«Сгущенный разумчеловечества»(Эстетические и внеэстетические характеристики канона)
Т. В.Юрьева
Всветском сознании понятие «канон» чаще всего ассоциируется лишь содной стороной его существования — художественной. Но еще А.Ф.Лосев, пытаясьопределить понятие художественного канона, отмечал чрезвычайную«разноречивость и запутанность представлений о его сущности». Он неговорит о причинах такого положения. На наш взгляд, одной из них является то,что канон для культур канонического типа — понятие более широкое, имеющее какэстетические, так и внеэстетические аспекты, и рассматривать любые егопроявления необходимо, учитывая всю его целостность. Как отмечает известныйисследователь средневековой древнерусской эстетики В.В.Бычков, «являяськонструктивной основой художественного символа, канон, как правило, не былносителем эстетического (или художественного) значения. Оно, однако, возникалона его основе в каждом конкретном произведении искусства» [3.С.156].
Определяя(по Лосеву) художественный канон как количественно-структурную модельхудожественного произведения, необходимо отметить, что количественныехарактеристики и структура модели определяются уже не эстетическими нормами,т.е. лежат вне художественной сферы.
Православныйканон как культурный феномен складывается в эпоху средневековойвосточно-христианской культуры. Сразу оговорюсь, что в данном случае неделается различий между византийской и древнерусской культурой, которыерассматриваются в целом как культура восточно-христианская, поскольку речь покаидет не о специфике, а об общих основополагающих моментах. Можно сослаться наавторитет С.С. Аверинцева, который писал в своей «Поэтикеранневизантийской литературы»: «Литературовед, которыйприсматривается к поэтике ранневизантийской литературы, как бы занимаетнаблюдательную позицию у самого истока устойчивых канонов, определившихсловесное искусство древней Руси и всего восточноевропейского… средневековья.» [1.С.7]. Общеизвестным является факт сильнейшеговлияния византийской духовной культуры на средневековые культуры Европы и Азии,и прежде всего — на культурный мир южных славян и Древней Руси. Особеннопоследовательно это влияние было ощутимо в сфере художественного мышления, такчто в отдельных случаях представляется возможным и показательным привлечениеканонических памятников древнеславянского искусства для подтверждения тех илииных положений византийской эстетики и наоборот.
Канон- понятие многозначное. В общей сложности его толкований около десятка. В силуспецифики средневекового христианского сознания все эти значения присутствуют ввосточно-христианской средневековой культуре, которая на ином уровне вернуласьк нерасчлененному философско-религиозно-художественному мышлению, причемрелигиозный аспект играл в этом синтезе определяющую роль. «Каноничность,как и ряд других характеристик византийской культуры, была теснейшим образомсвязана с системой миропонимания византийцев. Лежащая в ее основе идея образа,знака, сущности, принцип иерархичности и статичная система антиномий,требовавшая постоянного созерцательного углубления в одни и те же феномены(образы, знаки, формулы, тексты и т.п.), привели к организации культуры постереотипному принципу. При этом возник ряд стереотипных уровней: этикетностьпридворного церемониала, богослужебный канон, народные обряды, каноничностьлитературы и живописи и т.д. Все они в структуре общей культуры были тесносвязаны и оказывали друг на друга постоянное влияние» [2.С.146].
Таккакие же значения характерны для канона в средневековой культуре?
Канонбиблейский — совокупность книг Библии, признаваемых церковью«боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве«священного писания». В этом смысле сначала самое учение церквиназывается в древней Церкви (у Иренея Лионского и других) каноном, затемзначение перенесено и на состав тех книг, которые содержат в себе это учение (впервый раз это встречается у Оригена). Многие ученые, по примеру Земмера,объясняют слово «канон» в применении к священному Писанию в смыслекаталога или списка книг, назначенных для чтения в церкви.
Канонцерковный — правила в области догматики, культа, организации церкви,возведенные христианской церковью в закон.
Канон- жанровая форма византийской гимнографии, сложившаяся к VIII в., вытеснившаякондак как из сферы литературного творчества, так и из церковного обихода,обладает сложной структурой (он состоит из девяти песен, каждая из которыхчленится на ирмос и несколько тропарей).
Канон- форма многоголосной музыки, основанной на строгой имитации -проведении вовсех голосах одной и той же мелодии, в каждом последующем голосе вступающей дотого, как она закончилась в предыдущем.
Канонв изобразительном искусстве — система стилистических и иконографических норм,господствующих в искусстве какого-либо периода или направления. Вероятно, здесьимеется в виду понятие «художественный канон», и этот термин применимне только к изобразительному искусству, но и к искусству вообще.
Канон- произведение, служащее нормативным образцом.
