Екатеринбургская академия современного искусства Кафедрапрофессиональных дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине «История и теория искусства»
для студентов направления 031600 «Искусства игуманитарные науки»
Вариант№1
Студента группы 131 З.Ф.
Cкляровой Лилии Сергеевны
Преподаватель Баженова Е.А.
Шифр 71
Дата сдачи контрольной работы 11.04.2008.
Дата проверки контрольной работы_________
Оценка
Подпись преподавателя
Екатеринбург 2008
Введение
Слово «искусство» —первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта(«искусство мышления», «искусство ведения войны»). В общепринятом смысле онообозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря немупроизведений — произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, оттворений природы, с другой — от произведений науки, ремесел, техники. Причемграницы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так какв величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства.
Искусство есть особаяформа общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоитв отображении действительности посредством художественных образов. Впрактической деятельности у людей складываются и развиваются эстетическиепредставления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные ибезобразные, трагические и комические, т.е. эстетически. В процессехудожественного творчества эстетические представления художников закрепляются,«овеществляются» различными материальными средствами (красками, звуками,словами и т.д.) и предстают как произведения искусства.
Искусство в отличие отвсех других видов деятельности есть выражение внутренней сущности человека в еецельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности,где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. Вискусстве человек свободно творит особый мир, также как творит свой мирприрода, то есть полновластно.
Искусство, одна из формобщественного сознания, составная часть духовной культуры человечества,специфический род практически-духовного освоения мира.
В этом плане к искусствуотносят группу разновидностей человеческой деятельности — живопись, музыку,театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо — сравнивыражение «литература и искусство») и т. п., объединяемых потому, чтоони являются специфическими — художественно-образными — формами воспроизведениядействительности. В более широком значении слово «искусство» относятк любой форме практической деятельности, когда она совершается умело,мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.
Определение отличительныхпризнаков искусства и его роли в жизни людей вызывало острые разногласия напротяжении всей истории культуры. Искусство объявлялось «подражаниемприроде» — и «свободным формотворчеством»;«воспроизведением действительности» — и «самопознаниемАбсолюта», «самовыражением художника» — и «языкомчувств»; особого рода игрой — и особого рода молитвой. Такие разногласияобъясняются многими причинами: различием философских позиций теоретиков(материалистических или идеалистических), их идеологических установок, опоройна различные виды искусства и творческие методы (например, на литературу или наархитектуру, на классицизм или реализм), наконец, объективной сложностьюстроения самого искусства Эта сложность, многогранность структуры искусства неосознаётся и некоторыми теоретиками, которые определяют сущность искусства токак гносеологическую, то как идеологическую, то как эстетическую, то кактворчески-созидательную и т. д. Неудовлетворённость такими однолинейнымиопределениями приводила некоторых искусствоведов к утверждению, что в искусствеорганически взаимосвязаны разные моменты — познание и оценка реальности, илиотражение и созидание, или модель и знак. Но и такие двухмерные истолкованиясущности искусства не воссоздают с должной полнотой сложную его структуру.
Основная часть
Искусство – форма общественного сознания, воснове которой лежит образное отображение явлений Действительности. Историческисложившиеся формы искусства, его основные структурные и классификациионныеединицы – это виды искусства.
Самая распространенная классификацияискусства берет за основу пространственно- временные отношения и делит всеискусства на пространственные (изобразительное искусство, архитектура),временные (литература, музыка) и пространственно-временные (балет, театр,кино). Классификация может осуществляться и по другим признакам:непосредственное или косвенное отражение явлений действительности, отсюдаделение искусства на изобразительные и неизобразительные; зрелищные инезрелищные; простые и синтетические. Для художника, в отличие от писателя имузыканта, доминирующим материалом является предметность материального мира, аосновой психофизического аппарата – способность человека к визуальномумышлению. В отличие от писателя или музыканта, художник создает предметныйобъект, который сколько бы ни удалялся от реальности, тем не менее всегдасвязан с впечатлениями художника от реального мира и с условием зрениячеловека.
