIX век благодаря открытиям Гротефенда и Роулисона был найден ключ к чтениюи пониманию загадочных письмен. В дальнейших исследованиях большую роль сыгралрусский ученый М.В. Никольский.В изучении языков и обычаев народовДвуречья огромный вклад внесли также такие советские ученые как: В.В. Струве,В.К. Шилейко, А.П. Рифтин, И.М. Дьяконов, Л.А. Липин, В.К. Афанасьеваи другие. Среди зарубежных ассириологов следует отметить Б. Мейснера, Ж. Контено,С. Крамера, Л. Оппенхейма.
Таким образом письменность была великимдостижением шумеро-аккадской культуры. Она была заимствовалась и развиваласьвавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: клинописьюпользовались в Сирии, древней Персии, других государствах. В середине IIтысячелетия до н.э. клинопись стала международной системой письменности: еезнали и использовали даже египетские фараоны. В середине I тысячелетия до н.э.клинопись становится алфавитным письмом.
Аккадская литература (литератураВавилонии и Ассирии) по своему происхождению тесно связана с шумерской. Болеечем за 2 тысячи лет существования аккадская литература оставила после себяобширное наследие – сотни клинописных табличек. Там встречаются рассказы осотворении мира из мирового океана, о создании людей из глины, о всемирномпотопе, о героических подвигах обожествленных царей, исторические повествованияо реальных правителях, гимны и молитвы богам, заклинания, гадания,предсказания, притчи, пословицы и поговорки. Однако большинство текстовполностью не сохранились. Поэтому одной из первых задач ассириологов остаетсяопознание отдельных фрагментов и составление из мелких частей единого связноготекста. Дешифровка клинописей дала в руки ученым наиболее ценные источники поистории Древнего Двуречья. Огромное значение для изучения хозяйственного иобщественного уклада государства Аккад (а также Шумера и Вавилонии), а такжедля изучения развития права и судебного дела имеет почти целиком сохранившийсякодекс царя Хаммурапи, важнейший источник для изучения древневавилонскогоправа.
К особой группе источников относятсяисторические надписи о мирной и военной деятельности царей. Иногда дополнениямик этим надписям служили легенды, основным сюжетом которых является возвышениеоснователя новой династии при помощи божества. Среди этих легенд наиболееизвестна легенда о Саргоне Великом, которого воспитал садовник и возвысилабогиня Иштар.
Изучением аккадской литературызанимаются уже более ста лет, но до сих пор не существует ни полной историиэтой литературы, ни обобщающего исследования жанров, стилистики, поэтики. Крометого, на сегодняшний день, не все тексты, дошедшие до нас полностью изучены ипоняты.
Что же касается мифологии древнегоАккада, то там существовало множество богов, которые олицетворяли великие силыприроды и царили над миром. Однако на сегодняшний день ни одного раннегоисконно семитского культа на территории Двуречья не обнаружено. Все известныеаккадские боги – шумерского происхождения или с давних пор отождествлялись сшумерскими. Например: шумерский бог неба Ан отождествлялся с аккадским Ану,аккадская богиня любви Иштар с Инанной, бог мудрости Эйя – с Энки, бог солнцаШамаш с шумерским Уту и т.д. Во Времена господства Вавилона все большую ибольшую значимость преобритает бог-покровитель этого города – Мардук. «Но и этоимя является шумерским по своему происхождению (шумер. Амар-Уту – «теленок Уту»или Мар-Дуку – «сын Дуку»)». [6, c. 112].
Аккадские мифологические текстыстаровавилонского периода пости не сохранились. Все основные источники поаккадской мифологии отномятся к 2 – 1 тысячелетию до н.э., то есть ко временипосле старовавилонского периода.
Предметом данного реферата являютсялитературные тексты древних аккадцев, такие как: космологическая поэма «ЭнумаЭлиш» («Когда вверху…»), «Нисхождение в преисподнюю богини Иштар», поэму обАтрахасисе, «Разговор господина с рабом».
Объектом данного раферата являетсяпроблема синтеза шумерской и аккадской мифологии и литературы, выделениеособенностей аккадской мифологиии и литературы.
Цель данного реферата – проследитьособенности аккадской мифологии и ее отражение в литературных текстах.
Чтобы достичь данной цели необходиморашить следующие задачи:
1) уяснить структуру аккадскогопантеона и модель мироздания;
2) проследить связь шумерской иаккадской мифологических систем;
3) показать отражение аккадскоймифологии в литературных текстах.
