Реферат по предмету "Культура и искусство"


Творческая интеллигенция в годы массовых репрессий Вадим Козин

Реферат наконкурс « Судьбачеловека вРоссийскойистории XX века»
Выполнилаучащаяся 10 класса
БикмаеваАнна
Руководитель: Ткаченко ИринаСергеевна
МуниципальноеобщеобразовательноеучреждениеМОУ СОШ Ж 49
Хабаровск2009
Введение
В 1934 в СССР былосоздано Главноеуправлениеисправительно- трудовых лагерей, трудовых поселенийи мест заключения(ГУЛАГ). Это былоподразделениеНКВД (МВД), осуществлявшееруководствосистемойисправительно– трудовыхлагерей (ИТЛ).СпециальныеуправленияГУЛАГа объединялимногие лагеряв разных районахстраны. Большевикиво главе соСталиным задумалипревратитьРоссию из отсталойаграрной страныв передовуюс развитойсовременнойпромышленностью.Для этого былинеобходимыколоссальныесредства, которымв СоветскомСоюзе неоткудабыло взяться.В этих условияхсистема ГУЛАГастановиласьнеистощимымисточникомбесплатногорабского трудазаключенных, используемогона «великихстройках коммунизма».Беспрецедентныерепрессиизатронули всеслои населения.Все раскулачиваемыеподразделялисьна три категории.Первые – подверглисьзаключениюв концлагерьи расстрелу.Вторые – выселялисьв северныенеобжитыерайоны страны.Третьи – вспециальныепоселки запределы своихнаселенныхпунктов. В лагеряхбыли созданытяжелейшиеусловия, несоблюдалисьэлементарныечеловеческиеправа, применялисьсуровые наказанияза малейшиенарушениярежима. Заключенныеработали настроительствеканалов, дорог, промышленныхи других объектахна КрайнемСевере, ДальнемВостоке и вдругих регионах.На ДальнемВостоке центромГУЛАГа былМагадан – «столицаКолымскогокрая». Там проживалии работалирепрессированные.Из них знаменитыйпевец и артист– Козин ВадимАлексеевич.
Актуальность
Время неумолимодвижется вперед.Каждый деньотводит насот прошлого.Актуальностьтемы вызванау меня интересомк временаммассовых репрессий.Мне хочетсяподробно узнать, как воспринималасьтворческаяличность средивласти и народа.
Цель работы
Исследовать, как влияниемассовых репрессийотразилосьна творчествеВадим Козина.Проанализироватьпериоды творческойдеятельностипевца в этапах, когда массовыерепрессиигосподствовалив стране, ипоследствияпосле их «спада».
Объект исследования
Влияние массовыхрепрессий натворческуюдеятельностьинтеллигенции.
Предмет исследования
Творческаяинтеллигенцияв периоды массовыхрепрессий.
Задачи работы
Исследовать, начало творческойдеятельностиВадима Козина, проанализироватьдальнейшийпуть ее развития.
Выяснить истиннуюпричину арестаВадима Алексеевича.Раскрыть мысльо творческойжизни певцаво время ареста, и после освобождения.
«Весельячас и боль разлуки»
1.1 По официальнымданным КозинВадим Алексеевичродился 21 марта1905 года. Сам онназывал другуюдату – 21 марта1903 года, объясняятакое несовпадениетем, что возрастему убавиламать, чтобыполучать наВадима продуктовыйпаек в тяжелыегоды революции.До революцииКозины былибогатой купеческойсемьей. Всеначалось спрадедушки.Он был крепостнымсамого графаШереметьева, коробейничалпо деревням, продавал иконкии крестики.Когда скопил100 рублей, выкупилсяна волю. Потомприобрел земельныйучасток в Петербургеи построил дом.Дед продолжилкупеческоепоприще. В нашевремя улицаПосадская, накоторой былпостроен домКозиных, являетсядостопримечательностьюПетербурга.
Отец ВадимаАлексеевичаокончил академиюво Франции, занималсякоммерцией.Мать, ВераВладимировнаИльинская, чистокровнаяцыганка, пелав цыганскомхоре. Бабушка, не менее известнаярусская певицаВарвара Панина.У Вадима былочетыре родныесестры, он былстарший в семье.Но, к сожалению, мать и две родныесестры – младшаяи старшая погибливо время ленинградскойблокады. Но мнестало известно, что две другиесестры обзавелисьсемьей и родилизамечательныхдочерей, племянницКозина, которыев настоящеевремя проживаютв Петербурге.
