--PAGE_BREAK--
РАЗДЕЛ 3. КУЛЬТ ГЕРОЕВ
В МИФОЛОГИИ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Героический период — начальный период истории многих народов, о которых сохранились предания в мифах, сказаниях и народных поэмах. Действующими лицами являются герои, которым приписывается божественное происхождение (полубоги), обладающие сверхчеловеческой силой; например, у греков Геракл, Тезей и др., у германцев герои песни Нибелунгов, у славян богатыри, Гильгамеш в Месопатамии и др.
В Риме существовала легенда о странствованиях троянского героя Энея — предка основателей Рима — Ромулаи Рема. В дальнейшем мифология римлян в основном была связана именно с легендами об Энее, Ромуле и сменивших Ромула царях.
Герои в древнегреческой религии и мифологии легендарные вожди или богатыри, почитаемые после смерти как полубожественные существа. Культ героев поддерживался общиной или городом, которые видели в них своих предков. Многие герои, почитавшиеся в Древней Греции в 1-м тыс. до н. э., являлись по своему происхождению древними местными божествами, утратившими былое значение с распространением олимпийской религии (Агамемнон, Елена и др.).Греки почитали также героев-эпонимов, т. е. лиц, по имени которых давалось название племени, городу (Лакедемон, Коринф и др.); чаще всего это были вымышленные лица. К героям могли причисляться также выдающиеся исторические личности после их смерти (например, тираноубийцы Гармодий и Аристогитон в Афинах, поэт Архилох на о. Парос и др.).
Героические мифы Двуречья группируются по местным циклам. Наиболее интересен круг мифов г. Урука, связанный с именами героев Энмеркара, Лугальбанды и Гильгамеша — полулегендарного правителя г. Урука в Шумере (28 в. до н. э.). В 3-м тыс. до н. э. возникли дошедшие до нас шумерские эпические песни о Гильгамеше. В конце 3-го — начале 2-го тыс. на аккадском (ассиро-вавилонском) языке была составлена большая эпическая поэма о Гильгамеше. В ней описываются дружба Гильгамеша с диким человеком Энкиду, отчаяние Гильгамеша после смерти друга и его странствования в поисках тайны бессмертия, посещение им предка Утнапишти, пережившего потоп, и т. д. Легенда о Гильгамеше была распространена также у хеттов, хурритов, в Палестине и т. п. Наиболее известен вариант начала 1-го тыс. до н. э. из Ниневии (Куюнджик)[1].
Известен также миф о вражде орла и змеи и о попытке героя Этаны взлететь на небо на орле. До нас дошли в основном записи официальных версий мифов, подчинённые идее о бессилии человека перед богами.
РАЗДЕЛ 4. КУЛЬТУРА ВАВИЛОНИИ
Вавилонская культура,культура народа, населявшего в древности, в 4-1-м тыс. до н. э., Месопотамию — Двуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака), характеризуется относительно высоким уровнем науки, литературы и искусства, с одной стороны, и преобладанием религиозной идеологии — с другой.
4.1. Развитие материальной культурыВавилонии
Материальная культура народа Вавилонии находилась на сравнительно высоком уровне. Однако каменные орудия вышли окончательно из употребления лишь в начале 3-го тыс. до н. э. В металлургии в середине 3-го тыс. были известны литье, ковка, чеканка, изготовление золотой и серебряной проволоки, филигрань. Основным строительным материалом был сырцовый и, реже, обожжённый кирпич; был известен, но мало применялся свод, система дренажа и т.п. Позднее начинается заметный прогресс в технике. Совершенствуется военная техника — вводятся колесничное войско (с начала 2-го тыс.), панцирь из медных блях (с середины 2-го тыс.), конное войско, меч, укрепленные военные лагеря, осадные орудия — тараны, строятся каменные и наплавные мосты (на кожаных бурдюках).
В 1-м тыс. до н. э. в Вавилонии появляются железные орудия, в ремесле — также алмазное сверло, примерно на рубеже 2-го и 1-го тыс. до н. э. появляется и новая оросительная техника: водоподъёмное колесо (сакие), и «бесконечная» верёвка с кожаными ведрами (черд).
