Реферат по предмету "Культура и искусство"


Этапы становления культурологического знания

--PAGE_BREAK--
16.Социальные функции культуры.

1)Воспитательная – человекотвовническая, креативная 2) Познавательная культура  осваивается и выражается в процессе и результатах познания окружающего мира. Таким результатом познания является  Культурная картина мира субъекта. 3) трансляционная функция ,  или функция передачи развития общества. есть отбор значительных достижений( культурным ценностям  предшествующим поколений охрана и сохранение нац –ого наследия. 4) Комуникативная- (Общение) В культуре вырабатывается и каналы общения ( средства массовой информации).5) Аксиологическая  — Культура – это  определенная иерархия ценностей, ориентация которой позволяет человеку адоптироваться  в обществе.6) Реакционная – функция снятия направления.

__________________________________
11. Культурная картина мира и ее составляющие

культурная картина мира – есть мир представленный в смысловом значении для определенной  социальной общности и индивида. СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРНОЙ КАТРИНЫ МИРА 1) Онтологические категории- в которых выражается представление о самых общих атрибутах окружающего объективного мира ( пространство, время, движение. Причина, следствие, изменение, свойство, количество, качество, случайность. закономерность.) 2) Социальные категории- характеризующие человека в обществе важнейшее обстоятельства  жизни людей их взаимоотношение, духовный мир (труд, собственность, власть, церковь, деньги, справедливость, равенство, доброта, совесть, долг) 3) Система ценностных отношений и ценностных ориентаций. В каждой культурной картине мира. Личности. народа или исторической эпохе складывается  своя иерархия ценностей и ценностных измерений (семья. любовь. дружба. деньги). В средние века –ценностями были нравственность, религиозность. В Новое время –ценности- рациональность, наука. Новейшее время  наблюдается Жестко прагматический подход ко всему. ККМ  в развитых культурах (особенно в современную эпоху ) многослойна и поливариантна. Она Включает в себя самые различные  знания и  представления. научные, философские, научные, обыденные, психологические. В соответствии с доминированием того или иного из перечисленных компонентов выделяются следующие типы и виды. Существуют различные картины мира: 1) научная к.м.(к примеру когда человек болеет. он идет ко врачу.) 2) Философская к.м. 3) Художественная  К.м. 4)религиозная к.м.(Вера в сверхестественное) 4)Обыденная к.м. 5) Мифологическая к. м. (наличие обряда)

__________________________________

13 Культура и природа, Экологическая культура.

 Основные этапы развития экологической культуры   1) С момента образования первобытной общины (40-35 тыс лет назад) –Верхняя граница 15 века: (-первобытное общество. –древние цивилизации,-  до 15 в. Ранее и класич. Средневековье) Человек практически всецело подчинялся природе и жизнь его определялась  особенностями  среды обитания.  2)  15 в –начало 20 в. После окончания первой мировой войны Шпенглер написал «закат Европы»  после промышленного переворота. начались новые географические открытия. Это период когда человек стремился стать господином над природой и ее законами. Существование человека все больше определяется развитием искусственной среды. Постепенно вся биосфера оказалась  вовлеченной в жизнедеятельность человека, в результате чего были нарушены существующие миллионы лет организмы биосферы. 3) Человек ставит перед собой задачу Сознательной гармонизации, а именно нарушение природного равновесия. Все это предполагает след. Основные направления деятельностиРациональное использование природных  богатствПовсеместная охрана природыРазумное регулирование природных процессов, их сохранение, восстановление, улучшение.Формирование экологического сознания.Формирование такой системы ценностных ориентаций которая обеспечивает понимание, экологических проблем, формирование ответственного отношения к природе и жизни на планете.

__________________________________
14 Человек как единство природного и культурного.

Человек- есть единство природного и культурного. Природное начало- Естественные или (витальные, первичные ) потребности. Культурное начало- способы и результаты реализации, или удовлетворения как биологических, так и социальных потребностей. Основные позиции в истории общественной мысли, по поводу соотношения природного и культурного начал в человеке. Хотелось бы разобрать поставленный вопрос о  представлении единства  культурного и природного, опираясь на мнения некоторых мыслителей. 1)  Платон и Аристотель  видели в культурном начале человека – благо. Киники считали  культуру «дымом».  который  надо развеять чтобы обнажить в человеке его истинную сущность 2) Жан Жак Руссо – считал, что человек  по природе извращает данное ему природой. 3) Маркиз де Сад- считал что человек по природе жесток и эгоистичен. природа человека  греховна и проклята и не подлежит совершенствованию. Поэтому жизненные условия не должны препятствовать  проявлению его прочных  страстей.  4) Ницше- считал что человек во вред себе отдалился от природы, от естественных влечений, основу которых составляет « инстинкт жизни» или « воля к власти». Он выделил такие группы как: Сверхчеловеки « белокурая бестия»Люди, которые не способны реализовать волю к власти Творческие люди, способные реализовать себя.ТВарничество- неспособные. У этих людей идет все от Христианства.Таким образом,  в культурологии считается,  что человек представляет собой единство природного и  культурного. А развитие человека есть процесс постоянной обработки его природных качеств культурой.

__________________________________

47.В последние годы в западной и отечественной литературе развернулись дискуссии относительно характера конфликтов и войн в многополярном мире.Наибольшую популярность получила концепция американского политолога С.Хангтингтона, выдвинутая в его статье Столкновение цивилизаций.Ее главным мотивом стал тезис о том, что если 20е столетие являлось веком столкновения идеологий, то 21 век-век столкновения цивилизаций.При этом Х.рассматривает конец холодной войны как исторический рубеж, разделяющий старый мир, где преобладали национальные противоречия и новый мир, характеризуемый столкновением цивилизаций.Основном тезис Х. состоит в следующем :”В мире после холодной войны самый важные разлитчия между народами –не идеологические, политич. или эконом., а культурные”.Люди начинают идентифицировать себя не с государством, а с более широким культурным образованием-цивилизацией, потому что цивилизационные различия более фундаментальны чем политические или идеологические.Х. говорит о том что религия разделяет людей сильнее чем этническая принадлженость.Можно быть полуфранзузом и полуарабом, но куда сложнее быть полукатоликом и полумусульманином.Х.выделяет 6 соврем. цивилизаций-индуистскую, исламскую, японскую, православную, китайскую, западную.В дополнение к ним он считает возомдным говорить еще о двух цивилизациях-африканской и латиноамериканской.Облик нарождающегося мира, утверждает Х., будет определятся взаимодействием и столкновением этих цивилизаций.Именно они станут доминир. фактором мировой политики.Х. утверждает что следующая мировая война, если она разразится будет войной между цивилизациями, причем самые значительные конфликты будущего развернуся вдоль линии разлома между цивилизациями.Х.утверждает что деление мира на первый второй и третий отдохит на второй план, и гораздо уместнее группировать страны исходя из культурных и цивилизационных критериев.Итак, Х считал, что цивилизация-это культурная общность со своими особенностимя-язык, история, религия.Она может охватывать как большую массу людей, так и быть весьма малочисленной.По схеме Х.господству запада приходит конец, на мировую арену выступают несколько незападных государст, которые отвергают западные ценности и отстаивают собственные ценности и нормы.