Творческаяжизнь ВадимаКозина развиваласьс самого раннеговозраста. Таккак в петербургскомдоме дружнойсемьи Козиныхникогда не былогрустно и тихо.Всегда приходилив гости друзьямамы и папыизвестные«таборные»личности. Например, несравненнаяи блистательнаяпевица дореволюционноговремени АнастасияВяльцева, приезжалав гости к Козинымс большим пакетомсладостей, который былпредназначалсяспециальнодля детей. Таковбыл цыганскийобычай: идешьв дом – несигостинец. Нодетей в мирвзрослых недопускали, иВадим с сестрамиМузой и Зоейсидели в детской.Им всегда хотелосьпознакомитьсяс примадоннойпоближе. Иногдав доме появляласьколоритнаяфигура другойэстраднойзнаменитости– Юрия СпиридоновичаМорфесси, грекапо происхождению, певца с густымсочным баритоном.Он приходилв украшенномшитьем и бисеромкафтане, подпоясанномшироченнымпоясом, в шароварах, сапогах игорностаевойнакидке. Одинраз Морфессизаставил Вадимапеть, а потомусадил на колении сказал: «Вотрастет нашасмена…»
Судьба ВадимаКозина и егосемьи развиваласьбы куда лучше, если бы непоследствияжестокой революции.Отец был лишенвсего нажитого(за «нетрудовыедоходы»), отчегов 1924 году сердцене выдержало, и он скончался.После его смертисемью выселилииз собственноголенинградскогодома на знаменитый101 – й километр.Вера Владимировна, стала плоховидеть и поэтомувся забота одоме ложиласьна плечи Вадима: работа грузчиком, работа в типографии, работа в кинотеатрах.После окончанияшколы, в 20 – е годыКозин поступилв военно – морскоеучилище в свомродном, тогдаещ Петрограде.Возможно, мыи не услышалибы никогда онм, но юношуисключилиоттуда, за сокрытиесвоего непролетарскогопроисхождения.Он буквальноежедневнообщался сознаменитостямироссийскойэстрады, какМорфесси, Панина, Плевицкая идругие. Первыепопытки петьпо – настоящемуотносятся кначалу двадцатыхгодов. В типографии, где работалВадим Алексеевич, устроилисамодеятельныйклуб в бывшемздании церкви, что сейчаснаходится наулице Правдыв Петербурге.Выступал они с комическимхором Чарова, где приходилосьиграть в спектаклевеликого князяВладимираКирилловича.Петь в своеудовольствие– это одно, анадо было ещеи деньги зарабатывать.Тогда Козинустроилсятапером в Народныйдом, вблизиПетропавловскойкрепости: тамбыл четырехъярусныйкинотеатр, вкотором показывалинемые фильмыЧарли Чаплина, Макса Линдера, Веры Холодной.От тапера требовалосьсопровождатьэти фильмынепрерывнойигрой на фортепиано.К концу работыболели пальцы, но музыкальноесопровождение, игра послужилихорошей тренировкой, выработалитворческуювыносливость, дали определенныенавыки владенияинструментом.Каждый деньартиста виделамасса зрителей.Ведь кинопользовалосьчрезвычайнойпопулярностью.Исполняя всегодве – три песнинужно былопоказать себяс самой лучшейстороны. Какже и ему хотелосьвыйти на этусцену и спеть! Вадим чувствовал, что споет лучше, чем многиедругие. Ведьне зря он выросв стихии цыганскогороманса и песни.
Выйти на сценупомог случай.На представлениене приехалаизвестнаяартистка, инадо было заполнитьпаузу в концерте.Вадима Алексеевичабуквальновыпихнули насцену, мол докажи, что и у тебяесть голос. Егомечта сбылась! Он вышел и спел«Песню о Старосте»на слова ДемьянаБедного. И сразууспех! С этихсамых пор иначинаетсятворческаяжизнь Козина.В 1924 году ВадимАлексеевичвыдерживаетэкзамен направо заниматьсяартистическойдеятельностью.Он выступаетна сценических площадкахкрупнейшихленинградскихкинотеатров.И все же лишьчерез семь лет, в1931 году, становитсяштатным артистомв концертномбюро ДомаполитпросвещенияЦентральногорайона Ленинграда.Через два годаего зачисляютартистом в штатленинградскойэстрады. Придумалсебе псевдоним– Вадим Холодный, в память о погибшейВере Холодной(звезде немогокино). Началпеть сперва, в сборных концертах.В то время Козинне был, на столько, знаменит. Однаждыон приехал ксвоему выходуи спел романсодной оченьизвестнойпевицы (примадонныдореволюционныхгодов) НаталииТамары, не зная, что за несколькоминут до этогороманс исполнялсяею. Обычно звездатакого масштабаустроила быскандал. Удивительно, но никакогоскандала непоследовало,– Тамара самауспокаивалапевца: «Пой еговсегда! Я большеэтот романспеть не буду.Он у тебя лучшеполучается…».У Вадима Алексеевичавсе песни былиисполнены нетолько со всейдушой, но ещеи без микрофона.Исполнял певецоколо сорокапесен за концерт( в наше времятакого не увидишь).Козин был любимчикомвсего народа.Пользовалсяуспехом и уэлиты. Его песнилюбил слушатьСталин. В одномиз интервьюКозин так исказал: « Я пелСталину и зекам…».Сталин любилнапевать своимгнусавым голосомстроки из козинскогорепертуара:
Ритатухи ходилк Нюхе,
Жила Нюха впологу.
Нюха девочкуродила,
Больше к Нюхене пойду.