Завсеми этими значениями лежит изначальное значение греческого слова«канон» как «норма», «правило» (в буквальномсмысле — прямой шест, всякая мера, указывающая прямое направление) [4].
ВДревней Греции композиторы, грамматики, философы, медики этим словом называлисвод основных положений или правил по своей специальности, имевшихаксиоматический или догматический характер. Эпикур называл логику каноникой[6].
Вкачестве самостоятельной эстетической категории канон был теоретически осмыслендревнегреческим скульптором Поликлетом (V в. до н.э.) в трактате«Канон». Разработанная Поликретом система идеальных пропорцийчеловеческого тела стала нормой для античности и, с некоторыми изменениями, дляхудожников Ренессанса и классицизма. [С.10. С.137]. Канон как термин сохранилсвою классическую и более позднюю классицистическую нормативность, но характернормы вышел за пределы античной антропометрии. Возникнув как конкретный канон определеннойметрической системы в скульптуре, понятие «канон» выходит за пределысвоего первоначального значения и переходит в более общую сферу правила кактакового.
Схудожественным каноном оказывается связана не только метрика, но и иерархия,символика, онтология. Канон приобретает гораздо более емкую и широкуюхарактеристику. Канонические признаки обнаруживаются и в явлениях культуры,предшествующих образцам античной Греции.
Чтоже касается средневековой эпохи, признаки канона как эстетической категории небыли разработаны у византийских мыслителей. Хотя понятие канона было достаточнопопулярным, оно употреблялось прежде всего в догматике, литургике.
Пожалуй,только у Михаила Пселла мы встречаем «канон», понимаемый в смыслеэстетической нормы. Высшей оценкой человеческой фигуры является еесопоставление со статуей, с «каноном» [8.С.254-255]. Ясно, что здесьПселл имел в виду каноничность античной пластики, возможно — знаменитый«Канон» Поликлета.
Тоже отсутствие эстетического термина «канон» мы наблюдаем и в ДревнейРуси. Для примера был исследован текст «Стоглава» — сборника,содержащего описания деяний и постановлений Собора 1551 г., который также носилназвание Стоглавого. Это собор проходил в Москве под председательствоммитрополита Макария и был созван для упорядочения разных сторон церковнойжизни, в том числе и искусства (в частности, иконописания).
Втексте «Стоглава» слово «канон» употребляется всего двараза. В главе 13-й «Ответ от священных правил о жертвеннике и окутейнике»: «Другой пол олтаря кутейник зовется, и в него вносится оздравии коливо и канон и прочая и на самое Воскресение Христово пасхи сыр, яицаи иные яди, еже хрестьянам повелено ясти» [9.С.284]. Здесь идет разговор опомещении в кутейнике предметов, не подлежащих внесению в алтарь. Канон здесь,по всей видимости, книга законов.
Вглаве 16-й «Правило 17 Святаго Иванна Милостливаго в поучение попом»:«Славословие пети и катавасии на сходех пети же, а на заутренях бы и навечернях говорили псалмы и псалтырю тихо неспешно со всяким вниманием… Такоже бы и канонов вдруг не кананархали и не говорили по два вместе...» [Тамже. С.286] Речь здесь идет о богослужении, и в данном случае под канономпонимается особая группа христианских песнопений, входящих в состав церковныхслужб. В тексте же, касающемся иконописания, употребляются словоформы типа — божественный устав, закон.
Повсей видимости, термин «художественный канон» — продукт уже новоговремени. Но поскольку, как считает С.С.Аверинцев, дифференцированной наукиэстетики со своими категориями ранее нового времени все же не было, отсутствиенауки эстетики предполагает в качестве своей предпосылки и компенсациисильнейшую эстетическую окрашенность всех форм осмысления бытия. Пока эстетикикак таковой нет, нет и того, что не было бы эстетикой [1.С.33].
Поэтому,несмотря на отсутствие канона как эстетической категории, мы можем усматриватьэстетическое начало во всех других проявлениях канона.
Болеетого, как утверждает В.В.Бычков, «философский и эстетический материал, какправило, не вычленяется здесь из текстов, религиозных по своему утилитарномуназначению.»
Темсамым изучение канона художественного расширяется до осмысления всей категорииканона вообще. Уже с начала XX века формируется богословское отношение к иконе.Начинается оно с о.Павла Флоренского, прослеживается в трудах многих богословови светских ученых, кончая последними работами — Языковой, Бычкова, Боброва идр.
