Реферат по предмету "Культура и искусство"


Авторская матрешка

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МАТРЁШКИ
1.1.Историявозникновения и развития Русской матрешки
ГЛАВА2.ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ТЕХНИКА АВТОРСКОЙ РОСПИСИ МАТРЕШКИ
2.1. Изготовление матрешки
2.2.Технология изготовления матрешки
ГЛАВА3. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОССОБЕНОСТИ РУССКИХ МАТРЕШЕК
3.1.Семеновскаяматрешка
3.2.Полхов-майданскаяматрешка
3.3.Сергиевскаяматрешка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
 
«Матрешка»
Словно репка она крутобока
И под алым платочком нанас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черныхсмородинок-глаз.
Как две радуги выгнутыброви.
Губы — мака пунцовыйнаряд,
И румянцем, свежееморкови,
Глянцевитые щеки горят.
Так же с третьей,четвертой и пятой —
Вынимай их одна задругой!
Пусть становятся в ряд,что солдаты
Рдеют щеки и брови —дугой.
Бус цветнистых на нихмы нанижем,
А милей они чопорныхдам,
И дивятся им Лондон сПарижем.
И, должно быть,завидуют нам.
Всеволод Рождественский.
Матрёшка(уменьш. от имени «Матрёна», восходящего к латинскому слову «Matrona» — знатная дама,мать семейства) — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшегоразмера. Число вложенных кукол обычно шесть или более. Почти всегда оницилиндрической формы. У них нет рук (они просто нарисованы). По традициирисуется женщина в сарафане, хотя внутри может быть и мужчина. Самой маленькойфигурой, которая уже не раскладывается, является ребёнок. Темы для рисованиямогут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей.
Матрёшка являетсяодним из самых популярных сувенировдля иностранных туристов в России.
Матрёшка – это полаявнутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, вкоторую вставляются другие такие же куклы меньшего размера. Хотя матрёшка изавоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. Посамой распространённой версии история матрёшки берёт своё начало в Японии.
Самым распространеннымна Руси именем была Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и назвалидеревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным.
Первые русские матрёшкибыли созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоениюпонятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточнодорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появленияпервой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок.Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные иполные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, сцветами.
Русская матрёшка сталанастолько известной особой, что заказы стали поступать даже из-за границы. Вначале XX столетия начался настоящий матрёшечный бум. Кроме традиционнойдевушки в сарафане, появились изображения пастушков с дудочкой, бородатыхмужичков, женихов и невест. Позже появились тематические матрёшки,изображавшие, например, персонажи литературных героев. Так, к столетиюН.В.гоголя была выпущена серия матрёшек – героев гоголевского «Ревизора».Фантазиямастеров не знала границ. Сегодня достаточно популярны матрёшки, изображающиеисторических и политических деятелей. Но основное предназначение матрёшки — преподнести сюрприз – остаётся неизменным.
Тема моейэкзаменационной работы: «Авторская матрешка» (два пятиместных набора).
Цель работы: На основе полученныхмною знаний в течение года выполнить авторскую матрешку, состоящую из 2-хкомплектов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующиезадачи:
— изучать информацию поросписи, историю матрёшек;
— изучить материалы,используемые при выполнении росписи;
— провести поискавторской композиции, работать с эскизным материалом, разработать собственныйэскиз;
— систематизироватьсобранный поисковый материал и написать теоретическую часть экзаменационнойработы;
— выполнить авторскуюроспись двух пятиместных матрёшек на основе разработанных эскизов;
— проанализироватьвыполненную работу и сделать выводы.
Теоретическая частьэкзаменационной работы содержит введение, три главы, заключение, приложение исписок литературы.
В первой главепредставлена история появления матрешки, излюбленные мотивы, используемыехудожниками при росписи матрёшек. Во второй главе представлена технологиявыполнения: традиционная, которой пользовались старейшие мастера, исовременная, которой пользуются сейчас. В третьейглаве раскрыты основные стилистические особенности русской матрёшки.
В заключении даетсяоценка проделанной работы, сделаны выводы.
Также представленсписок литературных источников, присутствуют приложения, в которые входятцветные иллюстрации.
Практическая частьдипломной работы состоит из двух пятиместных матрёшек, расписанных авторскойросписью.