Потом Козинстал выступатьпод своей фамилией, позже – и сольныевыступлениядавал на профессиональнойоснове. Пришловремя думатьи о собственномрепертуаре, не похожем нина чей – то другой.Внутреннеечутье, тонкиймузыкальныйвкус и советыматери помоглинайти своипесни, своиромансы, дотого ни кем неисполнявшиесяили исполнявшиесякогда – то оченьскверно и потомузабытые. В 1929написал первуюсвою песню. Этобыла довольнолегкомысленнаяпесенка, ноочень популярная.Почему – то еесчитали цыганской:«Бирюзовые, золотые колечки, эх, покатилисьпо лужку, тыушла, и твоиплечики скрылисьв ночную мглу...».Все песни ВадимаАлексеевичавыражали истиннуюдушу народа.Он, в своих песнях, не восхвалялсоветскуювласть и персонуСталина, никогдане выступалпо так называемомусоциальномузаказу, не выдавалза мысли и чувствато, что нужнобыло агитпрому.Публика любилаКозина в первуюочередь зачестность иправду. Пластинкис его жизненнымипеснями расходилисьпо стране большимтиражом. Козинпел очень искренне, страстно, самозабвенно.Прозе буднейкак бы противопоставлялисьчувства простыеи цельные, романтическаявзволнованность, стремлениек возвышенному, но не надуманному.Таковы песни:«Калитка»,«Русые косы»,«Утро туманное»,«Мой костер».Его воздействиена публикуобъяснялось, прежде всеготем, что он умелувлечь ее своимстихийныморганическимчувством песни.Это он, видимо, унаследовалот своей мамы.Артист святоверил в то, очем пел, и этимубеждал зрителей.В его репертуаречередовалисьрусские и цыганскиеромансы, народныеи городскиепесни — «Нищая»,«Меж высокиххлебов затерялося»,«Ехали цыгане…»,«Два друга»,«В лесу прифронтовом».К 1937 году, ВадимКозин уже имелдесятилетнийстаж работы.В этом же году4 сентября былазаписана перваяпластинка.Артист былизвестен сосвоими песнямидаже за границей.Всего с 1937 по 1943годы Козинымбыло записанооколо 60 записей.Каждая из них– песенныйшедевр. К сегодняшнемудню репертуармаэстро довольнообширен – околотрех тысячпесен. Из них, около трехсотКозин написалсам. РуководствоЛенинградскойэстрады охотновключало Козинав гастрольныепоездки постране, посколькуубедилось, чтов обмен на небольшоежалование, которое оноплатило артисту, можно получатьнемалые доходы, ибо певец нравилсяпублике. У певцабыли самыелучшие аккомпаниаторы– блистательныемузыканты.Первый, АркадийПокрасс – младший– представительизвестнейшейсемьи, внесшейнеоценимыйвклад в музыкальнуюкультуру. Второй, виртуоз мировогокласса, знаменитыйАшкенази. Козинбыл глубокоизбалованнымрано пришедшейславой человеком.Этому вполнеспособствовалаего полнаяматериальнаянезависимость.Круг его интересовв основномзамыкался намузыке. Характеримел вздорныйи неуравновешенный, о чем свидетельствуютдва случая, рассказанныебывшими коллегамипевца. Передначалом одногоиз концертовКозину, выглянувшемуиз – за занавеса, не понравилось, что в первомряду сидитгруппа высшихкомандировКрасной Армиисо сверкающимиромбами напетлицах, приорденах и параднойформе, и он отказалсявыступать, мотивируя тем, что блеск ихрегалий мешаетему сосредоточиться.И что вы думаете? Командиров, неизвестнопод каким предлогом, пересадилина другие места.Козин радовался, как ребенок.В другой разКозин вместес концертнойбригадой направлялсяна гастролив Куйбышев, гдеего ждала массапоклонников.В аэропортуКозин встретилзнакомых летчикови по их просьбеулетел с нимив другой город.То ли был деньрождения укомандиракорабля, то личто – то еще.Концерты вКуйбышевеоказалисьсорванными.Но публикалюбила маэстропо – прежнему.
Даже в тяжелыегоды войныВадим АлексеевичКозин не терялсвоей популярности.Он выступалс концертамив частях действующейармии. По распоряжениюнаркома путейсообщения емудля поездоквыделяют специальныйвагон. Был награжденорденом КраснойЗвезды. В войнупластинки всехпевцов пережилитрудное время, их сдавали напереплавкукак сырье дляобороннойпромышленности.На пластинкахже Козина ставилсяштамп: «Продажене подлежит».« Обменныйфонд». Обменныйфонд – это значит, что можно былосдать пятьбитых пластиноклюбых певцови купить за этоодну пластинкуКозина. Некоторыелюди специальнопокупали пластинкии тут же разбивалиих о прилавок, так как целыев «обменныйфонд» не принимали.Козинскиепластинки былиединственными, которые неподлежалипродаже. В 1941 годуВадим Алексеевичподготовилпрограмму, вкоторую вошлаего песня «Москва»( « Нет моя Москване будет взятаими…»). Эта песнянастраивалалюдей на победу.Люди оченьхорошо высказывалисьпро Козина. Ивот, что пронего рассказалаего давняяпоклонницаЛидия ВасильевнаПаникарова:
«… Каждый концерт— триумф! Я, пятнадцатилетняядевчонка, экономиладеньги на школьныхзавтраках. 15дней не позавтракаю— билет на Козина.Однажды мы сподругой поехалина его концертв Орехово –Зуево. А послеконцерта —ливень, стоиму выхода, иадминистраторнас узнал, что– то сказалВадиму Алексеевичу, он спросил:«Сколько жевам лет?» Мысоврали: «Восемнадцать».Он улыбнулся:«Садитесь вмою машину».Мы думали, ондо вокзалаподбросит, аон до Москвыдовез. Большея его никогдане видела. Началасьвойна, и я напродовольственнуюкарточку вместосахара попросилаконфет, кажется,«Мишка», и далимне шесть штук.И я маме сказала: сейчас артистамтоже голодно, давай пошлемконфеты Козину.Потом вдругполучаю письмоиз Горького…от ВадимаАлексеевича.С гастролей.И благодарит, и ругает. А вконце пишет: сидим с артистамив гостинице, смотрим на твоиконфеты и думаем, что ты — ужевзрослая… Искоро я на фронтушла, госпитальнойсестрой…»
В начале декабря1943 года, в одиниз дней знаменитойТегеранскойконференции, у Черчилля былдень рождения.По этому случаюпригласили на концертлучших певцовмира, отбиратьих помогал сынЧерчилля.