Искусство выполняетследующие функции:
· познавательную. Является средствомпросвещения и образования людей. Информация, содержащаяся в искусстве,существенно пополняет наши знания о мире;
· мировоззренческую. Выражает вхудожественной форме определенные чувства и представления;
· воспитательную. Воздействует на людейчерез эстетический идеал, позволяет обогатиться опытом других людей, наделяетхудожественно организованным, обобщенным, осмысленным опытом;
· эстетическую. Формирует эстетическиевкусы, потребности людей, тем самым ценностно ориентируя их в мире, пробуждаятворческий дух, творческое начало людей;
· гедонистическую. Доставляет людямнаслаждение, делает их сопричастными творчеству художника;
· коммуникативную. Искусство передаетинформацию от поколения к поколению (по вертикали) и от человека к человеку (погоризонтали);
· прогностическую. Произведенияискусства зачастую обладают элементами предвидения;
· медико-оздоровительную. Например,такое воздействие может оказывать музыка, т.к. сочетание звуковых сигналоввлияет на психику и состояние;
· компенсаторное. Влияние искусства напсихику человека позволяет ему выжить в самых трудных условиях.
Группа искусств – изобразительное искусство. Даннымтермином определяют пластические искусства, объединенные зрительным восприятием(графика, живопись, скульптура, художественная фотография). Художественныеобразы в них создаются на плоскости или в пространстве и отличаются зрительнойконкретностью и неизменностью во времени.
Жанр– в изобразительных искусствахсовокупность произведений, объединяемых общим кругом тем, предметов изображения(исторический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, портрет, пейзаж, натюрморт,анималистический жанр), а также авторским отношением к предмету, лицу, явлению(карикатура, шарж) либо способом их понимания и истолкования (аллегория,фантастика).
Жанр – историческая категория.Сложившиеся жанры меняются в процессе развития искусства. Некоторые жанрыотмирают или приобретают новый смысл (например, мифологический жанр), возникаютновые – обычно в результате дифференциации ранее существовавших жанров(например, появление архитектурного пейзажа и марины как разновидностейпейзажного жанра). Возникают новые синтетические жанры (например, сочетаниебытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром).
Актуальностьсовременного искусства. Она обусловлена возрастанием в условиях постмодерного общества роликультуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человекав его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоенияэтого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностныхустановок индивидуального и коллективного бытия людей и актуализации этихценностей путем опредмечивания их в художественных образах.
Искусство выполняет такженезаменимую и все более значимую функцию, участвуя в социализации личности,введении её в актуальную для общества систему нравственных и эстетическихценностей, моделей поведения и рефлективных позиций, в обобщенный реальныйсоциальный опыт человеческого взаимодействия, а также в искусственноконструированный опыт, выстроенный на основе воображаемых образов и коллизий.
К этому следует добавитьсредоорганизующую функцию художественной культуры в целом, связанную спроектированием эстетически организованной среды обитания людей, насыщеннойобразцами порожденных искусством художественно-культурных ценностей. Всё этоделает искусство одним из важнейших инструментов социальной регуляции жизниобщества.
Современное искусствовыступает как художественная программа изменяющегося мира — мира ускорениясоциального прогресса на базе продвинутой технологии, урбанизации, омассовлениястиля и образа жизни.
В то же время искусствоопределяется как процесс, в котором происходит жизненно важная процедура обменазначениями, которые являются социальными конструктами и носят изменчивый,зависимый от времени и места характер. Нацеленное на раскрытие творческихвозможностей человека в процессе плюрального видения мироздания, современноеискусство стремится спровоцировать интеллектуальное соучастие зрителя,разбудить обыденное сознание, предлагая радикально новый опыт осмысления мира.
На территории искусствавпервые опробываются приемы глобального взаимодействия, которые затем начинаютшироко внедряться в практику социального активизма в обществе. Отношениякоммуникации становятся формами искусства, а эти формы, в свою очередь,моделируют и инициируют новые социальные отношения, новую социальность.
