Реферат по предмету "Культура и искусство"


Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов 3

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
Понятие «культура» можно определить как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельнос­ти. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений.
Физическая культура и спорт как социальные феномены

Физическая культура — часть общечеловеческой культуры
Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развива­ются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятель­ность.

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяю­щих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспо­собность.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, меди­цинское обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурино-спортивной деятельности, и др. И развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно -показательные выступ­ления и др.).

Результатом деятельности в физической культуре является физи­ческая подготовленность и степень совершенства двигательных уме­ний и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортив­ные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное раз­витие.

Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по ис­пользованию, распространению и приумножению ценностей физичес­кой культуры.

Спорт — явление культурной жизни

Спорт — часть физической культуры. В нем человек стре­мится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрели­ще, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специаль­ная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психичес­ких и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спор­тивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом стано­вятся физической и духовной необходимостью.

Компоненты физической культуры

Физическое воспитание. Включенное в систему образова­ния и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характери­зует основу физической подготовленности людей — приобретение фонда жизненно важных двигательных умении и навыков, разносто­роннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движении, система гимнастических упражнении и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность ко­ординировать их в разных сочетаниях; система упражнений для раци­онального использования сил при перемещениях в пространстве (ос­новные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.).

Физическое развитие — это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, ок­ружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, лов­кость и др.).

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упраж­нений, различных видов спорта, рационального питания, режима груда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приве­денные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие мере обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека. Процесс физического развития подчиняется также закону возраст­ной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей ор­ганизма в различные возрастные периоды: становления и роста, наи­высшего развития форм и функций, старения. Кроме того, физическое развитие связано с законом единства ор­ганизма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных за­конов.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.

Благодаря профессионально-прикладной физической культуре со­здаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие уп­ражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утом­ление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.

Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеничес­кую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические

упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздорови­тельные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффек­ивна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой.

В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена — распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.

Физическая культура в структуре профессионального образования
Физическая культура — основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентации и в их практическом воплощении.

Физическая культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее, значимы.
Физическая культура студента
Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положи­тельное эмоциональное отношение к физической культуре, сформиро­ванную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личнос­ти, познавательную и практическую деятельность по овладению цен­ностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.

Кругозор личности в сфере физической культуры определяют зна­ния. Их можно разделить на теоретические, методические и практи­ческие. Теоретические знания охватывают историю развития физичес­кой культуры, закономерности работы организма человека в двига­тельной деятельности и выполнения двигательных действий, физичес­кого самовоспитания и самосовершенствования. Эти знания необхо­димы для объяснения и связаны с вопросом «почему?» Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «как ис­пользовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической куль­туры?» Практические знания характеризуют ответ на вопрос: «как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигатель­ное действие?»

Знания необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Прежде всего это относится к самосознанию, т.е. осознанию себя как личности, осознанию своих ин­тересов, стремлений, переживаний. Переживание различных эмоций, сопровождающих самопознание, формирует отношение к себе и обра­зует самооценку личности. Она имеет две стороны — содержательную (знания) и эмоциональную (отношение). Знания о себе соотносятся со знаниями о других и с идеалом. В результате выносится суждение, что у индивида лучше, а что хуже, чем у других, и как соответствовать идеалу. Таким образом, самооценка — это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация наличных возможностей. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как само­уважение, тщеславие, честолюбие. Самооценка имеет ряд функций: сравнительного познания себя (чего я стою); прогностическая (что я могу); регулятивная (что я должен делать, чтобы не потерять самоува­жение, иметь душевный комфорт). Студент ставит перед собой цели определенной трудности, т.е. имеет определенный уровень притяза­ний, который должен быть адекватным его реальным возможностям. Если уровень притязаний занижен, то это может сковывать инициати­ву и активность личности в физическом совершенствований; завышенный уровень может привести к разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы.

Убеждения определяют направленность оценок и взглядов личнос­ти в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становят­ся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам особую значимость и направленность.

Потребности в физической культуре — главная побудительная, на­правляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоут­верждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных заня­тий, в комфорте и др. Потребности тесно связаны с эмоциями — переживаниями, ощуще­ниями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия. Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение — отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции.

Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявле­ние активности. Можно выделить следующие мотивы:

♦ физического совершенствования, связанный со стремлением ус­корить темпы собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения;

♦ дружеской солидарности, продиктованный желанием быть вмес­те с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;

♦ долженствования, связанный с необходимостью посещать заня­тия по физической культуре, выполнять требования учебной про­граммы;

♦ соперничества, характеризующий стремление выделиться, само­утвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего;

♦ подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной дея­тельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий;

♦ спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;

♦ процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на ре­зультате деятельности, а на самом процессе занятий;

♦ игровой, выступающий средством развлечения, нервной разряд­ки, отдыха;

♦ комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях, и др.

В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спор­том важны и интересы. Они отражают избирательное отношение че­ловека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной при­влекательностью. Когда уровень осознания интереса невысок, преоб­ладает эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отра­жаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если по­требность вызывает желание обладать предметом, то интерес — позна­комиться с ним.

В структуре интереса различают эмоциональный компонент, по­знавательный и поведенческий компоненты. Первый связан с тем, что человек по отношению к объекту или деятельности всегда испытывает какие-либо чувства. Его показателями могут быть: удовольствие, удов­летворенность, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я и др. Второй компонент связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удов­летворения потребностей, а также с поиском и подбором средств, не­обходимых для удовлетворения возникшей потребности. Его показа­телями могут быть: убежденность в необходимости занятий физичес­кой культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий; определенный уровень знаний; стремление к познанию и др. В поведенческом компоненте отражаются мотивы и цели деятельности, а также рациональные способы удовлетворения потребности. В за­висимости от активности поведенческого компонента и интересы могут быть реализованными и нереализованными. Свободный выбор физкультурно-спортивных занятий свидетельствует о наличии у чело­века осознанного, активного интереса.

Интересы обычно возникают на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:

♦ с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоцио­нальность, новизна, разнообразие, общение и др.);

♦ с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действия­ми, испытание себя, улучшение результата и др.);

♦ с перспективой занятий (физическое совершенство и гармонич­ное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоро­вья, повышение спортивной квалификации и др.).

Если же человек не имеет определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.

Отношения задают предметную ориентацию, определяют социаль­ную и личностную значимость физической культуры в жизни. Выде­ляют активно-положительное, пассивно-положительное, индиффе­рентное, пассивно-отрицательное и активно-отрицательное отноше­ния. При активно-положительном отношении ярко выражены физкультурно-спортивная заинтересованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей, устойчивость интересов, регуляр­ность занятий, участие в соревнованиях, активность и инициативность в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий.

Пассивно-положительное отношение отличается расплывчатыми мотивами, неясностью и неконкретностью целей, аморфностью и не­устойчивостью интересов, эпизодическим участием в физкультурно-спортивных мероприятиях. Индифферентное отношение — это без­различие и безучастность, мотивация в этом случае противоречива, цели и интересы к физкультурно-спортивной деятельности отсутству­ют. Пассивно-отрицательное отношение связано со скрытым негати­визмом части людей к физической культуре и спорту, они для таких лиц не имеют никакого значения. Активно отрицательное отношение проявляется в открытой неприязни, откровенном сопротивлении за­нятиям физическими упражнениями, которые для таких лиц не имеют никакой ценности.

Ценностные ориентации выражают совокупность отношений лич­ности к физической культуре в жизни и профессиональной деятель­ности.

Эмоции — важнейший компонент ценностных ориентации, наибо­лее глубоко характеризующий их содержание и сущность. С помощью эмоций выражаются: удовольствие, удовлетворение, величина потреб­ности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я. В связи с тем что эмоции имеют различную степень выраженности, длительность протекания и осознанность причины их проявления, можно выделить: настроения (слабо выраженные устойчивые эмоци­ональные состояния); страсть (быстро возникающее, стойкое и силь-1 roe чувство, например к спорту); аффект (быстро возникающее крат­ковременное эмоциональное состояние, вызванное особо значимым раздражителем и всегда бурно проявляемое, например при победе) эмоции обладают свойством заразительности, что очень важно при за­нятиях физкультурно-спортивной деятельностью.

Волевые усилия регулируют поведение и деятельность личности в соответствии с поставленными целями, принятыми решениями. Воле­вая активность определяется силой мотива: если я очень хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное, и более длительное во­левое усилие. Волевое усилие направляется разумом, моральным чув­ством, нравственными убеждениями. Физкультурно-спортивная дея­тельность развивает волевые качества: упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т.е. стрем­ление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности; самообладание, под которым понимают сме­лость, как способность выполнить задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха; сдержанность (выдержка) как способность по­давлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции; со­бранность (сосредоточенность) как способность концентрировать вни­мание на выполняемом задании несмотря на возникающие помехи. К волевым качествам относятся решительность, характеризуемая мини­мальным временем принятия решения в значимой для человека ситуа­ции, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответ­ственности за принимаемое решение.

Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляет­ся воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физи­ческой культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеж­дений.
Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования
Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготов­ленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство от­ражает такую степень физических возможное гей личности, ее пласти­ческой свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятель­ности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно «открыто» новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершен­ное качество.

Физическое совершенствование правомерно рассматривать как ди­намическое состояние, характеризующее стремление личности к це­лостному развитию посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий ее многофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности. Вот почему физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а не­обходимым элементом его личностной структуры.

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты — один их эффективных механизмов слияния общественно­го и личного интересов, формирования общественно необходимых ин­дивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются от­ношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обо­гащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личнос­ти и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целост­ный характер такой деятельности делает ее мощным средством по­вышения социальной активности личности.

Физическая культура личности проявляет себя в трех основных на­правлениях. Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отра­жает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социаль­ным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физичес­кая культура — основа самодеятельного, инициативного самовыраже­ния будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личнос­ти, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельнос­ти, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений.
Профессиональная направленность физического воспитания
Профессиональная направленность физической культуры — это основа, объединяющая все остальные ее компоненты.

Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления физической культуры в деятельности. К ним относятся:

♦ степень сформированности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения;

♦ интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельнос­ти (затрачиваемое время, регулярность);

♦ характер сложности и творческий уровень этой деятельности;

♦ выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявле­ний личности в физкультурно-спортивной деятельности (само­стоятельность, настойчивость, целеустремленность, самооблада­ние, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);

♦ степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятель­ности;

♦ проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразова­ния, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;

♦ уровень физического совершенства и отношение к нему;

♦ владение средствами, методами, умениями и навыками, необхо­димыми для физического совершенствования;

♦ системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;

♦ широта диапазона и регулярность использования знаний, уме­ний, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональ­ной деятельности.

Таким образом, о сформированности физической культуры лич­ности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме прояв­ляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям. Сложная система потребностей личности, ее способностей предстает здесь как мера освоения физической культуры общества и мера твор­ческого самовыражения в ней.

В соответствии с критериями можно выделить ряд уровней прояв­ления физической культуры личности.

Предноминальный уровень складывается стихийно. Причины его лежат в сфере сознания в отношении студентов и связаны с неудовле­творенностью предлагаемой педагогами программой, содержанием за­нятий и внеучебной деятельности, ее смысловым и общекультурным потенциалом; осложненными межличностными отношениями с педа­гогом. У студентов отсутствует потребность в познавательной актив­ности, а знания проявляются на уровне знакомства с учебным матери­алом. Отрицается связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной под­готовки. В мотивационной сфере доминирует негативная или индиф­ферентная установка. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают. Уровень их физических возможностей может быть различным.

Номинальный уровень характеризуется индифферентным отноше­нием студентов к физической культуре и спонтанным использованием ее отдельных средств и методов под влиянием товарищей по учебной группе, досугу, эмоционального впечатления от спортивного зрелища, теле- или киноинформации. Знания ограничены, бессистемны; смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения ограничены простейшими элемента­ми — утренняя зарядка (эпизодически), отдельные виды закаливания, активный отдых; направленность — личная. Иногда студенты этого уровня могут принимать участие в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности репродуктивного характера по просьбе педа­гога. Уровень здоровья и физической подготовленности таких студен­тов имеет широкий диапазон. В послевузовском периоде они не про­являют инициативы в заботе о своем-здоровье, физическом состоянии.

В основе потенциального уровня — положительно осознанное отно­шение студентов к физической культуре в целях самосовершенствова­ния и профессиональной деятельности. Они имеют необходимые зна­ния, убеждения, практические умения и навыки, позволяющие грамот­но выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и при консультативной помощи педагогов и опытных товарищей. Познавательная активность проявляется как в сфере спортив­ных зрелищ, так и в освоении научно-популярной литературы.

Направленность «на себя». Большое значение придают эмоцио­нальному общению и самовыражению в процессе занятий. Использу­ют частичное физическое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами. Проявляют активность в общественной физкультурной де­ятельности лишь при побуждении извне (педагоги, общественность, деканат). После окончания вуза проявляют физкультурно-спортив­ную активность, лишь попадая в благоприятную среду.

Творческий уровень характерен для студентов, убежденных в цен­ностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств физичес­кой культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семей­ную жизнь. После окончания вуза проявляют инициативу самодея­тельности во многих сферах жизнедеятельности.

Границы выделенных уровней подвижны. Они свидетельствуют о наличии противоречий, основным из которых является несоответст­вие между современными требованиями к профессионально-личност­ному развитию будущего специалиста и его реальным уровнем. А это является движущей силой развития его физической культуры.

Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре
Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удов­летворения потребностей. Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представления студентов, о желаемом. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психического и социального развития личности.

В сфере физической культуры ценности по качественному крите­рию могут быть представлены как:

♦ материальные (условия занятий, качество спортивной экипиров­ки, льготы со стороны общества);

♦ физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и на­выки, физические качества, физическая подготовленность);

♦ социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализа­ции, рекорды, победы, традиции);

♦ психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки);

♦ культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качест­ва, общение, авторитет).

Ценностные ориентации студентов рассматриваются как способы, с помощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их значимости. В структуре физкультурно-спортивной деятель­ности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, по­знавательными и волевыми ее сторонами; образующими содержа­тельную направленность личности. Характер же направленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чув­ственную), другие — познавательную, третьи — поведенческую ак­тивность.

Исследования М.А. Арвисто позволили выделить три ранга цен­ностных ориентации студентов в физкультурно-спортивной деятель­ности. Ценностные ориентации представлены с точки зрения различных компонентов регуляции деятельности. Эмоциональный компонент основывается на привлекательности, а рациональный на полезности, они дополняют друг друга и деятельность регулируют вместе, хотя между ними существует определенное несоответствие. Данные таблицы показывают, что ценности, связанные с физическим Я (физические качества, здоровье, телосложение), с функциональным содержанием деятельности (высокая подвижность, физические на­грузки, эмоциональные переживания), с актуализацией (успех, само­выражение, самоутверждение), с морально-волевыми качествами (воля, настойчивость), с чувством долга, составляют главный ранг. Поэтому в физкультурно-спортивной деятельности этим ценностям необходимо уделять особое внимание, чтобы не ослабевала ориента­ция на эту деятельность.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.