«…Если вы сочтетенужным пригласитького – то изнашей страны, мы готовы...» —предложилСталин.
В ответ былоназвано имяВадима Козина.Сталин выразилнеудовольствие, но согласился.
«…Я обещал».
Только в воздухеВадим Алексеевичузнал, что летитв Тегеран, гдепроходилавстреча главправительствСССР, США иВеликобритании.В те дни Черчиллюисполнилось69 лет. В числеприглашенныхбыли знаменитыеМорис Шевалье, Иза Кремер, Марлен Дитрих.Казалось, такоевнимание ипочет, но… черезгод Вадим Козиноказался наКолыме.
«Я пел Сталинуи зекам»
1.2 Тайной покрытапричина арестаВадима Алексеевича.Но факт в том, что16 мая 1944 годаКозин был арестовани осужден НКВДСССР на восемьлет исправительно– трудовыхлагерей. Судпо обвинениюдлился полминуты.Версий того, за что на самомделе певцалишили свободы, существуетнесколько –тех, которыепредлагаютисторики, итех, которыедавал сам артист.Певец рассказывал, что он не подчинилсяпрямому указаниюЛаврентия Бериипеть песни оСталине. Существуеттакже версииисториков.Первая версия.В начале войнызнаменитыйисполнительчасто выезжалс концертамина фронт. Однаждыего пригласилив гости генералы, сформированногона востокепольскогокорпуса. Певецпринял приглашение.По доносу«благожелателя»его арестовываютза «изменуРодине». Втораяверсия вродебы банальна— любовныйтреугольник, если бы не такимзловещим былтретий персонаж— ЛаврентийБерия. Якобыи певец, и главаНКВД былинеравнодушнык знаменитойлетчице – красавицеМарине Расковой, которая будтобы предпочлалюбимца публики.Существуетнедостоверноепредание, чтоКозина привозиливыступать наТегеранскуюконференцию, и он без спросупринял предложениеРузвельта спетьв его апартаментах.--PAGE_BREAK--
По – моему мнению, самая достовернаяверсия – отказКозина петьпесни о Сталине.Потому чтокогда Бериядопрашивалпевца, почемуон не хочетпеть песни оСталине, тотс неприязньюотвечал, чтоего песенныйрепертуар несоответствуетвеликому ИосифуВиссарионовичу, так как песни«не стальные», а жизненные.Тут уже непоследовалозамечаний состороны Берии.Только возниквопрос: почемуКозин пел оЛенине? Козинне ответил. Тути так все былоясно, если сравниватьполитику Сталинаи Ленина. Но, хочу заметить, что в справке, выданной певцууправлениемлагерей, записьв графе « покакой статьеосужден» отсутствует.
В любом случае, соловей советскойэстрады оказалсяв клетке, – каки многие тогда.Нужно признать, что Вадим Козиноставался«любимцемпублики» и встенах следственногоизолятора. Онне раз выступалперед сотрудникамиНКВД с концертами.В «столицеКолымскогокрая» городеМагадане давноуже поджидализвезду эстрады.Свое путешествиеартист совершилв удобной каюте, с двумя чемоданамиличных вещей, а сразу у трапаего подхватилив машину и увезлив ту особуючасть Магаданских узилищ, гдесодержалисьзеки – актерыщедро, но вынужденнодарившие свойталант заключеннымКолымы и ихохранникам.Из архивныхдокументови интервьюстаршего следователяпрокуратурыМагаданскойобласти – БорисаАндреевичаПискарева мнестало известно, что когда допрашивалиВадима Алексеевича, он попросилтолько об одном– не вести егопод конвоемпо городу. Начто следовательответил: «…Неужеливы считаетеменя непонимающимчеловеком! Вотуже автозакпод окнами! Япозвонил уже, чтобы подъехали…»
В день своегоприезда, вечером, Козин вышелна сцену.
Наверно, он ужезнал имя своейдоброй феиздесь – этобыла жена всесильного«хозяина Колымы»генерала НикишоваАлександраРомановнаГридасова.
Стоит сказатьо ней несколькослов.
