Реферат по предмету "Культура и искусство"


Французское искусство 18 в

Р Е Ф Е Р А Т

по культурологии

Кулебянова Кирилла

Э3А3

Тема: Французское искусство XVШ








-------








План:
1. Введение
2. Искусство Западной Европы XVШ века
3. Стиль Рококо
4. Французская живопись XVШ века
5. Французская скульптура XVШ в.


















XVШ столетие принято называть веком Просвещения. Ранние буржу-
азные революции победили только в двух странах — Англии и Нидер-
ландах. В большинстве европейских государств был сохранен старый
порядок. XVШ век с его просветительскими идеалами, идеями «свобо-
ды, равенства, братства» подготовил господство классических форм
развитого буржуазного общества, а Французская революция 1789-1794
гг. явилась классической буржуазной революцией, захватившей широ-
кие народные массы.
XVШ столетие подготовило также господство буржуазной культуры.
На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, со-
циологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения.
Литература, музыка и театр достигают в эту эпоху той художест-
венной зрелости, которая пришла к живописи в XVI-XVП вв., доста-
точно назвать романы Прево, Филдинга, Смоллета, Вольтера, Гете,
музыку Баха, Моцарта, Гайдна.
Изобразительному искусству XVШ столетия в лучших произведениях
свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение
нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, но и ана-
литическая наблюдательность — характерные черты искусства XVШ в.
как в жанре портрета, так и в бытовой живописи. Эти свойства худо-
жественного восприятия жизни являются вкладом XVШ столетия в раз-
витие мировой художественной культуры, хотя следует признать, что
это было достигнуто ценой утраты универсальной полноты в изображе-
нии духовной жизни, цельности в воплощении эстетических воззрений
общества, свойственных живописи Рубенса, Веласкеса, Рембранда,
Пуссена.
С началом нового, XVШ столетия совершенно очевидно обозначился
процесс разложения французской абсолютной монархии. Смерть в 1715
г. «короля-солнца», последнее десятилетие лишь формально сохранив-
шего могущество, была просто завершающим событием в том длинном
ряду явлений, которые подготавливали приход нового века, а с ним и
новых веяний в искусстве.
Начало регенства герцога Орлеанского, дяди будущего короля Лю-
довики XV, было ознаменовано сменой строгого придворного этикета
совершенно противоположной атмосферой: легкомыслия, жажды наслаж-
дений, развлечений, роскоши не столь тяжеловесной, как в ушедшую
пору, и жизненного распорядка не столь торжественного. Но в этом
бурном веселье, желании успеть насладиться всем была и доля брава-
ды, тревоги, предчувствие краткости мгновения, надвигающихся гроз-
ных бедствий.
Многое меняется в искусстве. Король перестает быть единствен-
ным заказчиком произведений искусства, а двор — единственным кол-
лекционером. Появляются частные коллекции, салоны. На долгие деся-
тилетия Франция превращается в центр художественной жизни Западной
Европы, в законодательницу всех художественных нововведений, она
становится во главе всей духовной жизни Европы.
В первой половине XVШ в., когда так активно вытеснялась рели-
гиозная культура светской, ведущим направлением во Франции стало
рококо. Многие исследователи считают рококо лишь ответвлением
позднего барокко, потерявшим монументальность великого стиля. Тем
не менее очевидно, что рококо во Франции в первой половине «га-
лантного века» складывается в определенную стилевую систему, от-
части продолжающую черты, унаследованные от барокко, но еще более
их видоизменяющую. Рококо — порождение исключительно светской
культуры, еще уже — двора, французской аристократии, тем не менее
оно сумело не только оставить след в искусстве, но и повлиять на
дальнейшее ее развитие. Мир миниатюрных форм нашел свое главное
выражение в прикладном искусстве — в мебели, посуде, бронзе, фар-
форе, а в архитектуре преимущественно в интерьере, где важным те-