мифологияаккад цивилизация пантеон
/>Аккадский пантеон.Космологическая поэма «Энума Элиш»
Результаты раскопок древнешумерийскихгородов дали возможность выдвинуть проблему взаимодействия между культуройшумерийцев и культурой семитов Аккада. Целый ряд исследователей, изучавшихисторию и культуру Шумера, пришел к убеждению, Что Шумер был основой иисточником вавилонской культуры. Эту точку зрения высказал и подробно обосноваланглийский ученый Кинг. С резкими возражениями против шумерийскогопроисхождения вавилонской культуры выступил французский семитолог Галеви,который отрицал само существование шумерийского народа, его языка и культуры,полагая, что шумерийский язык есть лишь искусственно созданный вавилонскимижрецами «тайный» язык. Среднюю позицию в этой дискуссии занял Э. Мейер,который, признавая существование шумерийского народа и большое влияние ихкультуры на семитов, все же отмечал, что семиты далеко не механическизаимствовали достижения шумерийской цивилизации, но многое создалисамостоятельно и добавили к культурному наследию Шумера. Аккадцы как ученикитворчески переработали наследие своих учителей.
Аккадская мифология является почтиполным отражением, а так же частично и продолжением шумерийской. Напротяжениепродолжительного сосуществования аккадцы позаимствовали практически весь ихпантеон, отождествив своих богов с шумерскими или вписав богов более позднегопроисхождения в пантеон шумеров.
Если о шумерской космогонии и теогониисохранились весьма отрывочные сведения, то аккадское космогоническое итеогоническое учение представлено большой эпической поэмой «Энума Элиш». В.К. Афанасьева пишет: «Это сочинение, соединившее всебе прямолинейную агитацию с абстрактнейшими теологическими выкладками ипостроениями, задумано е хитроумно и многопланово, является характернымобразцом работы «книжной», ученой мысли вавилонских писцов и теологов. Сначаланам кажется, что мы имеем дело с мифом – произведением, повествующим осотворении мира и излагающим основы вавилонского космогонического учения. Впоэме говорится о первородном хаосе, о мировом океане, о создании вселенной, оборьбе первичных стихий. Но очень скоро становится ясно, что цель поэмы вовсеиная» [2, c. 25 – 26]. Вся ее композиция искусно и продуманноподчинена единой мысли: прославить величие и мощь бога Мардука, который послевозвышения Вавилона в XVIII веке до н.э. постепенно стал центральным божествомвавилонского пантеона. «Мардук – «дитя-солнце», с которым никто не можетсравняться, к тому же еще и прямой потомок древних божеств и сын мудрейшего изних, Эйи». [6, c. 115]
Космологические представления аккадцев сводятсяк тому, что истоком мира является первородная бездна (аналогии с шумерской иегипетской мифологией). В «Энума Элиш» бездна предстает в двух ипостасях –мужской и женской. Апсу является воплощением мужского творящего начала, аТиамат выступает в роли женского рождающего начала. Эти образы олицетворяют самхаос. Рождение мира – результат их демиургического брака. Во время этогопроизошло и упорядочение хаоса, и рождение новых богов:
Когда вверху не названо небо,
А суша внизу была безымянна,
Апсу первородный, всесотворитель,
Праматерь Тиамат, что все породила,
Воды свои воедино мешали.
Тростниковых загонов тогда еще не было,
Тростниковых зарослей видно не было.
Когда из богов никого еще не было,
Ничто не названо, судьбой неотмечено,
Тогда в недрах зародились боги,
Явились Лахму и Лахаму и именем названы были.
(Перевод В.К. Афанасьевой) [2, c. 35].
Первыми появились чудовища-божества Лахму иЛахаму – демоны водной стихии. Представления об исконных божествах первороднойстихии Апсу и Тиамат, а также демонах Лахму и Лахаму появились еще в глубокойдревности. Но с развитием земледелия появляется необходимость искусственногоорошения, люди начинают осознавать благодетельную силу водной стихии, орошающейполя и создающей основу человеческого благополучия. В связи с этим появляетсяпредставление о добром и благодетельном божестве воды, боге мудрости Эйя,который научил людей всем ремеслам, искусствам и знанию. Поэтому и древний богпроизводительных сил Таммуз считался богом воды и назывался «истинный сынводной глубины», причем его культ как «сына и образа бога Эйя» был тесно связанс культам великого бога воды.