Гридасова имелавысокий чинНКВД, но в душебыла преданнойпоклонницейартистическихдарований. Онадействительномногое сделала, чтобы спастипопадавшихна Колыму актеров, музыкантов, художниковот гибельногодля них лесоповала.Многие обязаныжизнью этойженщине.
Под ее покровительствомнаходиласькультурнаябригада. Козинстал первойзвездой этогоколлектива.
Хотя ВадимуАлексеевичубыла предоставленаотдельная, вполне сноснаяпо магаданскимпонятиям комната, а ходил он вцивильном ивсе еще модном(диковинномздесь для многих)столичномнаряде, певецотлично понимал, что являетсятеперь крепостнымактером.
Хотя к КозинуГридасоваотносиласьс большим уважением, на остальныхее «крепостныхактеров» этоотнюдь нераспространялось.Узнав, например, что известныйрежиссер Варпаховскийимеет романс актрисойЗискинд (наволе потом онипоженились), Гридасованазначиланаказание«распутнику»в виде собираниябрусники. АВарпаховскийбыл дальтоником.
Козин вложилмного сил впроцветаниекультуры в«Столице Колымскогокрая». В Магаданееще не былофилармонии, певца оформилипри театре.Много сил отдалглавный режиссертеатра Левиновский, чтобы «пробить»выездные сольныеконцерты Козина:
« … Когда я приехалв Магадан, ВадимАлексеевичездил в сборныхконцертах.… Сейчас такихпевцов, наверное, уже нет — высочайшаяк себе требовательность.Самоедствокакое-то. Ужеготова, кажется, песня — все, а он — «нет», иработает доизнеможения.Даже на репетициине пел вполголоса.Себя изводити музыкантовтоже. Программакончится, онпоет «на бис»столько, сколькопросят, сколькосил хватает.И знаете, чтобыон хоть когда-нибудь, хоть раз рядилсяиз – за денег— никогда.Бессребреник.Он исколесилСибирь, ДальнийВосток, выступална Камчатке, Сахалине, наКурилах, в Приморье, Якутии, на Колыме…».Он пел передоленеводами, рыбаками, рабочими, строителями, моряками-подводниками.Он пел всюду, пел всем. Голосвырвался наволю. В началесентября 1950 года«за хорошуюработу и примерноеповедение»заключенныйКозин был досрочноосвобожден.Собственно, немногое поменялосьв его жизни: певец осталсяв Магадане. Онпродолжалвыступать, руководитсамодеятельностьюв театре. Жизньпродолжалась, но Козин упорноне желал вернутьсяв Москву! Мешалаи гордость, истрах, что егоуже забыли, поют другиепесни, сияютдругие звезды.
Вадим Алексеевичпосле ссылкиеще сохранили голос, и артистическуюформу, и творческийпотенциал. В1958 году он отважилсясовершитьгастрольныйнабег в центрстраны. О нет, его отнюдь незабыли! В Сочи, в разгар сезона, певец своимиконцертамичуть не сорвалгастроли московскогоТеатра имениМоссовета, –публика неизменновыбирала неспектаклиЗавадского, а романсы Козина.В результатеконцерты артистаперенесли на12 часов дня, чтобыхоть как-торазвести егос «моссоветовцами».
Но и даже послетакого триумфаКозин вернулсяв родной теперьдля него Магадан! И предпочелжить в однокомнатной«хрущевке»среди друзей, где его любят, выступать всольных концертах.У Вадима Алексеевичабыла необычнаяпримета, прокоторую зналивсе люди почитавшиеего талант. Оней поведалаодна из егопоклонниц, давшая интервьюв одну из газет:
«…Принял ВадимАлексеевичнас весьмасдержанно. Каксейчас помню, на нем был свитерс несколькимибулавками. Поцыганскомуобычаю этоделается отсглаза, как яузнала впоследствии, а на ногах обрезанныеваленки. Настоле, стульях, диване лежалигруды нот, газет, писем. Главнойже достопримечательностьюкомнаты былопианино. Нанем, вальяжноразвалившись, лежал роскошныйкот. Вадим Алексеевичпредставилего как Осю.
Холодок визитарастопил именнокот. Страстнаякошатница, ясразу завеларазговор необ искусствеи творчестве, а о кошках иневольнопочувствовала, что Козин былмне за это внутреннепризнателен.Он с горечьюрассказал мнео гибели своейлюбимой кошкиЧуни, о том, чтоиз-за своихкошек он не могуезжать надлительныегастроли, чтоони — его настоящие, верные друзьяи собеседники, понимают все, что он им говорит.Это звучалоочень трогательнои, по – моему, кот Ося этотоже понимали ценил. У ВадимаАлексеевичабыло многофотографийи всяких фигуроккошек. Когдаон выходил насцену, то всегдабрал с собойталисман –фигурку кошки.Я показала емуи свой талисман— фото моегокота Сени. Сейчаспосле гибелиСени у менярастет очаровательныйкот Ося…»
Годы не щадилиВадима Алексеевича.Маленький, некогда элегантныйобаятельныйчеловек постепенностановитсяполноватыми облысевшим, а затем превратилсяв худенькогостаричка сбеспокойными, некогда каримиглазами. Вотони – то, глаза– выражалижгучий интереск жизни, котороймог уходитьс годами, но неуходил, а наоборот, становилсявс живее и«всеяднее».Он жил, по –прежнему, внебольшойоднокомнатнойквартирке, среди пыльныхстеллажей, уставленныхкнигами, тетрадками, папками с вырезкамииз газет. Бывшемукумиру не нужныбыли просторныехоромы, остатокего жизни прошелздесь, за окнами, выходящимиво двор, спрятавшийсяза домами неподалкуот главноймагистралиМагадана. Онполюбил Магадан, написал двадцатьпесен о нем, выпустил пластинку, посвященнуюродному городу.
