Карл Врман
Предварительныезамечания
Жуируя и кокетничая, покоряясьженщинам ипадкое до женщин, стремясь кпрелести, весельюи удобствам, выступило XVIIIстолетие намировую арену.Во всех областяхискусства ижизни оно быловначале векомдальнейшегоразвития изамиранияренессансаи барокко, которые, однако, оказалисьеще достаточножизненными, чтобы при веяниинового духавремени распространитьсяв виде новогосамостоятельного, легкого и изящногомодного стиля; позднее, однако, тронутое духомболее мужественнойсерьезности, оно всюду явилосьревнителемповорота, замышлявшеговозвращението к итальянскомуренессансу, то к римской, то, наконец, кгреческойдревности, нов то же времяи к природе.Если Италияосталась внекоторыхотношенияхродиной этогодвижения, товсе же яснееи полнее совершалисьэти превращенияна французскойпочве. Решительнее, чем когда-либо, взяла на себяФранция руководстводальнейшимхудожественнымразвитием.
Новый, выросшийиз итальянскогобарокко Борромини, Гаврини и Кортона, архитектурныйстиль эпохи, известный внемецкой наукепод обычнымназваниемрококо, былфранцузским.Термину «рококо»предшествовалоназвание «Rocaille», обозначавшееукрашения израковин иискусственныескалистыегроты, но в качествеобозначениястиля, связанное, как показалГеймюллер, именно с украшениямииз раковин. Незаходя такдалеко, какэтот исследователь, желающий ограничитьзначение термина«рококо» вздутымираковинообразнымиобразованиями«Rocaille», мы подразумеваемпод рококо нестолько совокупностьвсех направленийстиля эпохиЛюдовика XV (1715 –1774), сколько тотлегкий, исполненныйфантазии, декоративныйстиль этойэпохи, который, коренясь в«галльскомгении», какновое создание, противополагаетсяне только бароккоИталии и Германии, но и палладианствуФранции и Англии.Этот стиль, применяемыйпочти исключительнодля убранствавнутреннихпомещений, естьорнаментальныйстиль, отсутствующийлишь на полукруглыхвыступах стенв виде лизен, превращающийвсе опорныеи несущие пилястрыстенных расчлененийв орнаментальныеобрамления, а все обрамленияв орнамент, вытянутыйнаподобие буквыS из раковин, полос, лент, цветов, листьеви ветвей, в концеконцов, уклоняющийсянаскольковозможно дажеот законовсимметрии. ХотяШмарсов, чтобыоправдать общееназвание длястиля, и указываетсправедливо, что это внутреннееубранстводостаточночасто обусловленоновым, свободным, рассчитаннымна более удобныйобраз жизни, распределениемкомнат, болееприспособленнойдля жизни формойпомещений иболее легкойснаружи и внутрипостройкой, с закругленнымикраями, с обилиембольших окони двустворчатымидверями, мы всеже предпочитаемупотреблятьтермин «рококо»в очень ограниченномсмысле, ужеввиду противоречияс французами.Кроме Шмарсоваи Геймюллера, понятие и сущностьрококо разбиралив ГерманиипреимущественноЦан, Шпрингер, Земпер, Доме, Шуман, Гурлитти Иессен. Французы, однако, называютстили XVIII столетияпросто по именамправителей.За стилем позднейэпохи ЛюдовикаXIV следует стильРегентства(1715 – 1725), за стилемЛюдовика XV стильПомпадур, заним стиль ЛюдовикаXVI, который, впрочем, как указываети Шефе, проявляетсяуже в последниедесятилетияЛюдовика XV.
Этот легкийсвободный стильпредставляет, однако, дажево Франции, своей родине, только одноиз теченийстиля XVIII столетия.В некоторыхстранах, напримерв Англии, рококосовершенноотсутствует, тогда как вдругих, особеннов Германии, оказываетсясильнее идолговечнее, чем в самойФранции. Значительносильнее, чемтечение рококодействует всюдув Европе, вовсех областяхжизни и искусства, признаниенеобходимостиполного поворота, часто замечаемоеуже в первойполовине столетия.