4.2. Развитие науки Вавилонии
Важнейшим фактором развития науки была хозяйственная практика, которая требовала, прежде всего, выработки системы мер, а также создания приёмов определения площади полей, объёма зернохранилищ и искусственных водоёмов, расчётов рабочих норм при копке каналов, в строительстве и ремесле; на этой основе к концу 3-го тыс. до н. э. создалась шумеро-вавилонская математика. Вавилонские математики широко пользовались созданной ещё шумерами шестидесятеричной позиционной системой счёта; на основе этой системы были составлены различные вычислительные таблицы: деления и умножения чисел, квадратов и кубов чисел и их корней (квадратных и кубических) и др. Вавилоняне решали квадратные уравнения, знали «теорему Пифагора» и располагали методами нахождения всевозможных «пифагоровых» чисел (более чем за тысячу лет до Пифагора); помимо планиметрических задач, решали и стереометрические, связанные с определением объёма различного рода пространств, тел, широко практиковали черчение планов полей, местностей, отдельных зданий, но обычно не в масштабе.
Больших успехов достигли вавилоняне в области химии, имевшей, разумеется, чисто прикладной характер. От 2-го тыс. до н. э. сохранились многочисленные рецепты изготовления бронзы, известны глазури и многокрасочные поливы на керамике.
Попыткой обобщения географических представлений является «карта мира», где земля изображена в виде плоскости, пересечённой реками Тигром и Евфратом, сбегающими с северных гор, и окруженной мировым океаном, на поверхности которого она, видимо, мыслилась плавающей. Океан представлялся окруженным «плотиной небес», на которой покоилось несколько (три или семь) небесных сводов; под землёй мыслилась преисподняя («Великая гора»). Но географический кругозор вавилонских купцов-практиков был гораздо шире (к 1-му тыс. — от Испании до Индии).
Крупный шаг вперёд сделала в это время также медицина. Хирургические операции включали ампутации, сращивание переломов, удаление бельма с глаза и др. В медицинских текстах, дошедших от 2-й половины 2-го тыс. до н. э. и 1-й половины 1-го тыс. до н. э., части человеческого тела уже были сведены в анатомическую систему. Были систематизированы также некоторые болезни и соответствующие лекарства.
Из записей астрономических и метеорологических наблюдений стали развиваться астрология (лишь в 1-м тыс. до н. э.) и астрономия. Были выделены планеты, которые, в противоположность неподвижным звёздам, сравниваемым со спокойно пасущимися овцами, назывались «биббу», «козлами». Каждая планета получила своё специальное название (кроме Меркурия, названного «биббу», то есть планета): Венера — «Дильбат», Юпитер — «Мулубаббар» («звезда-солнце»), Марс — «Залбатану» и Сатурн — «Кайману». Тогда же начались наблюдения движений планет; в частности, сохранились тексты, посвященные изучению движения Венеры. Сравнительно высокое развитие астрономии было, видимо, связано с потребностями лунного календаря. Первоначально каждое государство-город имело самостоятельный календарь, но после возвышения Вавилона общим для всей страны стал календарь, принятый в Вавилоне. Год состоял из 12 лунных месяцев, имевших 29 или 30 дней (синодический месяц, или период смены фаз луны, равен приблизительно 29 eq \f (1;2) дням). Из-за того, что солнечный год длиннее лунного на 11 дней, время от времени, для устранения этого несоответствия, вводился дополнительный месяц. Уже до середины 2-го тыс. до н. э. были описаны созвездия, велись записи гелиакальных восходов светил и т.п. Начиная с середины 1-го тыс. до н. э. устанавливаются твёрдые правила для вставки високосных месяцев, интенсивно развивается вычислительная астрономия, сохранились тексты, где для определённого года (или последовательности лет) указаны положения Луны (или планет) через определённые интервалы времени. Большой заслугой вавилонских астрономов было открытие сароса — промежутка времени, по истечении которого солнечные и лунные затмения повторяются в той же последовательности.
К первым сочинениям научного характера в древнем Вавилоне можно отнести списки знаков письма — сначала рисуночных, а затем развившихся из них — клинописных — и перечни терминов, записанных при помощи таких знаков. Подобные перечни были впервые составлены около 3000 до н. э. Позже, в связи с практической потребностью, были накоплены определенные знания в области филологии.
Средоточием науки в Вавилоне до середины 2-го тыс. до н. э. была так называемая э-дубба — тип светской школы-академии, готовившей главным образом писцов, но имелись, видимо, и храмовые школы. Писец было почётным званием образованного человека. В соответствии со степенью эрудиции и специализации различалось около двадцати видов писцов. Среди дидактических школьных текстов известно «Поучение земледельцу», нечто вроде краткого сельскохозяйственного справочника.