Все представленныеположения выносятся на защиту.

ГЛАВА1. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МАТРЁШКИ
 
1.1История возникновения и развития Русской матрешки
Знаменитаярусская матрешка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнююисторию. За этот сравнительно небольшой исторический период матрешка сталаодним из всеобъемлющих образов России, символом русского народного искусства. Внастоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписиматрешек. Это подмосковный Сергиев Посад, нижегородские центры в городеСеменове, в селах Полховский Майдан и Крутец. Известны вятские, тверские,марийские, мордовские расписные матрешки. Искусство росписи матрешки шагнуло запределы России, центры по ее росписи появились на Украине и в Белоруссии.Русская деревянная расписная матрешка появилась в России в 90-х годах XIX векав период бурного экономического и культурного развития страны. Это было времяподъема национального самосознания, когда в обществе все настойчивее сталпроявляться интерес к русской культуре вообще и к матрешке в частности. В связис этим возникло целое художественное направление, известное под названием«русский стиль». По сей день матрешка остается символом материнства,плодородия, поскольку матрешка с многочисленным матрешкиным семействомпрекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческойкультуры. Первая русская матрешка, выточенная по эскизам С.В.Малютина лучшимматрешечником из Сергиева Посада В.Звездочкиным, была восьмиместная. Задевочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все матрешкиотличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спеленутогомладенца. Идея создания разъемной деревянной матрешки была подсказанаС.В.Малютину японской игрушкой, привезенной с острова Хонсю женойС.И.Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, вкоторой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы,кстати, утверждают, что первым выточил подобную матрешку на острове Хонсюрусский монах. Технологию изготовления матрешки российские мастера, умевшиевытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например,пасхальные яйца), освоили с легкостью. Как правило, материалом для матрешкислужат такие породы деревьев, как липа и береза. Деревья, предназначенные длявыделки матрешек, спиливают обычно ранней весной, очищают от коры, оставляяобязательно в нескольких местах кольца коры для того, чтобы при сушке древесинане трескалась. Подготовленные таким образом бревна укладывают штабелями, чтобымежду ними остался зазор для прохождения воздуха. Обычно заготовленнуюдревесину выдерживают на открытом воздухе несколько лет, чтобы довести ее доопределенной кондиции, не допуская пересушки или недосушки. Для того, чтобывыточить на токарном станке матрешку, токарю необходимо незаурядное мастерство,умение пользоваться сравнительно небольшим набором казалось бы несложныхинструментов — ножом и стамесками различной длины и конфигурации. В настоящеевремя русская матрешка переживает своеобразный ренессанс, связанный,по-видимому, с тем огромным интересом в мире к России, начавшимся в нейпеременам в экономической, социальной и культурной жизни. Оживлениеэкономической жизни дало возможность беспрепятственного существования различныхнебольших частных мастерских по изготовлению и росписи русских деревянныхматрешек. Особенно много подобных мастерских появилось в Москве и ееокрестностях, где существует обширный рынок сбыта матрешек. Наибольший интересстала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином традиционномстиле, а авторская матрешка, выполненная художником-индивидуалом,профессионалом или любителем. Появились различные варианты русской матрешки,одетой в народную одежду, в облике которой угадываются черты первой русскойматрешки С.В.Малютина. Фантазии современных художников нет границ. Традиционныйтип сергиево-посадской матрешки, держащей в руках какой-нибудь предмет, внастоящее время дополнился многочисленными вариантами матрешек-девушек, женщин,иногда даже пожилых, с корзинками, полными фруктов, самоварами, лукошками, различнымиковшами и кувшинами. Предметы, которые матрешки держат в руках, превращаются всвоеобразные натюрморты. Возродился и классический образец матрешки смногочисленной семьей. При этом главной матрешкой часто является образ мужчины,главы семейства, представленного со своим потомством. Утратив серьезность ирепрезентативность ранних Сергиево-Посадских «семейных» матрешек,современный тип матрешки-семьи, поданный художником с известной долей юмора,приобрел вместе с тем теплую и уютную атмосферу большой дружной семьи. По-прежнемунаиболее популярными остаются колоритные персонажи — цыганки, представителиразличных национальностей, служители культа. Большой любовью у ценителейрусского народного искусства пользуется исторический тип матрешки: бояре ибоярышни, представители дворянства и купечества дореволюционной России. Пышные,богатые в декоративном отношении одежды исторических персонажей даютвозможность художникам разнообразить и декоративные решения росписи матрешек.