Художественнаякритика предупредилак тому же поворотискусства, высказавшисьяснее, чемкогда-либо.Поворот к греческойдревности, впротивоположностьримской, былподготовленуже в XVII столетиигреческимипутешествиямии исследованиямиЖака Спона иподготовлялсяуже в 1706 г. в сочиненияхКордеума, правда, еще неясно ис многочисленнымиуступками стилюэпохи. ОткрытиеГеркуланумаи Помпей (1748), окотором первыйсообщил Дартенэ, указало на всюгреко-римскуюдревность вее целом.
Сочинение оримских развалинахПиранези (1769)ограничивалосьпреимущественноитальянскойдревностью.Греческое жедвижение былопущено в ходособеннопутешествиямиграфа Кайлюса, лучшее сочинениекоторого явилосьв 1752 г., афинскимиисследованиямиСтюарта и Реветта, большое сочинениекоторых вышлов свет в 1761 г., вГермании жесочинениямиВинкельмана, появившимисяв 1755 г. «Мыслямио подражаниигреческимпроизведениям».Кайлюс и Винкельман– двое ученыхвождя этогохудожественногодвижения.
Рядом с поворотомк эллинизмупроявляетсяпо всей линииповорот к природе, вдохновеннымапостоломкоторого былЖан Жак Руссо(1712 –1778). Вместе стем именно этотповорот к природене раз переплеталсяс другимисвоеобразнымипобуждениями.Стиль рококотоже считалсебя частьюприроды, ввидунатуральнойсвежести, которойдышат некоторыеиз его начинаний, и естественныхподробностей, которые онвплетал в своифантастическиеобрамления, а грецизирующийклассицизмособенно охотнозаявлял претензиюна новое обретениеприроды, считая«безыскусственнуюпростоту»греческой ив то же времянатуральной, а греческийхрам непосредственнонавеяннымприродой. Именноэто своеобразноеи нелогическоесопоставлениеподражаниядревним грекамс передачейнеподдельнойприроды сообщиловторой половинеXVIII столетия особыйхарактер. Лишьнемногие, как, например, великийфранцузскийкритик Дидро, да и тот лишьслучайно, решалисьпротиворечить.«Нет ничегоманерного, –говорит он, –ни в рисунке, ни в красках, если добросовестноподражаютприроде. Манерностьисходит отмастера, отакадемии, отшколы, даже отантиков».
Академии, возникшиетеперь по образцуПарижской вовсех европейскихстранах ивосторжествовавшиев борьбе спривилегиямистаринныхцехов, оказалиблагоприятноедействие всмысле улучшенияусловий жизнихудожников, но зато всюдупоощряли скучнуюзаученнуюправильность, называемуюнашим «академическимнаправлением»в тесном смысле.
Но кроме этогоэллино-классическогои реалистическогопротивногоему течения, боровшихсяс палладианством, с барокко и егодочерью, движениемрококо, пробиваютсяеще два побочныхтечения. Однимиз них быларомантика, обратившаясяк средневековью, именно к готике.Это направление, литературныеосновы которогоздесь прослеживатьне место, возниклово второй половинестолетия вШотландии иАнглии. Старейшиесооруженияв новом готическомстиле находятсяв Шотландии; в 1771 г. появилосьсочинение Гте«О немецкомзодчестве», прославлявшееготику. Другоенаправление, восточно-азиатское, прежде всегокитайское, подготовленноемассовым ввозомкитайскогофарфора во всеевропейскиестраны, поддержанноесочинениямиСпенса и Чемберсао китайскихпостройкахи садах (1743, 1757, 1772), выразилосьв «китайщине»декорацийрококо, там исям в по-китайскивытянутыхкрышах дворцови павильонов, тесно слилосьв рококо в новойсамостоятельнойфарфоровойиндустрииСаксонии, авскоре и другихстран, и, чтоособеннозамечательно, приняло существенноеучастие в реакциипротив версальскихархитектоническихсадов. В китайскомсадовом искусстведумали найтиприроду, и можетбыть, именноэтим объясняютсянекоторыенедостатки«английского»садового стиля.