Козин прожилв Магаданеровно пятьдесятлет. Почтнымжителем городаместные властиего так и несделали. Он неполучил и звание«народного», несмотря напросьбы оченьвысоких лицот искусства.Бывшему осужднномуне присталобыть «народным»- так посчиталите, кто в свовремя раздавалзвания налевои направо. Запрещено.И вс же незапрещалосьходить по магаданскимулицам, дышатьвоздухом, писатьпесни. Он неписал их тольков последниегоды, когдастал слишкомстар и слаб.
К Козину приезжалииногородниегости. Поэты, композиторы, журналисты, просто заезжиес цветами толпилисьвечерами в егоквартирке. Он– магаданскаядостопримечательность.Непременнонадо посетить! К тому же эточесть – посидетьрядом с маэстро, сфотографироватьсяна память, получитьавтограф. Пообедать– старик былхлебосольным, хотя и угощалскромно: жилосьему не так ужлегко, он пересталвыступать сконцертами, оставаласьтолько пенсия…Вот какое отношение! Он принес своейславой миллионыв страну, агосударствоза это ему 120 рублейпенсию. Певцуприходило оченьмного писемс благодарностью.Он их бережнохранил. Вотодно из них: «Япрошел всювойну — 22 орденаи медали. В самыетрудные дниВы будили в насчувство любви.Разгромленныефашисты послевойны не разсвидетельствовали, что кроме оружиямы обладалипревосходствомдуши… Ваши песнисопровождалинас на привалах, в блиндажах, а то и на постах, прямо на переднемкрае: нет-нетда и замурлычешь, чтобы не уснуть…Накануне окружениягитлеровскойгруппировкипод Сталинградомнас, разведчиков, послали поглядеть— разведать, как прочносидит в землерумынскаядивизия (в районестанции Клецкая).Было морозно.Наш повар ВасяКраснопивецобещал помогать, отвлекая румынсвоим пением.А голос у парнишкибыл неплохой, и он знал многоВаших песен. Вася старалсяво всю и действительнонам помог. Дваждыон спел «Осень».Выполнив задание, мы благополучновернулись...».
С большойблагодарностьюот А. Иванова
Адрес ВадимаАлексеевичаКозина узнатьбыло не трудно, он сам сообщилего на всю странув одной из своихпесен:
Я живу в квартиреномер девять,
Школьный переулок, дом один,
Где под солнцемсеверным суровым,
Между сопоквырос Магадан…
Хотя и без этогоадреса найтиего было просто, достаточноспросить обэтом любогомагаданца. Емуписали просто:« Магадан. ВадимуКозину», и письмавсегда доходилидо адресата.
60 – е годы сталисамыми плодотворнымив его творчестве,– Орфей пишетза один только1963 год более 25песен! Орфей– это второйпсевдонимКозина. По Орфеюбыла написанакнига «ОпальныйОрфей», котораяпередавалавсю обстановкулагерной жизнив кругах творческихлюдей.
Теперь он поетне только олюбви, но и осудьбе, которойстал для негоМагадан. Этипесни не сделалисьшлягерами, –они, скорее, необходимыбыли самомуартисту попыткавысказатьнаболевшее, поделитьсяувиденным, пережитым.Чтобы лучшеузнать о творчествеВадима Алексеевичав период 1955 – 1960гг. приведулишь некоторыеотрывки из егодневника, хранившегосяв семейномархиве Козиных:
14.07.55. Хабаровск
Сегодня первыйконцерт в Хабаровскепосле 15 – летнегоперерыва. Настроениекакое – то тревожное, неспокойное.Для чего, спрашивается, я пою? Не издевкали это? Мне кажется, что да! «Тебехочется петь, но ты будешьпеть там, гдемы укажем. Некоторыхгородов тынедостоин».На что отвечу:«Я хочу подработатьнебольшуютолику деньжонок, чтобы свитьсебе под старостьгнездо и положитьна вас с прибором, получив законнуюпенсию за мойтруд». Я вовсене рвусь петь, пусть унижаютсявсе те, кто такимобразом добиваетсяпрощения. Ябольше ни в чемне виноват.Прежде всего, я чист передсамим собой, перед Богоми перед великимрусским народом, он не считаетменя виновным– я это понял, а правителиприходят иуходят. Вотперед ними яне хочу распинаться, о чем-то проситьи унижаться.
20.03.56. Владивосток
Скорее хочув Магадан. Привестив порядок своинервы, которыетак размоталагастрольнаяпоездка. Вернее, не поездка, аучаствовавшиев ней люди. Почемуони вызываютво мне чувстваомерзения игадливости? Этот вопрося часто задавалсебе.