Это могут быть матрешки в древнерусском сарафане, тщательно выписанномхудожником со строгим соблюдением этнографических подробностей народной одежды.Новым для искусства русской матрешки стало обращение к традициям иконописи. Какправило, в решении образов богоматери, Иисуса Христа, апостолов и святыххудожники используют иконописную технику. Рассматривая матрешку как некуюизобразительную поверхность, они стремятся написать на ней икону, а не облечьматрешку в одежды того или иного изображаемого святого. Характерная чертаискусства современной авторской матрешки — ее живописность. Использоватьматрешку как поверхность, на которой художник размещал бы то или иноеизображение, будь то сказка или пейзаж, пытались еще на рубеже веков во временастановления искусства русской матрешки. По типу росписи фартука различаютнесколько разновидностей матрешек. Первыми среди них могут быть названыматрешки, на фартуке которых изображены памятники архитектуры. Такаякукла-матрешка представляет собой памятный сувенир, с которым может бытьсвязано посещение того или иного исторического места. Часто используютсяизвестные картины русских художников-пейзажистов: А.К.Саврасова, В.Д.Поленова,И.И.Шишкина, В.М.Васнецова. Для росписи матрешек художники выбирают пейзажи исюжеты, связанные с национальным своеобразием России. Все большеераспространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты изрусских народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническиммастерством, воспроизводят эти сцены в технике лаковой миниатюрной живописидекоративного Палеха или реалистического Федоскина. Заметнее становитсятенденция использовать в росписи современной матрешки декоративные мотивы,характерные для традиционных центров русской народной культуры. Отдельныемастера из Семенова используют в росписи матрешек приемы традиционнойхохломской росписи. Все чаще можно встретить матрешки «под Гжель», матрешки«под Жостово», матрешки «под Палех». Любимым персонажем авторской матрешкиостается русская женщина. На первый взгляд может показаться, что к этомутрадиционному образу трудно что-либо добавить. Но современный художникизвлекает из него неожиданную свежесть, отдаваясь игре воображения. Совершенноновым явлением в росписи русской матрешки является так называемая политическаяматрешка, которая представляет собой целую галерею русских царей, российских изарубежных государственных, общественных деятелей. Роспись матрешек,изображающих современных политиков, носит несколько шаржированный характер. Ктипу политической матрешки можно отнести матрешки, воспроизводящие образцыпопулярных артистов, спортсменов. Роспись матрешки как бы вбирает в себя всеяркое, свежее, актуальное, связанное с обновлением и возрождением общества,происходящими в России в конце XX столетия.

ГЛАВА2.ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ТЕХНИКА АВТОРСКОЙ РОСПИСИ МАТРЕШКИ
 
2.1 Изготовление матрешки
По давней традиции опопулярных игрушках слагают легенды. В этом отношении матрешка не исключение.Рассказывают, что в конце 19 века в семью Мамонтовых — известных русскихпромышленников и меценатов — то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-топривез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи, котораяоказалась с «сюрпризом», — она разымалась на две части. Внутри неебыла спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок… Всеготаких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно это и натолкнулона создание русскими мастерами нашей матрешки. Матрешка — от имени Матрена.Местом рождения новой игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира,стала мастерская «Детское воспитание» А.И. Мамонтова в Москве, где с1898 года работал токарь В.П. Звездочкин. Поэтому с этого времени можноотсчитывать возраст матрешки. Несмотря на московское происхождение, настоящейродиной матрешки все же стал подмосковный Сергиев- Посад — крупнейший в Россиицентр кустарного производства игрушек, своеобразная «игрушечнаястолица». Массовое производство матрешек началось после всемирной выставкив Париже 1900 года, где русская игрушка успешно дебютировала. Повлияли на это иизвестные русские сезоны С.