Реферат по предмету "Маркетинг, реклама и торговля"


Структура сервисной деятельности и удовлетворение потребностей. Материальные и духовные потребности



Федеральное агентство по высшему образованию РФ УГЛТУ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Реферат по предмету «Человек и его потребности».

Тема:

«Структура сервисной деятельности и удовлетворение потребностей. Материальные и духовные потребности»

Екатеринбург 2009 г.

ПЛАН.

1. Структура сервисной деятельности и удовлетворение потребностей.

1.1. Методы деятельности в сфере удовлетворения потребностей.

2. Материальные и духовные потребности.

2.1. Материальные потребности.

2.2 Духовные потребности.

3. Список используемой литературы.

1. Структура сервисной деятельности и удовлетворение потребностей.

«Сервис -- то особый вид человеческой деятельности, который направлен на удовлетворение потребностей клиента путем оказания услуг, востребованных отдельными людьми, социальными группа или организациями».

Потребности человека разнообразны и образуют сложно структурированную систему. Сервисная деятельность также разделяется на большое количество направлений (сфер, форм, секторов и т. п.). Структура сервисной деятельности должна в общих чертах повторять структуру потребностей, соответствовать ей. Так, материальным и духовным потребностям соответствуют два направления сервисной деятельно-сти -- материально-ориентированная и духовно-ориентированная. На-личие индивидуальных, групповых и общечеловеческих потребно-стей выражается в существовании иерархии форм сервисной деятель-ности, охватывающей различные общности людей:

уровень микрорайона (бытовое обслуживание и ремонт);

уровень района;

уровень города (транспортная система);

уровень региона внутри государства;

уровень отдельного государства (правовые услуги, финансовая система, здравоохранение, образование);

уровень региона, группы государств;

общемировой уровень (на нем пытаются действовать средства массовой информации и сервисные службы транснациональных корпораций).

Сфера услуг имеет постоянно развивающуюся структуру. В ней можно выделить крупные направления деятельности, которые сохра-няются в течение длительного времени. В России эти направления официально зафиксированы в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93. Классификатор включает в себя сле-дующие группы услуг:

01-- бытовые услуги;

02-- услуги пассажирского транспорта;

03-- услуги связи;

04-- жилищно-коммунальные услуги;

05-- услуги учреждений культуры;

06-- туристские и эксплуатационные услуги;

07-- услуги физической культуры и спорта;

08-- медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги;

09-- услуги правового характера;

10-- услуги банков;

11-- услуги в системе образования;

12-- услуги торговли и общественного питания, услуги рынков;

80 -- прочие услуги.

Подробные обзоры основных классификаций услуг содержатся в трудах специалистов Московского государственного университета сер-виса. Так, согласно одной из наиболее распространенных классифи-каций можно выделить пять укрупненных видов сервисной деятель-ности:

технический сервис;

технологический сервис;

информационно-коммуникативный сервис;

транспортный сервис;

гуманитарный сервис.

Вопрос о методах сервисной деятельности не очень хорошо ис-следован и требует специальных пояснений.

Метод -- это способ осуществления какой-либо деятельности, совокупность приемов и операций, необходимых для теоретического и практического освоения действительности. В применении к сфере услуг метод сервисной деятельности можно, следовательно, определить как способ оказания услуг, совокупность приемов и операций, позволяющих оказывать услуги и удовлетворять потребности клиента.

Обычно на методы деятельности не обращают особого внимания, тем более если они давно сложились и применяются почти автоматически. Однако в сложных и кризисных ситуациях, возникающих в деятельности служб и предприятий, обнаруживается, что специальный анализ и корректировка методов деятельности позволяют повысить ее эффективность, а иногда помогают найти выходы из сложившейся кризисной ситуации.

Сервисная деятельность, как и потребности людей, которые она удовлетворяет, отличается сложностью и комплексностью. Поэтому в ней используется большой набор разнообразных методов, связь ме-жду которыми может быть отдаленной и опосредованной.

Методы удовлетворения потребностей можно, прежде всего, раз-делить на две группы: общие, применяемые в различных сферах че-ловеческой деятельности, и специфические, которые возникают и раз-рабатываются именно в сфере сервиса (хотя потом могут частично заимствоваться в других областях деятельности общества).