Имею ли моральноеправо я, присвоих недостатках, так относитьсяк ним? Послемучительныхи долгих обдумыванийя убедился, чтода. Они кудаболее разложившиесялюди, с гораздоболее отвратительнымисвойствамиих натур. Хитроелицемерие, завистливость, беспрерывнаяжажда перессоритьокружающихлюдей, хамствои бескультурье, и при всем этомдемонстрацияфиктивныхсемейных добродетелейи щеголяньепартбилетом.А сколько ихтаких у нас наКолыме хотябы в одном театре...
… Скорее, скореев Магадан. Идеальнымбыло бы получитьквартирку, пенсию и уйтииз театра. Какя мечтаю каждыйдень послеработы прийти, раздеться, сесть за письменныйстол, пописатьдневник, послушатьрадио, почитатьи спокойнозаснуть насвоей собственнойпостели. Пойтипосмотретьновый фильмили спектакль.Почему людитак живут, а яне имею на этоправа?
Почему? Вместоэтого ношуськак угорелыйв поездах, трясусьв автобусахи в автомобилях, летаю в самолетах, закачиваюсьна пароходах.И каждый вечерстараюсь вытянутьиз своих связокподобие какого-тоголоса! Что этоза жизнь?!!! Чертбы его побрал, это святое длянекоторыхидиотов искусство! Именно скореев башню одиночества, тишины и покоя.Только в каком-тоизолированномот всего пространстверодятся какие-томысли. Пустьк тебе доносятсяржание, крики, вопли радостии горя, пустьты их великолепнослышишь, изучаешьих. Но к тебе, в твое царствотишины они недолжны бытьдопускаемы.Иначе не можетбыть художника.
… Как мне опротивелимои концерты.Для чего они? Кому они нужны? Что в Москвепротив моихвыступлений, это совершенноясно. Разрубитьэтот гордиевузел раз и навсегда.Измучился яот двойственногоположения.Неужели думают, что я так дорожуэтой проклятойсценой? О, еслиб я умел делатьчто – нибудьдругое, с какимнаслаждениемя бы, уходя, плюнулна эти поганыеподмостки, которые погубиливсю мою жизнь, мою душу, растлилименя, распялина позорномстолбе.
26.09.56. Александровск
Кому придетсячитать этистроки, пустьне подумает, что это строкишизофреникаили страдающегоманией писанияради писания.Некоторыестроки — этоминуты и часыневыразимыхмук и нравственныхстраданий, раскаяния засвою неправильнопрожитую жизнь.Да, неправильнопрожитую жизнь.Если бы я чуть– чуть поступилсясвоей правдивостьюи сделался хотябы временнолицемером, мояжизнь была бысовершеннодругой. Но яхочу быть самимсобой. Тот, комудостанутсяэти записки, пусть будетчестным человекоми когда – нибудьчто – нибудьскажет в моюзащиту, когдаи после моейсмерти менябудут забрасыватькамнями.
В его положенииоказывалисьи прочие незаурядныеличности, ноони, многие, возвращалисьна родной порог, в прежний кругдрузей — сновапели, конструировали, писали, возглавляли.Козин же в серединепятидесятыхгодов, будучисвободен вовсех правах, решил остатьсяв Магадане.Его, доброго, как ребенок, и доверчивого, часто обирали.Давно исчезлазнаменитаябриллиантоваязвезда, сереброи мельхиорстоловогонабора сменилалюминий, и отстарой петербургскойбиблиотекиуже немногоосталось. Унего было укралидаже старыймагнитофон, но потом отыскался.Ценности он, собственно, и не представлял, просто былдорог певцу.
В день семидесятилетиястарику в Магаданпришли горячиепоздравленияот Утесова, Шульженко, Раневской, Товстоногова, Баталова, дочериШаляпина, дочерейи сына СергеяЕсенина.
В этот деньпевец волновалсякак никогда.Старик несколькораз бегал тов театр, гдепредстоял егоюбилейный вечер(как аппаратура, где будет микрофон, как стоит рояль, откуда будетсвет), то к себена четвертыйэтаж (хорошо, что театр былрядом с домом), где лежал отутюженныйновый костюм.Наверное, какполвека назад, он собиралсявыйти из дому, перекинув черезруку отполированныебрюки. Но когдаон перед самымторжествомпоследний разприбежал домой— костюма небыло. Кто-товыкрал. Он успелпривести впорядок старыйПотом маэстросоветскойэстрады ушелна заслуженныйотдых. Так пролетелодесять лет, акогда Козинуисполнилосьвосемьдесятего пригласилина юбилейныйконцерт в Москву.Он отказался.Мотивируя своейотказ старостью.