В своих новых формахпроизведение искусства становится не только объектом рефлексии, но также формойи местом рефлексии. Тем самым возрастает значение искусства для более полногофилософского осмысления первопричин, сущности и последствий социальныхвзаимодействий. Современное искусство, которое часто обозначают такжетермином «актуальное», чтобы подчеркнуть его нетрадиционный,экспериментально-новаторский характер, обладает мощным потенциалом культурнойкритики. В настоящий момент критическая функция искусства осуществляется черезпоиск и представление возможных моделей поведения и сосуществования в целяхсохранения личностной и групповой идентичности. Возрастает роль художника вборьбе за толерантный, справедливый и мультикультурный социум, противостоящийкорпоративной модели
Помещая технологию в свойкреативный контекст, анализируя её отношения с суперструктурой, искусствопроизводит модели отношений с миром, которые направлены в будущее. Можнопредположить, что на площадке искусства отрабатываются сегодня социальноеконструирование и моделирование исторического творчества в целом. В этих рамкахсо всей очевидностью проявляется актуальность исследования места и ролиискусства в постмодерном обществе, в котором характер социальных связей и всясоциальная сфера существования индивида претерпели значительные трансформации.Исследование названных аспектов современного искусства, таким образом, нетолько способствует приращению знания о социальной действительности, но и ведетк формированию знания относительно процессов коммуникации, где действуютконкретные индивиды и артикулируются возможности социального бытия.
Искусство должно«удваивать» реальную жизнедеятельность человека, быть её воображаемымпродолжением и дополнением и тем самым расширять жизненный опыт личности,позволяя ей «прожить» много иллюзорных «жизней» в«мирах», созданных писателями, музыкантами, живописцами и т.
Художественно-творческаядеятельность человека развёртывается в многообразных формах, которые называютвидами искусства, родами и жанрами искусства Обилие и разнообразие этих форммогут показаться хаотическим нагромождением, в действительности же они являютсязакономерно организованной (вернее — закономерно историческисамоорганизовавшейся) системой видовых, родовых, жанровых форм. Так,эстетическая теория установила, что в зависимости от материальных средств, спомощью которых конструируются художественные произведения, объективновозникают три группы видов искусства: 1) пространственные, или пластические(живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура,декоративно-прикладное искусство и дизайн), т. е. такие, которые развёртываютсвои образы в пространстве; 2) временные (словесные и музыкальные), т. е.такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве; 3)пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нёмсинтетическое искусство — театр, киноискусство, телеискусство,эстрадно-цирковое искусство и т. д.), т. е. такие, образы которых обладаютодновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. С другойстороны, в каждой из этих трёх групп искусства художественно-творческаядеятельность может пользоваться: 1) знаками изобразительного типа, т. е.предполагающими сходство образов с чувственно воспринимаемой реальностью (живопись,скульптура, графика — так называемые изобразительные искусство; литература,актёрское искусство); 2) знаками неизобразительного типа, т. е. не допускающимиузнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий иобращенных непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия(архитектурно-прикладные искусство, музыка и танец); 3) знаками смешанного,изобразительно-неизобразительного характера, свойственными синтетическим формамтворчества (синтезу архитектуры или декоративно-прикладного искусство сискусствами изобразительными; словесно-музыкальному — песенному иактёрско-танцевальному — пантомимическому синтезу). Каждый вид искусстванепосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений иприменяемым типом образных знаков. В этих пределах все виды искусства имеютразновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала ивытекающим отсюда своеобразием художественного языка. Так, разновидностямисловесного искусства являются устное творчество и письменная литература;разновидностями музыки — вокальная и разные типы инструментальной музыки;разновидностями сценического искусства — драматический, музыкальный, кукольный,теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца — бытовой танец, классический,акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д. С другой стороны, каждыйвид искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих деленийопределяются в науке об искусстве по-разному, но очевидно само наличие такихродов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительногоискусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанровживописи, как портрет, пейзаж, натюрморт и т. д., или же таких жанровсценического искусства, как трагедия, драма, комедия, водевиль и др. Такимобразом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся системаразличных конкретных способов художественного освоения мира, каждый из которыхобладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.