К общим можно отнести, прежде всего, наиболее фундаменталь-ные методы, необходимые для любой успешной деятельности, -- ме-тод объективного подхода и метод рассмотрения любых явлений в их изменении и развитии. (На языке философии это материалисти-ческий и диалектический методы). На первый взгляд, они могут по-казаться банальными, само собой разумеющимися. Но это ошибоч-ное, упрощенное мнение. Так, метод объективного подхода требует адекватно, неискаженно осмысливать ситуацию, действовать в соот-ветствии с законами природы, человеческой психики и принимать во внимание закономерности функционирования технических систем. В реальности нередка ситуация, когда руководитель или рядовой ра-ботник дают ошибочную оценку происходящему -- мнениям и на-строениям потребителей, качеству услуги, возможностям техники или коллег по работе, возникающим конфликтным ситуациям и т. п. Общий метод объективного подхода должен быть конкретизирован через специальные методы и методики сервисной деятельности, кото-рые дают возможность принимать правильные решения и достигать поставленных целей. Диалектический метод ориентирует на анализ любой ситуации в ее развитии. Так, если мы будем планировать приобретение технических средств для оказания услуг на основе сегодняшних потребностей, не учитывая их изменений (насколько воз-можно их предусмотреть), то спустя какое-то время можно оказаться в кризисной ситуации. Поэтому в любой сфере деятельности обще-ства осуществляется прогнозирование и предвидение с учетом на-правлений изменения существующей ситуации.

К общим методам относятся также системный подход, необходи-мый для организации деятельности в сфере услуг (особенно на долгое время и в крупных масштабах) и близкий к нему синергетический метод (синергетика -- общая теория самоорганизации, или теория эволюции и самоорганизации сложных систем).

1.1. Методы деятельности в сфере удовлетворения потребностей.

Частные, более конкретные методы деятельности в сфере удовле-творения потребностей можно, с нашей точки зрения, классифици-ровать на основе главных видов профессиональной деятельности ра-ботников сервиса:

Методы эксплуатационно-технологической деятельности. Сюда входит разработка технологического процесса оказания услуги, зависящего от свойств используемых материалов и от поставлен-ной цели (какой результат мы должны получить). Для услуг, на-правленных непосредственно на организм человека, необходимы методы воздействия, учитывающие его особенности.

Методы производственно-управленческой деятельности. Сюда вхо-дят психологические методы организации общения с клиентами и между сотрудниками сферы услуг, экономические (например, статистические) методы планирования и оценки процесса оказа-ния услуги, а также технические методы воздействия на организм человека или на используемые для удовлетворения потребностей приборы и материалы.

Проектно-конструкторская деятельность использует специфи-ческие методы конструирования и проектирования, методы сбора и анализа информации.

Методы экспертно-аудиторской деятельности -- это методы тес-тирования, оценки, измерения и сравнения приемов и результа-тов оказания услуги с существующими нормами и стандартами.

Методы научно-исследовательской деятельности в сервисологии -- это в основном общенаучные методы наблюдения, эксперимента, моделирования, анализ, синтез, метод системного анализа. Специфика сферы услуг проявляется здесь в разработке особых стратегий и алгоритмов обслуживания: связанные с ними методы используются только в сервисной деятельности.

Таким образом, методология сервисной деятельности представляет собой синтез сложного набора общих и специфических методов, представляющих практически все сферы человеческой деятельности. Только такой комплексный подход создает условия для качественного удовлетворения потребностей человека.

2. Материальные и духовные потребности.

Некоторые современные ученые разделяют потребности на 3 груп-пы: материальные, социальные и духовные. Такое деление вызывает возражения, так как нарушает законы логики: все социальные по-требности могут быть включены в число материальных или в число духовных потребностей. Мы исходим из того, что деление потребно-стей на материальные и духовные происходит по одному основанию, а на социальные и биологические -- по другому. И первое, и второе деление полезны для понимания мира потребностей, так как они по-казывают различные закономерности их функционирования и раз-вития.

2.1. Материальные потребности.

Материальные потребности -- это потребности человека в обеспе-чении своего материального существования. В материальных потреб-ностях можно выделить два пласта: относительно простые матери-альные биологические потребности и более сложные -- материальные социальные потребности. К материальным биологическим относятся потребности в пище, одежде, жилище, благоприятной окружающей среде, физическом здоровье и физической безопасности, в продол-жении рода. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище непосредственно за-нимаются система общественного питания и ресторанный сервис, потребностей в одежде -- пошивочные и ремонтные ателье, склады и магазины, прачечные, химчистки, потребностей в жилище -- ре-монтно-строительные организации, потребностей в благоприятной сре-де -- уборочные службы, предприятия садово-паркового хозяйства и т. п. Безопасностью занимаются армия, полиция и охранные орга-низации, физическое здоровье и продолжение человеческого рода тре-буют медицинских, санаторно-курортных и спортивно-оздоровитель-ных услуг. Транспорт, связь и информационный сервис прямо или опосредованно обслуживают каждую из перечисленных областей.

Все эти материальные потребности по своей природе биологиче-ские, но, как уже отмечалось, они проявляются у человека в специ-фической социальной форме. Даже биологические материальные потребности человека в отличие от потребностей животных истори-чески изменяются. С одной стороны, в них сохраняется некий инва-риант, общий для всех людей, а иногда для людей и животных. Так, всем людям необходим похожий набор химических веществ для пол-ноценного питания, а безопасность всегда и для всех включает в себя предохранение от механических повреждений тела и от попадания в организм ядовитых веществ. С другой стороны, сервисные техноло-гии неизбежно различаются у обществ, стоящих на разных ступенях развития. Любой вид сервиса исторически развивается. Если для обеспечения безопасности президента высокоразвитой страны мо-жет понадобиться, например, система противорадарной защиты са-молета, то вождю африканского племени она совершенно не нужна. Президента, в свою очередь, не могут удовлетворить услуги воинов с копьями и топорами, которые вполне справляются с охраной вождя племени.

Материальные социальные потребности появляются только у че-ловека. Вопреки мнению Гегеля и других идеалистов, социальное -- это не только мышление, но и вполне вещественная, материальная деятельность с предметами внешнего мира. К социальным матери-альным потребностям относятся труд и основанный на нем процесс материального производства, т. е. предметно-орудийная преобразова-тельная деятельность человека, общение -- взаимодействие в про-цессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда. Материальные потребности не ограничиваются потребностями в так называе-мых материальных благах. Как отмечает Л. П. Буева, «специфически человеческое отношение к миру состоит не в потреблении, а в сози-дании; первое лишь необходимое условие и средство второго». Если потребности в пище и жилище -- главные биологические материальные потребности человека, то главная социальная материальная потребность -- это потребность в труде.

2.2 Духовные потребности.

Духовные потребности -- это потребности в знаниях, настроениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным относятся потребности в познании, образовании, воспитании, смысле жизни. Их можно также классифицировать на основе форм общественного сознания разделив на нравственные, правовые, политические, эстетические, религиозные или атеистические потребности, потребность в мировозрении. Наконец, можно выделить относительно простые духовные потребности, существующие на уровне обыденного сознания, и сложные, которые удовлетворяются с помощью теоретического и художественного сознания.

Потребность в познании-- это стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономерностей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, которая не может существовать и совершенствоваться без накопления знаний о мире. Затем потребность в познани может приобретать относительную самостоятельность, превращаться в самоцель, так что ее связь с материальными потребностями становится опосредованной и завуалированной. У древних людей эта потребность удовлетворялась только с помощью обыденного познания. Затем появляются более сложные пути удовлетворения потребности в знаниях -- мифология и религия. В религии действительные знания о мире переплетаются с верой в сверхъестественное -- т. е, идеями, которые объявляются истинными без доказательств, на основе традиции. Наиболее развитые формы познания -- научное и ху-дожественное.

Научное познание нацелено на раскрытие объективных законов природы и общества, объяснение и предсказание изменений изучаемых явлений. Оно включает в себя проверяемые и проверенные фак-ты и обобщения. Художественное познание -- это особое эстетическое освоение действительности в художественно-образной форме. Оно может осуществляться с помощью искусства и включает в себя оценку вещей и событий как прекрасных или безобразных, низмен-ных или возвышенных, трагических или комических. Ценностно-ориентационная деятельность также опирается на познание (невозможно дать правильную оценку явлениям, которые не знаешь), но не сводится к нему.

Образование -- это процесс усвоения систематизированных зна-ний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению. Потребность в образовании по существу является конкретизацией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопреде-ленном наборе знаний, а в качественной системе образования и в на-дежных критериях этого качества. Образование рассматривается в современном мире как одна из частей сферы услуг. Им занимаются особые организации -- в основном учебные заведения. Государство осуществляет контроль за образованием для придания ему легитим-ности: лицензирование образовательных услуг является подтвержде-нием их качества и обеспечивает их стандартизацию, официальное признание при оценке уровня образованности конкретного лица.

Воспитание -- это целенаправленное воздействие на человека для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функ-ций (труда, общения, познания и т. п.). Оно входит в процесс социа-лизации и является потребностью, поскольку без целенаправленно-го воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным чле-ном общества. В учебных заведениях потребность в воспитании фактически удовлетворяется вместе с потребностью в образовании. Однако воспитание, по мнению психологов и педагогов, начинается практически с рождения ребенка, когда образование (в строгом смыс-ле слова) еще невозможно.

