--PAGE_BREAK--2. Что такое физкультура и спорт.
Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.
Физическая культура — самое широкое, собирательное понятие. Она включает все достижения, накопленные в процессе общественно-исторической практики: уровень здоровья, спортивного мастерства, науки, произведений искусства, связанных с физическим воспитанием, а также материальные (технические) ценности (спортивные сооружения, инвентарь и т.д.).
Под физической культурой понимают совокупность всех присущих данному обществу целей, задач, средств, форм мероприятий, способствующих физическому развитию и совершенствованию людей. Сюда входят физическое воспитание, спорт и т.п.
Физическое воспитание — это педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма человека, формирование двигательных навыков, умений связанных с ними знаний, а также на воспитание физических качеств. Физическое воспитание связано с другими сторонами воспитания — нравственной, эстетической, производственной, трудовой.
Спорт — доминирующая форма проявления физической культуры, это слово часто употребляют в качестве синонима к понятию «физическая культура». Спорт может рассматриваться как система результатов физической культуры, поскольку этот термин обозначает стремление к физическим достижениям на основе норм и правил, тренировок и соревнований.
Термин «спорт» употребляется применительно к различным областям в зависимости от того, какие цели ставит перед собой занимающийся или кто участвует в тех или иных спортивных занятиях. Это детский и юношеский спорт, массовый спорт (спортивные занятия во время отдыха, в свободное от учёбы время), а также спорт высоких достижений — любительский и профессиональный (юниоры и взрослые спортсмены). Обострение конкуренции на международной спортивной арене сделало спорт одной из активных сфер человеческой деятельности.
В ряде исследований установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики, У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость», выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе студентов в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.
Эти данные подчеркивают основательное положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов.
Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверхвозможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека (7-25 лет), в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни.
3. Преследуемые цели и задачи.
Целью физического воспитания в ВУЗах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.
В процессе обучения в ВУЗе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:
· воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
· сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
· всесторонняя физическая подготовка студентов;
· профессионально — прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;
· приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;
· совершенствования спортивного мастерства студентов — спортсменов;
· воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.
продолжение
--PAGE_BREAK--4. Краткая характеристика заболеваний. 4.1. Шейный остеохондроз.
Остеохондроз — комплекс дисторофических нарушений в суставных хрящах. Может развиваться практически в любом суставе, но чаще всего поражаются межпозвоночные диски.
Шейный остеохондроз – это выпадение функций тракционного и ротационного отделов. Он является вторым по распространенности видом остеохондроза позвоночника после поясничного. Шейный остеохондроз обусловлен деградацией межпозвоночных дисков шейного отдела позвоночника, что вызывает боли или дискомфорт в области шеи.
Причин развития шейного остеохондроза, как и остеохондроза других отделов позвоночника может быть достаточно много, однако некоторые из них можно являются достаточно распространенными. К ним, например, может относиться привычка читать в метро или другом общественном транспорте, держа голову под наклоном и такое же положение при работе за компьютером.
Общая симптоматика заболеваний опорно-двигательного аппарата: дискомфорт в шейном и плечевом отделах, в начале апатия, болезненность, слабость. Всё это усугубляется снижением остроты зрения, слуха, сопротивляемостью лимфатической системы (ангины, тонзиллиты, рениты, невриты, невралгии, миозиты, радикулиты, мигрени, гипертония). Всё это сопровождается сильными головными болями, головокружением, боли мышечного характера в шейном отделе. Появляется хруст и треск подтверждающий гипермобильность (разболтанность суставов вследствие высыхания структуры хрящевой ткани), что перекрывает дренажные пути и отработанные вещества (шлаки) остаются и накапливаются в суставных сумках.
Это приводит к нарушению иннервации верхних конечностей. Появляются боли в руках, тяжесть, слабость, гипергидроз (выраженная потливость), онемение пальцев, судороги с болевыми приступами. Все эти симптомы происходят вследствие компрессии мягких тканей — мышц, связок, сосудов, нервов.
Лечение шейного остеохондроза практически ничем не отличается от лечения других видов остеохондроза позвоночника, кроме появления некоторых специфичных методов как различные ортопедические воротники, специальные комплексы лечебной гимнастики для шейного отдела позвоночника. Для профилактики следует стараться держать голову прямо, в её естественном положении и стараться не находиться подолгу в одной и тоже позе, особенно если голова находиться под наклоном в какую-либо сторону.
4.2. Деформирующий остеоартроз.
Деформирующий остеоартроз — хроническое дегенеративное заболевание суставов, в основе которого лежит дегенерация суставного хряща с последующим изменением костных суставных поверхностей, развитием краевых остеофитов, деформацией сустава, а также развитием умеренно выраженного синовита. Деформирующий остеоартроз занимает первое место среди заболеваний опорно-двигательного аппарата у лиц пожилого возраста.
Различают первичный деформирующий остеоартроз и вторичный деформирующий остеоартроз. Первичный деформирующий остеоартроз развивается в здоровом до этого хряще под влиянием его чрезмерной нагрузки. При вторичном деформирующем остеоартрозе происходит дегенерация уже предварительно измененного суставного хряща.
Причины первичного остеоартроза окончательно не известны.
Основными предполагаемыми факторами развития первичного остеоартроза являются:
— несоответствие между механической нагрузкой на суставной хрящ и его возможностью сопротивляться этому воздействию;
— наследственная предрасположенность, выражающаяся, в частности, в снижении способности хряща противостоять механическим воздействиям.
В развитии первичного остеоартроза большую роль играет взаимодействие внешних и внутренних предрасполагающих факторов.
Внешние факторы, способствующие развитию первичного остеоартроза: травмы и микротравматизация сустава; функциональная перегрузка сустава (профессиональная, бытовая, спортивная); гипермобильность суставов; несбалансированное питание; интоксикации и профессиональные вредности (нитраты, соли тяжелых металлов, гербициды и др.); злоупотребление и интоксикация алкоголем; перенесенные вирусные инфекции.
Внутренние факторы, предрасполагающие к развитию первичного остеоартроза: дефекты строения опорно-двигательного аппарата и нарушения статики, ведущие к изменению конгруэнтности суставных поверхностей (плоскостопие, дисплазии, сколиоз позвоночника); избыточная масса тела; эндокринные нарушения; нарушения общего и местного кровообращения; сопутствующие хронические заболевания, в том числе предшествующие артриты.
Основными причинами вторичных остеоартрозов являются: травмы сустава; эндокринные заболевания (сахарный диабет, акромегалия); метаболические нарушения (гемохроматоз, охроноз, подагра), другие заболевания костей, суставов (ревматоидный артрит, инфекционные артриты) и другие воспалительные заболевания суставов, асептические некрозы костей.
Под влиянием этиологических факторов происходит более быстрое и раннее «постарение» суставного хряща. Метаболизм его нарушается, прежде всего происходит деполимеризация и убыль протеингликанов (в первую очередь хондроитинсульфатов) основного вещества и гибель части хондроцитов.
При остеоартрозе меняется фенотип хондроцитов и синтезируются не свойственные нормальному хрящу протеингликаны и коллаген. Хрящ теряет свою эластичность, раньше всего в центре, становится шероховатым, разволокняется, в нем появляются трещины, обнажается подлежащая кость, в дальнейшем хрящ может полностью исчезнуть. Отсутствие амортизации при давлении на суставную поверхность костей приводит к их уплотнению (субхондральный остеосклероз) с образованием участков ишемии, склероза, кист. Одновременно по краям суставных поверхностей эпифизов хрящ компенсаторно разрастается, а затем происходит окостенение — образуются краевые остеофиты. Наличие в суставной полости отломков хряща, фагоцитируемых лейкоцитами с освобождением лизосомальных ферментов цитокинов, приводит к периодическому синовиту, при неоднократных рецидивах — к фиброзным изменениям синовии и капсулы.
Большую роль играет повышение катаболической активности различных цитокинов, а также ферментов металлопротеиназ самого хряща.
Остеоартрозом болеет около 10% населения, чаще женщины в возрасте 40-60 лет, после 60 лет заболевание встречается практически у 100% людей. Основными и общими признаками для деформирующего остеоартроза любой локализации являются следующие:
1. Боли в суставах механического типа, возникают при нагрузке на сустав, больше к вечеру, затихают в покое и ночью. Боли обусловлены трабекулярными микропереломами, костным венозным стазом и внутримедуллярной гипертензией, раздражением окружающих тканей остеофитами, спазмом околосуставных мышц. При развитии венозных стазов в субхондральном отделе возможны тупые «сосудистые» боли, возникающие ночью и исчезающие при утренней активности.
2. «Стартовые» боли в суставах, появляющиеся при первых шагах больного, затем исчезающие и вновь возникающие при продолжающейся нагрузке. Могут быть признаком реактивного синовита. Развитие синовита сопровождается усилением боли, припухлостью сустава.
3. Периодическое «заклинивание» сустава («блокадная» боль) — внезапная резкая боль в суставе при малейшем движении, обусловленная суставной «мышью» — ущемлением кусочка некротизированного хряща между суставными поверхностями. Боль исчезает при определенном движении, ведущем к удалению «мыши» с суставной поверхности.
4. Крепитация при движениях в суставе.
5. Стойкая деформация суставов, обусловленная костными изменениями.
6. Сравнительно небольшое ограничение подвижности суставов, за исключением тазобедренного.
7. Наличие в анамнезе механической перегрузки сустава или травмы, воспалительных или метаболических заболеваний суставов.
8. Наличие у больного нарушений статики, нейроэндокринных заболеваний, нарушений местного кровообращения, артроза у родителей.
Больным необходимо ограничить механическую нагрузку на пораженный сустав, поэтому во время обострения рекомендуется полупостельный режим.
Для лечения остеоартроза наиболее часто применяются противовоспалительные препараты и хондропротекторы (препараты, защищающие хрящ).
Применение физиотерапевтических методов приводит к уменьшению болей. При этом используется ультрафиолет, электрические токи, переменные магнитные поля, электрофорез и фонофорез лекарственных средств на суставы. Для укрепления мышц рекомендуется применение электромиостимуляции. Пациентам не помешает лечебная гимнастика для суставов.
Если сустав необратимо утратил свою функцию, единственным методом лечения становится протезирование.
продолжение
--PAGE_BREAK--