Реальная жизнь искусствапротекает всегда в той или иной системе художественной. Процесс художественногоразвития человечества развёртывается, таким образом, в «двухмерномпространстве», одна из координат которого обозначается понятием метода, адругая — понятием стиля.
Феномен культуры Сложность исследований в областиэтой научной дисциплины и освоения ее результатов состоит в том, что самопонятие культура весьма многозначно, имеет различное содержание и разный смыслне только в обиходном языке, но и в разных науках и философских дисциплинах.Культуру можно исследовать, основываясь на динамике общественно-историческогоразвития, когда происходит смена поколений. Каждое поколение осваиваетдоставшееся ему и продолжает
Искусство — одно из условий сознательной жизни(бытия), противостоит формализациям культуры и в сопоставлении с ними участвуетв социализации и окультуривании человечества.
Культура — сфера идеологическихпредставлений, где массовость определяется степенью упрощенности пониманиябытийных условий жизни. Таким образом, культура в высшей степени формальна поотношению к бытию. И если культура создает определенно направленный стереотипмышления, то искусство как конкретный феномен проявления (репрезентации)сознания положительно влияет на культуру.
Смысл искусства, еговысота и глубина не только в индивидуализации творчества, но в нахожденииспособа воспроизведения бытия в его неповторимости. Культура может механическивоспроизводиться (повторяться) в индивидах при нулевом уровне сознания. Отсюдатермин — массовая культура. Искусство не повторяется. То, что называетсямассовым искусством — не искусство, а всего лишь вид культурной деятельности.
Искусство — это то, чтоутверждает нас внутри нас, в нашем сознании, при виде подлинного произведения.
Термин «творчество»указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые изфактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. Культура зиждется наобщественно-исторических началах.
Продукт творчестваописывается в одних терминах, духовная активность — в других.
Термин современноеискусство, в общем, относится к искусству, которое существует в данныймомент. Использование прилагательного «современный» для определения периода вистории искусств частично вызвано отсутствием какой-либо особой или превалирующейшколы искусства, признанной художниками, искусствоведами и критиками. Принятосчитать, что современное искусство начинается с поздних 60-х и до настоящегомомента, либо сразу после окончания модерна или периода Модернизма. Возможно,самым ярким аспектом современного искусства является его неопределимость.Работы созданные до 60-х годов можно было легко отнести к той или иной школе.Даже в работах 1970и 1980-х годов можно найти черты Концептуального,Выразительного, Феминистского искусств, Поп арта, Граффити. Точно также каки в обычном мире, в мире искусства все больше и больше наблюдается эффектглобализации. Множество границ и различий внутри самого искусства были утеряны.Не следует смешивать работы в стиле модерн и современное искусство, хотянекоторые направления и движения современности берут свои корни в модернизме.Также многие направления обратились к основам живописи, таким как, цвет, мазоккистью и холсты. Важной характеристикой Современного искусства являетсято, что оно часто затрагивает сферы и вещи, которые влияют на мир.Клонирование,политика, экономика, вопросы пола, сексуальности, этническая или расоваяпринадлежность, человеческие права, война или, возможно, высокая цена на хлеб вотдельно взятой местности. Этот акцент на политике, хотя он и не нов, похожеусиливается. Исторически так сложилось, что искусство раньше было связано сэстетическими понятиями красоты, чистоты и трансцендентности. Оноассоциировалось с «высокими мотивами» — а не войной. Разрушение данногоразличия — важный аспект современного искусства.
Современное искусство часто пересекается с окружающиммиром; оно не ограничено выбором материалов или методов. Оно может использоватькак традиционные, например, живопись, рисование и скульптуру, так инетрадиционные формы — перформанс, инсталляции, видео и другие различныематериалы. Современное искусство становится все более глобальным, медленноразрушая культурные барьеры, разделяющие старомодную элитарность высокогоискусства и общественное мнение.