_______________________________________

 15.Социализация и инкультурация  личности

Инкультурация- вхождение в культуру, процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные культуре (обществу) к которой он принадлежит.   Процесс Инкультурации начинается с рождения человека и длится до смерти.  Целью Инкультурации является  формирование культурно компетентной личности. Культурная компетентность – это специфическое состояние человека по отношению к обществу, во многом сходны в его социальной адекватностью, но в большей мере  привязанное к действующей о обществе иерархии ценностей и  параметрам социального опыта, выраженном   прежде всего в знаниях гуманитарного характера  Можно сказать что культурная компетентность это утонченность параметров социальной адекватности.   Основные критерии культурной компетентности личности :1)Компетентность по отношению к законам (написанным документам)-экономическому, духовному и социальному обществу. 2) Компетентность по отношению к национальным  и сословным традициям, морали, ценностным критериям, нормам этикета. 3)Компетентность  по отношению к  актуальным  на данный момент  областям соц. престижности:. к моде. стилю. символам, регалиям. 4) Так же компетентность выражается в уровне владения языками соц-ой  коммуникации. естественно разговору., специальными языками и  соц-ым  жаргонам,  владение языками этикета, этнографической и политической символике.   Освоение норм культурной компетентности. Как известно, практически невозможно  овладеть языком в совершенстве. Места проживания происходят из социальных контактов окружения в процессе образования и  предже всего гуманитарного. Аккультурация-это частичное усвоение традиции и ценностей чужой культуры. Ассимиляция-Это полное погружение в чужую культуру .  Это означает, что индивид завыл все традиции и ценности родной культуры.

Социализация-это вхождение индивида в общество, или это процесс освоения индивидом общественных взаимосвязей и  общественных институтов. Целью Социальзации-  является  формирование социально адекватной личности.  Социальная Адекватность — это одно из наиболее ложных состояний человека  по отношению к обществу. суть которого состоит в том, что его суждения и действия соответствуют общественному  становлению в наименьшей мере вызывает напряженность с обществом, что позволяет выделить данную личность как  заслуживающую положительную общественную оценку.

__________________________________
20. Элитарная и обыденная культура. Со времени разложения первобытного общества, начала разделения труда, социальной стратификации в человеческих коллективах и сложения первых городских цивилизаций возникла дифференциация культуры, определяемая различием социальных функций разных групп людей, связанных с их образом жизни, материальными средствами и социальными благами, а также формирующейся идеологии и символики социальной престижности. Элитарная культура (от франц. elite — отборное, выбранное, лучшее) — вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, образцов,. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу, Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства. Элита в экономике обладает рычагами власти. Элита в культуре – это люди имеющие способность к творчеству, а так же обладающие морально-этическими нормами поведения и ценностями,  осознающие свою ответственность  за созданное ими творение. В элитарной культуре существует 2 элемента: 1) творчество. 2) Человек должен быть морально-этичным и высоконравственной личностью. Значение Элитарной культуры очень велико. Она создает Морально- нравственный и интеллектуальный образ общества.  Духовные ценности. Элитарная культура несет в себе воспитательный и эстетический элемент. Содержит  моральные, духовные ценности  приумножая актуальное во все времена. Идеологи Элитарной культуры (  Ортего-и-Гассет, Ницше  «рождение человека из звука музыки» Обыденная культура представляет собой сниженный, или даже любительский уровень высокой культуры. Это владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. Процесс овладения обыденной культурой называется в науке общей социализацией и инкультурацией личности. Обыденная культура охватывает небольшой объем мира (микромир). Человек осваивает ее с первых дней жизни — в семье, в общении с друзьями. Через тесные спонтанные контакты он овладевает теми навыками, знаниями и стереотипами поведения, которые в дальнейшем служат базой для приобщения к специализированной культуре. В обыденной культуре также есть институциональные формы взаимодействия, например, кружки художественной самодеятельности, клубы коллекционеров, кружки юных техников и т. п. Но здесь люди занимаются спортом, наукой, изобретательством, искусством на любительском, а не на профессиональном уровне. Итак, обыденная культура — это профанный уровень участия людей в профессиональной культуре, т. е. дилетантский, малоосведомленный, некомпетентный.

__________________________________
54. «Восток» как тип культуры.

Др. Восток (4 тыс д.н.э.) 1) Азиатский способ производства Государственная собственность на землю и общинное землепользование. 2) Экстенсивный характер. Развитие за счет внешних резервов. 3) Землидельные темпы развития. 4) Доминирование на традиции. опора на традиции и предков. 5) Безграничное доминирование религии, мифологического познания. 6) Деспатичные формы правления. 7)  Интровертный тип личности. ( Внутреннее пассивное самосозерцание.) 8) Харизматизация личности правителя. Ценностные установки Востока. 1) ТРадиционизм — Ориентация на  воспроизводство сложившейся на соц. Структурах образа жизни, которое в течение столетий остались неизменные.  Традиции предков  рассматривается как авторитет предков, старших. Старшие –это носители традиции. 2) Господство религиозно мифологических представлений. 3) Общественное и природное воспринимается как нечто единое непрерывное и гармоничное.  Общество характеризуется особым типом экологического сознания  , основные принципы не нарушение природного равновесия  . в понятие природа входит понятие. человеческая природа, что объясняет то огромное внимание  которое в этих культурах уделяется самому человеку, его физическое состояние и совершенствование, возможности. регуляцией  физической деятельности. Все эти проблемы гораздо больше разработаны в системе восточных религий,  нежели  Европейской философии и религии  4) Человек абсолютно свободен. он  предопределен в своих действиях и судьбе. космическим законам. Символ Восточной культуры. Человек в лодке вез весел. Нравственно волевая установка Восточного человека: созидательность. безмятежность  с мистическим единением с природными и надприродными силами… В Восточной культуре чужда идеалогия индевидуализма. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма: семья, род, кла, каста, сословие. община. Коллектив общины ориделяет и контролирует все стороны жизнедеятельности человека. Нравственные поступки духовные приоритеты. Форму и характер трудовой деятельности. Государство абсолютно преобладает над обществом. Государство регулирует многообразе человеческих отношений. формирует общественные идеалы.

__________________________________

57.аккультурация-одновременно и процесс и результат взаимного влияния разных культрул при котором все или часть представителей одной культуры(рецепиента)перенимают нормы, ценности и традиции другой(донора).в процессе в качестве культуры донора и рецепиента выступают обе или больше взаимодействующих культур хотя степень их влияния друг на друга может быть неодинаково.сегодня процесс аккультурации изучается на уровне индивидуального поведения.В процессе акк.каждый человек решает 2 проблемы: стремится сохранить свою культ.идентиччность и включается в чужую культуру.Отсюда 4 возможных варианта стратегии аккульт:1) ассимиляция-человек полностью Перенимает чужую культуру2)сепарация-отрицание чужой культуры при сохранении идентичности своей 3)маргинализация-одноврем потеря идентичн собств.культуры и отсутствие идентичности с культурой большинства4)интеграция-идентичность как со старой так и с новой культурой.Факторы, влияющие на характер аккульт.1юстепень дифференциации принимающей культуры-обще-во располаг.развитыми системами морали, права, худ.культуры, эстетики в состоянии адаптировать функ.приемы нововведения, не подрывая свою духовную структуру.2длительсность контакта-растянутое во времени воздействие вызывает не шоковое состояние и отторжение с иной культурой а привыкание и постепенное принятие 3.политикоэкономические условия взаимодействия-ситуация полит и эконом.  Господства  или зависимость во многом определяет содержание культурного общения.