П. Дягилева. С 1909 года русская матрешка сталапостоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарныхизделий, проходившего в начале 20 века в Лондоне. После переименования в 1930году Сергиева- Посада в Загорск стиль росписи матрешек стал именоваться«загорским». «Загорский стиль» — подчеркнуто живописный, собилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты — сменился в 1930 годуболее экономным и близким к первоначальной идее С.В. Малютина (художник,создавший свой знаменитый «брендеевский» стиль вдекоративно-прикладном искусстве, например: «бычок в камергерскомкостюме»). При упоминании о «загорской» матрешке перед глазамивстает изображение круглолицей русской девушки в платке и прикрытом передником сарафане,расписанных сочно и ярко несложными цветами, листьями и точками. В росписиобычно используются 3-4 цвета — красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий- с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.После социалистической революции изготовление матрешек приобрело массовыйхарактер. Открылась фабрика. В форме и росписи игрушки до конца 1980 годачувствовалась упрощенность, связанная с необходимостью их дальнейшеготиражирования. Помимо «загорских» матрешек за рубежом пользовалисьизвестностью «семеновские» и «мериновские» матрешки (селоМериново близ города Семенова в Нижегородской области славилось своимитокарными изделиями). В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил«сергиевскую» игрушку. Арсентий Федорович выточил сам похожую форму ивместе с дочерьми расписал ее по-своему. С тех пор это ремесло и по сей деньостается основным для мериновских мастеров. Отличительные черты«семеновского» стиля — незатейливое решение образа, но более яркое исвоеобразное по росписи, напоминает пышный букет. Почти одновременно с«мериновскими» игрушками в Поволжье появилась еше одна матрешка — вселе Полховский Майдан, или Полхов Майдан в простонаречии. Особенности«полховской» матрешки: подчеркнуто вытянутая форма (столбик), сжестко очерченной головой. «Цветы с подводкой» — роспись попредварительно нанесенному черному контуру — типичная роспись в ПолховскомМайдане. Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается типматрешки — родом из Вятки. В вятской росписи используется инкрустация соломкой.При всем изобилии сюжетов и способов оформления матрешки на сегодняшний деньпопулярен «сергиевский» стиль: обязательно шаль, передник и сарафан, при этом смелое сочетание цветов и русских традиций. Одинаковой популярностьюпользуются «крестьянские» и «боярские» стили. Итак, длясамой популярной русской игрушки это десятилетие юбилейное. Коллекция матрешекв собрании Художественно- педагогического музея игрушки в Сергиевом- Посадеубеждает нас в идее, что эта деревянная фигурка была задумана именно какигрушка, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как форма, цвет,количество, размер.
2.2Технология изготовления матрешки
Шлифовка заготовки. Наноситькраску лучше всего на гладкую отшлифованную поверхность. В особых случаях следуетиспользовать также шпаклевку и грунтовку.
Нанесение клея. Клейна матрешке наносится в виде узора.
В будущем это послужитосновой для нанесения имитации позолоты — потали. Этот замечательный материалпридает изделию золотой блеск и неповторимость.
Нанесение потали.
Современные технологиии материалы позволяют творить чудеса и превращать деревяшку в произведениеискусства. Между прочим, произведения современных мастеров народных промысловпо качеству исполнения и зрелищности во многом превосходят изделия древниххудожников.
Прорисовка фона.

ГЛАВА3. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОССОБЕНОСТИ РУССКИХ МАТРЕШЕК
 
3.1Семеновская матрешка
Семенов — крупнейшийстаринный центр художественной обработки дерева. В IX веке Семенов называли«ложкарной столицей» России, Первоначально изготовление игрушек было побочнымремеслом для семеновских умельцев. Мастера использовали для игрушек отходы отпроизводства ложек. Но внесли в ее характер заволжский колорит, придав ей своюформу, своеобразно ее расписав. Первая матрешечная артель была создана вСеменове в 1929 году. Артель объединяла мастеров-игрушечников города Семенова иблизлежащих деревень. Кустари делали здесь топорную игрушку, точили матрешки.Артель поначалу объединяла не более 2-х десятков человек, в основном,надомников. Затем на базе артелей создаются общественные мастерские.Художественная фабрика «Семеновская Роспись» была образована в 1932 году.Сохраняя и развивая местные традиции, мастера фабрики добились больших успеховв изготовлении художественных изделий. На основе матрешки стали разрабатыватьсяновые сувениры, происходит совершенствование росписи. Появились новые элементыцветов, а сама роспись получила название «семеновской».