Впрочем, главныетечения искусстваXVIII столетия, передававшеголишь немногиеотростки XIX веку, почти отжилиуже в последнейчетверти столетия.Всюду, где совершилсяповорот, начинаетсяуже вскорепосле 1770 г. тонаправлениеискусства, которое являетсяв наших глазахпервой фазойискусства XIXстолетия. Всегояснее сказываетсяновый поворот; в повсеместномисчезновенииискусственныхголовных уборов– длинных парикови кос, волосяныхкошельков, господствовавшихвсе XVIII столетие.XVIII столетие быловеком парикови кос, что нередковыражаетсяи в его вымученномискусстве, даи волосяныеуборы надособственносчитать выдумкойгосподствующеготечения искусства.
Величайшимзодчим Франциив эпоху «регентства»является Робберде Котт (1651 – 1735), ученик и шуринЖюля д̓Ардуэна Мансара, закончившийего дворцовуюкапеллу в Версалеи дворец Трианон.Наружные стороныего построек, как холодная, внизу тосканская, вверху коринфскаялицевая сторона«Оратория»и законченныйтолько в 1738 г. егосыном классическийфасад-ренессансцеркви Сен-Рошв Париже, принадлежатк более старомуи более строгомунаправлению.Его зал Геркулесав Версальскомдворце – последнеевеликолепноемраморноепроизведениестиля ЛюдовикаXIV. В строениичастных отелейименно Коттстремился кболее свободномуи последовательномуосновному планув духе эпохи, именно он ввелболее легкийи оживленныйспособ декорации, подготовившийстиль ЛюдовикаXV. Его образцовоепроизведениев этом роде –перестройкаОтеля де лаБрильяр (нынеФранцузскийбанк) в Париже, великолепная«Золотая галерея»которого одноиз самых блестящихпомещенийФранции – ещесохраняетсложностьстенных пилястров, но в свободнопроходящихи оживленныхотдельныхформах с реалистическимиукрашениямииз раковин илистьев, которымсопутствуетмиловиднаяфигурная пластика, следует, нестесняясь, внушениямутонченнойхудожественнойфантазии. ВнеПарижа де Коттвыполнил великолепныеепископскиедворцы в Верденеи Страсбургеи был авторомпрекраснойплощади ЛюдовикаXIV (ныне Бельктур)в Лионе.
Из мастеров, развивавшихсяв том же направлении, как Котт, заслуживаетупоминанияКальето Старший, по прозваниюд̓ Ассюранс(ум. в 1724), строительцелого рядапарижских«отелей» сболее свободнымраспределениемпомещений иболее легкимиформами украшений.С итальянцемДжирардинион выполнилв 1722 г. широкораскинувшуюсяодноэтажнуюпостройкудворца Бурбонов, которая, какместо заседанийфранцузскойпалаты депутатов, многократноперестраивалась.
Внутренниеукрашения, указывающиедальнейшееразвитие рококо, всего удобнееизучать в зановоотделанныхв XVIII столетиизалах Версальскогодворца, Фонтеблои БольшогоТрианона, такжев некоторыхчастных дворцах, из которыхнаиболее доступенОтель Субиз, нынешний главныйгосударственныйархив в Париже.Старая французскаяинкрустациядеревяннымипанелями, изящнорезанными встиле рококои раскрашеннымисветлыми красками, заменяет здесьтяжелую, заимствованнуюиз Италии мраморнуюпышность стиляЛюдовика XVI.Галльский генийпочувствовалздесь своюсилу. Многиеиз лучших декорацийэтого родаизвестны тольков виде нарисованныхи награвированных, изданных вобъемистыхсборниках, проектов великихмастеров этогоискусства.Начало движениязнаменуетгруппа художников«Жилло-Ватто», декоративныепроекты которойвыросли из«гротесков»«Берена-Даниэля-Маро», и часто, не переходяв рококо, обращалисьв стиль ЛюдовикаXVI. Из ее представителейКлод Жилло(1673 – 1722) и его великийученик АнтуанВатто (1684 – 1721), зальныедекорациикоторого в виде«обезьяньихклеток» сохранилисьв Шантильи, прославилиськак живописцыи офортисты.