4.3. Мифология Вавилонии
Дошедшие до нас мифы отражают в основном представления народов, живших ирригационным земледелием, а также оседлых охотников и скотоводов. Согласно представлениям древних народов, плоская земля лежит на поверхности мировых вод, окружающих её и выступающих в виде колодезной и речной воды; эти воды отделены от небесных вод «Плотиной небес», на которой покоится несколько твёрдых небосводов — небо Солнца, Луны, планет и неподвижных звёзд. Внутри земли — мрачный город мёртвых. Мир сотворён либо богиней-матерью, либо (в поздних мифах) мужским божеством (Энлиль, Мардук). Так, по вавилонскому мифу (2-е тыс. до н. э.), в борьбе старших богов с младшими первых возглавляет чудовище — богиня Тиамат («Море»), вторых — бог Мардук. Убив Тиамат, Мардук рассекает её тело надвое, превращая его в подземные и небесные воды.
В период возвышения Вавилона (18 в. до н. э.) верховным божеством был объявлен бог-покровитель этого города Мардук. В 1-м тыс. до н. э. развиваются астральные культы на основе отождествления некоторых божеств с небесными светилами. Наряду с верховным богом, «великими богами, решающими судьбы», составляющими совет старейшин в общине богов, признавались 7 или 12 главных божеств.
Сохранялись представления, восходящие к культу вождя как воплощения жизненных сил общины. Пережитком ритуального убийства состарившегося вождя являлся в Вавилоне ежегодный обряд, при котором царь временно заменялся бедняком или рабом, подвергавшимся побоям со стороны верховного жреца.
Во 2—1-м тыс. получает развитие понятие греха и покаяния, которые, однако, воспринимались главным образом в ритуальном плане (нарушение магических запретов и правил почитания богов и искупление прегрешения).
Профессиональное жречество создаётся в Вавилонии очень рано — ещё в 4-м тыс. Жрецом был и правитель (царь). Для культовых целей с 4-го тыс. до н. э. из общинных начали выделять специальные обширные храмовые хозяйства, затем они вошли как составные части в царские хозяйства.
4.4. Художественная культура Вавилонии
В художественной культуре древнего мира Вавилонии важное место занимают пластические искусства 4—1-го тыс. до н. э. В Вавилонии, как и в Древнем Египте, складываются и получают первоначальное развитие многие формы архитектуры, скульптуры, синтеза искусств, изображения человека и окружающего мира, характерные для последующих эпох. Замедленность общественного развития и подчинение искусства религии обусловливают устойчивость художественных структур и стилевых принципов.
Древнейшие художественные памятники Вавилонии (вылепленные от руки культовые сосуды из глины с раскрашенным ритмизовским геометрическим узором и стилизованный изображениями птиц, зверей и людей; статуэтки из глины) восходят к 5—4-му тыс. до н. э. С середины 4-го тыс. до н. э. появляется гончарный круг, развивается строительство храмов, стены, которых иногда украшаются геометрическим мозаичным узором из разноцветных шляпок глиняных «гвоздей». В конце 4-го — начало 3-го тыс. до н. э. получает развитие круглая скульптура, складываются принципы месопотамского скульптурного рельефа, расцветает искусство глиптики (резные цилиндрические печати с сюжетными сценами, отмеченными свободой композиции и передачи движения).
В период образования городов-государств (начало 3-го тыс. до н. э.) в искусстве нарастают черты условности и каноничности. 7—6 вв. до н. э. расцвет ново вавилонский период в искусстве. Великолепен ансамбль г. Вавилона со сложной системой укреплений, широкими прямыми дорогами процессий, дворцом Навуходоносора II, храмовым комплексом Эсагила и 90-метровым зиккуратом Этеменанки.
По преданию потомки Ноя воздвигали на земле Сеннаар (Вавилония) Вавилонскую башню, чтобы достигнуть небес. Бог, разгневанный замыслом и действиями строителей, смешал их языки, чтобы они не могли понимать друг друга, а самих рассеял по миру. Город, где строилась башня, получил название Вавилон, происходящее, согласно библейской этимологии, от еврейского «балал» («смешивать»). Этот рассказ представляет собой одну из первых попыток объяснить происхождение различных языков в мире. В действительности аккадское слово «Вавилон» («баб-или») означает «врата Бога».
Согласно историческим сведениям, город Вавилон — столица Вавилонии, расположенная на берегах Евфрата, — славился своим храмом Эсагилой, название которого переводится как «достигающий облаков». Этот храм был построен Хаммурапи, одним из первых вавилонских царей.
Висячие сады были одной из самых знаменитых диковинок древнего города Вавилон. Однако, хотя археологи и нашли предполагаемые руины садов, доказать, что это именно они, невозможно. Мы знаем только одно: сады действительно существовали, потому что люди видели и описали их.