Что же касается дальнейшей теогонии, то Лахму иЛахаму породили Аншар и Кишар. Это божества старшего поколения, родители боганеба Ану. Он именуется как «царь» и «отец всех богов».
Во главе мира, по аккадским представлениям,стоят боги Анну, энлиль и Эйя, окруженные советом великих богов. Но позже скультом Энлиля начинает сливаться культ бога Мардука. После верховной троицыследует другая группа богов. Ее образуют Син – бог луны, Шамаш – бог солнца,Адад – бог грозы и Иштар – богиня производительных сил природы.
Все аккадские боги делятся на игигов (небесныхбогов) и ануннаков (богов земли и подземного царства). В шумерской мифологиитакого разделения не была, хотя названия «игиги» и «ануннаки» имеют шумерскоепроисхождение.
Одной из основных сюжетных линий являетсятеомахия, т.к. она предшествует повествованию о космогонии. Под влиянием «ЭнумаЭлиш» в вавилонском эпосе становятся очень популярными сюжеты о боьбебога-героя с чудовищем. Следует отметить также, что образы богов в аккадскоймифологии довольно очеловечены. «В поэме решающей космогонической схваткепредшествует вполне бытовая уличная перепалка, в которой боги ведут себя какобычные люди, не стесняясь в выражениях». [6, с. 117].
Но все-таки основой поэмы является теогония, акосмогоническая мысль о том, что бог весеннего солнца и его творческой мировойсилы Мардук, начало порядка, света и добра, побеждает темные силы злого хаоса –чудовище Тиамат и создает из ее тела весь мир:
Усмирился Владыка, оглядел ее тело.
Рассек ее тушу, хитроумное создал.
Разрубил пополам ее, словно ракушку.
Взял половину – покрыл ею небо.
Сделал запоры, поставил стражей, –
Пусть следят, чтобы воды не просочились.
(Перевод В.К. Афанасьевой.) [2, c. 46].
В легенде далее повествуется о том, как бограспределил на небе созвездия, установил их движение и, наконец, создал человека,призвание которого – «забота о богах». Последняя часть поэмы содержит гимнМардуку – главному богу Вавилона, которому все остальные боги передаливерховную власть. Владычество Мардука подтверждалось также наличием у него«таблиц судеб», которые определяют ход всего мироздание и дают власть надмиром. Такие таблицы встречаются и в шумерской мифологии.
Одной из особенностей аккадской мифологииявляются культы богов, связанных с разрушительными ветрами, бурями, ураганами.Кроме бога грозы и бури Адада ветрами владел еще бог Энлиль, но сразрушительными и грозными ветрами связывались также его сыновья Нинурта иНингирсу.
Другой особенностью аккадской мифологииявляются «личные боги» – посредники в общении человека с великими богами, егозаступники и хранители. Кроме того, каждый человек имел своего «шеду» – воплощениеего жизненной силы. Как материальная субстанция, без которой человек не сможетсуществовать, представлялось имя, а душа, напротив, воспринималась как нечтобезличное и связывалась в сознании с дыханием и кровью.
Итак, как мы видим, чисто семитского культа натерритории древнего Аккада не существовало, но шумерский пантеон был не простомеханически заимствован, а творчески переработан и приспособлен под аккадскоемиропонимание./>Отражение аккадской мифологии влитературных текстах
Проблема разграничения шумерских и аккадскихлитературных памятников существует и по сей день. За ней стоят вопросысоотношения шумерской и аккадской литератур, степень зависимости последней отпервой, в конечном счете – проблема происхождения и самостоятельности аккадскойлитературы.
Первые тексты (нелитературного содержания) нааккадском языке появились примерно в середине III тысячелетия до н.э.Основная масса аккадских литературных текстов появляется после 1800–1740 гг.до н.э. Не всегда можно с точностью сказать, на каком именно языке был созданпамятник первоначально – на шумерском или аккадском. В.К. Потапова пишет:«Создается впечатление, что для жителей древнего Двуречья не игралосущественной роли, на каком языке написано сочинение. Видимо, какие-то иныекритерии, а не языковая принадлежность определяли в данном случае культурнуюценность труда». [2, с. 12–13].