Из представителейстиля ЛюдовикаXV на первом местестоит Жак ЖюльГабриель (1667 –1742), руководившийдекоративнойотделкой вновом родеВерсальскогодворца, исполненной, как показалП. де Нолак, небез содействияГабриеля, антверпенскимскульпторомЖаком Верберктом(ум. в 1771) и егосоперникомАнтуаном Руссо, главными мастерами«Королевскойверсальскойшколы». Раковиныв этом версальскомстиле рококозанимают ещескромное подчиненноеместо, а натуральныемотивы, напримерпальмы, играютв его изящныхобрамленияхрам главнуюроль. СверстникомЖака Жюля Габриелябыл ЖерменБоффран (1667 –1754), известныйтакже как архитектори как писательпо архитектуре.Ему принадлежатутонченноев современномдухе украшение(1735 – 1740) части комнатОтеля Субиз, без прямыхлиний, совершеннозамененныхлегкими извивамив форме S, гдеорнамент раковингармоническипереплетаетсяс растительным, а веселая фантазиявсюду еще связанатонким чувствомстиля. Ряд другихпарижскихдворцов, каковыотели Монморансии де Синьеляк, не только украшены, но и построеныБоффаном. С1766 г. он развилобширную строительнуюдеятельностьна службе угерцога ЛеопольдаЛотарингскогов Нанси, которыйобязан искуснымрукам Боффанасвоим наряднымновым собороми мощным герцогскимдворцом. Обалучших представителявысшего развитияизвестны главнымобразом своимирисованнымии гравированнымипроектами. Этимастера ЖильМари Оппенор(1672 – 1742), строительотеля известногоколлекционераПьера Крозав Париже и Монморансии декораторагалереи Пале-Рояля, и Жюст ОрельМейсонье (1693 –1750), рококо котороговсего яснеепримыкает кформам высокогобарокко Туринскихмастеров, вроде Гварини, так как он родилсяв Турине. К лучшимпроектам, собраннымв «Трудах»Мейссонье, принадлежат, кроме множествахудожественно-ремесленныхпредметов, домг. Бретона исказочный«Грот», весьв самых свободныхволнистыхлиниях, поднятыхкак бы бурею, сверхфантастическийстиль которого, по мнению Геймюллера, единственный, за которымследует сохранитьназвание рококо.Для историиархитектурыособенно важенпроект фасадаСен Сюльпис(1726) Мейссонье.Он отличается, при всей оживленностисвоих изломанныхочертанийвплоть до шпилясквозной среднейбашни, приятнымипропорциямии единствомцелого. Знаменательното, что этотпроект не былодобрен, чтовместо негополучил осуществлениестрого классическийпроект ЖанаНикола Сервадони(1695 – 1766), выполненныйв 1745 г. за исключениемдвух боковыхбашен. Наддвенадцатьюдорическимиколоннаминижнего притвора, занимающеговсю ширинупостройки, тянется классическировный антаблементс триглифами, а верхний ионическийэтаж, увенчанныйбалюстрадой, так же гладкопроходит наднижним. Самоуверенновводит этапышная постройкастиль, позднееназванныйименем ЛюдовикаXVI.
Более мощноевпечатление, связанное состаткамибарочногонастроения, посколькупоследнеевообще быловозможно воФранции, производятнекоторые изпостроек, внутренниепомещениякоторых следовалистилю рококо.УпомянутыйОтель Субиз, воздвигнутыйв 1716 г. Деламером(ум. в 1744 г.), с егоглубоким, охваченнымкоринфскимидвойными колоннадамипередним двороми мощным коринфскимсредним выступом, увенчаннымфронтоном, недает снаружиповода ожидать, что его комнатыукрашены игривойпышностьюбоффрановскогорококо. Довольнотяжеловеснымтакже является, при всем своемклассицизме, воздвигнутыйеще в 1734 г. Жаномд̓ АрдуэномМансаром деЖуи (род. в 1700)дорически-ионическийфасад старойцеркви СенЭсташ. СоборСен Луи в Версале(1743 – 1758) д̓Ардуэна Мансараде Сагоннепроизводитвпечатлениебольшей ясностицелого, большейодушевленностидеталей своейионическойвнутренностии обильнорасчлененнойлицевой стороны.