Правда искусства как игрыне зависит от динамики закономерности и случайности, которые утверждают игрукак исключительно сиюминутное, мгновенное, именно в данный момент созданноетворение; правда искусства как игры раскрывает все свои глубины дажепосле самой игры. Следовательно, игра как искусство не имеет такой системыправил и сверхправил, которая была бы создана только и исключительно в моментыигры в контакте между актерами и зрителями. Зритель мало может повлиять на ходтого, что играется, что в игре представляется. Он не входит в число соавторовсмысла игры, как это происходит в огромных театрах современного спорта...
Игра как искусство усиливает и кроме того в каждыймомент создает ощущение того, что дело здесь касается не столько категории изакономерности формы, сколько жизни, так как речь в ней идет не об игре, а осамой жизни.
Искусство как игра стремится в подавляющем большинствеслучаев не быть игрой, а быть жизнью, быть всем, чем угодно, только не игрой,«чистой» игрой. Следовательно, искусство как игра отличается тем, чтоищет правду. ХХ столетие породило такое обилие и разнообразие творческихнаправлений в изобразительном искусстве и такое смешение всевозможныхобоснований, объяснений, предложений и толкований существа самого предметаискусства, что в результате воцарился полный и совершенный хаос как впредставлениях об искусстве, так и в самой творческой деятельности.
Чего только вы не увидитена современных художественных выставках! Авторы кинетического искусства,например, создают забавные механизмы, способные с помощью моторчиков,магнитиков или просто под воздействием движения воздуха покачиваться,поворачиваться и поскрипывать, поблескивая никелированными и лакированнымидеталями. Эти занятные вещицы можно иногда использовать при украшенииинтерьеров, танцевальных площадок или ярмарок, то есть в работе дизайнеров иоформителей. Но согласитесь, их невозможно поставить в один ряд с живописьюРембрандта или со скульптурой Родена. Мы определенно чувствуем, что этопринципиально различные явления.
Авторы оп-арта(оптического искусства), проявляя невероятное терпение и аккуратность,создают сложные композиции на плоскости из решетчатых и спиральных фигур ираскрашивают их таким образом, что у зрителя вначале просто рябит в глазах, ачерез некоторое время появляются ощущения оптических иллюзий и пространственныхсдвигов на плоскости этих композиций. Такие цветные шарады могут быть в самомлучшем случае занятными игрушками, но не более.
Авторы и исследователи концептуальногоискусства всегда подчеркивают солидность и основательность научной базы, накоторой покоится прекрасное здание концептуального направления современногоавангарда. Давайте и мы попробуем познакомиться с этой научной базой.Произведения концептуалистов — эти композиции из отдельно взятых бытовых предметов,из нелепых сочетаний этих предметов, сопровождаемых какими-то фразами,текстами, бланками, справками, расписаниями графиками, отдельными буквами,цифрами, эти композиции, акции действующих лиц, производящих нелепые,абсурдные, никак не мотивированные действия — все эти творческие усилияхудожников авангарда предстают перед зрителем, который пришел увидетьпроизведения изобразительного искусства. Разумеется, что зритель воспринимаетподобный вернисаж как нечто абсурдное, лишенное всякого смысла. Максимальноеколичество информации содержит максимально неожиданное сообщение. А композицииили акции авангардистов предстают перед нами как совершенно нелепые, совершеннонеожиданные, то есть, они должны нести максимум информации. Именно этотфрагмент теории информации используют концептуалисты для подтверждениязначительности своего творчества. Авторы и теоретики концептуализма утверждают,что их произведения несут в себе такое обилие значительной информации, чтозритель просто не в состоянии подняться до их уровня и усвоить ее.
То есть, даже если внепонятном на первый взгляд сообщении, в бессмысленной композиции, в нелепомдействии и есть какая-то внутренняя организация, то все равно эти композиции иэти действия лежат за рамками эстетических явлений. Согласитесь, что это неимеет никакого отношения ни к искусству, ни к художникам, ни к духовнойкультуре, ни к эстетике, а плоды деятельности подобных авторов не имеютотношения к интересам искусствоведения.