перь было не пышное и величавое, а приятное и удобное. Городские
дворцы знати, богатой буржуазии, — «отели», сооружаемые в этот пе-
риод, как правило, строго классицстичны по экстерьеру. Внутри же
стены разбиты филенками, нишами, обильно украшены живописью, леп-
ниной, позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, брон-
зой, фарфором, зеркалами. Все это вместе составляет праздничное,
действительно феерическое зрелище. Формы дробные, ажурные, орна-
мент сложный, построенный на изогнутых линиях, краски живописных
панно или станковых картин прозрачные, светлые. Все искусство ро-
коко построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства -
игривое насмешливое, вычурное. Не случайно термин «рококо» возво-
дят к слову «раковина», «рокайль». Сюжеты только любовные, эроти-
ческие, любимые героини — нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Новые ве-
яния проникли в Академию. Аллегории, темы исторические, мифологи-
ческие, жанровые — все это темы любви. Портрет и пейзаж — не слу-
чайно очень важные в эту эпоху жанры. За легкомыслием, остроумием
и насмешливой иронией рококо были и раздумья о судьбе человека, о
смысле существования. Рококо имеет право на существование как
стиль уже и потому, что оно дало новые грани, новое развитие выра-
зительным средствам искусства.
Предвестием этого направления в искусстве, но и явлением зна-
чительно более глубоким, не укладывающимся в рамки какого-то одно-
го направления, был художник Жан Антуан Ватто, создавший в искусс-
тве свой, неповторимый образ. Ватто нашел себя, свою тему, когда
приехал в Париж: это так называемые галантные празднества — арис-
тократическое общество в парке, музицирующие, танцующие, праздное;
живопись, в которой как будто нет ни действия, ни сюжета, — сцены
беспечной жизни, переданные с утонченной грацией. Все это увидено
как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем с налетом
меланхолии и грусти. Колорит Ватто — одно из сильнейших качеств
его дарования — построен на тонких нюансах серых, коричневых,
бледно-сиреневых, желто-розовых тонов. В картинах Ватто никогда
нет чистого тона. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного
чувства. В 1717 году художник создал одно из самых больших произ-
ведений «Паломничество на остров Цитеру». В этой картине отражена
тончайшая палитра чувств, которая прежде всего создана самим цве-
том. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Театральность
характерна для всего искусства XVШ в., и для Ватто особенно. Он не
скрывает театрального приема в композиции. Искусство театра не
только было модно в век Ватто, театром была вся жизнь общества,
которое пишет художник. Ватто вообще очень близко знал актерский
быт и не раз писал актеров итальянской и французской комедии. Де-
лакруа называл технику Ватто изумительной, объединившей Фландрию и
Венецию. В самом конце жизни Ватто создал свою последнюю работу -
это вывеска антикварной лавки, которая так и называется «Лавка
Жерсена». В ней он возможно хотел показать, как быстротечна «слава
мира», как коротка власть и сама жизнь, а вечно лишь одно искусство.
Подлинным представителем французского рококо стал Франсуа Буше,
ибо в его искусстве гедонизм рококо, доходящий до фривольности, пре-
небрежение к конструктивному, рациональному, разумному, как и вся
утонченная культура «рокайльного языка», выразилось в полной мере.
Буше был истинным сыном своего века, все умевшим делать сам
от панно для отелей до эскизов на костюмах. И все это — галантные
празднества, пастушеские идилии, мифологические, жанровые, религи-
озные темы — разыграно, как современная ему пастораль, все выража-
ет откровенно-чувственное наслаждение жизнью, во всем царствует
бело-розовая героиня — богиня Флора. Типичные сюжеты — «Триумф Ве-
неры» или «Туалет Венеры», «Купанье Дианы и т.д.
Уже будучи знаменитым художником, Буше становится объектом
жесточайших нападок теоретика эстетических идей Просвещения Дидро,