Наконец, назовемФрансуа Кювилье(1698 – 1768), перенесшего, как увидим, стиль рококов Германию.
Женственно-миловидныйстиль ЛюдовикаXVI вернувшийсяк элегантнойпрямизне линийи к полным чувствамеры формам, украшений ввиде легкихестественныхлиственныхвенков, цветочныхветвей и рафаэлевскихгротесков, возник около1750 г. под руководствоммадам Помпадур, восприимчивойк искусствулюбовницыЛюдовика XV.Внутренностьсобора Людовикав Версале уженосила чертыэтого стиля.Из двух лучшихпарижскихцерквей этогонаправленияцерковь св.Женевьевы, мастерскоесооружениеЖак ЖерменаСуффло (1709 – 1780), быласпроектированав 1775 г., выполненамежду 1764 – 1782 г.г., затем в 1791 г. впервые, а в 1885 г. окончательнопревращенав «Пантеон», посвященныйпамяти великихлюдей Франции.На основе греческогокреста возвышаетсявеликолепнаяпостройка, передняя сторонакоторой, напоминающаяримский Пантеон, представляетпортик с фронтоном, опирающийсяна 22 исполинскиекоринфскиеколонны, тогдакак над ее серединойподнимаетсяна высоком, обставленномснаружи 32 коринфскимиколоннамибарабане увенчанныйфонарем купол.В замкнутом, лишенном украшенийздании снаруживыступают лишьутонченнорасчлененныеветви креста.Только легкиегирлянды украшаютфриз. Отдельныеформы светлоговнутреннегопомещениястроги и чисты.В подобном жедухе выстроилПьер Контанд̓ Иври(1698 – 1773) в 1764 г. церковьСен Мадлен, уничтоженнуюпри НаполеонеI, чтобы уступитьместо новойпостройке, отмеченнойеще более стройнымклассицизмомначала XIX столетия.В дворцовойархитектуреэпохи Суффлопринял участиесвоим широкораскинувшимсягоспиталемв Лионе, украшеннымтолько на среднеми угловых ризалитахбольшим, т.е. ввысоту здания, коринфскимордером наднижним этажомв рустику, аКонтан д̓Иври – строгимпо форме замкомБельведер близСен-Клу. Самымизвестнымсветским архитекторомэпохи был ЖакАнж Габриель(1699 – 1782), сын ЖакаЖюля. Ему принадлежитперестройкадворца Компьен, ему же классическийизящный, несмотряна большойордер своегосреднего выступа, замок МалыйТрианон (1771 –1776), достроенныйРишаром Минье; ему же принадлежатдва большихдворца ПлощадиСогласия, примыкающиек луврскомуфасаду Перро(1762 – 1770), между которыми, на заднем планеулицы Роаяль, поднимаетсяМадлен; наконец, он же построилв Версале обаклассических, увенчанныхфронтонами, дворовых флигелядворца, нарушающиеего единство.Знаменитейшийложноклассическийфранцузскийтеатр этойэпохи находитсяв Бордо. Он построенв 1780 г. Пьером Лу(1735 – 1805) и служилобразцом доXIX столетия.
Стиль ЛюдовикаXVI проявляетсяутонченнеевсего во внутреннемукрашениикомнат и ихобстановке.Прямолинейность, заменившаяизвивы рококо, стройностьи нежностьотдельных, выдержанныхв строжайшемвкусе расчленений, принимаютименно здесьсамую миловиднуюи легкую форму, правда, иногданесколькоскупую. МалыйТрианон и вэтом отношенииявляется образцом.Чтобы получитьясное понятиео превращенияхстиля, совершившихсяв этой областив течение XVIIIстолетия, стоиттолько сравнитьбиблиотекуЛюдовика XVI ибольшую комнатуМарии Антуанеттыв Версальскомдворце с комнатамирококо ЛюдовикаXV и барочнымипомещениямиЛюдовика XIV.