ЕщеП.Флоренский пишет о неправильном отношении историков и богословов XIX века кканону. Он говорит о том, что канон нельзя оценивать как церковныйконсерватизм, препятствующий попыткам рождения нового церковного искусства,т.е. как причину его умирания. События XIX века убеждают нас в этом.Иконописное искусство не только не иссякло, но и получило дальнейшее развитиена основе старых канонических форм и сюжетов. Кроме того, изучение историииконографии убеждает нас в том, что канон был живым на всех этапахсуществования православной культуры. Во многом жизнь канона обусловлена именноего многоаспектностью. Эстетическое содержание канона опиралось навнеэстетическую сферу. Все процессы, происходившие в православной культуре,оказывали на него свое действие.
Большоевлияние на изменения в художественном каноне оказывает такое явлениехристианской культуры, как канонизации святых, которая может рассматриватьсякак тип культурной деятельности, где художественное — шире — эстетическоезанимает далеко не последнее место.
Сопоставляяпонятия «канон» и «канонизация», можно отталкиваться отэтимологии слова. И тот и другой термин происходит от греческого .Канон производят от значения «мера, определяющая прямое направление»,а слово канонизация от значения «список, каталог». Насколько же этипонятия разошлись в процессе движения истории, языка и культуры, и есть либолее глубинная связь между этими словами, чем общий корень?
Канонизация- причтение усопшего подвижника к лику святых. Здесь можно говорить обофициальной канонизации как акте достаточно формальном, а можно пониматьканонизацию как момент признания святости какого-либо лица в глазах верующих ифеномен существования категории святости как таковой в сознании людей.
Вкачестве определенной процедуры канонизация оформилась в относительно позднеевремя. Первое известное нам патриаршее постановление о провозглашенииподвижника святым относится ко времени константинопольского патриарха Фотия(около 810-895 гг.) [5.С.35-36].
Врусской церкви внешние формальные признаки канонизации были определены лишь вXVI веке соборными процессами 1547 и 1549 гг. Эти признаки и до сих поростаются основанием канонизационного делопроизводства: литературноепрославление благодаря составлению житий, церковных канонов, дар чудотворений,нетление мощей. Однако нужно отметить, что неофициальная канонизацияпроисходила еще с первых веков существования христианской церкви. Церковнаяобщина или отдельное лицо получали благословение епископа на сохранение мощей иежегодное празднование его памяти. С развитием почитания святых подобноепризнание выражалось во внесении имени святого в диптихи и мартирологи (вот гдепрослеживается связь с каноном в значении списка, каталога).
Также и многие русские святые изначально были местночтимыми достаточно долгоевремя и лишь позднее канонизированы официально. (Например, Петр и Феврония,Даниил Московский и ряд других.)
Всеэто доказывает, что почитание святых существует как культурно-религиозныйфеномен и возникает независимо от официальных постановлений. С одной стороны,слово «канонизация» можно переводить как узаконивание (посколькуканон — это закон), с другой стороны, есть и другой закон, гораздо болеевысокого порядка, связанный с пониманием святости и истины. Святыми вхристианском понимании становятся те люди, которые вслед за Христом повторяютпуть святости и в свою очередь становятся примером, «правилом верыблагочестивыя». Святой — это образец, т.е. норма, а значит канон.
Иэтот канон в силу специфики восточно-христианского мировосприятия не может бытьвнеэстетичен или антиэстетичен. Как святость — правило веры, так и воплощениеэтого правила в художественных образах должно быть благочестиво, пристойно сточки зрения религии и одновременно эстетично.
Витоге необходимо отметить еще одну «эстетическую» сторонуканонизации. Канонизация — процесс создания образа святого, и это именно художественныйобраз, поскольку создается он в произведениях искусства: в литургии, житии ииконографии. И здесь мы прослеживаем логику совершенно специфичную, т.к. объектносит только имя и отражает фактологию исторического персонажа.
Логикаэта подчинена логике создания канона, т.е. примера, правила христианскогоподвига, который признается за норму, образец. И произведение искусства,рассказывающее об этом, само становится правилом, а искусство — каноничным.
Такимобразом, мы видим глубокую связь между каноном и канонизацией, которая, в своюочередь, во многом начинает определять художественный канон при создании новыхпроизведений искусства, возникающих на ее основе.
Список литературы
[1]Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.,1977.
[2]Бычков В.В. Византийская эстетика М., 1977.
[3]Бычков В.В. Духовно-эстетические основы древнерусской иконы. М., 1995.
[4]Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь. Спб., 1895. T.16.
[5]Живов В.М. Святость: Краткий словарь агиографических терминов. М., 1994.
[6]Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
[7]Лосев А.Ф. О понятии художественного канона //Проблемы канона в древнем исредневековом искусстве. М., 1973. С. 6-15.
[8]Любарский Я.Н. Внешний облик героев Михаила Пселла // Византийская литература.М., 1978.
[9]Российское законодательство X-XX веков, T.2. М.,1985.
[10]Эстетика. Словарь. М., 1989.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru