--PAGE_BREAK--Вопросы становления и развития информационной культуры личности обучающегося, его информационной подготовки в вузе к работе со средствами информатизации занимают особое место в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. По их мнению, информационная культура личности предполагает формирование необходимых знаний, ценностных ориентации, умений и навыков в работе с информацией, овладение нормами и правилами поведения в информационной среде.
Изучение литературных источников (Брановский Ю.С., Буторин В.Я., Колин К.К., Семенюк Э.П., Шамова Т.И.) показало, что категория «информационная культура» проанализирована в различных взаимосвязях с такими понятиями, вошедшими в научный аппарат педагогики, как «компьютерная грамотность», «компьютерная культура» и «информационная грамотность». Рассмотрим каждое из этих понятий в отдельности. Ключом к пониманию словосочетания «компьютерная грамотность» является слово «грамотность», которое современная отечественная педагогическая наука рассматривает как необходимую ступень и средство личностного становления человека. На самых разных этапах образования «грамотность» означает умение читать, писать и считать. С этой точки зрения, компьютерная грамотность — это умение читать и писать, считать и рисовать, искать информацию и работать с программами на персональном компьютере.
Сегодня под компьютерной грамотностью понимаются:
¨ знания, касающиеся информационной техники и технологии, компьютеров, их потенциала, возможностей и границ использования, а также относящихся к ним основных экономических, социальных, культурных и нравственно-этических вопросов;
¨ совокупность умений и навыков использования компьютеров в своей деятельности:
а) умение инструментального использования ЭВМ (умение пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, базами данных и т.д.);
б) умение, характеризующее гуманитарный компонент применения компьютера (умение анализировать ситуации, обусловленные использованием компьютера, описывать результаты воздействия на людей сбоев и отказов системы, умение определять возможность решения задач с помощью компьютера).
В понятие «информационная грамотность личности» включены следующие компоненты:
¨ компьютерная грамотность личности;
¨ знания об информационной среде, законах ее функционирования, а также некоторый объем метазнаний, т.е. знаний об информации;
¨ наличие у личности информационных потребностей широкого диапазона;
¨ умение ориентироваться в информационных потоках;
¨ умения и навыки сохранения информации для повторного использования;
¨ развитость алгоритмического мышления личности.
Компьютерная культура есть термин, охватывающий и регламентирующий полный комплекс аспектов работы человека с информационными технологиями и телекоммуникационными средствами.
К компонентам компьютерной культуры относятся:
а) знание методологии применения информационных и компьютерных технологий (ИиКТ) в различных областях жизнедеятельности человека;
б) понимание соответствующей терминологии, связанной с ИиКТ;
в) знание принципов устройства и работы компьютерной техники;
г) знание конкретных примеров использования ИиКТ;
д) свободное владение навыками работы с компьютером в повседневной профессиональной деятельности;
е) знание основ методов моделирования (математического, логического, дидактического и др.);
ж) понимание принципов, лежащих в основе функционирования телекоммуникационных сетей и умение ими пользоваться:
и) умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью электронно-вычислительной техники и применять их в своей деятельности;
к) умение грамотно сформулировать задачу, возникающую в своей деятельности и реализовывать на практике основные этапы ее решения (структуризация, алгоритмизация, программирование и реализация);
л) соблюдение морально-этических и правовых норм применения ИиКТ.
В связи с широким использованием телекоммуникаций в практической деятельности человека и расширением сферы применения информационных технологий появилась дефиниция «информационная культура». Содержание термина «информационная культура» гораздо шире, чем другие понятия. Оно точнее отражает взаимодействие отдельной личности с окружающими информационными средами и пространством.
Информационная культура предполагает наличие у личности таких качеств, как:
1. информационная грамотность. Она включает:
¨ стройную, логически связанную, преемственную систему знаний информационных технологий, в том числе компьютерных;
¨ умения и навыки любой деятельности, связанной с информацией, а также умения и навыки планирования своей деятельности, проектирования и построения информационных моделей, коммуникации, дисциплины общения и структурирования сообщений, инструментирования всех видов деятельности, использования современных технических средств в жизни;
2. осознанную мотивацию личности на:
¨ удовлетворение своих информационных потребностей на базе знаний ИиКТ;
¨ повышение своего общекультурного, общеобразовательного и профессионального кругозора;
¨ развитие умений и навыков информационной деятельности и информационного общения на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе компьютерных;
3. определенный стиль мышления, главной характеристикой которого являются самостоятельность и креативность.
В настоящее время существуют различные подходы к определению феномена «информационная культура». В научной и учебной литературе публикуется множество взглядов, порой противоположных. Однозначного и всеобъемлющего определения этому понятию исследователи не дают.
Исторический подход к пониманию информационной культуры наиболее полно представлен в работах К.К. Колина, А.И. Ракитова, Э.П. Семенюка и др. В рамках этого подхода делается акцент на анализ генезиса информационной культуры, выявляется ее конкретно историческая и социальная обусловленность и, как результат, предпринимаются попытки формирования исторической модели информационной культуры, в которой и «должны сочетаться временной фактор и перечни компонентов информационной культуры». Генеалогическое информационное древо нашей цивилизации уходит корнями в глубины истории, к простейшим формам информационных связей и информационного общения.
Первую информационную революцию связывают с появлением языка, с технологией устной речи, её передачей, запоминанием, возможностью трансляции в пространстве и времени. Древняя дореволюционная информационная среда была соразмерна индивидуальному человеческому сознанию и отличалась невысокой скоростью распространения информации.
Вторая информационная революция связана с изобретением письменности. Это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленных человеческим обществом знаний, но и повысить достоверность этих знаний, создать условия для их широкого распространения. Кроме этого, появление документальных носителей информации расширило сферу общения, диапазон его форм и возможностей и создало предпосылки для возникновения нового этапа развития информационной культуры.
Изобретение книгопечатания — одна из первых эффективных информационных технологий, приведшая к третьей информационной революции, которая радикально изменила производство (индустриальное общество), культуру и способ организации общественной и исторической деятельности. Произошел взрывообразный рост количества используемых в обществе информационных документов, а самое главное — началось и более широкое распространение информации, научных знаний и информационной культуры. Книгопечатание дало возможность собрать все достижения человеческой мысли предшествующих поколений и ускорить процесс получения знаний, позволило тиражировать тексты для большого количества людей одновременно и потребовало, в свою очередь большего распространения грамотности среди людей.
Четвертая информационная революция, начавшаяся в XIX веке, связана с изобретением и последующим применением в практике электричества и таких средств коммуникации, как радио, телефон, телевизор. Эти средства означали грандиозный переворот с точки зрения скоростей передачи информации, объемов памяти и возможности накопления знаний. Данный этап информационной истории человечества привел к формированию новой личности с иным уровнем информированности и информационной культуры.
Переход к новому электронному этапу информационной истории человечества обеспечила пятая информационная революция, связанная с использованием в практике средств цифровой вычислительной техники. Особенно бурное развитие этот процесс получил в последние двадцать лет, когда были сконструированы и стали широко выпускаться промышленностью персональные ЭВМ. Их появление произвело подлинный переворот в информационной сфере общества, во многом изменило психологию и практику научной, педагогической и производственной деятельности людей.
Сегодня информатизация общества оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Именно поэтому, по мнению К.К. Колина, разворачивающийся на наших глазах процесс информатизации общества следует квалифицировать как новую социотехническую революцию, информационную основу которой составляет шестая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете новой цивилизации — информационного общества.
С точки зрения исторического подхода, содержание и характер информационной культуры меняются в условиях трансформации информационной среды жизни общества. Каждый новый этап совершенствования информационной культуры не отвергает составляющие информационной культуры предыдущих этапов, а включает их в себя как необходимые, тем самым обогащая содержание информационной культуры.
На уровне общества информационная культура анализируется в работах М.Г. Вохрышевой, Э.П. Семенюка, А.П. Суханова и др. Информационная культура выступает в этом случае как способ «сглаживания противоречий социального характера посредством их информационного регулирования». Основными носителями информационной культуры выступают социальные группы и социальные институты.
С философских позиций А.П. Суханов определяет информационную культуру как «достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения потребностей людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации».
Ю.С. Зубов и Н.А. Сляднева рассматривают информационную культуру в разрезе микропроцессов, происходящих в настоящее время в обществе, и считают, что информационная культура — «это методика, методология и мировоззрение общества эпохи информатизации».
Технологический аспект понимания информационной культуры представлен в работах Э.П. Семенюка, К.К. Колина и др.
Так, например, Э.П. Семенюк говорит о том, что информационная культура — это «степень развитости информационного взаимодействия и всех информационных отношений в обществе, мера совершенства в оперировании любой необходимой информацией».
По определению С.М. Оленева, информационная культура представляет собой «методический аппарат оперирования социальной информацией, сложившийся в ходе эволюции общества и накопивший в себе все многообразие способов взаимодействия человека и информации».
Анализ существующих определений дефиниции «информационная культура» показал, что наиболее разработанным аспектом при исследовании проблемы информационной культуры является ее рассмотрение на уровне личности.
Это объясняется тем, что культура не существует без человека, т.е. незаменимостью социокультурной роли личности.
3. Формирование информационной культуры
Важное значение при формировании информационной культуры личности имеет умение в огромном потоке информации определять ее полезность. На мой взгляд, она является основным критерием отбора, анализа и оценки информации при решении конкретной задачи.
В результате проведенных исследований выявлено, что структуру информационной культуры личности обучающихся можно представить по двум направлениям: горизонтально и вертикально.
«Горизонтальная» структура ИКЛ может быть представлена следующими ключевыми понятиями: «нормы», «знания», «значения» и «ценности».
Нормы способствуют поддержанию информационных связей в обществе.
Классифицированы нормы по нескольким основаниям:
1) побуждающие (нужно обязательно делать то или иное) и запрещающие (то, что нельзя делать);
2) общечеловеческие, национальные, классовые, групповые;
3) по степени обязательности — обязательные и не обязательные к исполнению.
Следование различным нормам приводит к тому, что человек в обществе начинает выполнять те или иные роли (член семьи, пассажир в общественном транспорте, пользователь в сети Интернет и т.д.).
Знания как результат процесса познания могут быть выражены в представлениях, суждениях, теориях и законах. Знания также формируют поведение человека.
Значения являются средством соединения двух миров: мира человека и внешнего мира посредством знаков. Особая роль в этом принадлежит символам. Знак или символ представляют собой повод реагировать на них соответствующим образом. Например, знаковость интерфейса настраивает человека реагировать определенным образом на то, что он видит, сидя за компьютером, на экране монитора.
Ценности являются способом регуляции поведения. Они придают смысл человеческой жизни.
Изучение культурологической и психолого-педагогической литературы позволило выделить следующие составляющие или структурные компоненты ИКЛ: когнитивный, содержательный, коммуникативный и рефлексивный.
Ниже рассмотрим конкретно по некоторым социальным подгруппам.
3.1 Школьники
Традиционная система передачи знаний учащимся не может удовлетворить информационные потребности личности. Поэтому современная школа в последние годы стала ориентироваться все в большей мере на самостоятельно и критически мыслящего ученика, умеющего видеть и творчески решать возникающие проблемы. Ключевая роль в прогрессивных школьных и педагогических технологиях отводится самообразованию как процессу, обеспечивающему планомерное и систематическое пополнение знаний путем самостоятельной работы с информационными источниками.
В последнее время при осуществлении Федеральных проектов и программ школы нашей страны оснастились компьютерной и орг.техникой, практически во все школы страны проведен Интернет. Таким образом, увеличивается количество источников получения информации. Из-за появления нетрадиционных источников информации и внедрения их в образовательную среду, необходимо учить пользователей работать с информацией такого вида. И тут возникают противоречия между:
¨ информационной стадией развития цивилизации и недостаточной информационной культурой участников образовательного процесса;
¨ потребностями общества в инициативных, творчески мыслящих, быстро перестраивающихся кадрах и репродуктивным характером образования;
продолжение
--PAGE_BREAK--¨ системным характером образовательного процесса и недостаточно организованным внедрением информационно-коммуникационных технологий в практику школы.
Одной из целей развития образования должно быть гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни. Все это в современном обществе невозможно без знаний, умений и навыков работы с информацией с применением компьютерной техники.
Отмеченные противоречия позволяют сформулировать проблемы вышесказанного:
¨ необходимость создания единой информационной образовательной среды на базе конкретной школы;
¨ развитие информационной культуры участников образовательного процесса путем использования информационно-коммуникационных технологий.
Проблема развития информационной культуры пользователей является сегодня одной из важнейших в образовании. Низкий уровень информационной культуры учащихся затрудняет их адаптацию и социализацию, препятствует профессиональной ориентации и становлению как полноправных членов общества. Низкий уровень информационной культуры педагогов влечет репродуктивный характер образования.
Главной целью образования становится – развитие информационной культуры учащихся, т.е. подготовить их к жизни в профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий.
Для достижения цели необходимо решение ряда образовательных задач:
1. Овладение представлениями об информации (информационных процессах) как одном из основополагающих понятий, лежащих в фундаменте современной картины мира, об единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляющих систем различной природы, о роли информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека в информационном обществе.
2. Развитие алгоритмического и эвристического мышления, создание условий для повышения креативности, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимального решения.
3. Овладение представлениями об обучении и самообучении как особых видах информационных процессов, привитие умений использовать информационные технологии в образовании, в том числе и других предметах, нежели информатика.
4. Создание мотивации к правильному социальному поведению в глобальной информационной среде на основе соответствующих норм.
5. Подготовка к широкому практическому использованию информационных технологий в различных сферах жизни и деятельности, овладение основными средствами компьютерных технологий. Информационную культуру будем понимать как уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию, но и так же как качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения, использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности. Развитие информационной культуры формирует во всех странах группы людей, которые духовно объединены общностью понимания тех проблем, в решении которых они включены. Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека, что приводит, в общем, к информационному обществу. Для развития информационной культуры в школе может быть организован научно-информационный центр (НИЦ).
Занятия в НИЦ служат:
формированию, у учащихся, современной информационной картины мира;
формированию информационной культуры учащихся школы;
формированию навыков использования информационных технологий, как основной составляющей профессиональной деятельности в современном информационном обществе,
формированию знаний об устройстве и функционировании современной вычислительной техники;
формированию творческой личности, развитию у учащихся теоретического мышления, памяти, воображения;
воспитанию подрастающего поколения, направленному на формирование у обучаемых, гражданственности, нравственности и высокой морали. НИЦ совмещает в себе кабинет информатики, библиотечные фонды в виде справочной, энциклопедической, научно-популярной и художественной литературы, и предназначен так же для проведения урочных и внеклассных занятий по различным предметам с использованием современных технических средств. Основной функцией НИЦ является объединение информационного пространства школы для достижений главной цели – развития информационной культуры участников образовательного процесса. Функционирование НИЦ, библиотеки, совмещенной с НИЦ, концентрирующих и распространяющих перспективные технологии обучения, сможет перевести процесс обучения на более высокий уровень, предполагающий использование не только программно-методического обеспечения, но и самых разнообразных средств обработки и передачи информации, а также учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером. Складывается ситуация недостаточной работы по формированию информационной грамотности, развитию информационной культуры участников информационного процесса, отсутствие целенаправленной и последовательной системы, дающей представление об информации и способах ее получения и обработки. Основными направлениями работы по развитию у школьников информационной культуры являются:
Создание единого информационного и образовательного пространства.
1. Преподавание “Информатики и ИКТ”.
2. Обучение по различным предметам с использованием средств ИКТ.
3. Организация внеклассной деятельности с применением средств ИКТ.
4. Воспитательная работа, школьное самоуправление, взаимодействие с обществом и т.д. при помощи ИКТ.
5. Обучение педагогических кадров в рамках информатизации школы.
Организация внеклассной работы по развитию информационной культуры учащихся, освоение ИКТ в рамках их использования в образовательных областях, вне классно-урочной деятельности осуществляется в ходе:
¨ поиска информации в Интернете и других источниках;
¨ фиксации (записи) информации об окружающем мире;
¨ формирования собственных информационных массивов и гиперструктур, включающее написание текстов и создание других информационных объектов;
¨ подготовка выступления и само выступление с использованием презентационных инструментов;
¨ получение по телекоммуникационным каналам необходимой информации об учебном процессе, размещаемой учителем (конспекты, домашние задания, Интернет ссылки, тренировочные контрольные работы и т. д.);
¨ самостоятельное построение и исследование математических моделей (например, решение задач по физике), прежде всего в виртуальных конструкторах.
Информатизация внеклассной работы – одно из условий создания учебной архитектуры, открытой с точки зрения как обучаемого, так и обучающего. Практически речь идет о свободном доступе школьников и педагогов в НИЦ во внеурочное время для самостоятельного поиска и обработки значимой для них информации.
Несмотря на обилие информационных технологий, книга – основной источник знаний. Именно посещая НИЦ во внеурочное время ученики могут выполнить любое домашнее задание со словарем или справочником по любому предмету; написать доклад или реферат; прочитать художественное произведение и ознакомиться в критической литературой на него.
Как видим, из опыта работы школы, формирование информационной культуры учащихся более эффективно происходит в условиях школы полного дня, где отработка навыков и умений применения информационных технологий в решении насущных задач, происходит через объединение урочной и внеурочной деятельности.
3.2 Студенты / специалисты
Формирование информационной культуры читателей-студентов и молодых специалистов – важная задача не только учебных заведений, но и библиотек. В нашей стране обучение основам информационных знаний, умений и навыков осуществляется посредством специально организованной подготовки пользователей информации в рамках учебных дисциплин высших учебных заведений. Основная роль в реализации этой задачи традиционно отводится библиотекам. Для молодых людей, будущих специалистов информационные технологии открывают доступ к информации, а значит к знаниям, дают новые возможности для повышения профессионализма и творчества, приобщают к ценностям мировой культуры. Поэтому формирование информационной культуры читателей-студентов и молодых специалистов – важная задача. Но выполнение этих задач возможно лишь при использовании современных компьютерных технологий в библиотеке.
Как только в библиотеках страны были подготовлены для широкого пользования электронные каталоги с базами книг, авторефератов и диссертаций, а так же скомплектовано достаточное количество электронных изданий, перед библиотекарями встал вопрос о готовности читателей пользоваться этими ресурсами. Опрос студентов первого курса показал, что только примерно 20% из них имеет представление и могут пользоваться информационными ресурсами.
Но кроме элементарной компьютерной грамотности, способности ориентироваться в огромных потоках информации, критически оценивать ее, информационная культура предполагает умение будущего специалиста самостоятельно пополнять недостающие знания в профессиональной области и моделировать свое информационное поведение. После этого многими сотрудниками библиотек были подготовлены программы: элективный курс “Основы культуры чтения” для студентов 1 курса, программы для средних курсов, выпускников и молодых специалистов, так как с каждым этапом, информация углубляется, конкретизируется и усложняется. Цель курса – выработать у студентов теоретические и практические знания и умения рационально использовать информацию и информационные технологии в образовательном процессе.