__________________________________
21.Социальные ф-ции массовой кул-ры.

Стандартизация, упрощение, невелирование – эти три слова проходят по всем аспектам м.к. Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений. Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена – массовой культуры. Она глубоко комерческа. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство — все это во многом означает перенесение в сферу художественной культуры того же финансово индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства. К тому же многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь воспринимает данную культуру — это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название «средний класс». Понятие «средний класс» стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот «средний класс» стал и стержнем жизни индустриального общества Он же и сделал столь популярной массовую культуру. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятие напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента (то есть у зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип — пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека.

__________________________________

25.Культурная пол-ка и органы управления культ. процессами

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА, система практических мероприятий, финансируемых, регулируемых и в значительной мере осуществляемых государством, направленных на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия нации. Это направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества.Каждая страна имеет свои административные структуры, призванные содействовать культурному развитию. В 60—70-е гг. во многих странах появились министерства культуры, сфера деятельности которых большей частью ограничивалась лишь некоторыми направлениями. Так, в Индии управление культурой распределено между министерством образования (имеющим бюро культуры), министерствами информации и радиовещания, туризма, общественных работ, жилищного строительства, сельского хозяйства (с отделом коммунального развития), торговли и ремесел. Широкое понимание культуры, принятое многими правительствами, включает образование, средства массовой коммуникации, туризм, социальное обслуживание, воспитание молодежи. Очевидно, что управление столь различными и широкими сферами производится разными ведомствами. Поэтому для координации их деятельности создаются комитеты по связи между правительственными ведомствами или парламентские комиссии.

Наряду с общегосударствен. Учрежд. значительное место в культурной жизни занимают неправительственные организации — как национальные, так и международные. Различного рода сообщества, писательские и журналистские организации, разнообразные творческие коллективы и ассоциации, частные издательства, киностудии, музеи и т.д. создают широкую сеть, обеспечив. культур. деятельность страны.

__________________________________

22.Основные формы современной м. к.

Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие: — индустрия «субкультуры детства» (художественные произведения для детей, игрушки, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации, дет. сады) Их цель – воспитать детей на основах базовых ценност. установок, пропагандируемых в данном об-ве.- массовая общеобразовательная школа (тесно связана с 1). Она приобщает учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире к принятым в сообществе ценностным ориентациям, при этом эти знания упрощены для детского сознания и понимания и основаны на типовых программах данного об-ва.- СМИ (печатные и электронные), транслирующие широким слоям населения текущую актуальную информацию, «растолковывающие» рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из различных специализированных сфер, но преподнося эту информацию в «нужном» для заказчика ракурсе, т.е. фактически манипулируя сознанием людей и формируя общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах своего заказчика.- система национальной (государственной) идеологии и пропаганды «патриотического» воспитания и пр., контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения и его отдельных групп (например, политико-воспитательная работа с военнослужащими), манипулирующая сознанием людей в интересах правящих элит.- массовые политические движения (партийные и молодежные организации, манифестации, демонстрации, пропагандистские и выборные кампании и др.), главной целью которых является вовлечение в полит. акции широких слоев населения весьма далеких от полит интересов элит, методом нагнетания политического, националистического, религиозного или иного психоза.- массовая социальная мифология (национал-шовинизм и исторический «патриотизм», социальная демагогия, популизм, квазирелигиозные и паранаучные учения и движения, «кумиромания», «шпиономания», «охота на ведьм», слухи, сплетни и т.д.), которая заменяет анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей на простые, как правило, фантастические объяснения (мировой заговор, происки иностр. спецслужб, «барабашки», инопланетяне). Это освобождает людей, от усилий по рациональному объяснению волнующих их проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении; — индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую художественную культуру, массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), структуры по проведению организованного развлекательного досуга (клубы, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды шоу. Потребитель является не только зрителем, но и участником. Содержание этих представлений упрощено, адаптировано к невзыскательным вкусам, запросам массового потребителя. Массовая художестве. культура достигает эффекта психической релаксации нередко посредством специальной эстетизации вульгарного, безобразного, брутального, физиологического.- индустрия оздоровительного досуга, (курортная индустрия, масссовое физкультурное движение, культуризм и аэробика, спортивный туризм, а также система медицинских, фармацевтических, парфюмерных и косметических услуг для исправления внешности). Она дает возможность человеку «подправить» свою внешность в соответствии с актуальной модой на тип имиджа, укрепляет человека не только физически, но и психологически (поднимает его уверенность в своей физической выносливости) — индустрия интеллектуального досуга («культурный» туризм, художественная самодеятельность, кружки по интересам, интеллектуал. игры, викторины, кроссворды и т.п.), приобщающая людей к научно-популярным знаниям, научному и художественному любительству.- система организации, стимулиров. и управления потребител. спросом (реклама, мода, имиджмейкерство и т.п.), формирует стандарты престижных образов, стилей жизни, интересов, потребностей.- словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электрон. и иные банки информации, специальных знаний, Интернет и т.п., рассчитанные на массовых потребителей.

__________________________________
    продолжение
--PAGE_BREAK--
23.Культурная политика: цель и основные направления

Культурная политика (политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры. Это направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества. К государственной управленческой деятельности относят: — систему поиска, взятия на охрану, реставрации, накопления и сохранения, защиты от незаконного вывоза, а также обеспечения доступа для изучения специалистами или просвещения масс предметов культурного наследия, обладающих ценностью (книжно-письменных, архитектурно-пространственных, художественных произведений разных видов и уникальных произведений ремесла, исторических документальных и вещественных раритетов, археологических памятников, а также заповедных территорий культурно-исторического значения); — систему государственной и общественной поддержки функционирования и развития художественной жизни в стране (способствование созданию, демонстрации и реализации художественных произведений, их закупок музеями и частными коллекционерами, проведение конкурсов, фестивалей и специализированных выставок, организация профессионального художественного образования, участие в программах эстетического воспитания детей, развитие наук об искусстве, профессиональной художественной критики и публицистики, издание специализированной, фундаментальной учебной и периодической литературы художественного профиля, экономическая помощь художественным коллективам и объединениям, персональное социальное обеспечение деятелей искусства и т. п.); — систему выстраивания разнообразных форм организованного досуга людей (клубная, кружковая и культурно-просветительская, организация спортивно-массовых и празднично-карнавальных зрелищ и мероприятий, «культурно-просветительский» туризм по историческим объектам и районам, «народная самодеятельность» в области художественного или ремесленного творчества.— международное и межнациональное культурное сотрудничество, а также ряд иных направлений деятельности.Соглашаясь с тем, что государство должно участвовать в формировании такой политики, исследователи выделяют шесть основных направлений, на которые собственно и должен быть направлен вектор культурной политики: — Сохранение наследия (музейные коллекции, исторические здания, живопись, музыкальную литературу, а также навыки ремесел и фольклор); — Распространение культурного продукта. Средства направляются на финансирование спектаклей, гастролей, субсидий билетов, трансляций, издательскую деятельность, сеть распространения или специальные акции, направленные на расширение аудитории; — Творчество (что включает как работу творца, так и любого вспомогательного персонала, участвующего в культурном производстве); — Исследование (а это предполагает проверку соответствия проводимой культурной политики поставленным целям и задачам); — Подготовка персонала (что предусматривает обучение творческих специалистов, администраторов и работников смежных областей); — Образование

__________________________________
24
.Культурные институты

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА, система практических мероприятий, финансируемых, регулируемых и в значительной мере осуществляемых государством, направленных на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия нации. Это направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества.

Основными органами, планирующими и принимающими решения по вопросам направленности культурной политики, являются органы государственной власти (как правило, принимающие решения на основании их обсуждения экспертами, а также художественной общественностью или избранными в области искусства и литературы), а основными органами, реализующими культурную политику государства, являются культурные институты. Последние сравнительно четко делятся на институты, решающие основным задачи культурной политики. Например, институтами, занимающимися вопросами сбора и сохранения культурного наследия, являются библиотеки, архивы, разнопрофильные музеи, государственные историко-культурные заповедники и т. п. Институтами, решающими вопросы развития художественной деятельности, являются творческие союзы и объединения, архитектурные, художественные и реставрационные мастерские, киностудии и кинопрокатные учреждения, театры (драматические и музыкальные), концертные структуры, цирки, а в идеале также — книгоиздательские и книготорговые учреждения, средние и высшие учебные заведения художественного профиля и др. (к сожалению, в России далеко не все перечисленные культурные институты административно относятся к ведению Министерства культуры и централизованно управляются им; в частности, архитектура, кино, литература и книгоиздательский комплекс являются автономными структурами). Институтами досуговой работы к настоящему времени остались лишь клубы и кружки, просветительские общества, а также некоторые туристические организации. Весьма развитая еще недавно система организации детского культурно-просветительского досуга в России фактически деградировала. Задачи социальной педагогики решаются преимущественно в системе образовательных учреждений, международное культурное сотрудничество осуществляется главным образом центральными управленческими органами культуры. Определенную роль в развитии культурной политики играют научно-исследовательские и учебные заведения культуры и искусства.

__________________________________
26. Культурные нормы и их типы.

Все человеческое поведение прежде всего результат обучения. Нас с детства учат правилам поведения, традициям, обычаям, ценностям. Нормы — правила, регулирующие человеческое поведение. Они указывают на то, где, как, когда и что именно мы должны делать. Нормы предписывают образцы поведения и передаются индивиду в процессе инкультурации. Культурные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Одни нормы и правила ограничены частной жизнью, другие пронизывают всю общественную жизнь. Существует множество классификаций норм. Например:1.Институционные (нормы, прописанные в документах)2.Статистические (не прописанные в документах)3.Конвекционные (нормы рожденные в процессе общественного договора, но не имеющие силу закона. Они занимают промежуточное положение между 1 и 2, в каждом конкретном случае тяготея к первым или вторым)4.Эталонные (т.е. специально созданные в качестве образца для подражания, они создаются в сфере религии (нравственные, эстетические нормы) и искусстве)Классификация норм по Кармину. Он выделил1.Общепринятые (общекультурные), которые распространяются на всех членов об-ва (правила поведения в общест. местах).2.Групповые нормы (они отличаются многообразием). Это как стандарты поведения, характерные для определенных социальных слоев и групп, так и особые правила, которые устанавливают для себя какие-либо компании, группировки, фирмы, корпорации и т.д.3.Ролевые нормы (определяют характер поведения человека, находящегося в определенной социальной позиции)Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу Уильяму Грехэму Самнеру (1840—1910). Он выделял следующие виды норм: обычаи, нравы, законы. Cегодня типология культурных норм учитывает традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, верования и знания и др.

__________________________________

27. Культурные ценности и их типы.

С раннего детства каждый ребенок овладевает родным языком и усваивает культуру, к которой принадлежит. Это происходит в процессе общения с близкими и незнакомыми людьми, в домаш. среде, с помощью вербальных и невербальных способов общения. В повседневной житейской практике человек сам определяет для себя полезность или вредность различных предметов и явлений окружающего мира с точки зрения добра и зла, истины и заблуждения, справедливого и несправедливого. Осмысливая мир, человек решает для себя, что для него представляется важным в жизни, а что нет, что существенно, а что несущественно, без чего он может обойтись, а без чего нет. В результате этого формируется его ценностное отношение к миру. Каждый объект получает свою оценку и представляет определенную ценность, на основании которой складывается соответствующее к нему отношение. Таким образом ценность определяется не столько свойствами объекта, сколько свойствами субъекта, т.е. его отношением к объекту. Человеческие представления о том, что собой представляют ценности называются ценностными представлениями.Кармин выделил следующие типы ценностей:1.Финальные (высшие ценности и идеалы, важнее и значимей которых нет ничего, они являются конечными ценностями человеческих стремлений.  Их так же называют самоценностями. Без них достойная человеческая жизнь невозможна)2.инструментальные (это средства и условия необходимые в конечном счете для достижения и сохранения финальных ценностей)3.Производств. (это следствия или выражения других ценностей, имеющие значимость лишь как признаки и символы последних (рисунок ребенка на 8 Марта))У каждого человека образуется более или менее упорядоченная структура ценностных ориентаций, т.е. ценност. представлений, с помощью которых он ориентир. в мире ценностей и определяет какие из ценнос. явл. для него более значимыми, а какие менее.

__________________________________

28.
Функции культурных норм.

Культурные нормы выполняют в обществе очень важные функции.

1.Они являются обязанностями и указывают меру необходимости в человеческих поступках; 2.Служат ожиданиями в отношении будущего поступка; 3. Контролируют отклоняющееся поведение; 4.Служат образцами, эталонами поведения. С одной стороны, нормы — это обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая курить в учреждениях, администрация накладывает на сотрудников определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют определенную систему взаимных отношений, основанных на правах и обязанностях.
С другой стороны, нормы — это ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а другие полевой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.Социальные функции культурных норм по Кармину:1.Социальная (эта функция состоит в регулировании жизни людей, общественных взаимосвязей, унифицирует поведение людей, обеспечивая единообразие действий, таким образом способствует поддержанию общественного порядка, обеспечивают безопасность людей)2.Технологическая (представляет собой процедурные правила, способы и программы деятельности, направленные на получение желаемого результата.

__________________________________

29. Нормативная система культуры и факторы развития культурных конфликтов.

Культурные нормы- представляют собой единство или систему, все части которой связаны друг с другом и выполняют определенные функции. Но любое единство имеет противоречие.Нормативная система культуры является упорядоченной и содержит и содержит часто несогласующиеся и противоречащие друг другу нормы. Противоречивость и несогласуемость обуславливается гетерогентностью (социальной неоднародностью) об-ва. И тогда мы говорим о культурном конфликте между разными этническим группами (русскими и кавказцами, американцами и индейцами), разными поколениями (конфликт отцов и детей), между законопослушными гражданами и преступниками (ценности воровской, криминальной культуры и нормы доминирующей). Когда нормы, которым должен следовать человек, плохо согласуются, человек попадает в ситуацию выбора. Поскольку существует три типа норм ( по Кармину: общепринятые, групповые, ролевые), то и девиантное поведение может существовать на 3-х уровнях: 1. Нарушение общепринятых норм; 2.Нарушение групповых норм; 3.Нарушение ролевых норм.В определенных условиях противоречия или расхождения могут усиливаться и доходить до конфликта. Культурный конфликт зажимает человека в тески противоречащих друг другу требований, и чтобы он не делал, его жизненное благополучие ставится под сомнение. Будучи одной из причин роста преступности конфликт норм вместе с тем сам обостряется (чем больше в об-ве становится людей, ведущих криминальный образ жизни, тем обычней делаются контакты с ними, люди привыкают к их существованию, осознано или неосознанно принимают их жесты, повадки, нравы.  Если к тому же представители криминальных структур начинают преобретать престиж, то регулятивы их поведения вступают в борьбу с культурными нормами. В этом конфликте происходят вытеснение и уничтожение культурных норм, понижается общий уровень культуры)

__________________________________
30. Аномия как форма дестабилизации нормативной системы культуры.

Нарушение равновесия в нормативной системе культуры принимает множество форм. Одной из них выступает аномия.

Аномия (от фр. anomie — буквально беззаконие, отсутствие норм) — такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Аномия описывает нарушение культурного единства общества, возникшее из-за отсутствия четко установленных социальных и культурных норм. У Э. Дюркгейма, который ввел этот термин в 90-е годы XIX века, аномия означала распад прочной системы нравственных ценностей. Рост преступности, числа самоубийств, увеличение числа разводов выступают не столько причиной, сколько следствием разрушения той части культурного единства, которая касается религиозных и семейных ценностей.

Если для Э. Дюркгейма аномия являла состояние безнормности, то для Р. Мертона, который пошел дальше французского социолога, она служила результатом конфликта норм в культуре. Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь законным путем провозглашенных обществом в качестве нравственного закона целей. При социализме официально провозглашались принципы равенства и моральной заинтересованности в труде, при капитализме — цели индивидуальной наживы и материального успеха.

Но если в том и в другом случае большинству населения законные, способы достижения этих целей недоступны, то на его долю достаются только незаконные. У Мертона их пять: 1)конформизм (принятие целей и средств); 2) инновация, реформизм (принятие целей, устранение средств); 3) ритуализм (неприятие целей, принятие средств); 4) ретритизм, уход (неприятие ни целей, ни средств); 5) мятеж (отказ от целей и средств с заменой их новыми целями и средствами). В обстановке аномии люди теряют ориентацию, перестают отличать нормы от регулятивов девиантного поведения; последние «входят в норму», приобретают столь же широкое применение, что и нормы, в следствии этого резкий рост девиантности, при чем эти явления становятся настолько обычными, что люди перестают удивляться, воспринимать их как нечто ненормальное.

__________________________________
31. Социальная адекватность и культурная компетентность личности.

Целью социализации является формирование социально-адекватной личности, а целью инкультурации создание культурно-компетентной личности.Социальная адекватность-это одно из наиболее сложных состояний человека по отношению к об-ву, суть которого состоит в том что его суждения и действия соответствуют общественным установкам, в наименьшей мере вызывают напряженность или конфликт с об-вом, что позволяет выделить данную личность как заслуживающей положительной общественной оценки. Культур компетент.- это специфическое состояние человека, его отношение к об-ву, во многом схожее с его социальной адекватностью, но в большей мере привязанная к действующей в об-ве иерархией ценностей и параметром соц. опыта, воплащенного прежде всего в знаниях обще-гуманитарного характера. Таким образом культурная компетентность это своего рода утонченность параметров соц адекватности личности. Флиер выделяет 4 составляющие культ компет:1.Компетентность по отношению к институциональным нормам (социальным институтам, экономическим, политическим, правовым структурам, учреждениям, установлениям и иерархиям;2. Компетентность по отношению к конвенциональным нормам (традициям, морали, нравственности, мировоззрению, ценностям и оценочным критериям, нормам этикета, обычаям, обрядам, обыденной эрудиции в социальных и гуманитарных знаниях);3.Компетентность по отношению к кратковременным, но остроактуальным образцам социальной престижности (моде, имиджу, стилю, символам, регалиям, социальным статусам,  интеллектуальным и эстетическим течениям) 4. Компетентность, выраженная в уровне полноты и свободы владения языками социальной коммуникации (специальными языками и социальными (профессиональными) жаргонами, языками этикета и церемониала, политической, религиозной, социальной и этнографической символикой) Освоение норм культурной компетентности практически невозможно без совершенного знания языка общества проживания. Культурная компетентность личности (как и социальная адекватность) формируются в процессе воспитания и социальных контактов с окружением. в процессе образование, прежде всего гуманитарное. В целом культурная компетентность отражает соответствие интересов и эрудиции индивида социальному опыту и ценностным установкам общества, в котором он проживает.

__________________________________
32. Семиотика культуры и типология знаков и знаковых систем.

Семиотика- наука о знаках и знаковых системах.

Семиотика Культуры-раздел семиотики, изучающий закономерности движения и преобразования текстовых и знаковых форм.Среди множества познавательных задач, решаемых семиотикой культуры можно выделить следующие:

— сопоставление взаимодействий имен культурных явлений как лингвистических единиц с такого же рода взаимодействием культурных явлений как социальных единиц и выявление схожести этих двух типов взаимодействий;

  — исследование происхождения имен явлений и событий культуры и динамики их смысловой эволюции;

  — исследование невербальных языков культуры, выраженных в системах мимики и пластики, церемониальном, ритуальном  поведении людей, художественно-образных произведениях;

— введение такой категории, как «культурный текст. Под «текстом»в культурологи понимается не только письменное сообщение, но любой объект, рассматриваемый, как носитель информации(материальная, идеальная мысль, песня…)

Основная закономерность семиотики культуры заключается в том, что ни одна культура не может существовать при наличии лишь одного семиотического канала или, говоря иначе, – языка культуры; любая локальная культура обладает множеством таких языков, кодов, символических систем. Язык любой культуры уникален. Но во всех культурах используются одни и те же типы знаков и знаковых систем. Все это многообразие знаковых систем составляет семиотичное поле культуры. Выделяется 5 типов знаков и знаковых систем: -естественные знаки и знаковые системы; под ними понимаются вещи и явления природы, когда они указывают на какие-то другие предметы и таким образом рассматриваются в качестве носителя информации о них(дым-знак огня; умение ориентироваться в этой среде свойственно людям первобытн. строя) -функциональные знаки и знаковые системы; приобретает свое знаковое свойство в процессе человеческой деятельности. Т.е. именно в процессе чел. деятельности возникает свойство указывать на что-то, какое-то событие (Археологи нашли копье- значит там захоронен воин).-конвекционные знаки и знаковые системы; они создаются специально для выполнения знаковой функции(школьный звонок, эмблемы, звезды на погонах), к ним относятся: сигналы, знаки извещения или предупреждения; индексы; образы; символы-знаки (гербы, ордена, знамена, голубь Пикассо-символ мира).

-вербальные знаки и знаковые системы -знаковые системы записи (письмо)

__________________________________

40.Письмо-система записи знаков ест.языка устной речи.Основные стадии развития письмен. 1)пиктография(письмо в рисунках)2)идеографическое письмо(рисунки приобретают все более упрощенный и схематический вид)Н-р иероглифы 3)алфавитное письмо(используется сравнительно небольшой набор письменных знаков, означающих не слово а состовл.звуки устной речи) Значение письменности в культурно-историческом процессе 1)запись создает возможность существ.увеличить словарный запас.2)с возникновением письме.начинают складываться языковые нормы и правила, что делает возможным создание нормированного литературного языка. 3)неизмеримо возрастает кол-во циркулирующей в общ-ве информации 4)благодаря письм.сохраняется качество информации 5)письм.открыла путь к тиражированию текста, к книгопечатанию->возникли условия для массового образования и просвящения6)важн.направлением в развитии систем записи лингвистики явилось создание формализованного языка(логики и математики)->стало возможным создание электронно-вычислительной техники, кот. Сегодня явл-ся определяющим фактором культ.прогресса человечества.

__________________________________
33.Особенности естественного языка как знаковой системы Естественный язык: исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры, говорящего на нем народа. Культура познается посредством языка.Главные особен. языка, отличающие его от иных знаковых систем: -фонетика ;-лексика ;-грамматика; -стилистика В силу богатства значений, множества метафор, сравнений, идиом и других стилистических средст, передачи явных и неявных смыслов он предстает как универсальное средство хранения и передачи знаний, а также мыслеоформления и общения, пригодное для любого вида деятельности. Но в этом есть свои трудности и недостатки. Среди них – многозначность (Так, для слова «есть» логики выявили пять значений: существования, вхождения в класс, принадлежности свойства предмету, тождества, равенства).

Другая особенность естественного языка — сложность и неоднозначность грамматики, в частности множество исключений из правил и большое разнообразие самих правил. Определенное «неудобство» представляет громоздкость его конструкций, что хорошо видно при сравнении, например, словесного описания и формульного выражения алгебраической или химич. закономерности. Следует отметить еще одну особенность, не которую не всегда обращают внимание, что может привести к парадоксу. В естественном языке, как правило, не различают смысловых, или семантических, уровней языка, что может привести к парадоксам.Все эти особенности вызывают необходимость создания специального языка на базе естественного, но с иными свойствами, когда обычные слове наряду с другими знаками включаются в сознательно созданные знаковые системы для обозначения специального знания. Один из важнейших путей становления научного языка – создание терминологич. систем, явл. разновидностью национ. литератур. языка.

__________________________________
    продолжение
--PAGE_BREAK--
56.Ясперс.В отличие от популчярной в Европе в 20м веке теории культурных циклов, Я спер предполагал елиное происхождение человечества и единую историю культуры.Ясперс обращал внимание на неправомерность биологических аналогов, которые широко используются в шпенглеровоской концепции.Он так же отвергал материалистическое толкование истории марксизмом, утверждая что в истории культуры значительную роль играют не экномические, а духовные факторы.Т.т. Ясперс отстаивает приоритет духовной составляющей и утверждает единство истории.однако научно доказать это положения по мнению Ясперса невозможно.допущение етого единства он называет постулатом веры.Рисуя схему мировой истории Ясперсвыделяет 4 периода.прометеевская эпоха, эпоха великих культур древности, осевое время и эпоха развития техники

.Промететвская эпоха составляет доисторию человечества, в эту эпоху происходилоформирование человека как вида, закладывается фундамент человеческого бытия, его сущностная основа.второй период-великие исторические культуры древности, они возникли почти одновременно в трех областях земного шара.это шумеро-вавилонская и егопетские культруы и эгейский мир с 4000 г до н.э., доарийская культура долины Инда и архаический мир Китая.чертами характеризующими данный период является наличие письмоенности и специфической технической рационализации… Третий период-осевое время-является  централ.в истории человечества, это эпоха духовного основоположения всех мировых культур.По Ясперсу ето время рождения мировых религий, пришедших на смену мифилог.сознанию.человек как бы впервые пробудился к ясному отчетливому мышлению, возникает рационализация отношения к миру и к себе подобным.

.чтобы спасти человеческую сущность находящуюся на грани гибели в 20 веке мы должны по мнению Ясперса обновить свзяь с осевым временем и возвратиться к его изначальности.Технич. эпоха соответсвует по значимости прометеевской, только на более высоком уровне-создание принципиально новых информац. технологий, открытие новых источников Э и т.д.______________
34. Историческая эволюция языка и метод «лингвистических часов»

На всех уровнях языка существуют нормы, определяющие построение речи. Люди, говорящие на одном языке, способны понимать друг друга потому, что придерживаются одних и тех же норм.  Но вместе с тем границы языковых норм не являются жесткими. Они достаточно гибки и изменчивы, чтобы дать простор воображению и обеспечить приспособление языка к возникающим в культуре новшествам. Когда, например, в уме ученого или философа зарождается какая-то принципиально новая идея, то одной из самых трудных задач для него становится поиск языковых средств, с помощью которых ее можно выразить и объяснить. Ведь если идея действительно новая, то это значит, что ее нельзя определить или логически вывести из уже существующих в языке понятий. Как правило, для решения этой задачи приходится в чем-то отступать от принятых способов вербального оформления мыслей: придумывать неологизмы, строить необычные конструкции и словосочетания, плохо вписывающиеся в язык данного времени, изменять значения слов. Со временем в языке складываются нормы употребления введенных новообразований, и они становятся его полноправными элементами. Примерно так произошло вхождение в язык новых научных терминов: «гены», «бессознательное», «волны вероятности», «кварки», и др.  Естественный язык — открытая система. Он способен к неограниченному развитию. Эта особенность языка имеет большое значение для изучения культуры. История развития культуры отражается в истории развития языка. Язык подобен живому существу. Но эволюция языка не является просто следствием перемен в общественной жизни. Несмотря на изменения, происходящие в языке, он остается одним и тем же в течение столетий и дети понимают своих предков, а деды — внуков и правнуков. Это происходит потому что в языке имеется словарный фонд, в который входят все корневые слова… Они понятны всем носителям данного языка, стилистически нейтральны, отличаются высокой частотностью употребления и служат источником для новых словообразований.

Исследователи заметили, что этот процесс изменения идет равномерно, скорость его постоянна во времени и примерно одинакова для всех языков.Это навело американского лингвиста Мориса Свадеша на мысль, что исторические изменения языков могут служить своего рода «лингвистическими часами» — наподобие «радиоуглеродных часов»: определяя процент сохранившихся слов основного фонда в «языке-потомке», можно узнать, какой промежуток времени отделяет его от «языка-родителя». Хотя метод «лингвистических часов» — его называют «глоттохронологией» (от греч. глотто — язык) — не столь точен, как метод радиоуглеродный, применение его позволяет установить хронологические рамки существования культуры, связанной с теми или иными древними языками

__________________________________
35. Социокультурная роль естественного языка

Язык – это основа культуры говорящего на нем народа.