Семеновские токарисоздали свою форму матрешки — она более стройная, относительно тонкий верх еерезко переходит в утолщенный низ. Фигурки тщательно прошкуривают, грунтуюткартофельным клейстером и сушат.
В Семенове матрешкиделают в соответствии с местными традициями — оставляют больше не закрашенногодерева, расписывают анилиновыми красками, а потом лакируют. Вначале художникинамечают тонким росчерком контуры лица — делают глаза, губы, наводят румянец.Затем они «одевают» матрешку в платок, юбку, передник, пририсовывают ей руки.Самое главное — роспись фартука. Именно по крупной цветовой росписи фартукасеменовская матрешка легко узнаваема. Букет пышных цветов главенствует над всем— он больше лица, он почти в рост игрушки. Роспись фартука самобытна, цветынеожиданны. В природе таких нет — это всегда плод фантазии художников, Восновном, художники используют три цвета — красный, синий и желтый, варьируясочетания цветов в росписи платка, сарафана и фартука. Найденное цветовоерешение закрепляется в самом крупном цветке фартука. Его по давней традициипишут чуть справа. Каждая матрешка имеет свой характер и наряд, свое образноерешение. Семеновская матрешка давно стала национальным сувениром. С 1932 годасеменовцы радуют взрослых и детей всего мира, создавая новые образцы этойудивительной, неповторимой игрушки — сувенира.
3.2Полхов-майданская матрешка
Это соседка семеновскойматрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области.Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и усеменовской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос,платок ниспадает с голо вы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветкишиповника, ягодки и яблочки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подругона будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.
Сейчас почти каждаяобласть и республика делают своих матрешек. Известны белорусские матрешки,которых изготавливают в городах Жлобине и Бресте, марийские матрешки изЙошкар-Олы, матрешки из Вятки, чей наряд, кроме росписи, украшает соломка, естьмузыкальные матрешки и много-много других. Почти одновременно с мериновской вПоволжье появилась еще одна матрешка – в большом селе Полховский Майдан, илиПолхов Майдан, как его назвали в простонаречии.
Своейформой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских исеменовских матрешек. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие отмногоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали матрешек с маленькой, жесткоочерченной головкой до примитивных одноместных матрешек – столбиков итолстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строитсяна сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительнонанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая вПолховском Майдане роспись матрешки, более близкая и “пестрение” – украшениепри помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.
МастераПолховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешкианилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красителиразводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевской матрешки производитсябез предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, аинтенсивность цвета достигается при помощи лакировки.
3.3Сергиевская матрешка
Промысел возникпредположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII — XIX веков.Нет точных данных о времени создания в этом городке первой игрушки, ноизвестно, что еще в XV веке при Троице-Сергиевом монастыре существовалиспециальные мастерские, в которой монахи занимались объемной и рельефнойрезьбой по дереву.
Тематика Сергиевскойручной деревянной игрушки была достаточно разнообразной, что объяснялось,прежде всего, выгодным географическим положением промысла. Близость Москвы инепосредственное соседство Троице-Сергиевой Лавры, привлекающей огромноеколичество богомольцев, оказали большое влияние на выбор сюжетов. Игрушкаотразила многие стороны русской жизни, события того времени, особенности бытаразличных слоев населения.
Прочное место в сюжетахСергиевских кустарей занимали бытовые темы. Постепенно формировались основныетемы кукол, ставшие своеобразным Сергиевским каноном.
С начала 80-х годовпрошлого столетия в результате обострения конкуренции со стороны частныхигрушечных фабрик на промысле начался период упадка. На это обратило вниманиеМосковское губернское земство. В 1890 -х годах земство оказало помощь всохранении стабильного развития кустарного производства, в том числе иигрушечного. На промысел были приглашены профессиональные художники, педагоги,экономисты, которые впервые попытались разобрать новые образцы игрушек насерьезной научной основе. Для улучшения состояния промысла в Сергиевом Посаде в1891 году была открыта учебно-показательная мастерская под руководством В.И.Боруцкого.