Шумеро-вавилонская литература в своих самыхглубоких истоках восходит к устному народному творчеству, образцы которогосохранились лишь в незначительном количестве. Аккадцы восприняли культурноенаследие шумерской эпохи, в частности подвергли некоторой обработке шумерскуюлитературу.
Как и в шумерской литературе, к космогоническимсказаниям примыкают сказания о богах подземного мира и о судьбах тех, ктопопадает в «Страну-без-возврата», о равновесии мира подземного и мираназемного.
Той же вечной мыслью проникнута поэма онисхождении богини Иштар в загробный мир. «Пытаясь осмыслить смену времен года,понять причину ежегодной смерти и воскресения природы, аккадцы создали миф осмерти и воскресении бога природы Таммуза, которого воскрешает к новой жизниего подруга богиня Иштар». [1, c. 120]. В поэтической легенде рассказывается о том, какпосле смерти Таммуза Иштар спускается в загробный мир, оставляя у каждогостража семи ворот преисподней одно из своих украшений. Заточение боговпроизводительной силы природы Таммуза и Иштар в загробном подземном мире останавливаетвсе процессы жизни на земле, что заставляет богов освободить Таммуза и Иштар изпреисподней. Поэма заканчивается описанием праздника умирающего и воскресающегобога природы:
«В дни Таммуза играйте на лазоревой флейте,
На порфирном тимпане с ним мне играйте,
С ним мне играйте певцы и певицы,
Мертвецы да восходят, да вдыхают куренья!»
(Перевод В.К. Шилейко) [2, c 111].
Эта поэма была тесна связана с религиознойдрамой, изображавшей смерть и воскресение бога Таммуза и исполнявшейся в храмахв дни праздника этого бога воскресшей природы.
«Аккадская версия поэмы о нисхождении богиниИштар в царство мертвых показывает, как аккадские сказители обрабатывалишумерские сюжеты, преподнося их на качественно ином уровне». [6, c. 120]. Общаясхема сюжета та же, но в аккадской версии гораздо четче мотивируются действия,подробно объясняется, что богиня Иштар олицетворяет плодородие и с ее уходом наземле прекращается всякое рождение. Финалы обеих поэм также различаются: ваккадской версии мистериальное драматическое действо, в котором расписаныреплики партнеров и хоровые партии, так как основной цикл аккадской религиознойдрамы был связан именно с прославлением умирающего и воскресающего бога природыТаммуза. Однако прообраз такой религиозной драмы появился еще в шумерскуюэпоху. В шумерской легенде о «Нисхождении Инанны в подземный мир», котораяявляется прототипом аккадской, сохранились диалоги, которые, возможно, моглидекларироваться жрецами, исполнявшими в храме в качестве «певцов» древнейшуюрелигиозную драму.
Миф о смерти и воскресении бога природы,театрализованный в форме религиозной драмы, просуществовал в Месопотамии вплотьдо позднего времени. Иногда наряду с прославлением бога жрецы создавалитеатрализованные прославления царя, который уподобляясь богу, был как бы егонаместником на земле. Чаще всего такие богословские учения были инспирированысамим царем. Они создавались с целью укрепления власти и авторитета царя.
Мифы о сотворении мира в аккадской литературе имифографии связаны со сказаниями о человеческих бедствиях, гибели людей и дажео разрушении вселенной. Как и в шумерских памятниках, в аккадских сказаниях,причина бедствий – злоба богов на шумных и надоедливых людей. Бедствиявоспринимаются не как законное возмездие, а как злой каприз божества.
Миф о потопе, в основу которого легло шумерскоесказание о Зиусурде, дошел до нас в виде мифа об Атрахасисе. О наказании людейрассказывает также миф о боге чумы Эрре, обманным путем отбирающего власть уМардука. Этот текст проливает свет на вавилонскую теологическую концепциюфизического и духовного равновесия мира, зависящего от присутствия в нем насвоем месте законного владельца.
Господство религиозных воззрений наложилосвоеобразный отпечаток на всю аккадскую лирику. В храмовых и дворцовыхбиблиотеках и архивах особенно тщательно сохранялись, переписывались ипереводились с шумерского на аккадский язык именно те произведенияхудожественной литературы, в частности лирической поэзии, которые были связанылибо с религиозно-магическим культом, либо выражали религиозное настроениеавтора. Это были заклинания, предсказания, гимны и молитвы.
«Некоторые из произведений религиозной лирикисодержат интересные указания и намеки на события политической истории страны». [1,с. 122]. В этом же отношении представляют крупный исторический интересдревние «предсказания», в которых часто описываются те или иные политическиесобытия.
Вавилонская религиозно-философская поэзиядостигает своего апогея а произведении «беседа господина с рабом». Онопроникнуто глубоким пессимизмом. На все бесконечные и противоречивые желаниясвоего господина раб отвечает угодливой фразой «да, мой господин, да», находякаждый раз оправдание и обоснование для желаний хозяина. Такой прием позволяетнеизвестному автору высказать самые различные точки зрения по разным вопросамчастной и общественной жизни. Доминирующее настроение диалога – непредсказуемостьи абсурдность бытия. Основная мысль автора выражена в последних и сильныхсловах этого диалога.
«Раб, повинуйся мне!» – «Да, господин мой, да!»
«Если так, то что ж тогда благо?»
«Шею мою и шею твою сломать бы,
В реку бы броситься – вот что благо!
Кто столь высок, чтоб достать до неба?
Кто столь широк, чтоб объять всю землю?
«Нет, раб, я тебя убью, отправлю первым!»
«А господин мой хоть на три дня меня переживетли?»
(Перевод В. Якобсона) [2, c. 236].
Таким образом, аккадская литература, прямаянаследница шумерской, является одной из самых богатых и разнообразных литературДревнего Востока. Именно она сохранила в себе и донесла до остального мираобразы и сюжеты, рожденные шумерской культурой, при этом качественно преобразиви трансформировав их. Именно отсюда тянутся нити ко многим библейским текстам.
/>Заключение
Аккадская мифология является отражением илогическим продолжением шумерской. Ни одного исконно семитского культа, подревности совпадающего с шумерским, на территории древней Месопотамии необнаружено до сих пор. Таким образом, можно говорить, что аккадские богиполностью растворяются в шумерских, заимствуют их функции и мифологическуюсимволику. Однако были и некоторые различия, например гораздо большую рольиграют «личные» боги – посредники в общении человека с великими богами, егозаступники и хранители (часто функции такого защитника принимал обожествленныйцарь).
Наиболее ярко и наглядно представления аккадцевотразились в космологической и космогонической «Поэме о сотворении мира»,которая получила название по своим первым словам «Энума Элиш» («Когда вверху»).В этом произведении присутствует теомахия (сражение праматери Тиамат сМардуком). Антропогония в этом вавилонском мифе подчеркивает физическую,конкретную рукотворность человека. Также подчеркнут подсобный. Подручныйхарактер сотворяемого человека. Он предстает как средство, а не высшая цельтворения.
Литература древнего Аккада, хоть и былазаимствована у шумеров, но имеет свои неповторимые особенности. Аккадцы перенималисюжеты не механически, а привнося в каждое произведение что-то свое,самобытное. Творческая переработка шумерских литературных памятников приводилаиногда к полной измене смысла, но от этого аккадское произведение приобретаетеще большую историческую ценность. «Аккадскаякультура не была, однако, продуктом прямого заимствования или копирования, а вомногом – результатом плодотворной, творческой переработки унаследованных отшумеров мифологических представлений и основных сюжетных архетипов». [6, с. 110]. Наоснове литературы можно проследить как различались взгляды двух народов всегданаходившихся в тесном контакте.
В данной работе мы рассмотрели пантеон древнегоАккада, проследили особенности вавилоно-ассирийской мифографии и ее отражение влитературных памятниках того времени.
/>Список литературы
1) Авдиев, В.И. История ДревнегоВостока / В.И. Авдиев. М., 1953.
2) Афанасьева, В.К. Когда Анусотворил небо // В.К. Афанасьева, И.М. Дьяконов. М., 2000.
3) Афанасьева, В.К. Шумеро-аккадскаямифология / В.К. Афанасьева // Мифы народов мира: энциклопедия. В 2т. Т. 2 М., 1991. С 647 – 653.
4) Коростовцев, М.А. Поэзия и прозадревнего Востока / М.А. Коростовцев. М., 1973.
5) Редер, Д.Г. Мифы и легендыдревнего Двуречья / Д.Г. Редер. М., 1965.
6) Синило, Г.В. Древние литературыБлижнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета) / Г.В. Синило. Минск, 1998.