видевшего в нем яркое порождение всего, с чем боролись просветите-
ли, но не отказывающего ему в высоком профессионализме.
Просвещение как мощное идейное движение, начавшееся в Англии,
формируется во Франции с 40-х годов XVШ в. Монтескье, Вольтер,
Гольбах, Руссо происходили из разных слоев общества, но отношение
к старому режиму, несостоятельность которого была для них очевид-
на, требование равенства, оценки человека по заслугам личности, а
не по сословным привилегиям объединили мыслящих людей Франции. Так
во Франции началась эпоха Просвещения, определенные нравственные,
этические и эстетические принципы которого направили искусство в
новое русло.
Раскопки античных городов, некогда погибших под лавой вулкана,
работы немецкого ученого Винкельмана его вышедшая в начале 60-х
годов „История искусства древних“ изменили эстетические идеалы,
вкусы, требования.
Образцом для подражания становится теперь не Рим, который был
идеалом для художников Ренессанса и классицистов XVП в., а Эллада,
ибо в греческом искусстве больше тепла, задушевности, поэтичности.
стилизация греческого искусства окрашена романтическим чувством. В
моду входит английский ландшафтный парк, с виду не тронутый рукой
человека, полная противоположность французскому регулярному. Кра-
сота образа складывалась из простоты и ясности пропорциональных
членений и форм. Изящество рококо соединено в нем с ясностью рож-
дающегося неоклассицизма.
Просветительские идеи не только влияли в целом на развитие ис-
кусства, просветители активно вмешивались в его ход. „Салоны“ Дид-
ро были первой формой критической литературы по искусству. Утверж-
дение просветительских идей шло от имени третьего сословия, вышед-
шего на арену истории и заявившего о себе и в искусстве. Обозна-
чившийся в 60-70-х годах интерес к голландскому реализму был выз-
ван несомненным влиянием буржуазии. В русле этих новых эстетичес-
ких идей развивается искусство Жана Батиста Симеона Шардена, ху-
дожника, создавшего, в сущности, новую живописную систему. Шарден
начал с натюрморта, ранее мало развитого жанра во Франции.
Столь же искренен, достоверен и тонко живописен Шарден в жан-
ровой живописи. В противовес аристократическим галантным праздни-
кам праздникам и пастушеским идиллиям Шарден, выражая вкусы буржу-
азии, начинает изображать размеренность, порядок, уют буржуазного
быта.
Французская скульптура XVШ столетия развивается иначе, чем в
предыдущем веке. Собственно, изменяются не задачи ее, а темы и еще
решительнее — формы. В своем развитии скульптура проходит те же
этапы, что и живопись. Если говорить схематично, то это преиму-
щественно рокайльные формы в первой половине века и нарастание
классицистических черт — во второй.
Монументальность форм, еще жив дух барокко предшествующей
поры. Но в следующие произведения говорят о новом эстетическом
идеале эпохи: быстрое движение, резкий поворот, исключающие мед-
ленный торжественный ритм, свойственный скульптуре XVП в.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Поняття господарського об єднання Законодавство про господарські об єднання
Реферат Понятие, признаки,функции права. Адвокатура
Реферат Построение диалогов в бытовом англоязычном разговоре
Реферат Основные тенденции развития отечественной культуры XX века. Архитектура
Реферат Техника сущность, закономерности развития и роль в жизни общества
Реферат Феномен культури стародавнього Риму
Реферат Психологические проблемы общения
Реферат Линейное программирование: решение задач графическим способом
Реферат Особенности коннотации английских зооморфных фразеологизмов
Реферат «Вот такие люди победили фашизм»
Реферат Исследование свойств хрома и его соединений
Реферат Bill Of Rights Essay Research Paper
Реферат Гипоталамо-гипофизарная регуляция функций организма в онтогенезе
Реферат Регистрация недвижимости: разрешение арбитражными судами споров, возникающих из административных правоотношений
Реферат Моделювання і прогнозування споживчого попиту