Мастера живореагировали на происходящие в мире события, легко подхватывали оригинальныеидеи и новые технологии. Поэтому фигурка девочки в платочке, напоминавшаямногих соседских Машек, Парашек и Матрешек, вызывала интерес Сергиевскихигрушечников благодаря оригинальности конструкции и своему народному характеру.
Появление в России всамом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот периодвремени в среде русской художественной интеллигенции не только начали всерьеззаниматься коллекционированием произведений народного искусства, но и пыталисьтворчески осмыслить богатейший опыт национальных художественных традиций.Помимо земских учреждений, на средства меценатов организовывались частные художественныекружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художниковобучались мастера и создавались разнообразные предметы быта и игрушки в русскомстиле. В качестве примера можно назвать мастерские Н.Д. Бартрама под Курском,графини Н.Д. Тенишевой в Талашкино.
Вероятнее всегомассовое производство матрешек непосредственно в Сергиевом Посаде началосьпосле всемирной выставки в Париже 1900 года после успешного дебюта в Европеновой русской игрушки.
В 1904 году мастерская- магазин «Детское воспитание» закрылся, а весь его ассортиментперешел в земскую учебно-показательную мастерскую в Сергиевом посаде. В этом жегоду мастерская получила из Парижа официальный заказ на изготовление большойпартии матрешек. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ееформы и декоративностью росписи, но и, вероятно, своеобразной данью моде на всерусское, распространившейся в начале XX века во многом благодаря «русскимсезонам» С.П. Дягилева в Париже.
Массовому экспорту Сергиевскойматрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге.В 1911 году сЛейпцигской ярмарки даже была привезена японская подделка, которая представляласобой точную копию Сергиевской матрешки, отличаясь от нее лишь чертами лица иотсутствием лакового покрытия. Сам по себе этот факт говорит не в пользу версиио японском происхождении матрешки.
Силуэт и стиль росписиматрешки в Сергиевом Посаде менялись с течением времени. В начале XX векабольшое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей,поощряемое Московским губернским земством. В период с 1900 по 1910 годпоявились серии матрешек, изображавших древнерусских витязей и бояр, причем ите и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетияОтечественной войны в 1912 году были изготовлены «Кутузов» и«Наполеон» со штабами.
Не был обойденвниманием матрешечников и любимый народный герой Степан Разин с его ближайшимисподвижниками и персидской княжной.
В качестве сюжетовросписи матрешек использовались и литературные произведения русских классиков — «Сказка о царе Султане », «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, «Конек — Горбунок » П.П. Ершова, басня «Квартет»И.А. Крылова и многие другие…
100- летний юбилей Н.В.Гоголя в 1909 году так же был отмечен появлением серии матрешек, изображавшихгероев его произведений. Одним и тем же сюжетом могли быть расписаны цельные,неразъемные куклы и разъемные, полые внутри, укладки; в укладке моглинаходиться последовательно уменьшающиеся разъемные вкладыши или несколькоодинаковых неразъемных фигур.
В нижнюю, болеемассивную часть таких кукол и укладок иногда вставлялась металлическаясердцевина, превращая их в «неваляшек». Некоторые игрушки снабжалисьс внешней стороны дополнительными деталями, обточенными и вручнуюприкрепленными головными уборами, резными лотками со снедью и т.д.
Эти примеры говорят онеистощаемой фантазии Сергиевских кустарей и интенсивном поиске наиболееоптимальной формы образной токарной игрушки.
Постепенно утвердиласьи форма матрешки, наиболее близкая к первоначальной, и похожая на нее «неваляшка»,которую изготавливали в Сергиевом Посаде из папье-маше еще в XIX веке. А извсего разнообразия тем и сюжетов росписи наибольшее развитие получили бытовое,так как они отражали праздники и будни каждого кустаря, поэтому былиобщедоступны и любимы как мастерами, так и покупателями. Это женихи и невесты смногочисленными родственниками и гостями, цыганки, старообрядцы, урядники,купцы с чадами и домочадцами, компании за самоваром и нескончаемый ряд девчоноки мальчишек, взрослых баб и мужиков с корзинками, узелками, посудой, живностью,инструментом или угощением в руках.
Несмотряна московское происхождение, настоящей родиной матрешки всё же сталподмосковный Сергиев Посад – крупнейший в России центр кустарного производстваигрушек, своеобразная “игрушечная столица”.