Постоянно совершенствуя процесс адаптации пользователей к новой информационной среде и формирования информационной культуры студентов и молодых специалистов, библиотеки ВУЗов, не только ставят перед собой сложные задачи, но и подчас успешно их решают.
Обучение — это, в первую очередь, средство воспитания. Условно воспитание можно разделить на три направления: нравственное, эстетическое и трудовое. Естественно, что в процессе обучения большое внимание уделяется познавательному аспекту. Это не только знания об основных понятиях информатики, структуре персонального компьютера и его программном обеспечении, но формирование мотивации к овладению этими знаниями, развитие рефлексивной позиции учащихся.
В процессе обучения мы должны не только передавать знания, но и развивать учащихся. Именно информатика может развить психические функции, связанные с информационной и алгоритмической деятельностью, мотивацию к дальнейшему овладению ИК, готовность к самостоятельной работе после вуза.
Социальный аспект ИК заключается в том, что студент овладевает необходимыми умениями для передачи, транслирования информации, развивает коммуникативные способности.
Воспитательный, познавательный, развивающий и социальный аспекты ИК взаимосвязаны, они проникают друг в друга, взаимодействуют между собой, а потому должны быть включены в систему обучения на равных правах. А как определить, на каком уровне сформирована информационная культура у будущего специалиста? Основными критериями сформированности информационной культуры студентов являются их знания и умения, а также интересы и мотивы информационной деятельности, сформированность рефлексивной позиции. Анализируя мировоззренческий и психолого-педагогический компоненты знаний, напрашивается вывод, что этим направлениям в наших вузах уделяется пока недостаточно внимания. Особенно хочется обратить внимание на необходимость формирования мировоззренческого компонента, так только он позволит создать у будущего специалиста наиболее целостное представления об информатике, ее возможностях и месте в среде других наук.
3.3 Педагоги / преподаватели
Проблема формирования информационной культуры педагога представляется сегодня одной из важных проблем высшей школы. Ее решение в области профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов сегодня начинает активно обсуждаться. При создании этой концепции я исходила из главной идеи о том, что формирование информационной культуры педагога должно предусматривать использование проектно-рефлексивного подхода, который отражает несколько идей:
1. развитие информационной культуры педагога возможно только в деятельности, требующей от педагога интеграции его компьютерной компетентности с педагогической компетентностью;
2. не всякая деятельность может способствовать развитию информационной культуры педагога. К деятельности, обладающей такой возможностью, мы относим проектную деятельность, выполняемую педагогом с применением информационных технологий. Результатом такой деятельности выступает, с одной стороны, авторское решение определенной педагогической задачи (например, блочно-модульная организация изучения темы), а с другой стороны, результат проектной деятельности заключается в повышении качества образования обучающихся, в развитии информационной культуры обучающихся и самого педагога;
3. формирование ИК педагога требует развития рефлексивных процессов, которые выступают системообразующим фактором развития психологического, деятельностного и информационного компонентов ИК, оказывая воздействие на способности педагога интегрировать названные аспекты в своей профессиональной деятельности;
4. развитие рефлексии как основы формирования ИК требует специальной работы педагога по анализу собственной проектной деятельности, выполненной с применением информационных технологий. Анализ должен осуществляться по двум направлениям:
¨ выявление психических состояний, которые возникали у самого педагога;
¨ выявление психических состояний обучающихся.
Для педагога важно выяснить собственные психические состояния в ходе информационной деятельности по созданию проекта и в процессе его реализации в обучении и воспитании обучающихся. Это позволит почувствовать психические состояния, которые могут возникать у обучающихся при ознакомлении с результатами проектной деятельности педагога. Второе направление анализа важно осуществить для того, чтобы максимально приблизиться к уровню восприятия, переработки, осмысления, оценки обучающимися предлагаемой информации и способов ее трансформации в презентацию. Важность этого анализа и в том, что он позволяет учесть особенности информационной культуры обучающихся для организации учебно-познавательной деятельности и одновременно с этим развития их информационной культуры;
продолжение
--PAGE_BREAK--