Будучи важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании мировоззренческих систем и национальных образов мира, обеспечивает накопление и хранение информации, в том числе относящейся к истории и историческому опыту народа и личному опыту индивида, расчленяет, классифицирует и закрепляет понятия, формирует сознание и самосознание человека, служит материалом и формой художественного творчества

Язык выполняет две соц роли:1.Выступает средством мышление2.Выступает средством общения. Как 1 выполняет следующие когнетивные функции:1.Номинативная (назывательная)

2.Конструктивная (слова конструируются в предложения, последние в тексты, так люди строят виртуальное общение, таким образом люди описывают и объясняют реальность)

3.Аккумулятивная (язык-это материал в котором результаты мышления фиксируются и сохраняются)

Как 2 выполняет следующие коммуникативные функции:

1.Референтная (направлена на предмет сообщения и заключается в передаче информации о нем). Задача автора посредством речи передать адекватную информацию.2.Экспресивная (связанная с отражением сообщения личности автора (о выражении его отношения к предмету))3.Импрессивная (ориентированная на адресат сообщения, что предполагает воздействие на его состояние. Выражая свое отношение, авторстарается вызвать адекватную реакцию)4.Эстетическая (поэтическая) касается эстетических свойств сообщений, особенно важна для художественных текстов, произведений искусства)

__________________________________

37. Культура речи – умение наиболее эффективным образом использовать коммуникативные функции языка. Это оценочное понятие, которое характеризует степень, в которой человек владеет языком и способен реализовать его выразительное воздействие.Культура речи определяется двумя основными факторами: 1.Соблюдение общепринятых языковых норм2.Особенности индивидуального стиля речи Общепринятые языковые нормы – это вошедшие в традицию и закреплённые в литературных образцах, словарях и учебниках, правила грамматики, стилистики, произношения, словоупотребления и словообразования. Основные отклонения от правильной речи:-просторечье – неграмотная речь, в которой допускаются ошибки в ударении, произношении слов-жаргоны – имеют хождение в какой-либо социальной группе и характеризуется главным образом специфической лексикой. Молодёжный жаргон (сленг) – своеобразная игра, которой они стараются показать свою самостоятельность.-диалекты, говоры, наречия – разновидность национального языка, которая исторически сложилась в каком-либо регионе и отличается особенностями языкового строя, словообразованием, построением фраз.- индивидуальный стиль речи – характеризуется свойственными данному индивиду  предпочтениями в использовании тех или иных выразительных средств языка, его манера изложения, мысли и построения высказываний, набор излюбленных слов и выражений, ритмика, фонетика и т.д. Если следование нормам литературного языка обеспечивает правильность речи, то совершенствование речевого стиля ведёт и к речевому мастерству и развитию искусства речи.

Основные наиболее простые требования к речевому мастерству:1.  Говорите ясно и понятно для слушателей 2.   Говорите настолько кратко,  на сколько это возможно, без ущерба для ясности и понятности 3.Выбирайте наиболее яркие и эмоциональные выразительные средства оформления своих мыслей 4.Не старайтесь, чтобы слушатели соглашались с вами во всём 5.Делайте паузы, чтобы собраться с мыслями, обратите внимание слушателей на важные места, дайте им возможность обдумать сказанное. Старайтесь держать под контролем реакцию слушателей и улавливать её.

__________________________________
36.Функции языка как знаковой системы

Язык, которым пользуется человек в повседневном общении, является не только исторически сложившейся формой культуры, объединяющей человеческое общество, но и сложной знаковой системой. Понимание знаковых свойств языка необходимо для того, чтобы лучше представлять себе устройство языка и правила его употребления. Слова человеческого языка являются знаками предметов и понятий. Слова — это самые многочисленные и главные знаки в языке. Другие единицы языка также являются знаками. Знак представляет собой заменитель предмета в целях общения, знак позволяет говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или понятия.

Язык выполняет две соц роли:1.Выступает средством мышление2.Выступает средством общения

Как 1 выполняет следующие когнетивные функции:1.Номинативная (назывательная)

2.Конструктивная (слова конструируются в предложения, последние в тексты, так люди строят виртуальное общение, таким образом люди описывают и объясняют реальность)

3.Аккумулятивная (язык-это материал в котором результаты мышления фиксируются и сохраняются)Как 2 выполняет следующие коммуникативные функции:1.Референтная (направлена на предмет сообщения и заключается в передаче информации о нем). Задача автора посредством речи передать адекватную информацию.2.Экспресивная (связанная с отражением сообщения личности автора (о выражении его отношения к предмету))3.Импрессивная (ориентированная на адресат сообщения, что предполагает воздействие на его состояние. Выражая свое отношение, авторстарается вызвать адекватную реакцию)4.Эстетическая (поэтическая) касается эстетических свойств сообщений, особенно важна для художественных текстов, произведений искусства)

__________________________________

38.Проблема восприятия времени в теории межкультурной коммуникации.

Особенности темпа и ритма жизни, течении времени в теории межкультурной коммуникации изучает хронемика. Одним из важней культурных различий по Холлу являются различия между монохромным и полихромным восприятием и использованием времени. Монохромное восприятие времени означает, что в один и тот же отрезок времени возможен только один вид деятельности,  действия и они осуществляются последовательно, одно за другим. Полихромное восприятие времени предполагает, что в течении определённого отрезка времени может делаться одновременно несколько дел, что порождает различные типы поведения в различных ситуациях. Представителями монохромной культуры являются индустриально развитые страны (Германия, США). Полихромная культура характерна для стран Латинской Америки, Ближнего Востока, Средиземноморья, Россия

Различия между представителями монохромных и полихромных культур: представители монохромной культуры достаточно замкнуты, собраны, сконцентрированы на своей работе, соблюдают все договорённости, не любят, когда их отвлекают от работы, ответственны, пунктуальны, поддерживают преимущественно краткосрочные межличностные контакты, уважают чужую собственность, резко занимают и дают в долг (Северная Европа, США, Германия) Представители полихромной культуры прерывают работу чаще, придают меньше значения договорённостям и встречах, часто и легко меняют свои планы, больше интересуются человеком и его личными делами, нежели работой, часто берут и дают в долг, пунктуальность зависит от межличностных отношений, склоны устанавливают отношения на всю жизнь.