Потребность в смысле жизни -- это, по-видимому, наиболее слож-ная духовная потребность. Она выражается в формировании миро-воззрения -- системы взглядов человека на мир в целом и свое место в нем. Смысл своего существования определяется каждой личностью индивидуально, но это не значит, что он зависит от субъективного видения мира. Существуют, во-первых, несколько основных концеп-ций смысла человеческого существования, к которым многие люди приходят на том или ином этапе своей жизни (при этом тем или иным образом модифицируя их, адаптируя к особенностям своей личности). Во-вторых, концепция смысла жизни прямо зависит от того, как развивались способности человека и как удовлетворялись потребности в познании, образовании и воспитании. Различные об-щественные структуры, движения и организации с глубокой древно-сти стремились воздействовать на внутренний мир человека, чтобы сформировать у него такое мировоззрение и понимание смысла жиз-ни, которое соответствует идеологии этих движений и организаций. Для подобного воздействия на формирование духовных потребно-стей используется широкий набор приемов -- дозированная информация и дезинформация, эмоциональное воздействие искусства, чувство товарищества и солидарности, пропаганда через средства массовой информации, наконец, простая материальная заинтересованность в получении тех или иных благ. Духовные потребности, которые потребность в смысле жизни, как бы обобщает и подытоживает, во многом определяют поведение человека. Поэтому на их формирование всегда пытаются повлиять в своих интересах как общество в целом, так и отдельные существующие в нем структуры, движения, организации и группировки.

В настоящее время широко распространено наивное отношение к духовным потребностям как к чему-то «очень хорошему». Так, же отмечалось, что церковь обычно трактует духовные потребности как чисто религиозные и поэтому очень ценные. Отсутствие религиозных потребностей называют при этом «бездуховностью» (вместо «нерелигиозности») -- хотя в действительности общество выработало много очень ценных нерелигиозных духовных потребностей, например, потребность в научном и художественном творчестве. Столь же ошибочным нам представляется и утверждение: «Можно иметь, например, видеомагнитофон и смотреть только порнофильмы, но вряд ли это связано с духовными потребностями...». Стремление смотреть порнофильмы -- это, конечно, духовная потребность. Не вда-ваясь в рассуждения о том, хорошо это делать или плохо, отметим другое: существуют не только «хорошие», но и негативные, деструктивные, разрушительные, осуждаемые обществом духовные потребности. В СССР к ним было принято относить, например, потребности религиозного характера, В современном мире распространяются духовные потребности гораздо более опасные, чем разглядывание порнографических картинок: это пропаганда всевозможных экстремистских идеологий (религиозных и нерелигиозных), фашистских и других человеконенавистнических концепций. Задача общества противостоять формированию такого рода потребностей, в том числе и методами сервисной деятельности (информационный, обра-зовательный, анимационный сервис, средства массовой информации и т. п.).

В реальной жизни материальные и духовные потребности, а так-же приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и пере-плетаются. Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, т. е. духовных предпосылок. Для удовлетворения любых духовных потребностей используются мате-риальные предметы -- например книги, музыкальные инструменты, краски и холст, звуковоспроизводящая аппаратура и другое оборудо-вание. Поэтому удовлетворение духовных потребностей становится возможным благодаря удовлетворению сопутствующих им матери-альных. Это еще раз показывает зависимость духовной деятельности человека от материальной. Последняя создает и совершенствует мир вещей («вторую природу», техносферу, ноосферу), формируя тем са-мым возможности для развития и удовлетворения духовных потреб-ностей.

Любая сервисная деятельность, направленная на удовлетворение одной потребности, обычно затрагивает и многие другие. Удовлетво-рение материальных и духовных потребностей часто взаимосвязано, носит комплексный характер. В сервисной деятельности эта ком-плексность служит дополнительным фактором, повышающим при-влекательность предлагаемого набора услуг.

Список используемой литературы.

1. Черников А. Г. «Человек и его потребности». Рыбинск: РГАТА, 2003 г.

2. Буева Л. П. «Человек, деятельность, общение». М.: Мысль, 1978 г.

3. Ершов П. М. «Потребности человека». М.: Мысль, 1990 г.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие промышленности БССР в годы второй пятилетки (1933-1937 гг.)
Реферат Осознанное сновидение за 7 дней
Реферат Безопасность на предприятиях пищевой промышленности
Реферат Основи деонтологічної поведінки медичної сестри
Реферат Преступления против собственности 2 Понятие общая
Реферат Основы психогенетики
Реферат Поетична та пісенна творчість України на шляху становлення державності і незалежності
Реферат Основы логики понятия по объему и умозаключения
Реферат A Moment Of Innocence Essay Research Paper
Реферат Основные начала семейного законодательства
Реферат Особенности психического состояния человека
Реферат Основные закономерности почерка
Реферат Основы психологического консультирования
Реферат Особенности самооценки младшего школьного возраста
Реферат Особенности активных групповых методов обучения и их проявление