Легенда повествует, что царь приказал построить сады ради тосковавшей по дому молодой жены Амитис, надеясь, что они напомнят ей родные персидские горы.
Висячие сады были построены, вероятно, у реки и смотрели на городские стены Вавилона. Они были устроены в виде террас, самая верхняя из которых, возможно, возвышалась над землей 40 метров. Навуходоносор распорядился посадить в саду все мыслимые виды деревьев и цветов. Их свозили со всей империи на телегах, запряженных волами, и речных ладьях. Успех садоводов, должно быть, зависел от хорошей системы полива, для которого использовалась вода из Евфрата. Воду могли поднимать на верхнюю террасу с помощью цепочки ведер, прикрепленных к колесу, которое вращали рабы. А потом она, должно быть, сбегала по садам ручьями и водопадами, так что земля всегда оставалась влажной.
См. приложение № 3
В результате завоевания Вавилона державой Ахеменидов (539 до н. э.) и его вхождения в государство Селевкидов (конец 4в. до н. э.) в вавилонской культуре проявляется влияние персидского, а позже эллинистического искусства. В свою очередь вавилонское искусство повлияло на развитие искусства Ирана и Парфии.
РАЗДЕЛ 5. АНТИЧНЫЙ МИР ГРЕЦИИ.
БЫТ И НРАВЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Термин «античность», корневым понятием которого является латинское слово antiquus — древний, обозначает совокупность всего, что связано с греко-римской древностью, начиная с Гомеровской Греции (примерно IX в. до н. э.) и кончая падением Западной Римской империи (476 г. н. э.). Термин возник в начале XVIII в. во французском языке и означал особый вид искусства, относящийся в ранней истории человечества.
5.1. Гомеровский период, или «Темные века».
Период XI-IX вв. называется «Гомеровским», так как главным источником информации о нем являются поэмы Гомера Илиада и Одиссея.
В конце XII в. до н.э. в Грецию вторглись племена греков-дорийцев.
Дорийское завоевание привело Грецию к регрессу - резкому сокращению численности населения, падению жизненного уровня, прекращению монументального и вообще каменного строительства, упадку ремесла, ослаблению торговых контактов, утрате письменности. На всей территории Греции исчезли прежние государственные образования и утвердился первобытно-общинный строй. Из достижений микенской цивилизации дорийцы заимствовали только гончарный круг, технику обработки металла и кораблестроения, культуру выращивания винограда и оливковых деревьев. В то же время дорийцы принесли с собой искусство выплавки и обработки железа, практику использования его в военном деле.
XI-IX вв. до н.э. - эпоха господства натурального хозяйства. Особую роль приобрело скотоводство: скот был и критерием богатства, и мерилом стоимости. Основным типом социальной организации стала сельская община (демос), жившая на небольшой территории и стремившаяся в полной изоляции. Община и составлявшие ее роды и семьи производили все необходимое для себя сами.
Рабство не играло большой экономической роли. Основную часть рабов, как и в микенскую эпоху, составляли женщины и дети, использовавшиеся на вспомогательных работах в домашнем хозяйстве. Мужчины-рабы обычно выполняли обязанности пастухов. Рабы были преимущественно военнопленными. Рабство имело патриархальный характер, и уровень жизни рабов мало отличался от уровня жизни их хозяев.
Постепенно в общине, где первоначально царило «равенство в бедности», усиливался процесс социальной дифференциации, которому способствовали постоянные внутренние и внешние военные конфликты.
В IX в. до н.э. царский род постепенно утрачивает свои привилегии, и монополизированные им должности становятся выборными, превращаясь в достояние всей элиты.
5.2. Архаическая Греция.
Период VIII-VI вв. до н.э. - время грандиозных перемен в древнегреческом мире. В этот период значительно увеличилось количество железных орудий, расширился их ассортимент и улучшилось их качество. Железный топор облегчил борьбу с деревьями и кустарником, а железные лемех, кирка, мотыга и серп позволили повысить урожайность.
Перспективным оказалось основание колоний в далеких заморских землях (Великая греческая колонизация) по трем направлениям: западному, северо-восточному и юго-восточному. Успешной колонизационной деятельности способствовал прогресс в кораблестроении. На основе достижений финикийских судостроителей были созданы два новых типа корабля — пентеконтера и триера. В итоге колонизации в Греции восторжествовал второй тип внешней экспансии — мирный (торговый).
Ремесло отделяется от земеледелия; ремесленный труд специализируется. Центр экономической жизни перемещается из деревни в город, интересы которого направлены не вглубь материка, а на море; новые города теперь основываются на побережье рядом с удобными бухтами, а старые (Афины, Коринф) устанавливают тесные связи с близлежащими портами.