Исследователи творчестваавторов концептуального направления поднимают ряд очень интересных вопросов. Кним относятся: проблема включения искусства в общий процесс функционированиякультуры; вопрос о причастности к культурному пространству и определение границ“художественного” и “не художественного”; проблема “края” или границыискусства; соотношения между центральным и периферийным в структурепроизведения искусства; проблема нацеленности на эстетическое осмыслениеповседневного; вопрос о создании системы отношений между элементамипроизведения искусства, произведением искусства и художником, искусством изрителем и т. д.
Расширение границискусства не тольковозможно, но и является естественным и необходимым процессом саморазвитияискусства. Если художник своим творчеством раскрыл, изучил и помог в развитииеще одной грани человеческой духовности — это значит, что он расширил границыискусства. Если художник увидел и почувствовал новый поворот в человеческихотношениях, новую степень их напряженности, которые еще не были замеченыдругими художниками или, по крайней мере, показал эти грани и новые поворотыярче, сильнее и глубже других художников – он расширил границы искусства. Этимудивительным делом художники могут заниматься бесконечно долго, тысячелетиями,вместе с развитием человеческой духовности все в новых и новых обстоятельствах.Будут меняться стили, направления и жанры искусства, будут растипрофессиональное мастерство и виртуозность техники, будут меняться самитехнические средства, которыми пользуются художники, но неизменным останетсяцель и область искусства — выявление, изучение и консервирование для будущихпоколений все новых и новых граней развития человеческой духовности. Вотединственно возможное направление расширения границ искусства и здесь же,одновременно, необходимое условие существования искусства. Умирание,уничтожение или самоуничтожение искусства в таком понимании слова будетозначать скорую и безусловную гибель самой человеческой цивилизации.
Цель искусства — осознание, изучение, объяснение исохранение процесса совершенствования человеческой души на примерах развитиясамых разных человеческих судеб в различные эпохи человеческой истории. Задачахудожника — сознательно или интуитивно почувствовать некое движение илиразвитие человеческой души и столь сильно воспроизвести это движение в своемпроизведении, чтобы захватить эмоционально любого человека, соприкоснуться стаким подлинным произведением искусства. Искусство — единственная формачеловеческой деятельности, которая прямо совпадает с целью Творения — развитиеми совершенствованием человеческой души.
Огромное количествотворческих произведений преследует совершенно другие цели. Эти произведенияочень похожи на произведения искусства, но принципиально отличаются от них. Впервую очередь мы должны вспомнить произведения замечательных мастеров италантливых художников, которые создают совершенные профессиональные творения,но никак или почти никак не затрагивают процесс развития человеческой души. Этипроизведения украшают человеческую жизнь, развивают вкус, увеличивают комфорт,развлекают, забавляют, заполняют досуг. Сюда можно отнести и прикладныеискусства ювелиров, дизайнеров, мебельщиков и многое другое. Концептуальноеискусство заканчивается полным торжеством абсурда и является совершеннологичным и закономерным завершением развития европейской культуры по путигуманизма и либерализма. Авангардное искусство берет на себя значительную долюответственности за процесс разрушения духовности. Бездуховное искусство ведет кбездуховному обществу биологических роботов, которые озабочены толькофизиологическим комфортом и потому неинтересны и бесполезны для Создателя.Торжество таких биосуществ враждебно смыслу всего Творения, и уже поэтомуобщество биологических роботов фатально обречено на самоуничтожение.
В принципе, ставитсяболее или менее знак равенства между понятиями «современное искусство» и«актуальное искусство». Это то искусство, которое существует в галереях,еще не музеефицировано, в сущности.
современное искусство —то, которое не признано классическим.
Альтернативное искусство. Термин «граффити»применяется для классификации, как правило, запрещенного законом вида искусств,в рамках которого предпринимаются попытки установить разновидность связаннойкомпозиции посредством рисунков и надписей, создаваемых индивидуально либогруппами на стенах или других поверхностях, визуально доступных публике.Авторами граффити чаще всего выступают непрофессиональные художники. Даже наЛуне американские астронавты оставили о себе память в виде граффити. Поэтомукак форма искусства и средство выражения взглядов оно гибко, всеохватывающе исвободно от цензуры. Граффити можно рассматривать как конкретный манифестперсональной и общественной идеологий, очень эффективный в плане визуальноговоздействия на людей.Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, чтограффити является культурным феноменом, в той или иной форме встречаемым влюбом обществе.