В течениедесяти с небольшим лет производство матрешки в Сергиевом Посаде развивался какодин из видов оригинального авторского художественного творчества. В 1913 годубольшинство мастеров – изготовителей матрешки объединились в артель. Окончательноже “загорский” стиль росписи матрешки (как его стали называть послепереименования Сергиева Посада в г. Загорск в 1930 году) сложился в 1920-егоды, когда на смену подчеркнуто живописной “земской” манере с ее обилиемтщательно выписанных мелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный иблизкий к первоначальной идее С.В. Малютина.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кто-то из иностранцевназвал матрешку “загадкой и символом России”, что дало повод для серьезныхфилософских рассуждений на эту тему. Коллекция же матрешки в собранииХудожественного – педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде убеждает насв обратном – в идее своей эта деревянная фигурка была задумана как игрушка,которая способствует освлению ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество,размер.
История развитиярусского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях,позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес ккоторым не утрачивается и по сей день.
Как известно,выполнение любого изделия требует много времени, сил и определённогомастерства. На работу ушло достаточно большое количество времени. Много времениушло на разработку эскиза, наверно это было самым сложным. Для матрешки«Цыганки» я долго искала какими цветами украсить ее сарафан, очень многопересмотрела литературы и наконец, нашла, народный орнамент этого народа.Орнамент на платок как то сам по себе был придуман, благодаря первомуорнаменту, полукруглые цветы были дополнены вторым полукругом. Со второйматрешкой было уже значительно легче, потому что я уже представляла как еёделать, да и руки уже не так дрожали как над первой. Думаю, что следующиекомплекты будут еще лучше. Также много времени ушло на практическую частьработы. Хоть это было и сложно, я думаю, что я справилась с заданием, Это былоочень увлекательно. Роспись матрешек не проста, так как требует очень многотерпения, усидчивости, ну и конечно же мастерства.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1.ПервушинаО.М. Столбова В.Г. Природа и творчество. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003
2.Русскаяматрешка. М.: Мозаика 2003
3.Народныехудожественные промыслы. общ. ред.
4.М.А.Некрасовой и др. – Мн.: Мисанта, 2004
5.Мифыв искусстве. Рене де Моран М.: ИНФРА-М, 2005.
6.Народное искусство: художественные промыслы СССР. СПб.: Питер, 2003./>
7.БакушинскийА.В. Русские художественные лаки // Искусство 1933 №6.
8.БакушинскийА.В.Федоскино и Жостово (лаки) //В Кл.: Народное искусство в художественныхпромыслах. Т.-М.-Л., 1940.
9.БогуславскаяИ.Я. Цветы Жостово // В Кл.: Добрых рук мастерство. — Л., 1981.
10.ВасиленкоВ.М. Выставка русских художественных лаков // Промысловая кооперация 1933 №3
11.ГрафовБ.В. Задачи художников Жостово // В Кл.: Творческие проблемы современныхнародных, художественных промыслов. — Л., 1981.
12.ДьяковЛ.А. Проблема художественного качества в искусстве Федоскино и Жостово // Всб.: Проблема народного искусства-М., 1982.
13.ИсаевА.А. Промыслы Московской губернии Т.2-М., 1876.
14.Избранныетруды. М.,1962
15.КоромысловБ.И. Букет цветов. — М., 1962.
16.КоромысловБ.И. Жостовская роспись-М., 1977.
17.КрапивинаИ.А. Из истории жостовского промысла (ХIХ-нач. ХХ в.)// В кл.:
18.Русскийгород (исследование и материалы). Вып. Б.-М., 1982.
19.Русскаяматрешка. Редактор Н.А.Федорова «ИНТЕРБУК»1992.
20.Росписьпо металлу // В кл.: Русское декоративное искусство Т.3.-М., 1965.
21.Русскаянародная роспись по дереву. М.,1970
22.СоловьёваА.И. Эстетика жостовского подноса // В кл.: Искусство лаковой миниатюры идекоративной росписи по металлу. сб. научных трудов НИИХП.-М… 1990.
23.Северныесокровища. Архангельск,1980
24.Современноенародное искусство России. Л.,1980
25.Современноенародное искусство. М.,1975
26.Самоеблизкое искусство. М.,1968


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.