__________________________________
39. Вербальный иллюзионизм как характерная чертасовременной культуры Вербальный иллюзионизм – наиболее значительная проблема проявления воздействий языка на мышление людей. Эта проблема заключается в способности создавать вербальные иллюзии, которые становятся факторами, определяющими поведение людей. В сознании людей как бы возникает  словесный мир, который заключает и подменяет реальность. Основные формы вербальной иллюзии:1.Иллюзорное знание – формируется с раннего детства2.Различные социальные стереотипы – упрощённые и стандартизированные представления о каких-либо явлениях, людях, социальных группах. Особенно распространён национальный стереотип3.Конференции, дискуссии, проходящие в наше время; разговоры, которые не ведут к каким-либо реальным действиям4.Словесные штампы – особенно применимы во время выборовВЕРБАЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ  — это подмена знания сутиШироко распространенной, хотя и мало осознаваемой вербальной иллюзией  является иллюзорное знание. Формирование его начинается с раннего детства. Когда ребенок спрашивает о чем-нибудь: «Что это такое?», он получает ответы: «Это муравей», «Это телевизор». Какое знание получает он из этих ответов? Очевидно, что полного знания о сути предмета, к которому относился вопрос, он не получает. Единственное знание, которое он приобретает, — это знание названия предмета. Но, если затем его спрашивают: «Знаешь, что это такое?» — он может гордо сказать: «Конечно, знаю! Это муравей (телевизор)». Знание названия принимается за знание о предмете! Так незаметно мы попадаем в плен слов и, взрослея, продолжаем жить в этом плену. К сожалению, на уровне участия человечества в космической эволюции ИЗ играют уже огромную негативную роль. Они незаметно присутствуют во многих научных моделях и являются скрытой, и поэтому веками не разрешаемой проблемой. В силу этого, сегодня именно ИЗ, положенные в основу науки, стали причиной кризиса естествознания и тормозом для рационального и прогрессивного развития человечества

__________________________________

49.Данилевскийбудучи идеологом панславизма-течения, провозглашавшего единство славянских народов-задолго до Шпенглера в своей сочинение Россия и Европа обосновал идею о существовании культурно-исторических типов, которые подобно живым организмам находятся в непрерывной борьбе дру с другой и окружающей средой.Главным критерием выделения типов является языковая близость, а сами культурно исторические типы  понимаются как сочетание психоческих, антроплогических, социальных, етрриториальных и других признаков.Так же как и биологиеческие особи они проходят процесс зарождения, расцвета и гибели.начала цивилизации одного исторического типа не передаются народам другого типа, хотя и подвергаются определенных культурным влияниям.каждый культурно-исторический тип проявляет себя в 4х сферахрелигиозной, культурной, политической и социально-экономической.Их гармония говорит о совершенстве той или иной цивилизации.Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, проходящих путь от этнографического состояния через государственность до цивилизационного уровня.отрицая существование единой мировой культуры Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов(египетская, китайская, ассирийско-вавилонско — финикийско-ская, индийская, иранская, греческая, римская, аравийская, еврейскаая, европейская) частично или полностю исчерпавших возможности своего развития.Одной из позднейших стала европейская культурная общность.качественно новым и имеющим большую историческую перспективу Д, провозглашает славянский культурно-исторический тип, призванный объединить во главе с Россией в противовес Европе славянские народы.почти все культурно-исторические типы одноосновные, т.е. в них при сочетании элементов преобладает какой то один Н-р в евпропейском-религиозный, Юв античном-культурный.И лишь славянскому типу с его православием, культурной самобюытность, самодержавием и крестьянской общиной предначертаностать полным четырехосновным культурно-историческим типом.

__________________________________

41.Тип цивилизаций-методологическое понятие,используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ.в основу типологизации положены 4 основные критерия 1.общие фундаментальные черты духовной жизни 2.общность и взаимозависимость историко-политической судьба и экономического развития 3.взаимопереплетение культур 4.наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития. На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации:
1) природные сообщества (непрогрессивные формы существования); 2) восточный тип цивилизации; 3) западный тип цивилизации; 4) современный тип цивилизации. Природные сообщества. Это тип непрогрессивной формы существования, к которому относится исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, существуют вне исторического времени. В общественном сознании этих народов отсутствует понятие прошлого и будущего. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Эти народы адаптировались к окружающей среде до такой степени, которая необходима для поддержания и воспроизводства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой. Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются: 1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур. 2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности. 3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д. 4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма. 6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом. 7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение. Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие: 1) динамизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; 3) индивидуализм, установка на автономию личности; 4) рациональность; 5) идеалы свободы, равенства, терпимости; 6) уважение к частной собственности; 7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации. Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия. Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники. Характерные черты: 1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний; 2) как результатом слияния науки и производства произошла и научно-техническая революция, существенным образом измениршие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства; 3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества— индустриальное общество и постиндустриальное общество. Современное состояние цивилизационного развития привело к формированию глобальной цивилизации.

__________________________________

48.О.Шпенглер немецкий философ, культуролог, историк, создатель циклической теории.учение Шпенглера призвано было преодолеть распространенные в 19 веке глобальные смехы эволюции культуры как единого восходящего процесса становления мировой культуры, где европейская культура выступала как вершина развития человечества.Мировая культура предстает как ряд независимых друг от друга замкнутых культур каждая из которых имеет свой темп развития и отведенное ей время жизни.За этот период каждая культура проходит несколько стадий: от рождения через молодость, зрелость, старость до смерти.исходя из етого Ш.создает концепцию одновременности явлений в разных культурах, отделенных промежутками в тысячелетия, но проходящих 3 одинаковых этапа: мифо-символическая рання культура, метафизико-религиозная высокая культура, поздняя цивилзационная структура.в жизни каждой выделяет две линии развития-восходящая(культура в собственном смысле)и нисходящая (цивилизация).первая характеризуется развитием органических начал культуры, вторая-их закостенением и превращения в механические, выражающиеся в бурном развитии техники, возрастании городов в мегаполисы.Феномен кризиса в культуре так же Ш. рассматривал в своей книге Закат Европы.В качестве примера кризиса в культуре Ш. приводит гибели Запада, которую он рассматривает как проблему цивилизации.Всякая культура имеет свою цивилизацию. “Цивилицазия есть завершение.Она следует за культурой как ставшее за становлением, как смерть за жизнью…Она неотвратимый конец.к ней приходят с глубокой внутренней неотвратимостью все культуры.”Кризис культуры это простое вхождение ее процеветния в заключительную цивилизационную стадию.Кризис-завершение цикла, окончательное угасание культуры.ш.считал что кризис наступает тогда когда душа культуры существит свою совокупность возможностей в виде народов, языков, искусств, наук, вследствии этого культура вновь возвращается в объятия первобытной души, она костенеет и умирает, ее силы надламываются и она становится цивилизацией.в таком виде она может существовать еще в течении столетий.Культура не способна развиваться вечно по единой, универсальной схеме.В ее развитии наступают слжности, которые свидетельствуют об истечении времени данной культуры.никакого перерождения его не может быть, кризис-это сигнал к окончательной гибели.

__________________________________    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Заболевания прямой кишки (геморрой, трещины, полипы, выпадения, парапроктиты)
Реферат Страхование гражданской ответственности перевозчика 2
Реферат Эстетика средневековья. Романский и готический стиль
Реферат Маркетинг во внешнеэкономической деятельности
Реферат Технологии социального обслуживания пожилых людей в условиях города
Реферат Пожары в жилых помещениях: причины, опасные факторы, правила поведения. Первая помощь при отравлении газом. Затопление в жилище
Реферат Media in Britain
Реферат Pablo Picasso Essay Research Paper Pablo PicassoFamous
Реферат Grand Canyon Essay Research Paper Grand CanyonGrand
Реферат Виховання дитячого колективу за ВО Сухомлинським
Реферат Концепция развития налоговой системы Украины
Реферат «орбита»
Реферат Педагогическая теория КД Ушинского
Реферат Конфликты и пути их преодоления 2
Реферат Боевое применение гранатомётного взвода в основных видах боя