Сущность и социальнаяроль искусства
Искусство – одна из форм общественногосознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовногоосвоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так илииначе связанных с человеком. Искусство возникает на самых ранних стадияхразвития общества и постепенно становится мощным орудием осознания мира,великим средством духовного формирования человека. Понять искусство можно,учитывая его предмет, содержание, функции, которые оно выполняет в обществе испецифический способ отражения действительности.
Искусство имеет сходствои различия с другими формами общественного сознания. Так же, как наука, онообъективно отражает реальность, познает ее важные и существенные стороны. Но вотличие от науки, которая осваивает мир с помощью абстрактно-теоретическогомышления, искусство познает мир посредством образного мышления. Действительностьпредстает в искусстве целостно, сущность выступает в богатстве своихчувственных проявлений, единичных и уникальных. Одновременно «великое»искусство глубоко проникает в сущность рассматриваемых явлений, раскрывая ихистинную природу.
Искусство как особаяспецифическая отрасль духовного производства осваивает действительностьэстетически. Важной стороной искусства является его отношение к жизненному,духовно-практическому опыту человека. Искусство обращено не только в настоящее,но и в прошлое и будущее, в мир фантастики и мечты.
Все сказанное делаетискусство мощным фактором развития человеческой личности. Специфическая функцияискусства состоит в том, что оно конденсирует многообразие накопленногочеловечеством опыта в процессе живых взаимоотношений человека с миром, а непутем усвоения готовых результатов. В искусстве запечатляется не только итогэстетического познания явлений, а сам процесс оценки и эстетической обработкипознаваемого объективного и субъективного мира.
Художественный образкак основная категория искусства. Художественный образ часто понимается как часть иликомпонент произведения искусства. Но художественный образ можно понимать и какспособ бытия произведения искусства, взятого в целом. В этом случае имеется ввиду выразительность произведения, его впечатляющее воздействие, энергетическоеи смысловое, на зрителя или слушателя. Неразрывная связь художественного смыслас материальным, чувственным воплощением отличает художественный образ отнаучного понятия, абстрактной мысли. Основанием многих эстетических эффектов вискусстве служит экономия художественных средств – времени, пространства,энергии, материалов, числа элементов или операций.
Признак мастерства италанта художника – не расширять без необходимости знаковые средства художественногообраза. Если такое расширение не ведет к обогащению содержания художественногообраза, эстетическая значимость искусства понижается. Важнейшим факторомудержания внимания в процессе восприятия художественного образа являетсясотворчество воспринимающего. Сотворчество держит внимание воспринимающего втворческом напряжении.
Удержанию внимания ипродлению эстетического удовольствия способствует и такой прием, какконкретизация. Если художественный образ конкретен и богат признаками,деталями, эстетическими знаками низшего уровня, то по мере того, как одни знакиисчерпывают свою эстетическую информативность, другие вступают в «игру».Оптимальной является форма простая, легко воспринимаемая, позволяющая верносхватить целое, но в тоже время допускающая углубление в детали и открытиеновых ступеней иерархии.
Когда удержание вниманияи эстетического удовольствия становится трудно или невозможно, применяютсяприемы переключения внимания на новый знаковый стимул. Одним из важнейших такихприемов является контраст: каждый стимул художественного образа сопровождается– в пространстве или во времени – другим, противоположным, контрастнымстимулом. Громкое сменяется тихим, медленное – быстрым, темное – светлым,большое – малым, высокое – низким и т.п.
Элитарная культура — вид культуры, характеризующийсяпроизводством культурных ценностей, образцов, которые в силу своейисключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей (элите).