Им пользовалисьиногда, чтобызаманить нагастроли другихзнаменитыхартистов (теи приезжаличасто с условием, что им покажутКозина). Местныепокровителиискусств словодержали, попросилистарика неотказать поглядетьна него. Козиндля Магадана, как для ЛенинградаЭрмитаж. Знаменитыеписатели, ученые, спортсмены, художники, бывая в этихкраях по своимделам, тожезаглядывалимимоходомполюбопытствоватьна живой экспонат.Иногда обещали, при случае, вМоскве замолвитьслово. Потомони уезжали, а он оставался, снова никогда, нигде, никемне вспоминаемыйвслух. Но умерон, к счастью, не в одиночестве.К нему приехалаодна из давнихпреданныхпоклонниц, которая привелав порядок старикаи его квартиру.Так в 1994 году19декабря покинулнас Вадим АлексеевичКозин. В честьнего была открытамемориальная– квартирамузей в Магадане, где всю своюжизнь прожилартист. Нашепоколениепомнит великогоартиста, певца, для нас по –истине ЗАСЛУЖЕННОГОМАЭСТРО Советскойэстрады.
Заключение
В судьбах людей, в том числе иочень талантливых, случаютсясрывы, заблуждения, роковые ошибки, тяжелые болезни, приводящиек печальными даже трагическимпоследствиям.Оправданийза талант тутнет. Но то, чтоэтим талантомсоздано и намипризнано, то, что написано, изобретено, спето, — развеэто все уже нестало нашимдостояниеми разве не можетслужить нами нашим потомкам, как служилопрежде? Судьбапевца ВадимаКозина полназагадок до сихпор. И даже неконкретныхзагадок (ихвполне разъясняютдокументы, нужно толькоархивы поднять), а некая общаязагадка лежитна судьбе этогочеловека. Онпоневоле отразилв своей судьбевсю сложностьи неоднозначностьэпохи. Такойизвестный…Только молодостьу него быласчастливой.Но на судьбуон никогда нежаловался. Как, впрочем, и нато, что былзнаменитым, а жил в бедности.Но зато у негобыло многодрузей и поклонников.Он доказал, чтоцентр Россиинеобязательноразвиваетсяс Москвы, чтов провинциитоже могут бытьгерои, у которыхслава расходитсяпо всей странеи за ее пределы.Если бы ВадимАлексеевичуехал за границу, то там его приняликуда лучше чемв нашей стране.Но он оказалсяпатриотом«безбожнойРоссии».
Вадим Козинне старалсязаглушитьпением подмикрофон своихконкурентов.Всегда старалисьзаглушить его, а он пел вообщебез микрофона.Голос Козинабыл очень приятный, тплый, мягкоготембра. ПениеКозина в еголучшие годы(1930-1940-е годы) производиточень большоевпечатлениеблагодаряточнейшемуинтонированию, тонкому ипроницательномупрочувствованиюматериалапесни. Он, черезсвои песниобщался со всемнародом, которыйпоневоле страдалот массовыхрепрессий, войны – полногобезбожия встране, страдающейот социальнойболезни 20 века– большевизма.Но все горестии несчастиябыли пережиты.Потому что людилюбили талантВадима Козинаи верили в лучшеебудущее.Список литературы
Архивная справкао рождении В.А.Козина. Выданацентральнымгосударственнымархивом Санкт– Петербурга.
ГиммервертА. Материал избуклета к альбому«Письмо изМагадана» М.: Музыкальноеизд-во, 1997
Козин В.А\Козин, Вадим Алексеевич— RuData.mht
Козин В.А\Мемориальныймузей-квартираВадима АлексеевичаКозина.mht
Мазуренко А.Т.«Серпантинсудьбы». «Воспоминаниео почетномкарауле» / Явьи тайна, дальи близость. М.: Верхи – АВ,2000год.
Мемориальнаямузей – квартираВ.А. Козина// www. Museum.ru/М 2881
Памяти ВадимаКозина. // Музыкальнаяжизнь. – 1998. – февраль.(Ж 2(915)). – С. 17
ПоляновскийЭ. Венок раскаяния.//Певец. М.: Известия,1991
С сайта ПервогоКаналаhttp://www.1tv.ru/owa/win/ort6_main.mainp_news_title_id=71428
ЧернявскийА. «Тайны северногоГУЛАГА: о новойэкспедициихабаровскихкраеведов, опринудительномтруде и репрессияхна ДальнемВотоке. ТОЗ –2000 – 17 июля с 3.
Шарова Е. «Усудьбы естьцена…И у памяти…»// Территория– 1995. – 4 июля с –1,3.
Шарова Е. Городской«романс», посвященныйВадиму Козину.// Территория.– 1991. — 12 дек. (Ж102). — С. 12


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат О музыкальном решении пластического спектакля. Некоторые критерии подбора музыки при создании спектакля
Реферат Шпоры по ТГП к ГОСАМ
Реферат НТП Цивилизация
Реферат Cols=2 gutter=28> министерство образования и науки российской федерации московская финансово – юридическая академия
Реферат Особливості стилю українського бароко
Реферат Возникновение и развитие феодального государства и права
Реферат Производство по административным нарушениям
Реферат Азовське море
Реферат Учет и анализ расчетов с поставщиками и покупателями
Реферат Прогноз и профилактика неосторожной преступности
Реферат Буржуазныя рэформы 1860 - 70-х гадоў і контррэформы 1880 - 90-х гадоў
Реферат Демократическое государство
Реферат Пищевые производства
Реферат Резисторы и конденсаторы в полупроводниковом исполнении Топологические решения и методы расчета
Реферат Лекции по ТГП из МНЭПУ