5.3. Социально-политическая структура Архаической эпохи.
Архаическая эпоха ознаменовалась двумя ведущими тенденциями- стремлением к объединению и трансформацией аристократического строя. Первая тенденция наиболее полно выразилась в синойкизме («совместном поселении»), объединении нескольких ранее независимых общин путем переселения их жителей в уже существующий или новооснованный укрепленный центр. Возникают религиозные и политические союзы, объединяющие группы государств определенной области, целого региона или даже различных регионов греческого мира.
К началу VII в. до н.э. монархический строй фактически прекращает свое существование в Аттике, Беотии, государствах северо-восточного Пелопоннеса, многих городах Малой Азии. В большинстве случаев это изменение обходится без насилия: при царе создается коллективный орган (эфорат, коллегия эфетов), к которому переходят его основные функции, за исключением, как правило, жреческих; его должность превращается в выборную. Нередко высшим органом исполнительной власти становится коллегия из магистратов, избираемых на определенный срок (обычно на год) и обязанных отчитаться перед аристократическим советом по истечении срока своих полномочий. В этой системе народное собрание, сохраняясь как институт, играет чрезвычайно малую роль.
К середине VII в. до н.э. аристократия утратила свои лидирующие позиции в военной сфере. Широкое распространение железного оружия и доспехов и их относительная дешевизна по сравнению с бронзовыми меняет социальный состав тяжеловооруженной пехоты (гоплитов), рекрутирующейся ныне из средних слоев города и деревни. Главным защитником государства становится не знать, а средние слои.
Во второй половине VII в. до н.э. возрастает роль городского демоса сначала в экономической, а затем и в социально-политической жизни.
Первым шагом на пути ограничения всевластия элиты и превращения хаотического аристократического общества в упорядоченное гражданское явилась запись законов. В первой половине VII в. до н.э. такая запись была произведена в Коринфе и Фивах номофетами («законодателями») Фидоном и Филолаем, а в 621 до н.э. в Афинах архонтом Драконтом. Кодификация законов в ряде греческих государств осуществлялась эсимнетами («устроителями») - посредниками, избранными общиной для форсированного упорядочения гражданских дел, которые не только записывали существующие правовые нормы, но и «улучшали» (реформировали) их. Особое внимание уделялось регулированию судопроизводства, охране собственности и заботе о нравственности.
В VII-VI вв. до н.э. основной формой насильственного уничтожения аристократического режима была тирания, которая называется старшей. Обычно тиранами становились выходцы из аристократического слоя. Нередко перед переворотом они занимали высокие гражданские и особенно военные должности (полемарха, стратега), которые позволяли им снискать авторитет у гоплитов - основной военной силы в государстве. Тираны часто окружали себя телохранителями и опирались на наемников. Важнейшие посты занимали их родственники и приверженцы. Сужение социальной базы тиранических режимов стало причиной их повсеместного исчезновения к концу VI в. до н.э.
К концу VI в. до н.э. в подавляющем большинстве греческих государств установился республиканский строй, при котором политический суверенитет принадлежал «народу» - совокупности полноправных граждан: мужчин, коренных жителей данной местности, владевших наследственными земельными участками (при верховной собственности на землю всей общины). Гражданин имел право участвовать в народном собрании (экклесии), служить в армии, избирать и быть избранным на государственные должности. Народное собрание формировало Совет (буле) - высший орган управления и избирало на определенный срок магистратов, которые по истечении полномочий отчитывались перед ним; постоянного чиновничества практически не было. В зависимости от состава гражданского корпуса различалось две формы республиканского строя — олигархия и демократия. Если при демократии все члены общины пользовались равными политическими правами, то при олигархии степень обладания ими определялась имущественным цензом: лица с небольшим доходом или выводились за рамки гражданского коллектива и не допускались к воинской службе, или переводились в категорию «пассивных» граждан, лишенных доступа к государственному управлению.
Итогом социально-политического развития архаического периода стало рождение классического полиса - небольшого города-государства. Город являлся местом общественно значимых событий — религиозных обрядов и празднеств, народных собраний, театральных представлений, спортивных состязаний. Средоточием полисной жизни были центральная городская площадь (агора) и храмы. Духовную основу полиса составляло особое полисное мировоззрение (идеал общественно активного свободного гражданина, патриота и защитника отечества; подчинение личных интересов общественным). Небольшие рамки города-государства позволяли греку ощущать свою тесную связь с ним и свою ответственность за него (прямая демократия).
продолжение
--PAGE_BREAK--