Концепция элитарногоискусства — социально-философские и эстетические теории, обосновывающиесуществование специфических форм искусства, создаваемых в расчете на то, чтоони будут поняты элитой общества.
Культура — совокупностьматериальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения,норм, способов и приемов человеческой деятельности:
— отражающая определенныйуровень исторического развития общества и человека;
— воплощенная впредметных, материальных носителях; и
— передаваемаяпоследующим поколениям.
Элитарное искусство (от французского elite — лучшее,отборное), искусство, ориентированное, по мысли его создателей, на небольшуюгруппу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, в силу которойони должны оцениваться как лучшая часть общества, его элита. Элитарноеискусство — специфические формы искусства, создаваемые в расчете на то, что онибудут понятны лишь небольшой группе людей, обладающих особой художественнойвосприимчивостью (элите).
Эстетизм — отношение кискусству как к предмету утонченного наслаждения, доступного только избраннойчасти общества (элите).
Массовое искусство— понятие, противоположное элитарномуискусству, к которому относят произведения высокой культуры прошлого исовременности. Массовое искусство рассчитано на самый широкий круг зрителей,общедоступное, простое по форме, не требующее специальной подготовки дляпонимания. К массовому искусству относят произведения, распространяемые черезсредства массовой коммуникации (кино, телевидение), печатную графику,популярную музыку, продукты художественной индустрии, рассчитанные наусредненный вкус широкого потребителя, упрощенные и необладающие высокойхудожественной ценностью.
Функции массовойкультуры — адаптацияискусства для непосвященных, отвлечение людей от реального мира. В популярной игламурной культуре главное — принцип потребления.
Говорят: тиражируемаяработа утрачивает следы глубоко личного. Идею гламуром не убьешь! Круто, круто,когда человек что-то сам нарисовал. Обезличивание художников и музыкантов(отличный пример — электронная музыка) идет масштабное. Но истинного генияобезличить нельзя! Иногда поп-арт — искусство высокого профессионализма.
Для массовой культурыхарактерен антимодернизм и антиавангардизм. Если модернизм и авангардстремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперируетпредельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Вся культураобъявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Этозвучит парадоксально, но это так.
Классическое искусство – период так называемых «большихстилей», охватывающий историю искусства от Древнего мира до рубежа 19–20 вв.Представляет художественные традиции, «достигшие в себе полноты и задающиенорму для будущего», формирует общепризнанный образ искусства – искусства кактакового.
Список литературы.
1. Выгодский Л. С.Психология искусства — М., 1968.
2. Ильина Т.В.Введение в искусствознание.
3. Калошина И. П.Структура и механизмы творческой деятельности. — М., 1983.
4. Ломоносова. В.М.-М.: Изд-во МГУ, 2005, С. 53 — 55.
5. Мейлах Б. С.Психология художественного творчества: предмет и пути исследования. — В кн.:Психология процессов художественного творчества. Л., 1980.
6. Мейлах Б. С.(ред.). Содружество наук и тайны творчества. — М., 1968.
7. Научноетворчество. — М., 1969.
8. Пономарев Я. А.Психология творчества. — М., 1976.
9. Проблемы научноготворчества в современной психологии. — М., 1971.
10. Пушкин В. Н.Эвристика — наука о творческом мышлении. — М., 1967.
11. Творческийпроцесс и художественное восприятие.— М., 1978.
12. Тихомиров О. К.(ред.). Психологические механизмы исследования творческой деятельности. — М.,1975.
13. Художественное инаучное творчество. — Л., 1972.
14. О ролисовременного искусства в формировании национальной идентичности // Диалогцивилизаций: история, современность и перспективы…
15. Статуссовременного художника: социально-философский анализ. Серия Философия. 2003.
16. Индивидуальное вискусстве и в профессии художника // Индивидуальные различия и проблемыиндивидуальности. 4.2. М.: Уникум — Центр, 2004,.
17. Цена и ценностисовременного искусства // Социально-гуманитарные знания — М., 2004.
18. Инсталляция всовременном искусстве — новая структура восприятия.Пространство современногоискусства: теория и практика. 2006.